Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание


НазваниеУчебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание
страница1/13
Дата публикации28.03.2013
Размер1.76 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Учреждение образования федерации профсоюзов Беларуси
Международный институт трудовых и социальных отношений

Н.Г. Сычев

Производственный менеджмент в отрасли (машино-и приборостроение)

Учебное пособие

к подготовке к государственным экзаменам
Минск 2004

Содержание


  1. Предприятие, производство и производственные системы.

  2. Влияние внешней среды на функционирование предприятия.

  3. Миссия и цель функционирования предприятия.

  4. Функции, методы и принципы производственного менеджмента.

  5. Специализация и кооперирование производства (предприятий).

  6. Концентрация и комбинирование производств.

  7. Производственная структура предприятия и факторы оказывающие на нее влияние.

  8. Организационная структура предприятия, виды организационных структур и факторы оказывающие на них влияние.

  9. Производственная программа, обеспечение ее выполнения.

  10. Менеджмент информационного обеспечения производства.

  11. Менеджмент рационального размещения подразделений и производств предприятия, компановка вспомогательных и основных производственных площадей цехов, планировка технологического оборудования.

  12. Разработка положения о подразделении предприятия и должностной инструкции: содержание, исходные нормативно-правовые документы, порядок утверждения и доведение до исполнителя.

  13. Принципы рациональной организации производственного процесса.

  14. Организация и обслуживание рабочих мест на предприятии.

  15. Основы оперативного управления производством.

  16. Организация производственного диспетчирования на предприятии.

  17. Управление себестоимостью продукции предприятия.

  18. Управление материально-техническим обеспечением и запасами предприятия.

  19. Организация и управление качеством продукции (товаров, услуг, работ).

  20. Основы организации планирования производства.

  21. Организация и управление подготовкой производства новой продукции .

  22. Роль инновационного менеджмента в развитии современного производства.

  23. Менеджмент повышения квалификации персонала предприятия.




  1. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства.

  2. Основные направления совершенствования основных и вспомогательных производств предприятия.

  3. Принятие управленческого решения в сфере производства.

  4. Организация и управление транспортного обслуживания производства.

  5. Организация и управление складским хозяйством предприятия.

  6. Организация и управление инструментальным хозяйством предприятия.

  7. Организация и управление ремонтным хозяйством предприятия.

  8. Социальный менеджмент на предприятии.

  9. Менеджмент охраны труда и техники безопасности на предприятии.

  10. Менеджмент механизации и автоматизации технологических процессов на предприятии.

  11. Разработка бизнес-плана предприятия.



1. Предприятие, производство и производственные системы
Предприятие – это хозяйственная структура, признаками которой являются производственно-техническое единство, организационно-административная самостоятельность, полная или частичная экономическая и хозяйственная обособленность.

^ Производственно-техническое единство означает комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих производств, составляющих единое целое, для которых характерна общность потребляемых сырья, материалов, комплектующих, технологических процессов, инструмента и технологической оснастки, готовой продукции.

^ Организационно-административная самостоятельность предпри -ятия проявляется в том, что оно представляет собой замкнутую систему организационно-административных связей и отношений. Во главе ее стоит руководитель, который в пределах своих полномочий принимает управленческие решения по изменению механизма и результатов функционирования предприятия и деятельности персонала.

^ Полная или частичная хозяйственная обособленность означает, что предприятию принадлежит установленной величины основной и оборотный капитал. Оно выявляет окончательные финансовые результаты своей деятельности, имеет возможность самостоятельно ими распоряжаться, обладает расчетным счетом в банке и системой бухгалтерского учета и отчетности.

^ Предприятия бывают: мелкие, средние и крупные; промышленные (машиностроительные, строительные, приборостроительные, металлурги- ческие, химические и т. д.), сельскохозяйственные, транспортные, торговые, добывающие; универсальные и специальные; единичного, серийного и массового производства; механизированные, комплексно механизированные, автоматизированные и т. д.

^ Материальную основу предприятия составляет его технико-производственная база, которая включает активные (инструмент, технологическое оборудование, транспорт) и пассивные элементы (здания и сооружения), создающие необходимые условия труда.

Предприятие представляет собой производственную систему или организацию, под которой понимают группу лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью вещественных, правовых, экономических и иных условий. Трудящиеся и условия их деятельности в совокупности образуют организационную структуру, которая характеризуется наличием цели, некоторого числа участников, внутреннего координирующего центра, принципом саморегулирования, обособленностью, организационной и производственной культурой.

^ Производственные системы состоят из трудящихся, орудий и предметов труда а также других элементов, необходимых для функционирования системы при создании продукции или услуг. Элементами производственной системы являются работники и материальные объекты -технологические процессы, сырье, материалы и инструмент, технологическая оснастка, оборудование и т. д.

^ Структура производственной системы – это совокупность элементов и их устойчивых связей, обеспечивающих целостность системы и тождественность ее самой себе, т. е. способность сохранения основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Таким образом, производственная система предполагает наличие внешней и внутренней среды, а также обратной связи между ними.

2. Влияние внешней среды на функционирование предприятия

К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятия, относятся макро – (международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, культурная, научно-техническая сферы) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики, маркетинговые посредники, контактные аудитории, законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности), инфрастуктура региона (банки, страховые и другие финансовые учреждения, промышленность, строительство, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, пригородное с/х, мониторинг окружающей природной среды и др.). К компонентам внутренней среды предприятия можно отнести целевую подсистему (качество выпускаемых изделий, ресурсосбережение, сбыт товара, организационно-техническое и социальное развитие, охрана труда и окружающей среды); обеспечивающую подсистему (ресурсное, информационное, правовое и методическое обеспечение); управляемую подсистему (НИОКР, планирование, организационно-техническая подготовка производства, тактический маркетинг, сервисное обслуживание выпускаемых товаров); управляющую подсистему (разработка управленческого решения, оперативное управление реализацией решений, управление персоналом).

^ Для эффективного функционирования предприятия (системы) важны все компоненты внешней и внутренней среды, но основополагающими являются информационное обеспечение системы менеджмента и степень совершенства применяемых при изготовлении продукции технологических процессов. Информационный массив должен обеспечить: прямое обращение потребителей к информации и возможность многократного ее использования; наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях; оперативный поиск и выдачу информации по запросу; предохранение информации от искажений.

На современном предприятии, выпускающем относительно сложную продукцию (автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины, телевизоры и радиоприемники), применяют десятки и даже сотни тысяч элементарных технологических процессов, которые во многом определяют конкурентоспособность выпускаемых изделий. Основные требования при выборе техпроцессов сводятся к тому, чтобы они обеспечивали наивысшее качество выпускаемой продукции при минимальных затратах материалов, энергии, инструмента, максимальную производительность и минимальную опасность для обслуживающего персонала и окружающей среды.

Эффективность функционирования производственной системы также зависит от механизма и качества обратной связи, к компонентам которой могут быть отнесены предложения и требования потребителей продукции предприятия, рекламации и новая информация в связи с неудовлетворительным качеством выпускаемого товара и научно-техническими достижениями, новинки с выставок и ярмарок.
3.Миссия и цель функционирования предприятия.
Миссия – это основное предназначение предприятия, четко выраженная причина его существования. Формулировка миссии должна содержать следующие элементы:

1. Задачи предприятия по производству основных товаров или услуг, его рынков и применяемых при этом базовых технологических процессов. Миссия отвечает на вопрос, какой конкретно производственной деятельностью занимается данное предприятие;

2. Описание внешней по отношению к предприятию хозяйственной среды, которая определяет рабочие параметры предприятия, задает ему набор ограничений и условий функционирования;

3. Интересы, ожидания и ценности потребителей продукции или услуг, будущие намерения, перспективы развития предприятия, качество производимых товаров или услуг по отношению к конкурентам, стоимость (цена) производимых товаров и их потребительная ценность.

Философия предприятия (организации) – это совокупность принципов и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации, ее культура, характер рабочего климата, ее имидж и положение в обществе и в бизнесе, представление о ней в общественном сознании. Соблюдение философии организации гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и ее эффективное развитие. Несоблюдение философии приводит к развитию конфликтов между администрацией и работниками, между заказчиками и потребителями продукции или услуг, к снижению имиджа предприятия. Основные элементы философии – это декларация прав членов трудового коллектива, качество работника, условия труда, оплата труда, социальные блага и гарантии, поощрения и запреты.

Миссия предприятия должна служить фактором привлечения покупателей продукции или клиентов услуг. Миссия предопределяет производственный профиль предприятия, состав, структуру и качественные характеристики ресурсов, которыми располагает предприятие для выпуска товаров (услуг), удовлетворяющих запросы покупателей или клиентов. Например, миссия современного вуза – обеспечить качественное высшее образование по лицензированным направлениям и специальностям на базе прогрессивных технологий обучения, привлечения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, современных технических средств и информационной базы данных с учетом индивидуальных потребностей и способностей студентов.

Предприятие функционирует и развивается в соответствии с конкретными целями, стоящими перед ним. Цель – это побуждающие мотивы производства, обуславливающие характер и системную упорядоченность деятельности трудового коллектива и каждого из его членов.

Каждое предприятие имеет основную (глобальную, стратегическую) и локальные (тактические) цели. ^ Стратегическая цель определяет направленность функционирования предприятия в соответствии с его миссией, с установленным ассортиментом, объемом и качеством выпускаемой продукции. Реализация стратегической цели требует четкой постановки конкретных задач коллективами производственных подразделений.

Цели и задачи – это те конечные рубежи, к достижению которых направлена деятельность подразделения; они способствуют достижению целей всей организации. Как известно, основной целью работы любого предприятия является получение прибыли и реализация возможности его развития. Глобальная стратегическая цель определяет необходимость проведения работ в направлении повышения качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий, расширения их ассортимента и увеличения объема производства, снижения расхода ресурсов и цены производимых товаров и т. д. Например, стратегическая цель повышения качества производимых изделий рождает такие локальные цели, как внедрение прогрессивных технологических процессов, обновление технологического оборудования, повышение уровня автоматизации, подготовка трудового персонала, проведение научно-исследовательских работ, совершенствование организации маркетинговых исследований, приобретение патентов и лицензий на новые техпроцессы и устройства и т. п. В свою очередь каждая из приведенных локальных целей может по отношению к задачам нижнего уровня превратиться в стратегическую цель.

Практически цели и задачи являются идентичными по конечным результатам выполнения. Задачу можно представить в качестве конечного результата выполнения производственной программы, а цель – как количественные и качественные показатели работы предприятия и его подразделений. Качественные показатели цели имеют расплывчатый характер и отражают задачи коллектива в общем виде. Например, к ним могут быть отнесены такие цели: усовершенствовать организационную структуру управления производством; осуществить переподготовку кадров функциональных служб предприятия, цехов; укомплектовать аппарат квалифицированными кадрами; устранить непроизводительные потери времени рабочих и служащих.

Эффективность работы предприятия во многом определяется безошибочным выбором поставленной на определенный отрезок времени цели и четко сформулированными задачами перед трудовыми коллективами структурных подразделений. При этом необходимо учитывать, на какой стадии жизненного цикла развития находится предприятие. Несмотря на кажущуюся простоту этой задачи для ее решения необходимо выполнить большой и глубокий анализ известной и доступной информации и может даже провести предварительные исследования.
4. Функции, методы и принципы производственного менеджмента.
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен. Таких функций можно насчитать пять: они сформулированы в начале XX столетия «отцом научного управления» Анри Файолем.

1. Планирование. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся: создание предприятия или фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение их деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.

3. Координация. Предприятие живет и работает благодаря занятым на нем людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.

4. Мотивация. Чтобы дела на предприятии шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а зачастую многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для предприятия и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к сотрудникам, которые допустили нарушения технологической или производственной дисциплины.

5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента – контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния, т. е. профилактики возможных отклонений.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические.

Методы производственного менеджмента

1. Организационные методы. Суть их состоит в том, что, прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. Иными словами, необходимо сначала создать предприятие, расставить по местам людей, дать им задания, показать, как действовать, и уже после этого руководить их действиями. Таким образом, организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными, составляя базу трех остальных групп – активных методов.

2. ^ Административные методы. По-иному они называются методами властной мотивации и сводятся, прежде всего, к открытому принуждению людей к той или иной деятельности, или к созданию возможностей для такого принуждения. Наиболее широкое распространение в настоящее время они имеют в армии и в других подобного рода структурах. Условием применения таких методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. Поэтому на практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconУчебное пособие для подготовки к экзаменам Киров
Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов. Может использоваться в качестве основы для подготовки к экзаменам...
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconУчебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов Курск 2004
Культура речи: Учебное пособие/ Сост. Петрухина М. В. – Курск, кгсха, 2004. – 100с
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconУчебное пособие Новосибирск 2004 Рецензенты: к э. н., доц. Юдин Н. П
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вуза, слушателей дополнительного профессионального образования
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconВычислительная математика Учебное пособие
Мастяева И. Н., Семенихина О. Н. Численные методы: Учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики,...
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры. Содержание курса соответствует Государственному...
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconИ здравоохранения
Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета подготовки медицинских сестер...
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconУчебное пособие «Дрессировка служебных собак»
Учебное пособие предназначено специалистам служебного собаководства пограничных, внутренних войск, органов мвд. Оно может быть использовано...
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconКраткий курс менеджмент а. Большаков учебное пособие санкт-Петербург...
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconИ. С. Туревский Техническое обслуживание
Учебное пособие предназначено для студентов техникумов и коллед­жей и написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебное пособие к подготовке к государственным экзаменам Минск 2004 Содержание iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом...
С 43 педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница