Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет»


Скачать 188.39 Kb.
НазваниеМетодические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет»
Дата публикации13.03.2013
Размер188.39 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Бухгалтерия > Методические указания


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



воронежский государственный

промышленно-гуманитарный колледж



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по прохождению производственной практики

для студентов специальности

080110 «Экономика, и бухгалтерский учет»


Воронеж 2010




Составитель: Т.В. Шилова, Е.К. Бойкова

ББК 65.052
Методические указания по квалификационной практики практике для студентов специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» /ВГПГК, сост. Т.В. Шилова, Е.К. Бойкова, Воронеж, 2010
В методических указаниях изложена программа, основные положения по организации, проведению и контролю прохождения квалификационной практики по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», требования к содержанию дневника, отчета по практике, вопросы к защите отчета по практике.

Предназначена для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет», руководителей квалификационной практики от колледжа и предприятия (организации).


Печатается по решению Методического совета Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа.


 Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Производственная квалификационная практика для студентов специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» продолжительностью 4 недели проводится на предприятиях и организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм, в которых есть возможность полностью выполнить все разделы программы, с применением автоматизации бухгалтерского учета и экономических расчетов.


  1. ^ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ


1. Производственная квалификационная практика является составной частью учебного процесса и имеет своей целью закрепление и углубление знаний, полученных при изучении предметов специального цикла: «Бухгалтерский учет» и «Анализ хозяйственной деятельности» и «Налоги и налогообложение» ознакомление студентов непосредственно на предприятиях (организациях) с постановкой бухгалтерского учета и ведением аналитической работы.

2.Основными задачами прохождения производственной практики являются:

2.I. Подготовка и подбор практического материала для отчета по практике работы.

2.2. Углубление знаний и практических навыков по заполнению первичных документов, ведению учетных регистров и составлению бухгалтерской отчетности.

2.3. Практическая работа на ПК с целью обработки показателей деятельности предприятия (базы практики) и составлению таблиц, графиков, диаграмм.

2.4.Сбор и систематизация материала для отчета по производственной практике.

2.5. Составление отчета о проделанной работе в соответствии с установленными требованиями.


  1. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА - ПРАКТИКАНТА, ЕГО ОБЯЗАННОСТИ


1. Студент должен ознакомиться с методическими указаниями по производственной квалификационной практике и организовать свою работу в соответствии с утвержденной программой практики.

2. Студент – практикант должен знать и выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности, охраны труда, утвержденные на предприятии.

3. Явка студентов на практику и выполнение работ фиксируется руководителем практики от предприятия в дневнике прохождения практики.

4. Сокращение сроков практики не допускается.
5. Приступая к изучению отдельных разделов программы, студенту – практиканту следует ознакомиться с законодательными актами, стандартами и инструкциями по бухгалтерскому учету.

6. Руководитель практики от предприятия в соответствии с планом практики организует работу практикантов, консультирует их и осуществляет контроль над полнотой и степенью освоения ими программных вопросов, просматривает накапливаемые ими материалы еженедельно.

7. Если студент не успел выполнить программу практики в отведенные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, он проходит практику по индивидуальному плану.

8. Для сдачи зачета по производственной практике студент должен представить.

а) дневник прохождения производственной практики с отметками руководителя практики от предприятия (приложение 1);

б) отчет по производственной практике;

в) характеристику на бланке (приложение 2) или в произвольной форме, в которой руководитель практики от предприятия дает отзыв о выполненной студентом работе, содержании собранного материала оценивает его теоретическую подготовку, деловые качества, организаторские способности;

г) отзыв руководителя практики от колледжа:

- о выполнении программы практики:

- об уровне теоретической подготовки;

- о качестве подобранных практических материалов и изложении теоретических вопросов, бухгалтерского учета и экономического анализа в отчете по практике.

Отзыв с оценкой должен быть написан на обратной стороне титульного листа отчета по практике.

9. Зачет по практике сдается руководителю практики от колледжа. Оценка заносится в зачетную книжку и учитывается при итоговой государственной аттестации.
^ 3. ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ квалификационной ПРАКТИКИ

Таблица 1

п/п
^
Наименование работ

Продолжительность периода практики, (в днях).

Сроки выполнение задания по теме

1

2

3

4

1.

Ознакомление с предприятием, постановка бухгалтерского учета и организация аналитической работы.

1




2.

Учетная политика предприятия

2




3.

Учет собственного капитала. Учет уставного капитала. Учет резервного капитала.

1




4.

Учет основных средств, расчетных и кредитных операций.

3




5.

Учет основных средств и нематериальных активов. Анализ использования основных производственных фондов.

3




6.

Учет производственных запасов. Анализ показателей производства и реализация продукции.

3




7.

Учет дебиторской задолженности

2




8.

Учет кредиторской задолженности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам. Анализ трудовых показателей. Анализ состояния кредиторской задолженности.

4




9.

Управленческий учет. Анализ себестоимости продукции.

3




10.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность. Анализ финансового состояния.

4




11.

Подбор практического материала для дипломной работы.

2




12.

Оформление отчета. Сбор, обобщение собранного материала, в течение всего периода практики.

2







Итого:

30







  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ


Тема 1. Ознакомление с предприятием.

В данном разделе дается краткая характеристика предприятия базы практики: месторасположение, характер деятельности, форма собственности, организационно-правовая форма, организационная структура, финансово-экономические показатели.

Тема 2. Учетная политика предприятия

Понятие и формирование учетной политики. Выбор способов введения бухгалтерского учета. Раскрытие учетной политики.

^ Практическая работа: ознакомиться с приказом по учетной политике.
Тема 3. Учет собственного капитала. Учет уставного капитала. Учет резервного капитала.

В данном вопросе изучаются особенности формирования уставного и резервного капиталов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы. Приводится характеристика и учет уставного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли.

^ Практическая работа: ознакомиться с порядком ведения операций по уставному капиталу, резервному капиталу, прибыли, заполнению журнала-ордера № 15.
Тема 4. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.

Правила ведения кассовых операций. Порядок документального оформления и учет кассовых операций. Учет операций на расчетных , валютных счетах в банках, учет курсовых разниц. Учет кредитов банка.

^ Практическая работа: составить и обработать отчет кассира с приложением приходного и расходного кассового ордера, разнести данные отчета в журнал-ордер № I и ведомость № I.

Обработать выписку банка по расчетному счету, составить платежное поручение на оплату с расчетного счета поставщикам или в бюджет, заполнить журнал-ордер № 2 и ведомость № 2.
Тема 5. Учет основных средств и нематериальных активов. Анализ использования основных производственных фондов.

Классификация основных средств и нематериальных активов (НМА). Документальное оформление и учет движения основных средств и НМА. Методы начисления амортизации основных средств и НМА. Анализ использования основных производственных фондов. Оснащенность предприятия основными фондами, их техническое состояние.

^ Практическая работа: заполнить акт приема-передачи и акт выбытия основных средств, инвентарную карточку учета основных средств, журнал-ордер № 13.

Рассчитать динамику основных фондов, Определить коэффициент изношенности, выбытия, фондоотдачу и фондоемкость.

Сделать выводы об использовании основных средств на предприятии.
Тема 6. Учет производственных запасов. Анализ показателей производства и реализации продукции

Документальное оформление и учет движения материалов на складе и в бухгалтерии. Учет готовой продукции, и ее реализация. Методы оценки товарно-материальных запасов ФИФО, средневзвешенная стоимость, транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Анализ показателей производства и реализации продукции. Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции.

^ Практическая работа: заполнение документов по движению материалов (приходный ордер, требование, накладная, карточка складского учета материалов). Составление расчета транспортно-заготовительных расходов. Расчет отклонений фактической стоимости материалов от учетной.

Произвести анализ показателей выполнения плана и динамики объема производства за несколько лет, проанализировать структуру и ассортимент выпускаемой продукции, сделать выводы.
Тема 7. Учет дебиторской задолженности.

Понятие дебиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности. Учетов расчетов с покупателями и заказчиками. Учет расчетов с подотчетными лицами.

Практическая работа: заполнить авансовые отчеты, произвести их разноску в журнал-ордер №7. Выписать счет покупателю за реализованную продукцию. Указать метод учета результата от реализации продукции.
Тема 8. Учет кредиторской задолженности. Анализ трудовых показателей. Анализ состояния кредиторской задолженности.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Синтетический и аналитический учет расчетов с рабочими и служащими.

Анализ трудовых показателей, использования рабочего времен, численности, средней зарплаты, производительности труда.

Учет расчетов с бюджетом по налогам. Виды налогов, сроки уплаты. Анализ состояния кредиторской задолженности.

Практическая работа: заполнить табель учета использования рабочего времени, расчетно-платежную ведомость, сводную ведомость по зарплате. Произвести анализ трудовых показателей за ряд лет, сделать выводы.

Заполнить журнал-ордер № 6 по расчетам с поставщиками. Расписать кредиторскую задолженность по срокам (до 3-х месяцев, от 3-х до 6-ти, от 6до года, свыше года), сделать выводы.
Тема 9. Управленческий учет. Анализ себестоимости продукции.

Понятие о производственном (управленческом) учете. Счета производственного учета. Понятие о себестоимости продукции. Прямые и косвенные затраты, особенности их отражения в бухгалтерском учете. Анализ себестоимости продукции.

^ Практическая работа: составить калькуляцию себестоимости продукции (плановую и отчетную) по 2-3 видам продукции. Заполнить журнал-ордер № 10. Произвести анализ себестоимости продукции, определить отклонение по статьям затрат фактической себестоимости от плановой, указать, какие факторы повлияли на удорожание (удешевление) продукции.
Тема 10. Финансовая (бухгалтерская) отчетность. Анализ финансового состояния.

Состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности, основные требования, предъявляемые к ней. Периодичность представления, аудит и публичность бухгалтерской отчетности.

Анализ финансового состояния предприятия. Анализ структуры баланса. Анализ показателей деловой активности и финансовой устойчивости предприятия.

^ Практическая работа: заполнить баланс за 2003 год или за I квартал 2004года, приложения к балансу. Произвести анализ прибыли и рентабельности предприятия. Рассчитать показатели деловой активности и финансовой устойчивости предприятия. Составить пояснительную записку.
Тема 11. Обобщение материалов практики и оформление отчета по практике.

По окончании производственной практики студенты должны представить отчет, который основан на собранных во время практики материалах и должен содержать:

краткую характеристику базы практики;

характеристику учетной работы по основным разделам (темам);

характеристику аналитической работы, проводимой на предприятии;

оценку организации работы по ведению бухгалтерского учета и конкретные предложения по улучшению этой работы.



  1. ^ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА


1. Материалы к отчету должны подбираться систематически путем составления первичных документов, заполнения учетных регистров, формирования таблиц для анализа экономических показателей.

. Отчет о производственной практики объемом не менее 30 страниц текста, должен быть написан аккуратно, разборчиво, на листах бумаги формата А4. Оформление отчета должно соответствовать установленным требованиям, предъявляемым к текстовым документам.

3. Приложения (бланки, таблицы расчетов) нумеруется отдельно, и прикладываются в конце отчета.

4.Отчет сдается не позднее срока, указанного руководителем практики.

5.Отчет включает в себя:

- титульный лист (приложение 3);

- отчет о выполнении программы практики;

- выводы и предложения по организации учетной и аналитической работе, научной организации труда на рабочем месте;

- список использованной литературы;

- отзыв руководителя практики от колледжа.

  1. ^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПРАКТИКЕ



  1. Краткая характеристика предприятия – базы практики

  2. Структура учетной политики.

3. На каком счете ведется учет уставного капитала? Указать основные проводки

4. На каком счете ведется учет резервного капитала? Указать основные проводки

5. Как классифицируются основные средства?

6. Как оцениваются основные средства?

7. На каком счете ведется учет основных средств? Указать основные проводки.

8. Какие существуют способы начисления износа основных средств?

9. Какими документами оформляется движение основных средств?

10. Что такое нематериальные активы? На каком счете они учитываются?

11. Что показывает фондоотдача и фондоемкость?

12. Как исчисляется коэффициенты изношенности, обновления и выбытия основных средств?

13. Каким документом регламентируется учет кассовых операций?

14. Какими документами оформляются операции по кассе?

15. Для чего предназначены расчетные счета? На каком счете учитываются операции по расчетному счету?

16. Для чего предназначены валютные счета? Как ведется учет на валютном счете?

17. Как учитываются кредиты банка?

18. На основании чего заполняется журнал-ордер № 2 и ведомость № 2?

19. Как классифицируются материалы?

20. Какими документами оформляется движение материалов?

21. Какие существуют способы оценки материалов?

22. Назвать показатели, характеризующие структуру и ассортимент продукции.

23. На каком счете ведется учет расчетов с подотчетными лицами? Указать основные проводки.

24. Как определяется результат от реализации продукции? Какие даются проводки?

25. На каком счете ведется учет расчетов с поставщиками? Указать основные проводки.

26. На каком счете ведется учет расчетов с рабочими и служащими? Указать основные проводки.

27. Какие формы и виды оплаты труда применяются в Российской Федерации?

28. В каком документе производится начисление заработной платы?

29. Каким документом оформляется выдача заработной платы?

30. Какие существуют показатели, характеризующие труд и зарплату?

31. Какие налоги уплачиваются в Российской Федерации?

32. На каком счете ведется учет расчетов с бюджетом? Указать основные проводки.

33. Что понимается под управленческим учетом?

34. Какие классифицируются затраты производства?

35. Какие факторы влияют на удорожание (удешевление) продукции?

36. Основные требования, предъявляемые к финансовой (бухгалтерской) отчетности

37. Состав бухгалтерской отчетности

38. Пользователи бухгалтерской отчетности

39. Что включает в себя показатель – финансовое положение предприятия

40. Как производится анализ себестоимости продукции?

41. Какие факторы влияют на удорожание (удешевление) продукции?

42. Что включает в себя показатель – финансовое положение предприятие?
43. Как рассчитывается рентабельность?

44. Как производится анализ структуры баланса?

45. Какие существуют показатели деловой активности?

46. Как определяется финансовая устойчивость предприятия, его платежеспособность?

47. Что такое учетная политика предприятия?

7. ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ

  2. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98 –ПБУ 20/03)

  3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000. №94н.

  4. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М.: “ЭБ-М-Контур”, 2001.

  5. Безруких П. С. Бухгалтерский учет. М.: “Финансы и статистика”, 2002.

  6. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Ростов н/Д: «Феникс», 2003

  7. Вакуленко Т. Г., Фомина Л. Ф. Анализ бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений. М.: “Финансы и статистика”, 2007

  8. Волкова Л.К. Новое в учете основных средств. М.: “Финансы и статистика”, 2003

  9. Ковалев В. В. Финансовый анализ. Управление капиталом. М.: “Финансы и статистика”, 1998

  10. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. М.: “Инфра-М”, 2007

  11. Под ред. проф. Ларионова А. Д. Бухгалтерский учет. М.: “Проспект”, 2001.

  12. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. М.: “Финансы и статистика”, 1993

  13. Николаева Г. А. Примеры бухгалтерских проводок. М.: “Издательство ПРИОР”, 2000

  14. Николаева С. А. Доходы и расходы организации. М.: “Аналитика-Пресс”, 2000

  15. Хабарова Л. П. Комментарий к новому Плану счетов. М.: ЗАО “Бухгалтерский бюллетень”, 2001

  16. Холоденко Е. М., Ростовцев А. В. Составление бухгалтерских документов. М.: ООО “Экономика-Пресс”, 2001

  17. Чистов Д. В. Основы компьютерной бухгалтерии. М.: “КомпьютерПресс”, 2006

  18. Чистов Д. В. Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии. М.: “КомпьютерПресс”, 2007

  19. Щадилова С. Н. Основы бухгалтерского учета. М.: “Дело и сервис”, 2002

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



^

ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ


Дата

Рабочее место


Краткое содержание выполненных работ

Подпись

руководителя практики от организации






























































ПРИЛОЖЕНИЕ 2


^ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
студента ГОБУ СПО ВО Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа


(фамилия, имя, отчество)

группы ___________ специальности

1. В период производственной практики с _______________20___ г. по ____________20___ г.

студент _______________________ в

(фамилия, инициалы) (наименование предприятия, организации, учреждения)

выполнял производственные задания на

(перечислить рабочие места и основные виды работ)

1.1. Качество выполненных работ, знание технологического процесса (обращение с оборудованием, приборами и инструментами)

(подробный отзыв)

1.2. Трудовая дисциплина

2. Заключение: студент _____________________________ показал

производственную подготовку. Предприятие (организация, учреждение)

________________________рекомендуется присвоить

(фамилия, инициалы)

квалификацию

Руководитель практики от предприятия

подпись, печать
Руководитель практики от ВГПГК

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


^ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ


ОТЧЕТ

^ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ
в ______________________________________
студента (ки) _______курса, группы__________
_______________________________________

(фамилия, имя, отчество)
оценка_________________дата_____________
Руководитель практики_____________________

(Ф. И. О)
_____________________

подпись

ВОРОНЕЖ 2010




Методические указания

по квалификационной практике

для студентов специальности

080110 “Экономика, бухгалтерский учет и контроль“
Составители:

Шилова Татьяна Викторовна,

Бойкова Елена Константиновна
Редактор Ю.Б. Ащеулов
Подписано в печать 26.09.12. Формат 6084/16. Бумага офсетная № 1.

Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз.
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

394000, г. Воронеж, просп. Революции, 20.


Похожие:

Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconМетодические указания и задания для курсовых работ по предмету «Экономика...
Методические указания предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений по специальности 080110 «Экономика,...
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconМетодические указания по прохождению ознакомительной, производственной...
Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию...
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «экономика предприятия»
Методические рекомендации предназначены для студентов средних специальных учебных заведений дневной и заочной формы обучения специальности...
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconРабочая программа производственной практики по специальности 080114...
Теория бухгалтерского учета, Бухгалтерский учет, Экономика предприятия, Финансы, денежное обращение и кредит, Анализ финансово-хозяйственной...
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconМетодическая разработка «Рабочая тетрадь для выполнения практических...
Для студентов специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет в нефтегазодобывающей промышленности»
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconМетодические указания по прохождению преддипломной практики студентами...
Дьяченко О. Н. Методические указания по прохождению преддипломной практики студентами бгу по специальности: 060800 "Экономика и управление...
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ для студентов...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности...
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconПрограмма и учебно-методические указания по прохождению производственной...
Составители: к э н., доцент Немировская О. В., д э н., профессор Грищенко Н. Б, к э н., доцент Коптева Н. В., к э н., доцент Соколова...
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconМетодическая разработка рабочая тетрадь для выполнения практических...
Для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет в нефтегазодобывающей промышленности
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 080110 «Экономика, и бухгалтерский учет» iconМетодические указания по подготовке к Итоговой государственной аттестации....
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница