№3. Психические состояния


Скачать 109.93 Kb.
Название№3. Психические состояния
Дата публикации01.05.2013
Размер109.93 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы

Тема №3. Психические состояния

Классификация психических состояний


На основе психических процессов возникают и развиваются более стойкие и длительные психические состояния.

Психические состояния – это сложные, целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие всей психической деятельности личности на данном отрезке времени. Они повышают или понижают активность психической деятельности.

Физиологические основы: физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности. Они имеют рефлекторную природу. При этом одни из них, как правило, безусловно-рефлекторного происхождения, например, состояние голода, жажды, сытости, а другие (подавляющее большинство) – условно-рефлекторного происхождения.

Также им присущи следующие особенности:

целостность,

подвижность и относительная устойчивость,

прямая и непосредственная взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности,

индивидуальные своеобразия и типичность,

крайнее многообразие психических состояний,

полярность (уныние-бодрость, напряженность-спокойствие и т.д.). Указанные признаки присущи психическим состояниям любого человека.

Внешне они могут проявляться в изменении дыхания и кровообращения, в мимике, пантомимике, движениях, походке, жестах, интонационных особенностях речи и т.д. Например, в состоянии удовольствия наблюдается увеличение частоты и амплитуды дыхания, а в состоянии неудовлетворенности происходит уменьшение того и другого.

Психические состояния многообразны (активность и пассивность человека, бодрость, усталость, апатия, эйфория, душевный подъем, отчуждение, убежденность и др.) и их группируют по разным основаниям :

1.По соответствию основным состояниям высшей нервной деятельности можно различать оптимальное (равновесие между процессами возбуждения и торможения, вследствие чего деятельность человека активна и продуктивна) состояние, возбужденное (или аффективное, затрудняющее или делающее невозможным тормозной процесс, при этом теряется у человека контроль над собой, нарушается его деятельность, особенно касается возбуждения, которое может перейти в крайнюю степень – аффект) состояние, депрессивное состояние, активное и пассивное состояние, творческое и продуктивное, парциальное и общее состояние, состояния, вызываемые избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке (активность подкорки и приторможенность коры порождает истерическое состояние, и наоборот, торможение подкорки при возбуждении коры – астеническое состояние и т.д.).

2.По психологическому признаку состояния классифицируются на интеллектуальные, эмоциональные, волевые и комбинированные.

3.По роли в структуре личности состояния могут быть ситуативными, личностными, групповыми.

4.По глубине переживаний различают состояния глубокие и поверхностные.

5.По длительности протекания состояния бывают продолжительными и короткими.

6.По степени осознанности состояния могут быть более или менее осознаваемыми.
^

Психология эмоций


В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. того, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Эмоции делят на стенические, повышающие жизнедеятельность организма (стенический страх заставил лермонтовского Гаруна бежать быстрее лани) и астенические – ослабляющие ее (астенический страх приводит людей и животных в оцепенение, которое можно рассматривать еще как защитную реакцию).

Эмоции делят на положительные и отрицательные, т.е. приятные (удовольствие) и неприятные (неудовольствие). Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. Еще можно выделить смешанные эмоции, когда в одном переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, в «комнате ужасов» получение удовольствия от страха).

В зависимости от личностных и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызвать разные эмоции. Например, опасность у одних вызывает страх, а у других – радостное, приподнятое настроение.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют такие эмоции, как:

настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна и оно постоянно присутствует в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или в работе;

собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.п., причем они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления;

аффект – это быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом, причем чаще всего аффект является следствием конфликта, как правило, проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия.

Эмоции играют важную роль в поведении и деятельности человека. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная – с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые – явиться поводом для самоуспокоения.

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем больше выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций – человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья. Поэтому желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.

Чувства


Чувства – это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Как психический процесс чувства имеют свои особенности: носят субъективный характер, отражают характер взаимодействия организма со средой, очень разнообразны и вызывают успокоение или возбуждение.

Чувства, как и эмоции, многообразны. По сложности они делятся на интеллектуальные (связаны с познавательной деятельностью человека), нравственные (связаны с мировоззрением, принципами и традициями) и эстетические (связаны с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей).

По направленности чувства делятся на стенические (активизируют деятельность человека) и астенические (вызывают пассивность).

По силе чувства делятся на настроения (слабо выраженное эмоциональное переживание), аффекты (переживания большой силы), страсти (сильные, глубокие и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели).

В отличие от эмоций чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказался объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. В онтогенезе чувства появляются позднее, чем эмоции.
^

Тема 4. Мотивация и психическая регуляция поведения

Понятие мотивации


Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации, является проблемой причин поведения индивида.

Необходимо отметить, что основные теории мотивации разработаны в двух, резко различающихся между собой методологических традициях. Бихевиористские и когнитивистские подходы являются строго экспериментальными, они построены в традициях естественно-научного знания. Это означает, что каждая теория начинается с выдвижения некоторых постулатов, базовых положений, из этих постулатов выводятся следствия, которые подвергаются экспериментальной проверке, в результате которой происходит неизбежная и необходимая корректировка основных положений теории. В то же время, подавляющее большинство психоаналитических и гуманистических концепций разрабатываются и применяются на практике (например, в психотерапии) без какой-либо экспериментальной проверки, что сближает их по методологии с религиозными и эзотерическими учениями, поэтому они несут в себе чрезмерную долю субъективизма и умозрительности. Сторонники этого (так называемого феноменологического) подхода объясняют нежелание предпринимать экспериментальную проверку следствий своих теорий уникальностью психики человека как объекта исследования, необходимостью использовать приемы понимания, сопереживания, вчувствования и т.п. Против последнего, кстати, никто не возражает: понимание, сопереживание, вчувствование – это компоненты интуиции исследователя, работающего в области гуманитарного знания вообще .

Что касается экспериментальной традиции в изучении мотивации, то можно отметить, что все большую популярность среди исследователей приобретают когнитивные подходы к решению проблем мотивации: психологи пытаются все глубже понять, как связаны представления, знания человека о мире с его поведением. Несмотря на то что когнитивистский подход грешит чрезмерным рационализмом, когнитивные теории мотивации привели к пониманию, что поведение человека может быть правильно интерпретировано, только когда мы рассматриваем взаимодействие личности и ситуации. Когнитивно ориентированные исследователи пересмотрели тезис бихевиоризма о возможности неограниченного внешнего (ситуативного) влияния на поведение человека. Они сумели взглянуть не только на его поведение, но и на то, что происходит в его психике. В то же время они сохранили строгость эксперимента, присущего бихевиоризму.
^

Мотивация деятельности и поведения личности


В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами психические процессы, явления и состояния: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Им в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.); процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда говорят о диспозиционной и ситуационной мотивации как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает до нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, вызванного дефицитом того, что требуется организму (личности).

Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.

Второе по своему мотивационному значению понятие (после потребности) – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, задачи, желания и намерения.

Мотивация поведения человека может быть как сознательной, так и бессознательной.

Мотивы и цели поведения человека могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным (влечение, гипнотическое внушение, установки, фрустрационные состояния).

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения и др.

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека – причинное объяснение его поступков. Такое объяснение в психологии называется каузальной атрибуцией. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение.

Важное значение имеет соотношение результатов деятельности и тревожности. У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью, возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего тогда, когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности.

Похожие:

№3. Психические состояния iconМосковский университет государственного управления
Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические...
№3. Психические состояния icon№3. Психические состояния
На основе психических процессов возникают и развиваются более стойкие и длительные психические состояния
№3. Психические состояния iconНа сегодняшний день в России футбол является одной из самых популярных
Агрессивность свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (А. А. Реан). Известно, что на проявление агрессии влияют как...
№3. Психические состояния iconКорректоры Н. Романова, Т. Брылева Оригинал-макет подготовила М. Лебедева ббк88. 35я7
...
№3. Психические состояния iconПсихология
Высшие психические функции (впф) – «сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению,...
№3. Психические состояния iconЛекция психические состояния
Имея минимум необходимого, люди выживали в Антарктиде (Северная партия экспедиции Р. Скотта) и концентрационном лагере, пересекали...
№3. Психические состояния iconСан Лайт Вирусы сознания. Принципы и методы исцеления души и тела
Они искажают восприятие и эмоции, извращают мотивы, самооценку и намерения, вызывают болезненные привязанности и депрессивные состояния,...
№3. Психические состояния iconТесты психиатрия. 1 К экзогенно-органическим психическим заболеваниям...
Для начального периода черепно-мозговой травмы наиболее характерны следующие психические расстройства (синдромы)
№3. Психические состояния iconСиндромы психических заболеваний  Позитивные (психопродуктивные) синдромы
Позитивные (психопродуктивные) синдромы – состояния, при которых наблюдаются новые психические образования (бред, галлюцинации, психомоторное...
№3. Психические состояния iconПсихические расстройства при травмах мозга
Психические расстройства, возникающие в связи с травмой мозга, отличаются значительным разнообразием. Наряду с острыми психическими...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница