Оргранизационные структуры понятие структуры организации


Скачать 187.93 Kb.
НазваниеОргранизационные структуры понятие структуры организации
Дата публикации12.07.2013
Размер187.93 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Астрономия > Документы

ОРГРАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ
ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют, между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и др. линейных и функциональных единиц.

Организации создают структуры для того, что бы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделение и работников. структуры организации отличаются друг от друга по следующим параметрам:

  • сложностью – степенью разделения деятельности на различные функции;

  • формализацией – степенью использования заранее установленных правил и процедур;

  • соотношением централизации и децентрализации – т.е. уровнями на которых принимаются решения.

Структурный подход применяется в организациях для определения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними.

Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

Структура предполагает специализированное разделение труда как по горизонтали, так и по вертикали.

Вертикальное разделение труда реализуется на основе принципа иерархии сверху вниз. Ведущим критерием является подчиненность сотрудников на каждом уровне. Высшей руководитель организации может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, которым в свою очередь подчиняется руководитель низшего звена управления. Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управлении и исполнителем, тем более сложной является данная организация.

Горизонтальное разделение направленно на дифференциацию функций. Оно отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами или между отдельными работниками.

Число подчиненных, отчитывающихся перед одним руководителями, называется охват контролем – определение оптимального числа работников, подчиненных одному руководителю.

С учетом рационального охвата контролем и в интересах достижения эффективной координации и управления организация подразделяется на соответствующие структурные единицы – отделы, службы, департаменты. Такой подход к организации называется департаментализацией.

Важной характеристикой структуры организации является соотношение централизации и децентрализации.
^ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Концепция бюрократии первоначально была сформирована немецким социологом Максом Вебером в начале 20 века.

Слово «бюрократия» обычно вызывает полный набор негативных характеристик: канцелярскую волокиту, бесполезную работу, многочасовое ожидание. Все это действительно бывает, но причиной этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил организации, трудности связанные с размером организации и повелением сотрудников.

Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Она рассматривала бюрократию как некую нормативную модель, идеи, к достижению которой организация должна стремиться.

В настоящие время выделяют 6 характеристик бюрократии, описанных еще М. Вебером:

  1. Иерархическая командная цепочка. Бюрократическая организация имеет структуру пирамиды с высшим руководителем в верхней цепочке, который распределяет весь объем работ и делегирует ответственность на более низкие уровни управления по цепочке команд, которая доходит до каждого работника. Цепочка команд разрешает потенциальные конфликты, четко распределяя обязанности, полномочия и ответственность между персоналом организации.

  2. Специализация должностных обязанностей, т.е. четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности. Специализация ведет к более эффективному выполнению каждой функции или отдельной работы в организации.

  3. Единая политика в области прав и обязанностей. Единые нормы и правила предусматривают права и обязанности руководителей и работников. В бюрократической организации руководитель отвечает за деятельность всех подчиненных и имеет право отдавать им распоряжения, которым они должны беспрекословно подчиняться. Основная обязанность работника заключается в том, чтобы точно следовать указаниям руководителя.

  4. Стандартизированные операции на каждом участке работы. Единые нормы и процессы являются основой стандартизации действий, их последовательности и этапов. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в организации.

  5. Карьера, основанная на профессиональной компетенции. Бюрократическая система придерживается политики продвижения работников по служебной лестнице на основе их квалификационного роста. Это позволяет организации обучать и удерживать на работе высококвалифицированных специалистов.

  6. Безличностные отношения предполагают взаимоотношения не человека с человеком, а рель с ролью. Бюрократическая структура и должностные инструкции предписывают то, что ожидается от каждого индивида.

В литературе бюрократические структуры часто называются механистическими. В настоящие время механистические структуры характеризуются большой сложностью, высокой степенью формализации, низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений, жесткой иерархии.
^ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
Функциональная структура является старейшей и наиболее часто используемой. Ее еще называют традиционной, или классической. Этот вид структуры — результат департаментации (разделения) управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою определенную задачу в управлении, т. е. выполняет определенную функцию. При этом выполнение такой задачи осуществляется с учетом цели всей организации. В зависимости от вида организации (производственная, учебная, торговая и др.) функциональные отделы могут быть различными по своему содержанию. На рис.2, показана функциональная структура

^ Функциональный руководитель

(функция а)

Функциональный руководитель

(функция б)

Бригада

Бригада

Бригада

РУКОВОДИТЕЛЬ

ИСПОЛНИТЕЛИ

Рис. 1. Функциональная структура

Преимущества и недостатки функциональных структур

ПРЕИМУЩЕСТВА

1.Стимулирует профессиональную специализацию.

2.Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.

3.Улучшает координацию в функциональных областях.

НЕДОСТАТКИ

1.Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.

2.В большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.


Рассмотренные трудности заставили искать другие виды структур. Функциональная структура эффективна в малых и в некоторых средних фирмах. Большие корпорации уже в течение нескольких десятилетий применяют дивизиональную структуру. Слово «дивизиональный» происходит от английского слова «division», что означает «разделение, часть, отдел». Деление организации на отделы в этом виде структуры происходит по трем другим признакам: по продукту, группам покупателей и географическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления или родительской (головной) фирме, корпорации.

Необходимость дивизиональных продуктовых структур вызвана ростом крупных организаций, проникновением их в новые производственные сферы, часто совершенно отличные от старых. Возникли управленческие отделы, занимающиеся определенным продуктом. Полномочия по производству и сбыту такого продукта передаются одному руководителю. Руководители второстепенных функциональных служб должны отчитываться перед ним.
Президент

По изделиям из дерева

По изделиям из стали

По изделиям из пластмасса

Вице-президенты

Рисунок 2 - Продуктовая структура
Организационные структуры, ориентированные на потребителя, состоят из подразделений, каждое из которых работает на определенную категорию потребителей. Почти все крупные корпорации имеют такие отделы. Типичными примерами таких структур являются структуры коммерческих банков, многих торговых организаций и даже учебных заведений.

Президент

Товары народного потребления

Товары для оборонной промышленности

Промышленные товары

Вице-президенты


Рисунок 3 - Структура ориентированная на покупателя
Создание региональных дивизиональных структур, так же как и продуктовых, обусловлено ростом корпорации, распространением ее влияния на обширные территории внутри страны и особенно за рубежом. Практически все транснациональные компании включают региональные подразделения. Причем такие подразделения могут быть большими и совсем малыми, однако все они имеют определенную самостоятельность.

Президент

Южный район

Восточный район

Промышленные товары
Вице-президенты

Рисунок 4 - Региональная организационная структура

Выбор конкретного типа дивизиональной структуры (по продукту, покупателю или по географическому признаку) зависит от того, какой фактор особенно важен для фирмы в целях обеспечения ее стратегических планов.

Преимущества и недостатки дивизиональных структур:

ПРЕИМУЩЕСТВА

  1. способствуют росту фирмы (корпорации);

  2. повышают самостоятельность менеджеров, степень их ответственности за производство;

  3. способствуют расширению знаний и создают хорошие условия для подготовки менеджеров высшего звена.

НЕДОСТАТКИ

  1. вероятность дублирования деятельности;

  2. недостаточное общение между специалистами различных отделов;

  3. слабые связи с головным предприятием, в результате чего головная фирма часто не может проконтролировать деятельность своих дивизиональных подразделений.

^ СУЩНОСТЬ ЛИНЕЙНЫХ, ЛИНЕЙНО–ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И
ЛИНЕЙНО–ШТАБНЫХ СТРУКТУР


Линейная структура понятие линейной структуры носит такое название потому, что все ее элементы находятся на прямой линии подчинения, от верхнего -уровня до самого нижнего. Каждый уровень управления подчиняется вышестоящему.

Линейная структура в свою очередь имеет две разновидности или формы: плоскую и многоуровневую.

Линейная плоская структура имеет мало (2, 3) уровней и рассчитана на большое число работников, подчиняющихся одному руководителю. Она проста по форме Линейная многоуровневая структура имеет низкую норму управляемости, т. е. небольшое число сотрудников подчиняется одному руководителю. Такая структура более сложна по форме.

Преимуществом плоской структуры является ее простота. Однако при многоуровневой структуре эффективность труда выше. Это достигается благодаря более тесному контакту между руководителями и подчиненными, большей удовлетворенностью тех и других в результатах своего труда.

Линейно- функциональная структура объединяет преимущества функциональных и линейных структур управления. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей состоит в том, что по административным вопросам каждый работник подчиняется одному руководителю, а функциональные звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их компетенции. При этом право принятия окончательного решения сохраняется за общим руководством.

Линейно-штабная структура. Линейная структура (плоская и многоуровневая) действует эффективно до тех пор, пока организация (фирма, корпорация) является не очень большой. С ростом фирмы у ее руководства возникает необходимость в привлечении специальных экспертов.

Это могут быть эксперты при президенте — советники, референты; юридические службы, специалисты по маркетинговым исследованиям, службы охраны труда, независимые контрольные органы. Если они подключаются к работе фирмы, ее структура становится линейно-штабной (от английского слова staff — персонал, штаб). Необходимость в такого рода штабах возникает из-за увеличивающихся функциональных сложностей организации. Таким образом, линейное руководство фирмы дополняется штабным (рис. 6.)

Разделение полномочий между линейными и штабными отделами чаще всего связано с двумя видами целей и задач. Линейные руководители несут ответственность за достижение первичных, главных целей фирмы; штабные отвечают за решение вторичных задач, подчиненных главным целям. В общей системе штабные руководители, подчиняясь линейному руководству, выполняют функции консультантов. Однако нередки случаи, когда такая консультативная служба специалистов выступает на первый план и в значительной степени воздействует на всю производственную и управленческую систему фирмы. Важную роль играют юридические службы при президенте.

Взаимоотношения между штабными и линейными подразделениями, как правило, сложны и не всегда доброжелательны. И те, и другие пытаются отстаивать свой приоритет, что часто кончается даже серьезными конфликтами. Менеджеры штабных отделов считают себя более квалифицированными специалистами и вправе давать указания линейным руководителям. Последние часто вынуждены отстаивать право на общее руководство.

ПРЕЗИДЕНТ

Помощник президента

Юрист консульты

Кадры

Производству

Исследованиям

Маркетингу

Директор по маркетинговым исследованиям

Менеджер по рекламе

Менеджер по продажи

Руководитель по подготовке торгового персонала

Торговый персонал

Финансам


Линейные связи
Штабные связи
Рисунок 6 - Линейно-штабная структура
Преимущества и недостатки линейно-штабной структуры

ПРЕИМУЩЕСТВА

        1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций

        2. Освобождение линейных менеджмеров от решения некотьорых специальных вопросов

        3. Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов

        4. Исключение дублирования параллелизма в выполнении управленческих функций

5. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля

НЕДОСТАТКИ

              1. Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих»подразделений

              2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами

              3. Появление тенденций чрезмерной централизации

              4. Длительная процедура принятия решений

Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения

В больших корпорациях штабные организации нередко перерастают в самостоятельные центральные органы управления, дублируя и усложняя работу линейных руководителей. Нередко единственным выходом из создавшегося положения становится реорганизация управленческих структур путем резкого сокращения числа штабных подразделений или их служащих.

^ ОРГАНИЧЕСКИЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ

Начиная с 60-х годов некоторые организации, столкнулись с таким положением, когда внешние условия их деятельности менялись очень быстро, технологии развивались стремительно, а проекты становились настолько сложными, что недостатки механических структур стали превышать их достоинства. Чтобы организации могли своевременно реагировать на изменения окружающей среды и внедрить новые технологии стали разрабатывать органические или адаптивные организационные структуры.

Органический подход к построению организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, гибкостью структуры и небольшим количеством уровней иерархии. Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более гибкой. Органические структуры наиболее эффективны в условиях, когда используется не рутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и меняется сложное и динамичное внешнее окружение.

Наглядным примером эффективного применения органических структур является организация производства электронной техники: технология электронного производства меняется очень быстро.

Органические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи. Они не имеют формализованной структуры управления, а следовательно, обеспечивают служащим организации большую свободу, возможность выбора.

Большое число специалистов видит в органическом подходе будущее и продолжает критиковать механистические структуры. Однако руководители должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, и на этой основе делать свой окончательный выбор. В управлении не существует понятия «хорошей» или «плохой» системы. Есть выбор соответствующий имеющимся условиям, и выбор им не соответствующий. При изменении условий может изменяться и выбор.

Характеристики и условия эффективного применения механистических и органических структур




Механистические структуры

Органические структуры

Характеристики

Узкая специализация в работе

Широкая специализация

Работа по направлениям

Мало правил и процедур

Четкие права и ответственность

Коллективная ответственность

Ясность в управлении и иерархии

Уровни иерархии размыты

Объективная система отбора и вознаграждения кадров

Субъективная система отбора и вознаграждения

Отношения формальные и носят формальный характер

Отношения неформальные и носят личностный характер

Условия

Несложное, стабильное окружение

Сложное, нестабильное окружение

Цели и задачи известны

Неопределенность целей и задач

Задачи поддаются делению

Задачи не имеют четких границ

Задачи простые и ясные

Задачи сложны

Работа измеряема

Работу измерить сложно

Оплата труда мотивирует

Мотивирование потребностей верхнего уровня

Признается данная власть

Авторитет власти завоевывается



^ ПРОЕКТНОЕ И МАТРИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Проектное управление – управление важнейшими видами деятельности в организации, которое требует постоянного руководства в условиях строгих ограничений по затратам, срокам и качеству работы. Если в организации возникает необходимость разработать и осуществить проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специальных технических, экономических, социальных и иных вопросов, и с другой стороны – деятельность разных линейных и функциональных подразделений, то следует найти наиболее подходящую, эффективную форму решения данной задачи.

Проектная структура – временная организация, созданная для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Ее членами являются высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для реализации сложного проекта. После завершения проекта группа распускается. Работники возвращаются в свое подразделение или переходят в другую проектную команду. Руководителю проекта полностью подчинены все члены команды и все ресурсы, выделенные для данной цели.

Существенной особенностью организационного процесса в проектной структуре является установление, как правило, более тесных и дружеских связей в коллективе, чем в постоянных отделах. Профессиональные и человеческие отношения внутри группы необходимо организовать таким образом, чтобы каждый сотрудник приносил наибольшую пользу. Проектная структура применяется при разработке нового технологического продукта и т.д. проектные структуры различают между собой по масштабу деятельности, широте охвата научно-технических проблем производства, характеру связей с линейными и функциональными звеньями.

Матричная структура представляет собой комбинацию двух видов департаментации (разделения): по функциям и по продукту. Наложением проектной системы на функциональную. Полученная схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток. Ряд исследователей называют такую структуру или близкую к ней клеточной.

В матричной структуре имеется двойное подчинение: руководителю отдела и руководителю проекта, который отвечает за интеграцию всех видов деятельности по данному проекту, за стратегию проекту и за результаты работы. В его распоряжении передаются финансовые ресурсы. Руководитель функционального отдела принимает участие в организации работы, контролирует ход работы, сроки и осуществляет реализацию или продажу продукта.

Такова общая формула разделения полномочий. Ее конкретные варианты и бывают разнообразными, возможны экстремальные случаи и конфликты, необходимые равновесия властей могут нарушаться за счет «захвата властей» только одной из сторон: функциональным руководителем или ответственным за проект.

Матричная структура имеет рад очевидных преимуществ. Она дает возможность быстро реагировать и адаптироваться изменяющимся внутренним и внешним условиям деятельности фирмы; позволяет осуществлять эффективное балансирование между запросами потребителя и необходимостью экономии ресурсов; способствует поддержанию прямых контактов между специалистами, прямому доступу к необходимой информации; ослабляет бюрократические тенденции внутри отдела через линейное подчинение ученых и специалистов; как правило, увеличивает мотивацию деятельности за счет более демократических норм поведения, чем это принять в функциональной структуре.

В это же время матричная структура имеет недостатки. Она представляет собой довольно сложную структуру, способную породить различные конфликтные ситуации из-за нечеткого определения реальных полномочий ее руководителей. Такая неясность может водить к стрессам не только руководителей, но и людей, работающих в их подчинении.

Сложность и возможная конфликтность в матричной структуре являются настолько серьезным недостатком, что побудили многие фирмы пересмотреть в последнее время свое отношение к ним.

Менеджмент развитых стран ищет новые, более простые формы органических структур.

Исследования в практике западного менеджмента показали, что использование проектных и матричных структур целесообразно при следующих условиях:

- разрабатываемым проект должен быть уникальным. Работа над ним не должна носить рутинный характер;

- частая схема ассортимента или технологий;

- работа группы над проектом должна вести ограниченное время. Как только продукт поступает в серийное производство, он передается уже в обычные функциональные отделы;

Руководитель отдела

Продукт 1
Рекламирование

Исследование рынка

Продажи

Финансы

Производство

Создание нового продукта

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Группа 4

Группа 3

Группа 2

Группа 1


Рисунок 7 – Матричная структура

В этой фирме одновременно разрабатывается создание и выпуск 4-х продуктов, за каждый их которых отвечает отдельный руководитель.

Все 4 группы служащих выполняют цепочку функций, от его создания до производства и продажи. На схеме эти виды деятельности обозначены связями между кружочками.
^ НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Структуры, о которых пойдет речь, по существу являются новыми разновидностями проектной и матричной структур. Они включили их положительные качества.

  1. ^ Групповая (бригадная) организационная структура.

Название «бригадная» форма организации обычно соотносится с производством. Она представляет собой рабочий центр, имеющий «ячеечную» структуру. В обычном производственном центре работы выполняются в конвейерном режиме на основе функционального разделения труда (обработка, сборка и т.д.). Каждый работник в зависимости от своей специальности выполняет один или два вида операций.

При ячеечном построении рабочего центра необходимым набор техники сосредоточен в одном месте, вся бригада принимает участие в производстве продукта от начальной до конечной стадии.

Эта структура производства имеет ряд существенных достоинств:

- работник участвует в производстве от начала до конца.

Он воспринимает продукт как результат своего собственного труда;

- работник овладевает различными профессиями и навыками, иначе он не сможет быть полезным в бригаде;

- в этой структуре нет таких жестких регламентаций, как в функциональном отделе.

- бригадная структура боле эффективна. Она позволяет сокращать время на перемещение из одного цеха (отдела) в другой и более оперативно решать возникающие проблемы.

Почти все западные корпорации включают в свои организационные структуры такие автономные центры. Этот подход к производственно - управленческой организации наиболее характерен для японских фирм. В практике менеджмента широко известен опыт японских кружков качества. Это бригадная форма работы, в которой все подчинено не просто выпуску продукта, по идее его качества, высоких потребительских свойств. (Обсуждается все лучшее).

  1. ^ Организационная структура по принципу рынка

Это такое внутрифирменное построение, в котором связь между подразделениями основывается на чисто экономических отношениях купли-продажи.

Автор этой модели менеджмента американский ученый Дж. Форрестер. По его мнению, в фирме должна существовать конкуренция между ее подразделениями, поскольку способствует развитию прогресса.

Центры коммерческих расчетов в такой структуре выполняют коммуникативные функции между отделами.

^ 3.Венчурные организации. Современными модефикациями проектных (программно-целевых) организационных структур являются венчурные и инновационные. Оба эти названия в определенной степени являются синонимами. Англ. Слово «renture» означает «рискованное дело», «рискованное предприятие».

Как правило, рискованное дело в бизнесе связано с разработками инноваций, т.е. принципиально новых технологий, товаров или услуг.

Во всех странах с развитой экономикой большие фирмы создают такие структуры. Исследования показывают, что наиболее перспективный путь мобильного реагирования на быстро меняющиеся условия рынка.

Принципы построения и действия венчурного отдела в фирме тот, же, что и на самостоятельном венчурном предприятии. Как известно венчуры относятся к малому бинесу. Их характерными особенностями являются:

- рисковый бизнес, т.е. предприниматель выбирает совершенно новый, никем ранее не разработанный (инновационный) объект и рискует своим капиталом;

- разработка и доведение продукта до выпуска в наукоемкой венчурной фирме происходит значительно быстрее (в 1/3 часто в 2/3 раза), чем в функциональных отделах больших фирм, корпораций. Это объясняется двумя причинами: собранностью и направленностью деятельности ее маленького коллектива и специфическим подходом таких организаций к выбору инновационного объекта. Все подчиняются рациональному, ориентации на конечный продукт.

- Венчурная фирма, как и весь малый бизнес обладает большой маневренностью в мире бизнеса. Будучи самостоятельной организацией, она имеет возможность быстро менять схемы, способы и приемы работы;

- Венчурный предприниматель (менеджер) должен обладать предприимчивостью, уметь координировать деятельность всех звеньев венчурной организации.

Похожие:

Оргранизационные структуры понятие структуры организации iconТема №1: «Социальные отношения и взаимодействия»
Понятие социальной структуры общества. Основные подходы к определению социальной структуры
Оргранизационные структуры понятие структуры организации iconСоздание структуры как способ усиления воздействия на общество
Дружина кпе города Бийска является фактическим продолжением структуры Всероссийской Политической Партии «Курсом Правды и Единения»,...
Оргранизационные структуры понятие структуры организации iconГ раф логической структуры темы (продолжение) граф логической структуры темы з
Редраковые заболевания кожи лица, красной каймы губ, слизистой оболочки полости рта
Оргранизационные структуры понятие структуры организации iconТема: Основные типы организационных структур маркетинга
Структуры отделов маркетинга различаются в зависимости от размеров и специализации предприятия, объемов и вида продукции, каналов...
Оргранизационные структуры понятие структуры организации iconВо сколько раз видимое изображение структур больше истинного?
На свободной поверхности клеток расположены структуры, в которых под электронным микроскопом видны 9 пар периферических и 2 пары...
Оргранизационные структуры понятие структуры организации iconМорфология и физиология бактерий
Поверхностные структуры бактерий: капсулы, жгутики, ворсинки, клеточная стенка, под ней – цитоплазматич мембрана. Внутр структуры:...
Оргранизационные структуры понятие структуры организации iconКурсовой проект по учебной дисциплине «Экономика и социология труда»...
Теоретические аспекты понятия социальной структуры трудового коллектива
Оргранизационные структуры понятие структуры организации iconСлоговой структуры слов
Предложена система логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для...
Оргранизационные структуры понятие структуры организации icon"Диалог с голосами"  и  формирование структуры личности
«я», которые называются субличностями. Субличности это структуры психики человека, которые возникают на разных этапах  развития человека...
Оргранизационные структуры понятие структуры организации icon1. На любом отделе пищ-я трубка состоит из 4 оболочек: слизистая,...
Классиф по типу секреции: а мерокриновые – без нарушения структуры клетки, б апокриновые – «отшнуровка», разрушается апикальная часть...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница