1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ


Скачать 137.07 Kb.
Название1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ
Дата публикации14.05.2013
Размер137.07 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
Б-1

1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ.

2. Усложнение организации растений в процессе эволюции. Причины эволюции.

3. Определите увеличение школьного микроскопа, подготовьте его к работе.


Б-2

1. Дыхание организмов, его сущность и значение.

2. Царство растений. Их строение и жизнедеятельность, роль в природе и жизни человека.

3. Рассмотрите готовый микропрепарат простейшего и назовите его вид.


Б-3

1. Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы.

2. Усложнение организации хордовых в процессе эволюции. Причины Эволюции.

3. Приготовьте и рассмотрите под микроскопом микропрепарат (кожицы чешуи лука или листа элодеи). Зарисуйте клетку и подпишите её части.


Б-4

1. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.

2. Организмы – паразиты. Особенности их строения и жизнедеятельности.

3. Составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами, которые являются: растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой компонент данной цепи наиболее часто встречается в других цепях питания.


Б-5

1. Белки, их роль в организме.

2. Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения.

3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты эпителиальной и соединительной тканей, выявите их различия.


Б-6

1. Углеводы и жиры, их роль в организме.

2. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ инфекции и заболевание СПИДом

3. Составьте схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают: карась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков.


Б-7

1. Ядро, его строение и роль в передачи наследственной информации.

2. Современная система органического мира.

3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты тканей растений. Найдите среди них покровную. Поясните свой выбор.


Б-8

1. Деление клетки – основа размножения и роста организма.

2. Бактерии – доядерные организмы. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека

3. Среди гербарных экземпляров выберите растение семейства (крестоцветных, розоцветных мотыльковых, паслёновых и др.) наиболее распространённого в вашем регионе. Дайте их систематическую характеристику.


Б-9

1. Фотосинтез. Космическая роль растений.

2. Особенности высшей нервной деятельности человека.

3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты клеток различных организмов. Определите животную клетку


Б-10

1. Отличительные признаки живых организмов.

2. Экосистема, её основные звенья. Цепи питания.

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат эвглены зелёной. Объясните, почему ботаники относят её к растениям, а зоологи к животным.

Б-11

1. Наследственность и изменчивость – движущие силы эволюции.

2. Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.

3. Среди некоторых комнатных растений найдите однодольное и двудольное, назовите их отличительные признаки.
Б-12

1. Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Их характеристика

2. Пластический обмен. Биосинтез белка.

3. Среди пробирок с семенами выберете ту, в которой находятся семена, высеваемые на глубину 1-2 см. Поясните свой выбор.

Б-13

1. Биологическая природа и социальная сущность человека.

2. Эволюция органического мира, её причины и результаты

3. Используя таблицы и рисунки, опишите приспособления к жизни у дождевого червя, крота. Объясните, как могли возникнуть эти приспособления.

Б-14

1. Питание, его значение в жизни организма. Особенности корневого питания растений.

2. Естественный отбор – движущая сила эволюции.

3. Используя таблицы, рисунки и гербарные экземпляры, опишите приспособления к среде обитания у верблюжьей колючки, клюквы, осота. Объясните, как могли возникнуть эти приспособления.

Б-15

1. Биотические связи, их роль в экосистеме.

2. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.

3. Выполните задание. Потомство одной пары воробьев за 10 лет теоретически может составить более 200 млрд. особей. Объясните, почему этого не происходит в природе.
Б-16

1. Вирусы – неклеточная форма жизни, особенности их строения и функционирования. Вирусы – возбудители заболеваний.

2. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

3. В коллекции грибов найдите трутовик. Объясните, почему его относят к грибам паразитам.
Б-17

1. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека

2. Общая характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.

3. Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля, земляники

Б-18

1. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

2. Черты сходства и различия человека и млекопитающих животных.

3. Используя комнатные растения, укажите черты приспособленности их к выполнению функции воздушного питания.

Б-19

1. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Черты их сходства и различия.

2. Наследственные заболевания человека их предупреждение.

3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличие воздуха для прорастания семян.

Б-20

1. Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции

2. Рефлекс – основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.

3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличие воды для прорастания семян.


Б-21

1. Многообразие видов – результат эволюции. Редкие и исчезающие виды растений животных, меры сохранения.

2. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.

3. С помощью опыта выясните наличие в клубнях картофеля ферментов


Б-22

1. Доказательства происхождения человека от животных.

2. Общая характеристика царства грибов.

3. Выполните задание. В лесу вырубили все дуплистые деревья, после чего крепкие молодые деревья были объедены вредителями, и лес погиб. Объясните почему.

Б-23

1. Основные методы селекции растений и животных.

2. Лишайники, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.

3.Выполните задание . Подсчитали , что на площади леса в 1 га обитает 20 пар насекомоядных птиц и одна пара хищных. Школьники повесили на данной территории 60 скворечников. Объясните, нужно ли такое количество скворечников на данной площади.

Б-24

1. Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Митоз и его значение.

2. Гормоны их роль в регуляции деятельности организма.

3. Рассмотрите муляжи шляпочных грибов, найдите среди них съедобные и ядовитые, назовите меры первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

Б-25

1. Вид, его характеристика. Многообразие видов

2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

3. Выполните задание. В возрасте 1-2 лет на 1 га леса может расти около 20 тыс. растений. Через 100 лет на этой площади останется 400-700 деревьев. Объясните почему.


Б-26

1. Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.

2. Высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность его поведения.

3. Выполните задание: Истребление волков в ряде районов нашей страны привело к резкому увеличению численности копытных, которые уничтожили некоторые виды кустарников и подрастающих деревьев как восстановить равновесие в данном сообществе?
Б-27

1. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека

2. Гигиена умственного и физического труда. Приемы, способствующие его продуктивности

3. Подсчитайте свой пульс. Определите, есть ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Б-28

1. Уровни организации живой природы, их характеристика.

2. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.

3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при повреждении крупных сосудов рук.


Б-29

1. Основные направления эволюции органического мира.

2. Бактерии, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.

3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при растяжении связок одного из суставов указательного пальца.
Б-30

1. Экологические факторы, их влияние на организм.

2. Основные понятия генетики. Опыты и законы Менделя.

3. Рассмотрите несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявите у них черты сходства и различия. Объясните, чем обусловлено сходство и различие.

^ Биология 9 класс. Приложения и пример выполнения практической части

Билет № 1. Определите увеличение микроскопа, подготовьте его к работе.
Главные части микроскопа: окуляр и объектив.

Например: увеличение окуляра = 7

Увеличение объектива = 20

Вывод: данный микроскоп увеличивает в (7х20) = 140 раз.

Билет № 2. Рассмотрите готовый микропрепарат простейшего и назовите его.
Простейшие – одноклеточные организмы.

Вид инфузория-туфелька, имеет форму тела, похожую на туфельку балерины (пуанту). Тело покрыто ресничками. Это органоиды передвижения, находятся в постоянном движении.

Билет № 3. Составьте схему цепей питания экосистемы тундры.
Лишайник – северный олень - волк

Берёзовые почки – тетерев – лиса - кречет.

Билет № 4. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты эпителиальной и соединительной тканей, выявите их различия
Эпителиальная ткань. Клетки плотно прилегают друг к другу, между ними мало межклеточного вещества. Виды: однослойный кубический эпителий, многослойный плоский эпителий, мерцательный эпителий, железистый эпителий.

Соединительная ткань: рыхлая соединительная ткань, кровь, лимфа, костная ткань, хрящевая ткань. Клетки неплотно прилегают друг к другу, большое количество межклеточного вещества.
Билет № 5. Составьте схемы пищевых цепей аквариума (карась, прудовик, катушка, элодея и валлиснерия, инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии).
Билет № 6. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты тканей растений. Найдите среди них покровную. Обоснуйте свой выбор.
Покровная ткань отличается от других тканей тем, что клетки ткани плотно прилегают друг к другу. Клетки имеют утолщённые наружные стенки, среди клеток, плотно прилегающих друг к другу, можно увидеть клетки, образующие устьице. Такое строение покровной ткани обусловлено выполняемой ею защитной функцией.

Устьице состоит из двух замыкающих клеток и щели между ними. В цитоплазме замыкающих клеток содержатся хлоропласты, поэтому по окраске они отличаются от клеток покровной ткани. Клетки покровной ткани бесцветные, прозрачные.
Билет № 7. Приготовьте и рассмотрите под микроскопом микропрепарат кожицы лука, зарисуйте клетку и подпишите её части
Рассматривая микропрепарат, следует сделать рисунок клетки и обозначить клеточную структуру. Кожица лука состоит из удлинённых клеток, плотно соединённых между собой. Снаружи клетка покрыта прозрачной оболочкой. Сквозь неё видно содержимое клетки: полужидкая цитоплазма, ядро и вакуоли с клеточным соком.

Билет № 8. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат эвглены зелёной. Объясните, почему её относят к растениям и к животным
Ботаники относят эвглену зелёную к растениям потому, что в цитоплазме клетки эвглены зелёной имеются хлоропласты, содержащие зелёный пигмент хлорофилл. И эвглена, как и растения, способна на свету к фотосинтезу.

Зоологи относят эвглену зелёную к животным потому, что в темноте она может питаться как животное готовыми органическими веществами, загоняя мелкие частицы (бактерии) в глотку, или осмотически, всасывая растворы органических веществ.

Билет № 9. Используя таблицы, рисунки, гербарные экземпляры, опишите приспособления к среде обитания у брусники, сосны.
Брусника растет на освещённых местах. Она относится к числу низкорослых вечнозелёных кустарничков. Живёт долго, до 300 лет. Листья брусники плотные, кожистые, обратнояйцевидные. Растение имеет мелкие размеры в связи с тем, что в почве мало минеральных веществ. Восковой налет предохраняет листья от замерзания, т.к. они испаряют мало воды и брусника зимует с зелеными листьями.

Сосна светолюбива. Поэтому её нижние ветки довольно рано отмирают. Корневая система сосны глубокая стержневая, с сильно развитыми боковыми корнями.

Игловидные листья сосны называют хвоинками, они достигают 3-4 см длины. Хвоинки расположены по две на сильно укороченных побегах. Опадают хвоинки вместе с укороченными стеблями.

Билет № 10. Используя коллекцию грибов, определите трутовик. Объясните, почему его относят к грибам-паразитам.

Плодовое тело трутовика развивается на стволе дерева. Плодовое тело очень плотное, состоит из нитей- гифов гриба.

Трутовик- это гриб-паразит. Грибница трутовика находится внутри ствола дерева. Нити грибницы проникают в ткани древесины стебля и высасывают из дерева органические вещества, минеральные соли и воду. Трутовик разрушает древесину дерева, что приводит к его гибели.

Билет № 11. Укажите способы размножения и типы развития следующих организмов: картофель, мох кукушкин лён, ягель, морской гребешок.
Картофель можно размножать семенами, но для получения хорошего урожая лучше использовать способы вегетативного размножения:

клубнями - видоизмененными побегами; частями клубня с глазками.

Зелёный мох кукушкин лён размножается спорами.

Ягель («олений мох») размножается, как и грибы, спорами.

Морской гребешок. Пятилетние самки вымётывают до 30 миллионов яиц. Планктонная личинка велигер довольно скоро оседает на дно, превращаясь в молодого гребешка (малька).

Билет № 12. Заложите опыт, доказывающий необходимость воздуха для прорастания семян.
1.Поместим семена гороха, фасоли или другого растения в два стакана.

2.В первый стакан нальем воды столько, чтобы смочить семена.

3.Семена во втором стакане зальем водой полностью.

4.По мере испарения воды будем доливать её в оба стакана.

5.Через несколько дней мы увидим, что проросли семена только в первом стакане. Во втором стакане зародыши семян погибли без воздуха.

Билет № 13. Заложите опыт, доказывающий необходимость воды для прорастания семян.
1.Взять два стакана и поместить в них семена гороха.

2.В первый стакан с семенами нальем столько воды, чтобы смочить семена.

3.Во втором стакане семена оставим сухими.

4.Через несколько дней семена, смачиваемые водой, прорастут. Во втором стакане не произойдет никаких изменений.

Вывод: этот опыт доказывает, что для прорастания семян необходима вода.

Билет № 14. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при растяжении связок одного из суставов указательного пальца.
При растяжении связок необходимо к больному месту на 15-20 минут приложить что - нибудь холодное (грелку или полиэтиленовый пакет с холодной водой, снегом или льдом), чтобы охладить поврежденный сустав. Затем туго забинтовать сустав, чтобы ограничить движения, и доставить пострадавшего к врачу.

Билет № 15. Используя комнатное растение, укажите черты приспособленности к выполнению функции воздушного питания.
Органом воздушного питания у растений является лист. Воздушным способом питания является процесс фотосинтеза. В процессе фотосинтеза образуются органические вещества (крахмал) из неорганических (углекислого газа и воды) в присутствии хлорофилла.

Углекислый газ в клетки листа поступает через устьица.

Вода поступает по сосудам проводящей ткани жилок листа из корня к клеткам основной ткани листа.

В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество и выделяется кислород через устьица листа.

Билет № 16. Среди комнатных растений найдите однодольное и двудольное, назовите их отличительные признаки.
К классу Двудольных относятся следующие комнатные растения:

бегония, китайская роза, лимон, диффенбахия. Узнать двудольные растения можно по жилкованию листа – сетчатое. Двудольные растения имеют двойной околоцветник, состоящий из чашечки и венчика. К классу Однодольных относятся: кливия, амариллис, амазонская лилия, аспидиструм.

Узнать однодольные растения можно по жилкованию листа (дуговое или параллельное) и по строению цветка – простой околоцветник.

Билет № 17. Истребление волков в ряде районов нашей страны привело к резкому увеличению численности копытных, которые уничтожили некоторые виды кустарников. Как восстановить равновесие в данном сообществе?

Разрешить охоту на копытных и искусственно уменьшить их численность.

На местах уничтоженных кустарников и деревьев посадить другие кустарники и деревья этих же видов, а чтобы копытные не уничтожали их, сделать кормушки и подкармливать их.

Запретить истребление – охоту на волков, это приведет к естественному восстановлению сообщества.

Билет № 18. Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы.
Пульс- это ритмичное колебание стенок артерий. Количество пульсовых ударов в минуту равно количеству сокращений сердца в минуту. Подсчитать пульс можно, приложив палец к артерии, расположенной в области запястья.

В норме пульс у взрослого человека 60-80 ударов в минуту. Частота пульса зависит от возраста человека, а также условий, в которых находится организм. При возбуждении или страхе частота пульса увеличивается, сердце работает быстрее.

Билет № 19. Продемонстрируйте меры доврачебной помощи при повреждении крупных сосудов руки.
При повреждении вен возникает кровотечение, которое называют венозным. При венозном кровотечении кровь вытекает равномерно, непрерывно пульсирующей струей и имеет темно-красный цвет.

При повреждении артерий возникает кровотечение, называемое артериальным.

Артериальное кровотечение характеризуется ярко-алым цветом крови, которая вытекает быстрой пульсирующей струей.

При повреждении крупной вены необходимо наложить давящую ватно-марлевую повязку на рану, а если кровотечение не останавливается, накладывается жгут ниже раны.

При повреждении крупной артерии необходимо пережать сосуд пальцами выше места повреждения, т.е. прижать артерию к кости, тем самым уменьшив кровотечение. Затем нужно наложить жгут выше места кровотечения.

Билет № 20. Рассмотрите муляжи шляпочных грибов, найдите среди них съедобные и ядовитые, назовите меры первой помощи при отравлении грибами.
Ядовитые грибы: бледная поганка, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб, ложные лисички, мухомор и т.д.

Съедобные грибы: шампиньоны, опята, рыжики, маслята, белые грибы, лисички, сыроежки, волнушки, подберезовики, подосиновики.

Бледная поганка похожа на шампиньоны и сыроежки. Отличить можно по ножке и воротничку, у бледной поганки в нижней части ножки у основания имеется клубневидное утолщение, заключенное в белую или зеленоватую пленку- воротничок. У шампиньонов и сыроежек ножка без клубневидного утолщения и воротничка.

Ложные опята похожи на осенние съедобные опята. У ложных опят шляпка кирпично - красного цвета, у съедобных опят шляпка неярких тонов – светло-коричневая. У съедобных опят на ножке белое, хорошо заметное кольцо из пленки, у ложных опят этого кольца нет.

Желчный гриб похож на белый гриб, его еще называют ложным белым грибом. Отличить желчный гриб от съедобного можно по трубчатому слою на шляпке, у ядовитого гриба он серовато- розовый или грязно- розовый и по цвету мякоти на изломе, если гриб надломить, то мякоть ядовитого гриба на изломе розовеет.

Меры первой доврачебной помощи при отравлении грибами: вызвать рвоту, промыть желудок.

Похожие:

1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconОбмен веществ и энергии. Взаимосвязь обмена веществ и энергии
Обмен веществ представляет собой единство двух противоположных процессов: ассимиляции и диссимиляции
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconОбмен и баланс энергии в организме и их регуляция. Характеристика...
Обмен энергии тесно связан с обменом веществ. При этом справедлив закон сохранения и превращения энергии. Энергия пищевых веществ...
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconОтравляющие и высокотоксичные вещества цитотоксического действия...
В основе такого действия лежит прямое, или опосредованное иными механизмами, поражение внутриклеточных структур, сопровождающееся...
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconВопросы для подготовки к экзаменам по общей химии для студентов лечебного
Взаимосвязь между процессами обмена веществ и энергии в организме. Химическая термодинамика как теоретическая основа биоэнергетики....
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconЭто наука о химическом составе веществ живых организмов, их свойствах...
...
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconДипломная Стратегическое планирование Доклад Взаимосвязь энергетического...
Контрольная Особенности проживания и питания людей на территории, загрязнённой радиоактивными веществами
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconОтравляющие и высокотоксичные вещества общеядовитого действия Общеядовитым...
Уровне концентрации богатых энергией (макроэргических) соединений, в частности, аденозинтрифосфорной кислоты (атф). Источником, запасаемой...
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ icon1. Физиологические особенности обмена веществ у детей: белки, жиры,...
Обмен веществ- это совокупность химеческих процессов, которым подвергаются различные соединения с момента их поступления в организм...
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconОкисли́тельно-восстанови́тельные реа́кции
Окислительно-восстановительные реакции имеют очень широкое распространение и являются чрезвычайно важными для обмена веществ в живых...
1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ iconОкисли́тельно-восстанови́тельные реа́кции
Окислительно-восстановительные реакции имеют очень широкое распространение и являются чрезвычайно важными для обмена веществ в живых...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница