О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей


НазваниеО. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей
страница1/14
Дата публикации02.07.2013
Размер2.11 Mb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
О.Е. Громова

Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей.
Издательство: Просвещение

Год издания: 2009

Количество страниц: 157

Серия «Портфель логопеда»

Тираж: 5000

Формат: 60х90/16


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ
Углубленная разработка основного содержания и методов раннего стимулирующего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей является одним из стратегических направлений развития современной детской логопедии. Именно с ним связаны ближайшие перспективы совершенствования существующей системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.

В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. В. Чиркиной была разработана специальная методика стимулирующего логопедического воздействия на ребенка, который вот-вот заговорит или уже произнес несколько своих первых слов. Эти занятия могут быть адресованы и детям, которые несколько отстали в своем речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.

Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происходит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. Однако малышу обычно очень трудно сосредоточиться на одном конкретном предмете, его признаках или на действиях, выполняемых с этим предметом. Часто ребенок не может сконцентрировать свое внимание на заданиях, которые ему предлагают выполнить родители или воспитатели, стремясь стимулировать его речевое развитие («Кто это? Что это? Как говорит кошечка? Как зовут эту куклу?»). Ребенок отвлекается и, кажется, совсем не хочет общаться со взрослыми с помощью слов. Иногда он может позвать какого-нибудь человека, назвать коротким, облегченным словом хорошо знакомую игрушку, но упорно отказывается повторить сказанное еще раз или выучить новое слово.

Работая над развитием речи детей раннего возраста, специалисты воздействуют на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном периоде. Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения малышами родного языка имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разных темпах накопления ими первых слов, времени появления первых фраз и перехода к развернутой самостоятельной речи. Формирование начальных этапов речевого развития находится в тесной зависимости от пола детей (как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков), особенностей социального окружения малышей, условий медицинского обслуживания и педагогического сопровождения детей раннего возраста по месту жительства.

Стремясь максимально приблизить содержание занятий к естественному процессу усвоения детьми родного языка, I и II этапы основного цикла проходили апробацию в яслях-саде ГОУ № 2353 ЦАО Москвы (зав. О. В. Алексеева, воспитатели Г. Н. Мамедоразова, Е. В. Пузикова) на детях в возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет. Одновременно апробировались все материалы (подготовительный этап и три этапа логопедических занятий основного цикла) в экспериментальной диагностической группе для детей ясельного возраста при ГОУ компенсирующего вида № 1210 ЮЗАО Москвы (зав. Л. И. Гудскова, логопед Н. А. Земская) и № 815 ЗАО (зав. Р. И. Тюркина, логопед М. Е. Селиванова).
^ Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста
Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько этапов: подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа логопедических занятий основного цикла (I этап: 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).

Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого этапа основного цикла (после пяти занятий) — итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.

Проведению основного цикла занятий предшествует подготовительный этап, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости. К концу данного этапа ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями, навыками.

Все занятия подготовительного этапа ориентированы на одного ребенка с целью определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша.

Если ребенок достаточно хорошо развит для своего возраста, то, как правило, подготовительный этап значительно сокращается, некоторые игровые задания уже знакомы малышу и не требуют дополнительного закрепления. В этом случае главным становится знакомство ребенка с новым взрослым, привыкание к нему и организация игрового взаимодействия.

К любым трудностям, с которыми вы столкнетесь на подготовительном этапе, нужно отнестись внимательно: определить, в чем именно они состоят, от кого зависит их преодоление — от вас или от ребенка, с которым вы занимаетесь.

В сложных случаях необходима консультация детского психолога, а также врачей в поликлинике по месту жительства (педиатра, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, сурдолога), потому что некоторые соматические или неврологические заболевания могут вызывать серьезные отклонения в развитии, которые влияют на становление не только речи, но и других психических функций. Так, перенесенный отит может вызвать минимальное снижение слуха, которое негативно повлияет на нормальное развитие речи в раннем возрасте.

Занятия основного цикла проводятся сразу с несколькими детьми раннего возраста. В мини-группу (3 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Если занятия проводятся дома, к ним привлекаются старшие дети, а если ребенок в семье единственный, то можно задействовать его родителей. В начале основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. Помните, что важна не столько длительность занятия, сколько его результативность. Самое главное — добиться поставленной цели. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог заниматься 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы он в течение этого получаса менял свое местоположение, переходил от подвижных игр к занятиям за столом, играл с разными игрушками.

Содержание основного цикла предусматривает три этапа занятий, которые при их проведении в дошкольных образовательных учреждениях целесообразно распределить по месяцам следующим образом:

• I этап (октябрь — ноябрь) — 18 занятий (из них 3 итоговых);

• II этап (декабрь — февраль) — 24 занятия (из них 4 итоговых);

• III этап (март — апрель) — 18 занятий (из них 3 итоговых).

В сентябре проводятся обследование речевого развития каждого ребенка и индивидуальные занятия для определения уровня его слухового и зрительного внимания. В конце учебного года (в мае) зарезервировано время для тех занятий, которые не были проведены по причине отсутствия большинства детей в группе (по болезни), а также по другим организационным причинам.

Итоговые занятия (таких 10 в основном цикле) следует проводить со всеми детьми в группе. Они служат для осуществления предварительной оценки результатов развития речи каждого ребенка на протяжении всего основного цикла. При разработке содержания занятий учитывались наиболее значимые педагогические направления, на которые следует обращать внимание при работе с детьми раннего возраста. Конечно, предложенные критерии (их четыре) не могут быть одинаково сформулированы для каждого из трех этапов занятий основного цикла. Это определяется прежде всего тем, что за 60 занятий происходит качественный скачок в развитии детской речи, переход от первых слов к фразовой речи. Однако описание каждого из критериев осуществлялось по принципу единообразия с учетом динамики видоизменений в речевой продукции детей. Например, используемые на итоговых занятиях I этапа показатели:

• уровень слухового и зрительного внимания;

• уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками;

• наличие жестово-мимических средств коммуникации;

• самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий,

для итоговых занятий III этапа были сформулированы следующим образом:

• уровень слухового и зрительного внимания;

• динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения);

• использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;

• самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания ребенка), сопровождающая выполнение действий.

Индивидуальный ход речевого развития каждого ребенка можно проследить с помощью предложенных критериев. Более того, педагогические наблюдения позволят выявить в группе тех детей, которые по ряду причин отставали от всей группы, и направить их на более тщательное медицинское и психологическое обследование.

Далее в обобщенном виде приводятся основные показатели и критерии их оценки для каждого ребенка в группе детей раннего возраста (эти же показатели включены в каждое итоговое занятие основного цикла).

I этап

6-е занятие

12-е занятие

18-е занятие
1. Уровень слухового и зрительного внимания

низкий

низкий

низкий
средний

средний

средний
хороший

хороший

хороший
2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками

низкий

низкий

низкий
средний

средний

средний
хороший

хороший

хороший
3. Наличие жестово-мимических средств коммуникации

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют
очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления
используются

используются

используются
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют
очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления
используются

используются

используются

II этап

24-е занятие

30-е занятие

36-е занятие

42-е занятие
1. Уровень слухового и зрительного внимания

низкий

низкий

низкий

низкий
средний

средний

средний

средний
хороший

хороший

хороший

хороший
2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками

низкий

низкий

низкий

низкий
средний

средний

средний

средний
хороший

хороший

хороший

хороший
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления
иногда используются

иногда используются

иногда используются

иногда используются
используются часто

используются часто

используются часто

используются часто
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления
иногда используются

иногда используются

иногда используются

иногда используются
используются часто

используются часто

используются часто

используются часто

III этап

48-е занятие

54-е занятие

60-е занятие
1. Уровень слухового и зрительного внимания

низкий

низкий

низкий
средний

средний

средний
хороший

хороший

хороший
2. Динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения)

низкая

низкая

низкая
средняя

средняя

средняя
хорошая

хорошая

хорошая
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления
иногда используются

иногда используются

иногда используются
используются часто

используются часто

используются часто
4. Самостоятельная речевая продукция

(инициативные высказывания)

очень редкие проявления

очень редкие проявления

очень редкие проявления
иногда используются

иногда используются

иногда используются
используются часто

используются часто

используются часто

^ Методические основы проведения логопедических занятий по развитию речи детей раннего возраста
Методика формирования начального детского лексикона предназначена для работы с детьми:

• с задержкой речевого развития в возрасте старше 2—2,5 лет, получающих логопедическую помощь в дошкольном учреждении (компенсирующего вида) или в центрах раннего развития;

• с нормальным речевым развитием в возрасте старше 1,5 лет, занимающихся с логопедом дома или в центре раннего развития.

Логопедическая работа с детьми включает следующие направления:

1. Развитие импрессивной речи, формирование предпосылок речевого мышления:

• развитие слухового внимания к неречевым и речевым стимулам, формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;

• развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

• активизация жестовых средств общения, обучение детей основным конвенциональным жестам («первые жесты»);

• ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение положения предмета в пространстве;

• обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой (указательный жест, демонстрация действия и т. п.) и без наглядной опоры.

2. Развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков:

• активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения;

• поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);

• стимулирование инициативной речи ребенка в специально организованной ситуации общения.

3. Профилактика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и звукопроизношения:

• стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата;

• развитие длительного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания;

• активизация звукоподражания у детей и воспроизведения по образцу 2—3-сложных слов и коротких фраз.
^ Логопедические занятия подготовительного этапа
Целью данного этапа является подготовка на индивидуальных логопедических занятиях ребенка раннего возраста к взаимодействию с новым взрослым человеком (логопедом, гувернером):

• уточняются навыки звукоподражания, копирования жестов, доступные конкретному ребенку;

• определяется индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша.

На подготовительном этапе для организации взаимодействия между ребенком и взрослым (логопедом) используются специально разработанные игры-занятия. Сценарий каждого индивидуального занятия с ребенком обязательно включает определенную речевую инструкцию, которую должен произнести взрослый, обращаясь к нему во время проведения игры-занятия. В зависимости от особенностей речевого поведения ребенка предусмотрены специальные приемы, стимулирующие его подражательную деятельность.

Реплики взрослого должны быть:

• эмоционально выразительны;

• лаконичны, конкретны и доступны ребенку по содержанию и сопровождаться (или предваряться) соответствующими жестами (указательными, отрицательными, утвердительными и т. п.);

• изменены в зависимости от наблюдаемой реакции ребенка на вербальную инструкцию.

В конце занятия предложен для заполнения примерный перечень регистрационных записей, которые наиболее адекватно отражают реальный уровень развития внимания и речи конкретного ребенка, а также уточняют его педагогическую характеристику.

Обследование слухового и зрительного внимания проводится с помощью заданий, соответствующих развитию игровой и речевой деятельности ребенка с задержкой развития экспрессивных средств общения, с их постепенным усложнением.

После выполнения всех заданий из раздела «Обследование слухового внимания» (игры «Найди колокольчик», «Звонят. Откройте дверь», «Кто так говорит?», «Правильно или нет?») предварительно определяется уровень развития слухового внимания и типичные поведенческие реакции на невербальные и вербальные коммуникативные знаки у конкретного ребенка:

• ребенок только реагирует на звуковые сигналы, например поворачивает голову в сторону источника звука;

• ребенок хорошо понимает, что означают звуковые неречевые сигналы (знает их коммуникативный смысл), которые его окружают в жизни (телефон, дверной звонок, стук в дверь);

• ребенок знает некоторые элементарные слова-звукоподражания и правильно соотносит их с конкретными предметами в окружающей действительности;

• ребенок адекватно реагирует на использование в речевой коммуникации нескольких знакомых ему слов, отличает интонацию вопроса от утверждения, может выразить свое «согласие-несогласие» со словами взрослого жестами или облегченными словами.

Аналогично в порядке усложнения ребенку предлагаются задания из раздела «Обследование зрительного внимания» («Собираем мячики», «Найди пару», «Ищем конфетку», «Кормим зайку»). После выполнения этих заданий можно предварительно определить как уровень развития зрительного внимания и познавательных способностей у конкретного ребенка, так и сформированность его первичных зрительных представлений об окружающем мире.

Все игры подготовительного этапа ориентированы на одного ребенка, поскольку цель их — определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания. К концу этого начального периода каждый ребенок должен:

• привыкнуть к помещению, в котором будут проходить занятия, и знать свое место для игр;

• познакомиться с человеком, который будет проводить эти занятия, и эмоционально принять его в свой ближний круг;

• уметь непродолжительное время фиксировать свое внимание на определенных движениях, действиях этого взрослого, его мимике и жестах и по возможности подражать им;

• знать названия нескольких своих игрушек (например, мишка, кубик, мячик, машинка, кукла) и некоторые игровые действия с ними;

• выполнять обращенные к нему элементарные речевые инструкции типа «Иди ко мне. Дай... Принеси... Возьми...».

В конце каждого занятия предлагается примерный перечень регистрационных записей, которые адекватно отражают реальный уровень развития внимания при проведении этого занятия с конкретным ребенком и уточняют его педагогическую характеристику. Задания носят не диагностический характер, поэтому в случаях явных затруднений при их выполнении ребенком следует обратиться за консультацией к детскому психологу.
^ Обследование слухового внимания
1. «Найди колокольчик»
Цель: определить умение ребенка реагировать на внезапный звук и находить его источник в знакомой обстановке (детская или игровая комната).

Оборудование: 2—3 одинаковых колокольчика (лучше всего использовать валдайские колокольчики с очень красивым и мелодичным звучанием), любая игрушка или машинка.

Место проведения: детская или игровая комната.
Ход занятия
Для его проведения необходимо предварительно раздать по одному колокольчику нескольким взрослым (маме, бабушке, няне). Попросите их сесть или встать в разных концах комнаты и звенеть колокольчиками по очереди только после специального знака (организатор игры поправляет свои волосы, трогает нос и т. п.).

В начале игры внимание ребенка специально привлекается к интересной игрушке, находящейся в центре комнаты. Если малыш возьмет игрушку в руки или потянет в рот, нужно дать ему некоторое время (30 с — 1 мин) на то, чтобы он мог по-своему ее изучить. Если же ребенок ничем не заинтересовался, то организатор игры должен сам начать игру: передвигает игрушку (машинка катается, кукла ходит), чтобы удержать внимание ребенка (взгляд) и отвлечь его от происходящего в комнате. Затем по специальному сигналу раздается звон колокольчика сзади малыша. Обратите внимание: малыш не должен видеть колокольчик, звук должен идти для него сзади, взрослый может даже спрятать колокольчик за спиной. Если ребенок только обернулся, но не стал искать, что звучало, то вы должны помочь ему найти этот колокольчик.

Речевая инструкция: «Ой! Идем-идем. Вот сюда. Иди сюда! Вот это!» Инструкция должна произноситься эмоционально и сопровождаться соответствующими движениями взрослого в направлении предмета и жестами, при помощи которых вы обращаетесь к ребенку и просите его подойти к колокольчику. Взрослый, который звонил в колокольчик, может в этот момент достать его из-за спины, позвонить еще раз и на глазах у ребенка спрятать колокольчик за спину.

При успешном включении ребенка в игру выполните это задание несколько раз с разными колокольчиками. Как правило, если ребенок еще очень мал, он бросает «старый» колокольчик или легко отдает его маме в руки, как только его внимание привлекает новое звучание в другом конце комнаты. Такой колокольчик можно использовать для повторного задания.

С ребенком до 1 года 6 мес. не рекомендуется проводить больше 3—4 проб: он ведь не так давно начал ходить самостоятельно и еще с трудом может резко менять направление движения в пространстве.

Если ребенок так сильно увлекся одним колокольчиком, что не реагирует на звучание других, задание можно повторить на следующий день, чтобы убедиться, что малыш обратил внимание именно на звучание колокольчика, а не на внешний вид предмета и двигается в направлении колокольчика, потому что понравившийся звук ассоциируется у него с этой игрушкой.

Отметьте, как ребенок реагирует на звучание колокольчика:

• оборачивается, но не начинает искать его в комнате;

• начинает самостоятельно искать колокольчик только после его показа;

• сразу пытается найти источник звука (совершает хотя бы одну попытку).
2. «Звонят. Откройте дверь»
Цель: выявить уровень сформированности слуховых и поведенческих реакций ребенка на коммуникативные звуковые сигналы (под коммуникативными сигналами понимаются определенные звуки, на которые люди реагируют вполне однозначно, например снимают трубку и говорят «Алло».).

Оборудование: телефон (можно использовать игрушечный телефон с электрическим звонком), дверной звонок.

Место проведения: коридор квартиры, где проживает ребенок, или одна из комнат.
Ход занятия
Предварительно следует выяснить у родственников, пользуются ли в доме дверным звонком, есть ли в доме телефон и какого он типа (городской номер, сотовый, радиотелефон и т. п.), где он расположен.

Занятие проводится в форме игры-поиска «Где звонит?», которая организуется в непосредственной близости от источника звукового сигнала. Но в отличие от игры «Найди колокольчик» вы на этот раз «не слышите» звонок (в дверь или по телефону), продолжаете свои дела — так проверяется реакция ребенка на знакомый звуковой сигнал:

• не реагирует;

• слышит, но не пытается привлечь внимание взрослого;

• слышит и пытается привлечь внимание взрослого;

• самостоятельно подходит к двери или звонящему телефону, пытается открыть дверь или снять трубку;

• плачет, пугается.

Если занятие проводится в помещении, не оборудованном телефоном и дверным звонком, то можно использовать упрощенный вариант задания («Кто стучится в дверь ко мне?»). Для этого следует выбрать комнату, в которую можно зайти через две двери. В любую из этих дверей одному из взрослых надо стучать извне, а другой взрослый должен находиться в комнате рядом с ребенком, наблюдать за его реакциями, но не открывать дверь. Иногда для этого варианта игры требуется дополнительное обучение — некоторые дети просто не знают, что в дверь надо постучать, чтобы ее открыли.
3. «Кто так говорит?»
Цель: определить уровень слухового внимания к речевым сигналам.

Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (курочка, собачка, кошка), столик и два стульчика.

Место проведения: в комнате за столом.
Ход занятия
Сядьте на один стульчик и пригласите ребенка сесть напротив: «Иди сюда. Давай поиграем! Посмотри, кто к нам пришел». Поставьте перед ребенком сначала две игрушки (курочка, кошка).

Речевая инструкция: «Мяу-мяу! Покажи!» Изобразите «голос» кошки и понаблюдайте, сможет ли ребенок показать на нужную игрушку.

Если вам кажется, что ребенок затрудняется ответить, потому что инструкция ему непонятна, произносите: «Мяу-мяу! Где мяу-мяу?», выделяя голосом слово «где».

В наиболее сложных случаях, когда занятия проводятся с очень маленьким ребенком или с ребенком, у которого уже отмечаются явления речевого или поведенческого негативизма, можно принимать как правильный ответ не только указательный жест, но и «направленный взгляд» (ребенок некоторое время, не более нескольких секунд, смотрит на игрушку). Точно так же проверьте, знает ли ребенок «голос» курочки.

Если ребенок активно включается в задание, можно посмотреть, насколько легко он выбирает нужное звучание и соотносит его с игрушкой при последовательном предъявлении трех «голосов»: «мяу-мяу», «ко-ко», «ав-ав» (все три игрушки находятся перед ребенком). Чтобы исключить ваше подозрение, что ребенок случайно показал игрушку, животные несколько раз во время игры «пересаживаются».

В конце занятия отметьте типичные реакции ребенка на часто употребляемые в детской речи звукоподражательные слова:

• эмоционально реагирует на игрушки, но не знает их «голосов»;

• знает некоторые «голоса», но может спутать их в игре, когда устанет или отвлечется;

• не обращает внимание на «голоса» животных;

• самостоятельно называет в игре животных (использует при этом слова-звукоподражания или облегченные слова);

• отказывается от игры, плачет;

• не понимает задания.
4. «Правильно или нет?»
Цель: выявить умение ребенка словами или жестами выражать свое несогласие с «неправильными» высказываниями взрослых.

Оборудование: настоящие кошка, собака или ворона или соответствующие игрушки.

Место проведения: игровая комната или на прогулке.
Ход занятия
Спросите у ребенка, показывая на кошечку: «Это кошечка?», дождитесь утвердительного ответа в любой форме (кивок головой, улыбка, возглас). Если ребенок никак не реагирует, задайте вопрос о другом животном или игрушке. Если ребенок начал использовать любые коммуникативные жесты, мимические выражения или лепетные слова для выражения своего согласия, переходите к основному этапу задания.

Покажите на собачку и с той же интонацией, что и в первый раз, снова задайте этот же вопрос: «Это кошечка?» (облегченный вариант вопроса: «Это мяу-мяу?»). Дождитесь ответа ребенка или повторите вопрос несколько раз. Самое главное — не реагируйте негативно (не переспрашивайте с интонацией удивления, показывая, насколько неверно ребенок ответил; не хмурьтесь, не качайте головой), даже если ребенок ошибочно подтвердил ваш «неправильный» вопрос. Повторите вопрос, чтобы убедиться в том, что именно хотел «сказать» ребенок. Несколько раз задайте малышу такие вопросы, варьируя правильные и неправильные названия предметов, например, спросите, показывая на кошечку: «Это собачка?»

Следует помнить, что если вопросы задаются на прогулке, то особенности движений и поведения животных будут помогать ребенку «узнать» или «не узнать» кошечку. Игрушки для этого задания должны быть тщательно отобраны, так как они будут предъявляться ребенку последовательно, несколько раз и он может их перепутать, если игрушки будут похожи.

В конце занятия отметьте, умеет ли ребенок выражать свое согласие/несогласие со словами взрослого:

• ребенку впервые предъявляется задание в форме вопроса «Это ...?» (в семье к нему чаще обращаются с утвердительными выражениями), он не умеет на него отвечать ни в какой форме;

• у ребенка сформирована стереотипная реакция на вопрос «Это ...?», который всегда задавался ему только в правильной форме, поэтому утвердительный жест или слово он употребляет не в значении «Да», а как эмоционально-положительную реакцию на общение со взрослым. Если на любой вопрос ребенок отвечает «Да», то удостоверьтесь, что это правильное согласие: покажите на другой предмет и задайте тот же вопрос, если ребенок тоже радостно отвечает «Да», значит, он реагирует на интонацию, на само обращение к нему, но не на слова;

• ребенок понимает заданный вопрос и отвечает на него в соответствии с ситуацией («Да» или «Нет») в форме жеста, возгласа, слова и т. п.;

• ребенок вообще не реагирует на слова, обращенные к нему.

После проведения занятия можно предварительно определить уровень развития слухового внимания и типичные поведенческие реакции на невербальные и вербальные коммуникативные знаки у конкретного ребенка:

• ребенок только реагирует на звуковые сигналы, например поворачивает голову в сторону источника звука;

• ребенок хорошо понимает, что означают звуковые неречевые сигналы (знает их коммуникативный смысл), которые его окружают в жизни (телефон, дверной звонок, стук в дверь);

• ребенок знает некоторые элементарные слова-звукоподражания и соотносит их с конкретными предметами в окружающей действительности;

• ребенок адекватно реагирует на использование в речевой коммуникации нескольких знакомых ему слов, отличает интонацию вопроса от утверждения, может выразить свое согласие/несогласие со словами взрослого жестами (утвердительными, отрицательными) или облегченными словами.

Обязательно запишите, хотя бы кратко, результаты ваших наблюдений за ребенком. Отметьте, какие именно задания вызвали у него наибольшие затруднения. Такие записи носят регистрирующий характер и помогут вам более точно определить исходный уровень развития слухового внимания у малыша.
^ Обследование зрительного внимания
1. «Собираем мячики»
Цель: определить, умеет ли ребенок находить в окружающей обстановке несколько одинаковых по форме предметов.

Оборудование: несколько мячиков в «волшебном мешочке».

Место проведения: на ковре в игровой комнате.
Ход занятия
Сядьте рядом с ребенком, возьмите «волшебный мешочек», в котором находятся несколько мячиков, приблизительно одинаковых по размеру, и случайно развяжите его так, чтобы мячики раскатились по ковру перед ребенком.

Речевая инструкция: «Ой! Мячики! Мячики где? Дай мне мячик. И еще один. Еще мячик». Когда ребенок протягивает мячик или хотя бы «ловит» его, тянется к нему, поощряйте малыша, говорите ему ласково: «Молодец!», «Умница!», «Как хорошо у тебя получается!». Если ребенок упорно не замечает мячики, возьмите один из них в руки: «Вот мячик!», а затем на глазах у ребенка покатите к малышу: «Дай мячик!» Повторите это действие несколько раз, катая мячик в разных направлениях.

Когда ребенок «собрал» 1—2 мячика, сложите остальные в мешочек, повторяя: «Вот мячик. И еще один мячик». Рассыпьте мячики еще раз, но постарайтесь сделать так, чтобы они откатились от ребенка как можно дальше. Повторите это задание, проверяя, может ли ребенок проследить за мячиком, который укатился достаточно далеко, используя при этом речевую инструкцию взрослого «А где мячик? Посмотри! Посмотри туда!» и указательный жест в нужном направлении.

Отметьте, как ребенок играл с мячиками:

• не реагировал на неподвижный мячик, замечал его только при движении;

• не следил за мячиком, который укатился далеко;

• видел/не видел неподвижный мячик, когда взрослый указывал на него;

• легко находил все мячики независимо от их расположения;

• отказывался от участия в этой игре.
2. «Найди пару»
Цель: определить, умеет ли ребенок находить парные предметы в своей одежде.

Оборудование: детские ботиночки и тапочки, большая кукла, столик, стульчик (обратите внимание на то, что лучше взять личные вещи ребенка: его тапочки и ботиночки).

Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Сядьте на детский стульчик и возьмите на руки большую куклу (или мягкую игрушку). Перед вами на столике должны находиться две пары чистой обуви (ботиночки и тапочки).

Речевая инструкция: «Надеваем Кате (имя куклы) ботиночек. Вот так. Надели. Дай другой ботиночек». Если ребенок не подходит к столику и не берет с него другой ботиночек, снимите с куклы надетый ботиночек, поставьте его на столик перед малышом рядом с другим ботиночком, а затем снова повторите все действия, комментируя их: «Вот Катя. Катю одеваем. Надели ей один ботиночек. Вот он! А здесь нет ботиночка! Дай мне ботиночек!»

Отметьте, если ребенок:

• часто ошибается при подборе парного предмета;

• вообще не понимает, что надо искать именно парные предметы (даже после показа);

• справляется с заданием;

• отказывается от игры.
3. «Ищем конфетку»
Цель: определить, может ли ребенок находить спрятанный предмет (конфетку) под перевернутой формочкой, ориентируясь на ее цвет.

Оборудование: несколько разноцветных формочек от йогурта (2—3 синие и одна желтая), столик, стульчики, конфетки (витамины).

Место проведения: игровая комната или столовая.
Ход занятия
Сядьте за столик напротив ребенка и возьмите в руку одну конфетку. Перед ребенком на столе поставьте две перевернутые формочки из-под йогуртов разного цвета: желтую и синюю. На глазах у ребенка спрячьте конфетку под желтую формочку.

Речевая инструкция: «Вот конфетка. А теперь ее не видно. Где конфетка?» Если ребенок переворачивает синюю формочку, разведите руками (жест «Нет!») и произнесите: «Нет! Конфетки нет! А здесь?» Когда ребенок находит конфетку, он может ее съесть: «Молодец! Съешь конфетку!»

Спрячьте конфетку под желтую формочку на глазах у ребенка, но затем поменяйте формочки несколько раз местами: «Где конфетка?» Постепенно увеличьте количество формочек до трех (две из них пусть будут синие и одна желтая), но конфетку спрячьте только под формочку желтого цвета.

Если ребенок ищет конфетку поочередно под всеми формочками или только под той формочкой, под которой он нашел ее в прошлый раз (например, в центре), выполнение задания прекращается.

Если ребенок успешно находит конфетку, то постепенно количество формочек можно увеличить до четырех. Однако зрительное внимание у маленьких детей еще очень неустойчиво, поэтому не следует раздвигать формочки на расстояние больше 5 см друг от друга, так как одну из них малыш может просто не заметить.

В поиске конфеты малыш:

• не обращает внимания на цвет формочки и переворачивает все формочки;

• не следит за движением желтой формочки, а просто переворачивает каждый раз любую формочку, которая оказалась на том месте (слева, справа или в центре), где он нашел конфетку в прошлый раз;

• переворачивает желтую формочку, выбирая правильно из двух разных формочек;

• переворачивает желтую формочку, выбирая правильно из трех-четырех разных формочек.
4. «Кормим зайку»
Цель: определить, умеет ли ребенок соотносить реальный предмет с его крупным изображением.

Оборудование: несколько морковок, огурцов, яблок, тарелок, две предметные картинки с крупными изображениями яблока, моркови (размер рисунка примерно 10x15 см), игрушечный заяц, столик, стульчик.

Место проведения: игровая комната или столовая.
Ход занятия
Поставьте на столе перед ребенком тарелочку, на которой лежат морковка и яблоко. Сядьте напротив ребенка с игрушечным зайцем.

Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай ему морковку!» Наблюдая, как ребенок выполняет это задание, вы убедитесь, что он знает и понимает слова «яблоко», «морковка» и правильно соотносит их с реальными предметами.

Затем покажите малышу картинку с изображением яблока. Положите настоящее яблоко рядом с его изображением на картинке.

Речевая инструкция: «Вот это яблоко. И это яблоко». После этого поставьте перед ребенком тарелочку с набором из овощей и фруктов: например, одно яблоко и две морковки. Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай зайке это!» При последних словах покажите малышу картинку с изображением яблока. Если ребенок сделал правильный выбор, зайка благодарит его (кланяется и говорит «спасибо»). Если ребенок выбрал неправильно, зайка отворачивается от еды и покачивает головой. В ходе занятия следует 1—2 раза менять набор овощей на тарелке, чтобы ребенок учился правильно выбирать нужные из них.

На следующем занятии ребенок знакомится с картинкой, на которой изображена морковка.

Если эти задания очень просты для ребенка и он легко с ними справляется, то увеличьте количество (из которого ребенку надо будет выбирать) фруктов и овощей на тарелочке и показывайте ему на одном занятии поочередно две картинки. Каждую картинку предъявляйте несколько раз, но в разной последовательности: яблоко, морковь, яблоко, яблоко.

Отметьте, что ваш ребенок:

• знает настоящие фрукты, но не способен соотносить их с соответствующими изображениями на картинках;

• соотносит предметы и их изображения;

• отказывается от выполнения этого задания.

Запишите наиболее типичные реакции ребенка на все задания. После их проведения можно предварительно определить как уровень развития зрительного внимания и познавательных способностей у конкретного ребенка, так и сформированность его первичных зрительных представлений об окружающем мире:

• ребенок только реагирует на предметы, реакции носят ориентировочно-познавательный характер, однако крайне неустойчивы, он чаще замечает движущиеся предметы и с трудом фиксирует внимание на неподвижных;

• ребенок понимает, что его окружают в жизни некоторые предметы, которые имеют похожую форму и одинаковое назначение, с ними можно выполнять одинаковые действия (первичные зрительные обобщения — ботиночки, мячики, кубики);

• ребенок самостоятельно выделяет значимые признаки похожих предметов и использует этот навык в своих практических целях;

• ребенок понимает, что говорить можно не только о самих предметах, но и о соответствующих им изображениях, т. е. понимает символические знаки (например, крупные рисунки вместо предметов) и жесты (отрицательные, утвердительные).

Помните, что все игры подготовительного этапа были ориентированы на одного ребенка, поскольку их цель — определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания. После проведения занятий данного этапа переходите к основному циклу логопедических занятий.
^ Логопедические занятия основного цикла
Тематическое содержание логопедических занятий на всех трех этапах основного цикла представлено в таблице.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconДидактическое учебное пособие, построенное как система игровых и...
Для воспитателей детских садов, методистов, логопедов, педагогов начальной школы, родителей
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconГромова О. Е. Г87 Методика формирования начального детского лексикона
Базжина Т. В., канд фил наук, доцент кафедры лингвистики рггу. Черкасова Е. Л., канд лед наук, ст науч сотрудник икп рао
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconОглавление Введение Песочная терапия в практике Основные принципы...
Пособие предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей изо, специалистов...
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconВалявский Андрей Как понять ребенка
Поэтому она представляет интерес для родителей, воспитателей и педагогов, занимающихся с детьми всех возрастов, для философов, специалистов...
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconАттестация учителей-логопедов
И деятельности учителей-логопедов образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности. Может быть использовано специалистами...
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconСмирнова Людмила Николаевна
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей....
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconВ ходе курсов будут рассмотрены вопросы: современные нормативно-правовые...
Целью курсов является повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в области содержания и организации...
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconПособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей
М90 Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык рук и воспитателей/Авт сост....
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconЛ. Н. Смирнова Логопедия в детском саду
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей....
О. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей iconКнига игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений...
Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. }; под ред. Я. Л. Коломинского,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница