Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый


НазваниеЗапишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый
страница1/9
Дата публикации14.05.2013
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9









ЧАСТЬ 3


Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный развернутый ответ Для ответов на задания этой части (С1—-С6) используйте бланк ответов № 2..
С1. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9%-ным раствором N301). Поясните почему.

С2.




  1. Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме?

  2. Что обозначено буквами А, Б, В?

3. Назовите виды биопо
лимеров, в состав которых
входит данный мономер.

СЗ. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

С4. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

С5. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

Сб. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, крос-синговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляетс
ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 полный развернутый ответ.

С1. У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на световой сигнал. Во время подачи условного раздражителя (зажигание лампочки) раздается резкий громкий звук, и условный рефлекс (выделение слюны) не проявляется. Какое явление описано и каков его механизм?

С2. Домовая мышь — млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал — Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

СЗ. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

С4. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

С5. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Сб. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Хв, рыжая — геном Хь, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.




ЧАСТЬ 3

^ Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 полный развернутый ответ.

С1. Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека?

С2. Какие элементы строения клеточной мембраны животной клетки обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?



СЗ. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Приведите не менее 4 особенностей.

С4, Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3 факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

С5. В каких случаях изменение последовательности нукле-отидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

Сб. Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (темная или светлая окраска, грушевидная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов Р| и Р2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены.

С1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

СЗ. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

С4. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.

С4. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза
(зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последователь
ности развития животного мира. ,

С5. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нукле-отидов: ГТГТАТГГААГТ. Определите последовательность нукле-отидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

^ Генетический код (иРНК)

Первое основание

^ Второе основание

Третье основание




У

Ц

А

Г




У

Фен Фен

Лей Лей

Сер Сер Сер Сер

Тир Тир

Цис Цис

Три

У Ц А Г

ц

Лей Лей Лей Лей

Про Про Про Про

Гис Гис Глн Глн

Арг Арг Арг Арг

У

ц

А Г

А

Иле Иле Иле Мет

Тре Тре Тре Тре

Асн Асн Лиз Лиз

Сер Сер Арг Арг

У

ц

А Г

Г

Вал Вал Вал Вал

Ала А1а Апа

А1а

Асп Асп Глу Глу

Гли Гли Гли Гли

У

ц

А Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Сб. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства Р,, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
ЧАСТЬ 3

С1. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. К членистоногим относят креветок, крабов, нереид, клещей, блох, комаров и др. представителей. 3. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на головогрудь и брюшко, тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет, у насекомых две пары усиков, а у ракообразных — одна пара. 5. Членистоногие растут в течение всей жизни.

СЗ. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов?

Назовите не менее 4 особенностей.

С4. Представьте себе, что в небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3 доказательств.

С5. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нукле-отидов: ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид «А». Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и измененному. Объясните, что произойдет с фрагментом молекулы белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание




У

Ц

А

Г




У

Фен Фен

Лей Лей

Сер Сер Сер Сер

Тир Тир

Цис Цис

Три

У

ц

А Г

ц

Лей Лей Лей Лей

Про

Про Про Про

Гис Гис Глн

Глн

Арг Ар г Арг

Арг

У

ц

А Г

А

Иле Иле Иле

Мет

Тре Тре

Тре Тре

Асн Асн Лиз Лиз

Сер Сер Арг

Арг

У

ц

А Г

Г

Вал Вал Вал Вал

Ала Апа Ала Ала

Асп Асп

Глу Глу

Гли Гли Гли Гли

У

ц

А Г

Сб. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный развернутый ответ.

С1, Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Все представители типа Плоские черви ведут паразитический образ жизни. 2. Бычьего цепня относят к Ленточным червям. 3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается. 5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

СЗ. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

С4. В чём проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

С5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — ПО, а нуклеотида — 300. Ответ поясните.

Сб. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
ЧАСТЬ 3

^ Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а па задания С2—С6 полный развернутый ответ.

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

СЗ. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.

С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

С5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Сб. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

ЧАСТЬ 3

| ^ Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте | бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания I (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат-\кий свободный ответ, а на задания С2Сб полный разверну-\тый ответ.

С1. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. Нервная система плоских червей развита лучше, чем у кольчатых червей. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

СЗ. Каковы функции пищеварительной системы человека?

С4. Какие изменения биотических факторов могут привести к уведичению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

С5. В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антико-донами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

Сб. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (Ь) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.
ЧАСТЬ 3

^ Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала помер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 полный развернутый ответ.

С1. В Древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.

С2. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1—3, и их функции.



СЗ. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее трех признаков.

С4. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

С5. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Сб. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном Хв, рыжая — геном Хь, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.


ЧАСТЬ 3

^ Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2С6 полный развернутый ответ.

С1. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют «придонными фильтрами».

С2. Установите, какая часть у луковицы лука обозначена на рисунке буквой Б, объясните ее строение и выполняемые функции.



СЗ. Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?

С4. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

С5. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6- 10"9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

Сб. Известно, что хорея Гентингтона (А) — заболевание, проявляющееся после 35—40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные ауто-сомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconЗадание С6 сочинение (свободный развернутый ответ) на историческую...
Формулировка этого задания включает своеобразный пан, который является основой для ответа экзаменуемого: Укажите время жизни исторического...
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconСочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconЗадание Тестовые задания (выбор ответа, краткий ответ №1-29) 41 балл
«Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник» – это слова тургеневского героя Базарова. Такое отношение привело: 1...
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012-2013 учебном году
Задание в каждом тестовом задании выберите один правильный ответ. Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 баллами. Всего...
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconМуниципальная олимпиада по обществознанию
Тестовые задания (может быть только один правильный ответ, за каждое правильно выполненное задание – 2 балла)
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconЧто такое жизнь?
В чем смысл жизни? Как надо жить, чтобы нам было лучше? — Дайте развернутый ответ. Приведите примеры (из литературы, кино), где обозначается...
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Ий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный При выполнении задания части 1 обведите кружком...
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconЗадания для индивидуального домашнего задания Задание 1
Задание Проведите ретроспективный анализ эволюции педагогических взглядов отечественных педагогов относительно понимания сущности...
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconЗадание по обществознанию
Придумать и нарисовать собственный герб (или герб семьи) (стр. 173 задание №3), написать к нему пояснение. Для выполнения задания...
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 полный развернутый iconИнструкция по выполнению задания «Комплексная работа с текстом»
Выберите любой из напечатанных ниже текстов, распечатайте для себя, выполните указанные ниже задания (выберите задания для своего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница