Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера


НазваниеНаглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера
страница1/6
Дата публикации06.08.2013
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6


БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»


Т.Б. Уварова
НАГЛЯДНО – ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Творческий Центр Сфера

Москва 2009

УДК 373

ББК 74.100

У18


Уварова Т.Б

У18 Наглядно-игровые средства в логопедической работе с до­школьниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиоте­ка журнала «Логопед») (3).

ISBN 978-5-9949-0190-8

В пособии представлены наглядно-игровые средства, применяе­мые на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедичес­ких занятиях с детьми дошкольного возраста.

Пособие содержит методические указания по их применению и проиллюстрировано фотографиями. Некоторые наглядно-игровые средства сопровождаются стихотворными текстами автора.

Рекомендовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.


^ ISBN 978-5-9949-0190-8 © ООО «ТЦ Сфера», 2009

Предисловие

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Энцик­лопедический словарь она относит ее к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом про­цессе. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность свя­зана с условностями, выступая средством познания реальнос­ти. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалия­ми действительности. Объекты, явления и процессы окружа­ющего мира имитируются в игре, заменяясь условной нагляд­ной моделью.

Здесь надо отметить определенное противоречие: с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует орга­низации специальных занятий, направленных на преодоле­ние той или иной речевой патологии; с другой — ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.

Проведение на групповых, подгрупповых и индивиду­альных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для раз­вития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях иг­ровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на заня­тии, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как в отличие от классического определения игры пресле­дует учебные цели. Это скорее учебно-игровая ситуация, по выражению A.M. Новикова, «симбиоз игровой и учеб­ной деятельности».

У дошкольников не развито абстрактно-логическое мыш­ление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочётанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно-действенный характер.

Специально организованные игры способствуют возраста­нию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной сторо­ны, наглядное пособие, с другой — дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллю­страции несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополни­тельная стимуляция игровой и речевой активности, создают­ся условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное от­ношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмо­циональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятель­ность.

Предлагаемые наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам с ОНР, у которых не развито словесно-логи­ческое мышление, наглядно представить конкретную ситуа­цию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания. Содержание каждого наглядно-игрового сред­ства способствует решению максимального количества обра­зовательных и воспитательных задач, развитию всех высших психических функций (памяти, мышления, речи).

На логопедических занятиях в группах для детей с ОНР, фонетико-фонематическим недоразвитием, ЗПР возможно выборочное применение наглядно-игровых средств, наиболее доступных для понимания. Кроме того, наиболее сложные игровые средства также выборочно можно применять в груп­пах для детей с нормально развивающейся речью.

В книге представлены наглядно-игровые средства, приме­няемые на логопедических занятиях по разным направлениям работы (формирование временных понятий, произносительной и лексико-грамматической стороны речи, фонематического вос­приятия, обучение грамоте). Описание многих пособий проил­люстрировано фотографиями, имеется подробная методика про­ведения каждой игры. Некоторые наглядно-игровые пособия сопровождаются авторскими стихотворными текстами, также служащими средством повышения интереса и внимания детей на занятиях.

^ Формирование временных понятий
Временные понятия связаны с отрезками времени: части суток, неделя, месяц, год, времена года и требуют достаточно хорошо развитого абстрактно-логического мышления. Они весьма сложны для восприятия и понимания детей, имею­щих те или иные недостатки развития.

Предлагаемые пособия помогают наглядно воспринимать абстрактные понятия отрезков времени, легче их запоминать и впоследствии воспроизводить. Они доступны для детей с наглядно-образным мышлением.

Важно то, что абстрактные, малопонятные для дошкольни­ков временные отрезки облекаются в конкретную, доступную для восприятия форму. Так, время воспринимается как некая непрерывная последовательность смены реалий окружающе­го мира. Дети не только наблюдают, рассматривают картин­ки, но и могут активно участвовать в передвижении стрелок, перестановке шариков, что также способствует активизации процесса усвоения временных понятий.
«Часы»

ЦЕЛИ

  • Закреплять словарь по теме.

  • Сформировать понятие части суток.

  • Актуализировать названия основных цветов спектра


Пособие представляет собой круг диаметром 60 см, разде­ленный на четыре сектора (части суток), каждый из которых имеет определенный цвет (желтый — утро, красный — день, синий — вечер, черный — ночь). В каждом секторе — картин­ка, изображающая детей, выполняющих действия, характер­ные для того или иного времени суток (рис. 1).



(рис.1)

На первом занятии по данной теме логопед, демонстрируя «Часы», читает стихотворение:

Вот волшебные часы

Удивительной красы:

Цифр нет, одна лишь стрелка,

Наверху — сова и белка.

Нам часы о многом скажут —

Части суток нам покажут.
^ Желтый цвет — проснулось солнце,

Радостно глядит в оконце,

Всех нас светом озарило —

Значит, утро наступило.
В детский сад пришли, поели,

Заниматься дружно сели.

Заниматься нам не лень...

Вскоре наступает день.

День в разгаре — красный цвет:

Приближается обед.

Но перед обедом нужно

На прогулку выйти дружно.
^ Синий вечер наступает,

Звезды в небе зажигает.

Мы с тобою снова дома —

Все здесь близко и знакомо.
Нужно всем, кто рядом с нами:

Папе, бабушке и маме,

Доброй ночи пожелать,

После отправляться спать.
Ночь бесшумно входит в дом:

Так таинственно кругом!

Черный цвет, вокруг темно,

Все ребята спят давно.
Только время мчит вперед

И не дремлет ни минутки:

Полночь скоро вновь придет —

Новые начнутся сутки.
Данное пособие вывешивается в группе в доступном месте. Дети в соответствии с временем суток самостоятельно пере­двигают стрелку.

«Поезд»

ЦЕЛИ

  • Формировать понятия неделя, дни недели.

  • Обогащать лексику по теме.

  • Развивать тонкую моторику и координацию движений.

Пособие представляет собой картинку размером 70x40 см с


изображением поезда: паровоза и шести вагонов. Паровоз оли­цетворяет первый день недели — понедельник, а следующие за ним разноцветные вагоны — дни недели, с изображениями воздушных шариков, которые прикрепляются над одним из вагонов в зависимости от дня недели (рис. 2). Например, ша­рики над третьим вагоном означают, что сегодня — среда.
На первом занятии с применением данного пособия лого­пед, показав волшебный поезд, говорит, что каждый его ва­гон и даже паровоз — это дни недели. Далее следует подсчет количества дней в неделе (называние, проговаривание хором и индивидуально).

В зависимости от того, какой день недели, над паровозом или над одним из вагонов прикрепляется шарик. Дети сами могут переставлять шарик и называть дни недели.

Логопед читает стихотворение, сопровождая чтение пока­зом соответствующих частей пособия:

Паровоз и шесть вагонов:

Дней в неделе ровно семь...

По полям, подъемам, склонам

Ехать поезду не лень.
Понедельник — паровозик,

Он — начало, как всегда,

Дни недели гордо возит!

После — вторник и среда.
А за ними мчит четверг

С пятницей, конечно...

Время не замедлит бег:

Едет поезд спешно.
То-то радость и веселье:

Вот суббота с воскресеньем!

Вам секрет открыть хотим:

Дети рады выходным!
Утром можно дольше спать,

Целый день гулять, играть.

Только без толку скакать

Любит лишь бездельник.

После выходных опять

Будет понедельник.
Поезд наш веселый движется вперед, —

Новая неделя вот уж настает.

Стук часов — как стук колес:

Вновь шары — на паровоз!
Паровозик и вагоны

В неизвестность нас везут,

Мчится поезд неуклонно —

В будущее наш маршрут

Слово, соотносясь со зри­тельным образом и действи­ем, лучше запоминается и более естественно входит в активную лексику детей.

Данное пособие с успехом применяется как для детей с ОНР, так и для детей с ЗПР: они каждый день охот­но переставляют шарик, на­зывая день недели.

«Круглый год»

ЦЕЛИ

  • Формировать понятие год.

  • Объяснить даже такой непонятный для дошкольников фра­зеологизм, как круглый год.

Пособие представляет собой четыре соединенные между собой картинки с изображением зимы", весны, лета и осени. Общий размер пособия 70x90 см. Прикрепленный посереди­не круг диаметром 40 см, разделенный на 12 равных секто­ров, раскрашенных в разные цвета, помогает объяснить цик­личность смены времен года, последовательность наступле­ния каждого месяца (рис. 3).



Передвигая стрелку, дети называют время года, месяц. Постоянно находясь перед глазами детей, такое пособие спо­собствует лучшему усвоению временных понятий.
^ Формирование лексико-грамматической стороны речи

Грамматический строй речи усваивается ребенком посте­пенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Грам­матика включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразо­вание и синтаксис. Постепенность и определенная последова­тельность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной де­ятельности ребенка, но и сложностью грамматической систе­мы русского языка, особенно морфологической.

Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуи­тивно. Анализ детских высказываний как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план об­щего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе ре­чевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Ос­нова слова очень медленно обогащается необходимыми грамма­тическими элементами: флексиями, суффиксами, префикса­ми. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно.

Из-за своеобразного понимания служебных слов и недоста­точного развития пространственных отношений дети с пато­логией речевого развития часто искажают предложно-падежные конструкции.

Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматической стороны речи, выполнены с учетом решения максимального количества задач: для раз­вития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, речевой практики.


«Репка»

ЦЕЛИ

  • Сформировать понятие ряд.

  • Развивать понимание речи, зрительную память, внимание, пространственные отношения.


Пособие представляет собой вырезанные изображения пер­сонажей сказки «Репка» (рис.4) и фигурки Волшебницы из Страны Сказок.

Логопед. Сегодня к нам в гости пришла Волшебница из Страны Сказок. С собой она привела героев какой-то сказки. Догадайтесь, какой. (Показывает персонажей, пока не при­крепляя их.)

Дети их рассматривают, называют, пытаются узнать сказку. Обычно сказку узнают достаточно быстро и легко.

Молодцы. Но сказочная Волшебница хочет узнать, хорошо ли вы помните, о чем эта сказка.

Далее актуализируются знания детей по содержанию сказ­ки (дети пересказывают содержание). В процессе пересказа выставляются фигурки персонажей сказки (см. рис. 4).

Получается определенный предметный ряд.


Ниже предложены несколько вариантов работы с данным по­собием в зависимости от уровня общего речевого развития детей и дидактических и коррекционных задач. Целесообразно так или иначе (в большей или меньше степени) применять каждый вари­ант игры, как этапы постепенного усложнения заданий.
^ Первый вариант

Логопед. Сказку вы вспомнили, Волшебница довольна. А теперь она хочет спросить о том, кто из героев сказки где находится.

Далее следуют вопросы на ориентацию в пределах ряда, например: «Кто стоит первый». Здесь дети обычно говорят, что первая репка. Но к этому времени они уже знакомы с понятиями «живые» и «неживые» предметы, поэтому им сле­дует напомнить, что вопрос был «Кто первый?», значит речь о живом предмете.

Кто после Внучки?

Кто за Жучкой?

Кто перед Бабкой?

Кто между Мышкой и Жучкой?

При затруднении логопед помогает детям, опираясь на их зрительное восприятие.

^ Второй вариант

Логопед. Сказочная Волшебница хочет проверить, как вы запомнили сказку и ее персонажей.

Ряд закрывается экраном и задаются те же вопросы, но дети не видят персонажей. После каждого ответа экран при­поднимается и проверяется правильность как полных, так и кратких ответов. Широко используется проговаривание: со­пряженное и отраженное, хоровое и индивидуальное.

^ Третий вариант

Логопед. Теперь сами герои сказки хотят с вами немнож­ко поиграть. Они будут прятаться, а вы скажете, кто спрятал­ся, кого не стало.

Ряд закрывается экраном, один из персонажей исчезает, затем экран открывается. Дети называют «спрятавшийся» персонаж.

^ Четвертый вариант

Логопед. Наступила очередь волшебницы поиграть с вами. Она силой своего волшебства поменяет героев сказки места­ми. Подумайте и скажите, кто изменил место.

Дети или закрывают глаза, или ряд снова закрывают экра­ном и меняют местами два любых персонажа. Затем открыва­ют экран и дети говорят, кого куда нужно поставить, чтобы стало правильно.

Задание можно усложнить, поменяв местами не два, а три или более персонажей.
«Барон Мюнхгаузен»

ЦЕЛЬ

• Формировать навык образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пособие представляет собой карту размером 30x20 см с изоб­ражением барона Мюнхгаузена, летящего в облаках на пушеч­ном ядре, и набор предметных картинок размером 10x10 см.
Логопед. Дети, посмотрите на карту с изображением ба­рона Мюнхгаузена. Храбрый барон, как известно, летал на пушечном ядре высоко в небе. Сверху ему все каза­лось очень маленьким. Он смотрел на все сверху вниз и удивлялся: «Какое же от­сюда все крошечное! Ма­ленькие домики, деревца, человечки». Сейчас я буду показывать картинки, а вы скажете, что на них нари­совано, а потом назовете их так, как про них сказал бы Мюнхгаузен, если бы уви­дел сверху. Например, дом. Как про него скажет Мюнхгаузен?

Дети. Домик.

При затруднении логопед оказывает детям помощь в виде наводящих вопросов.

Предъявляя картинку, логопед спрашивает: «Что это?» Дети отвеча­ют (допустимы односложные ответы). Затем логопед прикрепляет кар­тинку на карту с Мюнхгаузеном (рис. 5).

Логопед. А как барон Мюнхгаузен скажет, увидев это сверху маленьким? (Применяется сопряженное и отражен­ное проговаривание.)
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconЗанятия по рисованию с дошкольниками Творческий Центр Москва 2008
Авторы: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками /...
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconДошкольниками
Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: Тц сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала...
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconСотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание...
Пользовании материалов Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т. Б., Чиркина Г....
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconК числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими...
Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого...
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconИспользование пескотерапии в логопедической работе
Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию,...
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconГотовимся к контрольной работе по русской литературе изобразительные средства (тропы)
...
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconСредства, улучшающие функции печени (гепатотропные средства)
Гепатотропные средства – к ним относятся лекарства, стимулирующие образование и выделение желчи (желчегонные средства), а также повышающие...
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconИнформационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования
Информационное право составляет правовой фундамент информационного общества, а следовательно, без скорейшего формирования такого...
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconОрганизация работы логопеда в детской поликлинике творческий Центр
Т. П. Бессоновой, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, В. И. Селиверстова, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой;...
Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера iconРуководителям образовательных учреждений информационное письмо о...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница