Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности


НазваниеИнструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности
страница1/7
Дата публикации13.06.2013
Размер0.66 Mb.
ТипИнструкция
userdocs.ru > Биология > Инструкция
  1   2   3   4   5   6   7
ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ И РАБОТ

ПО БИОЛОГИИ

1.Общие требования безопасности

1.1. К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. Опасные производственные факторы: химические ожоги при работе с химическими реактивами;

термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками и нагревании жидкостей;

порезы и уколы рук при неаккуратном обращении с лабораторной посудой, режущим и

колющим инструментом; отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

1.3. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

1.4. После окончания лабораторных и практических работ тщательно вымыть руки с мылом.

^ 2. Требования безопасности перед началом работ

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные

приемы ее выполнения.

2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.

2.3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.

^ 3. Требования безопасности во время работы

3.1. Точно выполнять указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его раз-

решения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц и др.) брать

их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей,

класть их на рабочее место заостренными концами от себя.

3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну

спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели

(штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.

3.7. При использовании растворов кислот и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не

допускать попадания их на кожу и одежду

3.8. При работе с твердыми химическими реактивами не брать их незащищенными руками, ни

в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).

3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

^ 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно

погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю), не

убирать самостоятельно.

^ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ.
Лабораторная работа №1.

Тема: изучение морфологического критерия вида.

Цель: усвоить понятие морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику организмов.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов, чучела животных и др.

Ход работы:

1. Рассмотрите организмы двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику каждого вида.

2. Сравните, особи двух видов, выявите черты сходства и различия.

3. Чем объясняются их сходства и различия?
Лабораторная работа № 2.

Тема: выявление изменчивости организмов.

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать

натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.

Ход работы:

1. Сравните 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос, какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.
^ Лабораторная работа № 3.

Тема: приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.

Цель: закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: гербарные образцы растений или комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы.

1. Определите среду обитания растений и животных, предложенного вам для исследования.

2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.

3. Выявите относительный характер приспособленности.

4. По результатам выполненной работы заполните таблицу.
Приспособленность и ее относительный характер.

№п/п

Название вида

Среда обитания

Приспособленность

Относительность приспособленности

1.













2.













3.














4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.
Лабораторная работа № 4.

Тема: выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых.

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации у растений и животных, объяснять их значения.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых и другие биообъекты.

Ход работы:

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение – назовите имеющиеся у них органы.

2. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

3. Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

4. Опишите идиоадаптации у насекомых рассматриваемых отрядов, раскройте их эволюционное значение.
^ Лабораторная работа № 5.

Тема: строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом.

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнить их между собой.

Оборудование: микроскопы предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы.

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.
^ Лабораторная работа № 6.

Тема: каталитическая активность ферментов в живых тканях.

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умения работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Вариант 1.

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого или вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы) песок, ступка и пестик.

Ход работы

1. Приготовьте 5 пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, в 2- кусочек сырого картофеля, 3- кусочек вареного картофеля, 4- кусочек сырого мяса, 5- кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.

3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

4. Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы, в каких пробирках проявилось активность ферментов? Объясните, почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложения пероксида водорода? Ответ обоснуйте.
^ Вариант II.

Оборудование: микроскопы, предметное и покровное стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, пероксид водорода, лист элодеи.

Ход работы.

1. Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите его под микроскопом и зарисуйте несколько клеток листа.

2. Капните на микропрепарат пероксид водорода и снова наблюдайте за состоянием клеток.

3. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: Какой газ выделяется из клеток листа? Почему происходит его выделение?

4. Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите ее под микроскопом, опишите наблюдаемую картину. Сравните состояние пероксида водорода в листе элодеи и на стекле.
^ Лабораторная работа № 7.

Тема: плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные полочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы.

  1. Приготовьте препарат кожицы чешуи лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

  2. Удалите с микропрепарата воду, преложив фильтрованную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

  3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

  4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, чтобы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?


^ Лабораторная работа № 8

Тема: фенотипы местных сортов растений

Цель: сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.

Оборудование: гербарные экземпляры различных сортов растений (пшеница, рожь, ячмень и др.).

Ход работы

  1. Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.

  2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков). Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

  3. Раскройте причины модификационной изменчивости, ее значение.


^ Лабораторная работа № 9.

Тема: изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Вариант 1.

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, листья растений и т. д.

Ход работы:

1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры или другие параметры. Данные запишите.

2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (размер семян, длина листовой пластинки), ниже - частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко.

3.Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.

4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вариант II

Оборудование: линейка или сантиметр.

Ход работы

  1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост — 166 см.

  2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—161 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:

Количество учащихся 2

Рост, в см 145—150

  1. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.

  2. Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.

  3. Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.

  4. Ответьте на вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой — наиболее редко? Какие отклонения встречаются в росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?


^ Лабораторная работа № 10.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconПрограмма (инструкция)
Общие требования по охране труда при проведении первичного инструктажа работникам Резерва проводников
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconИнструкция по охране труда нормативный акт, устанавливающий требования...
Сборник инструкций по охране труда для образовательных учреждений
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconИнструкция по технике безопасности при проведении работ в зоне бывших боевых действий
В целях предотвращения несчастных случаев при проведении работ в зоне бывших боевых действий необходимо соблюдать следующие меры...
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconМежотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при...
В правилах приведены требования к персоналу, производящему работы в электроустановках, определены порядок и условия производства...
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconИнструкция по охране труда для водителя автомобиля Настоящая инструкция...
Ти р-200–01–95, утвержденной приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27. 02. 1996 №16, Межотраслевыми...
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconОрганизация работ по охране труда введение
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении...
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconИнструкция по охране труда инструкция №1
Тб на основании настоящей инструкции, а также дополнительных инструкций по специальным видам работ. Работник, пришедший на службу,...
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconИнструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава
Настоящая инструкция разработана на основании инструкции по охране труда для слесаря по ремонту электровозов и электропоездов в ОАО...
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconМежотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при...
Настоящие Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (Правила) составлены Госэнергонадзором...
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и работ по биологии общие требования безопасности iconИнструкция по охране труда для локомотивных бригад ОАО "ржд"
На основе настоящей Инструкции в локомотивных депо железных дорог разрабатываются инструкции по охране труда для локомотивных бригад...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница