Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук


Скачать 373.18 Kb.
НазваниеПедагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук
страница1/3
Дата публикации28.07.2013
Размер373.18 Kb.
ТипПедагогическая практика
userdocs.ru > Бухгалтерия > Педагогическая практика
  1   2   3
Педагогическая практика

Терехина Т.В. – доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук.

Терехина Т.В. – доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук.
Содержание

1. Педагогическая практика студентов – социологов 5

1.1. Требования Государственного образовательного стандарта к организации педагогической практики..............................................................................................................5

1.2. Общие положения.......................................................................................................5

1.3. Установочная конференция.......................................................................................6

1.4. Пассивная практика....................................................................................................7

1.5. Активная практика......................................................................................................9

1.6. Оформление отчетной документации.....................................................................15

1.7. Аттестация по результатам практики.....................................................................18

1.8. Дополнительные указания.......................................................................................19

1.9. Список литературы...................................................................................................21

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................................22

Приложение 1...................................................................................................................22

Образец А. – Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий (по В.П. Симонову)………………………………………………............................ 22

Образец Б. – Схема анализа показательного урока……………………… 23

Приложение 2 24

Образец ведения дневника о прохождении педагогической практики..................... 24

Приложение 3..................................................................................................... .............25

Образец написания характеристики на студента, прошедшего педагогическую практику........................................................................................................................................25

Приложение 4...................................................................................................................26

Образец титульного листа отчета о прохождении производственной практики......26

Приложение 5...................................................................................................................27

Образец отзыва методиста производственной практики.............................................27

Приложение 6...................................................................................................................28

Извлечение из типового договора Университета со школами....................................28


1. Педагогическая практика студентов - социологов

1.1. Требования Государственного образовательного стандарта к организации педагогической практики
Педагогическая практика студентов-социологов организуется с целью выработки у практикантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы.

Педагогическая практика включает в себя посещение семинарских занятий, проводимых руководителем-методистом; самостоятельное проведение семинарских занятий и предоставление текста лекций.

Организацией педпрактики руководит зам. декана по учебной работе. Теоретическое и методическое руководство педпрактикой осуществляют преподаватели, имеющие ученую степень и ученое звание.

Студент-практикант представляет дневник практики и текст лекции ответственному. По окончании педпрактики студенту проставляется оценка в зачетную книжку.
1.2. Общие положения
В Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского (в дальнейшем - Институте) педагогическая практика проводится в учебных заведениях среднего и среднего специального образования г. Пензы.

На педагогическую практику студенты очного отделения направляются, централизовано, в определенные приказом ректора сроки. Студенты заочного отделения проходят педагогическую практику самостоятельно, на основе личной договоренности с администрацией конкретных школ.

Существует ряд учебных заведений, с которыми Институт заключил договор о прохождении практики. Однако группа студентов очного отделения (3-5 человек) может выступить с инициативой о прохождении практики в другой школе либо среднем специальном учебном заведении. Непременным условием этого является согласие администрации школы на прием студентов на практику, заключение договора между школой и Институтом, а также – транспортная доступность места прохождения практики для методистов. Окончательное решение о привлечении дополнительных учебных заведений в качестве базовых для проведения педпрактики принимается руководством Института.

Продолжительность практики у студентов-социологов очной формы обучения на IV и V курсе составляет 4 недели. У студентов IV курса заочной формы обучения – 4 недели. Первую неделю идет так называемая пассивная практика, в процессе которой студент адаптируется к условиям школы. В остальные недели – активная практика, в ходе которой студент самостоятельно проводит занятия в закрепленном за ним классе.

Сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом. Однако в особых случаях допускается досрочное прохождение педагогической практики. Для получения соответствующего разрешения студентом предоставляется в деканат заявление установленной формы с положительными резолюциями декана факультета и проректора по учебной работе. Студент обязан уведомить факультетского руководителя практики о досрочном ее прохождении не позднее, чем за две недели до начала. Следует учитывать, что досрочное прохождение педагогической практики проводится без отрыва от учебного процесса, то есть не освобождает студента от посещения учебных занятий.

Если в связи с болезнью или по другим уважительным причинам студент не может приступить к выполнению практики, либо вынужден прервать ее, необходимо сообщить об этом факультетскому руководителю практики и представить соответствующие оправдательные документы. В таком случае студент будет направлен на практику в индивидуальном порядке.

При прохождении практики студент обязан:

- выполнять график прохождения практики и все задания, предусмотренные программой;

- строго выполнять действующие в учебном заведении правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- оказывать посильную помощь учителю в организационной и воспитательной работе учащихся.

Ниже приведены основные этапы прохождения педагогической практики и их содержание.
1.3. Установочная конференция
Для подробного инструктажа студентов о порядке прохождения педагогической практики в начале практики проводится установочная конференция. Конференция организуется факультетским руководителем практики с участием методистов при возможном участии представителей деканата и учебного управления. Явка студентов на конференцию строго обязательна. На установочной конференции зачитывается приказ ректора Института о направлении студентов на педагогическую практику, указываются методисты по школам, даются подробные указания о прохождении практики и оформлении отчетной документации. В группах практикантов, направляемых в различные школы, назначаются старосты. Старостам даются дополнительные поручения по оформлению документации.
1.4. Пассивная практика
В первую неделю практики студенты не проводят учебных занятий. Их основными задачами на данном этапе являются:

1. Знакомство с педагогическим коллективом и администрацией школы.

2. Ознакомление с внутренним распорядком школы и графиком учебного процесса.

3. Знакомство с учениками.

4. Изучение методических особенностей работы с классом.

Знакомство с педагогическим коллективом и администрацией школы. Закрепленный за конкретной школой методист в первый день практики представляет студентов-практикантов директору школы, либо лицу его заменяющему. Директор в свою очередь дает поручение завучу по учебной работе либо учителям-предметникам о распределении студентов по классам. Хотя в задачи практики классное руководство и не входит, в ряде вопросов необходимо тесное взаимодействие с классным руководителем. Поэтому, познакомившись с администрацией школы и учителем-предметником, нужно также представиться классному руководителю. Вышесказанное в равной мере относится и к школьному психологу.

^ Ознакомление с внутренним распорядком школы и графиком учебного процесса. Получив указания руководства школы о закреплении за конкретным классом, необходимо ознакомиться с учебным расписанием класса, а также с расписанием других студентов-практикантов вашей группы. Следует точно знать расписание звонков и расположение аудиторий, в которых будут проходить занятия. Старосты групп должны в кратчайшие сроки сообщить методистам сводные данные по расписанию занятий.

На данный момент в подавляющем большинстве школ введен особый пропускной режим. Во избежание сложностей необходимо в первый же день оговорить с администрацией порядок пропуска на территорию школы.

Необходимо выяснить, существуют ли в школе какие-либо особенности распорядка, дополнительные требования к учащимся и учителям (например, форма одежды, запрет на пользование мобильными телефонами и т.д.). Подробную информацию об этом можно получить у администрации школы.

^ Знакомство с учениками. За время пассивной практики вы должны не только запомнить по списку имена всех учеников закрепленного за вами класса, но постараться знать их в лицо.

Помимо этого необходимо обратить внимание как на уровень подготовки всего коллектива учащихся, так и на уровень знаний и способностей каждого конкретного школьника. Надо выяснить у классного руководителя, есть ли в классе дети с ограниченными возможностями и каков допустимый для них уровень учебной нагрузки. По-возможности следует выявить и учащихся с девиантным и делинквентным поведением (так называемых «трудных» подростков), изучить особенности работы с ними.

Процесс знакомства с учениками не может быть односторонним. Помните, что любой новый человек в классе привлекает самое пристальное внимание школьников. Во многом впечатления о студенте-практиканте складываются у учеников уже во время пассивной практики. Правильно сформированный имидж будет способствовать адекватному восприятию вас в качестве преподавателя. Будет лучше если классный руководитель или учитель-предметник с самого начала практики представит вас классу. Важно, чтобы ученики за время пассивной практики привыкли к вам, и ваше появление в качестве учителя во время активной практики не вызвало излишнего ажиотажа.

Выполнению поставленной задачи способствует посещение занятий по различным, в первую очередь - гуманитарным, предметам в ходе пассивной практики. Студент-практикант обязан посещать все уроки своего класса по тем предметам, которые ему предстоит преподавать. Посещение занятий по другим предметам желательно для ознакомления с коллективом, но не носит обязательного характера.

Следует помнить, что для посещения какого-либо урока необходимо получить разрешение учителя, этот урок проводящего.

Педагогическая практика студентов-социологов не предусматривает выполнения дополнительных программ по педагогике и психологии, однако применение специальных методик исследования (социометрии и т.д.) окажет вам значительную помощь в изучении особенностей коллектива учащихся.

Подробную информацию по многим из поставленных вопросов вы можете получить у учителя-предметника, классного руководителя, школьного психолога, а также у представителей школьной администрации.

^ Изучение методических особенностей работы с классом. При наличии общих стандартов и правил стиль работы каждого учителя, тем не менее, строго индивидуален. Безусловно, накладывает свой отпечаток на стиль преподавания и специфика конкретного коллектива учащихся: уровень знаний обучаемых, социальная и культурная среда, характерная для учеников данного класса. В связи с этим не всегда допустимо применение шаблонных методов педагогики и методики преподавания без адаптации их к конкретным условиям. Значительную помощь здесь может оказать опыт и методические наработки учителей школы, непосредственно работающих с данным классом. Следует обратить особое внимание на то, как учитель-предметник ведет урок, в какой форме излагается новый материал, какими методами привлекается внимание аудитории, как поддерживается дисциплина в классе.

Однако следует отметить, что не всегда слепое копирование имеющихся методов и форм работы учителя-предметника приводит к положительным результатам. Здесь сказывается разница профессионального опыта и мастерства, авторитет среди учащихся, знание специфики ученического коллектива. Поэтому прежде чем перенимать и осуществлять на практике те или иные сложные формы работы необходимо обсудить это с учителем-предметником и методистом.

На данный момент в России существует множество различных учебников и учебных пособий по общественным дисциплинам. Вам необходимо выяснить какой (какие) учебники используется учителем-предметником в этом классе, все ли ученики имеют учебник этого издания, какая дополнительная литература привлекается в процессе обучения. Следует уточнить, имеется ли в школьной библиотеке рекомендуемая основная и дополнительная литература. Так же необходимо знать имеют ли учащиеся доступ к электронным учебникам, сети Internet и другим источникам информации.

Необходимо уточнить и уровень технической оснащенности школы: есть ли возможность использования технических средств обучения (ТСО) и каких. Рекомендуется выяснить, какие ТСО используются учителем-предметником при проведении занятий в классе, за которым вы закреплены. Следует учитывать, что использование ТСО и новейших информационных технологий значительно повышает эффективность усвоения материала и стимулируют интерес учащихся.

Разъяснения по всем возникающим вопросам можно получить у учителя-предметника, классного руководителя и закрепленного за вашей группой методиста.
1.5. Активная практика
В рамках активной практики студенты самостоятельно проводят учебные занятия у закрепленного за ними класса. Основными задачами на данном этапе являются:

1. Подготовка к самостоятельному проведению занятий.

2. Проведение занятий.

3. Посещение уроков, проводимых другими студентами группы.

4. Анализ проведенных уроков.

Подготовка к самостоятельному проведению занятий. Педагогическая практика, особенно на четвертом курсе, достаточно непродолжительна. Поэтому необходимо начать подготовку к самостоятельному проведению занятий еще в рамках пассивной практики. Во-первых, следует согласовать с учителем-предметником срок проведения первого занятия. Во-вторых, уточнить тему занятия. Если урок предполагает изучение новой темы, уточнить, требуется ли проводить проверку домашнего задания.

По-возможности следует перед проведением урока обсудить специфику изучаемой темы с методистом и учителем предметником, тщательно выслушать их рекомендации и учесть их при подготовке к уроку.

Для проведения уроков необходимым условием является написание конспектов. Рекомендуется заранее показать учителю-предметнику развернутый конспект урока (особенно это касается студентов 4-го курса, впервые проходящих практику), и на основании полученных замечаний произвести необходимые исправления. Также следует систематически представлять конспекты занятий и методисту.

^ Проведение занятий является важнейшей частью практики. В ходе урока студент приобретает практические умения и навыки преподавания, а также ведения воспитательной работы. Однако не следует забывать, что помимо этого проводимые уроки есть часть единого учебного процесса. Обучаемые за этот период тоже должны получить необходимые знания, умения и навыки.

При проведении занятий необходимо максимально использовать знания и умения, полученные в ходе занятий по педагогике, возрастной психологии, методике преподавания предмета. Студентам V курса следует также опираться на опыт педагогической практики, полученный на IV курсе. Отразим наиболее важные моменты урока:

– Организационный момент (оргмомент) необходим для того, чтобы школьники переключились с одного вида деятельности на другой (с отдыха на учебную деятельность). Лучше, если оргмомент на вашем уроке будет соответствовать привычным для школьников данного класса формам. Однако следует отметить, что если учителю, преподающему в данном классе постоянно, сравнительно легко установить порядок в классе после звонка, то для практиканта это может представлять определенную трудность. В ходе оргмомента учитель приветствует школьников, класс отвечает. Приветствие учителя вставанием считается общепринятым, и хотя не является обязательным моментом. Оно позволяет переключить внимание школьников с внеучебной деятельности на начало урока. В рамках оргмомента часто проводится проверка посещаемости. Рекомендуется не ограничиваться формальной перекличкой, а проявить интерес к причинам отсутствия некоторых школьников.

– Проверка домашнего задания в рамках гуманитарных дисциплин обычно проходит в устной форме. Важно, чтобы в нее оказался вовлеченным весь класс, а не только ученик, отвечающий у доски или с места. Следует постоянно фиксировать внимание школьников на ходе ответа, задавать дополнительные вопросы и т.д. В старших классах возможно назначение оппонента отвечающему ученику.

Часто возникает вопрос: вызывать учеников для ответа по их желанию или исходя из других принципов? Первый вариант более легок для практиканта, однако следует учитывать, что подобный подход может привести к снижению познавательной активности в некоторых классах. У школьников может возникнуть ложное чувство уверенности, что их не спросят помимо их воли, а соответственно, им не грозит плохая оценка за неподготовленность к уроку. Если подобная позиция приобретает массовый характер, не только страдают знания школьников, но и рушится структура урока. С другой стороны, в классах с хорошо развитой познавательной мотивацией не следует ограничивать инициативу школьников, желающих ответить. Поэтому, прежде чем принимать решения о принципах выбора отвечающих, необходимо взвесить все «за» и «против», посоветоваться с учителем или методистом.

– Изложение нового материала обычно занимает большую часть урока. Выбор той или иной формы урока также зависит и от возрастной группы обучаемых и от специфики конкретного класса, и от частоты использования данных форм на занятиях. Возьмем в качестве примера урок-лекцию. Из курсов педагогики и психологии вам известно, что данная форма урока недопустима в начале первого концентра и ограничена по времени в старших классах. Но даже в выпускных классах лекция не будет одинаково эффективна. В классах, где подобная форма урока никогда не использовалась, неизбежно возникнут трудности, связанные с освоением нового для школьников вида деятельности. В классах, где преобладают хорошо подготовленные ученики, привыкшие к изложению материала в виде эвристической беседы, урок-лекция также встретит определенные трудности.

В ходе изложения нового материала необходимо постоянно контролировать внимание студентов, оценивать уровень их интереса. Падение интереса к новому материалу приводит к распылению внимания, переключению его на внеучебную деятельность. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к плохому усвоению материала и нарушению дисциплины.

Борьба за дисциплину должна вестись постоянно, однако при этом стоит избегать крайностей, стараться действовать не принуждением, а убеждением. Помните, что дисциплинарные нарушения могут нарастать лавинообразно и на определенном этапе дисциплину уже невозможно восстановить до конца урока, а в некоторых случаях - и до конца практики.

– Еще одним важным моментом урока является постановка домашнего задания. Обычно она проводится в конце урока, поэтому не всем студентам хватает времени для качественного выполнения этого пункта. Напоминаем, что домашнее задание должно быть объявлено громко и четко, желательно продублировать его на доске. Требуйте от школьников полной записи заданий в дневник или рабочую тетрадь.

– Известно, что прозвеневший звонок на перемену не должен означать для школьников автоматического завершения урока. Объявить об окончании урока и отпустить учащихся должен ведущий занятия практикант или учитель. Однако необходимо помнить, что затягивание урока является методической ошибкой, которой следует избегать.

– Следует знать, что школа ответственна за жизнь, здоровье, а также действия учеников в учебное время. Поэтому не следует досрочно отпускать школьников с урока.

^ Посещение уроков, проводимых другими студентами группы важно, так как практиканты получают возможность наблюдать за действиями своих товарищей, учиться на их ошибках, помогать однокурсникам устранять эти недостатки. На этапе активной практики посещение таких уроков более важно, нежели чем пассивное присутствие на уроках своего класса по другим дисциплинам.

^ Анализ проведенных уроков. После проведенных уроков группа собирается вместе с учителем-предметником и методистом и обсуждает результаты работы. Следует внимательно выслушать поступившие замечания, проанализировать все сложные ситуации и сделать соответствующие выводы. При анализе урока активное участие должны принимать и практиканты, присутствовавшие на уроке. Обсуждение должно проходить объективно и принципиально. Надо помнить, что основная цель обсуждения – помочь студенту в овладении профессией, выявить недостатки его работы и найти пути их устранения. Качественно проведенный анализ зачастую является залогом успеха на следующих уроках.

Анализ урока включает такие компоненты:

^ Анализ цели урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной цели урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение цели урока до учащихся. Степень достижения цели урока.

^ Анализ структуры и организации урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Связь урока с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

^ Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленной цели урока, учебным возможностям данного класса. Соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие приемов и методов, применяемых практикантом. Эмоциональность подачи материала.

Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники практиканта.

^ Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Культура общения практиканта с учащимися. Соблюдение практикантом норм педагогической этики и такта. Оценка созданного практикантом морально-психологического климата в данном детском коллективе.

Качество знаний умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать новые знания с помощью уже имеющихся. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся практикантом. Виды проверки. Объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

^ Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж практиканта по домашнему заданию.

^ Оценка здоровъесберегающей деятельности. Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока. Отслеживание момента снижения учебной активности школьников как показателя наступления их утомления.

Определение психологического климата на уроке: наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие ввиду работы в течение урока.

^ Оценка самоанализа, сделанного практикантом в ходе ответов на вопросы, поставленные учителем-предметником и методистом. Заключение по самоанализу.

^ Общая оценка степени достижения цели и задач урока. Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий практиканта; качество знаний, умений и навыков учащихся, тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока, диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по устранению выявленных недостатков.

Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

^ Общие выводы и предложения. Рекомендации студенту-практиканту по самообразованию на основании выводов и предложений.

Анализ урока учителем-предметником и методистом завершается заключительным словом студента-практиканта.

Беседу со студентом-практикантом должны характеризовать доброжелательность, уважительность и тактичность разговора, опора на положительное. Необходимо учесть и индивидуальные особенности студента: характер, тип нервной деятельности, степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

Можно рекомендовать определенные схемы анализа урока представленные в Приложении 1 (образец А.,Б.).
1.6. Оформление отчетной документации
По окончании практики студентам предоставляется время для оформления отчетной документации. Обычно этот срок не превышает одной недели. Конкретная дата указывается в приказе о направлении на практику и озвучивается на установочной конференции. Непредставление в срок необходимых документов является основанием для снижения оценки за педагогическую практику.

Необходимо подготовить следующие документы:

– развернутый конспект зачетного урока;

– дневник практики;

– характеристику с места практики;

– отчет о прохождении педагогической практики;

– отзыв методиста практики.

Рассмотрим оформление перечисленных документов более подробно.

^ Конспект зачетного урока является важной частью отчетной документации. Его качество влияет на оценку, выставляемую методистом, также он рассматривается факультетским руководителем практики при возникновении спорной оценки. Поэтому необходимо подойти к его составлению со всей ответственностью.

Конспект составляется в развернутом виде. Необходимо указать:

– тему урока;

– цели (задачи) урока. В цели урока должны быть раскрыты три составляющие: познавательная, воспитательная и развивающая;

–форму урока: лекция, дискуссия, беседа, конференция, уроки закрепления изучаемого материала, уроки повторения, комбинированные и др.;

– план урока;

– методические материалы;

– ТСО – технические средства обучения, если таковые использовались;

– список использованной литературы. Список использованных источников должен содержать перечень источников, используемых при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ;

– полностью раскрыть ход урока: вступление, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление изученного материала, домашнее задание, подведение итогов урока. Расписать по времени каждый этап урока!

При подготовке текстового материала отчета по практике следует использовать, формат листа А-4, шрифт 14, параметры страницы (поля): верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3,5 см, правое – 1,5 см. Объем не менее 5-7 страниц через 1,5 интервал. Нумерация страниц в нарастающем порядке (титульный лист включен в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставлен).

^ Дневник практики представляет собой перечень мероприятий, проведенных студентом за время практики. Данный документ заполняется в ходе практики ежедневно и предполагает выполнение следующих действий:

1. Совместно с преподавателем – руководителем практики составить план работы.

2. Получить индивидуальное задание с учетом места прохождения практики.

3. Получить у администрации учебного заведения отметку о прибытии на место практики.

4. Регулярно записывать все реально выполняемые работы.

5. Один раз в неделю представлять дневник на просмотр преподавателю – руководителю практики.

6. Получить у администрации учебного заведения отметку о выбытии с места практики.

Дневник является одним из элементов отчета о практике и подшивается к нему вместе с отзывом, заверенным подписью и печатью руководителя с места прохождения практики. Дневник практики можно выполнить в виде таблицы, представленной в Приложении 2:

Следует вносить в дневник практики не только сведения о проведенных уроках, но и другие мероприятия, указанные в задачах пассивной и активной практики. Если студентом проводилась какая-либо учебная или воспитательная работа, помимо предписанной программой практики, ее также следует отразить в дневнике.

^ Характеристика с места прохождения практики составляется администрацией учебного заведения и заверяется подписью директора (либо лица его заменяющего) и печатью школы. Однако в ряде случаев студенту требуется знать основные правила написания характеристик такого рода. Можно рекомендовать определенную схему (см. Приложение 3).

Напоминаем, что характеристика должна быть объективной, то есть отражать действительные, а не мнимые достоинства студента-практиканта и не умалчивать о его недостатках. Характеристика также является необходимым документом для аттестации студента по педагогической практике.

^ Отчет о педагогической практике пишется в свободной форме и представляется факультетскому руководителю практики. В отчете следует отразить все основные достижения практики, указать трудности. Образец титульного листа отчета по педагогической практике представлен в Приложении 4.

Представляет интерес информация о специфике учебного заведения, отношении к практикантам администрации школы и педагогического коллектива. Следует также указать общее впечатление о прохождении практики и провести самооценку.

Помните, что отчет о педагогической практике предназначен только для внутривузовского изучения. На основании ваших отчетов будет не только оцениваться ваша работа, но и, возможно, приниматься решение о направлении студентов в данную школу в дальнейшем.

К отчету о педагогической практике допустимо приложить дополнительные материалы (фото, видео и т.д.) иллюстрирующие вашу деятельность в качестве практиканта. Студент предоставляет методисту:

1. Развернутый конспект зачетного урока;

2. Дневник практики, в конце которого методист выставляет свою оценку за практику

Студент предоставляет факультетскому руководителю практики:

1. Дневник практики с оценками учителя-предметника и методиста и их подписями;

2. Характеристику с места практики, подписанную директором школы и заверенную печатью;

3. Отчет о прохождении педагогической практики;

4. Отзыв методиста практики.

Помимо перечисленного старосты групп (очное отделение) должны сдать заполненные ведомости на оплату труда учителей и администрации школы. Бланки ведомостей выдаются старостам на установочной конференции. В ведомостях должны быть разборчиво вписаны все необходимые данные: номер школы, фамилия, имя, отчество работника, домашний адрес, паспортные данные и номер страхового полиса, занимаемая должность и количество студентов, проходивших практику непосредственно у данного работника. Так как программой практики не предусмотрено классное руководство, оплата классным руководителям не производится и, соответственно, они в ведомость не вносятся. Университетом оплачивается работа с практикантами одного из представителей администрации школы. В случае если в ведомость вписываются более одного руководящего работника (например, директор и его заместитель), количество оплачиваемых часов делится между ними. Ведомости должны быть заверены подписями директора школы (или лица его заменяющего), методиста и печатью школы. Старосты, не сдавшие ведомости, считаются не отчитавшимися по педпрактике.

При прохождении практики студентами заочной формы обучения труд учителей и администрации школы не оплачивается.

^ Отзыв методиста практики

Отзыв подшивается к отчету о прохождении практики и предполагает оценку теоретических знаний, умения анализировать результаты проведенных уроков и делать выводы, самостоятельности студента при подготовке и проведении занятий в классе, а также соответствия отчета всем предъявленным требованиям. В отзыве методист практики указывает дифференцированную оценку, которую, по его мнению, заслужил студент.

Отзыв подписывается методистом практики с кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий.

Образец отзыва представлен в Приложении 5.
1.7. Аттестация по результатам практики
К зачету допускаются только те студенты, которые представили полный комплект документов о прохождении практики.

Через неделю по окончании производственной практики проводится итоговая конференция. Студентам предлагается в свободной форме сделать доклад о результатах педагогической практики. Желательно сопровождать выступление предоставлением видеоматериалов, слайд шоу, отражающих активную практику студента. Проанализировать достоинства и недостатки педагогической деятельности, выразить свои пожелания, предложения по усовершенствованию деятельности учителя. По окончании итоговой конференции студенты узнают результирующую оценку за прохождение практики.

Итоговая оценка за практику выставляется с учетом оценки методиста, оценки учителя-предметника, характеристики, данной администрацией школы и отчета о прохождении практики. В случае разногласия оценок методиста практики и учителя-предметника оценка выставляется по усмотрению руководителя производственной практикой от факультета.

Студент, не удовлетворенный одной из перечисленных оценок, может заявить об этом, но при этом представить аргументированные доказательства своей точки зрения. В этом случае, как и в случае явной противоречивости вышеуказанных оценок, студент должен представить факультетскому руководителю практики развернутый конспект зачетного урока.

Студенты, получившие за педагогическую практику оценку «неудовлетворительно», равно как и студенты по различным причинам не прошедшие педагогическую практику, направляются для повторного прохождения практики. Повторное прохождение педагогической практики проводится без отрыва от учебного процесса, то есть не освобождает студента от посещения учебных занятий.

Студенты, не имеющие к окончанию сессии положительной аттестации по практике, считаются не сдавшими сессию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
1.8. Дополнительные указания
Необходимо осознавать, что ваша практика является частью школьного образовательного процесса, основная цель которого – обучение и воспитание учащихся. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы ваше пребывание в школе не дезорганизовывало образовательного процесса, не вело к снижению качества обучения и уровня дисциплины.

Практикантам категорически запрещается появление на месте практики в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, курение на территории школы, использование ненормативной лексики. Невыполнение этих требований может повлечь применение самых жестких мер дисциплинарного характера.

Практикантам запрещаются прогулы в дни проводимых ими занятий, опоздания на уроки, беседа в ходе урока по мобильному телефону. Следует помнить, что по правилам внутреннего распорядка в большинстве школ учителям запрещено досрочно заканчивать урок и отпускать учащихся из класса до звонка на перемену. Также запрещается проведение урока без конспекта либо с недостаточным уровнем подготовки к уроку. Нарушение указанных ограничений может служить основанием для снижения оценки за практику.

Практикантам не рекомендуется использование спортивного либо неформального стиля одежды, вызывающих украшений, пирсинга.

При прохождении педагогической практики следует помнить о своих правах и обязанностях. Они во многом оговорены в договоре между школами и Университетом в виде взаимных обязательств сторон (см. Приложение 6).
  1   2   3

Похожие:

Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук icon19 февраля 20013 года на 74-м году жизни скончался Анатолий Иванович...
Анатолий Иванович Яковлев, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий чгу. От нас ушел очень светлый,...
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconКонцептуальные модели взаимодействия светской и религиозных культур
Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Лебедев сергей Дмитриевич – кандидат социологических...
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconПедагогическая практика
Чуйкова Н. В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и методики их преподавания мгпу
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconМетодические указания к выполнению заданий по психологии в период...
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Московского психолого-социального института Г. Х. Башанаева; кандидат психологических...
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconК сведению участников
Григорович Е. Н. – декан юридического факультета, кандидат социологических наук, доцент
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconД. В. Бутеев Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных...
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Смоленского государственного института искусств
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconПсихологические функции мышц
Автор: Марк Евгеньевич Сандомирский, кандидат медицинских наук, доцент кафедры управления в социальных и экономических системах угату,...
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconРимское право
Автор: Минина Н. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия,...
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconБеседы психологов-практиков
...
Педагогическая практика Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук. Терехина Т. В. доцент кафедры методологии науки, социальных теорий и технологий, кандидат социологических наук iconАксёнов И. Я. Единая транспортная система: Учеб для вузов
Підготували: завідувач кафедри, кандидат юридичних наук, доцент К. К. Афанасьєв, доцент кафедри, кандидат юридичних наук, доцент...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница