Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния»


НазваниеМетодические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния»
страница1/11
Дата публикации06.04.2013
Размер0.99 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования

«Гродненский государственный аграрный университет»
Кафедра генетики и разведения сельскохозяйственных животных

Разведение сельскохозяйственных

животных
Методические указания

к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы
для студентов III курса, II курса НИСПО и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния»


Гродно 2009

УДК 636.082 (072)

ББК45.3 Я 73

Р 17
Рецензенты: доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.П. Колесень,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Р.Р. Сарнацкая.

^ Борисов, В.М.




Б 54

Разведение сельскохозяйственных животных: методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы . Для студентов III курса, II курса НИСПО и заочного отделения зооинженерного факультета по специальности 1-74-0301 «Зоотехния» /. В.М.Борисов.  Гродно: ГГАУ, 2009 – 106 с.










Методические указания включают 550 вопросов и задач по 8 основным темам курса «Разведение сельскохозяйственных животных»: «Введения», приложения, порядок и правила работы с компьютером, бюджет времени на самостоятельную работу по подготовке к аттестации для получения оценок 8 -10 баллов по каждой теме. Методические указания подготовлены для обучения студентов сельскохозяйственных вузов по дисциплине «Разведение сельскохозяйственных животных» для студентов III курса и II курса НИСПО и заочного отделения зооинженерного факультета по специальности 1-74-03 01 Зоотехния.

УДК 636.082 (072)

ББК45.3


Рекомендовано учебно-методической комиссией зооинженерного факультета 23 декабря 2009 г. (протокол № 5)


© УО «Гродненский государственный аграрный университет»

© Борисов В. М., 2009

ВВЕДЕНИЕ
ХХI век объявлен Организацией Объединенных Наций столетием знаний. Эксперты Мирового Банка установили, что 64% прироста национального продукта брутто является результатом повышения интеллекта общества, 20% - вклад инвестиционного капитала и только 16% зависит от естественного богатства общества. Прогнозы свидетельствуют о том, что 70% рабочих мест будет требовать высшего образования. Поэтому уровень образования должен соответствовать потребностям общества и возникающим цивилизационным трендам. Это положение всецело относится и к такому древнему направлению в человеческой деятельности, как разведение сельскохозяйственных и декоративных животных. Разведение животных сопровождает человека в течении многих тысячелетий, непрерывно развивается в изобретении новых методов совершенствования их продуктивных и племенных качеств. Племенное животноводство на современном этапе развития общества подвержено активным процессам глобализации, особенно методы разведения животных в молочном и мясном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве. Учитывая современные тенденции, необходимо углубленное изучение новых методов, способов и приемов разведения сельскохозяйственных животных, с целью достижения наибольших производственных, экономических и экологических эффектов. Одним из эффективных и современных путей решения этой проблемы является применение компьютерных технологий в учебном процессе.

Реализация экономической реформы предусматривает решение целого ряда вопросов подготовки кадров всех уровней. Одной из важнейших задач такой подготовки является резкое повышение профессионализма, глубина и широта специальных знаний и умений, которые могут обеспечить высокую эффективность работы в механизмах принятия решений. При этом следует помнить, что высокий уровень квалификации специалистов является стратегическим резервом нации, обеспечивающим ее процветание.

Проблема формирования у студентов умений является одной из главных проблем, от решения которой во многом зависит успех в совершенствовании учебного процесса, направленного на всестороннее развитие личности, подготовку к труду в сложных условиях сельскохозяйственного производства. Сформированность умений создает реальную основу для наиболее эффективного применения выпускниками вуза своих творческих сил, способностей и дарований. В конечном счете, вся вузовская подготовка должна быть направлена на выработку у наших воспитанников сильной и эффективной программы самообразования, которая позволит им стать конкурентоспособными в быстро изменяющихся условиях рыночной экономики.

Для достижения этой цели в современной педагогике высшей школы, наряду с традиционной системой обучения, интенсивно применяются такие активные методы обучения, как деловые и инновационные игры, ансамблевое обучение и тренинг, компьютеризация учебного процесса.

Основная цель создания предлагаемой программы состоит в обеспечении требуемой эффективности обучения путем интегрированного использования сложившейся системы обучения и современных форм использования компьютерной техники в учебном процессе. При этом конечной целью ее внедрения является не компьютеризация учебного процесса, а практическая интенсификация обучения по дисциплине «Разведение сельскохозяйственных животных». Применение компьютера для управления процессом обучения не устраняет из этого процесса преподавателя, а лишь репродуцирует то, что создано преподавателем и выступает в качестве технического средства обучения.

Вместе с тем, применение ЭВМ в преподавании курса «Разведение сельскохозяйственных животных» позволяет решить целый ряд задач, которые недоступны для традиционных методов обучения: абсолютная объективность, неограниченное терпение, следование только заложенным в память компьютера преподавателем дидактическим принципам обучения, индивидуальное управление учебной деятельностью в режиме разделения времени в большой группе студентов как в режиме обучения, так и контроля. Собираемая компьютером объективная информация используется для совершенствования учебного процесса. Одним из важнейших достоинств внедрения этой системы в учебный процесс является возможность тиражирования учебных материалов и программ, обеспечение высокого качества обучения, глубокая и крупномасштабная гарантированная подготовка специалистов для животноводства, необходимая для успешного перехода агропромышленного комплекса на рыночную экономику.

В разработанной системе ЭВМ осуществляет не только управление учебной деятельностью, но и производит протоколирование хода занятий. Усиление контроля учебного процесса, объединение выполнения предлагаемых заданий с их оперативным контролем повышают качество обучения, делает его надежно управляемым и эффективным, улучшает учебную дисциплину студентов. Комплексный блок контроля и обучения по отдельным темам устраняет дробный характер, необъективность оценки, случайный удачный или неудачный ответ. Решение значительного количества задач и производственных ситуаций позволяет студенту легче учиться, чем при помощи одних правил и наставлений, множество которых приводит к возникновению у студентов синдрома страха и приносит больше огорчений в процессе обучения, чем удовлетворения.

При этом автор руководствовался, прежде всего, принципиальными положениями основоположника практической дидактики Яна Амоса Коменского "Нужно учить только тому, в чем есть очевидная польза. При усвоении всякого предмета тотчас нужно обдумать, какую это принесет пользу, чтобы ничего не изучать напрасно" (1, с. 36). Прорабатывая предлагаемые учебные материалы, студент должен помнить, что научиться чему-либо можно только в том случае, если он будет делать то, чему его учат. Помощь преподавателя заключается только в оказании толкового руководства учебной работой и ее оптимальной организации, а не в выполнении работы вместо студента. "Учащемуся положено работать, учителю - руководить этой работой", сказано отцом дидактики Яном Амосом Коменским.

Для успешного освоения курса от студента требуется выполнить значительный объем внеаудиторной самостоятельной работы. С целью определения оптимального бюджета времени на самостоятельную работу была проведена статистическая обработка экспериментальных данных успеваемости студентов (1265 оценок) на лабораторно-практических занятиях по всем основным разделам курса разведения сельскохозяйственных животных. Качественному анализу предшествовал количественный анализ. В количественных характеристиках наиболее ценным является математическое ожидание (вероятно затраченное время для самостоятельной подготовки с целью достижения оценки 8 и 10 баллов) и плотность распределения (среднее квадратическое отклонение). В результате проведенных исследований установлено, что для получения оценки 8 или 10 баллов по темам: "Экстерьер и конституция сельскохозяйственных животных", на самостоятельную работу необходимо, соответственно, затратить 2,30 и 3,00 часов; "Методы оценки экстерьера" - 2,10 и 2,50; "Онтогенез сельскохозяйственных животных" - 3,26 и 4,37; "Продуктивность сельскохозяйственных животных" - 1,54 и 2,20; "Генеалогия" - 2,19 и 2,96; "Инбридинг в животноводстве" - 1,44 и 1,90; "Оценка и отбор сельскохозяйственных животных" - 3,86 и 4,92; "Методы разведения сельскохозяйственных животных" - 3,20 и 4,30; "Происхождение и эволюция сельскохозяйственных животных" - 1 и 1,15 часов.

Анализ этих данных с помощью коэффициентов эластичности показывает, что увеличение времени на самостоятельную работу на 1% ведет к увеличению экзаменационного балла на 0,246%, увеличение значения среднего балла по лабораторно-практическим занятиям на 1% - к увеличению экзаменационного балла на 2,438%, увеличение количества пропусков лабораторно-практических занятий на 1% снижает экзаменационный балл на 0,198%, увеличение количества удовлетворительных оценок по лабораторно-практическим занятиям на 1% снижает успеваемость на 0,231 балла. Коэффициент множественной корреляции между этими факторами и экзаменационным баллом составил R= 0,928. Изучение факторной структуры формирования экзаменационного балла в зависимости от изучаемых факторов показал, что ведущим фактором является средний балл по лабораторно-практическим занятиям в течение года -37,05%, количество пропущенных лабораторно-практических занятий - 27,49%, затраты времени на самостоятельную работу -16,82%, количество удовлетворительных оценок на лабораторно-практических занятиях - 3,99%.

Всего в данной математической модели учтено 85,99% факторов, оказывающих влияние на успеваемость. Полученные данные свидетельствуют о том, что не сама самостоятельная работа во вне учебное время имеет решающую роль, а ее качество, которое определяется в свою очередь объемом, качеством домашних заданий и организацией ее проведения.

^ 1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ БЛОКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ по КОНТРОЛю САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
С целью повышения качества и эффективности обучения студентов разработан блок компьютерных программ контроля самостоятельной работы студентов в курсе разведения сельскохозяйственных животных.

Блок состоит из программы-диспетчера, контролирующей программы-матрицы, текстовых файлов с контрольными вопросами и программы для обработки результатов тестирования. Программы написаны на языке Бейсик с использованием компилятора. Система может использоваться на ЭВМ, совместимых с IВМ РС, в частности на ЕС 1841 и выше и "Искра" 1031. Объем программы 26 КБ.

Программа-диспетчер предлагает выбрать из меню тему занятия. При настройке контролирующей программы фиксируется количество вопросов, предлагаемых студенту, и устанавливается длительность времени ответа на вопрос. После этого на экран дисплея выводятся поочередно контрольные вопросы с возможными вариантами ответов (3-5 вариантов), среди которых нужно выбрать один правильный, результат остается скрытым от экзаменующегося. Когда будут даны ответы на все вопросы, происходит их анализ, результаты которого появляются на экране монитора. Программа позволяет пользователю отпечатать на принтере контрольный талон установленной формы с указанием фамилии и имени экзаменующегося, оценки, времени ответа на вопросы, номерами выпавших вопросов и номерами тех вопросов, на которые были даны неправильные ответы.

Уровень знаний оценивается по распространенному в системе компьютерного контроля коэффициенту усвоения, который вычисляется как К=Y/Z, где Z. - количество правильных вариантов ответов, Y - общее количество указанных ответов.

Оценка выставляется в зависимости от значимости темы. Для тем "Методы оценки экстерьера", "Онтогенез" и "Скрещивание сель­скохозяйственных животных" при К>0,9 выставляется оценка "отлично", при 0,8<К<0,9 - оценка "Хорошо", при 0,7<К<; 0,8 -оценка "удовлетворительно", при К < 0,7 знания оцениваются ЭВМ как "неудовлетворительные". Для всех остальных тем при К < 0,9 ставится оценка "неудовлетворительно", при 0,9 < К < 0,95 - оценка "хорошо", при К > 0,95 - оценка "отлично».

Система организована в виде диалога "человек - машина", что позволяет пользоваться ею человеку, не имеющему навыков работы с компьютером.

В программе имеется встроенный микрокалькулятор, который можно вызвать во время работы программы. Это дает возможность студенту оперативно проводить вычисления, если это требуется в выпавшем вопросе.

При формировании "экзаменационного билета" вопросы выбираются с помощью генератора псевдослучайных чисел, базой для которого служит время, затраченное студентом на ввод своих анкетных данных. Случайным образом тасуются также варианты ответов. Такой подход, а также оптимальное количество предлагаемых вариантов ответов, научно обоснованные критерии оценки позволяют значительно повысить достоверность компьютерной диагностики знаний студентов.

С целью получения полной и объективной информации об успеваемости студентов в блоке программ имеется подпрограмма, ведущая учет по каждому студенту и каждой теме и определяет рейтинг студента по успеваемости как в группе, так и по курсу, на котором он обучается. Полученные сведения о каждом студенте хранятся в памяти ЭВМ и в конце семестра и курса обучения обобщаются с соответствующими рекомендациями для преподавателя и студента. Информация об итогах аттестации по каждой теме на следующий день подвергается распечатке и обсуждается как на кафедре, так и на курсе. Опыт эксплуатации компьютерной контролирующей системы на кафедре генетики и разведения сельскохозяйственных животных УО « Гродненский государственный аграрный университет» показал ее высокую эффективность в учебном процессе. Система может широко применяться как во время учебных занятий, так и в часы самостоятельной подготовки студентов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения по...
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2 семестр). – Казань: Издательство Института...
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconУниверситет
Настоящие методические указания по разделу «Теория вероятностей» курса высшей математики предназначены для самостоятельной работы...
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconМетодические указания по курсу «Финансовый менеджмент» для студентов...
Методические указания для практических занятий по курсу «Финансовый менеджмент» разработаны в соответствии с программой курса для...
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических вузов заочной формы обучения
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебный курс «История политических и правовых учений» предусмотрен для студентов 4 курса дневного отделения, 5 курса вечернего отделения,...
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconКонтрольная работа №1 Контрольные задания для студентов 1 курса заочного...
Контрольные задания по физике №1 предназначены для студентов 1 курса заочного отделения специальности 260807 и содержат
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconКонтрольная работа №2 Контрольные задания для студентов 1 курса заочного...
Контрольные задания по математике №2 предназначены для студентов 1 курса заочного отделения специальности 260807 и содержат
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconКонтрольная работа №1 Контрольные задания для студентов 1 курса заочного...
Контрольные задания по математике №1 предназначены для студентов 1 курса заочного отделения специальности 260807 и содержат
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная...
Методические указания по курсу «Социальная экология и устойчивое развитие» предназначены для студентов специальности «Экология»....
Методические указания к компьютерной программе по контролю самостоятельной работы для студентов III курса, II курса ниспо и заочного отделения зоинженерного факультета по специальности 1-74 03 01 «Зоотехния» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы и аудиторных...
Методические указания предназначены для студентов первого курса, обучающихся на специальности 141403. 65 «Атомные станции: проектирование,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница