Нервная система


Скачать 193.66 Kb.
НазваниеНервная система
Дата публикации16.04.2013
Размер193.66 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
Общая физиология центральной нервной системы. Рефлекс - основные формы нервной деятельности. Торможение. Отделы головного мозга и их физиология: продолговатый мозг, задний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, конечный мозг. Спинной мозг, его физиология. Проводящие пути головного и спинного мозга. Физиология коры полушарий большого мозга.

Высшая нервная деятельность. Особенности высшей нервной деятельности человека. Корковое торможение. Сон. Типы и характер высшей нервной деятельности человека.

Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система.
^

Нервная система


Нервная система осуществляет:

  • взаимосвязь всех частей организма (нервную регуляцию),

  • взаимосвязь его с окружающей средой и

  • сознательную деятельность человека.

Деятельность нервной системы лежит в основе процессов высшей нервной деятельности (чувства, обучение, память, речь, мышление и др.).

Нервную систему анатомически делят на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы). В зависимости от характера иннервации органов и тканей нервную систему делят на соматическую (управляет деятельностью скелетной мускулатуры и подчиняется воле человека) и вегетативную (автономную) (управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры и не подчиняется воле человека).
^
Спинной мозг

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Имеет вид белого шнура диаметром около 1 см. На передней и задней сторонах имеются глубокие продольные борозды. В самом центре спинного мозга находится центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Канал окружен серым веществом (имеет вид бабочки), которое в свою очередь окружено белым веществом. В белом веществе располагаются восходящие (аксоны нейронов спинного мозга) и нисходящие пути (аксоны нейронов головного мозга).

Спинной мозг состоит из 31 сегмента, от каждого из которых отходит пара смешанных спинномозговых нерва, имеющих по паре корешков: передний (аксоны двигательных нейронов) и задний (аксоны чувствительных нейронов).

Функции спинного мозга:

  • рефлекторная (осуществление простых рефлексов: двигательных и вегетативных — сосудодвигательный, пищевой, дыхательный, дефекации, мочеиспускания, половой)

  • проводниковая (проводит нервные импульсы от и к головному мозгу).
^
Головной мозг

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа. Он также имеет белое вещество (проводящие пути между головным мозгом и спинным; между отделами головного мозга) и серое вещество (в виде ядер внутри белого вещества; кора, покрывающая большие полушария и мозжечок). Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400-1600 г.

Головной мозг включает 5 отделов:

  • продолговатый мозг,

  • задний мозг (варолиев мост и мозжечок),

  • средний мозг,

  • промежуточный мозг,

  • передний мозг (большие полушария).

Полушария переднего мозга человека достигают 80% массы мозга.

Продолговатый мозг и мост являются продолжением спинного мозга и выполняют рефлекторную (пищеварение, дыхание, сердечная деятельность, защитные рефлексы: рвота, кашель) и проводящую функции.

^ Задний мозг состоит из варолиева моста и мозжечка.

Варолиев мост проводящими путями связывают продолговатый мозг и мозжечок с большими полушариями.

Мозжечок регулирует двигательные акты (равновесие, координация движений, поддержание позы).

^ Средний мозг поддерживает тонус мышц, отвечает за ориентировочные, сторожевые и оборонительные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители.

Промежуточный мозг регулирует сложные двигательные рефлексы, координирует работу внутренних органов и осуществляет гуморальную регуляцию (обмен веществ, потребление воды и пищи, поддержание температуры тела). Промежуточный мозг включает: таламус, эпиталамус, гипоталамус. Сверху к нему прилегает эпифиз, снизу — гипофиз.

^ Передний мозг (большие полушария) осуществляет психическую деятельность: память, речь, мышление, поведение и т.д. Состоит из двух больших полушарий: правого и левого. Серое вещество (кора) находится сверху полушарий, белое — внутри. Белое вещество представляет собой проводящие пути полушарий. Среди белого вещества находятся ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Кора больших полушарий представляет собой слой серого вещества толщиной в 2-4мм. Многочисленные складки, извилины и борозды увеличивают площадь коры (до 2000-2500 см2). Каждое полушарие разделено бороздами на доли: лобную (здесь находятся вкусовая, обонятельная, двигательная и кожно-мускульная зоны), теменную (двигательная и кожно-мускульная зоны), височную (слуховая зона) и затылочную (зрительная зона). Каждое полушарие отвечает за противоположную ей сторону тела. В функциональном отношении полушария неравнозначны. Левое полушарие «аналитическое», отвечает за абстрактное мышление, навыки письменной и устной речи. Правое полушарие «синтетическое», отвечает за образное мышление.
^
Вегетативная нервная система

Вегетативная (автономная) нервная система управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры и не подчиняется воле человека. Вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую. И та, и другая состоят из вегетативных ядер (скопления нейронов, лежащих в спинном или головном мозге), вегетативных узлов (скопления нейронов, расположенных за пределами центральной нервной системы) и нервных окончаний (в стенках рабочих органов). Таким образом, путь от центра до иннервируемого органа состоит из двух нейронов. Это отличительный признак вегетативной нервной системы от соматической, где этот путь представлен одним нейроном.

Симпатические ядра находятся в спинном мозге, симпатические узлы около позвоночника, а нервные окончания в самих органах. Парасимпатические ядра находятся в продолговатом, среднем мозге или конце спинного мозга, а парасимпатические узлы и нервные окончания в самих органах.

Большинство органов имеют как симпатическую, так и парасимпатическую иннервацию. Их воздействие на органы противоположно.

^ Симпатическая система мобилизует силы организма в экстремальной ситуации (учащение и усиление сердечных сокращений, приток крови от внутренних органов к скелетным мышцам, ослабление сокоотделения и движений желудка, ослабление перистальтики кишечника), парасимпатическая — система «отбоя», способствует протеканию восстановительных процессов организма (замедление и ослабление сердечных сокращений, приток крови к внутренним органам, усиление сокоотделения и движений желудка, усиление перистальтики кишечника). В этом заключается функция вегетативной нервной системы.
^

Высшая нервная деятельность


Высшая нервная деятельностьсовокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В ее основе лежит осуществление сложных рефлекторных актов.

Впервые материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека дал ^ И.М. Сеченов. Он доказал, что все акты сознательной и бессознательной деятельности являются рефлекторными. И.П. Павлов развил идеи И.М. Сеченова экспериментально. Он открыл нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования человека и высших животных на воздействия внешней среды — условный рефлекс. И.П. Павловым было создано учение о безусловных и условных рефлексах.
^
? Безусловные и условные рефлексы

Все акты сознательной и бессознательной деятельности являются рефлекторными актами.

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая центральной нервной системой. Реализация рефлексов обеспечивается нервными элементами, формирующими рефлекторную дугу. Рефлекторная дуга — путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу. От рецептора в центральную нервную систему импульсы идут по чувствительному пути, а от центральной нервной системы к рабочему органу по двигательному пути. Рефлекторная дуга имеет следующие составные части:

  • рецептор (окончание дендрита чувствительного нейрона; воспринимает раздражение),

  • афферентное чувствительное (центростремительное) нервное волокно (передает возбуждение от рецептора в ЦНС),

  • нервный центр (группа вставочных нейронов, расположенных на различных уровнях ЦНС; передает нервные импульсы с чувствительных нервных клеток на двигательные),

  • эфферентное двигательное (центробежное) нервное волокно (передает возбуждение от ЦНС к

  • исполнительному органу, (мышца, железа) деятельность которого изменяется в результате рефлекса).

^ Простая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного (например, коленный рефлекс).

Сложная рефлекторная дуга — из чувствительного, одного или нескольких вставочных и двигательного. Посредством вставочных нейронов осуществляется обратная связь между рабочим органом и ЦНС, осуществляется контроль адекватности ответа рабочего органа полученному раздражению.

Существуют разные классификации рефлексов.

По биологическому значению рефлексы делят на защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные и др.;

по модальности раздражителя — на зрительные, слуховые, обонятельные и др.;

по характеру ответной реакции (в зависимости от исполнительного органа) — на двигательные, секреторные, сосудистые и т.д.

Кроме того, И.П. Павловым все рефлексы были разделены на условные и безусловные.

Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма. Они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству.

Условные рефлексы — приобретенные реакции организма. Они вырабатываются, закрепляются и могут угасать в течение жизни; не передаются по наследству. Существует разные классификации условных рефлексов.

^ По биологическому значению (по роду потребностей) различают витальные условные рефлексы (оборонительные, регуляции сна и др.), зоосоциальные (родительский, территориальный и др.) и условные

рефлексы саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой).

^ По характеру подкреплений:

условные рефлексы первого порядка (вырабатываются на основе безусловных рефлексов),

условные рефлексы второго порядка (вырабатываются на основе условных рефлексов первого порядка) и т.д.

^ По природе условного сигнала:

натуральные (образуются на естественные признаки безусловного раздражителя, например, вид и запах мяса)

искусственные (вырабатываются на сигналы, не являющиеся непременным атрибутом раздражителя, например, звон посуды или слова «кушать подано»).

^ Биологическое значение условных рефлексов.

Безусловные рефлексы обеспечивают организму поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования.

Основные безусловные рефлексы:

  • пищевые (жевания, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.),

  • оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание),

  • половые и др.

Условные рефлексы обеспечивают организму более совершенное приспособление к меняющимся условиям существования.

Они вырабатываются на базе безусловных. Примером формирования условнорефлекторной реакции может быть сочетание звукового раздражителя (например, звонка) с кормлением животного. После ряда повторений такого сочетания, у животного будет наблюдаться слюноотделение, возникающее при звуке звонка даже при отсутствии предъявления пищи.

?Процессы торможения. Большое значение для рефлекторной реакции наряду с возбуждением имеет торможение. В ряде случаев возбуждение одного нейрона не только не передается другому, а даже угнетает его, то есть вызывает торможение. Торможение не позволяет возбуждению беспредельно распространяться в нервной системе. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивает согласованную работу всех органов и организма в целом.

Для обеспечения адекватного поведения требуется не только способность к образованию условных рефлексов, но и возможность, устранять условнорефлекторные реакции, необходимость в которых отпала. Это обеспечивается процессами торможения.

Торможение условных рефлексов может быть безусловным (внешним и запредельным) и условным (внутренним).

  • Внешнее торможение происходит, если в момент действия условного сигнала начинает действовать посторонний раздражитель.

  • Запредельное торможение наблюдается, когда интенсивность условного сигнала превышает определенный предел. В обоих случаях условная реакция тормозится.

  • Внутреннее торможение проявляется в угасании условного рефлекса с течением времени, если он не подкрепляется действием безусловных рефлексов (то есть если условия его выработки не повторяются).

Существует разные классификации условных рефлексов.

^ Образование и торможение условных рефлексов. К основным условиям формирования условных рефлексов относятся:

  • повторное сочетание ранее индифферентного (нейтрального) раздражителя (звукового, светового, тактильного и т.д.) с действием подкрепляющего безусловного (или хорошо выработанного условного) раздражителя;

  • незначительное предшествование по времени индифферентного раздражителя по отношению к подкрепляющему стимулу;

  • достаточная возбудимость безусловной реакции (деятельное состояние коры головного мозга);

  • отсутствие постороннего раздражения или другой деятельности во время выработки рефлекса.

?Особенности высшей нервной деятельности человека. Условнорефлекторная деятельность является общей и для высших животных, и для человека. И у человека, и у животных имеется первая сигнальная система — анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира. У человека, кроме того, развивается вторая сигнальная системаречь, письменность, абстрактное мышление. Ее возникновение связано с коллективной трудовой деятельностью и жизнью в обществе. Слова — это сигналы второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система социально обусловлена — вне общества, без общения с другими людьми она не формируется. Некоторые животные способны издавать звуки. Однако слово для человека не просто сочетание определенных звуков, а, прежде всего его значение, содержащийся в нем смысл. С помощью слов люди способны обмениваться мыслями. Речь и письменность позволяют человеку накапливать и передавать опыт из поколения в поколение. Появление речи привело к возникновению абстрактного мышления — мышления с помощью абстрактных понятий, отвлеченных от конкретных предметов и явлений.
^
Психика, психические явления, поведение человека

Психика свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика проявляется в трех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрим некоторые из психических явлений.

Ощущениепсихическое отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на сенсорную систему (органы чувств).

Восприятие целостное отражение предметов и явлений объективного мира на основе ощущений. В зависимости от того, какая из форм существования материи отражается, выделяют

восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движений.

Вниманиенаправленность психической деятельности, сосредоточенность на важных в данный момент предметах и явлениях. Свойства внимания:

  • устойчивость (длительное сосредоточение внимания на одном объекте),

  • распределение (возможность удержания внимания одновременно на нескольких объектах),

  • объем (максимальное количество объектов, одновременно охваченных вниманием),

  • концентрация (сосредоточение внимания на существенных объектах и поддержание сосредоточенности),

  • переключение (преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой).

Внимание может быть непроизвольным (не требует волевого усилия) и произвольным (требует волевого усилия). Текущим поведением человека руководит преобладающая в данный момент потребность. Это называется принципом доминанты.

Памятьпсихическое отражение прошлого опыта, обеспечивающее его использование или исключения из деятельности и сознания. Память основана на следующих процессах:

  • запоминание,

  • сохранение,

  • узнавание,

  • воспроизведение,

  • забывание.

При протекании процессов памяти в нервной системе происходят определенные изменения, которые сохраняются в течение некоторого времени и влияют на характер протекания рефлекторных реакций.

^ Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны.

В зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает:

  • двигательная или моторная (память движений — бытовые, спортивные, трудовые и другие двигательные навыки),

  • образная (память образов окружающих предметов, звуков, запахов и др.),

  • эмоциональная (память пережитых чувств и эмоций),

  • словесно-логическая (память прочитанных, услышанных, произнесенных слов и мыслей).

Словесно-логическая память разделяется на:

логическую (запоминание причинно-следственных связей словесной информации) и механическую (запоминание текстов, сложных для логической организации).

В зависимости от целей деятельности память делят на

непроизвольную (запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без волевых усилий) и

произвольную (имеется цель запоминания, требуются усилия воли).

В зависимости от времени хранения информации память бывает:

  • кратковременная (информация либо будет забыта, либо перейдет в долговременную память),

  • долговременная (длительное сохранение опыта; сохранность зависит от частоты использования сохраняемой информации, общего объема информации, получаемого человеком до и после этого материала и др.)

  • оперативная (может быть как кратковременная, так и долговременная; постоянно готова к использованию).



^ По способу запоминание бывает:

механическое (такие знания человек не способен применять в жизни) и осмысленное. Память можно тренировать. Одно из важных условий запоминания — повторение.

Мышлениепроцесс познания реального мира на основе опосредованного и обобщенного отражения действительности. Мышление позволяет обнаружить скрытые от непосредственного наблюдения сущностные стороны предметов и явлений.

В зависимости от материала, которым оперирует в мыслительной деятельности человек, мышление делят на:

  • наглядно-действенное (оперирование конкретными предметами),

  • наглядно-образное (оперирование образами предметов) и

  • понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями).

Чувствапсихический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью.

Эмоциисиюминутное субъективное отношение человека к действительности и к самому себе в конкретной ситуации; внешние проявления чувства.

^ Потребности, чувства и эмоции играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения.

Чувства выполняют две функции:

  • сигнальную (запечатление в памяти конкретной ситуации и связанных с ней эмоциональных переживаний) и

  • регуляторную (выражение эмоции в различных изменениях внутренней среды и в различных двигательных проявлениях).

В зависимости от того, удовлетворяются потребности человека или нет, у него возникают положительные чувства (например, радость) или отрицательные (например, горе).

Обычно выделяют пять основных форм переживания чувств:

  • чувственный тон,

  • эмоции,

  • аффекты,

  • стресс,

  • настроение.

На основе простых чувств формируются, так называемые высшие чувства. К ним относятся моральные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства.

Темперамент устойчивое сочетание динамических особенностей психики (активности, эмоциональности и др.), определяющихся стойкими врожденными свойствами нервной системы. Основываясь на разном сочетании показателей, характеризующих процессы возбуждения и торможения (силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов), И.П. Павлов выделил 4 типа высшей нервной деятельности. Данное деление совпадает с классификацией темпераментов, предложенной Гиппократом более 2 тысяч лет назад.

1.^ Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник) — сильная нервная система (высокая работоспособность нервных клеток), уравновешенность возбуждения и торможения, высокая подвижность нервных процессов (быстрая смена состояний нервной системы).

2.^ Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик) — сильная нервная система, уравновешенность возбуждения и торможения, низкая подвижность нервных процессов.

3.Сильный неуравновешенный подвижный тип (холерик) — сильная нервная система, преобладание процессов возбуждения над торможением, высокая подвижность нервных процессов.

4.^ Слабый неуравновешенный инертный тип (меланхолик) — слабая нервная система (низкая работоспособность нервных клеток), преобладание процессов торможения над возбуждением, низкая подвижность нервных процессов.

?Поведение человека. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Нужда в чем-либо необходимом для этого вызывает особое состояние — потребность.

Потребностьисточник активности, состояние, выражающее зависимость человека от условий существования.

Различают два уровня потребностей.

^ Первый уровень включает витальные, социальные и идеальные потребности.

  • Витальные потребности связаны с жизнеобеспечением человека как биологического существа (потребности в кислороде, воде, пище, тепле, сне, безопасности, продолжении рода, экономии сил и т.д.).

  • Социальные потребности обусловлены жизнью человека в обществе (потребности во внимании, любви, заботе, принадлежности к группе, следования нормам и идеологии, определенного места в группе и обществе, самореализации и др.).

  • Идеальные потребности связаны с появлением у человека сознания (потребности в истине, вере, познании: себя, окружающего мира, своего места в мире, смысла жизни, потребности красоты, справедливости и т.д.).

^ Второй уровень представлен самоценными потребностями.

Самоценные потребности — вторичные потребности, без которых удовлетворение первичных потребностей затруднено или невозможно (потребность в вооруженности — запасе сил и средств, потребность в преодолении — возникает в процессе формирования воли и самости и др.).

Мотивпредмет (материальный или идеальный), служащий удовлетворению потребности. Мотивы бывают

  • осознанные (убеждения, стремления, намерения, мечты, идеалы, страсти, интересы)

  • неосознанные (влечения, эмоции, установки).

Поведение человекасложный комплекс двигательных актов, направленных на удовлетворение потребностей организма. Индивидуальное поведение человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта (опыта общения с людьми и окружающим миром) и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности.

Формирование социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.
Сознание

Сознание это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Для сознания характерно включение себя в совокупность знаний об окружающем мире, то есть осознание своего существования. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, сознание присуще только человеку.

Признаки сознания:

1) внимание и способность сосредоточиться;

2) возможность оценить предстоящий поступок, то есть способность к ожиданию и прогнозированию;

3) способность порождать абстрактные мысли, оперировать ими, выражать их словами или иным способом;

4) осознание своего «я» и признание других индивидуумов;

5) наличие эстетических ценностей.

Выделяют различные состояния сознания.

Бессознательное состояние экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции; проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют.

Сонсостояние, которое предполагает переживание сновидений, допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений.

Бодрствование состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в рамках осознания — восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.
Сон

Чередование сна и бодрствования — необходимое условие жизни человека. Человек проводит во сне примерно треть жизни. Во время бодрствования мозг поддерживается в активном состоянии за счет импульсов, поступающих от рецепторов. При прекращении или резком ограничении поступления импульсов в мозг развивается сон.

Выделяют следующие основные функции сна:

  • компенсаторно-восстановительная во время сна идет ряд метаболических преобразований, направленных на восстановление истраченных ресурсов организма и обеспечивающих трофические процессы в тканях;

  • информационная во время сна, по всей видимости, происходят переработка, анализ и сортировка полученной во время бодрствования информации;

  • адаптивная в эволюционном плане у животных сон обеспечивает безопасность, при сохранении неподвижности в укромных местах.

Во время сна мускулатура расслаблена, дыхание редкое, снижены кожная чувствительность, зрение, слух, обоняние, обмен веществ, величина кровяного давления, частота сердечных сокращений, температура тела.

Во время сна мозг проходит через несколько различных фаз, которые повторяются примерно каждые полтора часа. Сон состоит из двух качественно различных состояний — медленного сна и быстрого сна. Они отличаются по типам электрической активности мозга, сердечным сокращениям, дыханию, тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон подразделяется на несколько стадий:

1.Дремота. На этой стадии в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования — альфа-ритм. Он сменяется низкоамплитудными колебаниями. Это стадия засыпания. На этой стадии у человека могут возникать сноподобные галлюцинации.

2.Поверхностный сон. Характеризуется появлением веретен сна — веретенообразный ритм 14-18 колебаний в секунду. При появлении первых веретен сна сознание человека отключается. В паузах между такими веретенами человека легко разбудить.

3.Дельта-сон. На этой стадии в ЭЭГ появляются высоко амплитудные, медленные колебания — дельта-волны. Это наиболее глубокий период сна. У человека снижен мышечный тонус, отсутствуют движения глаз, ритм дыхания и пульс стабилизируются и становятся реже, понижается температура тела (на 0,5 °С). Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в эту фазу сна, человек не помнит сновидений, он плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (недооценивает время, проведенное во сне). Дельта-сон — период наибольшего отключения от внешнего мира. Он преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сонэто последняя стадия в цикле сна. В этот момент ритмы ЭЭГ похожи на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении, с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности дало другое название этой стадии сна — парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов, чередующиеся паузами), эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. При пробуждении из этой фазы сна люди в 80—90% случаев сообщают о сновидениях. По словам И.М. Сеченова, сновидение — это небывалые комбинации бывалых впечатлений.

Структура и продолжительность сна меняется с возрастом. Новорожденные спят по 17-18 ч в сутки, а парадоксальный сон составляет около половины от общей продолжительности сна. В возрасте 4-6 лет потребность в сне сокращается до 10-12 ч в день, а доля парадоксальной фазы уменьшается до 20% общей его продолжительности. Это соотношение, как правило, сохраняется в зрелом возрасте. Необходимая же общая продолжительность сна у взрослых составляет обычно 7-8 ч. Установлено, что если длительность ночного сна уменьшить на 1,3-1,5 ч, то это скажется на состоянии бодрствования днем. Сон продолжительностью 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье человека. Однако потребность в продолжительности сна очень индивидуальна. Кроме того, структура сна меняется под воздействием внешних факторов, например, при обучении, адаптации к новой обстановке и т.д.




Похожие:

Нервная система icon68 Нервная система Классификации Нервная ткань Типы нейронов Понятие о синапсе
Нервная система обеспечивает связь всех частей организма в единое целое. Она осуществляет координирование кровообращения, лимфооттока,...
Нервная система icon68 Нервная система Классификации Нервная ткань Типы нейронов Понятие о синапсе
Нервная система обеспечивает связь всех частей организма в единое целое. Она осуществляет координирование кровообращения, лимфооттока,...
Нервная система iconНервная система нервные узлы, периферические нервы
Нервная ткань (при участии ряда других тканей) формирует нервную систему, обеспечивающую регуляцию всех жизненных процессов в организме...
Нервная система iconПоследствия смещения позвонков и дисков
Кровоснабжение головы, гипофиз, кожа головы, кости лица, мозг, внутреннее среднее ухо, симпатическая нервная система
Нервная система iconЛекция № 11. Высшая нервная деятельность
Низшая нервная деятельность представляет собой интегративную функцию спинного и ствола головного мозга, которая направлена на регуляцию...
Нервная система iconЛекция № Физиология вегетативной нервной системы
Впервые понятие вегетативная нервная система было введено в 1801 г французским врачом А. Беша. Этот отдел цнс обеспечивает экстраорганную...
Нервная система iconСтанислав Лем
Периферической нервной системой (пнс) называют совокупность образований, лежащих вне головного и спинного мозга: корешки мозга, нервные...
Нервная система iconНервная система
Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства — не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений...
Нервная система iconСмешанные Ч. н. (третья группа) имеют ганглии, аналогичные спинномозговым...
Вегетативная нервная система. Многие Ч. н связаны между собой соединительными ветвями, в которых могут проходить чувствительные,...
Нервная система iconНервная система кора полушарий большого мозга
Кора полушарий большого мозга представляет собой высший и наиболее сложно организованный нервный центр экранного типа, деятельность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница