Лекция № Вводная. Физиология


НазваниеЛекция № Вводная. Физиология
страница1/14
Дата публикации18.03.2013
Размер1.57 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Лекции




для студентов специальности БТПП 2 курс

«Физиология человека»



Орел 2010

Лекция № 1.
Вводная.
Физиология – наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма. Она изучает физиологические процессы и физиологические функции живого организма и отдельных его частей в их взаимосвязи между собой и с окружающей средой.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений – общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

^ Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

^ Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (система дыхания, пищеварения, кровообращения).

^ Прикладная физиологи изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).
^ Краткая история развития физиологии.

Развитие и формирование представлений о физиологии начинаются с глубокой древности.

Гиппократ (ок. 460- ок. 370 до н.э.) – один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению физиологии он придавал первостепенное значение, считая ее основой всей медицины.

К наиболее значительным достижениям 17-18 вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе.

В 18-19 вв. особенно значительный вклад в области физиологии был внесен рядом Российских ученых – М.В. Ломоносовым, С.Г. Забелиным, Е.О. Мухиным, П.Ф. Лесгавтом.

Формированию физиологии как самостоятельной науки в 20 в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.

И.М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления – сознания. Кроме того. Он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И.П. Павлова (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Одновременно с этим он изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения.
^ Организм человека,

его основные физиологические функции.
Физиологическая функция – это проявление взаимодействия между отдельными частями, элементами структуры живой системы. В физиологических функциях проявляется жизнедеятельность как целостного организма, так и отдельных его частей.

Физиологические процессы и физиологические функции изучаются в организме в целом, в его системах, органах, тканях и клетках.

Организм – это открытая, самостоятельно существующая, саморегулирующаяся единица органического мира, которая реагирует как единое целое на изменение условий окружающей среды. Организм можно изучать на системном, органном, тканевом, клеточном и молекуляном уровнях.

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма. Она способна к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению. Клетки объединяются в ткани.

Ткань – представляет собой совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих одинаковое происхождение, строение и выполняющих в организме определенную деятельность (например, мышечная ткань осуществляет сократительную деятельность). Ткани образуют органы.

Орган – это часть тела, имеющая определенную форму, состоящая из различных тканей и структур, которые объединены для выполнения специфического вида деятельности (например, почки – орган образования мочи). Органы объединены в системы.

^ Система органов – это объединение органов, совместно выполняющих общие функции.

Основы физиологии клетки.
Органы и ткани состоят из скопления клеток, размеры, формы и число которых различны в зависимости от органа и выполняемой им функции.

^ Животная клетка – это структурно-функциональная единица живого организма, способная к делению и обмену с окружающей средой. Она осуществляет передачу генетической информации путем самовоспроизведения. Деятельностью клеток определяется деятельность всех тканей и органов.

Существует несколько типов клеток

  • эпителиальные

  • мышечные

  • нервные

  • клетки крови

  • костные

  • клетки соединительной ткани.

Каждая клетка имеет сложное строение и представляет собой систему биополимеров, содержит ядро, цитоплазму и находящиеся в ней органеллы.

От внешней среды клетка отграничивается клеточной оболочкой – плазмалеммой, которая осуществляет транспорт необходимых веществ в клетку, и наоборот, взаимодействует с соседними клетками и межклеточным веществом.

Внутри клетки находится ядро, в котором происходит синтез белка, оно хранит генетическую информацию в виде ДНК. Ядро может иметь округлую или овоидную форму, но в плоских клетках оно несколько сплющенное, а в лейкоцитах палочковидное или бобовидное. В эритроцитах и тромбоцитах оно отсутствует. Сверху ядро покрыто ядерной оболочкой, которая представлена внешней и внутренней мембраной. В ядре находится нуклеоплазма, которая представляет собой гелеобразное вещество и содержит хроматин и ядрышко.

Ядро окружает цитоплазма, в состав которой входит гиалоплазма, органеллы и включения.

Гиалоплазма – это основное вещество цитоплазмы, она участвует в обменных процессах клетки, содержит белки, полисахариды, нуклеиновую кислоту и др.

Постоянные части клетки, которые имеют определенную структуру и выполняют биохимические функции, называют органеллами. К ним относятся клеточный центр, митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая (цитоплазматическая) сеть.

^ Клеточный центр обычно находится около ядра или комплекса Гольджи, состоит из двух плотных образований – центриолей, которые входят в состав веретена делящейся клетки и образуют реснички и жгутики.

Митохондрии имеют форму зерен, нитей, палочек, формируются из двух мембран – внутренней и внешней. Внутренняя мембрана образует складки (кристы), в которых располагаются ферменты. В митохондриях происходят расщепление глюкозы, аминокислот, окисление жирных кислот, образование АТФ – основного энергетического материала.

^ Комплекс Гольджи (внутриклеточный сетчатый аппарат) имеет вид пузырьков, пластинок, трубочек, расположенных вокруг ядра. Его функция состоит в транспорте веществ, химической их обработке и выведении за пределы клетки продуктов ее жизнедеятельности.

^ Эндоплазматический (цитоплазматический) ретикулум или сеть формируется из агранулярной (гладкой) и гранулярной (зернистой) сети. Агранулярная эндоплазматическая сеть образуется преимущественно мелкими цистернами и трубочками, которые участвуют в обмене липидов и полисахаридов. Гранулярная эндоплазматическая сеть состоит из пластинок, трубочек, цистерн, к стенкам которых прилегают мелкие образования – рибосомы, синтезирующие белки.

Цитоплазма также имеет постоянные скопления отдельных веществ, которые называются включениями цитоплазмы и имеют белковую, жировую и пигментную природу.

Клетка как часть многоклеточного организма выполняет основные функции: усвоение поступающих веществ и расщепление их с образованием энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности организма. Клетки обладают также раздражимостью (двигательные реакции) и способны размножаться делением. Деление клеток бывает непрямое (митоз) и редукционное (мейоз).

Итак, как мы уже говорили, клетка входит в состав ткани, из которой состоит организм человека и животных.

В результате взаимодействия организма с внешней средой, которое сложилось в процессе эволюции, появились четыре вида тканей с определенными функциональными особенностями: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

Каждый орган состоит из различных тканей, которые тесно связаны между собой. Например, желудок, кишечник, другие органы состоят из эпителиальной, соединительной, гладкомышечной нервной тканей.

Соединительная ткань многих органов образует строму, а эпителиальная – паренхиму.

Таким образом, различные ткани, входящие в состав того или иного органа, обеспечивают выполнение главной функции данного органа.
^ Как мы уже говорили, все клетки объединяются в ткани, ткани в органы, а органы в системы органов.


Системы организма человека.

Организм человека представляет собой совокупность различно локализованных структур и процессов, объединяющихся в системы, которые обеспечивают конкретные приспособительные реакции. В связи с этим в организме человека различают следующие системы: нервную, эндокринную (железы внутренней сек­реции), анализаторов (рецепции), опорно-двигательную, крови, иммунную, сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную, обмена веществ и энергии, выделительную, половую.

Особое место принадлежит нервной и эндокринной системам, которые обеспечивают регуляцию процессов жизнедеятельности и функционирования тканей и органов, а также объединяют все системы организма в единое целое. Регуляция, осуществляемая нервной и эндокринной системами, называется нервно-гормональной. В основе функционирования нервной системы лежат рефлексы, эндокринная система осуществляет регуляцию посредством образования и выделения биологически активных веществ, в частности гормонов. Приспособление деятельности органов и организма к меняющимся условиям внешней и внутренней среды происходит в случае, когда изменения воспринимаются и оцениваются анализаторами.

Опорно-двигательная система состоит из скелета, скелетной мускулатуры, суставов, связок и хрящей; она обеспечивает положение и перемещение тела в пространстве, защиту органов от повреждений.

Кровь вместе с тканевой жидкостью и лимфой образуют внутреннюю среду организма, обеспечивают ее постоянство, необходимое для жизнедеятельности клеток, тканей и органов.

Иммунная система (лимфоидные органы и клетки) посредством гуморальных и клеточных механизмов обеспечивает защиту организма от чужеродных агентов и поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаз).

Система кровообращения (сердце и сосуды) обеспечивает кровяное давление и движение крови по организму, снабжая, таким образом, ткани и органы питательными веществами и кислородом.

Система дыхания (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра, грудная клетка, вдыхательные и выдыхательные мышцы) обеспечивает газообмен между организмом и внешней средой, поддержание постоянства концентраций кислорода и диоксида углерода в крови и тканях.

Система пищеварения (органы ротовой полости, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы) обеспечивает прием пищи, ее физико-химическое превращение, всасывание питательных, минеральных веществ, витаминов и воды, выведение непереваренных остатков пищи.

Система обмена веществ и энергии (все ткани и органы человека) обеспечивает использование всосавшихся питательных и минеральных веществ, витаминов и воды в процессах жизнедеятельности, высвобождение, превращение и использование энергии, выведение образовавшихся конечных продуктов обмена веществ и энергии (тепла) из организма.

Выделительная система (почки и мочевыводящие пути, кожа, пищеварительные органы и легкие) обеспечивает выведение из организма образовавшихся конечных продуктов обмена веществ и энергии, а также чужеродных веществ.

Система размножения (мужские и женские половые органы) обеспечивает воспроизведение и сохранение человека как вида в природе.


^ Структурные и функциональные предпосылки развития организма.

Развитие организма включает в себя как постепенные количественные изменения (например, увеличение числа клеток в процессе роста и дифференцировки тканей), так и качественные скачки. В процессе возрастного развития морфологическое усложнение живых структур приводит к появлению качественно новых функций. Так, развивающийся головной мозг ребенка приобретает способность к абстрактному мышлению.

Основные закономерности возрастных изменений организма связаны с неравномерным (гетерохронным) созреванием отдельных органов и систем, с этапными возрастными скачками и ускорением темпов биологического развития в современную эпоху (акселерация).

Созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной жизни происходит неравномерно. В первую очередь созревают системы, способствующие выживанию организма при переходе от внутриутробного развития к свободным, независимым от материнского тела условиям существования.

Под функциональной системой П.К. Анохин понимал функциональное объединение различных органов, структурных образований организма, благодаря которому достигается полезный приспособительный результат. Так, к моменту рождения функциональной зрелости достигает система, обеспечивающая акт сосания.

Гетерохронность в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется и на различных этапах онтогенеза.

Пример. Так, структурная дифференцировка афферентной части нервной системы завершается у ребенка к 6-7 годам, тогда как эфферентная ее часть совершенствуется до наступления зрелого возраста. Центральные проекции двигательного анализатора созревают у подростка к 13-14 годам, а периферические его отделы совершенствуются до окончания пубертатного периода.

Индивидуальное развитие подвержено влиянию внешней среды и социальных факторов.
^ Основные этапы возрастного развития.

Программа индивидуального возрастного развития регулируется генетическим аппаратом. На определенных возрастных этапах дерепрессируется (растормаживается) строго определенная часть генома. Внешне это выражается в ускоренном созревании (скачок, критический период) той или иной структуры и функции. Эти этапные моменты развития получили известное отражение в современной возрастной периодизации.

В период новорожденности (первые 4 недели после рождения), в грудном возрасте (до 1 года) и в первый год преддошкольного периода (от 1 до 3 лет) у ребенка происходит ускоренное формообразование и созревание нервных структур головного мозга. Совершенствование структуры приводит к функциональному скачку: росту познавательных возможностей ребенка как в преддошкольном, так и в особенности в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет).

К моменту поступления ребенка в школу заканчивается период первого детства. Создаются морфологические и функциональные предпосылки для приобщения к новым, сложным формам мировосприятия и обучения. Школьный период оказывается наиболее насыщенным возрастными скачками в развитии ребенка.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 12 лет) завершается морфологическая дифференцировка клеток коры больших полушарий, создаются условия для высших форм аналитико-синтетической функции мозга. С 8-9 лет у девочек и с 10-11 лет у мальчиков начинаются пубертатные, предшествующие периоду полового созревания изменения.

Половое созревание у девочек продолжается от 12 до 16 лет, у мальчиков – от 13 до 17-18 лет. Пубертатный период сопровождается наиболее интенсивными темпами развития организма, сложными морфофункциональными перестройками, связанными с подготовкой к репродукционной функции.

С завершением периода полового созревания не заканчиваются, однако, процессы роста и развития. В юношеском возрасте (17-21 год у юношей и 16-20 лет у девушек) продолжается рост тела в длину (на 1-2 см в год), завершается структурное и функциональное созревание соматических и вегетативных систем.

Период зрелости, когда практически заканчивается формирование и прогрессивное развитие организма, наступает у женщин только к 20 годам, у мужчин к 21 году. Зрелый возраст – это возраст мужчин от 21 до 60 лет и женщин от 20 до 55 лет. В самом названии периода зрелости заключено представление о завершении функциональных и морфологических перестроек.

В зрелом возрасте выделяют два периода: период рсцвета и устойчивости функций организма (от 20-21 до 35 лет) и период начальной инволюции (35-60 для мужчин и 35055 лет для женщин).

Для пожилого возраста (от 60 до 75 лет у мужчин и от 55 до 75 у женщин) характерно ускоренное развитие инволюционных перестроек, снижение резервов адаптации. Одним из основных признаков старения организма является понижение уровня основного обмена. По современным представлениям, это один из факторов, лимитирующих продолжительность жизни. У человека примерно к 60 годам снижение основного обмена ведет к голоданию клеток и тканей. Морфологической предпосылкой снижения основного обмена является уменьшение абсолютного числа митохондрий. Так, у человека в возрасте от 50 до 70 лет число митохондрий в клетках печени уменьшается на 30-35 %.

После 70 лет наступает старость. Резко снижается уровень всех физиологических функций, падает сопротивляемость организма, получают благоприятную морфологическую основу типичные болезни старости – атеросклероз, ишемическая и гипертоническая болезни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Лекция № Вводная. Физиология iconЛекция №1 вводная лекция
Поэтому все мы вас призываем на 3 курсе с особой серьезностью относиться к учебному процессу
Лекция № Вводная. Физиология icon«Диалог с картиной» Вводная лекция. «Живопись искусство, понятное без слов»
Лекция посвящена тому, как зритель сегодня воспринимает живопись, и с какими трудностями он встречается
Лекция № Вводная. Физиология iconПрограмма семинара
Вводная лекция: «Российская венчурная компания как институт развития инновационной экономики»
Лекция № Вводная. Физиология iconЛекция Фоновые и предраковые заболевания. Рак матки 46 Лекция Злокачественные...
Жалобы (основные и сопутствующие). Специфические функции женского организма (половая, репродуктивная, секреторная, менструальная)....
Лекция № Вводная. Физиология iconПРограмма курса по данной юните Основные функции языка (Вводная лекция)
Эксуайзед В., Эсти К., Хотите говорить по-английски – учитесь правильно читать! Москва, инфра-м, 1995
Лекция № Вводная. Физиология iconЛекция Вводная
Причем её перспективы нельзя рассматривать как пессимистические. Опыт стран Запада свидетельствует о том, что несмотря на существенные...
Лекция № Вводная. Физиология iconЛекция на тему: введение в физиологию
Физиология человека: в 4-х томах. Перевод с английского/ Под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996
Лекция № Вводная. Физиология iconЛекция № Физиология синапсов
Синапс – это структурно-функциональное образование, обеспечивающее переход возбуждения или торможения с окончания нервного волокна...
Лекция № Вводная. Физиология iconНервная система
Рефлекс основные формы нервной деятельности. Торможение. Отделы головного мозга и их физиология: продолговатый мозг, задний мозг,...
Лекция № Вводная. Физиология iconЛекция № Физиология различных разделов цнс
Спинной мозг – наиболее древнее образование цнс. Характерная особенность строения – сегментарность
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница