1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития


Название1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития
страница1/5
Дата публикации07.03.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития.

Подростковый возраст человека, который часто называют периодом роста и созревания, является переходным временем, в течение которого из ребенка формируется биологически и психически зрелая личность. Этот период обычно длится от 11-12 до 17-18 лет. Границы подросткового периода достаточно условны, и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов, так и сроков развития.

Подростковый возраст сильно отличается от всех других этапов жизни человека. Это время наиболее интенсивного физического и физиологического развития человека за всю его жизнь. Для этого периода характерен интенсивный рост организма, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы. В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, повышенная эмоциональность, отчего реакции по силе и характеру часто не соотвествуют вызвавшим их разражителям.

Время роста — это возрастная перестройка организма, когда происходит быстрый рост костной и мышечной тканей, меняются нагрузки на сердечно-сосудистую и нервную системы, которые вынуждены подстраиваться под новые условия функционирования. В усиленном режиме работают иммунная система и железы внутренней секреции, особенно половые. Это период повышенной потребности в питательных веществах, в витаминах и минералах.

Процесс роста и созревания обусловлен генетическими, половыми, социальными, климатическими и культурными факторами. В организме молодого человека начинают свою деятельность половые гормоны. Под их влиянием половые железы приступают к синтезу половых клеток (сперматозоидов у мальчиков и яйцеклеток у девочек), а человек обретает физическую способность к вступлению в половую жизнь (достигает половой зрелости) и продолжению рода (достижение репродуктивной зрелости). Однако, это показатель исключительно одного из элементов биологического созревания — половой и сексуальной зрелости.

В процессе биологического созревания роисходит резкое увеличение тела в длину, которому сопутствует увеличение внутренних органов: легких, сердца, печени, почек. Биологическое созревание завершается тогда, когда все системы и органы полностью развиты (достижение телесной зрелости).

Одновременно с созреванием физическим идет процесс созревания психологического, время самоутверждения, которое сопровождается почти постоянными конфликтами с окружающими. Происходит трансформация детской системы ценностей, сформированной ранее, в систему ценностей взрослого человека
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.

Психоаналитик П. Блос попытался решить проблему окончания периода отрочества, выделив четыре психологических критерия, позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания: 1) вторичный процесс индивидуализации; 2) временная протяженность самосознания (осознание реальности времени, необходимость правильного понимания своего прошлого и составления планов на будущее); 3) формирование половой принадлежности; 4) "Я"-концепция.
Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);
2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).
Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.
Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.

2. Подростковый период с точки зрения структуры психологического возраста.

Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:
1) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности;
2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

Когнитивное развитие(от 11—12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями: 1) развитием способности к абстрактному мышлению и 2) расширением временной перспективы.

Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12—13 до 18—19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13—14 до 20—21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного "Я" включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках). Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период именуют "критическим", "переломным", хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать.
3. Преставления о социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Тенденции современности

Социальная ситуация в подростковом возрасте как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье (или в учреждении интернатного типа), учиться в школе (или училище), он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации-подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья.

В условиях семьи. Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора оценок близких. детстве ребенок был погружен в поле семенной идентификации. Семейное "Мы" - первая группа, которая принимается в детстве a priori, как данность. Сами родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего "Я" от семейного "Мы". Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям и фетишам.

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими [20. С. 292].

4. Ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Основные новообразования подросткового возраста

Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Вожович). Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т. В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:
• подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
• ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);
• взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
• интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).
5. Возрастные задачи развития.

Каждому возрасту ребенка соответствуют свои задачи развития. Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Вот основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в определенный период.

Младенчество (от рождения до года)

Развиваются основные двигательные способности и зачатки речи, появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно, возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям.

Раннее детство (1-3 года)

Происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей, возникает и совершенствуется речь, посредством игры происходит изучение мира и обучение, возникают зачатки самоконтроля.

Дошкольный возраст (3-6 лет)

Происходит развитие понятий женского-мужского, правильного-неправильного, и т.д. Ребенок учится совместным играм.

Младший школьный возраст

Происходит развитие навыков сотрудничества, достаточных для того, чтобы быть членом коллектива, растет самосознание и развивается широкий спектр способностей – к обучению, спортивных, артистических. Остановимся на этом подробнее.

Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:

- задавать вопрос, договариваться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4-6 лет);

- планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет);

- иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8-10 лет);

- считаться с другими, адекватно реагировать на других (10-12 лет).

Независимость по отношению к воспитателям и родителям должна с возрастом увеличиваться:

- умение занять себя, развитие самостоятельность (4-6 лет);

- иметь свое мнение, отстаивать свои интересы, самостоятельно справляться со своими делами, обращаясь ко взрослым за помощью при затруднениях (8-10 лет);

- умение планировать свой досуг и самостоятельно заполнять свое свободное время (10-12 лет).

Учеба – приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:

- умение работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);

- приобретать знания, умения и навыки в начальной школе (6-8 лет);

- уметь самостоятельно учиться, проявлять терпение при овладении знаниями или навыками (10-12 лет).  

Дружба – установление и поддержание контактов со сверстниками:

- умение находить друга среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);

- поддерживать дружеские отношения, считаться с мнением другого, умение делиться с другим, сопереживать ему (6-8 лет);

- умение самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного («лучшего») друга (8-10 лет);

- поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10-12 лет). 

Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:

- убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);

- участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет);

- выполнять обязанности по дому и отдельные домашние поручения: ходить в магазин, мыть посуду и т.д. (8-10 лет);

- уметь выполнять более сложные работы – уборка, стирка, и т.д. (10-12 лет).  

Пользование элементарными инфраструктурами (общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для досуга):

- умение включать и выключать телевизор, магнитофон, и т.д. (4-6 лет);

- пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет);

- самостоятельно пользоваться основными элементами инфраструктуры (8-10 лет).

Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность (для жизни и для здоровья):

- быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет);

- уметь выбирать оптимальный способ поведения (8-10 лет);

- предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (10-12 лет).

 

6. Проблема кризисности-бескризисности перехода от детства к взрослости

В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием <подросткового кризиса>. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.
  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития iconПонятие о частях речи. Какие признаки являются основными для выделения частей речи?
Спорные части речи. Выразите ваше мнение о целесообразности/нецелесообразности их выделения
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития icon2. Системы и подсистемы мирового хозяйства, критерии их выделения
Для выделения систем и подсистем мирового хозяйства используются различные показатели
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития iconФлагмана технической науки и образования республики пройдет крупный...
«Наука и инженерное образование без границ». О сегодняшней жизни университета и перспективах его развития мы беседуем с ректором,...
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития iconЛитература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста»
Значение начального периода обучения, его важность для дальнейшего развития ученика
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития iconПоложение о четвертом Международном фестивале-конкурсе детского и...
Тема Четвертого Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского хореографического мастерства "Одесские жемчужинки 2012"
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития iconМетодические указания аннотация теории детского развития периодизация...
Кого развития периодизация и закономерности психического развития ребенка кризис новорожденности и младенческий возраст кризис одного...
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития iconО проведении семинаров-тренингов «Школа волонтеров «зож» по формированию...
«Школа волонтеров «зож» по формированию здорового жизненного стиля в подростково молодежной среде
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития iconПодростково-молодёжные клубы центра охта

1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития iconЗаконодательство о банкротстве., основания для возбуждения дела о банкротстве
Современные концепции управления развитием организаций, перспективы развития стратегий антикризисного управления
1. Основания для выделения границ подростково-юношеского периода развития icon-
Книги для взрослых для удобства выделены жирным шрифтом. Те, которые вошли в круг юношеского чтения, отнесены к детско-юношеским
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница