1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека


Название1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека
страница1/5
Дата публикации01.06.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5
«Физическая культура» 2011

1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека.

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. 
Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход, используемый при рассмотрении здоровья. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. 
Происхождение болезни имеет два источника состояние человеческого организма и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней существует два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. 
Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.

2. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы по частоте пульса и величине артериального давления. Общие принципы умеренных физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему.

Частота сердечных сокращений - это один из самых основных и наиболее доступных показателей, отражающих состояние сердечно-сосудистой системы. Особенно это относиться к пульсу во время выполнения физической нагрузки. На практике частота сердечных сокращений отражает количество работы, которую должно выполнить сердце, чтобы удовлетворить потребности организма в кислороде. Средняя частота сердечных сокращений в покое у человека составляет 60-80 ударов в минуту. Во время выполнения физической нагрузки частота сердечных сокращений будет являться прямым показателем интенсивности выполняемой работы. Когда Вы начинаете выполнять упражнения, частота сердечных сокращений быстро возрастает пропорционально интенсивности нагрузки. Для контроля выполняемой работы, обычно используют показатели пульса взятого в процентах от Вашего максимального значения.Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ или медикаментов. Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм.рт.ст.  или стойкое понижение артериального давления ниже 90/50 могут быть симптомами различных заболеваний.

^ 3. Особенности процесса дыхания при физической нагрузке.

При физической нагрузке потребление О2 и продукция СО2 возрастают в среднем в 15—20 раз. Одновременно усиливается вентиляция и ткани организма получают необходимое количество О2, а из организма выводится CO2.В норме частота дыхания варьирует от 16 до 25 в минуту, а дыхательный объем — от 2,5 до 0,5 л. У нетренированного человека при максимальной мышечной работе минутный объем дыхания не превышает 80 л*мин-1, а у тренированного может быть 120—150 л*мин-1 и выше.
В момент начала мышечной работы вентиляция быстро увеличивается, однако в начальный период работы не происходит каких-либо существенных изменений рН и газового состава артериальной и смешанной венозной крови.
Уровень вентиляции в первые секунды мышечной активности регулируется сигналами, которые поступают к дыхательному центру из гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы и двигательной зоны коры большого мозга. Довольно быстро первоначальный резкий прирост вентиляции легких сменяется ее плавным подъемом до достаточно устойчивого состояния, или так называемого плато. В период «плато», или стабилизации вентиляции легких, происходит снижение Рао2 и повышение Расо2 крови, усиливается транспорт газов через аэрогематический барьер, начинают возбуждаться периферические и центральные хеморецепторы. В этот период к нейрогенным стимулам дыхательного центра присоединяются гуморальные воздействия, вызывающие дополнительный прирост вентиляции в процессе выполняемой работы. При тяжелой физической работе на уровень вентиляции будут влиять также повышение температуры тела, концентрация катехоламинов, артериальная гипоксия и индивидуально лимитирующие факторы биомеханики дыхания.
Состояние «плато» наступает в среднем через 30 с после начала работы или изменения интенсивности уже выполняемой работы.

^ 4. Разминка, её значение в физкультурно-спортивной деятельности.

Перед началом занятий необходимо провести разминку, которая подготовит опорно-двигательный аппарат к предстоящей нагрузке. Во время разминки мышцы приобретают способность совершать работу с большей амплитудой и с большей скоростью, при этом снижается возможность травмы.
Положительное действие разминки на предстоящую тренировку очень разнообразно: - Разминка повышает возбудимость нервных центров, что создает условия для оптимальной регуляции функций организма во время выполнения упражнений; - Разминка усиливает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Это позволяет усилить снабжение работающих мышц кислородом и свести к минимуму риск возникновения кислородного дефицита; Разминка оказывает положительное влияние на терморегуляцию, предотвращая чрезмерное перегревание тела во время тренировки; - Разминка повышает температуру тела, и особенно температуру работающих мышц. Это увеличивает максимальную скорость сокращения мышц и улучшает обмен веществ в мышцах, предотвращая их чрезмерное утомление. Соответственно, если перед тренировкой не проводить разминку, то возможно возникновение следующих ситуаций: - Получение травм опорно-двигательного аппарата (вывихи, разрывы, растяжения мышц);  - Более быстрое наступление утомления (мышцы или/и сердечно-сосудистая система не могут сразу же адекватно включиться в интенсивную работу - происходит накопление продуктов распада); - Снижение рабочего веса отягощений (уменьшение интенсивности выполняемой работы) - отсюда менее эффективная тренировка.

^ 5. Физические упражнения, активно влияющие на развитие систем дыхания, кровообращения и энергообмена.

К циклическим видам спорта (движением) относится бег, ходьба, плавание, гребля, велоспорт, лыжные гонки, конькобежный спорт и многие другие. Все они имеют ряд общих черт как в отношении движений, так и в отношении энергозатрат. Циклические виды спорта, как правило, включают в оздоровительные программы с целью профилактики ряда заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а так же с лечебной целью.
        Чтобы достичь наилучшего результата наименее напряженным путем выбирают не традиционные общефизические гимнастические упражнения, а упражнения, требующие непрерывной работы больших групп мышц, например, лыжный спорт, кросс, бег, плавание, ходьбу по пересеченной местности и другие. Чем меньше мышечных групп участвуют в работе, тем ниже тренировочный эффект.
        Общность циклических движений заключается в следующем. Все фазы движений, существующие в одном цикле присутствуют и в остальных, причем в той же последовательности. Циклы друг от друга не отделимы. 
        Значительная часть циклических движений представляет собой естественные локомоции (движения) или базируются на них. Основными переменными величинами в циклических движениях являются мощность и двигательность (продолжительность) выполняемой работы. Мощность определяется частотой двигательных циклов, амплитуды и силы движений.
        В основу классификации циклических упражнений о физиологической нагрузки могут быть положены как величина и направленность энергетических сдвигов, оцениваемое по накоплению продуктов метаболизма (например, молочной кислоты) в крови и мышцах, так и изменения в основных системах жизнеобеспечения и регуляции (например, сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной и периферической систем).
В зависимости от особенностей энергетического обеспечения физические упражнения делятся на аэробные и анаэробные.

^ 6. Стретчинг, его значение для профилактики травматизма в физкультурно-спортивной деятельности.

Стретчинг - это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей. Этот вид тренировки широко используется в составе оздоровительных тренировочных комплексов или в качестве самостоятельного занятия.Поддержание достаточного уровня гибкости необходимо для обеспечения эффективных движений тела, снижается вероятность травм мышц, появления болезненных ощущений в области поясницы. Долгосрочные эффекты стретчинга: 1)Главный эффект - расслабление. Многие люди страдают от излишнего напряжения мышц, что имеет массу отрицательных последствий. Расслабленные, эластичные мышцы меньше подвержены травматизму, в них реже возникают боли. 2)Стретчинг снижает интенсивность болевых ощущений или даже ликвидирует мышечные боли. Положительный эффект наблюдается только после пассивного статического стретчинга. 3)Стретчинг является обязательной составной частью тренировок, направленных на снижение болезненности менструаций. 4)Улучшает гибкость: позволяет выполнять движения с большей амплитудой, улучшает осанку, координацию (пластичность, грациозность), позволяет избежать излишней рельефности мышц, способствует ощущению психологического комфорта. Можно выделить четыре вида стретчинга:1)Баллистический - метод, основанный на силе и весе тела. 2)Медленный - растяжение мышцы на максимальную длину. 3)Статический - выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции.

^ 7. Содержание понятие «утомление». Внешние признаки степени утомления при различных режимах физической нагрузки.

Принято различать два вида утомления — умственное и физическое. Умственное характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью сосредоточиться. Физическое — снижением физической работоспособности, уменьшением силы мышц, ухудшением координации движений.
 Небольшое утомление. Жалобы на состояние здоровья. Дыхание учащенное, но ровное. Умеренная потливость и небольшое покраснение кожи. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.Значительное утомление Одышка. Значительное покраснение кожи. Большая потливость. Жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах. При выполнении упражнений некоторое нарушение координации.    Резкое переутомление. Нарушение координации движений. Жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота. Поверхностное дыхание через рот. Резкое покраснение или побледнение кожи. Подавленное состояние.    Небольшая степень утомления желательна, так как не сопровождается существенным снижением работоспособности, нарушением сна и аппетита. Такое состояние стимулирует, ускоряет восстановление сил.Умеренное и значительное степени утомления нежелательны, так как вызывают утомление организма. Очередную тренировку начинают только после восстановления организма, то есть по возвращении его в нормальное состояние!

^ 8. Режим и культура питания студентов.

Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов.Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя (в среднем 1700 ккал); энергозатраты на усвоение пищи составляют около 200 ккал; около 30-40% энергии уходит на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек –2400 ккал. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энергозатраты возрастают до 3500-4000 ккал. В связи с этим изменяется соотношение основных пищевых продуктов. 
Вода составляет в среднем 66% нашего тела. Для полного удовлетворения потребности организма в воде необходимо употреблять около 1200-1500 мл жидкости. Недостаток воды способствует накоплению в организме продуктов распада белков и жиров, а избыток – вымыванию из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых веществ.

К режиму питания следует подходить индивидуально. Главное правило – полноценно питаться не менее 3-4 раз в день.

^ 9. Водно-питьевой режим, минеральный баланс в покое и при физической нагрузке. Контроль за массой тела.

Питьевой режим – рациональный порядок потребления воды, обеспечивающий нормальный водно-солевой баланс для благоприятного условия жизнедеятельности организма. Правильный баланс воды в организме предусматривает, что количество полученной и выделенной воды одинаково. При нарушении баланса могут произойти нарушенияпроцесса жизнедеятельности. При пониженном потреблении воды – уменьшается вес тела, увеличивается вязкость крови, ухудшается снабжение клеток кислородом и энергией, повышается температура тела, возникает тошнота, учащается дыхание и пульс, падает работоспособность. При повышенном потреблении воды ухудшается пищеварение (из-за разбавления желудочного сока), перегружается сердце (из-за разжиженной крови), через мерно нагружаются почки, идет быстрое утомление мышц, возникают судороги. Из организма выводятся минеральные вещества, нарушается солевой баланс.Взрослому человеку необходимо 30-40 г воды на 1 кг веса тела в сутки. Таким образом, суточное потребление составляет 2,5 л воды, такое же количество выводится из организма.   В виде жидкости человек потребляет 1,2 литра (48% нормы) в сутки. Остальное количество воды поступает с пищей - 1 литр. Содержание воды в каше -80%, в хлебе – 50%, в мясе – 58-70%, в рыбе – 70%, в овощах и фруктах -90%. 0,3 литра образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Данные о среднесуточном потреблении воды для каждого отдельного человека варьируется в зависимости от климатических условий, физической нагрузки.

^ 10. Особенности развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости).

При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них.
 Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), 
Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих..
Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения.

^ 11. Использование естественных факторов природы для оздоровления студентов.

чтобы обеспечить максимальный оздоровительный эффект и не принести вреда, необходимо соблюдать правило пользования солнечной радиацией в летнее время — использовать ее следует осторожно.
Для солнечных процедур благоприятны утренние часы до 12 часов, принимать их нужно через 1,5 часа после приема пищи. После приема солнечных ванн полезно обливание прохладной водой (+16-18 °С), а затем хорошее растирание.
Терапевтический эффект: вызывают положительные изменения в нервной, дыхательной системах, опорно-двигательном аппарате, улучшают обмен веществ, повышают общий тонус организма, его устойчивость против инфекций.
Закаливание воздухом стимулирует защитные силы организма, предотвращает и лечит заболевания дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы.
Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.
Лучшее время приема воздушных ванн — утренние часы, когда воздух насыщен ультрафиолетовыми лучами солнца.
Очень хорошо воздушные ванны сочетать с физическими упражнениями, ритмической гимнастикой, бегом. Водные процедуры пробуждают защитные силы организма, предотвращают и лечат заболевания органов дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Действие воды на кожу аналогично действию воздуха, но сильнее, так как вода обладает большой теплопроводностью и, следовательно, отнимает больше тепла.

^ 12. Здоровый образ и спортивный стиль жизни.

Основные факторы здорового образа жизни.
Труд – основа режима здоровой жизни человека. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем норма сна составляет около 8 часов. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1–1,5 часа до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать не позднее, чем за 2–2,5 часа до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении.
Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки.
Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Закаливание позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь, сохранить высокую работоспособность.

Пища является не только основным источником энергии, но и «строительным материалом» для новых клеток. Рациональное питание основывается на двух законах, нарушение которых опасно для здоровья.

^ 13. Понятие о переломах и вывихах, первая медицинская помощь.

Перелом – это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее от внешнего механического воздействия.
Переломы бывают закрытые, когда костные отломки не выходят за пределы кожных покровов, и открытыми, когда костные отломки разрывают мышцы, подкожную клетчатку, кожу и выходят наружу. Признаки:-Резкая боль в области перелома. -Нарушение нормальной работы конечности. -Ненормальная подвижность кости в месте перелома. -Изменение длины конечности. -Похрустывание костных отломков при осторожном ощупывании поврежденного места. 
Внешние признаки переломов: -Припухлость мягких тканей над переломом, кровоизлияние в них. -При открытых перелома – рваная рана с видимыми отломками кости. 
  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconПлан: Актуальность вопросов сохранения и развития психического и...
Актуальность вопросов сохранения и развития психического и психологического здоровья человека с. 1
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconТемы рефератов к курсу
Античная концепция здоровья человека (Представления о здоровье в античной медицине, философии, культуре)
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconВопросы к зачету по курсу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Понятие «здоровье». Факторы, обусловливающие здоровье. Показатели здоровья. Состояние здоровья населения России. Группы здоровья
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека icon2. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы...
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Здоровье –...
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconО. А. Бутакова «Академия здоровья»
Самые актуальные проблемы здоровья человека раскрываются с совершенно новой стороны. Современная медицина разделила организм человека...
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconСергей Николаевич Лазарев Диагностика кармы. Книга 2
Зигмунда Фрейда. Оказалось, согласно Месмеру, что на здоровье человека в большой степени влияют не только яркие, сильные переживания,...
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconВредное воздействие курения сигарет на здоровье человека
Вредоносные последстви для здоровья от курения сигарет, представленные в списке ниже, — это только начало длинного списка последствий...
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconПлан: Понятие валеологии как оздоровительно-профилактической основы...
Материалы теоретического раздела программы кафедры физвоспитания и здоровья по теме
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconВопросы к зачету по дисциплине «Физиология питания»
История и эволюция питания человека, современное определение понятия “здоровье”. Факторы, определяющие среднюю продолжительность...
1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека iconГреч eugenes - благородный, хорошего рода  - учение о наследственном...
Е. ведутся споры. Часть ученых, например, полагает, что основное содержание Е. со временем должно перейти к таким наукам как медицинская...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница