๑۩۩๑ дагестанские ковры ๑۩۩๑


Скачать 51.28 Kb.
Название๑۩۩๑ дагестанские ковры ๑۩۩๑
Дата публикации08.04.2013
Размер51.28 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Астрономия > Документы
๑۩۩๑ ДАГЕСТАНСКИЕ КОВРЫ ๑۩۩๑

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа. Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.

Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.

Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло своих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!

Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.

В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.

Этому ремеслу отводилась целая комната, в которой стоял просто огромный станок.

Бурному развитию ковроделия на юге Дагестана способствовало три фактора: первый фактор — близость Ирана (то есть Персии), второй – то, что здесь проходил Великий шелковый пут, третий – широкое распространение Ислама. Ну, влияние близости Персии мы уже рассмотрели. На протяжении нескольких веков центром торговли на Кавказе был город Дербент, которые служил форпостом между Западом и Востоком. Город был входил в маршрут Великого шелкового пути. Несомненно, что это придало толчок развитию всех ремесел, особенно, ковроделию. К тому же, многие торговцы знали, что именно в Дербенте можно было найти шерстяные нитки самых разных цветов и окрасок (местные ремесленники научились получать естественные красители из кустарников и трав).

Влияние распространения Ислама на Северном Кавказе тоже можно «разложить по полочкам». Понятно, что персидские торговцы и ремесленники охотнее делились своими секретами и чаще покупали товары у мусульманского населения. К тому же, до сегодняшнего дня принято молиться (совершать намаз) на ковриках, которые получили название «намазлыки»:

Все это не могло не сказаться на развитии ремесла у народов Северного Кавказа. Но, было бы удивительно утверждать, что только табасаранцы имеют традиции ковроделья. Я подчеркиваю то, что это является их национальным ремеслом. Но, все народы Дагестана были заняты ковроткачеством. Например, лезгины в селениях Ахты, Курах, Касумкент с большим успехом ткали ковровые изделия. Аварцы из Хунзаха, селения Цада (родина Расула Гамзатов), Гергебиль славились производили безворсовые ковры. Даргинцы из селения Леваша ткали шерстяные паласы. Кумыки, проживающие в селениях Буглен, Каякент, Дургели изготавливали войлочные ковры и узорчатые шерстяные паласы. Таким образом, можно перечислить каждый народ, который вложил большие усилия в развитие ковроделия в Дагестане.

c:\users\о\desktop\даг ковры\kmn_4kyr1qo.jpgc:\users\о\desktop\даг ковры\kruemhnmqbg.jpg

^ ВОРСОВЫЕ ДАГЕСТАНСКИЕ КОВРЫ

Итак, ворсовые ковры в классическом исполнении можно узнать по геометрическим изображениям, олицетворяющим растения, животных и самого человека. Таким образом, раньше умелицы с помощью таких вот геометрических изображений показывали окружающий мир. Ученые называют это явление «языком коврового искусства». Кстати, очень часто на подобных изделиях изображали целые сцены, баталии и обряды. Со временем язык коврового искусства был утерян и изображения стали носить декоративный характер.

Здесь нужно сказать, что вне зависимости от типа, все ворсовые ковры имеют одинаковую композиционную структуру: центральное поле и бордюр. Подобная компоновка ковра придает целостность всему рисунку ковра (бордюры ограничивают центральную часть и образуют замкнутость). Кроме того, можно классифицировать ковры и по орнаменту композиции на три вида:

1. Центрический — весь орнамент сводится к выделению центральной фигуры ковра, так называемого «медальона».

2. Фоновой – орнамент без какой-либо одной крупной фигуры, но мелкие фигурки заполняют весь фон.

3. Каймовый – орнамент выполнен так, чтоб привлекать внимание на «бордюр» ковра. Такой тип орнамента называют еще «каймовым».

Говоря о ворсовых коврах, нельзя не сказать и о тех цветовых решениях, к которым прибегали народные умельцы. Фоном почти всех ворсовых изделий служит синий или вишнево-красный цвет, что по идее должен сильно напрягать взгляд. Но, цветовая гармония достигается за счет использования мелких и средних деталей самого разного цвета (до 24 оттенков).

c:\users\о\desktop\даг ковры\txrnbpehrqyвойлочн.jpg

^ БЕЗВОРСОВЫЕ ДАГЕСТАНСКИЕ КОВРЫ

К этой группе относятся – красивейшие азербайджанские и лезгинские сумахи. Главная особенность сумахов – большое бытовое использование. Чаще всего их используют для покрытия пола (в отличии от ворсовых ковров, которые используются для стен). Сумахи бывают намного больше обычных ковров. Кроме того, они более мягкие, так как при их изготовлении применяют специальную технику плетения, которая позволяет оставлять под ковром шерстяные нитки длиной в 10-15 сантиметров (это и делает их такими мягкими).

К безворсовым коврам относятся также «давагины». Характерными чертами данных ковров является то, что они двусторонние и имеют синий или темно-голубой фон, на котором и располагается орнамент, который называется «рукзал». Такие ковры распространены у аварцев. Основной рисунок ковра состоит из нескольких «медальонов» и отростков, ответвляющихся от этих «медальонов».

Паласы. Изготовляли их из шерсти, хлопка и даже конопли. Паласы не обладают такими же сложными и красивыми узорами, как ковры, но они очень практичны и очень часто используются в быту.

c:\users\о\desktop\даг ковры\безв.jpgc:\users\о\desktop\даг ковры\uvmcesyaqe8безворс.jpgc:\users\о\desktop\даг ковры\mmxrp1bp4fwбезворс.jpg

ВОЙЛОЧНЫЕ КОВРЫ

Они распространены у северных дагестанских народов – аварцев, ногайцев, даргинцев, кумыков. Самые известные войлочные ковры – это «арбабашы». Изготавливаются из войлоков различных цветов, которые накладываются друг на друга и, таким образом, вырезается орнамент.

c:\users\о\desktop\даг ковры\xbn_tit3krg.jpg

От создателей группы ۩۞۩КАВКАЗ۩۞۩ От Души: Статусы,Картинки,Музыка۩۞۩

http://vk.com/club_kavkaz_rulit

Похожие:

๑۩۩๑ дагестанские ковры ๑۩۩๑ icon1. Обозначение места и времени действия
«великолепные ковры» снегов «под голубыми небесами». Пространства, оказывающиеся по разные стороны границ, могут быть не только разделены,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница