Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб


НазваниеТема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб
Дата публикации24.05.2013
Размер88 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
Методическое указание для студентов к практическому занятию 9

Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на МПА и МПБ. Методы стерилизации.


Цель: Изучение принципов культивирования бактерий, особеннос-тей транспортирования инфицированного материала, методов стерилизации и дезинфекции.
Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.

Содержательный модуль 3. Физиология микроорганизмов.

Тема 9. Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на МПА и МПБ. Методы стерилизации.
^ Актуальность темы:

Всем микроорганизмам присущий непрерывный обмен с окружающей средой - метаболизм. Метаболизм состоит из двух противоположных, но взаимозависимых процессов: ассимиляции (анаболизм, конструктивный метаболизм); и диссимиляции (катаболизм, энергетический метаболизм).

За типом питания все микроорганизмы разделяют на автотрофы и гетеротрофы.

Автотрофы – многочисленная группа свободно существующих микроорганизмов (бактерий, грибов, водорослей), основным (факультативные автотрофы) или единым (облигатные автотрофы) источником углерода или азота для которых есть неорганические вещества.

Гетеротрофы – организмы, которые приобретают углерод и азот из органических веществ.

За характером использования источника энергии различают три группы бактерий:

  1. Фототрофы, как источник энергии используют солнечный свет;

  2. Литотрофы – неорганический углерод;

  3. Органотрофы – органический углерод (углеводы, жирные кислоты).

Важнейшие объекты для медицинской микробиологии - хемоорганотрофы, их разделяют на сапрофиты и паразитов.

Сапрофиты в процессе своей жизнедеятельности используют органические вещества, которые есть в окружающей среде.

Паразиты питаются за счет органических соединений животных и человека.

Прототрофы – синтезируют все соединения из глюкозы и солей аммония.

Ауксотрофы дополнительно нуждаются в специальных веществах – факторов роста.

Поглащение бактериями, грибами, водорослями питательных веществ, осуществляется галофильно (питательные вещества должны быть в растворимом виде) благодаря

  1. пассивной диффузии

  2. облегченной диффузией

  3. активным транспортом (при участии специальных ферментов - пермеаз)

  4. транслокацией химических групп

В лабораторных условиях бактерии выращивают на питательных средах. Питательные среды должны имитировать естественные условия, в которых находятся микроорганизмы, и содержать:

1. источник энергии

2. источник углерода

3. источник азота

4. соли (сульфаты, фосфаты, хлориды и прочие)

5. факторы роста (триптофан для S.typhi, глютатион для гонококков)

6. иметь рН 7,2-7,6

7. быть стерильными

Питательные среды разделяют на четыре основных группы:

  1. Универсальные (МПА, МПБ) - содержат питательные вещества, в присутствии которых растут много видов патогенных бактерий.

  2. Специальные - применяют для выращивания бактерий, которые не размножаются на универсальных средах (кровяной агар, сывороточный бульон, сывороточный агар и др.)

  3. Выборочные (элективные) - характеризуются тем, что на них хорошо развиваются только определенные виды бактерий и плохо или совсем не растут другие виды (щелочная пептонная вода - для холерного вибриона). Питательные среды, которые содержат определенные концентрации антибиотиков, элективные для стойких к этим антибиотикам штаммов и вместе с тем селективные для антибиотико-чувствительных культур.

  4. Дифференциально-диагностические среды (Гисса, Эндо, Плоскирева).


МПБ - мясо-пептонный бульон

МПА - мясо-пептонный агар

Пептон - белок частично переварен пепсином или трипсином

Агар-агар - комплексные полисахариды, которые выделено из водорослей. Разрежаются при температуре 80-1000С, уплотняются при температуре 35-420С.
Стерилизация – процесс, который сопровождается разрушением всех видов микроорганизмов, включая споры и вирусы.

Дезинфекция – процесс разрушения патогенных микроорганизмов, которые могут вызвать инфекцию.

Стерилизация может осуществляться двумя методами:

Физический (солнечное излучение, сухой жар, пар, фильтрование, влияние радиационного излучения, ультразвука).

Химический (кислоты, щелочи, галогены, редуцирующие агенты, формальдегид, фенол, мыла, краски и др.)
^ Конкретные цели:

  1. Студенты должны знать химический состав бактерий, и как он влияет на нужды бактерий в питательных веществах.

  2. Студенты должны знать классификацию бактерий за типом питания и классификацию питательных сред.

  3. Студенты должны привести состав МПБ и МПА, и знать технику посева бактерий на эти питательные среды.

  4. Студенты должны продемонстрировать фундаментальные знания методов стерилизации и дезинфекции, и оценить их роль в предупреждении инфекционных болезней и гнойно-септических осложнений.


Уметь:

  1. Приготовить мазки из чистых культур E.coli, S.epidermidis, B.anthracoides и красить их по Граму.

  2. Микроскопировать мазки, окрашенные по Граму, пользуясь иммерсионным микроскопом.

  3. Сеять чистые культуры E.coli, S.epidermidis, B.anthracoides на питательные среды МПБ и МПА.


Теоретические вопросы:

  1. Метаболизм микроорганизмов: анаболизм, катаболизм.

  2. Химическое строение бактериальной клетки: органические и неорганические составляющие.

  3. Нужды бактерий в питательных веществах: водовод, кислород, углерод, азот, органические факторы роста.

  4. Классификация бактерий на основании источников для конструктивного и энергетического метаболизма.

  5. Классификация питательных сред.

  6. Состав универсальных питательных сред.

  7. Методы стерилизации и дезинфекции.


Практические задачи, которые выполняют на занятии:

  1. Микроскопировать демонстрационные препараты E.coli, S.epidermidis, B.anthracoides

  2. Приготовить мазки из чистых культур E.coli, S.epidermidis, B.anthracoides

  3. Покрасить и промикроскопировать приготовленные мазки.

  4. Сравнить приготовленные препараты с демонстрационными, описать их и идентифицировать.

  5. Пересеять чистые культуры E.coli, S.epidermidis, B.anthracoides на МПБ или МПА.

  6. Зарисовать все препараты.

  7. Оформить протокол практического занятия.

Литература:

  1. Коротяев А.И., Бабичев С.О. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.- С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 579с.

  2. Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.

  3. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.

  4. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія.- Київ.: "Вища школа", 1992.– 431с.

  5. Конспект лекцій


Краткие методические указания к работе на практическом занятии:

В начале практического занятия преподаватель проверяет уровень подготовки студентов, используя тесты входного контроля.

Самостоятельная работа студентов состоит из приготовления мазков из чистых культур Э.coli, S.epidermidis, B.anthracoides и окраска их по Граму. Студенты микроскопируют демонстрационные и собственноручно приготовленные препараты, зарисовывают их в протокол.

Лабораторная работа завершается посевом чистых культур Е.coli, S.epidermidis, B.anthracoides на МПБ и МПА.

Каждый студент оформляет протокол работы.

В конце практического занятия преподаватель проводит исходный контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.


^ Технологическая карта проведения практического занятия

№ п/п

Этапы

Время в мин.

Средства обучения

Оснащение


Место проведения

1

Проверка и кор-рекция исходно-го уровня подго-товки к занятию

20'

Тестовые задачи исходного уровня

Таблицы, атласы, рисунки


У

Ч

Е

Б

Н

А

Я
К

О

М

Н

А

Т

А

2

Самостоятель-ная работа

25'

Графологические структуры. Коллек-ция селективных питательных сред, чашки с МПА с изо-лированными коло-ниями 3-х типов

Смесь бактерий: кишечная палоч-ка, стафилококк, антракоид. Имме-рсионный микро-скоп, краски для окраски мазков по Граму.

3

Самоконтроль и коррекция усво-ения материала

20'

Целевые учебные задания




4

Тестовый контроль

15'

Тесты




5

Анализ резуль-татов работы

10'







^ Целевые учебные задания:

1. Микроорганизмы, способные синтезировать все соединения из глюкозы как единственного источника углерода и из солей аммония как единственного источника азота, являются:

  1. Автотрофами

  2. Прототрофами

  3. Литотрофами

  4. Фототрофами

  5. Хемотрофами

2. Агар-агар является комплексным полисахаридом из морских водорослей, который используется для придания питательной среде плотности. В какой концентрации агар-агар добавляется к питательной среде, чтобы она стала полужидкой:

  1. 0,1% - 0,5%

  2. 0,5% - 1,0%

  3. 1,0% - 2,0%

  4. 2,0% - 3,0%

  5. 3,0% - 4,0%

3. Одним из важных требований к питательным средам является создание оптимальных значений рН. При каких оптимальных рН наблюдается наибольший рост подавляющего большинства бактерий.

  1. 6,2-6,6

  2. 6,7-7,1

  3. 7,2-7,6

  4. 7,7-8,1

  5. 8,1-8,5

4. В лаборатории с целью ускорения процесса стерилизации провели стерилизацию сахаросодержащих сред текучим паром в один день: утром, днём и вечером по 30 мин. как правильно надо провести стерилизацию питательных сред?

  1. Стерилизовать 1ч

  2. Стерилизовать 15 мин

  3. Стерилизовать 45мин

  4. Стерилизовать трижды с интервалом 24 часа

  5. Стерилизовать дважды на пару

5. Для культивирования кишечной палочки в бактериологической лаборатории приготовили простые питательные среды МПБ и МПА. Какой режим стерилизации необходимо использовать для этих сред?

  1. Сухожаровой метод при температуре 160˚С

  2. Фильтрацию

  3. Кипячение

  4. Паром под давлением в автоклаве

  5. УФ-облучение

6. После окончания работы в лаборатории студент должен убрать свое рабочее место, продезинфицировать стол, инструменты. Какие химические вещества он должен для этого использовать?

  1. Хлоруксусную кислоту

  2. Хлорамин

  3. Формалин

  4. Хлороформ

  5. Эфир

^

Алгоритм практического занятия


1. Микроскопия демонстрационных препаратов E.coli, S.epidermidis, B.anthra-coides - 4мин

  1. E.coli - грамотрицательная мелкая палочка (2-4µм×0,4-0,7µм);

  2. S.epidermidis - овоидные или шарообразные грамположительные бак-терии (0,8-0,9µм);

  3. B.anthracoides - грамположительная большая палочка (1×3-4µм), может быть расположенная в виде коротких цепей.

2. Приготавливание мазков из чистых культур:

  1. Е.coli - 2мин.

  2. S.epidermidis - 2мин.

  3. B.anthracoides - 2мин.

3. Окраска мазков по Граму - 5мин.

4. Микроскопия мазков в иммерсионном микроскопе - 4мин.

5. Сравнение приготовленных препаратов с демонстрационными, их описа-ние и идентификация - 6мин.

6. Высев чистых культур Е.coli, S.epidermidis, B.anthracoides на МПБ или МПА - 3мин.

7. Зарисовка препаратов к альбому - 3мин.

8. Оформление протокола - 4мин.


Граф логической структуры темы: «ПИТАНИЕ БАКТЕРИЙ. ПРОСТЫЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ. ПОСЕВ НА МПА И МПБ. МЕТОДЫ СТЕРИЛИЗАЦИИ»


Похожие:

Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconТема: Выделение чистых культур аэробов. Элективные питатель-ные среды
Цель: Изучение принципов и методов выделения чистых культур аэробов, определение типов роста на мпа и мпб и свойства элективных и...
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconТема: Вибрионы. Спирохеты. Жгутики у бактерий. Изучение подвижности...
Содержательный модуль: Морфология извитых бактерий (вибрионы и спи-рохеты). Спирохеты, их место в систематике микроорганизмов. Патогенные...
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconТема: Изучение колоний. Пигменты бактерий
Цель: Освоение практических навыков работы при выделении чистых культур бактерий: ІІ -й день исследования
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconВ каком случае среднелогарифмический температурный напор можно заметить среднеарифметическим?
В закрытом сосуде находится идеальный газ при избыточном давлении Р1 = 0,02 Мпа и температуре 4000 С. До какой температуры (0 С)...
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconРоссии Москва «посев»
Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С. В. Волков. М., «Посев», 2004. 240 с
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconАминокислотной брожения бактерий
Использование среды, содержащей аланин, 1; автолизат дрожжей, 1 т.; м / 1 фосфат
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconТемникова Юрия Набираем мышечную массу Основы набора питание
Если съедать тот же объем пищи за 3 приема, то абсорбируемые питательные вещества будут поступать в избытке, поэтому организм начнет...
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconПитание для спортсменов м. В. Арансон
Вы стремитесь к победе, к достижению максимально возможных результатов. Для этого надо изменить свое тело. Во всяком случае, вы хотите...
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconТема Оцениваемые компетенции
Правила забора и доставки материала при инфекционных и соматических заболеваниях. Микроскопия мазка с незавершенным фагоцитозом....
Тема: Питание бактерий. Простые питательные среды. Посев на мпа и мпб iconБорисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология
Тема 16. Правила забора и доставки материала при инфекционных и соматических заболеваниях. Микроскопия мазка с незавершенным фагоцитозом....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница