Рекомендации по подготовке к ответу


Скачать 239.44 Kb.
НазваниеРекомендации по подготовке к ответу
Дата публикации14.03.2013
Размер239.44 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
Рекомендации по подготовке к ответу

Рекомендуемое время на подготовку ответа -30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы, термины, схемы и т.п.

 

 

Билет № 1.

1. Биология как наука, её достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Господствующая группа растений на Земле (найти представителей среди гербарных экземпляров или живых растений).

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дать научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

 

Билет № 2.

1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Примеры конкурентных отношений, их значение. Использование человеком знаний о конкуренции в практической деятельности.

3. Почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции? Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

 

Билет № 3.

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства и единства живой природы.

Строение клеток растений и грибов.

2. Приспособленность организмов к различным экологическим факторам. Примеры паразитических отношений, их значение (найти представителей паразитического образа жизни среди коллекций, влажных препаратов).

3. Используя знания о нормах питания и использования энергии человеком, объясните, почему люди, употребляющие много углеводов, быстро прибавляют в весе.

 

Билет № 4.

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. По каким признакам можно определить лишайники (найти их среди гербарных экземпляров). Привести другие примеры симбиотических отношений в природе, раскрыть их значение.

3. Роль белков в организме. Содержание их в продуктах питания. Продукты их расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена белков. Почему обязательно присутствие белков в пищевом рационе детей и подростков.

 

Билет № 5.

1. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

2. Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания и лекарств. Как отличить съедобные грибы от ядовитых. Первая доврачебная помощь при отравлении грибами.

3. Что такое пульс, с какой целью и кик он определяется. Подсчитайте свой пульс и определите, имеются ли отклонения от нормы. Ответ поясните.

 

Билет № 6.

1. Наследственность и изменчивость, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.

2. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров распознать растения разных семейств (Паслёновые, Розоцветные, Бобовые и др.)

3. Особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Меры профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия.

 

Билет № 7.

1.Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль.

2. Приспособленность птиц к полёту во внешнем и внутреннем строении, размножении. Относительный характер приспособленности.

3. Используя знания о строении и функциях скелета человека, рассказать о первой медицинской помощи при переломах рёбер, позвоночника, черепа.

 

Билет № 8.

1. Вид. Признаки и многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных (примеры), меры их сохранения.

2. Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножении. Использование человеком знаний о жизнедеятельности рыб для их искусственного разведения.

3. Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясните, почему тренировки поднимают мышечную силу и выносливость, и почему спортсменам запрещают принимать допинги.

 

Билет № 9.

1. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

2. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.

3. Роль витаминов в организме человека. Способы сохранения витаминов в продуктах питания. Авитаминозы. Значение поливитаминных препаратов.

 

Билет № 10.

1. Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.

2. Царство животных. Роль животных в природе. Эвглена зелёная как растение и как животное (определить её среди других препаратов простейших).

3. Биологическое значение безусловных и условных рефлексов (примеры). Составить схему рефлекторной дуги безусловного рефлекса, указать её части.

 

Билет № 11.

1. Биологическое значение размножения. Способы размножения, их использование в практике выращивания сельскохозяйственных растений, животных и микроорганизмов.

2. Позвоночные животные, их классификация. Усложнение млекопитающих в процессе эволюции. Определить место лисицы обыкновенной в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род).

3. Особенности газообмена в лёгких и тканях. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Доврачебная помощь при остановке дыхания.

 

Билет № 12.

1. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека, сохранение экосистем.

2. Покрытосеменные растения – господствующая группа растений на Земле. Классы покрытосеменных. Определение покрытосеменных растений, принадлежащих к разным классам (среди гербарных экземпляров и живых растений).

3. Роль системы органов дыхания в поддержании постоянства внутренней среды организма. Заболевания органов дыхания. Профилактика заболеваний гриппом, туберкулёзом, ОРЗ.

 

Билет № 13.

1. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека (парниковый эффект, кислотные дожди, вырубка лесов и др.)

2. Усложнение растений в процессе эволюции, классификация покрытосеменных. Определить место ландыша майского в системе растительного мира (отдел, класс, семейство, род).

3. Иммунитет. Способы повышения защитных сил организма. Значение прививок и сывороток, защита от ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.

 

Билет № 14.

1. Биосфера – глобальная система. Живое вещество биосферы. Роль человека в сохранении биоразнообразия.

2. Приёмы выращивания культурных растений, их научное обоснование. Почему минеральные удобрения необходимо вносить строго по норме и не хранить под открытым небом?

3. Роль желез внутренней секреции в организме человека. Результаты нарушения в деятельности щитовидной железы и надпочечников.

 

Билет № 15.

1. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в природе.

2. Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Почему они утратили господствующее положение на Земле? Назвать вымерших пресмыкающихся, обосновать причины их вымирания.

3. Обосновать факторы, разрушающие и сохраняющие здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Почему становится престижным вести здоровый образ жизни?

 

Билет № 16.

1. Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в жизни клетки и организма.

2. Животные – возбудители и переносчики заболеваний человека. Профилактика заболеваний энцефалитом, малярией, чесоткой, дизентерией и др.

3. Используя знания о составе и группах крови, обоснуйте значение переливания крови, её свёртывания, необходимость использования одноразовых инструментов.

 

Билет № 17.

1. Экосистемы, их структура. Пищевые связи в экосистемах.

2. Роль животных в природе и жизни человека, охрана животных. Домашние животные. Редкие и исчезающие животные (примеры).

3. Роль сердца, кровеносных сосудов и кровообращения в организме человека. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Меры первой помощи при кровотечениях.

 

Билет № 18.

1. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

2. Разнообразие растений, их роль в поддержании устойчивости биосферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия. Роль заповедников, ботанических садов, национальных парков в сохранении биоразнообразия.

3. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Причины роста числа заболеваний гепатитом, меры защиты от него.

 

Билет № 19.

1. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличие от них.

2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Почему насекомые заняли господствующее положение на Земле? Насекомые, ведущие общественный образ жизни, их значение в природе и жизни человека.

3. Зрительный анализатор, его строение и значение. Нарушение зрения, профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?

 

Билет № 20.

1. Питание его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания.

2. Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека. Роль дождевых червей в образовании почвы и повышении её плодородия.

3. Слуховой анализатор, его строение и значение. Нарушение слуха, профилактика болезней органов слуха. Почему в самолёте при взлёте и посадке у многих людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать?

 

Билет № 21.

1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема.

2. Взаимосвязь строения и функций органов растений (на примере покрытосеменных).

Растение – целостный организм. Объясните, будет ли увеличиваться масса клубней картофеля, если все его листья объедены колорадским жуком.

3. Центральный и периферический отделы нервной системы. Причины заболеваний и мозга и их предупреждение. Вредное воздействие на мозг наркотических веществ и алкоголя.

 

Билет № 22.

1. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Значение экологических знаний на современном этапе.

2. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спорынья и др.), их вред. Меры предупреждения грибковых заболеваний растений.

3. Используя знания о строении и функциях мочевыделительной системы, рассказать о мерах предупреждения мочеполовых инфекций. Действие на почки алкоголя и бесконтрольного применения лекарственных препаратов (ответ пояснить).

 

Билет № 23.

1. Обмен веществ и превращение энергии - главный признак живых организмов. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь.

2. Многообразие животных – результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Среди готовых микропрепаратов найти инфузорию-туфельку.

3. Используя знания о строении и функциях кожи, обоснуйте необходимость соблюдения гигиенических требований к одежде. Доврачебная помощь пострадавшим от теплового и солнечного удара, при обморожениях. Почему в холодное время года вредно ходить без головного убора?

 

Билет № 24.

1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма (примеры).

2. Воздушное и минеральное питание растений. Передвижение веществ в растении, его причины. С помощью какого опыта можно доказать значение корневого давления в передвижении воды в растении?

3. Механизм вдоха и выдоха, значение чистоты атмосферного воздуха как фактор здоровья. Опасность отравления угарным газом, первая помощь при отравлении. Доврачебная помощь при спасении утопающего.

 

Билет № 25.

1. Дыхание – один из признаков живых организмов. Роль кислорода в энергетическом обмене. Образование конечных продуктов в результате жизнедеятельности, их удаление из организма. Основные правила гигиены дыхания.

2. Многообразие паразитических червей, их приспособленность к жизни в организме хозяина. Меры профилактики для защиты от заражения червями-паразитами.

3. Углеводы. Содержание их в продуктах питания, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль в организме. Почему людям пожилого возраста не рекомендуется употреблять много пищи содержащей углеводы?

 

 

 

^ Критерии оценивания ответов на экзаменационные билеты

по биологии 9 класс

При оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования. Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их среднеарифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер:

^ Первый вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает знания основных теорий, законов, общебиологических понятий; логично излагает основные положения и принципы биологических закономерностей, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств. Выпускник демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.

^ Второй вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник осваивает знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, природных и искусственных экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ в экосистемах). Наряду с освоенными знаниями учащийся демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобные и ядовитые грибы; выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания; анализировать последствия деятельности человека в экосистемах.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет отрывочные знания об усложнении растений и животных в процессе эволюции, экологических факторах, экосистемах, биоразнообразии, его роли в сохранении биосферы, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления, выявлять различные типы биологических связей в природе.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы экзаменатора или не дает ответа на предложенный вопрос.

^ Третий вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает освоение знаний о строении, функциях, размножении, гигиене человека, его биологической и социальной сущности, высшей нервной деятельности; овладение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, соблюдения мер профилактики различных заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Учащийся в ответе не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, причин наследственных и приобретенных заболеваний, их профилактики, влияния факторов риска на здоровье и здоровье окружающих.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет фрагментарные знания о строении и жизнедеятельности человека, внутренней среде организма, иммунитете, рефлексе как основе жизнедеятельности организма, неправильно трактует биологические понятия, не может применить теоретические знания о строении и жизнедеятельности организма человека на практике и в повседневной жизни.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.

^ Общая отметка по ответу ученика выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трёх вопросов.

Билет № 1

1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Биология — наука, изучающая живые организмы. В настоящее время подразделяется на обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения (строение, функционирование, взаимосвязь и т.д.) и применяемыми методами. Биология изучает живые объекты, построенные на основе биополимеров (белков, нуклеиновых кислот).

Среди достижений биологии можно отметить описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле, создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории, расшифровка структуры белка и нуклеиновых кислот и т.д. На практике это способствовало увеличению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развитию медицины, биотехнологии, созданию основ рационального природопользования.

Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).

Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).

На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.

К царству растений относятся эукариоты, способные к автотрофному питанию за счет фотосинтеза (некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни и утратили хлорофилл). Для растений характерна малая подвижность, рост в течение всей жизни, минеральное (у высших растений корневое) питание, на клеточном уровне жесткая клеточная стенка, построенная, как правило, из целлюлозы, отсутствие центриолей, наличие вакуолей с клеточным соком. В качестве запасного углевода — крахмал. Характерно наличие хлорофилла или других пигментов, способных поглощать энергию солнечного света для дальнейшего использования в процессах фотосинтеза.

В настоящее время господствующее положение на Земле занимает отдел Покрытосеменных (Цветковых) растений, считающийся наиболее эволюционно продвинутым и определяющий вид большинства современных биотопов. Для покрытосеменных характерно наличие таких генеративных органов, как цветок и плод.

Из предложенных экземпляров следует выбрать представителей изученных семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные).

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Организм человека представляет собой сложную систему, в которой все происходящие процессы согласованы и направлены на поддержание гомеостаза, выживание особи и оставление потомства. Если какие-то системы органов не несут необходимую нагрузку (не упражняются), это приводит к их ослаблению, возникновению физиологических расстройств и патологий.

Гиподинамия — пониженная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок — приводит к снижению работоспособности мышц, сердечно-сосудистой системы и, как следствие, нарушению обмена веществ и ухудшению состояния всего организма в целом. Неизрасходованные на физическую активность питательные вещества откладываются в запас, что зачастую приводит к ожирению. Этому также способствует переедание.

Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр. Эта энергия в условиях современной цивилизации часто не находит естественного выхода и является перегрузкой для нервной и других систем.

Вредные привычки: курение, алкоголь и другие яды — приводят к поступлению в организм чужеродных вредных веществ, которые отравляют организм и вызывают заболевания. (Особенно недопустимо употребление алкоголя во время приема антибиотиков или наличия другой нагрузки на почки и печень.) Наркотические вещества, участвуя в обмене веществ, вызывают привыкание, в дальнейшем прекращение поступления никотина, алкоголя и др. сопровождается ломкой — резким ухудшением самочувствия. Таким образом, возникает физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков.

Нарушение режима дня, азартные игры, пресыщение удовольствиями истощают организм и, кроме того, отвлекают сознание человека от решения насущных задач, занятий физкультурой и препятствуют духовному росту.

Билет № 2

^ 1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

Признаки живых организмов:

  1. Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.

  2. Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов)

  3. Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды — гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.

  4. Способность к размножению: воспроизведение.

  5. Наследственность и изменчивость.

  6. Раздражимость. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.

  7. Развитие.

  8. Приспособленность. Отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:

  1. Нейтрализм — организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)

  2. Симбиоз — организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев,

  3. Мутуализм - опыление клевера шмелём.

  4. Кооперация — необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).

  5. Комменсализм - зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом),

  6. Аменсализм – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно, в то время как угнетающий не получает ни вреда ни пользы (светолюбивые травы, растущие под кроной ели).

  7. Хищничество (как правило, умерщвление активной добычи) и паразитизм — кратковременное или длительное питание (или местожительство — гнездовой паразитизм кукушки) за счет другого организма, не сопровождающееся немедленной гибелью жертвы — один организм испытывает положительное влияние, другой отрицательное.

  8. Конкуренция — оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).

Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.

Обсудить тему симбиоза можно здесь: ^ Взаимное влияние видов в природе

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон — инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание — сахарный диабет, сопровождающееся серьезным нарушением обмена веществ, а в тяжелых случаях потерей сознания и смертью. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.

Билет № 3

^ 1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка — элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

  1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.

  2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.

  3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).

  4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей — нематод.

  5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).

Отличия:

  1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов — хитин.

  2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез — образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.

  3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов — гликоген.

  4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток — гифами.

Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Паразитические отношения возникают, когда один организм использует другой как источник пищи, местообитание, при этом организм хозяина несет ущерб. Паразиты могут быть временными (кровососущие насекомые из отряда двукрылых) или постоянными (гельминты, вши, чесоточный зудень). Внешними (повилика — паразитическое растение, обладающее присосками) или внутренними (грибы-трутовики, поражающие деревья). Паразитизм может быть гнездовым, как у кукушки.

В процессе эволюции вырабатывались приспособления, снижающие вред, причиняемый паразитом хозяину, что позволяет паразиту использовать его длительное время. Также характерно наличие приспособлений, снижающих вероятность заражения у хозяина (полагают, что шимпанзе строят каждую ночь новое гнездо как средство профилактики от эктопаразитов), и защитных приспособлений у паразита (плотная кутикула гельминтов).

Среди гербарных экземпляров повилику отличает отсутствие хлорофилла — желтый цвет нитевидных побегов. Из животных могут присутствовать плоские, круглые паразитические черви и кровососущие насекомые, клещи.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

Похожие:

Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации по подготовке, выполнению и защите курсовых...
«Юриспруденция». Рекомендации освещают порядок выбора темы, разработки структуры и содержания работы. Кроме того, в них даются рекомендации...
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,...
Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации по подготовке и защите дипломных и курсовых работ
Рекомендации являются обязательными для учебных подразделений Академии управления, студентов 1-й ступени высшего образования и слушателей...
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации по выполнению дипломной работы для студентов...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в подготовке и написании дипломной работы. Даются рекомендации...
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации студентам по подготовке рефератов приведены...
Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации к подготовке и оформлению рефератов по...
Общие рекомендации к подготовке и оформлению рефератов по дисциплине «основы научных исследований»
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей юридического факультета...
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Рекомендации по подготовке к ответу iconМетодические рекомендации по подготовке к экзамену по «отечественной истории»
Методические рекомендации предназначены для студентов очного отделения, изучающих курс «Отечественной истории» в соответствии с федеральным...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница