Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира


Скачать 463.65 Kb.
НазваниеЛекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира
страница1/4
Дата публикации24.04.2013
Размер463.65 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4


ЛЕКЦИЯ 12.

ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА
Постановка вопросов.

Основные положения законодательства об охране животного мира. Правовые требования по обеспечению охраны животного мира. Правовое обеспечение охраны и воспроизводства животного мира. Государственное управление и государственный контроль в сфере охраны животного мира. Юридическая ответственность за нарушения законодательства об использовании, охране и воспроизводстве животного мира.
1. Основные положения законодательства об охране животного мира

Животный мир является одним из основных компонентов окружающей природной среды, национальным богатством Украины, источником духовного и эстетического обогащения людей, культурного и нравственного воспитания населения страны. Животный мир выступает в качестве материальной базы для получения продовольственных продуктов, объекта научных исследований, производства промышленного и лекарственного сырья и других материальных ценностей. Поэтому в интересах нынешнего и будущего поколения людей в Украине осуществляются меры по научно обоснованному и неистощительному использованию, эффективной охране и своевременному воспроизводству животного мира.

Отношения в области использования, охраны1 и воспроизводства животного мира, объекты которого находятся в состоянии естественной свободы, в неволе или полувольных условиях, на суше, в воде, почве и воздухе, постоянно или временно населяют территорию страны либо относятся к природным богатствам ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, регулируются Законами «О животном мире»2, «Об охране окружающей природной среды», «О природно-заповедном фонде Украины», «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» и другими законодательными актами, принятыми на основании и в соответствии с их требованиями.

Отношения в области использования, охраны и воспроизводства сельскохозяйственных, домашних и других животных, используемых в хозяйственных, научных культурно-просветительных, воспитательных, эстетических и иных целях, регулируются нормами аграрного, гражданского и других отраслей законодательства. Таким образом, законодательство об использовании, охране и воспроизводстве животного мира, находящегося природной среде в состоянии естественной свободы не распространяется на сельскохозяйственные и домашние животные.

Задачами фаунистического законодательства являются регулирование общественных отношений в области использования, охраны и воспроизводства объектов животного мира, сохранение и улучшение среды обитания диких животных, обеспечение условий постоянного существования всего видового и популяционного многообразия животных в состоянии естественной свободы, в условиях неволи или полувольной среде. В этой связи действующее законодательство выделяет объекты собственности и пользования животным миром, способы их использования, меры охраны и требования к воспроизводству, функции осуществления государственного контроля, ведения учета, кадастра и мониторинга животного мира, устанавливает виды юридической ответственности за нарушения требований законодательства.

Согласно ст. 3 Закона объектами животного мира являются: хордовые, в том числе позвоночные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы) и беспозвоночные (членистоногие, моллюски, иглокожие и другие) животные во всем их видовом и популяционном многообразии и на всех стадиях развития, находящиеся в состоянии естественной свободы; части диких животных (рога, кожа и т.п.); продукты жизнедеятельности диких животных (мёд, воск и т.п.); останки ископаемых животных; норы, домики, логовища, муравейники, бобровые запруды, другие жилища и сооружения животных. Объекты животного мира и места токования, линьки, гнездовья колоний птиц, постоянного или временного скопления животных, а также другие территории, являющиеся средой обитания животного мира подлежат особой охране.

Дикие животное, в соответствии со ст. 4 Закона, находящиеся в состоянии естественной свободы, а также другие объекты животного мира, находящиеся в пределах территориальных и внутренних морских вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, водоемов, находящихся на территории более чем одной области, государственных охотничьих угодий, территорий природно-заповедного фонда и лесов государственного значения, относятся к природным ресурсам общегосударственного значения. Исходя из приведенного положения, не остаётся объектов животного мира, которые могли бы быть отнесены к природным ресурсам местного значения. Это одна из особенностей законодательства о животном мире, по сравнению с другими отраслевыми ресурсово - экологическими законодательными актами.

Субъектом права общегосударственной собственности на животный мир согласно ст. 4 Закона, является государство в лице Верховной Рады Украины. Верховная Рада может делегировать свои отдельные полномочия собственника животного мира органам государственной исполнительной власти в области использования, охраны и воспроизводства животного мира. Тем не менее Закон не предусматривает функций Верховной Рады по делегированию полномочий собственности на животный мир органам местного самоуправления и этим оно также отличается от других природоресурсово - экологических отраслевых законов.

Вместе с тем ст. 6 Закона допускает возможность существования права коллективной и частной собственности на отдельные объекты животного мира. Так, согласно нормам указанной статьи дикие животные и другие объекты животного мира, изъятые из состояния естественной свободы или природной среды, разведенные (полученные) в неволе или полувольных условиях либо приобретенные иным разрешенным законодательством путем, могут находиться в коллективной или частной собственности.

Законность приобретения в коллективную или частную собственность объектов животного мира, кроме добытых в порядке общего использования, должна быть подтверждена соответствующими документами. Форма документа и перечень видов животных, которые могут находиться на праве коллективной или частной собственности, в настоящее время определяются Министерством экологии и природных ресурсов Украины1 по согласованию с заинтересованными государственными органами.

Права собственников объектов животного мира могут быть ограничены в интересах охраны этих объектов и в порядке, предусмотренном законодательными актами. Так, не могут передаваться в коллективную и частную собственность объекты животного мира, представляющие особую природоохранную, научную и эстетическую ценность, а также виды животных, занесенные в Красную книгу Украины1. Однако приведенное требование не распространяется на случаи, когда эти животные получены путем разведения в неволе или приобретены в собственность за пределами Украины в предусмотренном законодательством порядке. Кроме того, содержание фаунистического законодательства позволяет говорить о том, что эти ограничения распространяются только на право коллективной и частной собственности, но не относятся к праву общегосударственной собственности.

Важным в общей характеристике законодательства об использовании, охране и воспроизводстве животного мира является уяснение сути его принципиальных требований. При проведении мероприятий по использованию, охране и воспроизводстве животного мира, а также при осуществлении любой деятельности, которая может повлиять на среду обитания животных и состояние животного мира, должно обеспечиваться соблюдением следующих основных, требований и принципов: сохранения условий существования видового и популяционного многообразия животного мира в состоянии естественной свободы и целостности естественных сообществ животных; недопустимости ухудшения среды обитания, путей миграции и условий размножения диких животных; соблюдения научно обоснованных нормативов и лимитов использования объектов животного мира и обеспечения неистощительного использования диких животных и их воспроизводства; рационального использования полезных свойств и продуктов жизнедеятельности диких животных; внесения платы за специальное использование объектов животного мира; регулирования численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращения причинения ущерба природе и народному хозяйству; учет заключений экологической экспертизы относительно народнохозяйственных объектов, которые могут влиять на состояние животного мира. Приведенные принципиальные требования фаунистического законодательства в последующем находят своё отражение в регулятивных нормах по использованию, охране и воспроизводстве объектов и ресурсов животного мира.
^ 2. Правовые требования по обеспечению охраны животного мира

Использования объектов животного мира осуществляется на основе права собственности и права пользования. На основе права собственности использование животного мира осуществляется не только государственными, но и коллективными и частными предприятиями. Но преобладающими видами использования объектов животного мира на основе права собственности всё же является государственная форма. Поэтому значительный интерес представляет использование животного мира на основе права пользования, которое по действующему законодательству подразделяется на общее и специальное пользование объектами и ресурсами животного мира.

^ Общее использование осуществляется без изъятия объектов животного мира из природной среды, за исключением любительского и спортивного рыболовства в водоемах общего пользования. В порядке общего использования животного мира осуществляется пользование полезными свойствами жизнедеятельности животных - естественных санитаров среды и опылителей растений, использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, эстетических и иных целях, предусмотренных законодательством. Право общего пользования животным миром и его ресурсами, прежде всего, обеспечивается гражданам для удовлетворения ими своих жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных).

Общее использование объектов животного мира может осуществляться предприятиями, учреждениями и организациями как юридическими лицами. При осуществлении общего пользования животным миром запрещается уничтожение животных, разрушение их жилищ и других сооружений (нор, домиков, логовищ, гнезд, муравейников, бобровых запруд), нарушение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения. Право общего пользования объектами и ресурсами животного мира гражданами и предприятиями осуществляется бесплатно.

В порядке общего использования объектами животного мира гражданам разрешается бесплатное любительское и спортивное рыболовство и добывание водных беспозвоночных для личного потребления в определенных для этих целей водоемах общего пользования и при условии соблюдения установленных правил рыболовства и водопользования. Во всех других случаях любительское и спортивное рыболовство и добывание водных беспозвоночных осуществляется на праве специального использования объектов животного мира в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

^ Специальное использование составляют все виды пользования животным миром, за исключением любительского и спортивного рыболовства в водоемах общего пользования, осуществляемые с их изъятием (добыванием, сбором, отчуждением) из природной среды. Специальное использование животного мира осуществляется лишь по специальным разрешениям, которые выдаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Это требование распространяется также на собственников или пользователей земельными участками, на которых обитают (находятся) объекты животного мира. Специальное использование животного мира, а также ведение охотничьего и рыбного хозяйства осуществляются на условиях предоставления предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам права пользования охотничьими угодьями и рыбохозяйственными водоемами.

Согласно ст. 13 Закона, при условии соблюдения требований законодательства могут осуществляться следующие виды специального использования объектов животного мира: охота; рыболовство, включая добывание водных беспозвоночных животных и морских млекопитающих; использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных - естественных санитаров среды и опылителей растений; использование животных с целью получения продуктов их жизнедеятельности; добывание диких животных с целью содержания и разведения в неволе или полувольных условиях для коммерческих и иных целей. Действующим законодательством предусмотрены и другие виды специального использования объектов и ресурсов животного мира.

Наиболее распространённым видом использования животного мира является ведение охоты. Охотой, согласно ст. 14 Закона, считается добывание диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы в пределах охотничьих угодий, с целью удовлетворения материальных, рекреационных и иных потребностей граждан и народного хозяйства. Охота осуществляется путем промыслового добывания, любительской и спортивной охоты на охотничьих зверей и птиц.

В целях организации и ведения охотничьего хозяйства юридическим и физическим лицам предоставляются в пользование специально определённые для этого охотничьи угодья. Они предоставляются в пользование областными Советами народных депутатов по представлению специально уполномоченных государственных органов в области ведения охотничьего хозяйства и по согласованию с местными Советами народных депутатов, органами Министерства экологии и природных ресурсов на местах и собственниками или пользователями земельных участков. Специально уполномоченным государственным органом в области ведения охотничьего хозяйства является Государственный комитет лесного хозяйства и его органы на местах. Предоставление охотничьих угодий в пользование, в том числе на условиях аренды, осуществляется на срок не менее 15 лет. Пользователи охотничьих угодий имеют преимущественное право на возобновление и продление срока пользования ими. Ведение охота в пределах охотничьих угодий осуществляется гражданами, достигшими 18-летнего возраста и получившими в установленном порядке разрешения на добывание охотничьих животных. Условия и порядок ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты определяются и устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Не менее распространённым видом использования объектов и ресурсов животного мира является рыболовство. В соответствии со ст. 17 Закона, рыболовством считается промысловое добывание рыбы, водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительское и спортивное рыболовство и добывание водных беспозвоночных в рыбохозяйственных водоемах. Правила и объекты рыболовства, условия и порядок предоставления в пользование рыбохозяйственных водоемов, а также требования относительно ведения рыбного хозяйства определяются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

В порядке специального использования объектов животного мира предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам предоставляется право ведения промыслового рыболовства и промысла водных беспозвоночных и морских млекопитающих на промысловых участках рыбохозяйственных водоемов, к которым относятся все поверхностные, территориальные и внутренние морские воды, которые используются или могут использоваться для промыслового добывания рыбы и других объектов водного промысла либо имеют значение для воспроизводства их запасов, а также в исключительной (морской) экономической зоне и на континентальном шельфе Украины. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны выполнять требования, предусмотренные законодательством, а также осуществлять по согласованию с органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета по водному хозяйству рыбоохранные и мелиоративно-технические мероприятия, обеспечивающие улучшение состояния водоемов и условий воспроизводства рыбных ресурсов и других водных организмов, проводить работу по искусственному воспроизводству ценных видов рыбы, а также содержать в надлежащем состоянии береговые участки в местах рыболовства.

Действующее законодательство регламентирует использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях. Использование объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях, согласно ст. 24 Закона, осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами бесплатно и без соответствующих разрешений, если при этом объекты животного мира не изымаются из природной среды, животным и среде их обитания не причиняется ущерб, а также не нарушаются права собственников и пользователей природных ресурсов.

Однако использование объектов животного мира, находящихся в состоянии неволи или полувольных условиях, для научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целей может осуществляться за плату без изъятия животных из среды их обитания. Изъятие объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях из природной среды допускается только по специальным разрешениям, которые выдаются согласно правилам, устанавливаемым Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

В необходимых случаях Минэкоресурсов и его органы на местах могут устанавливать ограничения, а также постоянный или временный запрет использования объектов животного мира либо изъятие объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях. Предприятия, учреждения, организации и граждане, изымающие в указанных целях объекты животного мира из природной среды, обязаны обеспечивать комплексное использование их и сохранение для дальнейших научных исследований добытого зоологического материала.

Немаловажное значение представляет правовое регулирование использования полезных свойств жизнедеятельности животных. Использование полезных свойств жизнедеятельности животных - естественных санитаров среды и опылителей растений, допускается только без их изъятия и уничтожения, ухудшения среды их обитания и без причинения животным иного вреда. Получение, например, меда и воска диких пчел, согласно ст. 22 Закона, допускается только без изъятия и уничтожения животных и без ухудшения среды их обитания. Использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности осуществляется по правилам, устанавливаемым Минэкоресурсов.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам разрешается добывание (приобретение) диких животных в целях содержания и разведения в неволе или полувольных условиях для получения продуктов их жизнедеятельности, в коммерческих и иных целях. Правила добывания (приобретения) диких животных для указанных целей устанавливается Минэкоресурсов. Животные, кроме занесенных в Красную книгу Украины, изъятые из природной среды по специальному разрешению и за определенную в установленном порядке плату, являются собственностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым это разрешение было выдано.

Дикие животные, содержащиеся предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в неволе или полувольных условиях без разрешения на изъятие их из природной среды и иных документов, удостоверяющих законность их приобретения, считаются незаконно приобретенными. Приобретение диких животных у предприятий, учреждений, организаций и граждан, не имеющих разрешение на их добывание или документов о приобретении, запрещается. Перечень диких животных, которых разрешено содержать и разводить в неволе или полувольных условиях, а также требования относительно условий содержания этих животных, их охраны и использования устанавливаются Минэкоресурсов.

В целях охраны здоровья и безопасности населения, предупреждения заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения причинения ущерба окружающей природной среде и народному хозяйству проводятся мероприятия, направленные на регулирование численности отдельных видов диких животных. Эти мероприятия должны осуществляться способами, которые не допускают причинения вреда другим видам животных и обеспечивают сохранность среды обитания животных. Виды диких животных, численность которых подлежит регулированию, порядок проведения соответствующих мероприятий определяются органами Минэкоресурсов с учетом заключений научных организаций и заинтересованных государственных органов.

^ Содержание права пользования объектами и ресурсами животного мира составляют права и обязанности собственников и пользователей, которые предоставляются и возлагаются на них законодательством. Согласно ст. 9 Закона граждане могут иметь в коллективной или частной собственности отдельные объекты животного мира, а также обладают правом на компенсацию ущерба, причиненного дикими животными. В соответствии со ст. 25 Закона, специальные пользователи животным миром имеют право: собственности на объекты животного мира, добытые в законном установленном порядке и доходы от их реализации; обжаловать решения государственных органов и должностных лиц, нарушающих их права на использование объектов животного мира.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие ведение охотничьего и рыбного хозяйства, имеют также право участвовать в решении вопросов охраны и использования объектов животного мира, находящихся на территории закрепленных за ними охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов. Они могут пользоваться и другими правами по использованию объектов и ресурсов животного мира, предусмотренными законодательством Украины. Однако права предприятий, учреждений, организаций и граждан по использованию объектов животного мира могут быть ограничены законодательными актами Украины в целях обеспечения охраны и воспроизводства объектов и ресурсов животного мира.

Основными обязанностями граждан - пользователей объектами животного мира, по ст. 9 Закона, являются обязанности: охранять животный мир и среду обитания диких животных; содействовать воспроизводству восстанавливаемых объектов животного мира; использовать объекты животного мира в соответствии с требованиями законодательства. Согласно содержанию ст. 26 Закона, обязанностями специальных пользователей объектами животного мира являются: соблюдение установленных правил, норм, лимитов и сроков использования объектов животного мира; использование животного мира способами, не допускающими нарушения целостности естественных сообществ и обеспечивающими сохранение животных, использование которых не разрешено; своевременно вносить плату за использование объектов животного мира; беспрепятственно допускать к проверке всех объектов, где содержатся, перерабатываются и реализуются объекты животного мира, представителей органов, осуществляющих государственный контроль в области использования и охраны животного мира, а также своевременно выполнять их законные требования и распоряжения.

Кроме приведенных требований, предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие ведение охотничьего и рыбного хозяйства, обязаны: рационально использовать объекты животного мира, не допускать ухудшения экологического состояния среды обитания животных в результате собственной деятельности и применять природоохранные технологии при осуществлении производственных процессов; проводить первичный учет численности и использования диких животных, изучать их состояние и характеристики угодий, где обитают объекты животного мира, и в установленном порядке представлять эту информацию органам, осуществляющим государственный учет животных и учет их использования, ведение государственного кадастра и мониторинга животного мира; проводить комплексные мероприятия, направленные на воспроизводство, в том числе искусственное, диких животных, сохранение и улучшение среды их обитания; осуществлять меры по выполнения общегосударственных, региональных и местных экологических программ по вопросам охраны животного мира; незамедлительно информировать природоохранные органы, ветеринарные, санитарно-эпидемиологические службы о выявлении заболеваний животных, ухудшении состояния среды их обитания, возникновении угрозы уничтожения и случаях гибели животных, осуществлять комплексные мероприятия по профилактике и борьбе с заболеваниями.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, в пределах закрепленных за ними территорий обязаны: осуществлять охрану объектов животного мира, соблюдать режим охраны видов животных, занесенных в Красную книгу Украины и в перечни видов животных, подлежащих особой охране на территории областей; самостоятельно прекращать использование объектов животного мира в случае ухудшения их состояния и условий существования, снижения воспроизводящей способности и возникновения угрозы уничтожения животных, незамедлительно принимать меры к устранению отрицательного воздействия на животных и среду их обитания. Предприятия, учреждения, организации и граждане, использующие объекты животного мира, обязаны исполнять и другие обязанности по охране и использованию животного мира в соответствии с законодательством Украины.

Специальное использование объектов и ресурсов животного мира осуществляется за плату. Размер платы устанавливается в зависимости от видов, целей и объемов использования объектов животного мира, распространенности и ценности животных, с учетом их местоположения, качества, биотической продуктивности территории, а также других экологических и экономических факторов. Определение размеров платы и установление льгот по платежам за специальное использование объектов животного мира устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

^ Основания и условия прекращения права специального пользования животным миром предусмотрены в ст. 28 Закона. Так, согласно указанной статье, право специального использования объектов животного мира может быть прекращено в случаях: истечения срока, на который было предоставлено разрешение на использование животного мира; минования надобности в использовании либо добровольного отказа от использования объектов и ресурсов животного мира; прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан, использовавших объекты животного мира; нарушения условий и порядка специального использования объектов животного мира.

Право использования объектов животного мира может быть также прекращено в случае систематического невыполнения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленных правил, норм и иных требований или договорных обязанностей по использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира. Прекращение права специального объектов животного мира осуществляется в порядке, определённом законодательством Украины об охране окружаются природой среды, путем аннулирования специального разрешения. Однако прекращение права специального использования объектов животного мира не освобождает от обязательств по возмещению убытков, причиненных вследствие нарушения законодательства об охране и использовании животного мира.

В связи с тем, что фаунистическое законодательство, наряду с государственной собственностью, предусматривает коллективную и частную формы собственности на объекты животного мира, в ст. 29 Закона определены специальные основания и условия прекращения последних. Так, право коллективной и частной собственности на объекты животного мира прекращается в случае: жесткого обращения с дикими животными; установления законодательными актами запрета относительно нахождения в коллективной либо частной собственности отдельных объектов животного мира. Прекращение права собственности на объекты животного мира, производится в судебном порядке по искам органов, осуществляющих контроль в области использования, охраны и воспроизводства животного мира или прокурора.

Вместе с тем законодательством предусмотрены определённые гарантии защити прав собственников и пользователей объектами животного мира. Так, согласно ст. 30 Закона, убытки, причиненные собственникам и пользователям объектами животного мира, подлежат возмещению в установленном порядке. В случае прекращения права специального использования объектов животного мира по основаниям, не предусмотренным Законом, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, которым было предоставлено это право, предоставляется равноценная возможность осуществления своего права.
  1   2   3   4

Похожие:

Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconЛекция 11. Тема: правовое регулирование охраны растительного мира
Правовое регулирование охраны и воспроизводства природных растительных ресурсов. Особенности правовой охраны зелёных насаждений в...
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconЛекция 13. Тема: правовое регулирование охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда
Тема: правовое регулирование охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconЛекция по дисциплине «Экологическое право» обсуждена и одобрена на...
Правовые меры охраны животного мира. Ответственность за нарушение законодательства о животном мире
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconТема 1 Правовое регулирование экономических отношений
Специальность 140613. 51 Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности Раздел I право и экономика
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconЛекция тема: правовое обеспечение наблюдения, прогнозирования и информации...
Основные цели и задачи наблюдения, прогнозирования и информации в области охраны окружающей природной среды
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconПравовое регулирование pr-деятельности
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations комплексной, информационной, коммуникационной деятельности,...
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconРабочая программа дисциплины «педагогические технологии»
«Административно-правовое регулирование в сфере образования», «Правозащитная деятельность», «Гражданско-правовое регулирование в...
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconЛекция 10. Тема: правовая охрана атмосферного воздуха
Правовые регулирование управления, контроля, учёта и мониторинга в области охраны атмосферного воздуха. Разрешение споров и юридическая...
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconЛекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте,...
Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий. Правовые меры охраны окружающей природной среды...
Лекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира iconТема Фамилия
Правовое регулирование деятельности судебных приставов-исполнителей и исполнительного производства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница