Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53


НазваниеБониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53
страница1/39
Дата публикации07.06.2013
Размер6.35 Mb.
ТипОбзор
userdocs.ru > Бухгалтерия > Обзор
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

www.koob.ru

Robert B. Dilts

with Gino Bonissone

SKILLS

for the FUTURE

Managing Creativity and Innovation

Meta Publications

Роберт Дилтс

при участии Джино Бониссоне

НЛП:

управление креативностью

Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара

Киев ■ Харьков • Минск

2003

ББК 88.53 УДК 159.9.018 Д46

Д46 НЛП: управление креативностью / Р. Дилтс. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

ISBN 5-318-00382-6

Основная цель данной книги — представить когнитивные и поведенческие подходы нейролингвистического программирования, применяемые для развития персонала в рамках организационного обучения. Последнее предполагает овладение навыками лидерства, необходимыми для управления креативными и инновационными процессами. Книга адресована руководящим работникам, специалистам в области развития и обучения персонала, психологам и всем, кто интересуется практикой нейролингвистического программирования.

ББК 88.53 УДК 159.9.018

ISBN 0-916990-27-3 (англ.) © Copyright 1993 by Meta Publication

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

ISBN 5-318-00382-6 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Оглавление

Благодарности 9

Введение 10

Предисловие 12

Часть I. Личная креативность

Обзор части I 26

Глава 1. Определение области действия креативности 28

Обзор главы 1 28

Раздел 1.1. Основы креативности 29

Раздел 1.2. Определение нейролингвистического

программирования 43

Раздел 1.3. Предположения НЛП 51

Раздел 1.4. Исследование личной креативности 61

Раздел 1.5. Макроструктура переживания и креативность.

Модель ТОТЕ 70

Раздел 1.6. Влияние различных уровней опыта

на креативность 76

^ Глава 2. Структура креативного процесса 82

Обзор главы 2 82

Раздел 2.1. Моделирование и креативность 83

Раздел 2.2. Определение структуры эффективного в прошлом

креативного опыта 89

Раздел 2.3. Структура когнитивных процессов в креативности.

Модель ROLE 95

Раздел 2.4. Типы креативности 108

Раздел 2.5. Повышение креативности 115

^ Глава 3. Физиология и креативность 117

Обзор главы 3 117

Раздел 3.1. Креативность и индивидуальные состояния 118

Раздел 3.2. Влияние микроповедения на креативность.

Модель BAGEL 123

Раздел 3.3. Исследование микро- и макросигналов

креативности 130

Раздел 3.4. Повышение креативности за счет управления

физиологией 140

Оглавление

Глава 4. Реализация личной креативности 147

Обзор главы 4 147

Раздел 4.1. Уолт Дисней и три фазы креативности 148

Раздел 4.2. Определение личного креативного стиля.

Стратегия Диснея 161

Раздел 4.3. Условия формальной правильности для оценки

новых идей 177

Раздел 4.4. Резюме: принципы креативности 184

Часть П. Совместная креативность

Обзор части II 194

^ Глава 5. Креативность и решение проблем 196

Обзор главы 5 196

Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и

пространства решения 197

Раздел 5.2. Пунктуация ключевых элементов проблемного

пространства. Модель SCORE 202

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия

проблемного пространства 208

Раздел 5.4. Креативные навыки как совместный тренинг 216

Раздел 5.5. Перенос эффективной стратегии креативности

из контекста в контекст 229

Раздел 5.6. Оценка прогресса в креативности 248

^ Глава 6. Развитие множественных точек зрения 253

Обзор главы 6 253

Раздел 6.1. Репрезентация проблемного пространства 254

Раздел 6.2. Выявление допущений относительно

проблемного пространства 258

Стратегии поиска неосознанных допущений 259

Раздел 6.3. Множественные точки зрения на проблемное

.-пространство 264

Раздел 6.4. Влияние допущений и типа репрезентаций

на решение проблем 269

^ Глава 7. Развитие латерального мышления 274

Обзор главы 7 274

Раздел 7.1. Раскрытие пространства решения 275

Раздел 7.2. Процессы, способствующие креативности 280

Раздел 7.3. Упражнение: исследование различных

допущений и режимов репрезентации 284

Оглавление

Раздел 7.4. Заключение: определяем состояния и маршрут

внутри проблемного пространства. Модель SOAR 290

Раздел 7.5. Заключение: определяем маршрут 295

Часть III. Управление групповой креативностью

Обзор части III 300

^ Глава 8. Динамика креативности при решении проблем

в организациях 302

Обзор главы 8 302

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях 303

Раздел 8.2. Определение и согласование стилей мышления

окружающих 310

Раздел 8.3. Базовые установки и фильтры опыта: паттерны

метапрограмм 314

Раздел 8.4. Согласование целей, доказательств и действий

в групповой креативности 324

Раздел 8.5. Управление креативным циклом группы 329

Раздел 8.6. Достижение консенсуса в группе 336

^ Глава 9. Стимуляция и управление инновационным

мышлением в группах и командах 341

Обзор главы 9 341

Раздел 9.1. Динамика групповой креативности 342

Раздел 9.2. Типы коммуникативных стратегий 348

Раздел 9.3. Управление креативностью в комплементарных

и симметричных ролях 362

Раздел 9.4. Сообщения и метасообщения 366

Раздел 9.5. Стимуляция и обогащение карт окружающих 371

Раздел 9.6. Роли в группе и креативный цикл 377

Раздел 9.7. Осуществление наблюдений в группе 383

^ Глава 10. Заключение и выводы 403

Приложение 411

Матрица коммуникации 411

Библиография 414

С глубочайшей признательностью и уважением мы посвящаем эту книгу Джанфранко Гамбильяни: его видение мира и дружеские чувства легли в основу этой работы. Увлеченность инновациями, мастерство менеджера и мудрость Джанфранко стали для нас настоящим источником постоянного вдохновения.

Роберт Дилтс, Джино Бониссоне

Благодарности

Мы хотели бы выразить глубочайшую признательность Иване Гас-перини (Ivana Gasperini), нашему научному соратнику по проектам, послужившим практической основой для этой книги, и товарищу по Миссии «продвижения НЛП в массы». Ее проницательность н поддержка оказались поистине неоценимыми.

Кроме того, мы хотели бы поблагодарить Джованни Теста (Giovanni Testa): его вера в нас и НЛП, а также готовность к риску обеспечили этому проекту «зеленую улицу» и позволили мечте воплотиться в реальность.

Мы весьма признательны Тодду Эпштэйну (Todd Epstein), соавтору модели SCORE и книги Tools for Dreamers, а также постоянному источнику творческих идей. Благодарим также Или Роута (Eli Rota) за посредничество между языками, без которого наши идеи не смогли бы воплотиться.

Введение

«Навыки будущего» — это те навыки и умения, которые позволяют нам эффективно и «экологично» определять будущее, управлять им, двигаться по направлению к нему в условиях неопределенности и перемен. Навыки будущего следует развивать по двум основным причинам: чтобы повысить эффективность собственных действий и чтобы научиться управлять процессом изменений.

Достижение этих целей требует от человека компетентности в таких областях, как обучение, лидерство и особенно — в области креативности. Эта книга рассказывает о том, какую роль играют когнитивные и поведенческие технологии нейролингвистического программирования в развитии и применении личных и организационных стратегий обучения, коммуникативных навыков и навыков руководства, которые, в свою очередь, позволяют управлять процессами креативности и инноваций.

Основная задача данной книги — представить модели и инструменты, служащие для определения и управления творческим процессом как на микро-, так и на макроуровне. Микроаспекты креативности связаны с размышлениями и субъективным опытом человека, лежащими в основе его личной креативной деятельности. Макроаспекты креативности имеют отношение к а) методам укрепления творческого взаимодействия между двумя людьми или внутри группы и б) к тому значению, которое приобретает креативный процесс в контексте организации и организационного решения проблем.

Книга состоит из трех основных частей.

Часть I. Личная креативность

В центре внимания первой части книги — личные, или индивидуальные, аспекты креативности и инноваций. Здесь перед читателем ставятся следующие вопросы: «Каковы ваши личные стратегии креативности?» и «Как вы определяете и развиваете свои креативные способности?» Часть первая показывает, как с помощью базовых моделей и определений НЛП можно развить больший контроль над внутренним состоянием и усовершенствовать стратегии креативного мышления за счет согласованной работы внутреннего «мечтателя», «реалиста» и «критика».

Часть П. Совместная креативность

Вторая часть исследует процессы, связанные с со-креативностыо. Здесь можно найти ответы на следующие вопросы: «Как усилить креативное

Введение

Взаимодействие?» и «Какие методы позволяют стимулировать креативный процесс в окружающих или помогают им стать более креатив-ными людьми?» Часть вторая описывает навыки, позволяющие по-чь другим людям повысить собственную креативность и проникнуть в суть бессознательных креативных процессов посредством построения ментальных карт и латеральных стратегий мышления.

Часть III. Управление групповой креативностью

В третьей части описывается использование принципов и методов НЛП для стимулирования и управления креативностью в группах и организациях — в частности, в условиях межфункциональных взаимодействий. Здесь рассматриваются следующие вопросы: «Как скоординировать креативные процессы у разных людей?» и «Какие методы позволяют определять и интегрировать различные виды креативных процессов, необходимых для создания успешной команды или организации?» Часть третья описывает навыки, связанные с определением и направлением различных стилей мышления и развитием эффективных стратегий коммуникации и способностей творческого руководства.

Предисловие

Мы постарались максимально тщательно продумать построение этой книги. Как вы увидите, структура книги обладает рядом уникальных черт (это представляется вполне уместным, коль скоро книга посвящена креативности и инновациям). Причиной подобных новаций стал тот факт, что обучение методам управления творческим процессом предъявляет ряд уникальных требований.

Прежде всего креативные и инновационные процессы требуют принятия и поощрения разнообразия, озарений, спонтанности (и других динамических процессов, связанных с неосознаваемыми психическими процессами). В то же время расширение творческого потенциала влечет за собой увеличение потребности в свободе выбора и систематическом осознании.

Второй особенностью, которую необходимо было учесть в структуре данной книги, является то, что, даже если рассматривать креативность преимущественно как когнитивный процесс, приобретение навыков для управления креативным процессом требует уделять особое внимание интерактивному и эмпирическому обучению. Фактически материал данной книги был составлен специально для топ-менеджеров итальянской компании Fiat, и на его основе был построен курс эмпирического обучения навыкам управления творчеством и инновациями.

Новаторским является также то, что эта книга построена на принципах и технологиях нейролингвистического программирования, которое в высокой степени интерактивно, индивидуализировано и эмпирично по своей природе.

Базовые предположения об обучении

Для того чтобы эффективно удовлетворить всем описанным требованиям, структура этой книги построена на нескольких важных базовых предположениях.

Для эффективного овладения той или иной частью навыка необходимо, чтобы учебные материалы широко охватывали даннуюобласть, позволяя учитывать потребности читателей, производственные контексты и стили обучения.

Обучение навыкам высшего уровня (таким, как креативность иуправление креативным процессом) требует от обучающегося по-

Предисловие

вышенной вовлеченности в процесс. Таким образом, данная книга призвана стимулировать и продвигать самомотивированное и самоуправляемое обучение.

3. Множественные репрезентации того или иного содержания создают базу для богатого учебного опыта и с большей вероятностью удовлетворяют всему разнообразию стилей обучения.

Модель НЛП основана на том предположении, что обучение происходит посредством создания особых «нейролингвистических» программ. Под влиянием языка и других репрезентаций у обучающегося формируются внутренние когнитивные карты, связанные с внешними наблюдениями и поведенческими реакциями.

Внутренние когнитивные карты

Внешние наблюдения и поведение

Общая структура книги

В рамках НЛП сущность акта обучения рассматривается как а) формирование внутренней когнитивной карты и б) соединение этой карты с соответствующим референтным опытом (эпизодами личного опыта), которые наделяют эту карту практическим значением в условиях внешних наблюдений и поведенческих результатов. Общая структура книги построена вокруг этих двух базовых компонентов.

Когнитивные комплексы — определяют, какое именно перцепционное пространство будет создано или открыто. Специфический когнитивный комплекс — это вербальное или визуальное воплощениеили проявление того или иного когнитивного или восприятностного пространства.

Обучающие действия — определяют референтный опыт, необходимый для того, чтобы наделить когнитивный комплекс практическим значением. Вербальные ярлыки и примеры, а также визуальные символы, которые и составляют когнитивные комплексы, приобретают практическое значение для читателя только за счет того,

Предисловие

что связаны с его личными референтным опытом. Референтным опытом называется а) личное воспоминание, б) доступное наблюдению поведенческое проявление, которое осуществляется в данный момент, или в) сконструированный (воображаемый, придуманный) опыт читателя. Цель подобных переживаний заключается в том, чтобы активировать либо существующую бессознательную компетентность, либо другие уже наличествующие эпизоды восприятия или способности.



Таким образом, различные материалы данной книги призваны служить одной из четырех целей:

Сообщить читателю когнитивные комплексы.

Помочь ему расширить карты восприятия.

Активировать референтный опыт для когнитивных комплексов.

Связать референтный опыт с когнитивными картами.

Достижение этих целей позволяет помочь читателям расширить карты восприятия материала, который охвачен стимулирующими (stimulating) ассоциациями между когнитивным материалом и основной или производственной реальностью читателя. Таким образом, читатели постоянно вовлечены в циклическое движение от мышления к действию, от карты к территории.

В общем и целом, мы попытались положить в основу каждой главы базовый цикл когнитивного развития, который состоит из:

Подсева определений, образов и карт в исходных когнитивныхкомплексах для каждой главы.

Раскрытия бессознательной компетентности и референтного опыта, связанных с определениями, восприятиями и картами черезобучающие упражнения и деятельность.

Предисловие

3. Кодирования и классификации переживаний, которые возникают в процессе деятельности в рамках соответствующих принципов, определений и моделей.

Базовая метаметодология приобретения навыков

1 Метаметодология, лежащая в основе развития практических навыков, включает в себя постановку целей обучения, определение доказательств (evidences), связанных с достижением этих целей обучения, а также определение различных видов операций, необходимых для достижения данных целей. В целом любой навык вырабатывается посредством разбиения общих целей, или «макрозадач», на последовательно более специфические цели, или «микрозадачи».



Цели на уровне частей связаны с развитием общей способности к управлению креативностью. Эти цели выражаются как темы обучения. Темы для частей книги определяются относительно способности к креативности вообще или способности к управлению креативностью.

Цели на уровне глав выражаются в форме учебных тем, связанных с развитием специфических навыков или комбинаций навыков (когнитивных, аналитических, наблюдательных, процессуальных, интерактивных и относительных).

Цели на уровне разделов связаны со специфическими когнитивными комплексами или референтным опытом, речь о которых идет в соответствующих разделах. Эти цели изначально выражены в каждом разделе как микрозадачи для читателя и резюмируются в конце каждого раздела (в виде перечня ключевых положений).

Доказательства и процедуры доказательства при обучении

Бессознательная компетентность, или латентная компетентность, возникает за счет установления референтного опыта. Осознанная компетентность основана на человеческой способности к кодированию

Предисловие

собственного опыта. Кодирование — установление связи между картой, абстракцией или ярлыком и личным референтным опытом.

Базовым признаком наличия осознанной компетентности являются ответы на следующие вопросы: 1) может ли читатель связать конкретный референтный опыт с соответствующими когнитивными картами и 2) может ли он связать элементы когнитивной карты с другим референтным опытом.

По мере развития навыка сфера действия и прочность этой связи определяется следующими факторами:

На скольких уровнях может быть установлена связь: т. е. какиесвязи, каким образом и почему устанавливаются между конкретными когнитивными комплексами и референтным опытом;

Типы референтного опыта, которые может охватывать эта связь:воспоминание, актуальный (текущий) опыт, сконструированныйопыт.

Ряд сенсорных модальностей, через которые выражается даннаясвязь: зрение, вербализация, ощущения.

Микроструктура книги

Микроструктура данного издания рассчитана на то, чтобы поддержать описанные выше допущения, принципы и методы обучения. По существу, каждая часть книги состоит из:

• обзора, который включает:

о заголовки и общие задачи глав, составляющих данную часть, о перечень допущений, на которых построена данная часть;

• обзора каждой главы, который включает:о общие задачи главы,

о заголовки и задачи разделов, составляющих данную главу;

• разделов, которые включают:

о базовый понятийный материал и/или обучающие упражнения

(макрокомплекс), о «когнитивные карты», о ключевые понятия (микрокомплексы), о микропрактикум.



Понятийный материал — макрокомплексы

Базовый понятийный материал для каждого раздела в вербальной форме представляет принципы, модели или отличительные особенности (или взаимосвязи между ними), релевантные для данного раздела. Подобные «макрокомплексы» преимущественно основаны на стенограммах семинаров по креативности, которые Роберт Дилтс проводил в компании Fiat. В целом, данный понятийный материал следует принципу получения «микроуровневых» структур и отличительных особенностей из «макроуровневых» моделей и структур. Как правило, модели являются отражением более глубоких принципов. Отличительная особенность, наблюдаемая или полученная аналитическим путем, — это более конкретный элемент информации, приобретающий значение за счет того, что является производной либо частью более крупной модели.



Предисловие

Типы упражнений и обучающей деятельности

Упражнения и обучающая деятельность в данной книге ставят целью проиллюстрировать ключевые понятия и воплотить понятийные модели и особенности. Обычно чтение книги воспринимается как относительно пассивный процесс. Однако для того, чтобы получить максимум пользы от чтения данного издания, важно принимать участие в предлагаемой деятельности. На самом деле эту книгу можно рассматривать как разновидность рабочей тетради. Полезно найти партнера или учебную группу, проделать предлагаемые упражнения вместе и сравнить результаты и впечатления.

Существует несколько типов упражнений, которые разделяются по тому, а) к какому классу принадлежит обучающая деятельность, б) на чем она сконцентрирована, в) каков тип учебного механизма задействован в ней и г) сколько ролей подразумевает эта деятельность и каковы эти роли.

В целом, можно выделить два основных класса обучающей деятельности.

Исследовательская деятельность. Здесь читатели совершают работу с минимально определенными задачами с целью установленияповеденческого референтного опыта, который послужит интуитивным обоснованием для когнитивных комплектов (о них будет рассказано позднее). Исследовательские упражнения обеспечиваютчитателю переживания спонтанные, незамутненные, свободные отсознательных ожиданий того, что предположительно может случиться. Исследовательские упражнения способствуют развитиюбессознательной компетентности.

Прикладная деятельность, в ходе которой читатели совершаютработу с конкретными, определенными задачами, процедурамидоказательства и явными процессуальными инструкциями. Прикладные упражнения способствуют развитию осознанной компетентности и навыков, определяемых смесью когнитивных комплексов и других явлений референтного опыта.

Эмпирический акцент того или иного обучающего упражнения может ставиться на 1) воспоминании читателя, 2) внешнем актуальном опыте, имеющем место в режиме реального времени, или 3) на опыте «если бы», который сконструирован или придуман читателем.

Предисловие








Контексты упражнений




























Исследовательский контекст




Прикладной контекст

«открытия»




«действий»

* *

Использование




Для успешного




Для успешного




инсайта




выполнения




выполнения




бессознательной




упражнения




упражнения




компетентности




не требуется




требуется










четкого




четкое










понимания




понимание










со стороны




ситуации




Доступ




читателя







к прошлому опыту

1




Это различные фазы






















процесса обучения







В упражнении могут использоваться следующие виды обучающих инструментов:

сценарии и рассмотрение примеров (case studies),

анкетирование,

поведенческие приложения,

ролевые игры.

Тип инструмента, который используется в обучающей деятельности, выявляет различные измерения конкретного референтного опыта и фокусирует на них внимание читателя. Выбор инструмента для того или иного упражнения обусловлен типом навыка, который нужно активировать или развить (будь то понятийный, аналитический, наблюдательный, процедурный или интерактивный). К примеру, сценарии и изучение примеров помогают вырабатывать понятийные навыки; анкетирование способствует формированию аналитических навыков; поведенческие приложения ведут к развитию процедурных навыков; ролевые игры помогают усилить навыки наблюдения и интерактивности.

В дополнение к общим типам обучающих инструментов, которые могут быть использованы для той или иной деятельности, некоторые упражнения могу потребовать применения микроинструментов. Микроинструменты используются до, во время или после обучающей дея-

Предисловие

тельности и могут включать в себя инструкции, проверочные листы, бланки для заполнения и т. п. Подобные микроинструменты могут служить способом а) планирования или подготовки той или иной деятельности, б) записи промежуточных результатов или планирования в процессе той или иной деятельности, в) организации или подтверждения результатов деятельности.

Количество и типы ролей, задействованных в конкретной обучающей деятельности или упражнении, обычно зависят от типа самой деятельности и используемого инструмента. В перечень таких ролей, представленных в упражнениях данной книги, входят:

индивидуальная интроспективная роль;

пары ко-тренеров;

трио, состоящее из исследователя, гида и наблюдателя;

группа актеров в «Колбе», среди наблюдателей.

Интерактивные упражнения окажутся привычными для тех, кто уже знаком с подходом НЛП, поскольку зачастую именно эти упражнения составляют самую суть обучения НЛП. Новичкам же могут пригодиться инструкции по типичным ролям, используемым в упражнениях НЛП (и заложенным в ряд упражнений, включенных в данную книгу).

Инструкции по ролям, используемым в упражнениях

и практикумах

Исследователь

Получайте доступ к переживаниям и действуйте согласно указаниям гида — при условии, что они уместны и экологичны.

Включайтесь в переживания, в том числе воспоминания или воображаемые переживания; действуйте так, как если бы они происходили здесь и сейчас.

Осознавайте собственные субъективные переживания и поведенческие проявления, меняя степени осознания.

Выключайтесь из референтного опыта и говорите о том, что вычувствовали как исследователь.

Обеспечьте гиду обратную связь относительно 1) личного субъективного состояния или опыта, 2) субъективного восприятия успешности выполнения того или иного задания, 3) субъективногоопыта относительно того, как сказались действия гида на внутреннем состоянии или поведении исследователя.

Предисловие

Гид

Установите и поддерживайте раппорт с исследователем на всемпротяжении упражнения или деятельности.

Выявите опыт и реакции исследователя путем вербального и невербального взаимодействия.

Помогите исследователю включиться в референтный опыт иливыключиться из него.

Наблюдайте и калибруйте вербальные и невербальные реакцииисследователя.

Займитесь «активным слушанием», т. е. перефразируйте вербальные описания, предоставленные исследователем, с тем чтобы получить обратную связь и подтвердить личное восприятие субъективного переживания исследователя.

Проследите события, которые случились во время упражнения,путем перечисления ключевых элементов поведения исследователя и вербальных сообщений, которые имели место на всем протяжении упражнения.

Наблюдатель

Присматривайтесь и прислушивайтесь к невербальным и вербальным реакциям исследователя на всем протяжении упражнения.

Проследите основные наблюдения за поведением исследователя исообщения в определенные моменты выполнения упражнения илидеятельности.

Сравните личные наблюдения с наблюдениями гида, чтобы создать«двойное описание».

Время от времени записывайте свои наблюдения (т. е. делайте заметки, заполняйте проверочные листы, стройте графики и т. п.).

Тренер (металичность)

Помимо выполнения заданий для наблюдателя наблюдайте за вербальным и невербальным поведением гида.

Все время следите за ходом выполнения задания и обеспечьте обратную связь как для гида, так и для исследователя относительно того, что повлияло на ход событий.

Будьте готовы в ходе упражнения оказать помощь гиду или исследователю, поделиться наблюдениями или дать необходимую обратную связь по их просьбе.

Предисловие

Обеспечьте обратную связь относительно вашего собственного восприятия способностей гида и определенных выше обязанностей.





Роли в упражнении НЛП







Случай из трех ролей:







исследователь, гид, тренер



















Исследователь (А):




Гид (Б):




Тренер (В):

включается в пере-




выявляет опыт




поддерживает/консуль-

живание на основе




исследователя (А)




тирует Б при необходи-

инструкций гида (Б);




с помощью вопросов




мости;

не несет ответственности




упражнения;




наблюдает за невербаль-

за письменный отчет




наблюдает за вербаль-




ными/вербальными реак-

об упражнении;




ными/невербальными




циями исследователя;

обеспечивает обратную




реакциями А;




проверяет наличие

связь для Б относи-




в ходе выявления




раппорта между А и Б;

тельно своих впечат-




осуществляет «активное




проверяет «качество»

лений;




слушание», чтобы




и схему выявления

«переживает» даже




«перефразировать»




референтного опыта;

давний или вообра-




реплики А;




обеспечивает обратную

жаемый опыт так, как




подводит итог тому, что




связь для Б в конце

будто это происходит




сказал А, чтобы устано-




упражнения.

здесь и сейчас.




вить связи между различ-













ными фазами опыта А;













поддерживает состояние













раппорта.







Когнитивные карты

Когнитивная карта представляет собой комбинацию последовательности операций, блок-схемы и «ментальной карты». Когнитивные карты фиксируют ключевые понятия и ключевые слова и визуально отражают взаимосвязи между ними, их последствия и цели. Примерами таких карт в данном предисловии служат карты «Контекстов упражнения» и «Ролей в НЛП». Зачастую визуальные когнитивные карты способны выявить и выразить такие взаимосвязи, которые трудно представить или сделать очевидными с помощью вербальных репрезентаций. Когнитивные карты в данной книге построил Джино, чтобы зафиксировать ход семинаров по креативности. Когнитивные карты — особый вклад Джино в эту книгу, не считая участия в построении схемы обучения.

Предисловие

Ключевые положения

Ключевые положения фиксируют основные идеи и понятия, которые представлены в каждом разделе. Здесь в максимально простой и доступной форме сконцентрированы задачи микроуровня обучения для каждого раздела. Даже просмотрев лишь цели обучения и бегло ознакомившись с картами и ключевыми положениями, вы сможете получить краткое, но исчерпывающее представление о каждом разделе.

Микропрактикум

Цель микропрактикума — обеспечить возможность самостоятельного обучения со стороны читателя и придать еще большую глубину понятийному материалу книги. Микропрактикум по существу подразумевает использование памяти, воображения или текущего окружения для расширения восприятия читателем того или иного объекта:

исследуемой способности или навыка;

связи между глобальной способностью, которой читатель обучается, и упражнением или обучающей деятельностью;

связи между глобальной способностью, которой читатель обучается, и реальностью читателя;

связи между обучающей деятельностью и реальностью читателя.



Если вы найдете время, чтобы пролистать книгу и попробовать различные виды микропрактикумов, это намного повысит уровень вашего понимания и овладения понятиями и навыками, представленными в данной книге. Помимо расширения опыта, связанного с материалом, микропрактикумы предоставляют читателю отличную возможность

Предисловие

самостоятельно изучить принципы и особенности, представленные в данной книге.

Глобальная способность



Микроструктура книги

Эта книга стала для нас кульминацией увлекательнейшего приключения. Мы надеемся, что для вас она станет началом такого же приключения.

Роберт Дилтс, Санта-Крус, Калифорния

Джино Бониссоне, Милан, Италия

Июль 1993

Часть I

Личная креативность

Обзор части I

Часть первая направлена на то, чтобы:

Создать обоснование для понимания креативного процесса в целом.

Помочь читателям научиться применять ряд определенных принципов и методов для повышения личной креативности.

Часть первая состоит из 4 глав:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconД. В. Ольшанский Психология масс
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск 2002
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconМайкл Аргайл психология счастья 2-е издание Москва • Санкт-Петербург...
А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconМайкл Аргайл психология счастья 2-е издание Москва • Санкт-Петербург...
А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconМосква • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону...
Е. Строганова С. Шевякова Е. Владимирова С. Маликова Д. Денисов С. Беляева, С. Юрьева В. Кучукбаев
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconТ. В. Прохоренко Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж...
К78 Психология развития. — 9-е изд. — Спб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconНаучный редактор Редактор Художественный редактор Корректоры Верстка...
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск...
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconМосква ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону...
За ней последовали другие. И все бы хорошо, если бы русские издания выходили в том же порядке, что и первоисточники. Но поскольку...
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconП. Сатмари дети с аутизмом Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород...
Эта книга, проникнутая состраданием, показывает, как понимание действий и переживаний вашего ребенка может упрочить связи, необходимые...
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconКнига Виктории Бутенко открывает новые возможности для всех людей,...
Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Воронеж Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара – Новосибирск Киев Харьков Минск 2011
Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 iconПервый сборник
А также москва, киев, иркутск, воронеж, запорожье, алма-аты, курск, харьков, минск, рязань, тирасполь и др
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница