Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой


НазваниеКнига содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой
страница1/26
Дата публикации25.07.2013
Размер2.83 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Астрономия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26



ББК74.3 Н71


Рецензент

канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии РП1У им. А. И. Герцена Е. А. Логинова

Нищева Н. В.

Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

[8ВN 978-5-Х9314-396-1

Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой.

Каждое занятие содержит по десять этапов: игры, задания и упражне­ния для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внима­ния и восприятия, формирования и совершенствования лексического со­става языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой, обшей моторики и т.д.


Для логопедов, воспитателей логопедических групп ДОУ.

© Н. В. Нищева, 2007 978-5-89X14-396-1 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007

Памяти коллеги и друга Фи­липповой Любови Ивановны


IІ период обучения
^ Декабрь, 1-я неделя

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы». Звуки [ф], [ф/],

[в], [в/]. Буква Вв
Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме­тель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замер­зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сы­пать). Совершенствование грамматического строя речи (образо­вание однокоренных слов). Совершенствование навыков звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов {трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.

^ Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав­ного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш­ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координа­ции речи с движением.

^ Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Круглый год», пред­метные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», наклейки, «Мой букварь» и тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей.

^ Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зим­ними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снего­вик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зо­това «Снегирь», «Клест-еловик».

^ Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренные слов).)

Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками. На столе перед каждым из них лежит предметная картинка.

Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.

1 –й р е б е н о к. Снежинка.

2-й ребенок. Снеговик.

3-й ребенок. Снегурочка.

4-й ребенок. Снежок.

Логопед. Вы правильно назвали картинки. Садитесь и по­думайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.

Дети. Эти слова образованы от слова снег.

Логопед. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

^ Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.

Логопед. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Дети. Подснежники.

Логопед. Какую бабу слепили из снега?

Дети. Снежную.

Логопед. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Дети. Заснеженным.

Логопед. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Дети. Снегопад.

Далее логопед выключает магнитофон и предлагает детям вспомнить, как называется пьеса, которая звучала, о чем она. Дети отвечают на вопросы логопеда. Логопед спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с пьесы «Зимнее утро» и разговора о снеге.

^ Дети объясняют, что наступила зима. Логопед сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, ее признаках, зиму­ющих птицах.

2. Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней.

[Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Развитие диа­логической речи.]

^ Логопед помещает на наборное полотно картину «В зимнем парке», задает детям вопросы и предлагает задания.

Логопед. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Дети. На картине нарисована зима.

Логопед. Расскажите о земле. Как она выглядит?

Дети. На земле лежит снег.

Логопед. Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на во­прос «Какой?» Начните ответ со слова снег.

Дети. Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.

Логопед. Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.

Дети. Небо светлое, чистое, высокое.

Логопед. Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? На­чните ответ со слова деревья.

Дети. Деревья голые, заснеженные.

Логопед. Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.

Логопед. Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?

Д е т и. От слова зима.

Логопед. Верно. Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Д е т и. Ворону, сороку, воробья, щегла, клеста, свиристеля.

Логопед. Что делают в парке дети?

Дети. Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют со Щенком в снегу.

Логопед. Как они одеты? Почему?

Дети. Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.

Логопед. Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

Дети. Детям нравится гулять в парке. Им весело.

^ 3. Упражнение «Телефон». [Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление представления о предложении. Составление предло­жений со словом снеговик.]

^ Логопед убирает картину с наборного полотна.

Логопед. Кого дети слепили на прогулке?

Дети. Они слепили снеговика.

Логопед. Давайте все вместе четко произнесем и прохлопа­ем это слово.

Дети. Сне-го-вик.

Логопед. А теперь давайте произнесем это слово по очере­ди, прохлопывая его.

^ Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.

Логопед. Попробуйте придумать предложения со словом снеговик.

Дети придумывают предложения и выбирают самое красивое из них. Победитель получает наклейку на тетрадь.

^ 4. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профи­лактика нарушений письменной речи.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. По­смотрите на страничку слева. Что вы видите?

Дети. Лыжи, снеговика, санки.

Логопед. Послушайте загадку об одном из предметов, изображенных на этой странице.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги —

И по большим снегам беги.

Дети. Это лыжи.

Логопед. Почему вы так решили? Объясните. ^ Дети дают объяснения.

Логопед. А теперь обведите лыжи по контуру и любым цвет­ным карандашом раскрасьте их. Если хотите, нарисуйте на лыжах крепления.

За хорошую работу все дети получают наклейки. Логопед убира­ет тетради и карандаши.

^ 5. Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже зна­комое упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! ^ Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, вста­ют прямо, как бы держат воображае­мую метлу.

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

В. Егоров

^ 6. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.)

Логопед приглашает детей к зеркалу, делает вместе с ними 2—3 упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков, а затем отрабатывает отраженное произношение откры­тых слогов со звуком (ж] и слов с ними, используя материалы ме­тодического пособия «Будем говорить правильно».

^ 7. Упражнение «Вьюга». [Формирование направленной воз­душной струи.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. Н крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед. Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо? ^ Н. Нищев

Дети. Это вьюга.

Логопед. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонталь­ном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 34 раза.

^ 8. Игра «Вьюга». [Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»]

Логопед предлагает детям пройти к магнитной доске и помеща­ет на нее картину с изображением вьюжного зимнего дня.

Логопед. Эта картина называется «Вьюга». Как можно на­звать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?

Дети. Метель, буран, сильный ветер со снегом.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

^ 9. Упражнение «Закрась квадрат». [Совершенствование навыка звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).]

Логопед предлагает детям пройти за стол и раздает им буквари. Дети открывают буквари там, где лежат закладки.

Логопед. Посмотрите на задание, отмеченное голубыми кружками. Рассмотрите и назовите картинки.

Дети. Пуф, кофта, флажок.

Логопед. Определите место звука [ф] в названиях картинок, раскрасьте квадраты в полосках, обозначающих слова: первый квадрат — если звук находится в начале слова, второй — если звук

в середине слова, третий — если звук стоит в конце слова. Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

^ 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать. Потом он оценивает работу каждого ребенка.
Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика наруше­ний письменной речи. Совершенствование навыка печатания. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Автоматизация правильного произношения звука [ж]. Совершенствование грамматического строя речи (употребле­ние существительных мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

^ Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности. Совер­шенствование тактильного восприятия.

^ Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброже­лательности, самостоятельности, инициативности, ответствен­ности. Развитие чувства справедливости.

Оборудование. Мольберт, магнитная доска, коврограф, тет­радь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандаша­ми, контейнер с деталями букв, контурные изображения зиму­ющих птиц и корма для них, разноцветные шнурочки с закреп­ленными на их концах «липучками», альбом «Живая природа. И мире животных»1.

^ Предварительная работа. Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, вывешивание ее на участке, подкармливание зимующих птиц, наблюдение за ними. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сне­жинки».

Ход занятия

^ I. Организационный момент. [Создание эмоционально поло­жительного фона занятия. Развитие тактильной чувствительно­сти. Совершенствование тактильного восприятия. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Развитие памяти и зритель­ного внимания.]

^ Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто вспомнит название зи­мующей птицы.

^ Дети по очереди называют зимующих птиц и садятся.

Логопед. А теперь я хочу проверить, действительно ли вы хорошо знаете зимующих птиц. Сейчас вы закроете глаза, а я по­ложу перед вами контурные изображения птиц. Обведите изобра­жение пальцем, постарайтесь угадать, кто это.

Дети выполняют задание логопеда. Если ребенку трудно, логопед предлагает ему открыть глаза и назвать птицу, а потом закрыть глаза и обвести контурное изображение пальцем. Затем логопед по­мещает контурные изображения птиц вертикально на коврограф.

Логопед. Еще раз назовите птиц.

Дети. Клест, снегирь, синица, воробей.

Логопед. Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети дают объяснения. Логопед закрепляет рядом с изображе­нием каждой птицы яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» (кисть рябины, ку­сочек сала, горка семечек, шишка) (рис. 20).

Логопед. Вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Протяните шнурочек от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили.




1 Живая природа. В мире животных. Выпуск 1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

Логопед. Вы хорошо выполнили мое первое задание. И се­годня мы вновь будем говорить о зиме и зимующих птицах, позна­комимся с новой буквой, почитаем и поиграем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой iconКнига содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических...
Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с он р.— Спб.: Детство-пресс 2007. 704...
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой iconКнига содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических...
Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с онр.— Спб.: Детство-пресс, 2006. 656...
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой iconКнига содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических...
Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с онр.— Спб.: Детство-пресс, 2006. 656...
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой iconКнига входит в комплект пособий по развитию связной речи у детей...
Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М. Издательство гном, 2011....
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой iconОдежда. Обувь. Головные уборы
Льных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов...
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой iconПрактики
Подробное содержание выполненной работы, достигнутые результаты (выполненные работы; решенные задачи; перечень и тематика проведенных...
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой iconПосуда. Продукты питания
Ительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов...
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой icon51. Медицина и медицинское дело с ср вековой Индии, развитие тибетской медицины
Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат...
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой iconВ книге представлена программа психологического содействия социальной...
Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной....
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих занятий и описание методических приемов, используемых логопе­дом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой icon«Психодиагностика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 isbn 978-5-699-26681-4
Книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница