Понятие и строение бухгалтерских счетов


НазваниеПонятие и строение бухгалтерских счетов
страница1/8
Дата публикации27.06.2013
Размер1.09 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Понятие и строение бухгалтерских счетов

Производственно – хозяйственная деятельность предприятия состоит из множеств различных хозяйственных операций. По способу их регистрации в бух.учете различают записи в хронологическом и систематическом порядке. Для того, чтобы участь все множество фактов хозяйственной деятельности используют бухгалтерские счета, которые предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. Строение бух.счета выглядит в виде таблицы со следующими заголовками столбцов: дебет, счет, основные средства, кредит.

Счет – двусторонняя таблица, левая сторона которой называется дебетом, а правая – кредитом. Для большинства счетов характерно наличие остатка (сальдо) на начало или на конец периода (обычно месяца).

Дебетовое сальдо – сумма хозяйственных операций за определенный период, отраженных по дебету.

Кредитовое сальдо – сумма хозяйственных операций за определенный период, отраженный по кредиту.


  1. Классификация бухгалтерских счетов

  1. По экономическому содержанию

  1. Активные (в них учитываются хозяйственные средства предприятий)

  2. Пассивные (их используют для отторжения источников формирования хозяйственных средств)

  3. Активно – пассивные (в них учитываются некоторые виды хозяйственных процессов, а так же активы и пассивы предприятия)

  1. По назначению

  1. Основные

  2. Регулирующие

  3. Операционные

  4. Результативные

  5. Забалансовые

  1. По степени детализации информации

  1. Синтетические – предназначенные для укрупненности, обобщающей группировки и учета состава и движения объектов учета в едином денежном измерении

  2. Аналитические – предназначены для оперативного учета и управления

  3. Субсчета – промежуточная форма между аналитическим и синтетическим счетами


  1. План счетов

Для надлежащей постановки бух.учета большое значение имеет правильное использование плана счетов бух.учета, содержащий разделы:

  1. Внеоборотные активы

  2. Затраты на производство

  3. Производственные запасы

  4. Готовая продукция и товары

  5. Денежные средства

  6. Расчеты

  7. Капитал

  8. Финансовые результаты

На основании типового плана счетов главбух предприятия разрабатывает «рабочий план» счетов, подлежащий использованию данной организацией.


  1. Сущность двойной записи

Сумма каждой хозяйственной операции записывается на бух.счетах дважды: по дебету первого счета и по кредиту другого счета. Такой способ учета называется двойной записью. Экономическое обоснование двойной записи: каждая хозяйственная операция имеет двойственную природу: увеличение хозяйственных средств сопровождается уменьшением источников их финансирования. Взаимосвязь между счетами, отражающие определенную хозяйственную операцию называется корреспонденцией счетов (бух.проводка, бух.запись). Для того, чтобы составить корреспонденцию счетов необходимо:

  1. Установить какие-то объекты учета, участвующие в данной операции

  2. Определить, на каких отчетах учитываются выявленные объекты учета

  3. Выявить, какие изменения произошли с объектами учета в процессе хозяйственной операции и отразить эти изменения на соответствующих счетах



  1. Цели и задачи бухгалтерского учета

Бух.учет – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации на основании документов в различных измерениях.

Цель бух.учета – достоверное и своевременное предоставление экономической информации определенному кругу ее пользователей.

Задачи бух.учета:

  1. Регистрация хозяйственных операций

  2. Обработка и систематизация экономической информации

  3. Контроль за сохранностью имуществ предприятия

  4. Формирование отчетностей, характеризующих финансово – хозяйственную деятельность

Функции бух.учета:

  1. Информационная

  2. Контролирующая

  3. Регулирующая

  4. Стимулирующая

Измерители бух.учете:

  • Натуральные (кг, м, шт)

  • Трудовые (час, день, месяц, год) – позволяют определить затраченное время на труд. Зарплата: повременная и федеральная

  • Денежные (обобщающие)



  1. Предмет и объекты бухгалтерского учета

Предметом бух.учета является финансово – хозяйственная деятельность предприятия, представленная отдельными хозяйственными операциями.

Хоз.деятельность – это каждый совершившийся факт, оформленный документально.

Объекты бух.учета:

- Хозяйственные средства (активы) – все имущество предприятия: основные средства (здания, машины), нематериальные активы (патенты, ноу-хау), незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, сырье, материалы, готовая продукция, деньги и т.п.

- Источники хозяйственных средств (пассивы) – собственные (уставный, резервный, добавочный капитал и чистая прибыль), заемные средства (кредиты и займы), привлеченные средства (инвестиции).

- Хозяйственные процессы – заготовка, производство продукции, реализация



  1. Методы бухгалтерского учета

Учет хозяйственных операций осуществляется с помощью следующих методов:

  1. Счет и двойная запись

  2. Документация и инвентаризация

  3. Оценка калькуляции

  4. Балансовое обобщение и отчетность



  1. Виды учета

  1. Финансовый учет – обобщает все факты хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает соответствующей информацией заинтересованных пользователей финансовой отчетности

  2. Налоговый учет – осуществляется с целью исчисления различных налогов и сборов в соответствие с принципами налогообложения

  3. Система информационного обмена в организации

Наряду с бух.учетом организации в соответствие требованиями современной практики ведут оперативный и статистический учет.

Оперативный учет осуществляется на местах производства работ с выполнения хозяйственных функций.

Статистический учет изучает явления, носящие массовый характер в области экономики культуры, образования и здравоохранения. Он собирает и готовит информацию о состоянии экономики.

  1. Характеристика документов

Начальным этапом организации учета на любом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления первичных документов. Предприятия могут наряду с типовыми формами применять самостоятельно разработанные формы первичной документации, используя при этом соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным Законом «О бух.учете».

К обязательным реквизитам первичной учетной документации относят:

  1. Наименование документа

  2. Дата составления документа

  3. Наименование организации, от лица которой составлен документ

  4. Содержание хозяйственной операции

  5. Измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении

  6. Должностные и личные подписи ответственных лиц

Все первичные документы делят на группы:

  1. Организационно – распорядительные документы

  2. Оправдательные документы

  3. Документы бухгалтерского оформления

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащихся в первичных учетных документах и отражение ее на счетах бух.учета предназначены регистры бух.учета.



  1. Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация – периодическая проверка с целью точного установления фактического наличия, состава и физического состояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, а так же денежных средств на данный момент.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Такими случаями могут быть:

  1. Передача имущества организации в аренду

  2. Выкуп, продажа, а так же преобразование государственного или муниципального предприятия в ООО, ОАО и т.д.

  3. Составление годовой бух.отчетности

Для проведения инвентаризации в организации создается действующая инвентаризационная комиссия, которую утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включается:

  1. Представители администрации

  2. Работники бухгалтерии

  3. Инженеры

  4. Экономисты

  5. Техники

  6. Представители служб внешнего и внутреннего аудита

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительным. До начала проверки фактического наличия комиссии надлежит получать последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально – ответственных лиц. Наименование инвентаризуемых ценностей, их количество указывается в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указываюсь прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях. Не допускается в описях оставлять незаполненные строки – они прочеркиваются (z). На последней странице описи должна быть сделана отметка, о проверке цен и подсчет итогов. Описи подписывают все члены комиссии и материально – ответственные лица. В конце описи материально – ответственные лица дают расписку, подтверждающую их присутствие. Если инвентаризация проводится несколько дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, опечатывают. Во время перерывов описи хранятся в ящике, в шкафу, в сейфе, в закрытом помещении, где производится инвентаризация.



  1. Понятие и структура бухгалтерского баланса

Заключительным способом обобщения и группировки объектов бух.учета на соответствующую дату является баланс. Бух.баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: актива и пассива. В переводе с латинского баланс означает «весы» или «двухчашечный».Поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов: сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей его пассива:

  1. Внеоборотные активы

- нематериальные активы (потенты)

- основные средства (машины, здания)

- незавершенное строительство

- долгосрочные финансовые вложения

- отложенные налоговые активы

- прочие выборные активы

  1. Оборотные активы

- незавершенное производство

- запасы, в том числе сырья и материалов, товаров, готовой продукции

- расходы будущих периодов

- НДС

- дебиторская задолженность

- денежные средства

- прочие оборотные активы

Таким образом, активные статьи баланса отражаются по степени возрастания ликвидности (когда что-то можно продать или быстро поменять). Структура пассивной части российского бух.баланса содержит части:

1) Капитал и резервы

- уставный капитал (начальный)

- собственные акции

- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

- целевое финансирование

2) Долгосрочные обязательства

- долгосрочные кредиты и займы

- отложенные налоговые обязательства

- прочие долгосрочные обязательства

3) Краткосрочные обязательства

- краткосрочные кредиты и займы

- кредиторская задолженность, в том числе поставщиками и подрядчиками по оплате труда, по налогам и сборам, учредителям и т.д.

- резервы предстоящих расходов

- доходы будущих периодов

- прочие краткосрочные обязательства

Таким образом, пассивные статьи баланса отражаются по степени возрастания срочности обязательств предприятия.

  1. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций

Корреспонденции счетов можно объединить и сгруппировать:

1 тип – вызывают изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, а другая уменьшается на сумму хозяйственной операции.

2 тип – вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, а другая – уменьшается на сумму хозяйственной операции.

3 тип – вызывает изменения и в активе и в пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей

4 тип – вызывает изменения и в активе и в пассиве баланса в сторону уменьшения его статей.

  1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

Ведение бух.учета осуществляется в соответствие с нормативными документами, имеющими разный статус. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бух.учета в организации РФ: ФЗ «О бух.учете» от 21.11.1996 №129 освещает такие важные аспекты, как основные требования к ведению бух учета в том числе к бух.документации и регистрации бух.отчетности.

I. В соответствие с AP №129 бух.учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций.

Основные задачи бух.учета:

  1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении

  2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бух.отчетности

  3. Предоставление необходимой информации для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов

II. Национальные стандарты бух.учета, которые регулируют отдельные стороны бух.учета и отчетности.

III. Национальные стандарты бух.учета, которые регулируют отдельные стороны бух.учета организации.

IV. План счетов бух.учета и инструкции по его применению

  1. Основы организации бухгалтерского учета на предприятии

Ответственность за организацию бух.учета на предприятии, соблюдение законодательства несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

  1. Утвердить бух.службу как структурное подразделение, возглавляемое главбухом.

  2. Ввести в штат должность бухгалтера

  3. Передать на договорных началах бух.учета централизованной бухгалтерии

  4. Вести бух.учет лично

Важное значение для организации учетного процесса на предприятии имеет ежегодно разрабатываемая учетная политика, которая формирует при помощи структуры, отраслевой принадлежности предприятия определения учетной политики.

Учетная политика – принятая предприятием совокупность способов ведения бух.учета.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Понятие и строение бухгалтерских счетов iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Теория и принципы бухгалтерского учета»
Выявление результатов в ходе инвентаризации, их отражение в системе бухгалтерских счетов
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconТема «синтетический и аналитический учёт»
Составьте бухгалтерский баланс предприятия на 1 апреля в таблице 1, расположив наименования бухгалтерских счетов в активе и пассиве...
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconВопросы бу. Экономисты 351-354, 2012-13 год
Корреспонденция счетов. Бух записи, их виды Построение моделей корреспонденции счетов
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconЭкзамен 2012-2013 учебный год Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права
...
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconПонятие и отличительные особенности металлов. Свойства металлов
Кристаллическое строение металлов. Понятие кристаллической решетки. Типы кристаллических решеток, их параметры
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconПриказ министерство финансов приднестровской молдавской республики...
Деятельности организаций и инструкции по применению счетов бухгалтерского учета. Дополнительных групп счетов и счетов первого порядка...
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconТема: основы теории макроэкономики
Система национальных счетов: понятие, методологи, основные принципы построения, структура
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconПастанова постановление
Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского...
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconПлан реферата: Понятие острого аппендицита. Встречаемость острого аппендицита
Топографическая анатомия, строение, кровоснабжение, лимфатический отток червеобразного отростка
Понятие и строение бухгалтерских счетов iconЛекция системное строение общества: элементы и подсистемы. Понятие...
Определенная группа людей, объединившихся для общения и выполнения и совместного
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница