Учебное пособие для студентов специальностей «Биология»


Скачать 470.39 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов специальностей «Биология»
страница1/3
Дата публикации14.03.2013
Размер470.39 Kb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2   3


Н.П. Максимова


молекулярная генетика

Сборник заданий и тестов

Учебное пособие для студентов

специальностей «Биология», «Биоэкология»,

«Биотехнология» высших учебных заведений

МИНСК

БГУ

2003

УДК

ББК

М

рецензенты:

к.б.н., доцент кафедры микробиологии БГУ Р.А. Желдакова

член-корреспондент НАН Беларуси, д.б.н. О.Г. Давыденко

к.б.н., доцент кафедры биохимии Гродненского госуниверситета В.И. Резяпкин

^ Максимова Н.П.

М Молекулярная генетика. Сборник заданий и тестов: Учебное пособие. Мн.: БГУ, 2003. – 87 с.: ил.

Настоящее учебное пособие является сборником более 170 заданий и тестов по избранным разделам молекулярной генетики и молекулярной биологии гена. Рекомендуется для проведения семинарских и лабораторных занятий по курсам "Генетика", "Молекулярная биология гена", "Молекулярная генетика про- и эукариотических организмов", "Структурно-функциональная организация генома" и др., а также самостоятельной работы студентов. Цель пособия - углубить понимание и усвоение материала названных курсов, научиться планировать эксперимент и интерпретировать экспериментальные данные. Пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов биологических специальностей.

УДК

ББК
© Н.П. Максимова, 2003

© БГУ, 2003
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый сборник вопросов, задач, тестов и заданий по избранным разделам молекулярной генетики и молекулярной биологии гена является первым отечественным изданием подобного рода. Рекомендуется в качестве дополнительного материала к лекционным курсам по генетике, а также вышеназванным дисциплинам и может быть использовано при проведении практических, лабораторных занятий, семинаров, а также для самостоятельной работы студентов и проверки их знаний. По этой причине в сборнике отсутствует перечень ответов.

Учебное пособие призвано углубить и закрепить знания студентов по такому важному разделу биологии, как структурно-функцио-нальная организация генов и геномов прокариотических и эукариотических организмов, привить им навыки творческого подхода к изучаемым дисциплинам, а также пробудить интерес к элементам самостоятельной работы.

Перечень использованной при подготовке сборника литературы приведен в конце издания. Кроме того, в сборнике дается список литературы, рекомендуемой автором для проработки материалов по той или иной теме, а также подготовки развернутых ответов на вопросы и задания, для решения задач и поиска верного ответа на тесты.

Раздел 1. СТРОЕНИЕ ДНК И РНК.

^ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

Вопросы и задачи

1. Фрагмент мРНК гена инсулина имеет следующее строение:

УУУ ГУУ ГАУ ЦАА ЦАЦ УУА УГУ ГГГ УЦА ЦАЦ

Определите соотношение (А+Т)/(Г+Ц) в молекуле ДНК, соответствующей данному фрагменту.

2. В табл. 1. представлены данные нуклеотидного состава ДНК и мРНК бактерий B. subtilis и E. coli.

^ Таблица 1

Нуклеотидный состав ДНК и мРНК исследуемых бактерий

Бактерии

ДНК

(А+Т)/(Г+Ц)

мРНК

(А+У)/(Г+Ц)

мРНК

(А+Г)/(У+Ц)

^ B. subtilis

1,36

1,30

1,02

E. coli

1,00

0,98

0,80

А. Определите, одна или две нити молекулы ДНК используются для синтеза мРНК у этих двух организмов. Ответ поясните.

Б. Объясните, однонитчатой или двухнитчатой является мРНК.

3. РНК, выделенная из ВТМ (вируса табачной мозаики), содержит 20 % цитозина. Можно ли рассчитать процентное содержание аденина в этой РНК?

4. Из бактерий S. afermentans была выделена ДНК и определен ее нуклеотидный состав. Оказалось, что 37 % нуклеотидов содержит цитозин. Можно ли определить процентное содержание аденина в этой молекуле ДНК?

5. Если считать, что молекулярная масса одной аминокислоты в белке составляет примерно 100 Да, какое количество нуклеотидов содержится в мРНК, кодирующей полипептид, молекулярная масса которого равна 27 кДа?

6. Назовите основные отличия между молекулами ДНК и РНК. Какие изотопы обычно используются для их радиоактивного мечения, а также для мечения белковых молекул?

7. Если вирусная частица имеет двухнитчатую кольцевую молекулу ДНК размером 200 тысяч пар нуклеотидов (т. п. н.), сколько нуклеотидов находится в этой молекуле? Сколько полных витков приходится на эту молекулу ДНК? Сколько атомов фосфора содержится в каждой из нитей ДНК?

8. Если в молекуле ДНК содержится 56 % ГЦ пар, каков будет процент А, Т, Г и Ц, соответственно?

9. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений являются верными:

А. А + Т = Г + Ц.

Б. А = Г; Ц = Т.

В. А/Т = Ц/Г.

Г. Т/А = Ц/Г

Д. А + Г = Ц + Т.

Е. Г/Ц = 1.

Ж. А = Т в каждой из цепей.

З. Водородная связь обеспечивает стабильность двойной спирали.

И. Каждая из нитей двойной спирали ДНК идентична друг другу.

К. Если одно основание в цепи ДНК известно, то можно определить соответствующее ему основание в другой цепи.

Л. Каждая пара нуклеотидов содержит две фосфатные группы, две дезоксирибозы и два азотистых основания.

10. Препарат кольцевой плазмидной ДНК подвергли действию указанных в таблице ферментов, а затем с помощью электрофореза осуществили анализ полученных фрагментов. Используя представленную в таблице 2 информацию, постройте рестрикционную карту этой плазмидной ДНК.

^ Таблица 2

Рестрикционный анализ плазмидной ДНК

Фермент

Размеры фрагментов (в т. п. н.)

Xma I

20

Mbo I

10

Xma I и Mbo I

3, 7 и 10

11. Препарат линейной вирусной ДНК обработали указанными ниже ферментами и их комбинацией. Получившийся набор фрагментов рестрикции подвергли затем электрофорезу. На основании представленных в табл. 3 данных постройте рестрикционную карту вирусной ДНК.

^ Таблица 3

Рестрикционный анализ линейной вирусной ДНК

Фермент

Размеры фрагментов (в т. п. н.)

Bgl II

5 и 10

Hpa I

5 и 10

Sma I

2 и 13

Bgl II и Hpa I

5

Bgl II и Sma I

2; 5 и 8

Hpa I и Sma I

2; 3 и 10

12. Препарат линейной вирусной ДНК обработали рестриктазой Sma I до полного расщепления. Последующий электрофоретический анализ выявил присутствие ряда фрагментов следующих размеров (в т. п. н.): 10; 7; 6; 3 и 2. Параллельно была взята интактная вирусная ДНК и расщеплена частично той же рестриктазой. Полученные при неполном расщеплении пять фрагментов были обозначены в порядке убывания размеров буквами от А до Е. Затем каждый из этих фрагментов был обработан рестриктазой Sma I до полного расщепления и подвергнут электрофорезу. Полученные результаты представлены в табл. 4. Постройте карту рестрикции Sma I вирусной ДНК.

^ Таблица 4

Рестрикционный анализ линейной вирусной ДНК

Фрагменты, полученные при

неполном расщеплении

Размер фрагментов после

полного расщепления (в т. п. н.)

А

10; 6 и 2

B

7; 6 и 2

C

10 и 3

D

7 и 2

E

6 и 2

13. Препарат кольцевой плазмидной ДНК длиной 18 т. п. н. подвергли полной рестрикции ферментом Kut I. Последующий электрофоретический анализ позволил выявить наличие ряда фрагментов следующих размеров: 5,0; 4,0; 3,5; 3,0; 1,5 и 1,0. Неполная рестрикция исходной плазмидной ДНК с помощью той же рестриктазы показала наличие пяти фрагментов, обозначенных буквами от А до Е. Последующая полная рестрикция этих фрагментов той же рестриктазой представлена в табл. 5. Постройте рестрикционную карту кольцевой плазмидной ДНК.

таблица 5

Рестрикционный анализ плазмидной ДНК

Фрагменты, полученные при

неполном расщеплении

Размер фрагментов после

полного расщепления (в т. п. н.)

А

5,0; 3,0 и 1,0

B

3,5; 3,0 и 1,0

C

5,0 и 1,5

D

3,5 и 1,0

E

4,0; 3,5 и 1,5

14. Фрагмент ДНК длиной 10 п. н. пометили с 5'-конца радиоактивной меткой и затем приступили к определению нуклеотидной последовательности. Результаты этого анализа представлены на рис. 1. Какова нуклеотидная последовательность анализируемого фрагмента?

старт



Ц

Т

А

Г















































































































Рис. 1. Электрофореграмма фрагментов ДНК, используемая

для определения нуклеотидной последовательности:

в первой колонке расщепление фрагмента по Ц, во второй – по Т,

в третьей – по А, а в четвертой – по Г

15. Фрагмент, полученный при расщеплении ДНК C.sativa рестриктазой Bgl II, клонирован в сайте Bam HI плазмиды pBR322. При попытке выделить этот участок из плазмидной ДНК оказалось, что ни Bam HI, ни Bgl II не вырезают фрагмент ДНК Cannabis sativa из плазмиды. Почему? Какую рестриктазу следует использовать, чтобы выделить этот фрагмент ДНК из рекомбинантной плазмиды? (Для решения этой задачи воспользуйтесь данными табл.3, Приложения 3).

16. Линейный фрагмент ДНК EcoR, имеющий длину 2,5 т. п. н. и единственный сайт рестрикции Hpa I, был клонирован в сайте EcoR1 плазмиды длиной 5 т. п. н. Карты рестрикции линейного фрагмента и кольцевой молекулы представлены на рис. 2.

Eco RI

Hpa I Hind III

2,0 0,5
а

б

Рис. 2. Рестрикционные карты линейного фрагмента (а)

и кольцевой молекулы (б) ДНК

Участок линейной ДНК может быть клонирован в обеих ориентациях. Ответьте на вопросы:

  1. Каковы два способа ориентации?

  2. Если совместная обработка рестриктазами Hind III и Hpa I дает фрагменты, длиной 1,0 и 6,5 т. п. н., какова ориентация клонированного фрагмента в этом случае?

17. Линейная ДНК фага была помечена с двух концов изотопом 32P и обработана рестриктазами Eco RI и Bam HI. Результаты эксперимента представлены в табл. 6.

^ Таблица 6

Рестрикционный анализ линейной ДНК фага

Ферменты

Размеры фрагментов (т. п. н.)

Eco RI

2,9; 4,5; 6,2; 7,4 и 8,0

Bam HI

6,0; 10,1 и 12,9

Eco RI и Bam HI

1,0; 2,0; 2,9; 3,5; 6,0; 6,2 и 7,4

Радиоаутограмма электрофореграммы Eco RI-фрагментов показала радиоактивность только двух фрагментов – величиной 6,2 и 8,0 т. п. н. Аналогичная проверка Bam HI-фрагментов показала радиоактивность фрагментов 6,0 и 10,1 т. п. н. Изобразите рестрикционную карту анализируемого фрагмента ДНК.

Затем была проведена Саузерн-блот-гибридизация полученных независимо друг от друга Eco RI и Bam HI фрагментов с радиоактивной пробой фагового гена Х. Было установлено, что гибридизовался один Eco RI фрагмент величиной 4,5 т. п. н. и два Bam HI фрагмента величиной 10,1 и 12,9 т. п. н. Укажите место локализации гена Х на рестрикционной карте фага.

18. Фрагмент ДНК мыши, содержащий ген М длиной 8 т. п. н., имеет Eco RI концы. Этот фрагмент ДНК был включен в состав плазмиды pBR322 в Eco RI-сайт. Рекомбинантная плазмида затем была обработана отдельно рестриктазой Eco RI (I вариант), рестриктазой Bam HI (II вариант) и двумя рестриктазами совместно Eco RI + Bam HI (III вариант). Сведения о величине фрагментов в каждом варианте представлены на рис. 3.


Eco RI

Bam HI

Eco RI + Bam HI

















































8 т. п. н.


























































6 т. п. н.





5,5 т. п. н.

4,5 т. п. н.

4,0 т. п. н.

















































4,0 т. п. н.

3,5 т. п. н.

3,0 т. п. н.

2,5 т. п. н.

1,0 т. п. н.











































































































^ Рис. 3. Электрофореграммы плазмидной ДНК, полученные с

использованием ферментов Eco RI, Bam HI и их смесью

Гель третьего варианта был подвергнут Саузерн-блот-гибридизации с пробой ДНК плазмиды pBR322, меченной радиоактивным 32P. Какие фрагменты этого геля будут гибридизоваться с ДНК плазмиды pBR322?

19. Вы имеете очищенную ДНК и хотите осуществить ее рестрикционное картирование. После использования фермента Eco RI ДНК была разрезана на четыре фрагмента: 1, 2, 3 и 4. При последующей обработке каждого фрагмента ферментом Hind II оказалось, что фрагмент 3 дает два субфрагмента (3–1 и 3–2), а фрагмент 2 дает три субфрагмента (2–1, 2–2 и 2–3). После обработки исходной молекулы ДНК рестриктазой Hind II образуется 4 фрагмента: А, В, С и D. Если эти фрагменты обработать рестриктазой Eco RI, фрагмент D дает два фрагмента, 1 и 3. Фрагмент A дает 3–2 и 2–1, а В дает 2–3 и 4. Фрагмент С оказался идентичным с 2–2. Изобразите рестрикционную карту рассматриваемой молекулы ДНК.

20. Вы выделили и затем клонировали фрагмент ДНК величиной 10 т. п. н. Затем 5'-концы ДНК пометили изотопом фосфора 32^ P и обработали рестриктазой Eco RI. В результате были получены два меньших фрагмента: один величиной 8,5 т. п. н., а второй – 1,5 т. п. н. После этого проба, содержащая большой фрагмент, была разделена на две части, и одна из них была обработана ферментом Hae III, а другая – Hind II. Затем был произведен электрофорез и получена радиоаутограмма (рис. 4.). Изобразите рестрикционную карту анализируемого фрагмента ДНК.




старт






























































































































































































Hind II




Hae III




^ Рис. 4. Электрофореграмма фрагмента 8,5 т. п. н.

после обработки ферментами Hind II и Hae III

21. Линейный фрагмент ДНК обработали независимо друг от друга двумя различными рестриктазами – Hind III и Sma I (пробы 1 и 2), а также двумя этими ферментами одновременно (проба 3). Были получены следующие результаты:

  • рестриктаза Hind III дала 2 фрагмента – 2,5 и 5,0 т. п. н.;

  • рестриктаза Sma I дала 2 фрагмента – 2,0 и 5,5 т. п. н.;

  • рестриктазы Hind III и Sma I вместе дали 3 фрагмента –

2,5, 3,0 и 2,0 т. п. н.

Постройте рестрикционную карту этого фрагмента.

Затем смесь фрагментов из третьей пробы обработали еще раз ферментом Eco RI, в результате чего наблюдалось исчезновение полосы, соответствующей фрагменту 3 т. п. н., и появление новой полосы, соответствующей фрагменту 1,5 т. п. н. Обозначьте сайт Eco RI на рестрикционной карте фрагмента ДНК.

22. Ген Х находится на плазмиде размером 5,3 т. п. н. При обработке ДНК плазмиды рестриктазой Bam HI образуется 3 фрагмента: 1, 2 и 3 (рис. 5). Точки В обозначают места, где плазмида разрезается ферментом. Тандемная копия гена Х вмещается по своим размерам в один из Bam HI-фрагментов. Если ген Х кодирует белок величиной 400 аминокислот, в каком фрагменте находятся копии этого гена?

800 п. н.

В В

1

2 1 500 п.н.

3 000 п. н. 3

В

Рис. 5. Рестрикционная карта кольцевой плазмидной ДНК

размером 5,3 т. п. н.
Тесты*

23. Верно ли уравнение?

А + У А + Т

 (в РНК) =  (в ДНК).

Г + Ц Г + Ц

А. Да.

Б. Нет.

В. Нет, верными будут только две отдельные формулы:

А + У А + Т

 = 1 (в РНК) и  = 1 (в ДНК).

Г + Ц Г + Ц

Г. Нет, верными будут только формулы:

А = У и Г = Ц (в РНК), а также А = Т и Г = Ц (в ДНК).

24. Геном ВТМ (вируса табачной мозаики) содержит 20 % цитозина. Каково будет процентное содержание урацила?

А. 30 %.

Б. 20 %.

B. ВТМ не содержит РНК.

Г. Определить невозможно.

Д. 80 %.

____________

* Все тесты в сборнике имеют только один правильный ответ.

25. Вы провели эксперимент по выделению нуклеиновой кислоты из бактериофага Х 174 и изучили ее состав. Результаты эксперимента показали следующее содержание нуклеотидов:
А – 25 %; Г – 24 %;

Т – 33 %; Ц – 18 %.

Каким образом можно объяснить эти результаты? Найдите правильный ответ.

А. В геноме бактериофага Х 174 имеется множество мутаций, что вызывает неправильное спаривание оснований А с Г, а Т с Ц.

Б. Геном Х 174 представлен однонитчатой РНК, и в участках локализации мутаций происходит неправильное спаривание оснований.

В. Геном Х 174 представлен кольцевой двухнитчатой ДНК, а для кольцевых геномов правило Чаргаффа не соблюдается.

Г. Геном Х 174 представлен однонитчатой ДНК.

26. Среди молекул РНК наибольшие размеры имеет:

А. тРНК.

Б. мРНК.

В. рРНК.

Г. Размеры всех РНК одинаковы.

27. Археологи обнаружили тело мамонта во льду в зоне вечной мерзлоты. Возник вопрос: какова степень гомологии ДНК мамонта и ДНК ныне живущих индийских слонов? Ответ на него можно получить двумя способами: путем секвенирования (колонка I) и путем гибридизации (колонка II). Что необходимо сделать и в какой последовательности, чтобы ответить на поставленный вопрос?

1. Провести анализ кариотипа мамонта.

2. Осуществить гидролиз ДНК мамонта и слона кислотой или щелочью.

3. Произвести полимеразную цепную реакцию (ПЦР) ДНК мамонта.

4. Выделить из клеток мамонта и слона ДНК.

5. Определить значения Тm (температура, при которой плавится 50 % молекул ДНК) для ДНК мамонта, слона, а также гибридной ДНК и сравнить их.

6. Произвести секвенирование определенных участков ДНК мамонта и слона.

7. Произвести обработку ДНК мамонта и слона рестриктазами.

8. Осуществить гибридизацию ДНК мамонта и слона.

9. Осуществить трансформацию ДНК мамонта в клетки слона.

10. Осуществить трансформацию ДНК слона в клетки мамонта.

  1. Сравнить нуклеотидные последовательности ДНК мамонта и ДНК слона.

Найдите правильные ответы в колонке I и колонке II.

Колонка I

А. 4, 2, 3, 6, 11

Б. 4, 3, 7, 2, 6

В. 4, 9, 2, 6, 11

Г. 4, 3, 7, 6, 11

Д. 1, 2, 3, 11

Колонка II

А. 1, 7, 4, 5, 8

Б. 4, 9, 8, 5

В. 4, 7, 10, 8

Г. 4, 2, 5

Д. 4, 3, 8, 5

28. Имеются три препарата ДНК. Известно, что один из них получен из печени мыши (ДНК 1), другой из мышц мыши (ДНК 2), а третий из мышц лошади (ДНК 3). Этикетки на пробирках с препаратами ДНК 2 и ДНК 3 стерлись. Можно ли восстановить правильные надписи на пробирках?

А. Можно установить лишь приблизительно, проделав эксперимент по гибридизации известной ДНК 1 с остальными пробами.

Б. Можно установить точно, проделав предыдущий эксперимент. При этом ДНК 1 обязательно должна показать почти 100 %-ю гомологию с ДНК 2 и более низкий уровень с днк 3.

В. Нет, установить невозможно, так как ДНК 1 будет гибридизоваться одинаково как с ДНК 2, так и с ДНК 3, независимо от вида организма.

Г. Нет, установить невозможно, так как эксперимент по гибридизации ДНК вообще не получится. ДНК из разных тканей одного и того же организма не могут подвергнуться гибридизации между собой, так же как и ДНК из разных организмов.

Задание 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

^ НУКЛЕОТИДОВ В ОЛИГОНУКЛЕОТИДЕ

Олигорибонуклеотид Х был обработан фосфатазой (для удаления 3'- или 5'-терминальных фосфатов) и затем рибонуклеазой Т1, которая разрывает по 5'-положению все фосфатные связи, находящиеся в 3'-положении у гуанозина. В результате были получены мелкие олигомеры L, M и N в одинаковых количествах. Каждый из них обработали фосфатазой, а затем подвергли щелочному гидролизу. Результаты приведены в табл. 7.

Таблица 7

Состав олигомеров, полученных из олигорибонуклеотида ^ Х

после гидролиза рибонуклеазой Т1

Олигонуклеотид

Состав, моль/моль олигонуклеотида

L

Уридинмонофосфат-1, Аденозинмонофосфат-1

Цитидинмонофосфат-1, Гуанозин-1

M

Аденозинмонофосфат-1, Цитидин-1

N

Цитидинмонофосфат-2, Гуанозин-1

Затем эксперимент был несколько модифицирован: олигорибонуклеотид Х после обработки фосфатазой гидролизовали панкреатической рибонуклеазой, которая разрывает по 5'-положению все фосфатные связи, находящиеся в 3'-положении у пиримидиновых нуклеозидов. Этот гидролиз позволил получить приблизительно в эквимолярных концентрациях пять остатков: уридинмонофосфат, цитидинмонофосфат и олигонуклеотиды P, Q и R. После разделения и щелочного гидролиза этих олигомеров были получены данные, приведенные в табл. 8.

^ Таблица 8

Состав олигомеров, полученных из олигорибонуклеотида Х

после гидролиза панкреатической рибонуклеазой

Олигонуклеотид

Состав, моль/моль олигонуклеотида

P

Гуанозинмонофосфат-1

Цитидинмонофосфат-1

Q

Гуанозинмонофосфат-1

Аденозинмонофосфат-1

Цитидин-1

R

Аденозинмонофосфат-1

Цитидинмонофосфат-1

Задача. Пользуясь представленными выше результатами, определите нуклеотидный состав олигомеров L, M и N, затем олигомеров P, Q и R и олигорибонуклеотида Х.

Задание 2. ИЗУЧЕНИЕ НУКЛЕОТИДНОГО СОСТАВА

^ И ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ДНК

Из клеток различных бактерий, бактериофага Т2, а также ядер и митохондрий клеток печени кролика была выделена ДНК. Затем образцы ДНК поместили в раствор, содержащий 10-2 моль/л NaCl и 10-3 моль/л цитрата натрия (рН 8,0) и произвели измерение оптической плотности при 260 нм, повышая температуру раствора в кювете от 25 до 95 С и затем медленно понижая ее до 40 С (табл.9).

^ Таблица 9

Относительная оптическая плотность препаратов ДНК при 260нм

Температура, С

Источник ДНК

M.myсo-ides

E. coli

^ M. lyso-deikticus

Фаг Т2

Митохондрии клеток печени

кролика

Ядра клеток печени

кролика

1

2

3

4

5

6

7

25

1,000

1,000

1,000

1,000

1,000

1,000

35

1,000

1,000

-

1,000

1,000

1,000

45

1,005

1,000

-

1,000

1,000

1,000

50

1,015

1,000

1,000

1,010

1,000

1,000

55

1,075

1,000

-

1,075

1,020

1,000

57,5

1,150

1,000

-

1,110

1,030

1,000

60

1,250

1,000

1,000

1,130

1,056

1,005

62,5

1,290

1,015

-

1,170

1,075

1,025

65

1,300

1,050

1,000

1,200

1,110

1,050

67,5

1,302

1,080

1,000

1,235

1,150

1,090

70

1,305

1,110

1,000

1,265

1,200

1,120

72,5

1,302

1,135

1,010

1,300

1,240

1,145

75

1,302

1,175

1,025

1,335

1,265

1,175

77,5

1,302

1,225

1,045

1,365

1,290

1,200

80

1,302

1,250

1,065

1,390

1,295

1,225

82,5

1,302

1,270

1,100

1,400

1,300

1,235

85

1,305

1,275

1,130

1,402

1,300

1,250

87,5

1,300

1,275

1,165

1,400

1,300

1,250

90

1,302

1,275

1,185

-

-

-

95

1,302

-

1,200

-

-

1,250

85

1,300

1,270

-

-

1,300

1,240

80

1,300

1,270

-

1,400

1,300

1,235

75

1,300

1,270

-

1,390

1,300

1,230



  1   2   3

Похожие:

Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconУчебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом
Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей, преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного...
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconУчебное пособие по английскому языку для студентов 1 курса неязыковых...
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса экономических специальностей. Пособие включает тексты по страноведению и основным...
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 080111...
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 061500...
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconУчебное пособие предназначено для студентов дневного, вечернего и...
Учебное пособие предназначено для студентов дневного, вечернего и заочного отделения специальностей 08. 04 «Разведка месторождений...
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconАнглийский язык для технических специальностей
Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconУчебное пособие предназначено для студентов специальности 351400...
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)» идругих экономических специальностей,...
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconУчебное пособие для студентов неюридических вузов Санкт Петербург
Дисциплина Правоведение, как совокупность общих положений касающихся правовой системы России, носит гуманитарный, воспитательный...
Учебное пособие для студентов специальностей «Биология» iconМетодические указания к изучению курса «Альгология и микология» для...
«Альгология и микология» для студентов 1 курса дневного и заочного отделений специальностей 1– 31 01 01 – «Биология» и 1 – 33 01...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница