2. Основные направления развития экономической мысли


Название2. Основные направления развития экономической мысли
страница1/16
Дата публикации05.03.2013
Размер1.36 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
1.Сущ-ть и стр-ра экономики как науки. Экономика как наука родилась в древнем обществе, ее возникновение связано с античными учеными Рима и Древней Греции. Экономика как наука, это совокупность знаний о хозяйстве, об отношениях между людьми, возникающих в процессе хозяйствования, об использовании различных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности людей и общества.

Народное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многих макроэкономических элементов, теснейшим образом связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами и есть экономическая структура. Вообще структура экономики — многоплановое понятие; ее можно рассматривать с разных точек зрения, отражающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и внешнеторговую структуры.
2.Основные направления развития экономической мысли.

Предметом истории экономической мысли является изучение истории

становления и развития общественного производства, а также истори­ческого

процесса возникновения, развития и смены экономических кон­цепций (идей и

воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

К современным направлениям экономической мысли относят: неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века,

основанное на идеях экономического либерализма и принципах сис­темного

анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в

настоящее время в задачи этого направления вхо­дят решение макроэкономических

вопросов и проблем государственно­го регулирования экономики;

· неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века;

взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста

доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);· неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века,

которое ставило экономические процессы в зависимость от технокра-тии(глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;-неолиберализм - экономическое учение о государственном регулирова­нии хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции

предпринимателей и других элементов экономического либерализма;·марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в

основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной

стоимости для обоснования неизбежности победы социа­лизма.
3.Предмет и метод экономической теории.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства".

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.

Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

Метод научной абстракции. Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления.

Метод функционального анализа. Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений.

Метод сравнительного анализа. Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата.

Индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза.

4.Экономическая система общества.

Эконом. система - это часть обще-ой системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуще-ся производство, обмен, распред. и потребление продуктов, услуг и факторов производства. Любая эконом. система решает, по крайней мере, три фундаментальные проблемы общества: что производить, как производить, для кого производить Осн. эконом. системы:

Традиционная экономика - это эконом. система, в которой осн. эконом. проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.Рыночная экономика - это такая эконом. система, в которой главные эконом. проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен. Централизованно планируемая, или административно-командная, экономика - такая эконом. система, в которой осн.эконом.проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой.Смешанная экономика рассматр. как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и гос-ый сектор экономики. Переходная экономика - это совр.эконом. система, существующая в странах, где идет преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику.
5.Основные формы общественного хозяйства. Форма общ. хозяйства — это опред. способ, тип организации хоз.деятельности людей, реальное функционирование обществ. экономики. К общим формам эконом. организации производства относятся натуральное и товарное производство. Натур. хозяйство — это такой тип хозяйства, в котором производство направлено непосредственно на удовл. собственных потребностей производителя.Эта форма хозяйствования была характерна для всех докапиталистических способов производства. Она возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования. Натуральное производство это такая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Натуральная форма господствовала в замкнутой первобытной общине. Здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая полной подготовкой продуктов труда к потреблению. Главный недостаток натурального хозяйства состоит в том, что оно не может обеспечить рост производительности труда, а потому поддерживает лишь минимальные условия жизни. Поэтому, начав с натурального хозяйства — самой первой формы организации экономической жизни, человечество на ней не остановилось и перешло к товарному производству.

Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества. Это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными производителями, где каждый из них специализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, которые на рынке становятся товарами.

Значит, товарное хозяйство — это система организационно-экономических отношений, благодаря которой обеспечивается равносторонний прогресс экономики. При углублении разделения труда расширяется применение все более совершенной техники. Это вызывает невиданный ранее рост выработки продукции. А благодаря повышению производительности труда увеличивается выпуск продукции в расчете на душу населения. К тому же создается возрастающее многообразие продуктов, предназначаемых для обмена на рынке на другие изделия.


6.Понятие блага,товара,услуги.

Потребности людей многообразны. Человек, имея малое всегда стремится к большему, ставит цели, поднимаясь по ступеням саморазвития. Не менее многообразны и средства их удовлетворения. В экономической теории любое такое средство называется благом.

Благо – это всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определённую человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. По своим натуральным характеристикам блага подразделяются на вещественные и информационные объекты, частные и коллективные действия. Благо, имеющее вещ-ную форму, называют продуктом, а если оно становится предметом сделки на рынке – товаром. Любое действие, направленное на удовлетворение человеческих потребностей, называют услугой. И продукты, и услуги в целом обозначают термином «продукция». Так же, благами считаются ресурсы, необходимые для производства потребительских благ.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворять потребности и произведенный для обмена..Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость, а способность товара к обмену в определённых количественных пропорциях - меновую стоимость. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющие какие-либо потребности человека.Специфика услуг как товара выражается в следующем.

1. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.

2. Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности, живого труда.

3. Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.
7.Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений.

Обмен возник еще в первобытном обществе, но носил он тогда случайный характер, обменивались возникавшие иногда излишки продуктов. Человечеству известны две формы товарного обмена:а) бартерный;б) товарно-денежный.Бартерный обмен представляет собой обмен товара на товар (Т–Т) или обмен услуги на услугу. Постепенно с развитием обмена выделяется особый товар, на который можно обменять все другие товары. Впоследствии он получил название денежного товара. появлением денег эпоха натурального обмена сменилась эпохой товарных денег, которая затем уступила место эпохе бумажных денег. В современных денежных системах различают три формы денег:

Металлические деньги или монеты. Золото сосредоточено в Центральном банке для осуществления внешнеторговых операций и не учитывается во внутреннем обращении.

Билеты. Бумажные деньги, государственные билеты, выпускаемые банками и правительствами. Их используют для оплаты индивидуальных услуг, для реализации средних и мелких торговых сделок, т. к. они удобны для расчетов в таких масштабах.

Безналичные деньги. Они используются для расчетов, в которых участвуют банки и государственное казначейство. Безналичные деньги широко применяются в крупных сделках, при расчетах государства и местных властей, при выплате ежемесячной зарплаты. Если этими деньгами распоряжаются банки, они заносятся либо в кредиторскую часть текущих счетов торговых и промышленных предприятий, либо на кредит чековых счетов, открываемых на имя частных лиц.
8.Понятие рынка и его типология.

Рынок – одна из самых распр.категорий в эконом. теории, одно из осн.понятий хозяй-ой практики и экономической теории. История развития рынка позволяет выделить след.типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный. Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами.

1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.2.Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная • свобода передвижения капитала. Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Можно выделить следующие основные черты деформации рынка:монополизм производителя и торговца:несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает; чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду,риску в хозяйственной деятельности; отсутствие у потребителя права выбора товара.
9. Рыночный спрос и факторы на него влияющие.

Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. На величину спроса оказывает влияние целый ряд факторов:цена предлагаемого товара; качественные характеристики товара;уровень доходов потребителей;изменение доходов потребителей — обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;изменение цен на взаимозаменяемые товары;изменение цен на взаимодополняемые товары;изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;

изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;политические факторы;социально-культурные факторы;

насыщенность рынка;
10.Рыночное предложение и его факторы.

Предложение — это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители. Закон предложения заключается в том, что при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается.

Таким образом, предложение находится в прямой зависимости от изменения цены. Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить на две большие группы:внешние факторы, влияние которых не зависит от деятельности производителей товаров и услуг:

социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам; демографическая ситуация и т.д.;

культурные и этнические;политические: экономическая политика государства, уровень инфляции, государственные дотации и заказы в той или иной отрасли производства и т.д.;

конкуренция — в частности, выход на рынок новых фирм или выпуск новых товаров;цена товара, сложившаяся на рынке.внутренние факторы, влияние которых может контролироваться непосредственно производителями товаров и услуг:объективность маркетингового анализа прогноза спроса на продукцию предприятия; уровень конкурентоспособности продукции;уровень организации процесса сбыта и продвижения продукции на рынок;ценовая политика предприятия;величина издержек производства.
11.Эластичность спроса и предложения.

Эластичность — это важн. Хар-ка спроса и предложения, показывающая зависимость их изменений от изменения различных факторов рынка (цены товара, доходов потребителей и т.д.). Она показывает, на сколько изменится величина спроса, если цена товара возрастет на 1%. На эластичность спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-заменителей, конкуренция на рынке, удельный вес товара в бюджете потребителя, качество товара, размеры запаса. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Чем больше на рынке конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, тем эластичнее спрос на продукцию данной фирмы. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Например, спрос на хлеб, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. А спрос на мебель, автомобили и прочие подобные товары является относительно эластичным. Эластичность предложения, так же как и эластичность спроса, определяется прежде всего по цене, по формуле, аналогичной формуле определения эластичности спроса. Предложение может быть эластичным, если коэффициент эластичности больше 1 и неэластичным, если коэффициент эластичности меньше 1. Коэффициент ценовой эластичности предложения, как правило, имеет положительное значение.На эластичность предложения оказывают влияние цена товара, число товаропроизводителей на рынке, потребительские ожидания (как ценовые, так и неценовые), значимость товара для потребителя, величина налогов, удельный вес стоимости определенного товара в доходе потребителя и т.д.

12. Понятие цены товара. Равновесные цены.

Равновесная цена– цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.
13.Потребительские предпочтения и предельная полезность. Главными агентами рыночных отношений являются потребитель и фирма. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – это «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, «голосуя» своими деньгами «за» или «против» выпущенных товаров. Чтобы глубже раскрыть сущность рыночного спроса, необходимо разобраться в теории потребительского поведения. Цель потребителя, ради которой он покупает товар, состоит в удовлетворении своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность – это способность данного продукта удовлетворять потребности. Предельная полезность – это добавочная полезность, т. е. удовлетворение, которое потребитель извлекает из дополнительной единицы конкретной продукции. За относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не изменятся, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать, поскольку потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться, или насыщаться.
14.Поведение производителя на рынке. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.

Выручка и прибыль. Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Максимизация прибыли выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Прибыль равна общей выручки минус совокупные издержки. В них включаются: зарплата, арендная плата, затраты на материалы, топливо, оплата предпринимателей, амортизация, проценты по ссудам, налоги, резервы. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т. е. труда, земли и капитала. Норма прибыли = чистый доход/сумма инвестиций на данный момент.

Нормальная прибыль – это своеобразная средняя оплата предпринимательских способностей. Если предприниматель прогнозирует прибыль ниже нормальной, то он просто уходит из этой сферы. Если прогнозируемая прибыль равна или выше нормальной прибыли, то у предпринимателей есть интересы дальше продолжать.

Экономические издержки и экономическая прибыль учитывают так называемые издержки упущенных возможностей, то есть прибыль, которую мог бы получить предприниматель, выбирая наиболее оптимальное решение.

Морженальный анализ строится на выяснении того, что произойдет с выручкой, издержками и прибылью при увеличении производства продукции на единицу. Отсюда возникают понятия – предельная выручка, издержки и прибыль.

Предельная выручка – это приращение общей выручки от каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции.

Предельные издержки – приращение общих издержек на каждую дополнительную единицу продукции.

Предельная прибыль – приращение прибыли от продажи каждой последующей единицы продукции.

Если предельная выручка больше предельных издержек, то предельная прибыль будет расти.

Если MR=MC, то предельная прибыль = 0.

Если MR
Итак, условие максимизации прибыли фирмы тоже самое условие рационального поведения фирмы предельная выручка равна предельным издержкам MR=MC. При этом предельная прибыль = 0, а прибыль max.
15.Издержки пр-ва и их виды.
Издержки производства – это затраты на приобретение производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит:

  1. Уровень цен

  2. Величина прибыли

  3. Конкурентоспособность

  4. Положение на рынке

В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию средств труда, на зарплату.

Издержки производства – это главный фактор, влияющий на объем предложения, поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна проанализировать издержки производства.

^ Классификация издержек производства:

Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка).

Издержки производства в зависимости от:

  1. Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные.

^ Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.

Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.

Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.

  1. Для измерения издержек на производство еденицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы ( если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть)

  2. В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные.

Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.

Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:

^ Явные – те фактические затраты на производство продукции

Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.

  1. С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние.

^ Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.

Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.

  1. С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки.

Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.

^ Факторы, влияющие на издержки производства:

      1. цены на ресурсы, их повышение увел-ет издержки производства, поэтому понижается совокупное предложение;

      2. рост производительности труда увел-ет объем производства и совокупное предложение;

      3. правовое регулирование (налоги, субсидии), если увеличиваются налоги, то совокупное предложение сокращается;

      4. предпринимательские способности


16. Механизм рыночного регулирования. Монополия и олигополия.

Спрос- желание потребителя приобрести товар по определенной цене в определенной период времени.^ Объем спроса- то кол-во товара, которое согласен приобрести один покупатель в определенный период времени. Закон спроса: при изменении цены происходит изменениеобъема спроса, т.е чем выше цена, тем меньше спрос, т.к. это обратная зависимость между кол-вом потребляемого товара и его стоимостью. Факторы спроса: предпочтение потребителей; уровень дахода потребителей; цена товара; цены на товарозаменители; цены на товародополнители; кол-во потребителей на рынке; реклама; религии, нравы, традиции, устои общества. Предложение- желание производителей реализовать товар по определенной цене в определенный период времени. Объем предложения- то кол-во товара которое один продавец при оптимальных условиях. Закон предложения: прямая зависимость между кол-вом регулирующего товара и его стоимостью. Факторы предложения: предпочтение потребителей; цены на товарозаменители; цены на комплиментарные товары; цены на ресурсы; уровень технологий; без отходное производство; экономическая политека гос-ва.

Олигополия – характерно то, что все сходные товары производятся небольшим количеством фирм, которые конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены. Ситуация олигополии – возникает в тех отраслях, где крупные предприятия.

Олигополия – рынок, на котором конкуренция происходит между наибольшим числом фирм, вытеснивших остальных конкурентов: Рынок автомобилей, Рынок автоперевозок.

Монополия – эта такая ситуация на рынке, когда товар или услуги на рынке представляет 1 продавец. При монополии возможности покупателя торговаться ограничены, так как альтернативы продавца или изготовителя просто не существует. У покупателя есть один выход борьбы с монополистом – не покупать товар.

Монополия – такая форма организации рынка, когда для продавцов множество благ и один покупатель.

Монопольная власть каждой фирмы заключается лишь в праве на изготовление особой разновидности товаров и предложение его на рынок по самостоятельной его цене. Но не возможность контроля над рынком всех товаров однотипного назначения, а диктовать цену.




^ 17. Монополистическая конкуренция и антимонопольная политека.

Монополистическая конкуренция – имеется много конкурирующих фирм, для удовлетворения одной и той же потребности фирмы предлагают различный товар. Каждая из фирм имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свой товар. Существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новых конкурентов. Рынок отдельных продуктов питания, одежды, мебели и т.д.

Монопольная конкуренция характерна для организации производств, не нужно создавать крупных предприятий и не нужно крупный капитал. Возможно создание многих разновидностей товаров, удовлетворяемые одну потребность. Право отдельной фирмы на изготовление товаров можно защитить с помощью авторских прав, логотипов.

Монополия – такая форма организации рынка, когда для продавцов множество благ и один покупатель.

В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий. Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещает соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия. направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм и т.д. Положение фирм может быть признано доминирующим, если доля на рынке товара превышает 35%. Этот критерий чрезмерно высок, что снижает действенность политики демонополизации.

Во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. Высокий уровень концентрации и специализации производства перестает быть экономически оправданным. В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий Других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в поощрении импорта такой продукции. Средствами осуществления такой политики являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий. 2. Объектом регулирования является:

  • деятельность естественных монополий;

  • деятельность предпринимательских монополий;

  • ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий, поэтому государственные органы управления определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
^ 18.Предпринимательска деятельность. Фирма как основная структурная единица.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Фирма – это экономический субъект рыночных отношений, который занимается производительной деятельностью, обладает самостоятельностью в принятии решений, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью получения прибыли.

Под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов. Делят все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.

Общие ресурсы - это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне её они оцениваются одинаково.

^ Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.
19.Факторы производства

Факторы производства – это экономическая категория, которая определяет все многообразие производственных ресурсов, непосредственно вовлеченных в процесс общественного производства. Иными словами, факторы производства – это используемые ресурсы.Однако при определении факторов производства производственные ресурсы меняют свои названия в зависимости от функциональной направленности.

В экономической теории факторы производства делятся на три основные группы:

''Земля'' - это обобщенное понятие, которое включает в себя все, что дается природой (территория, природные ископаемые и др.) В некоторых отраслях (сельское хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность), земля одновременно выступает в качестве предмета труда.

''Капитал'' – материальные и финансовые ресурсы, задействованные в процессе производства.

''Труд'' – к этому фактору производства относятся та часть населения, которая непосредственно задействована в процессе производства товаров или оказания услуг. Я экономике они называются ''экономически активное население''.

По Марксу деление факторов производиться на личностные(дея-ть людей с их знаниями, опытом и производительными опытами) и материально-вещественные( средства труда с помощью которых люди производят интересующие их блага). Средства производства- совокупность объективных методов воздействия на предмет труда с целью получения конечного продукта.

^ 20. Понятие прибыль, процент, капитал.

Рынок капитала и капитальных активов - это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; разнообразная информация экономического содержания.

В современной экономике границы понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемые объекты. Рынок факторов производства, специфика действующих здесь законов спроса и предложения устанавливают цену любой разновидности капитальных активов. Их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования, производственного применения.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, то есть такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и пр.

Общим основанием, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка. В денежном измерении обозначен номинал облигаций, акций, любых других ценных бумаг. Все экономические блага производственного назначения приобретают вид капитального актива.

Процент как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, представленных капитальными активами как факторами производства.

Для сложных производственных процессов в текущий момент или для осуществления их в будущем требуется накопление денежных средств, которые по мере превращения их в реальный капитал будут высокопроизводительными, а ? принесут белее высокий доход в будущем. С этой целью осуществляется накопление капитала и его инвестирование. Эффективный инвестиционный проект - это проект, годовой доход от которого не ниже рыночной нормы процента по любому другому капитальному активу, включая процентную банковскую ставку.

Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. В экономической практике принято выделять:

1)балансовую (общая) прибыль, полученную от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая прибыль - это общая выручка за вычетом внешних издержек. Внешние или явные издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

2)экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними).

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между стоимостью произведенной продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли, которая остается после выплаты платежей в бюджет и банки и вышестоящие органы.

Снижение издержек производства и обращения повышает прибыль предприятия. Издержки обращения - затраты, связанные с доведением продукции до потребителя. Производительные - транспорт, хранение, подработка, чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости - оплата продавцов, кассиров и др. Издержки производства - материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация.

Основными факторами, определяющими величину прибыли и уровень рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости.

Рентабельность показатель экономической эффективности производства, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам.

21.Основные и оборотные фонды предприятия.

Основные производственные фонды — это та часть средств производства, которая функционирует в процессе производства длительное время. Они сохраняют свою натуральную форму. Их стоимость включается в затраты производимых благ по частям, порциям, в меру износа. Износ основных производственных фондов — это потеря ими своей стоимости и потребительских свойств. Различают физический и моральный износ.

^ Оборотные производственные фонды - это та часть средств производства, которая целиком потребляется в течение одного цикла производства. Они изменяют свою натурально-вещественную форму. Их стоимость полностью включается в затраты на производство экономических благ. Сюда входят предметы труда, т.е. затраты на покупку сырья, вспомогательных материалов, топлива, а также затраты на заработную плату. Предметы труда либо вещественно входят в произведенный продукт в виде новой потребительной стоимости (сырье), либо полностью потребляются в процессе производства (вспомогательные материалы, топливо).

Разные части фондов имеют различную скорость оборота. Например, в отношении производственных зданий оборот может исчисляться десятками лет, производственного оборудования —7—10 лет. Скорость оборота выступает как функция времени производства и времени обращения и она обратно пропорциональна этим двум величинам. Другими словами, чем меньше время пребывания производственных фондов в процессе производства а ч процессе обращения, тем выше скорость их оборота, чем больше будет произведено продукции, тем больше будет создано стоимости и соответственно больше прибыли.

Для ускорения оборота фондов в первую очередь необходимо сокращать время их пребывания в производстве и обращении. Речь идет о сокращении времени производства и времени обращения. Очень важно также по-хозяйски использовать фонды и повышать их эффективность. В этом плане возрастает значение таких показателей эффективности их применения, как фондоотдача, фондовоору-женностьиматериалоемкость. Приобретают ныне актуальность и другие формы использования фондов — аренда, лизинг, продажа в кредит.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

2. Основные направления развития экономической мысли iconОсновные направления развития современной экономической мысли
Предметом микроэкономики, следовательно, являются вы­боры, совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится...
2. Основные направления развития экономической мысли iconВопросы по экономике
Основные направления западной экономической школы мысли: неоклассическая, монетаризм, кейсианство
2. Основные направления развития экономической мысли icon2. Трансформация и модернизация российской экономики
Необходимость и задачи экономической трансформации, ее основные цели и направления социально-экономического развития страны
2. Основные направления развития экономической мысли iconОсновные этапы развития экономической мысли
Отдельные исследования проводились еще в Древней Греции Ксенофонт, Платон, Аристотеля. Выделилась в качестве самостоятельной науки...
2. Основные направления развития экономической мысли iconОсновные этапы эволюции экономической мысли
Последнее, по мысли Ф. Аквинского, не делает человека счастливым; и приобретение такого богатства не может быть целью, т к последняя...
2. Основные направления развития экономической мысли iconПлан Периодизация, источники, классификация школ индийской философии...
Конфуцианство и даосизм как основные направления философской мысли Древнего Китая
2. Основные направления развития экономической мысли iconКраткий очерк истории экономической науки. Выдающиеся представители экономической мысли
Становление экономической теории в Европе как самостоятельной науки (XVI – XVIII века)
2. Основные направления развития экономической мысли iconУчебно-методический комплекс разработан в соответствии с учебным...
Данный курс дает студентам углубленные знания об основных этапах развития экономической мысли в их тесной взаимосвязи с развитием...
2. Основные направления развития экономической мысли iconКонтрольные вопросы к экзамену по курсу «Хозяйственное право»
Понятие, формы реализации государственной экономической политики, ее основные направления
2. Основные направления развития экономической мысли iconРешение проблем национального возрождения Украины, ее становление...
При этом кардинальное обновление и развитие экономической теории и практики хозяйствования во многом зависят от знания исторического...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница