Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления»


Скачать 373.78 Kb.
НазваниеЛекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления»
страница1/2
Дата публикации01.07.2013
Размер373.78 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Биология > Лекция
  1   2
ЛЕКЦИЯ №3: «ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»


  1. Понятие личности в психологии

  2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

  3. Типология личности в трудовой деятельности

  4. Способности в структуре личности


1. Понятие личности в психологии

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: филосо­фии, социологии, психологии, этики, эстетики, педа­гогики и т. д. Каждая из этих наук изучает лич­ность в своем специфическом аспекте.

Существуют близкие к личности понятия: «чело­век», «индивид», «индивидуальность». Очень поэтич­но определение человека, которое предложил Э. Берн: «Человек — это ярко окрашенная энергети­ческая система, полная динамических устремлений».

Е. В. Шорохова определила человека как биосо­циальное существо, обладающее членораздельной ре­чью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Эти специфические человечес­кие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них в течение жизни, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Никакой личный опыт человека не может при­вести к тому, что у него самостоятельно сформиру­ется логическое мышление, самостоятельно сложат­ся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предме­тов и явлений, созданных предшествующими поко­лениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социаль­ного фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наслед­ственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» — как биологичес­кий организм, носитель общих генотипических на­следственных свойств биологического вида (инди­видом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, фор­мирующаяся в результате усвоения человеком об­щественных форм сознания и поведения, обществен­но-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспи­тания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как пред­ставителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отно­шений. Но психология учитывает, что в то же вре­мя личность не только объект общественных отно­шений, не только испытывает социальные воздей­ствия, но преломляет, преобразует их, поскольку по­степенно личность начинает выступать как сово­купность внутренних условий, через которые пре­ломляются внешние воздействия общества. Эти внут­ренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обус­ловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздей­ствий. По мере формирования личности внутрен­ние условия становятся более глубокими, в резуль­тате одно и то же внешнее воздействие может ока­зывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт об­щественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выража­ет все, что есть в человеке надприродного, истори­ческого. Личность не врожденна, но возникает в ре­зультате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств харак­теризуется понятием «индивидуальность». Индиви­дуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы дока­зываем, утверждаем.

Существует множество определений личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:

Б. Г. Ананьев: личность — субъект труда, по­знания и общения.

И. С. Кон: личность — это специфическая ин­теграция социальных ролей.

А. Г. Ковалев: личность — это сознательный ин­дивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями, претендует на уникальность, на качественную спе­цифичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что яв­ляется собственно личностным потенциалом в его деятельности?

Прежде всего, нужно отметить, что личность яв­ляется целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали до­статочно убедительное описание структуры личнос­ти (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие). Наиболее наглядной и методически удобной для изучения является описание структуры личности, данное К. К. Платоновым.

Платонов выделяет в структуре личности четы­ре основных и две наложенных подструктуры. Рас­смотрим их более подробно:

1. Подструктура направленности личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интере­сы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознан­ные мотивы (влечения и установки). Эта подструк­тура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.

2. Подструктура опыта. Это знания, умения, на­выки и привычки, которые также формируются при­жизненно, преимущественно с помощью обучения.

3. Подструктура форм отражения. Она включа­ет психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоцио­нально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения. В значительной мере эта под­структура является врожденной, но преимуществен­но развивается прижизненно 4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, воз­растные особенности личности, а также ее патологи­ческие изменения. Она тоже претерпевает измене­ния в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жиз­недеятельности .

Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей.

Анализируя структуру личности, можно отчет­ливо видеть, что практически на все ее подструкту­ры оказывает подавляющее влияние общество. Фор­мирование личности в обществе называется социа­лизацией. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определен­ных социальных условиях, процесс усвоения чело­веком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценно­сти и ориентации, избирательно вводит в свою сис­тему поведения те нормы и шаблоны поведения, ко­торые приняты в обществе или группе. Особеннос­ти индивидуального поведения, нравственности, убеждения человека в значительной мере определя­ются теми нормами, которые приняты в данном об­ществе.

В. Н. Князев вполне обоснованно утверждает, что структура личности представляет собой взаимосвя­занную совокупность социальных свойств, ос­нованную на двух одновременно действующих прин­ципах. Первый заключается в том, что более общие, более сложные социальные свойства личности подчиняют себе "более элементарные, частные свойства. Второй принцип состоит в том, что взаимодействие свойств допускает относительную независимость каж­дого из них (подобно тому, как взаимодействие людей осуществляется в трудовом коллективе: вместе они делают общее дело, однако каждый из них имеет пра­во на проявление собственной инициативы).

И вот эта сложная структура личности накла­дывается на структуру сознания, которое включает сознательные и бессознательные компоненты воспри­ятия окружающего мира, а также самосознание, включающее самопознание и самоотношение.

Личность не только целеустремленная, но и са­моорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», кото­рое включает в себя представление о себе и само­оценку, программы самосовершенствования, привыч­ные реакции на проявление некоторых своих ка­честв, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизнен­ную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это зна­чит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть лично­стью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с по­мощью которых можно овладеть собственным по­ведением, подчинить его своей власти. Быть лично­стью — что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя. Для того чтобы все это реализовать, индивид должен создать свою собственную миро­воззренческую концепцию, которая определяла бы его представление о мире и о самом себе. Такая индиви­дуальная философия носит название «Я-концепции».

«Я-концепция» рассматривается как функцио­нирование знаний субъекта о себе как сложившая­ся, иерархически организованная, обобщенная и ус­тойчивая система, носящая вместе с тем динами­ческий характер. «Я-концепция» представляет со­бой специфический продукт самосознания.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, моти­вов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых ка­честв («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальное отношение к самому себе);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

При анализе динамической структуры самосоз­нания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкрет­ные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности са­мосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самоотношения.

Развитая личность нуждается в определении смысла своего существования. М. К. Мамардашвили говорил, что самосознание открывает человеку возможность его личностной реализации в виде не просто достигнутой суммы знаний, а именно реали­зованной мысли и способа бытия.

Смысл «Я», по мнению В. В. Столина, образует­ся как отношение собственных качеств, свойств с мо­тивами и целями субъекта и приобретает с развити­ем личности свою глубину и многомерность благо­даря переплетению деятельностей субъекта — в стол­кновениях одних потребностей и мотивов с други­ми, в столкновении потребностей и мотивов, моти­вов и целей с такими интегральными личностными образованиями, как совесть, воля или гордость, дру­гими человеческими качествами.

Это отношение может быть позитивным («Я» — условие, способствующее самореализации), негатив­ным («Я» — условие, препятствующее самореали­зации) и конфликтным («Я» — условие, в одно и то же время и способствующее, и препятствующее са­мореализации).

Т. Галкина указывает, что самоотношение выс­тупает «стержнем» всего процесса саморегуляции поведения. Зависящая от особенностей самоотноше­ния социальная активность личности, ее развитие создает предпосылки к развитию многообразия ин­тересов и потребностей личности в самых различ­ных сферах. В качестве конкретного примера влия­ния самоотношения на особенности жизнедеятельности человека, его активности, можно привести сле­дующее: у человека с заниженной оценкой себя, не­гативным самоотношением наблюдается общая не­устойчивость «образов «Я» и мнений о себе. Они испытывают чувство ущербности, неполноценности, такие люди особенно ранимы и чувствительны к тому, что затрагивает их самооценку. Они болезнен­но реагируют на критику, остро переживают, если у них что-то не получается в работе или если обнару­живают у себя какой-то недостаток. Они склонны к психической изоляции, уходу в «мир мечты». Нега­тивное отношение к себе и коммуникативные труд­ности снижают и социальную активность такой лич­ности. При выборе профессии, например, они избе­гают специальностей, связанных с необходимостью руководить, предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой цель, они мало надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходи­мых данных.

Личностные черты, имеющиеся в каждом из нас, по мнению А. А. Бодалева, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад нашего характера, опреде­ляют и поведение, которое мы позволяем себе по отношению к другим людям.

Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление рас­ширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убежде­ний) и участие в совместной деятельности соци­альных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство лич­ности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Активность задается направленнос­тью, прежде всего, потребностями. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, не­достаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетво­рение потребностей.

Человек живет и действует не сам по себе, а в обществе, и формируется как личность под влияни­ем различных групп, в особо значимых из которых (референтных) складываются черты его направлен­ности и воли, организуется его деятельность, созда­ются условия для развития его способностей.

Взаимоотношения отдельных членов в группах очень сложны и многообразны: здесь и деловые от­ношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды — так называемые межлично­стные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется разной степенью ав­торитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Сложность здесь заключается в том, что не все аспекты деятельности личности осозна­ются человеком. Существует мощный пласт психи­ческих процессов, остающихся за пределами осоз-навания. В общем виде их можно определить как подсознание (хотя здесь существуют значительные разночтения у психологов разных научных направ­лений, а также зачастую и у тех, кто работает в рам­ках той или иной психологической школы).

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются че­ловеком для осознанного управления своим пове­дением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процес­сов, но на подсознательном уровне. Многие наблю­дения показали, что в зону ясного сознания в дан­ный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима ре­гулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осоз­нание затрудняющих регуляцию или решение за­дачи обстоятельств способствует нахождению ново­го режима регулирования или нового способа реше­ния, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

Эта непрерывная передача управления обеспе­чивает человеку возможность решать все новые за­дачи, опирается на гармоничное взаимодействие со­знания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал вре­мени и обеспечивает выработку гипотез в критичес­кие моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматиз­мы. Автоматизмы подсознания разгружают созна­ние от рутинных операций (ходьба, бег, профессио­нальные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на со­знательном уровне.

Многие знания, отношения, переживания, состав­ляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обуслов­ливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении.
  1   2

Похожие:

Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» icon2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность
Менеджмент – вид человеческой деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» icon8 личность в системе социальных связей
Комарова Э. И. Личность как субъект и объект социального развития //спн. 1992 — №4 — 5
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Базы данных и системы управления базами данных»
Проведите сравнительный анализ систем управления бд. Дайте характеристику реляционной системе управления бд
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» icon1 Лекция 1 Конституционное право в системе российского права
Лекция 4 Порядок изменения Конституции Российской Федерации, реализация и защита конституционных норм
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» iconУчебный курс «Социально-политические технологии в системе государственного...
Социально-политические технологии в системе государственного управления современной рф: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во...
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» iconУправления Сущность и
Место С. У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» iconТема государственное управление и
Понятие и признаки государственного управления, его место в системе социального управления
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» iconСписок самостоятельных вопросов по Теории Управления
Обзор моделей, используемых в системе государственного и муниципального управления
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» iconСписок самостоятельных вопросов по Теории Управления
Обзор моделей, используемых в системе государственного и муниципального управления
Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» iconВиды экономического анализа. Вопросы сущность, задачи и содержание...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница