Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»


Скачать 225.49 Kb.
НазваниеОтветы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»
Дата публикации28.03.2013
Размер225.49 Kb.
ТипОтветы к экзамену
userdocs.ru > Экономика > Ответы к экзамену
Вопросы и ответы к экзамену

по дисциплине «Основы менеджмента»

  1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?

Менеджмент – управление социально-экономическими процессами в организации, учреждении, на предприятии, фирме в условиях рыночной экономики. Управление социально-экономическими процессами в организации – это система организующих, регулирующих и координирующих действий, влияющих на деятельность коллектива и направленных на решение стоящих перед ним задач.

  1. Назовите и поясните элементы организации и процесса управления.

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.

Из всего многообразия определений понятия «организация» можно выделить следующие:

  1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

  2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

  3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считается организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

  1. наличие не менее двух человек, которые считают себя частью этой группы;

  2. наличие, по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

  3. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

  1. В чем суть концепции жизненного цикла организации? Назовите и дайте характеристику основных фаз в жизни организации.

Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд фаз, начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации.

Фаза 1 – рождение организации. Для нее характерны определение главной цели, заключающейся в выживании и кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная задача – выход на рынок; организация труда – стремление к максимальному увеличению прибыли.

Фаза 2 – детство и юность. Отличительные особенности: главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача – укрепление и захват своей части рынка; организация труда – планирование прибыли, увеличение жалованья и заслуг.

Фаза 3 – зрелость. Главная цель – систематический сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство); основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда – разделение и кооперация премия за индивидуальный результат.

Фаза 4 – старение организации. Это высшая ступень ее зрелости. Главная цель в развитии организации – сохранить достигнутые результаты (остаться на «завоеванных» позициях); в области руководства эффект достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

Фаза 5 – возрождение организации. Главная цель на этой фазе развития состоит в обеспечении оживления по всем функциям; ее рост осуществляется за счёт коллективизма; главная задача – омолаживание; в области организации труда используется внедрение НОТ, коллективное премирование.

  1. Назовите и охарактеризуйте слагаемые организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, подразделения и необходимость управления).

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики.

Ресурсы. Целью всякой организации является наличие и преобразование ресурсов, которые используются ею для достижения тактических и стратегических целей. Основные ресурсы – это люди (трудовые ресурсы), основные и оборотные средства, технологии и информация.

Зависимость от внешней и внутренней среды. Это одна из самых значительных характеристик организации. Ни одна организация не может функционировать изолированно , вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

  1. Дайте характеристику факторов внешней среды организации.

Рассматривая влияние факторов внешней среды на организацию, следует иметь в виду, что их воздействие неодинаково. Поэтому важно уметь выявить наиболее существенные факторы внешнего влияния и выработать эффективные способы реагирования на них.



Факторы внешней среды организации.

  1. Опишите параметры внутренней среды организации.

Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. По сути это хозяйственный организм организации, ее структура.



Факторы внутренней среды.

  1. В чем суть неформальной организации?

В каждом трудовом коллективе наряду с формальными (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструментами, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существует и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику первой организации. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

  1. Оказывает ли неформальная организация воздействие на развитие формальной организации? Если «да», то раскройте механизм такого воздействия.

Неформальные, или теневые, группа существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело формальной организации может быть весьма существенным. А когда задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространено использование, и злоупотребление этой властью выражаются в форме неофициального общения. Ни ожни новости не передаются так быстро, как по неофициальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).

Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявлять свою власть, - это ее способность действовать или бездействовать. В практике управления имеется немало примеров, когда организация была поставлена «на колени» несанкционированным менеджментом.

Несанкционированное установление производственных норм – это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем некоторые группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие организации.

  1. Определите различие между горизонтальным и вертикальным разделением труда.

Горизонтальное разделение труда. Организация труда на научной основе объективно требует соответствующих форм его разделения, главной целью которого является специализация работников на выполнение отдельных видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько полно и глубоко учтена квалификация, будет завесить эффективность труда, личный трудовой вклад исполнителей.

Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на соответствующие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В данном случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации.

Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

  1. В чем суть управленческого труда от других видов трудовой деятельности?

Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. В широком понимании управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимы для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Вообще менеджмент – это управление, т.е. умение, добивается поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Таким образом, менеджмент на основе науки об управлении воздействует на человека, обеспечивая тем самым достижение поставленных целей.

  1. Выявите и опишите различия управленческой деятельности по трем уровням управления.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнением. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

  1. Дайте характеристику объекта и субъекта управления.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами – это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления – орган либо лицо, которое осуществляет управляющее действие.

  1. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организаций. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

  1. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их.

В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную.

Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления.

Функциональная организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Линейно-функциональная (штабная) структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

Матричная организационная структура управления. Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.

  1. В чем отличия, преимущества и недостатки линейной структуры управления?

Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, финансы, персонал, НИОКР, инновации и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Преимущества линейной структуры:

1. Четкая система взаимных связей функций и подразделений;

2. Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всеми процессами, имеющими общую цель;

3. Ясно выраженная ответственность;

4. Быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

1. Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

2. Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

3. Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

4. Критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

5. Тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

6. Большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

7. Перегрузка управленцев верхнего уровня;

8. Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

  1. Назовите особенности построения, преимущества и недостатки функциональной структуры управления.

Данная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

Достоинства функциональной структуры:

1. Сокращение звеньев согласования

2. Уменьшение дублирования работ

3. Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней

4. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

Недостатки функциональной структуры:

1. Неоднозначное распределение ответственности

2. Затруднённая коммуникация

3. Длительная процедура принятия решений

4. Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

  1. Дайте характеристику линейно-функциональной структуры управления.

Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - функциональная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.

Достоинства линейно - функциональной структуры:

1. Более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

2. Некоторая разгрузка высших руководителей;

3. Возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

4. При наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки линейно - функциональной структуры:

1. Недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

2. Тенденции к чрезмерной централизации управления;

3. С трудом реагирует на изменения.

4. Затрудняет горизонтальное согласование

  1. Назовите особенности формирования матричной структуры управления. Опишите их преимущества и недостатки.

Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.

Преимущества матричной структуры:

1. Лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

2. Более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

3. Более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

4. Относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений,

управленческой культуры, профессиональных навыков;

5. Улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

6. Любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

7. Сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур:

1. Трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

2. Необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

3. Высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

4. Частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

5. Возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

  1. Цели организации.

Цели организации – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, к достижению которой стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми.

В процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации.

Однако этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены трудового коллектива.

Процедура совместного определения цели является главным мотивом и координирующей силой организации, так как в результате этого каждый член организации знает, к чему он должен стремится.

  1. Миссия организации.

Организация осуществляет деятельность для удовлетворения потребителей и определения основных потребностей (производство автомобилей, предоставление кредитов) т.е. миссией можно назвать четко выраженную причину существования организации.

Формулировка мисси содержит:

  1. Задачу организации с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий т.е. какой деятельностью занимается организация.

  2. Внешняя среда по отношению к фирме.

  3. Культура организации т.е. какого типа существует рабочий климат внутри фирмы и какого типа людей привлекает этот климат.



  1. Опишите структуру организации.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

  1. Характерные черты менеджмента.

Характерные черты отражают следующие аспекты:

  1. Экономические. Координация материальных и трудовых ресурсов.

  2. Социально психологические. Деятельность групп лиц, по организации работы всего персонала (цепочка руководитель-подчиненный).

  3. Правовой. Воздействие на экономику проводимой политикой и законодательством.

  4. Организационно технический. Рациональная организация, оценка руководства и контроль.



  1. Стадии менеджмента.

Стадии менеджмента:

  1. Стратегическое планирование (постановка целей и задач, планирование). Разработка целей менеджмента. Прогнозирование результатов развития предприятия с учетом существующих факторов. Перспективное планирование, как система мер необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых результатов от поставленной цели.

  2. Оперативное управление (организация, мотивация). Реализация мер стратегического управления. Создание структуры и ресурсов. Руководство в структуре.

  3. Контроль. Анализ достигнутых результатов и исходный пункт нового цикла управления.



  1. Цель менеджмента.

Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.


  1. Процесс претворения целей в жизнь организации.



Процесс претворения целей в жизнь организации.

  1. Зависимость от внутренней среды организации.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем  и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

  1. Стратегическое управление.

Стратегическое управление – это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

  1. Оперативное управление.

Оперативное управление – обеспечивает процесс реализации краткосрочных и оперативных планов и диспетчеризацию, иными словами, сводится к принятию решений в конкретно складывающихся в данный момент условиях. Таким образом, оперативное управление коренным образом отличается от стратегического.

  1. Контроль.

Контроль – это главная функция управления, которая воспринимается как принуждение и ограничение. Функция контроля, которую выполняет менеджер, состоит в обеспечении подчинения кому-то или чему-то.

  1. Задачи менеджмента.

Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:

  1. формирование производства товаров и услуг, ориентированных на спрос потребителей;

  2. привлечение к работам высококвалифицированных специалистов;

  3. мотивация сотрудников к эффективному исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты;

  4. определение стратегии развития предприятия;

  5. разработка целей и планов их достижения;

  6. определение требуемых ресурсов и методов их обеспечения;

  7. осуществление функции контроля.



  1. Классифицируйте затраты времени менеджеров по видам деятельности и уровням управления.

На всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается (расчеты показывают, что на высшем уровни исполнение занимает около 10% общего бюджета времени менеджеров, на среднем – 50%, на низшем – около 70%).




  1. Охарактеризуйте соотношение затрат времени по уровням и функциям управления.

Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления.



  1. Дайте характеристику первого этапа проектирования оргструктуры управления (анализ оргструктур).

Анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мер она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Он включает:

  1. определение характеристик организационной структуры;

  2. оценку рациональности оргструктуры;

  3. анализ распределения обязанностей между заместителями первого руководителя;

  4. оценку затрат по выполнению функций управления.



  1. Опишите методы проектирования оргструктур управления (второй этап проектирования).

Методические подходы к проектированию оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно разделить на четыре группы:

  1. аналогий – предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;

  2. экспертная – базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. В зависимости от поставленных задач они могут либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры;

  3. структуризация целей – предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае оргструктура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;

  4. организационного моделирования – позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий т ответственности в организации.



  1. Какие задачи решаются в процессе проектирования оргструктур управления?

В процессе проектирования оргструктур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи: определение типа структуры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управленческого персонала; характер соподчинённости между звеньями организации; расчет затрат на содержание аппарат управления.

В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.

  1. Опишите требования и принципы, положенные в основу проектирования оргструктур.

Требования к организационной структуре:

  1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.

  2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие не нужной реализацию принятых решений.

  3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

  4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

  5. Гибкость. Способность изменятся в соответствии с изменениями внешней среды.

  6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

Принципы проектирования оргструктуры:

  1. целесообразное число звеньев управления и максимальное соглашение времени прохождения информации от высшего руководства до непосредственного исполнителя;

  2. четкое обособление основных структур оргструктуры (состав ее подразделений, потоков информации и пр.);

  3. обеспечение способности к быстрой реакции на изменения управляемой системы;

  4. предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

  5. приспособление отдельных подразделений аппарат управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.



  1. В чем суть третьего этапа проектирования оргструктур? (Оценка эффективности оргструктуры).

Степень совершенства оргструктур проявляется в быстродействии системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности.

Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

Похожие:

Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теоретические основы финансового менеджмента»
Методический инструментарий формирования реаль­ной процентной ставки с учетом фактора инфляции
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» icon13. вопросы к экзамену (зачету)
Вопросы для зачета по дисциплине "Основы менеджмента" Административная школа управления
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические указания для курсового проектирования по дисциплине «основы менеджмента»
Тема совершенствование организации производственного менеджмента
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»
В чем суть концепции жизненного цикла организации? Назовите и дайте характеристику основных фаз в жизни организации
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconМетодические рекомендации для выполнения курсовых работ по дисциплине...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Теоретические основы финансового менеджмента» для студентов...
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconВопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Вопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для студентов дневной и заочной форм обучения рассмотрены...
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теоретические основы финансового менеджмента»
Уже в конце 50-х гг. XX в благодаря усилиям представителей англо-американской финансовой школы новое направление окончательно отпочковалось...
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconТемы курсовых работ по дисциплине «Теоретические основы финансового...
Гибридное финансирование компании: акции компании, лизинг, факторинг и другие ценные бумаги
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconВ. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства
Основы менеджмента и организация производства. Методическое пособие к лекционным занятиям. Москва, мгудт, 2007, страниц
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» iconВопросы к экзамену по дисциплине
Объект и предмет изучения, история развития производственного/ операционного менеджмента
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница