Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл


НазваниеКонспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл
страница1/6
Дата публикации13.06.2013
Размер0.66 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Биология > Конспект
  1   2   3   4   5   6



УДК 373 Б82

Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообла­дателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве.

Рисунки А. П. Голованова, Т. А. Панкевич, И. С.Авдеевой, И. И. Бураковой, И. Г. Лебедевой

М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина

Б82 Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.—СПб.: Па­ритет, 2006.—80 с. + цв. вкл.

18ВМ 5-93437-264-5

Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, реко­мендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ре­дакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «У страха глаза велики», «Теремок».

По каждой сказке составлены три занятия: слушаем, рассказываем и по­казываем сказку. Каждое занятие имеет свои цели (воспитательные, обучаю­щие, развивающие). Занятия усложняются постепенно, сопровождаются ил­люстрациями и образцами пособий. В Приложении приведены карточки для глобального чтения. Задания, игры, упражнения содержат основные разделы дошкольного обучения.

Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам детских до­школьных учреждений. Многие занятия могут провести и родители, стремя­щиеся к всестороннему развитию своих малышей.

УДК 373

© М. Г. Борисенко, 2006 © Н. А. Лукина, 2006

© А. С. Андреев, оформление обложки, 2006 © Редакционная подготовка. Издательство !8В^ 5-93437-264-5 «Паритет», 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наибо­лее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слы­шит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожидан­ные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речево­го и интеллектуального развития.

Почему именно сказки?

Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. В соответствии с ре­чевыми возможностями малыша названия животных без ущерба для смысла сказки можно заменить на звукоподражания: не «курица», а «ко-ко-ко»; не «со­бака», а «ав». Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыс­лу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки по­могают пробудить интерес к слову.

Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкрет­ная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребен­ка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению.

Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной. Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку.

Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, рекомен­дованных «Программой воспитания и обучения в детском саду»1: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «У страха глаза велики», «Теремок».

Задания сопровождаются не только предметными картинками, но и сюжет­ными, на цветной вклейке помещены изображения персонажей сказок для вы-

1 Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. М., 2004.

резания и обыгрывания, а также сюжетная картинка ко всем сказкам, на кото­рую этих персонажей можно накладывать или выставлять. Приведены образцы пособий для работы с детьми. В Приложении даны карточки для глобального чтения по всем сказкам, которые следует вырезать до занятия.

По каждой сказке мы предлагаем три занятия. Каждое занятие имеет свои цели (воспитательные, обучающие, развивающие). От занятия к занятию зада­ния усложняются. Одну и ту же игру мы рекомендуем проводить несколько раз (три занятия — следовательно, три раза — при условии выполнения ребенком за­дания), но (обратите внимание!) каждая из игр содержит элемент новизны с пос­тепенным усложнением материала. Например, каждое первое занятие включает в себя: знакомство со сказкой, развитие грамматической стороны речи, зритель­ного внимания, общей моторики.

Мы предлагаем различные виды деятельности — с бумагой, фломастерами или карандашами, конструирование. У малыша 2-3 лет уже есть возможности для восприятия материала, происходит совершенствование координации руки под контролем глаза. Это расширяет выбор дидактического материала. Появле­ние собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типич­ным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отхо­дящих от нее линий. Деятельность с карандашом — это не только сенсорно-дви­гательные упражнения; она отражает и углубляет представления ребенка об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой актив­ности.

В занятия включена методика глобального чтения. Что это такое?

Это чтение целыми словами. Подобно тому, как иероглиф обозначает слово, так и предлагаемые слова на карточках ребенок учится узнавать целиком, не вы­членяя отдельные буквы. Сначала ребенок будет находить «такую же» карто­чку, как у взрослого. Затем — находить написанное слово по просьбе: «Где лиса? Дай!» Постепенно запоминаемых ребенком слов будет все больше и больше.

Почему мы предлагаем эту методику?

По мнению современных ученых малыш, получающий дополнительную ин­формацию в виде графических образов-слов, начинает быстрее развиваться, т. к. он быстрее анализирует воспринимаемую информацию, перерабатывая и хо­рошо усваивая значительно больший объем информации. Мы рекомендуем не останавливаться на наших играх, т. к. это только часть методики глобального чтения. Рекомендуемая система занятий позволит вам выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для каждого ребенка. Если ваш ребенок не выполняет то или иное задание, то его не­обходимо повторить на следующем занятии. Если ребенок моторно недостаточно ловок, включите этот элемент в следующее занятие.

Работа по сказкам начинается с уровня, подходящего для малыша 2-3 лет или ребенка более старшего возраста, имеющего проблемы в речевом или интел­лектуальном развитии.

Почему мы так сделали?

Ребенок данного возраста усваивает знания при условии многократного по­вторения, поэтому желательно проводить одну и ту же игру несколько раз. В то же время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устает. По­этому игры расположены именно в такой последовательности.

Вы можете проявить творчество и придумать сами виды усложнений, кото­рые будут интересны для вашего ребенка и соответствуют возможностям именно вашего малыша.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совер­шаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Наша цель — стремиться к появлению действий с предметами-заместителями.

Деятельность ребенка приобретает характер предметной. Он постоянно об­следует предметы, исследует их свойства. Результатом производимых ребенком экспериментов являются его первые умозаключения. Малыш совершенствуется в способах выполнения заданий. Наша задача — помочь ему перейти от метода проб и ошибок к способу примеривания и зрительного соотнесения.

Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года является развитие речи. Он начинает понимать смысл ваших высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Формирование активной речи ребен­ка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и разви­тие форм и функций речи. Расширение словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы (имена существительные), действия (глаголы), при­знаки (имена прилагательные). При этом необходимо учитывать, что хотя в пас­сивной (понимаемой) речи ребенка существительных значительно больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляются, чем глаголы. В употребле­нии глаголов ребенок допускает аграмматизмы, которые считаются возрастны­ми. Прилагательные появляются позже, чем другие части речи. С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т.к. обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, барические качества (легкий, тяжелый), вкус, оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный). В два с половиной года в речи ребенка начинают по­являться предлоги (в, на, за, под). Ребенок начинает использовать падежные формы. Поэтому каждое из предлагаемых занятий обязательно включает уп­ражнение на развитие грамматической стороны речи.

Ребенок воспринимает предмет целиком: его название, признаки, возмож­ность произведения действий. Поэтому восприятие предмета должно сопровож­даться не только называнием, а связным повествованием и употреблением дан­ного слова в различных вариантах и связях с другими словами. Обучая договаривать слова, мы тем самым формируем умение ребенка правильно упот­реблять падежную форму слов, например:

«Ок, ок, ок, у меня ... (колобок).

Ка, ка, ка, нет уже ... (колобка).

Ок, ок, ок, лиса съела ... (колобок)».

Наша цель — постепенный перевод ребенка от понимания свойств предметов к их словесному обозначению.

Нервная система малыша еще не очень стабильна, он быстро возбуждается и долго не может успокоиться. Поэтому подвижные игры лучше проводить в кон­це занятия.

Занимаясь с ребенком, чутко прислушивайтесь к его настроению — никогда не настаивайте на продолжении игры, если малыш устал, не в настроении или если игра ему не нравится.

Одна из главных особенностей развития детей третьего года жизни состоит в том, что дети становятся самостоятельнее. Борьба за самостоятельность может превратить малыша в «монстра» и сделать жизнь взрослого невыносимой, если тот не будет с пониманием относиться к категоричным «нет», «я не хочу», «я хо­чу сам» и будет всячески поддерживать устремления ребенка, будет лабильно вести себя по отношению к нему и «подстраиваться» под его желания в разум­ных пределах.

Другая особенность развития ребенка третьего года жизни — он становится более спокойным. Он уже может немного подождать, пока вы чем-то заняты, но его ожидание не может и не должно быть слишком длительным. Поэтому перед проведением игры внимательно ознакомьтесь с инструкцией по ее подготовке и выполните все рекомендации, «проиграйте игру про себя», продумайте все ню­ансы, чтобы каждый из этапов игры плавно перетекал от одного к другому без задержек и поисков необходимых атрибутов для игры. Подвижные игры (напри­мер, имитация движений животных) вызывают эмоционально положительный настрой у ребенка, помогают снять напряжение.

Учитывайте способности и возможности именно вашего ребенка!

Игра-занятие может длиться до 20 минут. Но основной критерий при опреде­лении времени проведения игры — заинтересованность вашего малыша и его по­ложительный эмоциональный настрой, созданный вами до и во время занятия. Ребенка этого возраста привлекает только то, что ему нравится, т.к. его внима­ние непроизвольное. Ребенка интересует только то, что представляется ему на­иболее значимым.

Приступайте к занятиям только тогда, когда ребенок ничем не занят. Поста­райтесь расположить к себе малыша прежде, чем начнете игру, настройте его на игру. Проводите игру на повышенном эмоциональном фоне. Настройтесь на ве­селый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь говорит басом. Расска­зывайте выразительно, не торопитесь. Ваша речь должна быть образцом для подражания.

Основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «на­страиваться» на восприятие речи. Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на воспри­ятие речи.

Мы надеемся, что разработанные нами игры помогут развитию у вашего ре­бенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

^ ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!

Курочка Ряба

Жили себе дед да баба, И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: Яичко не простое, Золотое.

Дед бил, бил — Не разбил; Баба била, била — Не разбила.

Мышка бежала, Хвостиком махнула — Яичко упало И разбилось.

Дед и баба плачут;

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое.
ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Курочка Ряба»

Предварительная работа: вырежьте персонажей сказки: дед, баба, курочка, мышка, яйцо белое, яйцо золотое (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17); карточки для глобального чтения в двух экземплярах (см. Приложение); приготовьте две карточки для игры «Один — много» (на одной нарисуйте мало точек, на второй — много). Наклейте все карточки на картон или плотную бумагу.
^ Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать сказ­ку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; вырабаты­вать учебные навыки: отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?».

Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет); совершенствовать мелкую моторику — формировать пинцет-ный захват; развивать дыхание — формировать длительный и целенаправлен­ный выдох.

Развивающие — развивать зрительное внимание — находить карточки с изоб­раженными на них буквами («а», «у») и звукоподражаниями («ко-ко-ко», «пи-пи»); развивать способность вслушиваться в речь другого человека.

Оснащение:

— шапочка курочки;

— ширма;

— фигурки — персонажи сказки из настольного кукольного театра;

— карточки с изображенными героями сказки — дед, баба, курочка Ряба, мышка, яйцо простое, яйцо золотое (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17);

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «дед», «баба», «курочка», мышка», «яйцо», «бух», «у-у», «а-а», «ко-ко-ко», «пи-пи» (см. Приложение);

— две карточки с точками (или кружочками): на первой—одна точка, на второй — много точек;

— две мисочки: одна с фасолью, другая с горохом;

— миска-кормушка для курочки;

— заводные курочки;

— корзинка.
^ Ход занятия

1. Организационный момент. Наденьте шапочку курочки. Скажите: «Здрав­ствуйте, дети. Я — курочка. Я пришла к вам в гости. Я хочу отвести вас на полян­ку сказок и рассказать вам одну очень интересную сказку!»

Предложите детям встать за «курочкой» и пойти за ней на сказочную полян­ку (ковер в групповой комнате). Подведите детей к ковру-полянке и предложите им сесть и устроиться поудобнее.

Поставьте на стол ширму и предложите детям внимательно слушать сказку.

2. Рассказывание сказки. Рассказывайте детям сказку «Курочка Ряба». По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляйте на стол всех дей­ствующих персонажей сказки — фигурки из настольного кукольного театра. Предложите детям посмотреть на фигурки и рассказать о том, кто пришел к ним в гости (дед, баба, курочка Ряба, мышка). Предложите выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился, и назвать его.

3. Запомни и расскажи. Выложите на столе перед детьми цветные картинки с изображением персонажей сказки. Задайте вопросы по содержанию сказки и предложите выбрать персонаж, необходимый для ответа.

У кого жила курочка Ряба? (Курочка жила у деда и бабы.) Что снесла курочка Ряба? (Курочка Ряба снесла яичко.)

Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое.) Что делал дед? (Дед бил, бил, но не разбил яйцо.) Г11 Что делала баба? (Баба била, била, но не разбила яйцо.) Кто же разбил яйцо? (Мышка разбила яйцо.)

Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разби­лось.)

Если задание вызывает у детей затруднение, выставляйте одновременно с картинками персонажей настольного театра и произносите их название сопря­женно с ребенком. Если речь ребенка развита еще недостаточно, предложите ему просто показывать те картинки, на которых изображены названные вами герои сказки.

4. Глобальное чтение. Попросите ребенка еще раз назвать героев сказки. Возьмите фигурку бабы и поставьте ее на стол. Назовите: «Баба». Возьмите кар­точку со словом «баба». Подложите карточку к фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку со словом: «Баба». Возьмите фигурку деда. Поставьте ее на стол. Назовите: « Дед». Возьмите карточку со словом « Дед », подложите ее к фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку: «Дед». Положите перед ребенком две карточки—«дед» и «баба». Предложите подобрать «такую же» карточку (с таким же словом) к каждой кар­точке, лежащей под фигурками.

Если ребенок легко справился с предложенным заданием, предложите ему аналогично подобрать карточки к другим героям сказки — курочке и мышке.

5. Развитие мелкой моторики. Предложите детям вспомнить и рассказать о том, что любит есть курочка (фасоль, горох, зернышки, червячков).

Предложите покормить курочку. Поставьте перед каждым ребенком мисоч­ку с фасолью, горохом или вырезанными из бумаги червячками. Спросите каж­дого ребенка, чем он хочет покормить курочку. Предложите сложить угощения для курочки в миску-кормушку.

Покажите, как можно перекладывать угощение — брать указательным и большим пальцами ведущей руки по одной фасолине и перекладывать угоще­ние из мисочки в кормушку. Покажите ребенку способ пинцетного захвата.

Если у ребенка недостаточно хорошо развита мелкая моторика, стоит предло­жить ему угостить курочку фасолью. Если же у детей мелкая моторика развита лучше, то можно предложить ребенку угостить курочку более мелким уго­щением — горошинами.

Предложите детям взять из корзинки по заводной курочке. Попросите клю­чиком завести курочку и поставить ее около кормушки. Прочтите рифмовку:

Вышла курочка гулять И горошка поклевать. — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!

Предложите спеть песенку курочки: «Ко-ко-ко!», помахать крылышками. Спросите у детей: «Что делает курочка?» (Клюет зернышки.) «Сколько зерны­шек в кормушке?» (Много.)

• Если ребенок не владеет активной речью, положите перед ним две карточки с точками (на одной — одна точка, на другой — много точек). Предложите ребенку взять ту карточку, на которой количество точек совпадает с количеством фасоли в кормушке (один — много).

^ 6. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работе детей на занятии.
ЗАНЯТИЕ 2

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconКонспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет «Волк и...
Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного...
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconКонспекты написаны подробно и содержат
Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с он р.— Спб.: Детство-пресс 2007. 704...
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconКнига содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических...
Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с онр.— Спб.: Детство-пресс, 2006. 656...
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconКнига содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических...
Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с онр.— Спб.: Детство-пресс, 2006. 656...
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconСодержание
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. Москва: тц сфера,...
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconКнига содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических...
Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с он р.— Спб.: Детство-пресс 2007. 704...
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconКнига содержит подробное изложение хода подгрупповых логопеди­ческих...
Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с он р.— Спб.: Детство-пресс 2007. 704...
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconКнига входит в комплект пособий по развитию связной речи у детей...
Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М. Издательство гном, 2011....
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconКнижки на вы­рост
Н71 Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Фор­мирование навыка пересказа. Конспекты занятий с использо­ванием серии...
Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. Спб.: Па­ритет, 2006. 80 с. + цв вкл iconДобродетельного потомства
Учебно-образовательные советы «Мироведение» (для занятий с детьми от 3-х до 12-ти лет)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница