Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных


Скачать 79.84 Kb.
НазваниеФилософское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных
Дата публикации07.03.2013
Размер79.84 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы


Бытие – философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия:

- бытие процессов природы и вещей, созданных человеком;

- бытие человека;

- духовное бытие;

- социальное бытие.

Человек – биосоциальное существо. Отличия человека от животного:

1) сложно организованный мозг; 5) членораздельная речь;

2) прямохождение; 6) совершенство рук как производящего орудия;

3) способность производить орудия труда и использовать их; 7) целеполагание;

4) способность к творческой деятельности; 8) самосозниние.

Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности. В человеке тело (физическое) и ум (психическое) образуют нерасторжимое единство.

Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез и социогенез. Современные теории объединили эти два процесса – антропосоциогенез.

Антропогенез – процесс становления и развития человека.

Социогенез – процесс становления и развития общества.

Антропосоциогенез – параллельный процесс появления человека и человеческого общества.
^ Биологическое существо: человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко НЕ запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования (человек меняет сое поведение).

Биологическая природа – эта та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.

Инстинкт – врожденная способность совершать целесообразные действия; подсознательное, безотчетное чувство, внутреннее чутье.
Индивидуум (индивид) (от лат – неделимое) – отдельный человек. Человек с момента рождения – индивид, индивид - это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.
^ Социальное существо – человек становится человеком лишь, вступив в общественные отношения с другими людьми (в процессе социализации). Он неразрывно связан с обществом. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание, разум, свобода и ответственность и др.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность – продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому общество оказывает на личность максимальное влияние. Когда говорят о личности, то подразумевают её социальную индивидуальность, неповторимость.

Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Причем, все эти социальные свойства личность получает под влиянием общества в процессе социализации.

Личность – это существо, которое со знанием дела принимает решения и несет ответственность за свои поступки и поведение.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек. Атрибуты личности: воля, свобода, разум, чувства.

Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.

Цели социализации:

  • Приспособление человека к обществу (социуму);

  • Усвоение культурных норм и освоение социальных ролей;

  • Превращение человека в социального индивида, т.е. личность.


Социализация начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни индивида. Психологи считают, что к 7-9 годам ребенок усваивает до 50% информации, которую он получает за всю жизнь. От успешной социализации зависит степень реализации личности в процессе общественной жизни. Социализация человека происходит при помощи агентов и институтов социализации.

^ Агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей культурным нормам, оказание им помощи в освоении социальных ролей.

Агенты первичной социализации (родители, родственники, бабушки, няни учителя, врачи) входят в ближайшее окружение человека, оказывают определяющее воздействие на формирование личности.

^ Агенты вторичной социализации (сотрудники предприятий, журналисты, телеведущие, армия, милиция, представители администрации школы, вуза) играют заметно меньшую роль. Вторичная социализация идет через социальные институты.

Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т.д.

Потребности – осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования.

Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Потребности человека можно разделить на три группы:

Биологические - потребности в пище, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода;

Социальные – потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе;

Духовные – потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры.

Витальные потребности человека (жизненные) – во сне, пище, тепле.

Экзистенциальные блага (потребности) – жизнь, надежды, любовь, милосердие, удача и др. В противовес материальным благам, выступающим как условие человеческого существования, экзистенциальные блага составляют его содержание. Согласно гуманистической психологии, экзистенциальные блага обусловливают индивидуальную неповторимость личности.
Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог ^ Абрахам Маслоу. Он отделяет первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).

К первой группе относятся:

  • физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, воде, одежде, дыхании, жилище, отдыхе);

  • экзистенциальные потребности (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости).

Ко второй группе относятся:

  • социальные потребности (потребности в социальных связях, участии в совместной с другими людьми деятельности);

  • престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте);

  • духовные (потребности в самовыражении).

От потребностей следует отличать интересы людей.


Деятельность – это такая форма активности, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её.

Мотив – побудительная причина деятельности.

^ Структура деятельности: цель, средство достижения цели, действие, направленное на достижение цели, результат.

Субъект – источник активности, направленной на объект; познавательное «Я».

Объект – (лат. – предмет) – 1) философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности; 2) имя предмета или лица, на который направлено действие (противопоставляется субъекту действия).
^ Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

Действие – проявление волеизъявления людей.

Основной единицей деятельности является действие; любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Основным мотивом, побуждающим человека, группу людей к деятельности, является желание удовлетворить какие-то потребности (физиологические, социальные, идеальные).

Результат – конечный итог, завершающий деятельность.

Деятельность людей развертывается как в практической (материально-производственной и социально-преобразовательной), та и в духовной (познавательной, ценностно-ориентационной, прогностической) сферах.

Иная классификация выделяет деятельность трудовую (труд), образовательную (учеба), досуговую (игра), спортивную, военную, политическую, социальную, семейно-бытовую, общекультурную. Как особую иногда выделяют высшую психическую деятельность, деятельность творческую, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная. Деятельность оказывает огромное влияние на личность, на коллектив, являясь основой развития того и другого.

Сознание – присущая только человеку способность воспринимать действительность в идеальных образах.

Знание – результат познания.

Виды деятельности: практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) и духовная (связана с изменением сознания людей).


Я-концепция – система представлений индивида о самом себе, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивость.

Несмотря на устойчивость, Я-концепция – не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.

Предметом самовоспитания и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Похожие:

Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconБиблия и наука
Бытие 1 Первое изложение создания мира противоречит порядку вещей, известному науке. В бытие Земля создана до света и звезд, птицы...
Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconМартин Хайдеггер «Бытие и время»
«бытие»? Никоим образом. И значит надо тогда прежде всего сначала опять пробудить внимание к смыслу этого вопроса. В конкретной разработке...
Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconТема 10. Философское учение о бытии
Онтология как учение о бытии. Картины мира: мифологические, религиозные, научные, философские. Проблема бытия в истории философской...
Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconДух и реальность
Поэтому защитники духа хотят доказать, что явления духа объективны, а не субъективны. Спиритуалистическая онтология утверждает, что...
Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconВ поисках своей идеи статьи и очерки
Автор рассматривает социологические проблемы вопроса, делится размышлениями о предмете социологии, анализирует факт как философское...
Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconПочему Баптисты Не Протестанты
Обычно христиан делят на три религиозные группы. Их относят либо к православным, либо к католикам, либо к протестантам, и, следовательно,...
Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconУсловия и средства существования людей Политическая экономика
Экономика – все, что необходимо человеку для его существования, система жизнеобеспечения человека, и процессы создания этих вещей...
Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconФилософское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению...

Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconКультурология как наука. Этапы становлення
Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического...
Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия: бытие процессов природы и вещей, созданных iconУчебник Базовых Концепций Введение в Дух Дизайна Расчеты Рейв Карты...
Система Дизайна (Дизайна Человека) это не система верования. Она не требует верить во что-либо. Это не какие-либо истории. Это не...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница