Основы конституционного права Японии


Скачать 248.86 Kb.
НазваниеОсновы конституционного права Японии
Дата публикации23.05.2013
Размер248.86 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
Основы конституционного права Японии

Особенности экономической структуры Японии отражаются в политической структуре общества.

Старейшей буржуазной партией Японии является либерально-демократическая партия. Если употребляется термин "либерализм", то он сразу ориентирует на то, что эти партии отстаивают общечеловеческие ценности. Под либеральные ценностями понимается, что: а) планируется сохранить прочную, традиционную для Японии семью; б) важнейшим принципом либерально-демократической партии считаются права и свободы человека как важнейшие социальные ценности; в) эта партия исключила из арсенала средств разрешения международных споров - насилие, войну, которые считает неприемлемыми средствами; г) забота государства и общества о престарелых и инвалидах. Такие ценности отстаивает любая партия, претендующая на статус либеральной. Кроме этого либерально-демократическая партия выражает интересы крупного монополистического капитала, поэтому в ее программе записано, что она обеспечит модернизацию экономики. Партия считает монополизацию экономики великим благом для Японии. В Японии практически все монополии транснациональные, поэтому это очень выгодно, Япония разработала развитие соревнований между фирмами, компаниями, предприятиями.

Внешняя политика либерально-демократической партии - Япония остаётся стратегическим партнером США. Но есть интересная тенденция, эта партия ставит задачу: сломить экономическую мощь США и стран европейского сообщества в напряженной конкурентной борьбе, и создается впечатление, что Японии эта задача под силу.

Либерально-демократическая партия и нынешнее руководство Японии активизирует дипломатические усилия в регионе юго-восточной Азии (КНДР, КНР, Индия, весь бассейн тихого океана - это сфера влияния Японии).

Либерально-демократическая партия придерживается принципа единства экономики и политики во взаимоотношениях с Россией, это означает, что Япония не намерена развивать экономические и торговые отношения с Россией без разрешения политических проблем (а именно, проблем северных территорий). Они требуют, чтобы на первом этапе передали 4-ре острова Курильской гряды, без всяких условий, а потом в договорном порядке потребовать передать все острова Японии. Россия и СССР говорили, что Курильские острова принадлежат нам в силу первооткрытия. Такое приобретение новых территорий для стран возможно, если первым открыли территории и там нет власти, кроме родоплеменной. С этим аргументом есть проблемка, Сахалин и Курильскую гряду открыл адмирал, а открытие данное описал в дневнике Гончаров, где написано, что первооткрывателей захватили японцы и повели к своим силовым структурам. Тогда появилась вторая версия СССР: Потсдамское соглашение, по нему переходят к СССР Курильские острова и Сахалин, как плата за агрессию Японии. Однако некоторые документы опровергают этот факт. Но, это позиция Японии и либерально-демократической партии, а мы русские, то знаем, кому принадлежат эти острова… и пускай только…

В 1956 Хрущев заявил, что передаст Японии все Курильские острова по договору, но Япония должна была ликвидировать военные базы США на территории Японии, т.к. она не выполнила свою обязанность, то Курильские острова ей не передали.

Главное сейчас признать официально, что проблема существует, но при решении этой проблемы однозначных выходов быть не может. Если передать данные острова Японии, к нам могут предъявить претензии КНР и некоторые другие страны. Нам нужны технологии Японии, их инвестиции, однако все это заморожено по политическому вопросу.

Вторая крупнейшая партия - социалистическая. Это партия социал-демократического толка со всеми вытекающими последствиями. В программе партии записано, что она намерена построит демократический социализм: а) построение социализма будет обеспечено путем справедливого распределения акций между всеми работниками общества; б) превращение профсоюзов в крупнейших держателей акций, это в Японии делается и дивиденды используются на поддержку членов профсоюзов, т.е. работников; в) социальная партия проводит (когда является правящей) широчайшие социальные программы; г) эта партия придерживается принципов традиционного японского образования, выступает против всяких реформ; д) несмотря на то, что это социалистическая партия, она записала в своей программе цель - обеспечить многообразие собственности, плюрализм мнений и многопартийную систему. Поэтому вполне естественно, что эта партия не представляет угрозу для демократии, либеральных ценностей.

В области внешней политики, партия входит в международный социалистический интернационал. Когда эта партия была правящей, проявляется исключительный интерес к Кубе, КНР, КНДР т.е. там где строится какая-то разновидность социализма. В отношении с Россией позиция социалистической партии по поводу северных территорий является более жесткой, ее требования сводятся к тому, чтобы Японии безусловно передали не только все острова Курильской гряды, но и южную часть Сахалина. Поэтому рассчитывать на то, что с приходом к власти социалистов улучшатся наши международные отношения, не приходится.

В Японии около 40-ка националистических партий, они постоянно объединяются, образуются новые.

Третья влиятельная партия - комэйто. Это буддийская партия, т.е. религиозная, во-вторых, перевод "комэйто" - партия чистой политики, в этой части партия очень близка к идеалу, задача у партии - сделать политику чистой, как она это может сделать (задачи политики):

  1. Политика должна осуществляться только в рамках конституции.

  2. Политика должна быть социально ориентированной, чтобы в Японии все вели достойную жизнь как записано в конституции.

  3. Политика должна быть доступной и понятной для всех, это можно сделать путем того, что каждый государственный деятель, выступая в СМИ, напр., депутат должен сказать: "Мы разрабатываем проект закона, когда примем, будут такие-то плюсы и минусы и т.д.". Та же модель действует в отношении старосты на сельском сходе и т.д.

  4. Любое решение, в том числе и закон, должны приниматься только в интересах народа Японии, их совершенно не интересуют все остальные народы, главное чтобы народу Японии жилось хорошо.

К сожалению, в этой партии есть серьезные противоречия. Буддисты трепетно относятся к любой жизни (и человека, и зверя, и таракана). Члены партии комэйто вегетарианцы, но эта партия хочет возродить самурайский дух. Каждый год под эгидой этой партии совершаются паломничества по местам сражений японской милитаристской армии, и устраиваются церемонии на море, на воде, которые призваны возродить самурайский дух. Это непонятно, т.к. если готовят самураев, значит готовятся к войне.

Во внешней политике, партия поддерживает связи только с буддийскими странами. С Россией политика более чем прохладная. Это партия третья по численности в парламенте.

История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегуната Эдо японские порты открылись для иностранных судов. С этого времени начинается период интенсивной интернационализации, в том числе и в сфере японского права. Растет интерес к идеям французских просветителей. Накаэти Ёмин — "восточный Руссо" — переводит на японский язык "Теорию общественного договора". В стране становятся все более значительными демократические настроения. Становится очевидной необходимость принятия основного закона государства. В результате реставрации Мэйдзи 11 февраля 22 года эпохи Мэйдзи (1889 г.) вступает в силу Конституция Великой Японской Империи, так называемая Конституция Мэйдзи. Образцом для нее стала монархическая прусская Конституция 1850 года, что послужило основой для дальнейшего распространения германского влияния на правовую систему Японии. Согласно Конституции особа Императора объявлялась священной и неприкосновенной (ст. 3), Император обладал всей полнотой верховной власти (ст. 4), императорские указы имели высшую юридическую силу. Он имел право объявлять войну и являлся верховным главнокомандующим. По Конституции Император выступал гарантом конституционных прав "всем добропорядочным гражданам японской Монархии". Но таких гарантированных прав было немного. К ним относились: право свободного выбора места жительства, профессии, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний и право на справедливый суд. Конституция 1889 года прокламировала принцип разделения властей. Высшей фигурой в государстве был Император, законодательной властью при нем обладал Парламент, административной — Кабинет, судебные полномочия осуществляли суды.

Поражение Японии во второй мировой войне и ее оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм. Основой послевоенной перестройки общества стала совместная Декларация, подписанная главами США, Англии, Китая и Советского Союза в июле 1945 г. в Потсдаме. В Потсдамской декларации в качестве целей оккупации Японии провозглашались: демилитаризация страны, демобилизация японских воору женных сил, наказание всех военных преступников. В ней указывалось, что: "Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в японском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам человека".

В октябре 1945 г. премьер-министр Японии Кидзюро Сидэха-ра сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства. В феврале 1946 г. японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 г., промулъгированаИмператором и опубликована 3 ноября 1946 г. Через шесть месяцев — 3 мая 1941 г. — она вступила в силу.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.

Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам. Основными являются:

  1. особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст. 1);

  2. принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи — Кабинетом министров. По совету и с одобрения Кабинета министров Император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуждает награды (гл. 1);

  3. круг основных прав и свобод человека значительно расширен (гл. 3);

  4. Япония "отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9);

  5. ликвидация всех аристократических институтов (ст. 14). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;

  6. местное самоуправление осуществляется в широких масштабах (ст. 92—95).

К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

^ Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст. 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст. 41).

Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.



  1. Проведение глобальной демилитаризации Японии, эта задача была успешно выполнена, была распущена армия, полиция, абсолютно все военные структуры, и даже упразднены военные училища, внесли ныне знаменитую ст.9 конституции Японии.

  2. Распустить все фашистские партии и группировки.

  3. Провести демонополизацию экономики, т.е. разрушить естественные монополии Японии, на этом настаивали представители США, они настаивали на этом только потому, что преследовали цель - устранения экономического конкурента в лице Японии.

Американские юристы взяли некоторые принципы из своей конституции: так закрепили принцип разделения властей, и наделили верховный суд функциями конституционного надзора, и после напряженных дискуссий закрепили институт местного самоуправления. Это был непосредственный вклад американских юристов. И получился гибрид работы этой комиссии - конституция "типа мула":

  1. Эта конституция была самой демократичной из всех послевоенных.

  2. Мирные положения, в том числе ст.9: "Япония навечно отказывается от войны, как суверенного права народа и все международные споры будет решать только мирным путем". Эта статья имеет очень серьезные правовые последствия, в соответствии с ней, Япония на нужды обороны не может тратить более 1% от ВВП, фактически сегодня Япония тратит только 0,3%. Япония не имеет права содержать регулярные вооруженные силы, а только имеет право содержать войска самообороны (их численность всего 240-к тысяч человек). Эта армия полностью кадрированная, т.е. 240-к тысяч это одни офицеры, а если армия кадрированая, то в течение месяца ее можно увеличить до миллиона, т.к. подготовка солдата не требует много времени. Армия всегда стабильная, если один генерал уходит, другой занимает его место. С учетом научных достижений Японии, она может создать и супероружие. На основании ст.9 Япония не может посылать войска самообороны за границу, т.е. она не может участвовать даже в миротворческих действиях, которые проводятся под эгидой ООН и совета безопасности. Аналогичная норма есть и в конституции Германии, но она грубо нарушила свою конституцию, когда послала свои войска в Югославию.

  3. Резкое ограничение полномочий монарха. Это самый слабый монарх (по полномочиям) среди всех остальных монархов мира. Полномочия несопоставимы даже с королевой Дании, Голландии, Великобритании.

  4. Японская конституция предусматривает уникальную систему судов, для американцев было неожиданностью, когда японцы внесли свою идею о судебной системе: верховный суд (у которого есть функция конституционного надзора), выделяется система высших судов, окружных судов и есть семейные суды. Семейные суды рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела, рассматривают все дела, вытекающие из брачно-семейных отношений, рассматривают все дела, связанные с несовершеннолетними, поэтому требование к судьям, чтобы они были юристами-профессионалами и отличными педагогами. К подростками в Японии относятся снисходительно и не стараются их засунуть в места лишения свободы, они хотят оставить в семье оступившегося подростка и действительно постараться наставить недоноска на путь истинный.

  5. Конституция по способу изменения - исключительно жесткая, поэтому в нее не внесено ни одной поправки. За поправку должно проголосовать 2/3 депутатов обеих палат от списочного состава, затем поправка выносится на всенародный референдум или поправку большинством 2/3 голосов должен подтвердить парламент нового созыва. Это мудрое правило, чтобы депутаты ныне действующего состава не подготовили поправку для себя.

Конституция, отдавая дань японскому традиционализму, на первое место ставит императора, ему посвящено 8-мь статей, но уже в ст.1 говорится, что император является символом единства нации, его статус определяется народом, которому принадлежит суверенитет, таким образом, уже в первой статье подчеркивается, что это только номинальный глава государства, действительно объединяющий японский народ.

Действует салическая система престолонаследия, эта система полностью исключает из круга престолонаследников женщин, если в семействе имеется несколько детей, то вполне естественно, что престолонаследником является старший, год вступления наследника в должность объявляется новой эрой и с этого года начинается новое летоисчисление. с 1989 г. началась эра Хэйсэй — эра правления императора Акихито).

Напр., император Хирохито вступил на престол в 1926-ом году, была объявлена новая эра - эра Села (эра лучезарного мира) и все дети, которые родились после 1 января 1926-го года, им будут писать в свидетельстве о рождении 1 января 1 года эры Селы. Это показывает, что император до сих пор обожествляется.

А если нет наследника? Дворец императора Окохито неоднократно объявлял, что его величество ждет наследника, но он все не появляется и не появляется. И если он не появится, то право избрать нового монарха предоставляется парламенту, он избирает мужчину и положит начало совершенно новой династии. Но в прессе Японии идут дискуссии, а не изменить ли конституцию, чтобы правом императорства обладали женщины.

Во-вторых, Император Японии политикой не занимается.

В-третьих, обладает формальными полномочиями. В Японии премьер-министра избирает парламент, и такой премьер просто навещает императора, отдает долг вежливости и говорит: "Я избран премьером и приступают к формированию правительства". Император отвечаю: "Желаю успехов".

Император только по предложению кабинета назначает главного судью верховного суда. Формально утверждает сформированное правительство, но ни имеет права вносить изменения. Только по предложению кабинета назначает чрезвычайных и полномочных послов. Только по рекомендации кабинета принимает верительные грамоты.

В области внешних сношений император имеет право только высказывать свое мнение по тем или иным принципиальным вопросам, но мнение это формируется кабинетом. По предложению правительства он созывает парламент на сессии и по предложению правительства распускает палату представителей. Подписывает проекты закона только после министерской скрепки, т.е. первую подпись ставит министр, который будет исполнять этот закон, потом подпишет проект премьер-министр, и подпись императора третья по счету.

Всеми делами императорского двора ведает совет императорского двора, в состав которого входят ближайшие родственники монарха и обязательно премьер-министр, они осуществляют управление всеми делами императора. Когда на престол взошел император Окохито, он неожиданно совершил визит почти во все страны тихоокеанского бассейна, такого в послевоенной истории Японии не было, чтобы монарх официально посещал зарубежные страны.

Т.к. монарх фигура декоративная, то он за свои действия ответственности не несет. Императорская семья в Японии имеет очень высокий авторитет в обществе, и около 80% взрослого населения страны поддерживают монархическую форму правления.

Парламент в Японии является самым квалифицированным и профессиональным в мире. Японский Парламент состоит из двух палат — Палаты советников и Палаты представителей. Палата советников включает 252 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов.. Палата представителей может быть досрочно распущена актом Императора по требованию правительства, верхняя палата роспуску не подлежит . Избираются на основании мажоритарной системы относительного большинства по партийным спискам. Избирательным пассивным правом обладает любой гражданин Японии. Срок действия палаты представителей 4-ре года. Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов. Конституция устанавливает всеобщее избирательное право для совершеннолетних, тайное голосование, недопущение дискриминации в избирательных правах по признаку расы, пола, религии, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44).. В соответствии с Законом активное избирательное право на выборах в обе палаты предоставлено гражданам в возрасте от 20 лет, проживающим в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенным в списки избирателей, пассивное — от 25 лет для Палаты представителей и 30 лет для Палаты советников

Существует и верхняя палата - палата советников (252 чела), избирается на 6-ть лет, но каждые 3-и года обновляется наполовину, кандидаты должны быть не моложе 35-ти лет. Избираются по мажоритарной системе относительного большинства.

В Японии применяется система залога - в палату советников 2 миллиона йен, в палату представителей 3 миллиона йен, если кандидат не набирает достаточного количества голосов, то эти деньги достаются государству. Этот институт очищает выборы от недобросовестных кандидатов, от самовыдвиженцев и просто выскочек.

У них процедура выборов исключительно цивилизованная. Никто не вправе высказываться против соперников, нужно повышать свой рейтинг, не понижая рейтинг других. На телевидении дается всего 3-и минуты (каждому кандидату на халяву), и купить дополнительное время нельзя никому.

^ Организационная структура парламента. Формируются определенные рабочие органы, избирают председателя палаты представителей, его заместителей, генерального секретаря (он не является депутатом), спикера. Такие же органы формируются и в палате советников.

Вторая группа органов формируется по четкому партийному принципу (большинство, меньшинство, средняя партия). Постоянные комитеты - в каждой палате создается от 12-ти до 18-ти комитетов.

Причины квалифицированности японского парламента:

  1. Все депутаты обязаны приступить к повышению юридической квалификации сразу после избрания.

  2. Библиотека парламента Японии насчитывает около 4-х миллионов книг по специальности, и около 2000-ч диссертаций, причем благодаря компьютеризации, депутаты быстро получают любую интересующую их справку. В библиотеке работает несколько тысяч работников, которые делают рефераты для депутатов и готовят проекты выступлений для депутатов (с учетом индивидуальных выражений, оборотов, дикции и т.д.).

  3. Каждый депутат имеет по двое помощников, которые также высоко квалифицированны.

Полномочия парламента:

  1. Осуществление законодательной деятельности.

  2. Утверждение бюджета.

  3. Избрание премьер-министра.

  4. Осуществление контрольных полномочий.

Главной задачей Парламента является принятие законов и государственного бюджета. В законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес, поскольку Палата представителей может преодолеть вето Палаты советников путем вторичного принятия закона 2/3 голосов, причем не от общего количества депутатов, а от кворума (1/3 состава палаты — ст. 59 Конституции). Так же, если Палата советников не приняла решение по законопроекту в течение 60 дней после получения его из Палаты представителей (для бюджетного закона этот срок сокращается в два раза), то решение Палаты представителей считается решением Парламента.

При каждой палате действует законодательное бюро, которое помогает депутатам при подготовке законопроектов.

Согласно Закону о Парламенте право на законодательную инициативу имеют депутаты Парламента и Кабинет министров. Законопроект может быть представлен на рассмотрение Парламента, если за это высказалось не менее 20 депутатов или 10 советников. Если речь идет о бюджете страны, то его должны поддержать не менее 50 депутатов или не менее 20 советников

^ Законодательный процесс очень напоминает американский:

  1. Выявление объективной необходимости в принятии закона, поэтому законы в Японии очень эффективны.

  2. Обсуждение проекта закона, точно выделяется три чтения.

  3. Голосование по регламенту. Голосуют поименно, к бюллетеню, каждый обязан прикрепить свою визитную карточку и опускать бюллетень с визиткой. Второй способ, при помощи электронной техники. Третий - путем вставания, хотя по существу, вставание - это опрос.

Между палатами японского парламента могут возникать разногласия:

  1. По кандидатуре премьер-министра - кандидатом считается тот, кого выдвинула палата представителей, но если палата советников выдвинула своего кандидата, могут возникнуть проблемы.

  2. Проект бюджета вносится только в палату представителей. Если в течение 30-ти дней палата советников не высказалась по бюджету, то решение палаты представителей считается окончательным. Во всех других случаях создается согласительная комиссия или вето палаты советников преодолевается палатой представителей большинством в 2/3 голосов.

^ Контрольные полномочия японского парламента:

  1. Утверждение программы правительства - если его программа не утверждается, правительство обязано уйти в отставку

  2. Обычные депутатские вопросы - они могут быть адресованы, в основном, членам правительства и премьер-министру, ответ дается немедленно, а если требуется дополнительная информация, то ответ даётся в течение трех дней.

  3. Депутатский запрос - адресуется всем должностным лицам страны, за исключением императора и самих депутатов. Если поступил запрос, то мало дать на него исчерпывающий ответ, обязательно по запросу в парламенте начинаются дебаты и выносится резолюция (одобрение деятельности правительства, или порицание деятельности коллегиального органа или конкретного должностного лица).

  4. Право выносить вотум недоверия правительству - если правительство не смогло разработать хороший бюджет и ему выносится вотум недоверия парламентом, оно должно сразу же уйти в отставку. Во всех случаях либо правительство уходит в отставку, либо назначаются новые выборы в палату представителей.

Высшим исполнительным органом государственной власти является кабинет правительства. Согласно Конституции Японии Кабинет министров осуществляет исполнительную власть (ст. 65). В него входят премьер-министр и другие государственные министры. Конституцией определен принцип гражданского кабинета (ст. 66). Под термином "гражданское лицо" подразумевается лицо, не состоящее на военной службе, не бывшее в прошлом профессиональным военным и не являющееся носителем милитаристской идеологии.

По традиции главой Кабинета становится лидер партии парламентского большинства. Если же палаты предлагают на пост премьер-министра разные кандидатуры или если Палата советников в течение 10 дней не предложит свою кандидатуру, то решение Палаты представителей становится решением Парламента.

В соответствии с ^ Законом о Кабинете министров 1947 г. премьер-министр назначает не более 20 государственных (так именуются все члены Кабинета) министров (ст. 2 Закона о Кабинете министров), при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов Парламента (ст. 68 Конституции). Фактически все члены Кабинета — парламентарии. Все члены Кабинета утверждаются указом Императора. Министерства и функции отдельных министров перечислены в Законе о структуре государственных исполнительных органов 1948 г. 12 министров возглавляют министерства юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления, кроме того один министр Кабинета является генеральным секретарем, остальные 8 министров являются министрами

В Японии удивительно компактное правительство (премьер, и 12-ть министров, и 8-мь государственных министров). Государственные министры - это министры без портфелей. Там тщательно соблюдается этикет, каждый одевается соответственно своему должностному положению. И по одежде можно отличить обычных министров и государственных министров и т.д.

Министры в Японии не специалисты в соответствующих отраслях и сферах управления, они политики и представляют интересы своей партии, у каждого министра есть административный заместитель, который действительно профессионал в своей сфере.

В состав правительства не входит министр обороны и министр внутренних дел, и в законе о правительстве Японии записано, что туда не могут входить лица, зараженные фашисткой и милитаристской идеологией, т.е. правительство в силу ст.9 Конституции должно быть полностью гражданским.

В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия на то премьер-министра (ст. 75 Конституции). Премьер-министр может на свое усмотрение отстранять министров от должности (ст. 68). Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом (ст. 66). Если Палата представителей принимает вотум недоверия или отказывается проголосовать за доверие правительству, Кабинет министров должен уйти в отставку в том случае, если Палата представителей не будет распущена Кабинетом в десятидневный срок (ст. 69). Кабинет также должен уйти в отставку, если должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия Парламента после выборов в Палату представителей (ст. 70).

Статья 73 японской Конституции определяет функции правительства следующим образом: "Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

  1. добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

  2. руководство внешней политикой;

  3. заключение договоров. При этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента;

  4. организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом;

  5. составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

• издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов. При этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона;

• принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах". Более подробно деятельность Кабинета министров регламентирована в Законе о Кабинете министров, где определены структура и функции Кабинета, компетенция премьер-министра и других министров, взаимоотношения с другими государственными органами.

К полномочиям премьер-министра как главы Кабинета относится общая координация деятельности Кабинета, назначение и освобождение от должности государственных министров, внесение на рассмотрение Парламента законопроектов, доклады Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешней политики, подписание законов и указов единолично (как соответствующий министр) и контрасигнация подписи уполномоченного министра, участие в проведении переговоров и подписание международных договоров, руководство подготовкой и заключение межправительственных соглашений. При премьер-министре действует канцелярия.

Осуществление делегированного законодательства - парламент принимает рамочный закон, в нём перечислены вопросы, по которым правительство имеет право принимать декреты, имеющие силу закона. Как любое правительство, правительство Японии координирует деятельность министерств и ведомств.

Правительство разрабатывает проект бюджета. В Японии выделяются правительственные законопроекты, раз они правительственные, то им отдается приоритет, они рассматриваются вне очереди, а если имеется инициативный законопроект который исходит, например, от депутатов, то он откладывается на второй план.

Правительство Японии обеспечивает охрану законности и правопорядка. Обеспечивает оборону Японии, для этого содержит войска самообороны. Правительство Японии полностью самостоятельно осуществляет внешнюю политику. Премьер-министр подписывает и межгосударственные и межправительственные соглашения. Первые соглашения подлежат ратификации, вторые - не подлежат ратификации. Поэтому правительство Японии может назвать любое соглашение межправительственным, даже если оно регулирует многосторонние отношения, и обойтись без ратификации соглашения парламентом.

За свою деятельность правительство несет коллегиальную ответственность. Т.е. если хотя бы только одному премьер-министру выражается недоверие, то все правительство уходит в отставку.

^ Верховный суд. Иерархия судебных органов в Японии имеет четырехзвенную структуру: Верховный суд, восемь высших апелляционных судов, 50 местных судов (в каждой префектуре по одному и четыре местных суда на острове Хоккайдо), 50 семейных судов и около 450 первичных судов (местные и семейные суды имеют одинаковый статус). Создание специальных судов Конституцией

Главный судья верховного суда назначается императором по представлению кабинета правительства. 14-ть судей верховного суда назначаются кабинетом. Требования к кандидатам:

  1. Должны быть выдающимися знатоками национального и международного права.

  2. Иметь не менее 10-летнего стажа практической работы в органах суда или прокуратуре.

  3. Нравственных требований к судьям не предъявляется.

Судьи всех других судов назначаются правительством по списку, представленному Верховным судом. Их назначают сроком на 10 лет, ограничений на повторное назначение не существует.

Судьи независимы, они выполняют свои функции, руководствуясь совестью и подчиняясь только Конституции и действующим законам. Судьи могут быть смещены со своей должности только по решению суда импичмента, состоящего из депутатов Палаты представителей и Палаты советников, либо если судебным порядком доказано, что судья морально или физически не в состоянии выполнять свои служебные обязанности.

В Японии есть интересная особенность. Каждые 10-ть лет проводится референдум по всем членам верховного суда, избиратели подтверждают их полномочия или высказываются против дальнейшей их деятельности. Референдум проводится по каждому члену персонально. Судьи верховного суда народу известны, а если неизвестны, то человек голосует по общему своему отношению к суду. Это самый эффективный способ контроля за верховным судом.

Ведение судебных процессов и оглашение приговоров должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда суд единогласно приходит к выводу, что гласность может нанести ущерб общественному порядку или морали. Однако судебные процессы по политическим обвинениям, оскорблениям по отношению к прессе или по вопросам, связанным с правами человека, должны всегда проводиться публично, как это гарантирует Конституция.

В высших судах дела в зависимости от важности рассматриваются коллегией из пяти или трех судей (ст. 18 Закона о судах), в местных судах соответственно трех судей или единолично (ст. 26 Закона о судах). В первичных судах судья рассматривает дела единолично (ст. 35 Закона о судах), юридическое образование для судьи первичного суда не является обязательным.

В специальную категорию нижестоящих судов включают семейные суды. Они выполняют две основные функции: разрешение отнесенных к их компетенции гражданско-правовых дел по семейным вопросам, а также ведение дел несовершеннолетних (п. 3 ст. 31 Закона о судах). Для выполнения первой функции при семейных судах существуют примирительные комиссии, в каждую из которых входит судья и представители населения. Вторую функцию выполняют исследователи, в обязанности которых входит изучение личности несовершеннолетнего, окружающей его социальной среды, обстоятельств совершения им преступления или иного антиобщественного деяния.

В Японии действует только исковое судопроизводство, по вопросу о признании того или иного закона неконституционным. Это означает, что любой поданный Японии (юридическое или физическое лицо) могут обратиться в окружной суд с иском о признании того или иного закона неконституционным. Окружной суд рассматривает это дело и выносит предварительное решение (напр., признает закон неконституционным) и передает материалы дела в верховный суд, решение которого является окончательным.

Существует мнение, что верховный суд консервативен, и что за всю историю существования, он удовлетворил всего несколько исков о признании закона неконституционным, но это объясняется только высокой квалификацией парламента и законодательства Японии.

Местное самоуправление состоит из:

  1. Префектура (выборным является только совет префектуры) - что-то типа нашей области. С большой натяжкой можно сказать, что это орган является органом местного самоуправления. Губернатор назначается правительством и возглавляет всю исполнительно-распорядительную власть. Губернатор решает местные проблемы, а также участвует в решении общегосударственных проблем.

  2. Муниципальные образования - к ним относятся города, сельские районы и районы в крупных городах. В этом звене действуют органы местного самоуправления. Там избирается мэр населением и избирается совет. Эти органы решают дела только местного значения.

  3. Село, деревня - органом местного самоуправления является староста, который избирается на сельском сходе, он решает вопросы местного значения.

Похожие:

Основы конституционного права Японии iconПрограмма курса раздел I. Конституционное право российской федерации...
Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли. Дискуссия о наименовании отрасли: конституционное или государственное...
Основы конституционного права Японии iconПредмет и метод конституционного права как отрасли права
Конституционное право как наука и учебная дисциплина. Место науки конституционного права в системе юридических наук
Основы конституционного права Японии iconОсновы конституционного права США
Гос-во состоит из 3 несмежных территорий (осн часть 48 штатов + Аляска + Гавайи)
Основы конституционного права Японии iconКафедра конституционного права вопросы к государственному экзамену...
Конституция Российской Федерации как источник судебно-конституционного права и процесса
Основы конституционного права Японии icon1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права,...
Тва государства и организации государственной власти путём закрепления в конституции РФ и конституционном законодательстве основ...
Основы конституционного права Японии iconЗакон как источник конституционного права рф: понятие, особенности, виды
Конституционное право РФ как отрасль права, наука и учеб­ная дисциплина. Конституционализм. Предмет и метод конституци­онного права...
Основы конституционного права Японии iconЗаконы субъектов РФ
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного...
Основы конституционного права Японии icon1. Предмет и понятие конституционного права
Кп устанавливает принципы взаимоотношений между участниками полт процесса. Основными тенденциями развития кп после принятия крф 93...
Основы конституционного права Японии icon47. Право средневековой Японии
Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского. Для раннесредневековогоправа Японии характерно повсеместное...
Основы конституционного права Японии iconКонкурс проводится в два этапа. Первый этап заочный, проходит с 15...
«Проблемы конституционного развития российского государства в научном наследии академика О. Е. Кутафина». Конкурс проводится кафедрой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница