7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета


Скачать 336.52 Kb.
Название7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета
страница1/3
Дата публикации23.06.2013
Размер336.52 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Бухгалтерия > Документы
  1   2   3
VII. Управление затратами.
7.1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности. Отдельная ветвь этой системы – налоговый учет.

В настоящее время в России формируется четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского, управленческого и налогового учета.

1 уровень – Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2) и Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Они регулируют применение бухгалтерского и управленческого учета. Налоговый кодекс РФ описывает требования к налоговому учету.

2 уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34Н, и нормативные акты Правительства РФ.

3 уровень – План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н), а также другие нормативные акты, методические указания и рекомендации Министерства финансов РФ.

4 уровень – внутренние рабочие документы предприятий, разрабатываемые ими при формировании учетной политики на основании Положения «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня присутствуют три учетные подсистемы: бухгалтерский (финансовый), налоговый и управленческий учет. Самой жесткой и наиболее четко прописанной является подсистема налогового учета. Наименее формализованным является управленческий учет. Это и понятно, поскольку пользователями данной информации являются менеджеры предприятия, работающие с конфиденциальными сведениями или с материалом, являющимся коммерческой тайной.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена акционерам, инвесторам, кредитным учреждениям, партнерам по бизнесу и поэтому правила ее составления должны быть четкими, общеизвестными и им всем понятными. Положения налогового учета не должны по-разному толковаться представителями государственной налоговой службы и главбухом предприятия. Однако, из-за противоречивости нормативных правовых документов бухгалтеры поставлены в неопределенное состояние, поскольку иногда требования налогового учета могут вступать в конфликт с положениями учетной финансовой политики предприятия. В настоящее время ни в теории, ни на практике не решены вопросы выделения систем управленческого и финансового учета, а также аспекты их системной взаимосвязи на счетах. Управленческий учет не может подменить или заменить бухгалтерского учета и тем более служить базой для расчета налогов. Управленческий учет может решить задачи корпоративного управления, но не может служить основой публичной бухгалтерской отчетности. Затраты и результаты могут по-разному трактоваться в рамках бухгалтерского и налогового учета.

^ Способы начисления амортизации объектов основных средств.

Бух. и управл. учет

– линейный способ;

– способ уменьшающегося остатка;

– способ списания стоимости по сумме чисел сроков полезного

– способ списания стоимости пропорционально объему

Начисление амортизации производится в течение всего срока полезного использования объектов.

^ Налоговый учет

– линейный способ;

– нелинейный способ;

Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления. Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации.

Также в бух.учете и управл.учете от налогового учета различается порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств, порядок признания управленческих расходов, порядок списания коммерческих расходов. Порядок отражения в готовой продукции.

Управленческий учет имеет одно существенное отличие от учета бухгалтерского. Бухучет оперирует только данными отчетного (прошедшего) периода времени, а в рамках управленческого учета менеджеры могут прогнозировать затраты и доходы предприятия. Поэтому управленческий учет располагает более разнообразным набором затрат по сравнению с другими учетными системами. Например, при принятии решений во внимание могут приниматься вмененные затраты, прогрессивные и дигрессивные переменные затраты, дискретные и предельные затраты.
7.2 Классификация затрат в бухгалтерском и управленческом учете.

Существует 2 принципиально отличные классификации текущих затрат предприятия.

По экономическим элементам

По статьям калькуляции

  1. Материальные затраты

  2. Затраты на ОТ

  3. Социально-страховые взносы

  4. Амортизация

  5. Прочие

  1. Сырьё и материалы

  2. Возвратные отходы

  3. Услуги производственного характера со стороны

  4. Затраты на подготовку производства

  5. З/п производственных рабочих

  6. Социально-страховые выплаты

  7. Расходы по содержанию и эксплуатации

  8. Общепроизводственные расходы

  9. Общехозяйственные расходы

Итого полная производственная себестоимость

  1. Коммерческие расходы (ком)

Всего полная коммерческая себестоимость





Экономические элементы отражают 3 фактора производства:

  1. Материальные затраты

  2. Труд

  3. Основные средства производства

По статьям калькуляции затраты привязаны к территории предприятия (сокращённая себестоимость отражает затраты основных и вспомогательных цехов предприятия), полная производственная себестоимость + затраты завода управления, полная коммерческая себестоимость + затраты на распространение (маркетинг).

Группировка текущих затрат предприятия непосредственно связана со 2-ой формой бухгалтерской отчётности: «Отчёт о прибылях и убытках».

В бух. Учёте и управленческом учёте разный подход к определению прибыли.

Отчёт о прибылях и убытках

(бухгалтерский учёт)

Показатель

Величина

  1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

  2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

  3. Валовая прибыль (стр.1 – стр.2)

  4. Коммерческие расходы.

  5. Управленческие расходы.




  1. Прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг.

  2. Прочие доходы.

  3. Прочие расходы.




  1. Прибыль до налогообложения (стр.6+стр.7+стр.8)

  2. Текущий налог на прибыль

  3. Чистая прибыль (стр.9-стр.10)





Отчёт о прибылях и убытках (управленческий учёт – один из вариантов)

Показатель

Величина

  1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

  2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг по переменным затратам

В том числе:

- сырьё и материалы

- ЗП основных рабочих (сдельная)

- Социальные страховые взносы на ЗП рабочих

- Переменные РС и ЭО

- переменные коммерческие расходы

  1. Маржинальный доход (стр.1 – стр.2)

  2. Постоянные затраты, всего

В том числе:

- постоянные РС и ЭО

- общехозяйственные расходы (ОХР)

- постоянные коммерческие расходы





  1. Прибыль от продаж (стр.3-4)

  2. Прочие доходы.

  3. Прочие расходы.




  1. Прибыль до налогообложения (стр.5+стр.6+стр.7)

  2. налог на прибыль

  3. Чистая прибыль (стр.8-стр.9)





В этих формах чётко разделена прибыль от обычных видов деятельности – это торговля и производство продукции. Эту прибыль показывают по строке прибыль от продаж. Т.е. предприятие создавалось для того, чтобы извлекать именно эту прибыль из предпринимательской деятельности.

Прочая прибыль, которая формируется как разница прочих доходов и расходов, связана с побочной второстепенной деятельностью предприятия.

Например, сдача помещений в аренду, прибыль от столовой, которая находится на балансе, различные доходы и расходы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (% уплаченные банку и %, полученные, например, по акциям других предприятий, пении, штрафы, неустойки, уплаченные предприятием.

Очевидно, что прибыль от продаж должна быть во много раз больше прибыли от прочих вдов деятельности.

Следует различать 2 ключевых понятия:

  1. Затраты на продукт (распределяемые затраты)

  2. Периодические затраты предприятия (затраты периода)

  1. Затраты на продукт – это те затраты, которые распределяются по 3-м объектам учёта:

- незавершённое производство

- остатки готовой продукции на складе

- реализованная продукция

В этих формах затраты на продукт, точнее та часть, которая касается реализованной продукции показаны по строке 2.

В бух. учёте есть несколько вариантов распределения затрат по этим 3-м объектам.

Вариант А: По строке 2-ой показывают сокращённую производственную себестоимость той продукции, которая отнесена на реализацию.

Остальная часть расходов показывается по строке 4 и 5.

4 и 5 строка – это периодические расходы. Они возникают в отчётном периоде и полностью списываются на реализованную продукцию.

Вариант Б:

К затратам на продукт относят полную производственную себестоимость. Тогда себестоимость проданных товаров рассчитывается по полной производственной себестоимости. Строка 5 отсутствует в периодических расходах.

Вариант В:

У предприятия нет периодических расходов, все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, считаются затратами на продукт и тогда по стр. 4 и 5 ставятся прочерки.

Отсюда следует, что прибыль от продаж в каждом варианте будет разной. Следовательно, будет различной и прибыль до налогообложения (стр.9). Но текущий налог на прибыль (фактический налог на прибыль) будет неизменным.

Это объясняется тем, что по строке 9 показывают бух. прибыль, которая зависит от учётной политики предприятия. А по строке 10 взимается налог с той прибыли, которая рассчитывается в рамках налогового учёта.

В управленческом учёте к затратам на продукт относят переменные затраты, и только их распределяют по 3-м объектам:

- незавершённое производство

- остатки готовой продукции

- реализация.

2. К периодическим относят все постоянные затраты и списывают их общей суммой на реализованную продукцию отчётного периода.

7.3 Понятие входящих и истекших затрат. Особенности отражения в бухгалтерском балансе.

Входящие, истекшие, периодические и распределяемые затраты.

Входящие затраты - это затраты, связанные с теми ресурсами предприятия, которые показываются в активе бухгалтерского баланса, т.е. это стоимость тех ресурсов, которые принесут предприятию прибыль только в будущем. Истекшие - те затраты, которые были включены в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде, и по данным затратам уже была показана соответствующая прибыль в пассиве баланса. Периодические - затраты, которые возникают в данном периоде времени и полностью списываются на результаты финансовой деятельности этого же периода времени. Распределяемые - затраты, которые группируются по трем направлениям: остатки ГП (готовой продукции) на складе; НЗП (незавершенное производство); реализованная продукция.

Существуют различные методы оценки себестоимости реализованной продукции и остатков готовой продукции на складе. Остановимся на двух из них. В первом методе остатки незавершенного производства и готовой продукции на складе оценивают по сокращенной производственной себестоимости, а общехозяйственные (ОХР) и коммерческие расходы (КОМ) считаются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции. Этот метод распределения затрат получил название «абзорпшен-костинг». Существует модификация абзорпшен-костинга, в которой периодическими признаются только коммерческие расходы, а ОХР подлежат распределению между реализацией и остатками. В этом случае остатки оцениваются по полной производственной себестоимости, в которую включают часть РСЭО, ОПР и ОХР - пропорционально той части продукции, которая осталась в незавершенном производстве, а также на складе готовой продукции в данном периоде времени

Второй метод («директ-костинг») основан на делении текущих затрат предприятия на переменные и постоянные. Переменные затраты подлежат распределению, а постоянные являются периодическими и полностью списываются на реализованную продукцию.

В рамках управленческого учета можно применить и третий метод распределения затрат. Если технология производства на предприятии устаревшая, неспособная формировать будущую прибыль предприятия, то РСЭО и ОПР следует считать периодическими затратами и полностью списывать на реализацию, тем самым уменьшая прибыль, а в некоторых случаях показывая убытки.
7.4 Понятие периодических затрат и расходов, относимых на запасы предприятия.

Периодические затраты в отчетном периоде накапливаются в активе баланса. В конце отчетного периода полностью списываются на реализацию.


Оценка себестоимости НЗП и остат

НЗП

прямые

Переменные( на продукт)

Постоянные( периодические)


Управленческий

Бухгалтерский

Налговый

Остат. ГП

ГП


Сырье и материалы

ССВ

Аморт



переменные

Сырье и материалы

ЗП осн. Пр-х рабочих

ОПР

Реализ ГП



Оценка себестоимости реализованной пр-ции



Управленческий

Бухгалтерский

Налговый


Сырье и материалы

ЗП осн. Пр-х рабочих

ОПР

ОХЗ расходы

Коммерческие

Сырье и материалы

ЗП раб с ССВ

Аморт



}пр



}периодические

Косвенные


Периодические – затраты, которые возникают в данном периоде времени и полностью списываются на результаты финансовой деятельности этого же периода времени. Распределяемые – затраты, которые группируются по трем направлениям: остатки ГП

(готовой продукции) на складе; НЗП (незавершенное производство); реализованная продукция. Взаимосвязь этих затрат показана на рис. 1.2. На данной схеме единый социальный налог на заработную плату основных рабочих включен в состав самой

заработной платы рабочих. Существуют различные методы оценки себестоимости реализованной продукции и остатков готовой продукции на

складе. Остановимся на двух из них. В первом методе остатки незавершенного производства и готовой продукции на складе оценивают по сокращенной производственной себестоимости, а общехозяйственные (ОХР) и коммерческие расходы (КОМ) считаются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции. Этот метод распределения затрат получил название «абзорпшен-костинг». Существует модификация абзорпшен-костинга, в которой периодическими признаются только коммерческие расходы, а ОХР подлежат распределению между реализацией и остатками. В этом случае остатки оцениваются по полной производственной себестоимости, в которую включают часть РСЭО, ОПР и

ОХР – пропорционально той части продукции, которая осталась в незавершенном производстве, а также на складе готовой

продукции в данном периоде времени.
7.5 Прямые и косвенные, основные и накладные расходы.

^ Прямые и косвенные затраты. Прямые - те затраты, которые непосредственно можно отнести на объект учета затрат. Косвенные - это такие затраты, которые одновременно относятся к нескольким объектам учета и поэтому не всегда их можно однозначно распределить по объектам учета. В момент зарождения затраты всегда прямые по отношению к тому объекту, где они появились. Далее при продвижении по технологической цепи они могут стать косвенными. Например, объект учета затрат - ремонтно-механический цех; затраты - заработная плата ремонтных рабочих, приписанных к данному цеху. Если составляется смета затрат ремонтного цеха, то заработная плата ремонтников по отношению к своему цеху - затраты прямые. По отношению к основным цехам заработная плата ремонтников -это затраты косвенные и их необходимо распределять по этим цехам, например, пропорционально времени, отработанному ремонтными рабочими в основных цехах. Таким образом, при разделении затрат на прямые и косвенные всегда следует указывать объект учета затрат, поскольку при смене объекта характер затрат также меняется. Другой пример - заработная плата начальника мебельного цеха. По отношению к объекту «цех» его заработная плата - прямые затраты; по отношению к объектам «продукция цеха» - столы, шкафы, диваны - это затраты косвенные, поскольку начальник цеха сам продукцию не выпускает и его зарплату придется распределять по видам продукции искусственно, пропорционально каким-нибудь прямым затратам: стоимости материалов или трудоемкости данного вида продукции.

^ Основные и накладные затраты. Основные - те, которые непосредственно связаны с технологическим процессом. Накладные - затраты, связанные с общими процессами управления предприятием, исключая технологический процесс:

Основные затраты: Накладные расходы;

1.Сырье и материалы 1.ОПР

2.ЗП осн.рабочих с ЕСН 2.ОХР

3.Расходы на содерж. и эксплуатацию 3.Коммерческие

оборудования

ЕСН - это единый социальный налог на заработную плату основных рабочих.

Необязательно одновременно стремиться уменьшать как основные, так и накладные расходы. Можно увеличивая накладные расходы, существенно снизить основные затраты так, чтобы рентабельность производства продукции в целом повысилась. Например, можно закупить компьютеры и программное обеспечение для инженеров-конструкторов и технологов. Очевидно, что управленческие, т.е. накладные расходы вырастут. Если в результате компьютеризации конструкция изделий станет более простой, а технология производства более дешевой, то снизятся основные затраты и такая административная инновация будет экономически оправданной.

Накладные расходы, как правило, являются косвенными по отношению к видам продукции, выпускаемым на предприятии. Однако, в составе накладных расходов имеются и те затраты, которые напрямую можно отнести на виды выпускаемых изделий. Например, затраты на рекламу, упаковку, на подготовку производства новых видов продукции.

^ Расходы по содержанию эксплуатации оборудования (РСЭО), общепроизводственные (ОПР), общехозяйственные (ОХР) и коммерческие (КОМ) расходы. Такая классификация позволяет привязать затраты к территории. Например, место возникновения ОХР, т.е. управленческих расходов, - заводоуправление; РСЭО и ОПР - основные и вспомогательные цехи предприятия; коммерческие расходы локализованы в основном вне территории предприятия - реклама, доставка готовой продукции и пр. Далее приводится укрупненный состав этих затрат.

Состав РСЭО: амортизация оборудования и транспортных средств; стоимость запасных частей для ремонта оборудования; зарплата ремонтных рабочих с начислениями; внутризаводское перемещение грузов; износ инструмента.

Состав ОПР: расходы на силовую энергию, потребляемую оборудованием; содержание аппарата управления цехом; амортизация, ремонт и содержание здания цеха; затраты на охрану труда; на подготовку производства; износ производственного инвентаря.

Состав ОХР: затраты на административно-управленческие расходы; расходы на амортизацию, ремонт и содержание зданий и сооружений общезаводского назначения; содержание военизированной и пожарной охраны; износ хозяйственного инвентаря; налоги и сборы, относимые на затраты; оплата услуг, оказываемых сторонними организациями.

Состав (КОМ): затраты на упаковку; на транспортировку продукции к потребителю; расходы на рекламу; на представительские расходы и т.д.
7.6 Затраты принимаемые и не принимаемые во внимание при принятии решения.

  1   2   3

Похожие:

7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconИ нформационное письмо
Общие сведения о возможностях программы, особенностях главного меню, знакомство с построением Планов счетов бухгалтерского и налогового...
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconПроведите краткую сравнительную характеристику бухгалтерского финансового...
Задача Проведите краткую сравнительную характеристику бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета. Результаты...
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета icon№ Сущность и виды учета. Предмет и метод бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета
Организация первичного наблюдения и документация. Инвентаризация имущества и обязательств. Учетные регистры и формы бухгалтерского...
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconСтатья №313 Налоговый учет система обобщения информации для определения...
Вопрос Понятие налогового учета. Необходимость ведения налогового учета в современных условиях. Порядок и методы организации налогового...
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconПонятие, сущность бухгалтерского учета. Пользователи бухгалтерского...
Целью хозяйственного учета является адекватное отражение фактов хозяйственной деятельности, предоставление полной и правдивой информации...
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconХарактеристика основ бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии....
Тема Характеристика основ бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии. Защитные функции бухгалтерского учета и закономерности их...
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconВопросы к экзамену по дисциплине «основы бухгалтерского учета»
Основные принципы бухгалтерского учета. Основные требования к ведению бухгалтерского учета
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconВопросы для экзамена по бухгалтерскому управленческому учету
Предпосылки появления и законодательные основы бухгалтерского управленческого учета в РФ
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconТестовые задания по дисциплине
Сущность и виды учета. Предмет и метод бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета
7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета iconПравила бухгалтерского учета Правила налогового учета
Пбу 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 06. 05. 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница