Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары


НазваниеПособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары
страница1/16
Дата публикации29.04.2013
Размер1.59 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16





«ИНДИДУАЛЬНЫЙ

МАРШРУТ УЧЕНИКА»



ПУТЕВОДИТЕЛЬ

по биологии


Основы систематики растений


Пособие для учащихся

общеобразовательных школ

Чебоксары

2012

Систематика растений: путеводитель по предмету для учащихся 6 классов

общеобразовательных учреждений / автор-составитель Лысенко Я. П. –

Чебоксары: 2012


Содержание

Предисловие …………………………………………………………….2
Как работать с путеводителем ………………………………………....3
Раздел 1. Основные вопросы темы …………………………………….4
Раздел 2. Структурно-логические схемы ……………………………...10
Раздел 3. Тесты для самопроверки, ли в стране дремучих трав ……..57
Раздел 4. Творческие задачи, или ключи к успеху ……………………64
Раздел 5. Ответы и подсказки, или верные тропинки ………………...69
Раздел 6. Зачётный, или финальное испытание ……………………….75
Библиографический список ……………………………………………..77

Предисловие

Учебное пособие «Систематика растений» предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и направлено, прежде всего, на развитие навыков самостоятельной работы, а также для самостоятельного овладения базовыми знаниями и умениями, предполагаемыми у учащихся 6 классов.

Обучающий и дидактический материал, а также задания пособия составлены на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Пособие представляет собой путеводитель при изучении наиболее сложного раздела курса: Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, а именно – систематики растений.

В путеводителе прописаны основные вопросы темы, формирующие основные понятия систематического курса. Подобраны тестовые задания и творческие задачи, позволяющие на практике освоить фактический материал, приобрести навыки критической и аналитической учебной работы, самоподготовки и креативности.

Выделяются три уровня сложности в освоении содержательной части, позволяющие претендовать на иерархические квалификации в зависимости от претензии и возможностей учащихся:

1 уровень – наиболее простой, соответствует квалификации «научный сотрудник»

2 уровень – более высокий (задания этого уровня обозначены*) – квалификация «магистр»

3 уровень – очень высокий уровень (условно обозначен **) – квалификация «академик»

Возможен выбор уровня сложности, позволительно переходить с одного уровня на другой

Для самостоятельного освоения темы пособие содержит относительно краткие, но содержащие практически весь фактический материал, конспекты в виде структурно-логических схем, таблиц, рисунков, а также ответы на тесты и творческие задачи. Разработан достаточно полный, адекватный терминологический аппарат, приведены определения, которые закреплены в тестовых и творческих заданиях пособия.

Путеводитель содержит критерии, по которым ученик или учитель (проводник) может проверить уровень усвоения конкретных разделов и развития творческих способностей. После здания зачёта присваивается соответствующая квалификация: «научный сотрудник», «магистр», или «академик» в зависимости от числа заработанных баллов, приведённых в разделе 6.

Методическое пособие можно использовать на уроках биологии в 6х классах, а также и в старших - 9 и 11 классах для подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии, поскольку систематика растений составляет значительную часть их заданий, а сам курс изучается значительно раньше и требует адекватного повторения.

Разные уровни сложности решают ещё одну важную задачу, а именно индивидуализация образовательного процесса, дифференцировка объёма и сложности материала.

При подготовке путеводителя использованы оригинальные методические материалы автора-составителя, а также тестовые и творческие задания других авторов, которые приведены в библиографическом списке.

Автор-составитель выражает благодарность Исаевой Инне Владиславовне – директору МАОУ «Гимназия №5» за возможность заняться творческой работой и моральную поддержку и Воронковой Марине Михайловне – учителю биологии МАОУ «Гимназия №5» за предоставленные материалы и общее руководство проектом.

Планируется дальнейшая работа по оптимизации и совершенствованию пособия-путеводителя. Будем благодарны за конструктивную критику коллег и предложения учеников.

Лысенко Я. П., учитель биологии высшей категории

МАОУ «Гимназия «5» г. Чебоксары

^ Как работать с путеводителем
Уважаемые ребята!

При овладении новыми областями знаний всегда полезно иметь несколько альтернативных источника исходного материала, которые дополняют друг друга, рассматривая проблему всякий раз под несколько иным углом зрения. Данное пособие относится как раз к таким источникам и его использование оптимизирует изучение систематического курса биологии в 6 классе.

Курс систематики состоит из 14 разделов, полностью охватывающих основы систематики растений.

Пособие содержит дифференцированные по уровню сложности материалы, необходимые для полностью самостоятельного и сугубо индивидуального изучения курса.

Рекомендации проводника к организации индивидуального пути

  1. Начните с предисловие и правил работы с путеводителем

  2. Уясните, что универсальном объёме фактического материала, вам предоставляется возможность выбора 3-х уровней сложности при сдаче зачёта и получении квалификации. Причём для «высокого» и «очень высокого» уровней необходимо кроме материалов настоящего пособия обязательно использовать сведения из других источников и затратить дополнительные усилия. Мы заинтересованы в том, чтобы вы пробовали свои силы в ответах на всё более и более сложные вопросы.

  3. Определитесь с приоритетным уровнем и познакомьтесь с вопросами тестов и творческих заданий к нему, а также в разделе «Зачётный, или финальное испытание» - с критериями оценок для вашего и других уровней сложности, необходимых для получения квалификации

Содержание и виды работ разделов путеводителя

Раздел 1. Основные вопросы темы (ОВТ) – все вопросы этого раздела являются обязательными для изучения. Основные понятия выделены курсивом. Ответы на них позволяют судить о начальном освоении курса, являясь первой частью зачёта. Изучение содержания раздела 2 позволит вам без особого труда справиться с основными вопросами темы

Раздел 2. ^ Структурно-логические схемы (СЛС) – содержат всю массу конкретного фактического материала курса систематики растений в виде схем, таблиц, рисунков, определений

Раздел 3. Тестирование, или в стране дремучих трав – содержит тесты, дифференцированные по уровню сложности в соответствии с квалификацией, и служит для самоконтроля по каждому разделу пособия.

Раздел 4. Творческие задачи, ил ключи к успеху – содержит творческие задачи и практические задания ко всем темам курса, также дифференцированные по уровню сложности

Раздел 5. ^ Подсказки и ответы, или верные тропинки – необходимая и самая приятная часть путеводителя, позволяющая каждому самостоятельно оценить своё продвижение вперёд, умение применять полученные знания для решения конкретных практических задач. Прежде чем обратиться к ней, ещё и ещё раз попытайтесь самостоятельно справиться с предложенными заданиями.

Раздел 6. ^ Зачётный, или финальное испытание – содержит критерии оценки 3-х частей зачёта, позволяющие самостоятельно определить уровень своих знаний (ОВТ + тестирование + творческие задачи)

В ходе зачёта вами набирается определённая сумма баллов, которая позволит вам претендовать на одну из трёх квалификаций: «научный сотрудник», «магистр» или «академик»

Для успешного изучения курса «Систематика растений» необходимы:

  • Путеводитель

  • Базовый учебник «Биология: растения, бактерии, Грибы, лишайники»

  • Дополнительная учебная и научно-популярная литература, Net - материалы

  • Терпение и упорство, организованность и самоконтроль

  • Страстное желание познать новое, любознательность и стремление реализовать себя

Раздел 1

Основные вопросы темы (далее ОВТ)


  1. Понятие о систематике растений

  1. Что такое систематика растений?

  2. Кто является основателем биологической систематики?

  3. *Чем занимается систематика растений?

  4. *Какие виды классификации организмов известны и чем они отличаются?

  5. Что такое таксон?

  6. Какие таксоны системы органического мира Вам известны?

  7. Какие таксоны классификации растений Вам известны?

  8. *Каковы принципы современной классификации органического мира?

  9. Какая самая мелкая и самая крупная единица систематики растений?

  10. *Что такое бинарная номенклатура?

  11. Что отражено в видовых названиях растений?

  12. **В каких случаях названия растений состоят из трёх слов?

  13. *О чём говорит принадлежность растений к одному роду?

  14. **В названии, каких растений встречаются фамилии известных людей? В чём состоят заслуги этих людей?

  15. **Что такое иерархичность таксонов?

  16. **Какие особенности строения клетки характерны для растительного царства?

  17. *Какие особенности питания характерны для растений?




  1. Жизненный цикл растений

  1. Из каких фаз состоит жизненный цикл растений?

  2. Как размножается гаметофит?

  3. Как размножается спорофит?

  4. Как образуется гаметофит жизненного цикла растений?

  5. Как образуется спорофит жизненного цикла растений?

  6. **Почему устойчивость к неблагоприятным факторам среды у спорофита выше, чем у гаметофита?

  7. *Каковы генеративные органы (органы размножения) спорофита и гаметофита и каковы их функции??

  8. У каких растений в жизненном цикле преобладает гаметофит, а у каких – спорофит?

  9. Какие виды гаметангиев присутствуют у гаметофита жизненного цикла растений?

  10. Каков набор хромосом в ядрах клеток гаметофита и спорофита?

  11. Какая фаза жизненного цикла растений называется бесполой и почему?

  12. Какая фаза жизненного цикла растений называется половой и почему?


3. Водоросли

  1. Почему водоросли относят к низшим растениям?

  2. Чем отличаются ризоиды водорослей от корней высших растений?

  3. Каковы виды бесполого размножения водорослей и когда оно происходит?

  4. *В чём суть полового размножения водорослей?

  5. Какая фаза жизненного цикла преобладает у разных водорослей?

  6. Какие отделы водорослей Вы знаете?

  7. Что такое хроматофор и каковы его функции?

  8. **Каковы сходства и отличия хроматофора водорослей и хлоропластов высших растений?

  9. Каково значение водорослей в природе и жизни человека?

  10. Приведите примеры одноклеточных, колониальных и нитчатых зелёных водорослей?

  11. *Какие пигменты определяют цвет бурых и красных водорослей?

  12. Какие органические вещества используются водорослями в качестве запасных?

  13. Что такое таллом, и какие виды таллома характерны для низших растений?

  14. **Какой тип питания называется миксотрофным, и для каких водорослей он характерен?

  15. *Какие приспособления от пересыхания выработались у водорослей?

  16. Какова среда обитания водорослей?

  17. Какие водоросли могут быть одноклеточными?

  18. Какими клетками образовано слоевище водорослей?

  19. Как называется наука о водорослях?

  20. **Как доказать, что одноклеточная водоросль – это клетка-организм?

  21. **Каковы особенности водной среды обитания и как водоросли к ним приспособились?




    1. Высшие споровые растения. Отдел моховидные

  1. Какие растения относятся к подцарству высших растений?

  2. *Почему мхи относятся к высшим растениям?

  3. От каких растений произошли мхи в процессе эволюции? Какие ещё растения произошли от предков мхов?

  4. Что развивается из спор мха?

  5. Какие органы имеет гаметофит мхов, каковы его функции?

  6. Как выглядит спорофит мхов, каковы его функции?

  7. Как связаны гаметофит и спорофит мхов?

  8. Как образуется спорофит моховидных?

  9. Как образуется гаметофит моховидных?

  10. Что представляет собой половое и бесполое поколение мхов? Какое поколение преобладает в жизненном цикле мхов?

  11. *Почему большинство мхов произрастает плотными дерновинами, и являются невысокими растениями?

  12. *Что является ограничивающим фактором распространения мхов на Земле?

  13. Зачем мхам нужна вода?

  14. *Как мхи приспособились сохранять влагу?

  15. Где можно встретить мхи? Почему именно в этих местах?

  16. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

  17. **В отсутствии дождя листья мха плотно прижаты к стеблю. В чём целесообразность этого явления?

  18. Как мхи получают необходимые питательные вещества?

  19. **Мхи относятся к разноспоровым растениям. Что это означает?


5. Высшие споровые растения. Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные

  1. Какие растения относятся к папоротникообразным?

  2. Какая фаза жизненного цикла преобладает в жизненном цикле папоротникообразных?

  3. *Каковы признаки более высокой организации папоротников по сравнению с моховидными?

  4. Какие функции выполняют листья папоротников?

  5. *Какие ткани хорошо развиты у папоротникообразных?

  6. *Почему папоротники имеют более крупные размеры по сравнению с моховидными?

  7. Почему папоротникообразные могут обитать только во влажных биотопах (местах обитания)?

  8. Как называется, и какое строение имеет гаметофит папоротникообразных?

  9. Какое значение имеют папоротники, хвощи и плауны в природе и жизни человека?

  10. Какие подземные побеги присутствуют у папоротникообразных? Каково их значение?

  11. Как размножаются и распространяются папоротникообразные?

  12. Чем представлена проводящая ткань папоротникообразных?

  13. Когда наблюдался расцвет разнообразия видов папоротникообразных, и какое значение это имело для современной жизни?

  14. **Какие виды папоротникообразных называются реликтовыми?

  15. *Как питается гаметофит хвощей и плаунов?

  16. Почему хвощи называют индикаторами почвы?


^ 6. Отдел голосеменные

1. Какие растения относятся к голосеменным?

2. *Почему семенное размножение является эволюционно более прогрессивным по сравнению с размножением с помощью спор?

3. **О чём говорит наличие сходных признаков голосеменных растений и папоротниковидных?

4. Почему у вечнозелёных хвойных листья (хвоя) через 2-7 лет всё равно опадает?

5. *Каким образом хвойные могут жить и размножаться в засушливых условиях?

6.**Какие особенности строения и жизнедеятельности хвойных позволили им распространиться значительно шире папоротникообразных и мхов?

7. **Как образуются и чем представлены мужской и женский гаметофиты голосеменных?

8. *Каким образом половое размножение голосеменных может осуществляться без воды?

9. *Какое строение имеет семя голосеменных растений? Из чего образуются части семени?

10. Почему растения называются голосеменными?

11. *Какой набор хромосом имеют сперматозоиды голосеменных и как они образуются?

12. *Какой набор хромосом имеет эндосперм голосеменных и как он образуется?

13. Почему голосеменные растения имеют древесину, а древовидные папоротники – нет?

14. Какое значение имеет ветер в жизни голосеменных?

15. С какими другими организмами голосеменные вступают в симбиоз и с какой целью?

16. *В чем отличие в развитии тканей голосеменных и высших споровых растений?

17. По каким клеткам происходит движение веществ у голосеменных?
^ 7. Отдел покрытосеменные

1. *Каково систематическое положение и внутритаксонная систематика покрытосеменных?

2. **Какие прогрессивные признаки усложнения претерпели цветковые, и каковы последствия этих усложнений?

3. *Какими клетками представлена проводящая ткань цветковых и в чём её преимущество перед проводящей тканью голосеменных и папоротникообразных?

4. Какое значение в жизни растений имеют цветки?

5. Какие семейства растений относятся к классам однодольные и двудольные?

6. *Чем представлены мужской и женский гаметофиты покрытосеменных?

7.Почему покрытосеменные растения так называются?

8. *Где располагаются семязачатки цветковых и какое строение они имеют?

9. **Каков механизм и результаты двойного оплодотворения?

10 *Чем отличается эндосперм цветковых по сравнению с эндоспермом голосеменных?

11. Из каких частей вегетативного побега образовались части цветка?

12. *Каковы отличия цветковых растений от голосеменных?

13. По каким признакам отличают представителей класса однодольных от представителей класса двудольных?

14.*В чём заключается большая эффективность опыления цветковых по сравнению с голосеменными?

15. *Назовите цветковые растения, которые человек выращивает с целью использования их плодов, семян, листьев, стеблей, подземных образований?
^ 8. Основные семейства покрытосеменных растений

1.Какие признаки растения нужно учитывать при определении его принадлежности к определённому семейству?

2.*Какой признак семейства является определяющим и почему?

3. **Какую информацию содержит и как составляется формула цветка?

Класс двудольные

Семейство крестоцветные (капустные)

1.Какие растения относятся к семейству крестоцветных?

2.* Какие видоизменения вегетативных органов у редиса и капусты?

3. Что такое кочан?

3. Как отличить по цветку крестоцветные растения?

4. *Чем отличается стручок от боба?

5. Какие растения из крестоцветных относятся к пищевым, кормовым, сорным?

Семейство розоцветные

    1. Какие растения относят к семейству розоцветных?

    2. *Какие виды размножения, кроме семенного, есть у розоцветных растений?

    3. *Как по строению цветка определить, что земляника относится к классу двудольных, семейству розоцветных?

    4. Чем отличаются цветки вишни и малины?

    5. *Чем отличаются плоды розы и яблони?

    6. Какую роль в хозяйстве человека играют розоцветные растения?

Семейство паслёновые

    1. Какие признаки строения цветка объединяют паслёновые растения?

    2. Какой тип плода у картофеля, томатов, табак, белены?

    3. Какие паслёновые растения являются пищевыми, какие – ядовитыми, лекарственными, декоративными?

Семейство бобовые (мотыльковые)

    1. **Чем отличается цветок бобовых от цветка розоцветных?

    2. Какие названия носят лепестки венчика цветка бобовых?

    3. Какие организмы поселяются на корнях бобовых и живут с ними в симбиозе?

    4. *С чем связано высокое содержание белков в семенах и вегетативных органах бобовых?

    5. Какие особенности строения листьев характерны для бобовых растений?

    6. Какие представители бобовых относятся к пищевым, кормовым, масличным растениям?

Семейство сложноцветные (астровые)

  1. По каким признакам можно отличить представителей семейства сложноцветных?

  2. Какие типы цветков могут формировать соцветие корзинку?

  3. *Чем отличаются по строению и функциям цветки сложноцветных?

  4. Почему «цветок» ромашки нельзя называть цветком?

  5. *Почему одуванчик, бодяк, осот являются трудноискоренимыми сорными растениями?

  6. Какие сложноцветные растения являются пищевыми, декоративными, лекарственными?

Класс однодольные

Семейство злаковые (мятликовые)

  1. *Какая жизненная форма преобладает у злаковых растений и почему?

  2. По каким признакам строения вегетативных органов можно определить злаковых?

  3. Какого типа соцветия у овса, ржи, кукурузы?

  4. *Чем объяснить, что цветки злаков мелкие, непахучие, состоят их плёнок и чешуек?

  5. Чем отличается по типу опыления рожь от ячменя?

  6. Как называется, и какие особенности имеет плод злаковых растений?

  7. *Какие особенности строения вегетативных органов позволяют отнести рожь к однодольным растениям семейства злаковых?

  8. Какое значение в жизни человека имеют злаковые растения?

Семейство лилейные

  1. Как устроен цветок тюльпана?

  2. Какой тип плода у тюльпана и ландыша?

  3. По каким признакам лилейные растения относят к однодольным растениям?

  4. Как размножаются лилейные растения?

  5. *Почему среди лилейных растений много раннецветущих и засухоустойчивых растений?

  6. *Почему с помощью чеснока и лука можно лечить простудные заболевания?

^ 9. Царство Грибы

1. Что мы используем у съедобных грибов в пищу?

2. Что такое мицелий и гифы?

3. Какие признаки характерны только для организмов царства грибов?

4. Какие признаки сближают грибы с царством растений?

5. Какие признаки сближают грибы с царством животных?

6. *К каким организмам по способу питания и почему относят грибы?

7. Как размножаются грибы?

8. *В чём состоит вред грибов и грибы-паразитов в частности?

9. Каковы меры борьбы с грибами-паразитами сельскохозяйственных растений?

10. Какие виды мицелия есть у грибов, и какие функции они выполняют?

11. Какое значение в природе и жизни человека имеют плесневые грибы?

12. *Что общего между мукором и пенициллом?

13. Что называю грибокорнем – микоризой и каково его значение?

14. *Какие грибы имеют одноклеточное строение, как они размножаются, и какое значение они имеют?

15. *Какие способы добывания пищи встречаются у грибов

16. Из чего состоит и какова функция плодового тела грибов?

17. Какие грибы называются шляпочными?

18.** Поможет ли дереву удаление с него плодовых тел трутовика? Почему?

19. Каковы правила сбора шляпочных грибов?

20. **Какая фаза жизненного цикла преобладает у грибов?

21. **Каковы особенности полового размножения грибов?

22. *Какие функции выполняют грибы в экосистемах?

^ 10. Царство бактерии

1. Где обитают бактерии и где их больше всего?

2. Какие формы жизни и клеток характерны для бактерий?

3. Какие внешние структуры (органоиды) присутствуют у бактерий?

4.* Какие внутренние структуры (органоиды) имеются у бактерий и какие функции они выполняют?

5. В чём значение дыхания в жизни бактерий и как они дышат?

6. Чем питаются бактерии?

7.** Чем отличаются автотрофы от гетеротрофов?

8. Как размножаются бактерии и чём значение размножения?

9. Как бактерии переживают неблагоприятные условия внешней среды?

10. *Где расположена наследственная информация у бактерий?

12. Почему бактерий относят к прокариотам?

13.** В чём отличие растительной и бактериальной клетки?

14. Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерий?

15. **Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

15. Что такое клубеньковые бактерии и в чём их значение?

16. Какое значение в жизни человека имеют бактерии?

17. *Как защитить продукты от бактерий и как бороться с болезнетворными бактериями?

18. **Какие признаки отличают прокариот от эукариот
^ 11. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира на Земле

      1. **Что такое ароморфоз?

      2. Какая наука называется палеонтологией и палеоботаникой?

      3. *Какие ароморфозы обусловили возникновение цветковых растений?

      4. *Какие условия необходимы для выхода растений на сушу?

      5. **Как назывались и какие ароморфозы были у первых наземных растений?

      6. Какие отделы растений произошли от риниофитов?

      7. **Какие ароморфозы обусловили появление эукариот?

      8. Какими признаками обладали первые организмы на Земле?

      9. *В чём причина возникновения гетеротрофов?


12. Лишайники

1. Какие организмы образуют тело лишайника?

2. Какие типы строения слоевища наблюдаются у лишайников?

3. Почему лишайники считают симбиотическим организмом?

4. Каково микроскопическое строение слоевища лишайника

5. Как питаются лишайники?

6. Как размножаются лишайники?

7. Почему лишайники называют «пионерами растительности»?

8. Какое значение в природе и жизни человека имеют лишайники?

9. *Как отличить лишайник от водоросли и мха?

10. *Каков ограничивающий фактор в распространении лишайников?

11. Какой способ размножения характерен для каждого компонента лишайника?

12. *Как с помощью лишайника определить экологическое состояние среды обитания?

13. **Почему лишайники проигрывают в борьбе за существование мхам и цветковым растениям?

14. *Какое значение имеют лишайники для деревьев?

15. *Каким организмом – автотрофным или гетеротрофным - является лишайник и почему?

16.**Какое значение имеют лишайники в экосистемах?

17. Почему лишайники называют индикаторами среды обитания?
^ 13. Растительные сообщества. Охрана растений

  1. Что такое растительное сообщество?

  2. Что такое биогеоценоз (экосистема)?

  3. * Почему агроценозы являются малоустойчивыми?

  4. Какие виды биогеоценозов (экосистем) выделяются современной экологией?

  5. *Какие функциональные группы присутствуют в биогеоценозе, и каковы их функции?

  6. **Что общего между продуцентами и консументами биогеоценоза?

  7. *Какие особенности искусственных экосистем отличают их от естественных?

  8. Чем отличается растительное сообщество от биогеоценоза?

  9. Какие приспособления к совместной жизни существуют в растительном сообществе?

  10. **Почему большое количество видов в биогеоценозе обеспечивает его устойчивость?

  11. Как называется вертикальное распределение растительности в фитоценозе?

  12. Какие растения и почему составляют разные яруса в сообществе смешанного и широколиственного леса?

  13. *Почему ветроопыляемые растения являются раннецветущими? Какие ветроопыляемые растения есть в лесном фитоценозе?

  14. *Могут ли растительные сообщества существовать без животных? Почему?

  15. На какие группы разделяются виды фитоценоза, чем они отличаются?


^ 14. Охрана природы

  1. Каковы причины сокращения видового разнообразия растений на планете?

  2. Какие меры охраны биоразнообразия используются человеком?

  3. Каковы виды охраняемых и особо охраняемых природных территорий?

  4. *Что такое интродукция, и каковы её полезные и вредные последствия для природы?

  5. ** Что такое мелиорация, и какое значение она имеет для природы и человека?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconМетодическое пособие и контрольные задания для учащихся общеобразовательных...
Методическое пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, преподавателей русского языка, репетиторов
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары icon“ родноеподмосковь е” ( учебное пособие для учащихся общеобразовательных...
Греханкина Л. Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconГоу спо чайковское музыкальное училище. Отделение «актерское искусство»
Вниманию выпускников общеобразовательных школ (9, 10, 11 классов), учащихся музыкальных школ, школ искусств, участников театральных...
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconУчебное пособие по политологии для учащихся школ с углубленным изучением...
Учебное пособие по политологии. Для учащихся школ с углубленным изучением социально-политических дисциплин. Пермь: ноу сош «Европейская...
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconУчебное пособие
Э. Г. Скворцов. Культурология. / Учебное пособие. Филиал ргсу в г. Чебоксары. – Чебоксары: ООО «Крона». 2007. – 226с
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconЭ. Г. Скворцов введение в логику учебное пособие чебоксары
Э. Г. Скворцов. Введение в логику. / Учебное пособие. Филиал ргсу в г. Чебоксары. – Чебоксары: «ип сибгатуллин Р. Р.». 2009. – 118...
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconПоложение                                     5 Международного конкурс
Для участия в конкурсе приглашаются балетмейстеры и их коллективы любых жанров, а также хореографы детских школ искусств, общеобразовательных...
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconПоложение о конкурсном проекте «Тёрки» для учащихся школ г. Иваново
Настоящее положение (далее Положение) определяет цели, задачи и регламентирует порядок организации и реализации конкурсного проекта...
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconПоложение о конкурсном проекте «Эврика 3» для учащихся школ г. Иваново Общие положения
Настоящее положение (далее — Положение) определяет цели, задачи и регламентирует порядок организации и реализации конкурсного проекта...
Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары iconБилеты для общеобразовательных школ составлены с опорой на интегрированные...
Билеты для общеобразовательных школ составлены с опорой на интегрированные курсы «Человек и общество» (под ред. Л. Н. Боголюбова,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница