Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики


Скачать 71.64 Kb.
НазваниеТема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики
Дата публикации01.08.2013
Размер71.64 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Астрономия > Литература
Тема 2. Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи, основные детерминанты.

  2. Основные функции педагогической этики.

  3. Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время.


Литература

  1. Бакштановский, В.И., Согомонов Ю.В. Ойкумена прикладной этики: модели нового освоения. Том первый / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. – Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007. – С. 125-217. (Глава 2. «Сфера образовательных услуг» и/или «высокая профессия»?).

  2. Белухин. Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах / Д.А. Белухин. – М., 2006.

  3. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2004. – С. 11-18.

  4. Наумчик, В.Н. Этика педагога: учеб.-метод. пособие / В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн., 1999. – С. 26-48.

1. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
Профессиональная педагогическая этика – это теория профессиональной морали педагогов, которая обосновывает систему идеалов и ценностей, принципов и норм поведения, обеспечивающих регуляцию отношений между субъектами образовательно-воспитательной деятельности.
Объектом педагогической этики выступают педагоги как носители профессионального морального сознания, которое складывается под воздействием специфики профессиональной деятельности, но на основе индивидуального опыта и ценностных ориентаций человека, избравшего данный вид профессиональной деятельности.
^ Профессиональное моральное сознание включает в себя совокупность норм, установок и представлений, которые определяют профессиональную позицию педагога. Это – то общее, что объединяет людей с разным характером, ценностями, нормами поведения, как только они становятся работниками педагогического учреждения.
Субъектом педагогической этики выступают педагоги как индивиды, действующие в профессии, а также профессиональные ассоциации, выполняющие координирующие и регулирующие функции внутри профессии.
Предметом педагогической этики являются возникающие в процессе работы моральные (аморальные) отношения и поведенческие акты, а также принципы и нормы, регламентирующие должное поведение педагогов.
Цель педагогической этики заключается в оказании помощи педагогам в осуществлении морального выбора при выполнении профессиональных обязанностей, поскольку она ориентирует на некий стандарт поведения и отношений, принятых профессиональным сообществом за образец.
Задачи педагогической этики:

1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;

2) обеспечение доверия людей (прежде всего учащихся и их родителей) к представителям педагогической профессии;

3) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;

4) укрепление ценностей ответственности и надежности в педагогической среде;

4) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов.
Выделяется 5 источников, детерминирующих (определяющих) современную педагогическую этику:

  1. общечеловеческие ценности, признанные международным сообществом;

  2. традиционные ценности народа, связанные с передачей опыта от старших к младшим;

  3. ценности современного общества как совокупность противоречивых компонент;

  4. индивидуальные ценностные ориентации педработников, обусловленные их личным опытом;

  5. идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла.


Структура педагогической этики как теории определяется структурой нормативной этики и включает в себя элементы:

а) моральной аксиологии (учение о ценностях);

б) моральной деонтологии (учение о долге);

в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей);

г) моральной аретологии (учение о личностных качествах);

д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании).
^ 2. Основные функции педагогической этики

Место и роль этической составляющей в сфере педагогической работы определяется теми функциями, которые она выполняет. Можно выделить 3 группы функций.
^ 1 группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:

  • поддержание гуманистического содержания образовательной деятельности;

  • содействие повышению эффективности личностно-ориентированной педагогики;

  • поддержание благополучия и безопасности существования социума и т.д.


2 группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения качества работы педагогов:

  • превентивная – предостерегает от действий, наносящих вред ученику;

  • организационная – служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;

  • управляющая – служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;

  • рационализирующая – облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;

  • координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;

  • разрешения противоречий – способствует урегулированию конфликтных ситуаций;

  • оптимизирующая – способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;

  • прогностическая – позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.


^ 3 группа – нравственно-гуманистические функции, которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе

  • гуманизирующая – приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;

  • регулятивная – служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системе ценностей;

  • ценностно-ориентирующая – служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;

  • мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;

  • коммуникативная – выступает средством коммуникации и общения между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху»;

  • воспитательная – формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.

Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.

^ 3. Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
Предполагая дальнейшее моделирование некой идеальной системы педагогической этики, следует убедиться в необходимости осуществления данной исследовательской работы. Другими словами, следует принять во внимание современный социокультурный контекст, который либо «провоцирует» заинтересованный разговор на тему профессиональной педэтики, либо делает его избыточным.

^ Основными факторами, на наш взгляд, которые актуализируют в настоящее время обращение к данной проблематике, являются следующие.
Во-первых, снижение уровня духовности в условиях «разрушения» традиционных ценностей, индивидуализация и релятивизация морального сознания общества не могут не сказаться на облике учителя как члена социума. Кстати, проявления коррупции, поборов, жестокого обращения, сексуальных домогательств в сфере образования явились теми факторами, которые обострили внимание общественности к этической проблематике в сфере образовательной деятельности.
Во-вторых, будучи зависимой от внешних социальных институтов – органов власти, педагогические работники не могут и не хотят разделять с ними систему утилитарных «рыночных» ценностей. Это требует от специалистов особой моральной силы и выносливости в отстаивании гуманистической позиции – «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А. Добролюбов).
В-третьих, технологизация процесса обучения, сводящаяся к компьютеризации и созданию электронных библиотек, привела к девальвации значения роли личности учителя в организации и проведении этой деятельности. Однако очевидно, что учитель не может быть «живым компьютером», в которого вмонтировали высоко скоростной процессор с увеличенным объемом памяти для быстродействия и эффективности результатов обучения. Учитель должен остаться «живым человеком», ибо только «воспитание присутствием» всегда обеспечивало успех социализации подрастающего поколения.
В-четвертых, падение престижа педагогической работы в условиях «массовизации» образования (особенно высшего, университетского), низкая заработная плата порождают то, что может быть названо «люмпен-интеллигенцией» с присущим ей комплексом неполноценности, а также приводит к тому, что в педагогику нередко приходят люди случайные, у которых отсутствует внутренняя моральная мотивация к труду и желание после получения диплома идти на работу в учебные заведения.
^ Педагогическая этика как разновидность профессиональной этики является результатом анализа миссии и специфики данной деятельности, которые принимаются во внимание при обосновании конкретных требований по отношению к педагогу. При этом обществу важно, чтобы деятельность осуществлялась специалистом не просто в рамках стихийно сложившихся в профессиональном сообществе ценностей, но на основе обоснованных базовых ценностей, принципов, норм, стандартов, которые гарантируют эффективность деятельности. Поэтому трансляция ценностей профессии с целью их присвоения специалистом и последующей реализации в практической деятельности становится особой «заботой» современной системы образования.






Похожие:

Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconВопрос 33. Этика поведения адвоката в судопроизводстве
Адвокат при осуществлении профессиональной деятельности обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката (подп. 4 п. 1 ст....
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconКодекс этики аудиторов россии
Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя....
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconКодекс профессиональной этикой pr затрагивает и финансовую сторону...
Для продвижения своего продукта специалисты публичной сферы применяют в рекламе искусство красноречия и даже пропаганду, но при этом...
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики icon1. Медицину и биоэтику объединяют
Соотношение общих этических принципов и профессиональной медицинской этики имеют характер
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconВопросы для самоконтроля и подготовки к итоговому зачету
Понятие и виды профессиональной этики, факторы, обуславливающие ее возникновение и развитие
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconТематический план дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет»
Кодекс профессиональной этики сотрудника овд РФ как стандарт антикоррупционного поведения
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconПрограмма круглого стола по кодексу профессиональной этики адвоката
Постановка проблемы необходимости профессиональных клятв, создание дискуссионного поля для команды
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconПримерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося
Начало проявления трудностей (в дошкольном возрасте, в 1-ом, во 2-ом классе и т д.)
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconРешением Совета Партнерства нп «смаос»
Настоящие Правила деловой и профессиональной этики членов  нп «смаос» (далее – Партнерство) разработаны в соответствии с Федеральным...
Тема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики iconИзучения личности учащегося и составления психолого-педагогической характеристики
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница