Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008


НазваниеКурс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008
страница1/22
Дата публикации29.03.2013
Размер2.75 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет управления и сервиса
Кафедра педагогики, психологии и профессионального образования

КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «ВАЛЕОЛОГИЯ»
студентам направления 100200 «Туризм»

Воронеж 2008
ЛЕКЦИЯ №1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕСВЕДЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИИ

Вопросы:

1. Определение и основные сведения валеологии.

2. Предмет и задачи валеологии.

Определение и основные сведения валеологии
Валеология – комплекс знаний в их практическом приложении о физическом, психическом и нравственном здоровье человека при его взаимодействии с окружающей средой; о сохранении и укреплении здоровья с момента рождения и до глубокой старости, профилактике болезней, о возвращении к состоянию здоровья после болезни, о продлении здоровой жизни.

Валеология (vale logia – лат. здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 г., оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформляется в науку фундаментальную и необходимую, в первую очередь, своей нужностью для людей, которые хотят посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения.
Валеологию как науку о здоровье индивидуума, общества и природы в целом, можно подразделить на индивидуальную и общественную.

1. Индивидуальная – направлена на сохранение, приумножение и восстановление здоровья отдельного конкретного человека. Здесь ограниченно сплетаются: а) личная гигиена; б) психогигиена; в) закаливание; г) физические нагрузки; д) рациональное питание; е) методики систем оздоровления. Иными словами сюда входит все, что емко и образно называется здоровым образом жизни.

2. Общественная – это сохранение и поддержание здоровья общества, как физического, так и психического, духовного, экономического и социального. Ее можно подразделить на: а) медико-биологическую валеологию, включающую общую гигиену, общественную психогигиену (семьи, коллективы, общества в целом), спорт, экологические аспекты; б) экономическую валеологию, рассматривающую уровень жизни общества и отдельных его представителей, уровень занятости населения, уровень промышленного производства и т.п. в) социальную валеологию, направленную на рассмотрение социального устройства общества, уровня образования, научного потенциала, общественных организаций, культуры и искусства.

Чтобы сохранить собственное здоровье каждый человек должен обладать тем минимумом знаний, который позволит, прежде всего, не пустить болезнь в собственный организм. Это актуально, поскольку причина всех болезней едина: невежество, невежество собственное, либо невежество родителей.

Пока что многие видят валеологию лишь как руководство к здоровому образу жизни, но она намного шире. В сущности – это плод интеграции медицинских, биологических наук со всеми прочими науками и направлениями человеческой деятельности, это Философия жизни.

Способна ли отдельная наука охватить столь широкий спектр человеческих знаний? Отдельная – нет, но валеология – это наука отнюдь не отдельная. Валеология в равной мере базируется на химии, физике, биологии, физиологии. Валеология – это философия медицины. Валеологию следует рассматривать как первый этап становления интегративной медицины, отсюда и основная задача валеологии – не суммирование отдельных медицинских знаний, а объединение их в систему, интегрирование, в процессе чего возможно появление новых, качественно отличных свойств, в данном случае – нового медицинского мировоззрения.
^ Предмет и задачи валеологии

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии пред болезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности.

Методом валеологии является количественная и качественная оценка здоровья человека и его резервов, а также исследование возможности их повышения.

Основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержания на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды.
Основными задачами валеологии являются:

  1. исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

  2. формирование установки на здоровый образ жизни;

  3. сохранение и укрепление здоровья и резерв здоровья через человека, через приобщение к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровье человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Хотя валеологию можно назвать достаточно молодой наукой, молодость эта относительна и обусловлена тем, что в последнее время систематизированы и объединены одним понятием «валеология» многие разделы профилактической медицины и гигиены. Истоки же валеологического подхода коренятся в глубокой древности и неразрывно связаны с развитием самой медицины. Наряду с фантастическими или откровенно спекулятивными методами (эликсир жизни, живая вода, питье крови) медициной накапливается опыт изучения причин болезней, их лечения, а главное профилактики. Это был долгий и трудный путь, на котором ученым встретилось множество объективных препятствий, застенки инквизиций, непонимание современников.

Сгорел в пламени аутодафе испанский врач М. Сервет. Лишь заступничество Павла III спасло от костра врача Ф. Рабле. В. Гарвею коллеги долго не могли простить того, что он сравнил сердце с насосом, ведь в те времена сердце считалось вместилищем души.

Валеологический подход в медицине можно проследить с глубокой древности. Есть вполне обоснованное мнение, что целебные свойства некоторых растений были известны еще в первобытно-общинные времена (белладонна, мак, конопля, полынь, женьшень). По мнению ряда ученых понятия о том, что вредит здоровью, как можно избавится от вредных воздействий, имелись уже в стадах неандертальцев. Это закреплялось в обычаях, возникали определенные ритуалы, многие из которых оказывались весьма рациональными в восстановлении сил, защите от инфекционных болезней. В соответствии с ними устраивались жилища, появлялись правила личной гигиены, конечно, причины и сущность болезней были известны. Это и предопределило на долгие тысячелетия их роль в мистических, культовых, а в последствии – религиозных обрядах и доктринах.

Владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровыми. Хорошо известно, что в древней и современной традиционной медицине Востока и Южной Америки используются многочисленные лекарственные средства из растений и органов животных не только для лечения болезней, но и для сохранения и улучшения здоровья.

Не случайно, что валеология, ориентированная на реализацию прежде всего резервных возможностей организма каждого конкретного человека, зародилась именно в России, также обладающей большим ресурсом природных оздоровительных средств.

Еще в 60-е годы 20 в. была сформулирована проблема адаптации при хронических напряжениях, связанная с началом научных экспедиций в отдаленные и труднодоступные районы (например, в Антарктиду).

Несомненно, авторитет в области разработки учения о здоровье принадлежит И.И. Брехману. В соответствии с его воззрениями, наука о здоровье должна синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, медицины, психологии и других наук, осуществляли прямой путь к здоровью. На I этапе (начало 60 г.) объектами исследования И.И. Брехмана и других ученых являлись природные лекарства для повышения общей и универсальной сопротивляемости организма, лекарства для здоровых. Эти многочисленные исследования дали практике адаптогены, пищевые добавки. С 1980 г. начался второй этап развития науки о здоровье. Был проведен ряд краткосрочных и длительных наблюдений по профилактике общей заболеваемости в детских и производственных коллективах. По утвержденным программам валеологию начали преподавать в некоторых медицинских и педагогических вузах, в институтах совершенствования педагогического мастерства.

Для выделения валеологии в качестве науки есть все необходимые основания: метод (диагностика количества и качества здоровья), средства (психологические, двигательные и др.), социальный заказ (здоровье, отсутствие заболеваемости).

Становление валеологии как интегративной науки о путях и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека предполагает реализацию трех кардинальных направлений: разработку теоретических основ – включая изыскания в области возрастной валеологии, медицинской генетики, репродуктивной сексологии, экологической валеологии. Научное обоснование методов валеопрактики, в том числе совершенствование теоретических основ физвоспитания, психофизиологических основ рекреации, валеологического сопровождения всех видов деятельности (трудовой, учебной, досуговой); развитие валеологического образования как системы, обеспечивающей разностороннее развитие, оптимальную деятельность, увеличение резервов здоровья и достижение активного долголетия.

На повестке дня целый ряд еще не решенных проблем: выделение специальности «валеолог» и инфраструктуры службы здоровья, разработка технологии оздоровления. Эти задачи и должны, по-видимому, решаться в рамках практической сферы деятельности валеологии и организации соответствующей валеологической службы.

Организация валеологической службы предполагает 4 этапа: прогностический скрининг; поиск причин низкого количества и качества здоровья (диагностический скрининг в медучреждении); подбор лечебных и оздоровительных технологий; осуществление коррекции количества и качества здоровья.

Формирование валеологии как научного направления предполагает совместную работу органов здравоохранения, культуры, органов народного образования, комитетов по физической культуре и спорту, а также семьи по формированию здоровья индивида и общества.


^ Вопросы для самоконтроля:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconКурс лекций утверждено Редакционно-издательским советом университета...
Рембеза Е. С. Квантовая, атомная и ядерная физика: курс лекций: учеб пособие / Е. С. Рембеза, В. С. Железный, Е. А. Косякова. Воронеж:...
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconКурс лекций утверждено Редакционно-издательским советом университета...
Рембеза Е. С. Квантовая, атомная и ядерная физика: курс лекций: учеб пособие / Е. С. Рембеза, В. С. Железный, Е. А. Косякова. Воронеж:...
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconКурс лекций Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2008
Основы римского права: Курс лекций. Издание 2-е, дополненное и переработанное. М.: Изд-во рудн, 2008. 241 с
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconУчебное пособие по дисциплине «Экономика»
В. В. Янова. — 4-е изд., стереотип. — М: Издательство «Эк­замен», 2008. — 382, [2] с. (Серия «Курс лекций»)
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconРабочая программа тема № «Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья»
Курс лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения читается на I курсе студентам отделения журналистики во...
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconУчебное пособие (курс лекций)
Курс лекций по дисциплине «Физика горных пород» разработан для студентов специальности 130201. 65 Геофизические методы поисков и...
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины экономика для специальностей
«Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 030501 «Юриспруденция», 040101 «Социальная работа», 031202...
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconСтрахование ответственности курс лекций
Содержит курс лекций по дисциплине «Страхование ответственности» и список рекомендуемой литературы для ее изучения. Предназначен...
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconКнига представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском...
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется...
Курс лекций по дисциплине «валеология» студентам направления 100200 «Туризм» Воронеж 2008 iconМетодические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных...
Н. А. Балюк. Итоговая государственная аттестация. Выпускная квалификационная работа. Учебно-методический комплекс. Методические указания...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница