Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу


Скачать 64.77 Kb.
НазваниеМосковский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу
Дата публикации03.04.2013
Размер64.77 Kb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Биология > Реферат
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Социологический факультет
Эссе по курсу

«Классические теории социологии»

На тему:

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА Г. СПЕНСЕРА


Выполнила:

Студентка 11 группы

Вечернее отделение

Токарева М. Ю.

Проверил:

Куликова Д.В.
Москва 2012
Введение:

В изменяющемся мире, где столько боли и слез, на фоне непрекращающихся войн, человек всегда стремился объяснить и осознать, что движет массами людей, почему происходит кровопролитие и так ли далеко ушел в своем развитии человек от животного, представителя первобытной орды, агрессивного эгоистичного существа.

Не обошли эти размышления стороной и английского философа, отца англо-американской ветви социологии Герберта Спенсера (1820-1903), более того, она красной нитью проходят через его концепцию социального прогресса, в результате чего он получает неоднозначную и по сей день оценку всего исторического процесса.
^ Основные идеи теории социального прогресса:
Являясь наиболее ярким представителем школы органицистов, Спенсер отождествляет общественное устройство с биологическим организмом. «Общий закон эволюции для любых организмов, в том числе и для социальных, переход из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности. Благодаря тому, что такой общий закон эволюции распространяется на общество, прогресс общества становится объективным, неизбежным, однонаправленным и безоценочным». [5, с 68.]

Таким образом, общественный организм сложнее биологического, а общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Спенсер формулирует подобно Конту статику и динамику, однако содержание их иное. Статика отражает структуру социального организма, которая раскрывается через координацию друг с другом социальных институтов. Спенсер пришел к выводу, что общество делится на политическую управляющую часть и производящую. Первоначально управляющая часть общества была военной организацией, которая всех подичала себе, заставляя следовать установленным целям, тем не менее, выполняя и функцию защиты. Другой способ управления - промышленная организация, появляющаяся из стремления к индивидуальным целям. Однако, как ни прискорбно, она невозможна без военной стадии, более того, сам Спенсер признает в работе «Изучение социологии» и в других трудах утверждает, что для перехода к промышленной стадии необходима война, которая истребляет более сильных людей и оставляет немалый процент слабых физически, но развитых умственно, желающих облегчить производственный процесс, что и ведет к преобразованиям. Тем не менее, промышленная стадия лишь опосредованно ведет к общему благополучию.

Учение о прогрессе общества – это динамика, «которая состоит в эволюционном изменении организма под влиянием среды» [5, с. 70]. Окружающая среда делится на первичную и вторичную, в свою очередь первичная распадается на внутреннюю и внешнюю. Последняя представлена природой, которая нетронута человеком, например, климат, почва и т.д. Больший интерес представляет внутренняя среда, которая показывает природу самого человека, нетронутую социальным развитием, являющуюся воплощением эгоизма, хищничества и неспособности к совместной жизнедеятельности. Если вспоминать начальные стадии развития общества, такие как первобытная орда или «человеческое стадо», то мы можем с легкостью наблюдать первичную среду. Как любой организм, социальный организм развивается и растет. Появляется вторичная среда, представленная окружающую природу и социальную природу человека, которая в свою очереди состоит из двух форм: надиндивидуальной, то есть норм, обычаев, институтов, и внутренней природы социализированного индивида. Спесер уделяет много внимания типологии социальных институтов, объявляя их механизмами самоорганизации совместной жизни людей. Выделяет: домашние институты, занимающиеся вопросами семьи, брака, проблемами воспитания; обрядовые, в обязанности которых входит регулирование повседневного поведения людей, установление обычаев и этикета; политические, способные переносить внутригрупповые конфликты на сферу конфликтов между группами; церковные; профессиональные и промышленные, возникающие на основе разделения труда, поддерживающие производственную структуру общества. .

Специфическая форма сверхорганического развития с одной стороны, является высшей и самой сложной ступенью в эволюции материи, а с другой стороны, связана непрерывной цепью причинно-следственных связей с феноменами низших порядков, доказывая, что мы имеем дело с синергетической моделью, в которой порядок низших ступеней является хаосом для высших.

Любая система стремится к устойчивому равновесию с окружающей средой, общество и организм являются сложными системами, поэтому так же испытывают данное стремление, однако чем сложнее организм, тем труднее достижение такого равновесия. Индивид всегда противостоит среде, сам Спенсер на стороне индивида, он полагал, что свобода для индивида – необходимое условие развития общества, поэтому он трактовал как проявление общественного эгоизма сословное деление. Тем не менее в борьбе выживают сильнейшие индивиды, в этом отношении Спенсер проводит явную параллель с теорией естественного отбора Дарвина, перенося все законы эволюции с животного мира на человеческое общество и доказывая правомерность их использования, описывая причины кровопролитных войн и незавидное положение рабочего класса в капиталистическом обществе. Таким образом, в обществе всегда действую и будут действовать три закона эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

Само общество по теории данного социолога состоит из трех относительно автономных частей, систем, то есть, своеобразных органов. Первая –поддерживающая, она занимается производством необходимых ресурсов. Вторая - дистрибутивная (распределительная) - занимается разделением благ на основе разделения труда, обеспечивает связь частей социального организма. И третья – регулятивная - выполняет роль организатора, то есть это и есть государство, которое устанавливает связи между частями, сплетая их в единое целое. 

Мир для Спенсера является подвижной материей, находящейся в непрерывном движении и изменении, подчиненном определенным закономерностям, которые основано на свободе и конкуренции индивидов, поэтому он отрицает возможность построения социализма, который он признает застоем и регрессом общества, и тем более коммунизма.

Каждый индивид, наделенный свободой, обладает личными правами, которые включают в себя право на: безопасность личности, свободное передвижение, свобода совести, свобода речи, свобода печати и т.д. Так же он подтверждал необходимость политических прав, призванных защищать личные права.

Патриотические же чувства для него - только в некотором роде эгоистическая помеха для ученого, чтобы окинуть беспристрастным взглядом социальную жизнь страны. Таким образом, «социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была теория универсальной эволюции. Основные принципы синтетической философии получили подробное освещение в работе «Основные начала»». [ 2., С. 105 ] Миром правит естественная причинность.




Заключение:
Социальные факты имеют совершенно особый характер, но во времена Спенсера ни одна наука еще не изучала область сверхорганических явлений, что доказывало необходимость построения новой науки. Исходя из положения о том, что социальные факты органически включены в цепь естественной причинности, Спенсер доказывает то, что социология должна быть наукой естественной. Вместе с тем, по его мнению, совершенно не обязательно в русле социологического исследования опираться на методологию других естественных наук. Спенсер внес значительный вклад в науку о развитии и сохранении подвижных, саморегулирующихся систем и использовал, выработанную им аналитическую и сконструированную модель для анализа биологических, психологических и социальных явлений.

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. (Серия: Классический университетский учебник) М.: ИНФРА-М, 2004.

  2. История социологии (XIX - первая половина XX в.)/ История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - Кн. 1: - М.: ИНФРА-М, 2004. - 592 с.

  3. История теоретической социологии в 4 томах Т.1 / Отв. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов М., 2002. – 496 с.

  4. Спенсер Г. Изучение социологии. – Воспитание умственное, нравственное и физическое// Сочинения Герберта Спенсера Т. 7 ч. 1 – СПб., 1899.

  5. Трошкин Е.И. История социологии: Учебное пособие – Челябинск, 2006. – 200 с.




Похожие:

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconД. А. Шевчук Закончил Московский государственный университет геодезии...
Закончил Московский государственный университет геодезии и картографии (миигаиК), факультет экономики и управления территориями (фэут),...
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconУчебник для вузов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Юридический факультет
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconЕ. Е. Пронина психология журналистского творчества ж
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Факультет журналистики
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconЕ. Е. Пронина психология журналистского творчества ж
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Факультет журналистики
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconМосква Издательство "Республика"
К. О. Апель (Франкфуртский университет, Германия), Б. Н. Бессонов (Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации),...
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconРимское право
Московский государственный университет имени М. В ломоносова Центр общественных наук
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconМосковский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова
Настоящее положение определяет порядок организации и определения победителей Конкурса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconФакультет международной журналистики
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconКоэнзим Q10 в кардиологической практике – теоретические основы и...
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Российский Кардиологический научно-производственный комплекс...
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Эссе по курсу iconС. М. Мягкова «Природные риски: анализ, оценка, картографирование»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница