Стереотипы в дискуссиях об эволюции


НазваниеСтереотипы в дискуссиях об эволюции
страница1/61
Дата публикации05.03.2013
Размер6.28 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61
Дискуссия «научных креационистов» с эволюционистами

(список интернет-источников)
И. И. Дзеверин. СТЕРЕОТИПЫ В ДИСКУССИЯХ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (http://evolution.atheism.ru/polemics/M.htm)
И. И. ДЗЕВЕРИН
СТЕРЕОТИПЫ В ДИСКУССИЯХ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

Институт зоологии им. И. И. Шмальгаузена НАН Украины;

ул. Богдана Хмельницкого, 15; 01601, Киев-30, ГСП; Украина

Аннотация.

В современных дискуссиях вокруг проблем теории эволюции считается почти общепризнанным, что теория эволюции сталкивается с серьезными трудностями в объяснении явлений живой природы и не в состоянии решать возникающие здесь проблемы. К числу таких проблем можно отнести, в частности, реальность видообразования и макроэволюции, возможность прогрессивного усовершенствования в эволюции, механизмы формирования и трансформации сложных структур в эволюции, целесообразность строения живых организмов. Стереотипные представления об этих разделах теории эволюции широко используются современными креационистами с целью дискредитации науки. Между тем обсуждение имеющихся данных позволяет утверждать, что в решении каждого из упомянутых вопросов теория эволюции дает вполне удовлетворительные объяснения наблюдаемым фактам. Эти вопросы составляют проблему скорее для креационизма, чем для теории эволюции.

В дискуссиях вокруг проблем теории эволюции, в том числе в дискуссии между эволюционистами и креационистами постоянно всплывают и весьма горячо обсуждаются одни и те же вопросы, как принято считать, не решенные современной теорией эволюции. Мне приходилось участвовать в таких дискуссиях. Обычно креационисты уже заранее празднуют победу, а их оппоненты начинают краснеть, запинаться и путаться в рассуждениях, когда речь заходит о таких, например, проблемах, как реальность видообразования и макроэволюции, возможность прогрессивного усовершенствования в эволюции, механизмы формирования и трансформации сложных структур в эволюции, целесообразность строения живых организмов. В настоящем выступлении я собираюсь обсудить стереотипные представления об этих проблемах и показать, что во всех этих случаях теория эволюции дает достаточно удовлетворительные объяснения наблюдаемым фактам. На мой взгляд, эти вопросы составляют проблему скорее для креационизма, чем для теории эволюции.

Относительная слабость современного эволюционизма неудивительна. В силу многих причин теория эволюции теснее, чем другие разделы естествознания, связана с философией и идеологическими доктринами и издавна служила ареной борьбы сторонников самых различных взглядов. В результате этого в эволюционной биологии нередко закрепляются идеи и целые системы идей, признаваемые истинными без необходимого обоснования. Они становятся серьезным тормозом в развитии эволюционных исследований. Некоторые из таких представлений стали в свое время предметом анализа в статье Б. М. Медникова "Мифы современной эволюционной теории" (1988).

Прошли годы, сменилась историческая эпоха, а те мифы, о которых говорилось в статье, по-прежнему процветают и по-прежнему совершенно необоснованны. Появились и многие новые мифы. Сейчас активно пропагандируются и широко обсуждаются такие идеи, которые еще несколько лет назад были бы признаны абсурдными. В этом несомненная заслуга "научных" креационистов. Вообще, на мой взгляд, креационисты сильно скромничают, когда сетуют на засилье эволюционистов, жалуются на свое угнетенное положение, утверждают, что им не дают пропагандировать свои взгляды в школах и вузах и т. п. (напр., Гиш, 1996, с. 20; Жизнь:, 1992, с. 179-184; Моррис, 1995, с. 121; Тэйлор, 2000, с. 463-466; и мн. др.).

Реальное положение совсем иное. Это особенно касается стран СНГ, однако и в западных странах, насколько мне известно, креационисты заняли весьма прочные позиции и добились значительных успехов в пропаганде своих взглядов (обсуждение состояния дел см., напр., Archer, 1987; Ruse, 1982; Short, 1994). Мне уже приходилось обсуждать последствия официально внедряемого догматизма в нашей идеологии недавнего прошлого (Дзеверiн, 2000). Выросло несколько поколений людей, которые в массе не только не знакомы с научным пониманием природы, но и вообще не понимают научной аргументации, не умеют сравнивать альтернативные мысли и поэтому лишены иммунитета против демагогии и софистики. На смену умершему догматизму советской идеологии приходят новые, ничуть не лучшие, догматизмы, и, в первую очередь, догматизм христианства. Этот процесс пользуется официальной поддержкой. Вспомним, хотя бы, осторожные попытки вести религиозную проповедь в школах и вузах под видом ознакомления с "христианскими моральными ценностями" или под другими благовидными предлогами, изменение содержания преподаваемых курсов и совсем уже откровенную христианскую пропаганду в государственных средствах массовой информации. Кое-где уже преподается "научный" креационизм (Алферов, 1998). В современные школьные и вузовские программы входит, впрочем, и так называемое "эволюционное учение", однако объем и содержание этого предмета совершенно неудовлетворительны. В официально утвержденном Минобразования Украины школьном учебнике общей биологии (Кучеренко та ?н., 1998), например, вообще отсутствует раздел о доказательствах существования эволюции, а отдельные положения теории естественного отбора изложены с грубыми ошибками и упоминаются, кажется, в основном как объект маловразумительных критических замечаний.

Стоит ли удивляться, что современный постсоветский школьник или студент имеет самые смутные представления о теории эволюции, зато чаще всего хорошо знаком с мнением креационистов об этой теории? Добавлю, что и раньше материалистическая теория эволюции вовсе не пользовалась особой поддержкой казенного "диалектического материализма", что бы не утверждали по этому поводу фидеисты (напр., Тростников, 1989).

Уровень научных исследований в области эволюционной биологии поначалу был в Советском Союзе весьма высоким. В 20- х - 30-х гг. советские ученые осуществили многие теоретические и прикладные исследования, вошедшие в золотой фонд науки об эволюции. И, несмотря на это, идеологи режима регулярно (чуть ли не с середины 20-х гг.) предпринимали нападки на центральные положения дарвинизма - концепцию борьбы за существование и представление о постепенном характере эволюции ("мальтузианские ошибки Дарвина" и "плоский эволюционизм", выражаясь языком того времени). Речь здесь идет не о научной критике (такая критика велась и ведется, она способствует уточнению концепций, исправлению ошибок и необходима для дальнейшего развития теории), а о попытках навязать ученым те взгляды, которые режим признал более соответствующими господствующей идеологии. Нужно отметить поразительное сходство в характере и направленности критики научного мировоззрения (и, в частности, эволюционизма) сталинскими идеологами, с одной стороны, и христианскими апологетами, с другой (подробнее см.: Ахундов, Баженов, 1992). Весьма сходны и представления о соотношении науки и идеологии. О близости того, что нам преподносят фидеисты в качестве высшей научной и нравственной истины, к советскому тоталитаризму всем нам стоило бы задуматься.

Тоталитарное давление на науку достигло своего пика в конце 40-х гг., когда в ходе лысенковщины и других проработочных кампаний, инспирированных сталинским режимом, были запрещены целые направления науки. В разгар лысенковщины научные исследования в области генетики, теории эволюции и близких к ним разделов биологии были запрещены, преподавание этих наук прекращено, а нераскаявшихся противников лысенковщины массово увольняли с работы. Была осуждена, по сути, и теория эволюции путем естественного отбора. Чисто демагогически признавая дарвинизм на словах, лысенковцы полностью отвергли его на деле. Особенно пострадала синтетическая теория эволюции - наиболее разработанная версия теории естественного отбора, представляющая собой синтез дарвинизма и концепций генетики.

Несколько позже ситуация заметно изменилась к лучшему, но, тем не менее, генетические и эволюционные исследования в СССР уже никогда не достигали в того уровня, на котором находились в долысенковские времена. В течение последних десятилетий существования СССР объем преподавания дарвинизма в вузах и школах неуклонно уменьшался, само это преподавание становилось всё более примитивным, а кафедры дарвинизма и научные учреждения, занятые эволюционной тематикой, нередко ликвидировались или перепрофилировались. В постсоветские времена этот процесс заметно ускорился, поскольку к рычагам административного давления добавились экономические. В последние годы неуклонно свертываются ассигнования на научные исследования, в частности на исследования в области эволюционной биологии. К тому же, мы в полной мере унаследовали от лысенковщины привычку идеологизировать вопросы эволюции. Даже среди биологов в наши дни многие согласятся с тем, что эволюционная теория, претендуя на научный статус, в действительности якобы представляет собой чисто идеологическую доктрину, без которой вполне можно обойтись в исследовании живой природы.

Естественно, возникает вопрос, не связано ли всё это с объективной ложностью или ненаучностью теории эволюции? Не является ли она бесплодным тупиком в развитии науки? Я думаю, на этот вопрос можно дать отрицательный ответ. Меня убеждают в этом отчасти успехи, достигнутые в последние десятилетия многими биологами, работающими в области эмпирического изучения эволюции, а отчасти изучение тех критических замечаний, которые чаще всего высказываются противниками эволюционизма. К обсуждению этих замечаний я позволю себе перейти.

Часто утверждают, что мы можем наблюдать микроэволюционные изменения, но никогда не видим видообразования и макроэволюции. Действительно, обычно эти процессы протекают настолько медленно, что не могут быть объектом непосредственного наблюдения. Тем не менее, видообразование может быть зафиксировано эмпирически по прямым или косвенным данным. Таких данных приведено достаточно много в общих сводках по видообразованию (напр., Грант, 1984; Майр, 1968). Есть и более частные работы по отдельным группам животных или растений (напр., Воронцов, 1960). Иногда видообразование может быть повторено экспериментально. Например, исследованиями В. А. Рыбина было показано, что предком обыкновенной сливы (Prunus domestica), по всей вероятности, был естественный гибрид алычи (P. divaricata) и тёрна (P. spinosa). В результате экспериментального скрещивания этих растений с последующим удвоением хромосом был получены гибриды - вполне жизнеспособные, очень похожие на настоящие сливы, и хорошо скрещивающиеся как с ними, так и друг с другом (обсуждение см.: Гершензон, 1983, с. 446-447; Тимофеев-Ресовский и др., 1969, с. 292). Обнаружены также и некоторые отличия синтезированных слив от настоящих. Можно предположить, что со времени своего возникновения эти последние успели несколько измениться в ходе дальнейшей эволюции (Гершензон, 1983, с. 447). Искусственно созданными видами является, по-видимому, большинство наших домашних животных и сельскохозяйственных растений. Иногда палеонтологические данные позволяют проследить, как путем постепенных преобразований один вид превращался в другой. Например, белый медведь (Ursus maritimus), по-видимому, произошел в позднем плейстоцене от бурого медведя (U. arctos). Весь процесс документирован палеонтологическими данными; известны переходные стадии процесса (Kurten, 1964).

Можно было бы приводить и другие примеры видообразования. Собственно, они известны и креационистам. Однако современные креационисты утверждают, что видообразование всегда идет путем утраты или перераспределения тех или иных уже существующих наследственных факторов и только в рамках некоего первичного типа строения, так называемого "барамина" (Моррис, 1995, с. 339, 368-375; Шелли, 1994, с. 42- 43; Юнкер, Шерер и др., 1997). Возникновение новой наследственной информации, а следовательно, и новых фенотипических структур, по мнению креационистов, невозможны. Невозможно и возникновение новых "бараминов". Эти последние были созданы непосредственно творцом.

По поводу этих концепций необходимо отметить следующее. В эволюции действительно чаще используются старые структуры, чем возникают новые. Весьма распространены редукционные процессы. Поэтому не составит проблемы подобрать примеры, не противоречащие взглядам креационистов. Например, слива произошла от тёрна и алычи путем гибридизации с последующей полиплоидией, то есть без возникновения новой генетической информации. Некоторые изменения этой информации, возможно, произошли в ходе дальнейших преобразований. Однако принципиально новые структуры появляются в эволюции также достаточно часто. В эволюции белого медведя возникли новые признаки (комплекс всесторонних морфологических, физиологических и поведенческих адаптаций, связанных с переходом к жизни в экстремальных условиях Крайнего Севера и к полуводному образу жизни), определенно отсутствовавшие у бурого медведя. Генетически эти два вида остались очень сходными (в условиях зоопарка они могут образовывать плодовитые гибриды), но их морфологические и экологические отличия настолько велики, что некоторые ученые даже рекомендовали выделить белого медведя в отдельный род Thalarctos (обзор см.: Павлинов и др., 1995). При этом белый медведь стоит на таком же высоком уровне организации, как и бурый медведь. У него не менее, если не более, сложные образ жизни и поведение. Результатами редукции (в креационистском понимании) были среди его признаков разве что переход от всеядности к питанию чисто животной пищей, связанное с этим некоторое упрощение зубной системы да, пожалуй, ещё депигментация шерсти.

Что касается "бараминов", то не особенно ясно, чтo считать "барамином", а чтo - нет. Среди млекопитающих и птиц креационисты обычно, но не всегда, считают "бараминами" отдельные семейства (Моррис, 1995; Юнкер, Шерер и др., 1997). Например, предполагается, что все собачьи (семейство Canidae) сформировались путем вырождения одного прототипа, созданного богом (Тэйлор, 2000, с. 164-165). Однако критерии "бараминов" не разработаны. На практике критерием отнесения видов к одному "барамину" креационисты обычно считают возможность получения гибридного потомства, пусть даже стерильного. Однако всем зоологам и ботаникам известно, насколько этот критерий ненадежен. Далее, если концепция "бараминов" верна, то переходные формы между "бараминами" не могут существовать в принципе. Однако ни на одном таксономическом уровне нет таких таксонов, которые были бы полностью изолированы друг от друга. Переходные формы редки в сравнении с типичными представителями таксонов, но они существуют. Четкие, хорошо определенные границы между таксонами любого уровня являются скорее исключением, чем правилом. Семейства точно так же связаны переходами, как и другие более высокие и более низкие таксоны (от царства до вида). Поэтому концепция "бараминов" - это весьма неудачная попытка обойти трудности, с которыми неизбежно сталкиваются те, кто пытается объяснить явления живой природы, исходя из отрицания эволюции.

Несмотря на то, что современные креационисты допускают возможность регрессивной эволюции в пределах "барамина" (Бергман, Хоув, 1997, с. 16, 19-20; Виланд, 1996, с. 19, 21), структуры, фигурирующие в учебниках в качестве рудиментов и атавизмов, по их мнению, не являются результатом подобных процессов. Так называемые рудименты, по мнению креационистов, - это необходимые организму функционально значимые структуры, а так называемые атавизмы - это просто органические повреждения, не связанные с эволюцией (Бергман, Хоув, 1997; Виланд, 1996, с. 23; Тэйлор, 2000, с. 293- 303). К примеру, тазовые кости китообразных, утверждают креационисты, служат для прикрепления мышц, связанных с размножением (Бергман, Хоув, 1997, с. 82-86). Полулунная складка приматов является, по мнению креационистов, не остатком третьего века, а функционально значимым органом, необходимым для защиты глаз (Там же, с. 65- 68). Аппендикс человека якобы необходим для работы иммунной системы или препятствует развитию некоторых форм рака (Там же, с. 49-57).

Некоторые предположения о возможном функциональном значении тех или иных рудиментов представляются весьма убедительными. Это касается, например, тазового пояса китообразных (детальный анализ см.: Яблоков, 1966). Объяснения функционального значения полулунной складки и аппендикса, на мой взгляд, более сомнительны. Если полулунная складка защищает глаза, почему она хуже всего развита у человека и других обезьян - тех млекопитающих, для которых зрение особенно необходимо? Ведь известно, что полулунная складка у приматов очень мала и очень просто устроена в сравнении с мигательной перепонкой других млекопитающих (Тонков, 1946, с. 385). Если аппендикс жизненно важен как орган поддержания иммунитета, то каким образом поддерживают иммунитет те достаточно многочисленные млекопитающие, у которых аппендикс вообще отсутствует? Если аппендикс тормозит развитие рака, то почему он плохо развит у человека, который живет дольше других млекопитающих и соответственно более подвержен онкологическим заболеваниям? Как согласовать выполнение этих, или какихлибо иных, функций с очень высоким уровнем индивидуальной изменчивости аппендикса? Тут явно необходимы дополнительные исследования. Впрочем, я вполне допускаю, что некоторые из структур, принимаемых нами за рудименты, могут в действительности оказаться функционально значимыми. Но, если даже креационистские трактовки этих структур верны, остается необъясненной гомология рудиментов с нормально развитыми структурами других видов. Почему, например, скелетные структуры, к которым прикреплены мышцы репродуктивной системы китов, построены по тому же принципу, что и структуры, осуществляющие связь задних конечностей с туловищем у других млекопитающих? Как объяснить то, что у китов рядом с ними расположены сильно уменьшенные бедренные кости (часто также берцовые, а иногда и дистальные структуры скелета нижних конечностей), функциональное значение которых не выявлено даже креационистами (Бергман, Хоув, 1997, с. 86-87)? Креационистская трактовка рудиментов не дает ответа на этот и подобные ему вопросы. Аналогичные соображения в полной мере касаются и атавизмов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Похожие:

Стереотипы в дискуссиях об эволюции iconТема Введение
Ранние этапы развития эволюционных представлений (философы античности). Наука нового времени (Дж. Рей, К. Линней, Р. Декарт, Ж. Л....
Стереотипы в дискуссиях об эволюции icon1. Биологический прогресс. Неограниченный прогресс. Биологическая...
Проблему главных направлений эволюции сформулировал А. Н. Северцов в своей работе «Главные направления эволюционного процесса». Представления...
Стереотипы в дискуссиях об эволюции iconГосударственный Дарвиновский музей
Им был Альфред Рассел Уоллес. Выставка «Теория эволюции могла бы носить его имя» рассказывает о жизни Уоллеса, его вкладе в теорию...
Стереотипы в дискуссиях об эволюции iconРешение создать проектную команду для выработки новой стратегии «глобальной эволюции»
«глобальной эволюции». У «Ниссан» была цель закрепиться на важнейших зарубежных рынках: Северной Америки, Западной Европы и юва....
Стереотипы в дискуссиях об эволюции iconКарл Саган Драконы Эдема Рассуждения об эволюции человеческого разума...
Знаменитого американского астрофизика и популяризатора науки Карла Сагана (1934-1996) со студенческих лет занимала проблема происхождения...
Стереотипы в дискуссиях об эволюции iconВеликая Отечественная война: начало
Вопросы, связанные с ее предысторией, причинами, характером, периодизацией и итогами были и продолжают оставаться самыми актуальными...
Стереотипы в дискуссиях об эволюции iconД. Р. Яворский «проклятая доля» Ж. Батая в «холостых машинах» М....
Римского клуба, он заговорил о проблеме избытка – избытка энергии, подпитывающей человеческую активность, энергии, лишенной физиологической...
Стереотипы в дискуссиях об эволюции iconКонтрольные вопросы Глава Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества
В данной книге рассмотрены физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных...
Стереотипы в дискуссиях об эволюции iconСтудия Дизайна «Coolman Promo»
Настало время менять устоявшиеся стереотипы и выходить на новые горизонты, рекламные, разумеется! Мы предлагаем вам новый и очень...
Стереотипы в дискуссиях об эволюции icon1. Эволюция колонки в зарубежных сми исследуя вопрос о появлении...
Исследуя вопрос о появлении колумнистики в современных сми, несомненно, стоит обратиться к эволюции колонки в зарубежной журналистике,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница