Johann Wolfgang von Goethe


НазваниеJohann Wolfgang von Goethe
страница1/57
Дата публикации07.03.2013
Размер6.18 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Johann Wolfgang von Goethe


Faust. Der Tragödie erster Teil (Фауст. Первая часть трагедии. Первая часть «Фауста» печатается без «Посвящения», «Театрального вступления» и «Сна в Вальпургиеву ночь». В сносках к тексту использованы комментарии Н.Н. Вильмонта.)
Prolog im Himmel (пролог на небесах; der Himmel)
Der Herr (Господь). Die himmlischen Heerscharen (небесные воинства; das Heer – войско, воинство + die Schar – отряд, множество).

Nachher Mephistopheles (затем Мефистофель).

Die drei Erzengel treten vor (вперед выступают три архангела (архангелы Рафаил, Гавриил и Михаил – старшие ангелы, окружающие Бога.); vortreten – выступать вперед; treten – ступать).
RAPHAEL (Рафаил):

Die Sonne tönt nach alter Weise (Солнце звучит по-старому = как звучало всегда; tönen – звучать; die Weise – способ, манера; мелодия)

In Brudersphären Wettgesang (в певческом состязании братских сфер; die Wette – пари, состязание + der Gesang),

Und ihre vorgeschriebne Reise (и предписанный ему путь: «eе предписанный путь /die Sonne/»; vorschreiben – предписывать)

Vollendet sie mit Donnergang (завершает громовым раскатом; vollenden – завершать, заканчивать, voll – полный + das Ende – конец. В этих стихах Гёте говорит о гармонии сфер – понятии, заимствованном у древнегреческого философа Пифагора (580-510 гг. до н. э.). Вокруг центрального огня, Гестии, ведут хороводы 10 божественных тел: небо неподвижных звезд, 5 планет, за ними Солнце, под Солнцем Луна, под Луною Земля, а под нею – «противоземие» – особая десятая планета, которую пифагорейцы принимали для круглого счета, или для объяснения солнечных затмений. Каждая сфера, вращаясь, издает звук определенной высоты. Расстояния сфер от Земли находятся между собою в определенных гармонических отношениях, следствием которых является производимое совокупным движением светил благозвучие, или музыка сфер.).

Ihr Anblick gibt den Engeln Stärke (его вид придает силу ангелам; der Anblick – вид),

Wenn keiner sie ergründen mag (/и/ если = /и/ пусть никто не в состоянии познать его = способ его /солнца/ воздействия; ergründen – измерить, дойти до сути, der Grund – дно, основание);

Die unbegreiflich hohen Werke (непостижимо высокие = великие творения /дела Господни/; begreifen – постигать)

Sind herrlich wie am ersten Tag (великолепны, как в первый день /Творения/).
^ Prolog im Himmel
Der Herr. Die himmlischen Heerscharen.

Nachher Mephistopheles.

Die drei Erzengel treten vor.
RAPHAEL:

Die Sonne tönt, nach alter Weise,

In Brudersphären Wettgesang,

Und ihre vorgeschriebne Reise

Vollendet sie mit Donnergang.

Ihr Anblick gibt den Engeln Stärke,

Wenn keiner sie ergründen mag;

Die unbegreiflich hohen Werke

Sind herrlich wie am ersten Tag.
GABRIEL (Гавриил):

Und schnell und unbegreiflich schnelle (и быстро, и непостижимо быстро; begreifen – понимать, постигать).

Dreht sich umher der Erde Pracht (вращается Земля в своем великолепии: «вращается великолепие Земли»; sich umherdrehen – вращаться вокруг; die Pracht великолепие, пышность, роскошь, блеск);

Es wechselt Paradieseshelle (блеск Рая чередуется; wechseln mit... чередоваться, сменяться; hell – светлый; die Helle – ясность; свет; блеск)

Mit tiefer, schauervoller Nacht (глубокой ночью, полной священного трепета; der Schauer – дрожь, озноб, /священный/ трепет, благоговение).

Es schäumt das Meer in breiten Flüssen (море вспенивается широкими потоками)

Am tiefen Grund der Felsen auf (глубоко в лощине у скал = биясь о скалы; aufschäumen, der Schaum – пена; der Grund долина, лощина; der Fels – скала, утес),

Und Fels und Meer wird fortgerissen (и горы, и море увлекаемы = уносятся прочь; fortreißen сносить /течением/, увлекать/за собой/; reißen – рвать; fort – прочь)

Im ewig schnellem Sphärenlauf (в вечно быстром вращении сфер; der Lauf – бег).
GABRIEL:

Und schnell und unbegreiflich schnelle

Dreht sich umher der Erde Pracht;

Es wechselt Paradieseshelle

Mit tiefer, schauervoller Nacht.

Es schäumt das Meer in breiten Flüssen

Am tiefen Grund der Felsen auf,

Und Fels und Meer wird fortgerissen

Im ewig schnellem Sphärenlauf.
MICHAEL (Михаил):

Und Stürme brausen um die Wette (и бури несутся наперегонки: brausen – бушевать, шуметь /о море, лесе/, мчаться, проноситься /с шумом/; die Wette – пари, заклад, um die Wette – наперегонки)

Vom Meer aufs Land, vom Land aufs Meer (с моря на сушу, с суши на море),

Und bilden wütend eine Kette (и образуют яростно = бушуя цепочку; wütend яростный, свирепый; die Wut – ярость, бешенство)

Der tiefsten Wirkung rings umher (глубочайшего /воз/действия вокруг; wirken – /воз/действовать).

Da flammt ein blitzendes Verheeren (тут вспыхивает мечущее молнии уничтожение; flammen – пылать; verheeren – опустошать, разрушать; der Blitz – молния; blitzen – сверкать /о молнии/)

Dem Pfade vor des Donnerschlags (перед путем громового удара: dem Pfade vor des Donnerschlags = vor dem Pfade des Donnerschlags; der Pfad – тропа; перен. путь);

Doch deine Boten, Herr, verehren (но твои посланники /ангелы/, Господь, почитают; der Bote – поэт. вестник, посланник; verehren – уважать, почитать, чтить; die Ehre – честь)

Das sanfte Wandeln deines Tags (плавный ход твоего Дня = Света; sanft – мягкий, нежный, кроткий, плавный; wandeln – ходить, бродить; шествовать).
MICHAEL:

Und Stürme brausen um die Wette

Vom Meer aufs Land, vom Land aufs Meer,

Und bilden wütend eine Kette

Der tiefsten Wirkung rings umher.

Da flammt ein blitzendes Verheeren

Dem Pfade vor des Donnerschlags;

Doch deine Boten, Herr, verehren

Das sanfte Wandeln deines Tags.
ZU DREI (втроем):

Der Anblick gibt den Engeln Stärke,

Da keiner dich ergründen mag,

Und alle deine hohen Werke

Sind herrlich wie am ersten Tag.
MEPHISTOPHELES:

Da du, o Herr, dich einmal wieder nahst (поскольку ты, Господь, снова приблизился = пришел /к нам/; sich nahen – приближаться)

Und fragst, wie alles sich bei uns befinde (и спрашиваешь, как у нас дела: «как у нас все /в каком состоянии/ пребывает»; sich befinden – находиться, быть, пребывать),

Und du mich sonst gewöhnlich gerne sahst (и ты меня прежде обычно рад был видеть; gewöhnlich – обычно; sehen),

So siehst du mich auch unter dem Gesinde (так = поэтому Ты и видишь меня среди твоих слуг; das Gesinde – прислуга, дворня, дворовые, челядь).

Verzeih, ich kann nicht hohe Worte machen (прости, я не умею говорить высокопарно: «делать высокие слова»),

Und wenn mich auch der ganze Kreis verhöhnt (и даже если весь этот круг /ангелы/ презирает меня = пусть даже весь /этот/ круг наградит меня /за это презрением/: verhöhnen – издеваться, насмехаться; der Hohn – насмешка, издевка);

Mein Pathos brächte dich gewiß zum Lachen (мой пафос наверняка рассмешил бы тебя; zum Lachen bringen – рассмешить: «привести к смеху»),

Hättst du dir nicht das Lachen abgewöhnt (если бы ты не отвык от смеха; sich etwas abgewöhnen – отвыкать от чего-либо, отучать себя от чего-либо).

Von Sonn' und Welten weiß ich nichts zu sagen (ничего не могу сказать о солнце и мирах),

Ich sehe nur, wie sich die Menschen plagen (я вижу только, как люди мучаются/страдают).

Der kleine Gott der Welt bleibt stets von gleichem Schlag (маленький бог /земного/ мира = божок остается верным себе: «остается всегда одного и того же пошиба»; der Schlag – удар; категория, род, тип /людей/; пренебрежительное: пошиб),

Und ist so wunderlich als wie am ersten Tag (и таким же странным/чудаковатым, как в первые дни /Творения/; wunderlich – странный, чудаковатый; das Wunder – чудо).

Ein wenig besser würd er leben (ему бы несколько лучше жилось),

Hättst du ihm nicht den Schein des Himmelslichts gegeben (если бы Ты не дал ему луч небесного света);

Er nennt’s Vernunft und braucht’s allein (он называет его разумом, а использует его лишь /для того, чтобы/; die Vernunft – разум, рассудок, здравый смысл, интеллект)

Nur tierischer als jedes Tier zu sein (быть /еще/ более скотским, чем любая скотина).

Er scheint mir, mit Verlaub von euer Gnaden (он мне кажется, с Вашего позволения: «с позволения Вашей милости; die Gnade – милость),

Wie eine der langbeinigen Zikaden (какой-то длинноногой цикадой: «как одна из длинноногих цикад»; lang – длинный + das Bein – нога),

Die immer fliegt und fliegend springt (которая все время летает и скачет летя = подлетая /помогая скачку крыльями/)

Und gleich im Gras ihr altes Liedchen singt (и вот уже в траве опять заводит свою старую песенку; gleich – сразу, тут же; das Gras – трава; das Lied – песня);

Und läg er nur noch immer in dem Grase (и если бы он только в траве все время лежал; liegt – лежит; lag – лежал; läge – лежал бы)!

In jeden Quark begräbt er seine Nase (/а ведь он/ во все сует свой нос; in jeden Quark – в любую дрянь; begraben – зарывать, закапывать; graben – копать; der Quark – творог; ерунда, дрянь).
MEPHISTOPHELES:

Da du, o Herr, dich einmal wieder nahst

Und fragst, wie alles sich bei uns befinde,

Und du mich sonst gewöhnlich gerne sahst,

So siehst du mich auch unter dem Gesinde.

Verzeih, ich kann nicht hohe Worte machen,

Und wenn mich auch der ganze Kreis verhöhnt;

Mein Pathos brächte dich gewiß zum Lachen,

Hättst du dir nicht das Lachen abgewöhnt.

Von Sonn’ und Welten weiß ich nichts zu sagen,

Ich sehe nur, wie sich die Menschen plagen.

Der kleine Gott der Welt bleibt stets von gleichem Schlag,

Und ist so wunderlich als wie am ersten Tag.

Ein wenig besser würd er leben,

Hättst du ihm nicht den Schein des Himmelslichts gegeben;

Er nennt’s Vernunft und braucht’s allein,

Nur tierischer als jedes Tier zu sein.

Er scheint mir, mit Verlaub von euer Gnaden,

Wie eine der langbeinigen Zikaden,

Die immer fliegt und fliegend springt

Und gleich im Gras ihr altes Liedchen singt;

Und läg er nur noch immer in dem Grase!

In jeden Quark begräbt er seine Nase.
DER HERR:

Hast du mir weiter nichts zu sagen (больше тебе нечего мне сказать)?

Kommst du nur immer anzuklagen (ты всегда приходишь только /для того, чтобы/ жаловаться; anklagen – жаловаться /на кого-либо/; обвинять; die Klage – жалоба)?

Ist auf der Erde ewig dir nichts recht (вечно тебе на Земле ничто не нравится; recht – правый; верный, правильный; es ist mir recht – я согласен, меня это устраивает)?

MEPHISTOPHELES:

Nein Herr (нет, Господи = да, не нравится, Господи)! ich find es dort, wie immer, herzlich schlecht (я все там нахожу, как всегда, прескверным; herzlich – сердечно; в высшей степени, herzlich schlecht – прескверно).

Die Menschen dauern mich in ihren Jammertagen (люди вызывают жалость у меня своими горестями: «в своих бедственных днях = течением своей бедственной жизни»; der Jammer – бедствие, несчастье + der Tag),

Ich mag sogar die armen selbst nicht plagen (/так что/ я сам не могу даже = не в состоянии мучать /этих/ бедных).

DER HERR:

Kennst du den Faust (ты знаешь Фауста)?

MEPHISTOPHELES:

Den Doktor (доктора = ученого)?

DER HERR:

Meinen Knecht (моего слугу; der Knecht – слуга, работник, батрак, раб, холоп)!

MEPHISTOPHELES:

Fürwahr (воистину)! er dient Euch auf besondre Weise (он служит Вам как-то по-особенному: «особенным = странным образом»).

Nicht irdisch ist des Toren Trank noch Speise (ни пища, ни питье у этого безумца не земные; irdisch – земной, бренный, преходящий; der Tor – глупец, безумец).

Ihn treibt die Gärung in die Ferne (душевная тоска гонит его в даль; die Gärung брожение, в переносном смысле – волнение, тоска; gären – бродить /о вине/; treiben гнать),

Er ist sich seiner Tollheit halb bewußt (он /сам/ осознает наполовину свое сумасбродство; die Tollheit – сумасбродство, безумие, отчаянный поступок);

Vom Himmel fordert er die schönsten Sterne (от неба/с неба он требует самые лучшие звезды)

Und von der Erde jede höchste Lust (а от земли каждую высочайшую радость = все радости жизни),

Und alle Näh und alle Ferne (и никакая: «всякая = любая» близь, и никакая даль; nah – близкий; die Nähe – близь, близость; fern – далекий, дальний; die Ferne – даль)

Befriedigt nicht die tiefbewegte Brust (не удовлетворяют /его/ глубоко взволнованную грудь = душу; bewegen – волновать, трогать; der Friede – мир, умиротворенность).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Похожие:

Johann Wolfgang von Goethe iconLibretto Carl Haffner und Richard Genée, nach dem Vaudeville "Le...

Johann Wolfgang von Goethe iconEschenbach Парцифаль «Парцифаль»
К. Барчем. В 1903 г. Альберт Лейцман подготовил новое трехтомное издание «Парцифаля», затем несколько раз переизданное. (Wolfram...
Johann Wolfgang von Goethe iconDer Artikel befaßt sich mit der Frage статья поднимает вопросы Es...

Johann Wolfgang von Goethe iconMeine Eltern sind immer auf der Seite von den Lehrerinnen, und darum...
«что к этому относится ужасно много») so was einfach zu können, (/чтобы/ нечто такое просто уметь) und mein Vater ist zu bewundern....
Johann Wolfgang von Goethe iconNein der grausamen behandlung von tieren!

Johann Wolfgang von Goethe iconBenennungen von Lebewesen (названия существ) Natürliches Geschlecht (естественный род)

Johann Wolfgang von Goethe iconAus dem Französischen von Ina Kronenberger
«, fragt sie und platzt vor Neugier, rückt die Persol auf ihrer Nase zurecht.»Dreitausend
Johann Wolfgang von Goethe iconRunder Tisch: "Perspektiven eines Binnenmarktes von Lissabon bis Wladiwostok"
Организаторы: Евразийский Клуб мгимо (молодая евразия), Французский и Немецкий землячества мгимо
Johann Wolfgang von Goethe iconИ. Тунманн Крымское ханство
Б., 1772), "Die letzten Jahre Antiochus Hierax" (1775), "Die Entdeckung Americas von den Normannen" (1776). Кроме того, Т. принадлежат...
Johann Wolfgang von Goethe iconНачну пожалуй с типичного вопроса. Расскажи нашим читателям как образовались...
Стас Проклятый: Приветствую Von Bastard! Думаю, что это ваше первое интервью для российской публики. Начну пожалуй с типичного вопроса....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница