Скачать 79.7 Kb.
|
Общее понятие о личности План:
Человек - биологическое существо относящееся к роду homo sapiens, обладающее сознанием и способностью к деятельности. Как природное существо является индивидом. Индивид – биологическое существо, обладающее той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, одним словом индивидуальными или врождёнными свойствами. То есть то, что даётся человеку от рождения. Обычно мы говорим о животном или о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимый, спокойный, агрессивный). Но мы не можем сказать «личность животного» или «личность новорождённого». Потому что этот термин употребляется нами только по отношению к человеку, и притом, начиная с некоторого этапа его развития: личностью не родятся, личностью становятся. Личность (русск. личина; личина соответствует термину persona – исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) — Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Психология под личностью понимает совокупность социально значимых особенностей конкретного человека, но рассматривают человека не только как единичного представителя рода человеческого, но и как члена какой-то социальной группы. В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество. Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются: а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций; б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств; в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться; г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека; д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении. В философии характеристикой личности человека является его субъективность, индивидуальность. ^ . Это «я» данного индивида. Субъект может существовать и реализоваться и в деятельности и в бытии конкретного индивида. Согласно А. В. Петровскому, быть личностью значит быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Субъект, вступая в новую систему отношений, обретает новые системные качества, которые образуют характеристику личности. ^ ), что означает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Воспитание – одна из сторон социализации личности, приобретение им человеческого жизненного опыта. Это деятельность по передаче исторического опыта, подготовка к жизни и труду. ^ В 1937 г. Гордон Олпорт в кн. «Личность: психологическая интерпретация» приводит 50 определений личности. Исследование этой проблемы привело к появлению различных зарубежных и отечественных теорий личности. Самостоятельная работа с распечатками, заполнение таблицы. Отечественные теории заполнить на уроке, а для зарубежных теорий оставить полстраницы и заполнить таблицу дома.
В отечественной психологии структура личности выглядит следующим образом: С точки зрения К. К. Платонова: Личность – динамическая система, т.е. система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функций. 4 подструктуры личности (в эти подструктуры могут быть уложены все известные св-ва личности):
Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, потребности). 2. Способности. 3. Темперамент. Схемы чертить не надо, это дополнительный материал Раздаточный материал к теме «Личность» Рис.1 Рис.2 ![]() ![]() ![]() ^ Теории развития личности 1. Отечественные: Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4)человека как части человечества. ^ Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление. ^ Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости. ^ Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. ^ К. К. Платонов, Г. Г. Голубев, М. Ф. Пешевский и др). Согласно ему личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. ^ Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и ее 4) биопсихологические свойства. ^ Рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер. Узнадзе Д.Н. - основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности. Подход Фельдштейна Д.И. Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором её формирования является общественно значимая деятельность. |
![]() | «социальная философия» Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» | ![]() | Человек Индивид Индивидуальность Личность Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры |
![]() | Личность как субъект и объект политических отношений Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием... | ![]() | 1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия... У эмпирических фактов, относящихся к предмету психологического, изучения личности. Многогранность феноменологии личности, отражающая... |
![]() | 4: Социальные институты Содержание понятий «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек», «социализация», «ресоциализация», «десоциализация», «феральный... | ![]() | 1. Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения Мировоззрение это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект Мировоззрения личность, соц группа... |
![]() | Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления» Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики,... | ![]() | Понятие инварианта устойчивой формы социального поведения относится... |
![]() | Понятие личности в психологии: что значит быть личностью? Индивидуальное задание (для 1 желающего): сделать мини-презентации на тему А) Особенности личности преступника (ее структура). Б)... | ![]() | 8 личность в системе социальных связей Комарова Э. И. Личность как субъект и объект социального развития //спн. 1992 — №4 — 5 |