1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная


Название1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная
страница1/8
Дата публикации28.03.2013
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия»

Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная дисциплина.

Уровни экономической науки:

1. Экономическая теория – базовый уровень. Она создает теоретические основы для изучения экономической деятельности.

2. Отраслевые экономические науки – направлены на изучение общих законов и закономерностей функционирования сфер экономики.

3. Специальные науки, характеризующие законы и закономерности с количественной точки зрения (статистика).

Экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономика предприятия – совокупность факторов производства собственных и заемных, непроизводственных факторов, фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов, доходов и прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.

Предмет исследования – это описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия. Цель науки – системное целостное представление о принципах, закономерностях, механизме функционирования предприятия и системе управления.

Задачи:

1. Приобретение теоретических знаний об экономике предприятия;

2. Получение знаний в области форм, приемов и методов экономического управления предприятиям;

3. Самостоятельное использование теоретических знаний в практической деятельности.

Объекты изучения:

1. Организованная и производственная структура предприятия, организация процессов управления на предприятии.

2. Основы планирования текущей деятельности предприятия.

3. Факторы ресурсного обеспечения предприятия.

4. Формирование издержек производства, калькулирование себестоимости и ценообразования.

5. Управление финансовыми ресурсами и формирование финансовых результатов деятельности.
2. Методы и приемы экономических исследований

Метод науки – способ познания изучаемого предмета. В основе лежит диалектический метод или рассмотрение процесса развития в состоянии непрерывного движения и изменение на основе единства и борьбы противоположностей.

Особенности:

1. Системность – отношение ко всем связям и взаимодействиям, как к системе.

2. Комплексность – взаимодействием между отдельными составляющими системами.

3. Наличие этапов исследования.

Методы экономических исследований:

1. Монографический – детальное исследование какого-то процесса или явления.

2. Экономико-статистический - сбор и обработка массовой информации.

3. Расчетно-конструктивный – определение перспектив развития объекта, разработка нескольких вариантов и выбор наиболее эффективных.

4. Экспериментальный

5. Экономико-математический – использование техники и компьютерных технологий.

Приемы исследований – это:

1. Анализ и синтез (выявление связей на отдельные составляющие);

2. Индукция – получение выводов на основе отдельных мыслей.

3. Дедукция – от общему к частности.
^ 3. Структура национальной экономики

Экономика страны – это единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Экономика страны включает в себя сферы, отрасли, комплексы и сектора экономики.

Сфера общественного производства является материальное производство и непроизводственная сфера (ЖКХ, пассажирский транспорт, кредитование, страхование, управление).

Сферы экономики делятся на отрасли – совокупность предприятий и организаций, которая характеризуется общностью выпускаемой продукции, основных фондов и профессиональной подготовкой работающих.

Применительно к промышленности: тяжелая (основа – 80%), легкая (текстильная, кожевенная – менее 2%), пищевая (мясная, молочная – 12%).

Межотраслевой комплекс – это структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их результат, различных стадий производства и распределение продукции (металлургический, агропромышленный комплекс (производство средств производства, с-х, переботка и торговля)).

Сектор – это совокупность институциональных единиц (различные предприятия, организации), при этом институциональные единицы имеют сходные экономические цели, функции и поведения.

1) Сектор нефинансовых предприятий – производство товаров и услуг

2) Сектор финансовых предприятий - охватывает институциональные единицы, занятые финансовым предпринимательством. 3) Сектор государственных учреждений – это

совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, фондов социального обеспечения и некоммерческий организаций.

4) Сектор домашних хозяйств – потребляющие единицы

5) Внешний сектор – совокупность институциональных единиц, имеющих внешние экономические связи (посольство, консульства).

6. Государственный сектор – совокупность предприятий, организаций, учреждений в государственной собственности и управляемые государственные органами или назначаемыми ими лицами.

7. Частный сектор – не находится под контролем государства.

Основные направления структурной перестройки экономики:

- развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутренних и внешних рынках;

- создание условий для развития перспективных, наукоемких производств;

- свертывание и перепрофилирование недееспособных предприятий.
^ 4. Рынок. Рыночный механизм

Рынок – это совокупность продавцов и покупателей, система экономических отношений, которая складывается в процессе производства, распределение товаров и услуг, а также движение денежных средств.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Под спросом понимают тот объем товара, который покупатели желают приобрести в определенный период времени на определенном рынке. По закону спроса, по мере роста цены спрос на товар падает.

Под предложением понимают тот объем товара, который продавцы желают реализовать в определенный период на определенном рынке по данной цене.

Конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей, продавцов, (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах.
^ 5. Аграрный рынок и его структура

Аграрный рынок - рынок сельскохозяйственной продукции.

В состав аграрного рынка входит финансов, рынок рабочей силы, рынок материально-технических средств, рынок земли, агропродовольственный рынок и рыночная инфраструктура.

Основным элементом является агропродовольственный рынок, который в свою очередь включает в себя: рынок с-х сырья, с-х продукции и рынок продовольствия.

Условия развития аграрного рынка:

- формирование цен на основе спроса и предложения;

- единая система налогообложения для субъектов рынка;

- свободная конкуренция;

- экономическая самостоятельность рыночных субъектов;

- наличие развитой рыночной инфраструктуры.
^ 6. Предпринимательская деятельность и собственность

Предпринимательство – самостоятельно осуществляется на свой риск деятельности, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказание услуг, предоставления работ в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Предпринимательская способность – набор качеств, умений человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание условий для производства и продажи, принимать разумные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый риск.

Собственность – это отношение между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, в особенности средств производства. Собственник приобретает следующие права:

- пользование имуществом

- распоряжение им по своему усмотрению

- пользование результатами, приносимыми данным имуществом.

Виды собственности:

-частная

-государственная

-муниципальная

-смешанная

-собственность общественных объединений.
^ 7. Ресурсы предприятия

Производственная система включает в себя факторы производства, производственный процесс и готовые продукты или услуги.

Под факторами производства понимаются все виды ресурсов, которые применяются или потребляются в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:

А) природные ресурсы

Б) трудовые ресурсы

В) средства производства, производителей и физического капитала

Г) предпринимательский ресурс – это способность человека использовать определенное сочетание ресурсов для изготовления товаров и услуг, принимать последовательные решения, создать нововведения, идти на риск.

Совокупность всех ресурсов составляет экономический потенциал предприятия. Кроме этого существует: финансовый, маркетинговый и научно-технический потенциал. Повышение цен на ресурсы при прочих равных условиях приводят к увеличению издержек на единицу продукции и сокращению совокупного предложения.

На формирование цен на ресурсы оказывают влияние следующие факторы:

1) наличие внутренних ресурсов способствует снижению цен на эти ресурсы и сокращению затрат на производство продукции;

2) цены на импортные ресурсы;

3) курс валют

4) господство на рынке ресурсов (влияние монополий).

Закон редкости, ограниченности ресурсов – ресурсы являются ограниченными, когда предстоит делать что-то для чего требуется больше, чем доступно этих ресурсов, а именно их нет в достаточном количестве, а также нет подходящих заменителей.

Цены факторов производства:

- цена естественных ресурсов – рентабельности их собственников

- цена труда – зарплата наемных работников

- цена производственного капитала – ставка процента, выплачиваемого собственнику капитала

- цена предпринимательского ресурса – доход тех, кто обеспечивает экономику предпринимательскими услугами.
^ 8. Виды и принципы предпринимательской деятельности

Виды:

1. Производственная

2. Коммерческая

3. Финансовая

4. В сфере услуг

(1) – связана с производством и реализацией продукции, т.е удовлетворение спроса

(2) – характеризуется наличием товарно-денежных и торговых операций

(3) – объектом товарно-денежных отношений служат деньги и ценные бумаги

(4) – использование специфического товара, услуги.

Принципы предпринимательства:

1. Экономическая самостоятельность и независимость предпринимателя

2. Программирование – связан с программами и планами развития

3. Новаторство – использование нововведений

4. Мобильность – быстро и эффективно перестроить свой производственный процесс

5. Экономическая заинтересованность и ответственность
^ 9. Предприятие: понятие, сущность и экономические основы функционирования

Основа экономики – производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Форма организации производства – предприятие.

Нормативно-правовой базой стали следующие законы:

1. О КФХ

2. О предпринимательской деятельности

3. Об акционерных обществах

4. Об ООО

5. О кооперации

6. О земельной реформе

Этапы эволюции современных предприятий:

- Ремесленное производство

- Наличие посредников между производителем и реализатором продукции

- Мануфактура

- Фабрики и заводы

Этапы реформирования системы управления:

1. Реформирование командной системы 60-х годов 20 века;

2. Реформа 1965 года - коллективы предприятий стали участвовать в распределении прибыли;

3. 70-е годы – замена многоуровневой системы управления на 2-х, 3-х звенную;

4. Зарождение рыночных отношений, возможность заниматься деятельностью, не запрещенной законом.

Предприятие – это обособленная, целостная система технологических, социальных и экономических отношений;

- это имущественный комплекс для осуществления предпринимательской деятельности;

- это хозяйственная единица, обладающая экономической и административной самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, а так же организационным, экономическим и социальным единством, обусловленной общностью целей деятельности.

Предприятие самостоятельно в производственной и коммерческой деятельности, а также в распределении продуктов, они являются открытой и искусственной социально-экономической системой.

Активным элементом этой системы является человек, как основной фактор производственной деятельности.

Предприятие представляет собой:

1). Комплекс средств производства, обладающих экономическим единством, приспособленный для производства товаров и услуг.

2). Коллектив людей, связанный определенными социально-экономическими отношениями и интересами.

3). Микроэкономическая система с завершенным воспроизводственным процессом.

4). Имущественный комплекс, несущий имущественную ответственность.

5). Единоначалие и административные формы управления.

6). Выступление в хозяйственном обороте от собственного имени.

7). Экономическая и хозяйственная самостоятельность.
^ 10. Функции и значимость предприятия

Функции предприятия:

1. Изготовление продукции или предоставление услуг

2. Продажа и поставка продукции потребителю

3. Послепродажное обслуживание

4. Материально-техническое обеспечение производства

5. Управление и организация труда на предприятии

6. Повышение качества продукции, снижение издержек, рост объемов производства

7. Предпринимательство

8. Уплата налогов, взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы

9. Соблюдение законов, стандартов, нормативов

Значимость предприятия:

1. На предприятии производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги – которые составляют основу жизнедеятельности человека и общества в целом;

2. Предприятие – это главный субъект отношений по поводу производства, реализации, распределения и потребления продукции;

3. Формирует спрос на факторы производства, инновации и организационно-управленческие нововведения;

4. Источник формирования бюджета;

5. Подавляющая часть населения получают вознаграждения за труд;

6. Закладываются основы трудовой дисциплины
^ 11. Предпринимательская среда

Предпринимательская среда – характеризируется экономической и политической обстановкой, правовой, социально – культурной, технологической, финансовой, географической средой, экологической ситуацией, состоянием институциональной, информационной системы.

Экономическая среда – определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы, доступность денежных ресурсов.

Политико-правовая среда – система законов и нормативных актов, регулирующих деятельность предприятия.

Географическая среда – природно-климатические условия, транспортная инфраструктура, доступность сырья и энергоресурсов.

Экологическая обстановка – состояние окружающей среды, степень экологических рисков и разработанность систем контроля на предприятии.

Институциональная сфера – система организаций и учреждений, с помощью которых осуществляются коммерческие операции и устанавливаются деловые взаимоотношения.

Научно-информационная среда – включает в себя нематериальные активы, патенты, лицензии и торговые знаки.

Социально-культурная среда – включает в себя образовательные учреждения, учреждения культуры, искусства.

Товарная и технологическая среда – объединяет в себе – покупателей, продавцов, поставщиков, технологии и научно-техническую продукцию.

Финансовая среда – это кредитные учреждения, биржи и аукционы.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная iconКурс лекций по микроэкономике введение. Предмет, цели, задачи и метод микроэкономики
Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike – «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом...
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Экономика предприятия»
Экономика предприятия как наука: предмет, объект, цели и задачи курса. Взаимосвязь курса с экономическими
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная iconКраткое содержание Слово «экономика»
При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, так что экономика того периода мыслилась не как...
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная iconВопросы к экзамену «Экономика водопроводно-канализационного хозяйства»...
Экономика, как наука. Цели и задачи дисциплины «Экономика водопроводно-канализационного хозяйства»
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная icon1. Сущность понятий «экономика» и «экономика предприятия» Экономика
Экономика (греч.) искусство ведения домашнего хоз-ва (Ксенофонд). В настоящее время это слово использ в следующих значениях
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
...
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная iconЛекция №1 экономическая теория как наука вопросы: Общество и экономика....
В-пятых, выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др. Экономика рассматривается как хозяйство района, страны, группы...
1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия «экономика»: экономический базис развития; народное хозяйство в целом; научная iconПрограмма дисциплины по дисциплине «Экономическая теория»
Постреквизиты дисциплины: Микроэкономика, макроэкономика, национальная экономика, экономическая политика, институциональная экономика,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница