Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011


НазваниеКурс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011
страница1/16
Дата публикации08.03.2013
Размер2.22 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16







БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности»

Минск-2011

Тема 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Предмет и задачи дисциплины

Переход к рыночной экономике в Республике Беларусь происходит путем разгосударствления, приватизации, демонополизации предприятий государственной формы собственности и создания различных предпринимательских структур. Развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной структурной политики, обеспечивающих повышение эффективности экономики. Поэтому изучение основ предпринимательской деятельности имеет важное значение при подготовке будущих специалистов экономического профиля.

Роль предпринимательства в развитии отечественной экономики признается всеми государственными структурами. В своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (30 апреля 2008 года) Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко уделил значительное внимание роли бизнеса в экономике Беларуси. В своем выступлении он подчеркнул, что политика белорусского государства в экономической сфере должна учитывать необходимость всемерной поддержки частной инициативы и предпринимательства.

Вопросы развития предпринимательства рассматриваются в соответствии с действующими в Республике Беларусь Гражданским кодексом и Законодательством в области предпринимательской деятельности.

Дисциплина «Экономика и организация предпринимательской деятельности» основана на использовании знаний, полученных студентами в рамках базовых дисциплин: Экономической теории, Экономике организации производства, Планирование на предприятиях отрасли. В свою очередь, данная дисциплина позволяет получить знания, которые должны использоваться в процессе изучения таких дисциплин специализации как «Маркетинг и ценообразование», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Инвестиционное проектирование», «Внешнеэкономическая деятельность предприятия отрасли» и других.

Целью дисциплины является изучение студентами теории и вопросов практики предпринимательской деятельности как системы экономических, организационных и правовых отношений в рамках предпринимательских единиц.

Целью изучения данной дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков решения вопросов по организации и ведению предпринимательской деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь.

Основные задачи изучения дисциплины:

- изучение теоретических и методических основ предпринимательства;

- изучение этапов становления предпринимательства в Республике Беларусь;

-получение знаний для выбора вида предпринимательской деятельности, рациональной формы ее организации и обоснования экономической эффективности;

-изучение принципов и методов планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности предприятия;

-освоение передовых прогрессивных и эффективных форм и методов предпринимательства;

-изучение правовых основ в области предпринимательской деятельности.

«Экономика и организация предпринимательской деятельности» - одна и важных дисциплин, успешное освоение которой помогает решению профессиональных задач. Это отвечает профилю подготовки по указанной специальности.

В процессе изучения данной дисциплины решаются общеобразовательные, практические и теоретические задачи.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

-основные принципы и методы организации планирования и ведения эффективной предпринимательской деятельности;

-правовые положения в области предпринимательства и, в частности, об ответственности, которую несут субъекты предпринимательской деятельности как субъекты рыночной экономики за нарушение законодательства, низкое качество продукции (работ, услуг), совершение налоговых правонарушений и др.;

Будущий специалист должен уметь:

-правильно выбирать область и вид предпринимательской деятельности;

-экономически обосновывать целесообразность и эффективность создания субъекта предпринимательства;

-выбирать рациональную структуру и штатный состав предприятия, фирмы;

-определять оптимальную номенклатуру продукции, работ, услуг и безубыточные объемы их выполнения;

-организовывать какой-либо вид предпринимательской деятельности с учетом требований рынка и в частности с учетом повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

-предвидеть и учитывать возможные риски;

-вести планово-учетную работу;

-рационально организовывать свою деятельность и работу подчиненных сотрудников;

-правильно использовать положения и соблюдать требования Гражданского кодекса и Законодательства Республики Беларусь в области предпринимательства.

Дисциплина «Экономика и организация предпринимательской деятельности» посвящен основам предпринимательской деятельности, в частности, социально-экономической сути предпринимательства, психологическим и правовым аспектам, охватывает вопросы теории и практики становления и развития предпринимательской деятельности и направлен на подготовку молодых специалистов, ставящих цель заниматься предпринимательской деятельностью.

На практических занятиях рекомендуется широко использовать современные компьютерные технологии и инновационные методы обучения, в том числе деловые игры, дискуссии, круглые столы, обсуждение научных работ и публикаций в сфере управления бизнесом и ведения предпринимательской деятельности, тестирование, что позволяет не только улучшить усвоение материала, но и способствует его идентификации, реализации в повседневной жизни.
^ 1. Сущность предпринимательства и предпринимательской

деятельности
Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

В дореформенный период предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к нынешим условиям.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.

Приватизация призвана возродить частную собственность как основу предпринимательства. Она также должна возродить конкуренцию, предоставить свободу действия предпринимателям и руководителям - менеджерам предприятий различных форм собственности.

Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует "вымыванию" устаревших.

Оно способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.

Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности).

^ Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.

Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.


^ 2. Важнейшие признаки предпринимательства

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает и на общественные интересы. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

^ Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Но в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

Обобщая изложенное выше, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.
^ 3. Предпринимательство как процесс

Сама суть предпринимательства предполагает разработку особого технологического процесса, должным образом обучение и подготовку персонала и т.п. В итоге должна быть повышена эффективность отдачи на каждую стоимостную единицу капитальных вложений, создан свой рынок и новый потребитель. Собственно процесс предпринимательства состоит из четырех четко выраженных стадий (табл):

1- поиск новой идеи и ее оценка;

2- составление бизнес-плана;

3- поиск необходимых ресурсов;

4- управление созданным предприятием.

Эти стадии образуют логическую последовательность, проявляют взаимное влияние. Так, вырабатывая общую идею и оценивая возможность ее реализации (стадия 1), предприниматель должен иметь представление о том, какого типа предприятие он хочет создать (стадия 4).
Таблица. Стадии предпринимательского процесса

Поиск новой идеи

и ее оценка

Составление

бизнес-плана

Необходимые ресурсы

Управление предприятием

- Факторы, вызвавшие новую идею; сроки

- Непосредственная и потенциальная ценность идеи

- Оценка и прогноз выгод

- Соответствие идеи вашим целям, знаниям и умениям

- Сравнение с продукцией конкурентов

- Сегмент рынка, его размер и основные характеристики

- План маркетинга

- План производства

- Финансовый план и финансовое обеспечение

- Форма собственности предприятия

- Отправная точка и стратегия проникновения на рынок

- Располагаемые ресурсы

- Недостающие ресурсы и потенциальные поставщики

- Способ привлечения необходимых ресурсов

- Стиль и структура руководства

- Ключевые факторы успеха

- Слабые места и пути их преодоления

- Система контроля

Источник: Роберт Хизрич, Майкл Питерс. Серия «Предпринимательство или Как завести собственное дело и добиться успеха». Предприниматель и предпринимательство. Выпуск 1. Пер.с англ. /Общ.ред. В.С.Загашвили – М.: Прогресс-Универс, 1991, с. 62
^ Поиск новой идеи осуществляется с наибольшими затруднениями. Такие идеи, как правило, возникают не вдруг, а в результате постоянного поиска, ради которого иногда создаются специальные механизмы. Например, выявление неудовлетворенных потребностей и определение возможности их удовлетворить путем создания нового продукта (посредством бесед, опросов людей собственного окружения). Другим способом является наблюдение за процессом потребления или использования продукции, позволяющее определить, что и почему пользуется повышенным спросом.

Благодаря тесным контактам с конечными потребителями работники торговли и торговые посредники также нередко наталкиваются на хорошие идеи. Продавец, наслушавшись жалоб покупателей на высокие цены и плохое обслуживание, решает открыть собственный магазин. Разговоры с представителями торговли – оптовой, розничной, работниками отделов сбыта на фирме-производителе, могут навести предпринимателя на полезные мысли.

Наконец, у представителей технических профессий и инженеров часто возникают идеи, как можно по-другому использовать ту или иную новинку или решение, полученное в процессе работы над другими проектами.

После появления идеи необходимо тщательно проанализировать ее перспективность. Такой анализ является ключевым моментом всего предпринимательского процесса, так как именно он отвечает на вопрос, будут ли оправданы затраты. Оценка новой идеи предполагает выяснение:

  • факторов, вызвавших потребность к жизни;

  • оценку продолжительности периода, в течение которого продукт предположительно будет пользоваться спросом;

  • оценку актуальной и потенциальной ценности идеи;

  • оценку риска и прогноз возможных доходов;

  • оценку того, насколько новая идея отвечает целям, знаниям и умениям предпринимателя;

  • оценку преимуществ новой продукции по сравнению с продукцией конкурентов.

Чтобы любая, даже самая лучшая идея воплотилась в жизнь, необходимо правильно составить бизнес-план по ее реализации. Составление такого плана – это самый сложный компонент всего предпринимательского процесса. Методология составления бизнес-плана принадлежит Министерству экономики Республики Беларусь и нашла свое отражение в Правилах по разработке бизнес-планов. Эти Правила утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 158 от 31 августа 2005 года. Качественно составленный бизнес-план важен не только как средство доводки идеи до результата, но и для точной оценки ресурсов, которых это потребует, и для выбора правильной стратегии управления вновь созданным предприятием.

Для воплощения любой коммерческой идеи в жизнь необходимо точно оценить необходимые ресурсы. Составляя список того, что уже есть, следует отличать главное от второстепенного. Важно не ошибиться, не занизить потребности и не упустить из виду существенной статьи расходов. Необходимо реально оценить отрицательные последствия, связанные с нехваткой того или иного вида ресурсов.

Следующий, один из сложных моментов в предпринимательском процессе – своевременное привлечение необходимых ресурсов при минимальной потере контроля. Предприниматель должен стремиться сосредоточить в своих руках как можно больший контроль за собственностью, особенно на этапе создания предприятия. Решая вопрос недостающих ресурсов необходимо изучить список потенциальных инвесторов, разведать их запросы и желания. Понимая их главный интерес, можно прийти с ними к соглашению, при котором возможно получить требуемые ресурсы с минимальными издержками и с минимальной потерей контроля над деятельностью.

Наличие необходимых ресурсов позволяет пустить их в дело и осуществить задуманное, управляя созданным предприятием. Придется также заниматься решением текущих проблем растущего предприятия. Это требует выработки определенного стиля руководства, создания организационной структуры, а также выявления ключевых факторов успеха. Необходимо своевременно выявлять все слабые места и преодолевать их, используя созданную для этого систему контроля. Некоторым легче создать новое дело, чем потом заниматься рутинными вопросами его управления и развития.

Интегрированное определение предпринимателя включает в себя такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать.

Бизнес, как и все другие сферы человеческой деятельности, в своем процессе порождает как положительные, так и отрицательные явления. Многие государства добились многосторонних успехов в своем развитии, но в этих же странах многие недовольны своим положением, имеются социально-экономические проблемы, разрешение которых требует значительных усилий и денег. Многие из этих проблем порождены бизнесом, поэтому отношение к предпринимателям противоречивое. С одной стороны, понимается их польза для общества, с другой – присутствует критика в адрес представителей бизнеса, особенно крупного.

Мировая практика предпринимательства ориентирует отечественных предпринимателей на необходимость учитывать интересы разных социальных групп, общества в целом и согласовывать их с личными интересами.

Нахождение компромиссных решений способствует поддержке рядовых предпринимателей, что, в свою очередь, позволит им занять достойное место и в современной белорусской экономике.

Предпринимателей критикуют за то, что у них на первом месте стоит получение максимальной прибыли, а общественные интересы, и, в частности, повышение благосостояния, второстепенны. Нередко их обвиняют в алчности, мошенничестве, хитрости, ловкачестве. Чтобы заслужить доверие большинства граждан, бизнесменам на постсоветском пространстве необходимо принимать во внимание общественное мнение, не давать повода для обвинений, зависти и ненависти.

В адрес предпринимателей звучат нарекания за нежелание улучшать условия труда наемных работников, за то, что получение прибыли нередко обеспечивается за счет жесткой эксплуатации и экономии на расходах по обеспечению безопасности труда.

Деловой мир критикуют за злоупотребление рекламой своих товаров и услуг, порой нанося ущерб подлинно духовно-этическим ценностям. В настоящее время отечественные средства массовой информации порой тиражируют рекламу, которая по этическим или другим соображениям не поддерживается в цивилизованном мире. В ущерб внутренней экономики часто наблюдается захват рынка отдельными иностранными фирмами.

Важной проблемой бизнеса является присутствие дискриминации при приеме на работу по признакам пола, возраста, национальности и т.д. Большинство стран решение этой проблемы видят в принятии антидискриминационного законодательства.

В последнее время бизнес подвергается критике в связи с вредным воздействием предприятий на окружающую среду. При этом давление на бизнес идет по различным направлениям: со стороны правительственных экологических органов, общественных организаций, парламентариев. И в белорусской экономике эта проблема становится более значимой, поэтому в предпринимательской деятельности надо быть готовой к ней. Особенностью белорусской экономики является то, что большинство предприятий, прежде всего крупных, принадлежит государству, и они именно и являются экологическими нарушителями. Такие понятия, как собственность, приватизация, экологическая безопасность требуют нового мышления, а также огромных финансовых вливаний в производственный реинжиниринг, т.е. привлечения инвестиционных ресурсов.

По мере становления бизнеса требования к нему будут возрастать и личные интересы предпринимательских кругов неизбежно будут теснее переплетаться и увязываться с общественными. В связи с этим предприниматели должны действовать более гибко и ответственно, добровольно принимая на себя решение ряда социальных проблем. К ним относятся такие, как участие бизнеса в благотворительной деятельности и восстановлении культурно-исторических ценностей, привлечение к управлению граждан посредством продажи им акций крупных предприятий, сотрудничество предпринимателей с местными органами управления и общественными организациями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»

Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconУчебно-методические материалы по дисциплине Основная литература Ачаповская...
Ачаповская М. З. Экономическая теория. Курс лекций для неэкономических специальностей высших учебных заведений/ М. З. Ачаповская....
Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности
М. 2Б. 05. Курс «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» направлен на интеграцию теоретических...
Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconКурс лекций Минск бгу 2005 О. В. Блажевич культивирование клеток...
К 90 Культивирование клеток: Курс лекций / О. В. Блажевич. – Мн.: Бгу, 2005. – 80 с
Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconКурс лекций тюмень 2011 удк 1 ббк 87
Ефремова Татьяна Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового универси­тета...
Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconКурс лекций утверждено Редакционно-издательским советом университета...
Рембеза Е. С. Квантовая, атомная и ядерная физика: курс лекций: учеб пособие / Е. С. Рембеза, В. С. Железный, Е. А. Косякова. Воронеж:...
Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconКурс лекций утверждено Редакционно-издательским советом университета...
Рембеза Е. С. Квантовая, атомная и ядерная физика: курс лекций: учеб пособие / Е. С. Рембеза, В. С. Железный, Е. А. Косякова. Воронеж:...
Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconУчебное пособие по дисциплине «Экономика»
В. В. Янова. — 4-е изд., стереотип. — М: Издательство «Эк­замен», 2008. — 382, [2] с. (Серия «Курс лекций»)
Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии...
Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация предпринимательской деятельности» Минск-2011 iconКурс лекций по социологии
Курс лекций по социологии / Р. А. Лаптев; Курский институт социального образования (филиал) ргсу. – Курск, 2011. – с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница