Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта


Скачать 95.35 Kb.
НазваниеЗакон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта
Дата публикации13.07.2013
Размер95.35 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Бухгалтерия > Закон
Основы бухгалтерского учёта и судебно-бухгалтерской экспертизы
Поправко Виктор Васильевич. Кафедра финансового права.

По вторникам и пятницам, с трёх до пяти, на Никитинской, 14 в другом университете.

Есть учебное пособие лектора, но он особо не надеется, что мы его будем хотя бы открывать.

Нам нужно аккуратно посещать занятия, основные понятия он в наши головы вложит.

Сущность, содержание и организация бухгалтерского учета.
Возникновение и развитие бухгалтерского учёта.
Учёт возник в глубокой древности и развивался по мере развития хозяйственной деятельности людей.

Причиной ведения различного рода заметок (на дереве, камне, на глиняных дощечках), а потом и записей (на папирусе и бумаге) послужила слабость человеческой памяти. К этому впоследствии присоединилась и доказательная сила заметок и записей.

Учёт это информационная система о любом хозяйстве (начиная с домашнего), так как для успешного ведения хозяйства необходима информация о наличии имущества (запасов), о должниках (дебиторах) и долгах (пассивах, кредиторах), о доходах и расходах, о результатах деятельности (прибылях или убытках) и о многом другом. Без учёта любое дело превратится в хаос.

Учёт велся по простой системе, когда в книгах в хронологическом и систематическом порядке регистрировались хозяйственные операции.

Записи в книгах имели доказательную силу. В дальнейшем записи в книгах или иных регистрах бухгалтерского учёта производились и производятся на основании первичных распорядительных документов, что существенно повысило доказательную силу учетных записей и обеспечивало ответственность материально-ответственных и должностных лиц.
Первичные распорядительные (оправдательные) документы – самый надёжный источник доказательств в юридической практике, а документальность – основа бухгалтерского учёта.
Понятие хозяйственного учёта включает в себя три вида учёта:

  • Оперативно-технический;

  • Статистический;

  • Бухгалтерский.

Бухгалтерский учёт в отличие от статистического не выходит за пределы отдельного, юридически оформленного, самостоятельного предприятия или организации; но в отличие от оперативно-технического учёта он охватывает хозяйственную деятельность предприятия (организации) не в какой-либо части, а в полном объёме и отражает все без исключения результаты и операции.

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора (выявления), регистрации, обобщения и представления информации в стоимостном выражении о фактах хозяйственной деятельности (хозяйственных операциях), то есть об активах, обязательствах…

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России:

  1. Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта.

  2. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту (ПБУ), утверждённые Министерством финансов РФ, регламентируют порядок ведения бухгалтерского учёт по отдельным разделам.

  3. Методические указания, инструкции, рекомендации и разъяснения министерств и ведомств.

  4. Учётная политика, и другие внутренние нормативные документы (стандарты) организаций, регламентирующие ведение бухгалтерского учёта на конкретном предприятии.


Бухгалтерский учёт в системе управления хозяйственной деятельностью организации (предприятия).

Разумная деятельность людей, имеющая своей целью обеспечить им средства для удовлетворения их потребностей, называется хозяйственной деятельностью.

Это хозяйственная деятельность представляет собой сложную организацию, состоящую из целого ряда отдельных хозяйственных действий, которые называются хозяйственными операциями.

Как и любое явление в деятельности людей бухгалтерский учёт возник потому, что надо было иметь информацию о состоянии и результатах деятельности любого предприятия, анализировать её и принимать обоснованные управленческие решения.

Бухгалтерский учёт не только информационная система, но он по определению обладает защитными функциями. Это обеспечение сохранности имущества предприятия, защита интересов собственников, инвесторов, кредиторов и других участников хозяйственной деятельности.
Предмет и метод бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт представляет собой систему выявления фактов хозяйственной деятельности предприятия (организации, учреждения), регистрации и представления информации о них заинтересованным пользователям.

На первом этапе производится сбор информации о всех хозяйственных операциях (причём документально).

Второй этап: регистрация – упорядоченное отражение фактов хозяйственной деятельности предприятия в систематизированном и хронологическом порядке.

Представление информации о финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путём составления и распространения отчётности.

В системе бухгалтерского учёта любой организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей. Полезность информации обеспечивают её уместность, надежность и сравнимость.
Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации. Предмет бухгалтерского учёта.

Цель бухгалтерского учёта в отношении информации для внешних пользователей состоит в формировании сведений о финансовом положении и финансовых резултатах деятельности организации в динамике, необходимых широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятых управленческих решений.

Предметом бухгалтерского учёта является хозяйственная деятельность предприятия (организации), а объекты бухгалтерского учёта – активы, обязательства, доходы, расходы и хозяйственные операции, совершаемые организациями в процессе их деятельности.
Метод бухгалтерского учёта.

Решение задач бухгалтерского учёта осуществляется путём использования различных способов, совокупность которых представляет собой метод бухгалтерского учёта.

Основными элементами метода бухгалтерского учёта являются:

  • Документация и инвентаризация – способы первичного наблюдения и сбора информации в хозяйственных операциях;

  • Оценка и калькуляция – способы стоимостного (денежного) измерения учитываемых объектов и явлений;

  • Счета и двойная запись – способ текущей регистрации и группировки хозяйственных операций;

  • Бухгалтерский баланс и отчетность – способы обобщения текущих записей бухгалтерского учёта, для представления информации о финансово-хозяйственной деятельности за период времени и о состоянии средств предприятия и обязательств на определённую дату.


Основные принципы бухгалтерского учёта:

Принципы-допущения: имущественная обособленность предприятия; непрерывность деятельности предприятия; последовательность применения избранных форм и методов учета; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления).

Принципы-требования: полнота учёта; осмотрительность (осторожность, консерватизм); приоритет содержания над формой; отчётный период. Достоверность, существенность и сопоставимость информации.

Принципы-правила: стоимостная (денежная) оценка; двойная запись; рациональность; возможность контроля учётных записей (доказательность записей) и другие.
Объекты учёта.

Каждое хозяйство (предприятие) для успешного функционирования должно обладать различного рода ресурсами (имущественными средствами или имуществом), которые состоят из различных ценностей.

Под ценностью обычно подразумевается любой предмет, на который затрачено определённое количество труда с целью сделать его пригодным для удовлетворения человеческих потребностей: товары, дом, одежда, мебель и т.д.

Ценности делятся на две категории: 1) действительные или вещественные и 2) условные. К первым относятся: деньги, товары, материалы, здания и т.п. Ко вторым относятся так называемые права и обязательства.

Под правами подразумеваются: акции и облигации, векселя к получению (по которым хозяйство получит деньги), долги разных лиц хозяйству.

Иными словами, средствами предприятия являются его ресурсы.
Актив и пассив.

Актив представляет собой совокупность имущественных средств, находящихся в распоряжении предприятия: деньги, товары, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги – акции, облигации.

Дебиторы – лица, которые должны данному предприятие определённую сумму денег или товарно-материальных ценностей на эту сумму.

Векселя к получению – векселя, по которым предприятие должно получить указанную в них сумму в определённое время.

Пассив представляет собой совокупность долгов предприятия.
Инвентаризация преследует две цели: 1) проверить точность данных бухгалтерского учёта и 2) провести опись имущества.

Сумма актива равна 85 000 рублей, а сумма пассива – 20 000 рублей. Разница (65 000 рублей) представляет собой чистый капитал, показывает часть активов, принадлежащих предприятию (долг собственнику). Поставим его в пассив и получим баланс.
Особенностью бухгалтерского учёта является система двойных записей, согласно которой любая зарегистрированная (учтённая) хозяйственная операция обуславливает по меньшей мере два изменения на бухгалтерских счетах. Другими словами, операция записывается в одной и той же сумме в дебете одного счёта и в кредите другого счёта.

В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учёта делятся на активные и пассивные.

Активные – это счета бухгалтерского учёта, на которых учитываются различные виды имущества (активы), их наличие, состав, движение. Например, счета: «Основные средства», «Материалы», «Касса» и т.д. На активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые.

Пассивные – это счета бухгалтерского учёта. На которых отражаются источники финансирования имущества (собственники имущества).

По степени детализации информации счета бухгалтерского учёта бывают синтетические и аналитические.

Промежуточные счета между синтетическими и аналитическими называются субсчета.
Бухгалтерский учёт (информационная система о хозяйстве):

  • Финансовый (бухгалтерский) учёт;

  • Управленческий учёт;

  • Налоговый учёт.



Сущность, роль и значение контроля в системе управления.
Контроль это функция управления, обеспечивающая достижения организацией своих целей.

Процесс контроля состоит из:

  • Установки стандартов;

  • Измерения фактически достигнутых результатов;

  • Проведения корректировок, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов, планов и принятых управленческих решений.


Финансовый контроль – система надзора государственных, внешних и внутренних (внутрихозяйственных) контрольных органов на финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений как сферы материального производства и непроизводственной сферы…

Предмет финансового контроля – это хозяйственные и финансовые операции предприятий, организаций и учреждений сферы материального производства и непроизводственной сферы, а значит действия должностных лиц, рассматриваемые с позиций законности, целесообразности, экономический эффективности и обеспечения сохранности имущества.

Метод финансового контроля – совокупность способов и приёмов, используемых для комплексного, взаимосвязанного изучения законности, достоверности и экономической эффективности деятельности…

Виды финансового контроля.

В зависимости от того, кто проверяет (от субъектов контроля) финансовый контроль делится на:

  • Внешний (государственный, независимый аудиторский и контроль вышестоящий органов управления);

  • Внутренний (внутрихозяйственный, ведомственный).

По времени проведения:

  • Предварительный (до совершения той или иной хозяйственной операции);

  • Текущий;

  • Последующий (заключительный).

Они находятся в тесной взаимосвязи, отражая тем самым непрерывный характер контроля.
По глубине охвата контролем различных сторон деятельности экономического субъекта финансовый контроль делится на ревизии и проверки.

Ревизия представляет собой систему контрольный действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизируемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильность их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, ответственных за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольно действие…

При ревизиях и проверках отраженные в документах операции исследуют с точки зрения их законности и правильности отражения в учёте – формальный контроль, а также эффективности и экономичности этих операций – контроль по существу.

Информацию о состоянии контролируемого объекта получают путём проверки документов (формальная, арифметическая, юридическая, логическая проверка) и проверки фактического состояния дел на месте (инвентаризация, контрольный обмер, контрольный запуск сырья и материалов и производства, осмотр, обследования и др.), поэтому контроль делится на документальный и фактический.
Два правила, которые действуют для всех организаций без исключения.

Первое правило: контроль необходим любой организации. Без надлежащей системы контроля имущество организации станет лёгкой добычей для недобросовестных сотрудников и их друзей (родственников). Конечно, большинство сотрудников организации, как правило, честные и добросовестные люди, но так нельзя сказать о каждом из них. Как раз на таких сотрудников и должна быть направлена система контроля, чтобы защитить имущество организации.

Второе правило: предотвращение злоупотреблений – лучший метод контроля. Причём сотрудники должны знать о существующей в организации системе предотвращения злоупотреблений. Это необходимо, чтобы у сотрудников не возникало и мыслей о том, что можно безнаказанно украсть что-то в организации. Средства контроля в зависимости от специфики деятельности организации могут быть разными, но цель применения контрольных процедур должна быть одна – создание условий, максимально затрудняющих хищения и злоупотребления.
Судебно-бухгалтерская экспертиза, понятие и задачи.

Деятельность органов следствия и суда, направлена на установление истины по делу, которая выясняется при помощи доказательств. Среди источников доказательств закон называет и заключение эксперта, которым может быть специалист, имеющий соответствующее образование (подготовку), опыт работы и специальные знания в области науки, техники, искусства или ремесла.

В зависимости от назначения экспертиза может проводиться различными государственными и негосударственными организациями. Экспертами решаются самые разнообразные вопросы, определяемые потребностями государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц и граждан.

Основные доказательства – это первичные оправдательные документы, а заключения экспертов основываются на первичных оправдательных документах.

Похожие:

Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconЗакон о бухгалтерском учете 129-фз закон о бухгалтерском учете 402-фз...
Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой)...
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconКонтрольные вопросы по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Понятие бухгалтерского учета, задачи бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconЗакон украины
Данный Закон определяет правовые принципы регуляции, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности,...
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconТ. Л. Крутякова полные и сокращенные названия использованных документов
Федеральный закон от 21. 11. 1996 n 129-фз "О бухгалтерском учете" Закон "О бухгалтерском учете"
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconПоложение (стандарт) бухгалтерского учета 11 "обязательства"
Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об обязательствах...
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconРоссийская федерация федеральный закон о бухгалтерском учете
Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой)...
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconИ нформационное письмо
Общие сведения о возможностях программы, особенностях главного меню, знакомство с построением Планов счетов бухгалтерского и налогового...
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconПоложение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "запасы" Утверждено приказом...
Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах и ее...
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconЗаконодательно (Стандарт №2, то есть псбу-2) определяет термин "активы" следующим образом
Структура активов и пассивов определяется в бухгалтерском учете структурой баланса. Структура баланса и план счетов бухгалтерского...
Закон о бухгалтерском учёте, определяющий общие принципы ведения бухгалтерского учёта iconПоложение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "расходы" Утверждено...
Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница