Учебное пособие для 10 класса


НазваниеУчебное пособие для 10 класса
страница1/16
Дата публикации01.04.2013
Размер2.53 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие для 10 класса

общеобразовательных учреждений

с 11-летним сроком обучения
Под редакцией доктора философских наук,

профессора М.И. Вишневского


Минск 2009

Оглавление
Введение 3

Тема I. Социальная жизнь общества 8

§ 1. Социальная организация общества 8

§ 2. Социальные отношения и институты 16

§ 3. Нации и национальные отношения 22

§ 4. Семья в современном обществе 28

§ 5. Демографические процессы 34

§ 6. Молодежь в современном обществе 40

Учебные задания по теме 1 46

Документы и материалы 50

Урок обобщения
Тема 2. Духовная жизнь общества 61

§7. Образование 61

§ 8. Наука 66

§ 9. Религия 73

§ 10. Философия 79

§ 11. Искусство 85

§ 12. Мораль 91

Учебные задания по теме 2 97

Документы и материалы 100

Урок обобщения
Тема 3. Политико-правовая сфера жизни общества 111

§ 13. Политическая система общества 111

§ 14. Государство 117

§ 15. Демократическое общество 122

§ 16. Политические партии и общественные объединения 129

§ 17. Правовые основы общества 135

§ 18. Личность и политика 140

Учебные задания по теме 3 145

Документы и материалы 148

Урок обобщения
Тема 4. Экономическая жизнь общества 154

§ 19. Роль экономики в жизни общества 154

§ 20. Деньги 159

§ 21. Собственность и доходы 165

§ 22. Экономическая система общества 171

§ 23. Рынок и рыночная экономика 177

§ 24. Государство и экономика 183

Учебные задания по теме 4 189

Документы и материалы 191

Урок обобщения

Заключение 202
Введение

Особенности познания общественной жизни. Для того чтобы быть сознательным гражданином своей страны, надо знать общество, в котором ты живешь. Напомним, что обществоэто исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность отношений между людьми, характеризующих их совместную жизнедеятельность. Познание общественной жизни имеет много общего с познанием природы. В процессе познания человек наблюдает происходящие явления, фиксирует твердо установленные факты, обобщает и систематизирует их. Для объяснения уже установленных фактов, истолкования прошлых событий и предвидения будущего выдвигаются различные теории. Вместе с тем познание общественной жизни имеет существенные особенности, отличается в чем-то очень важном от познания природы.

Если в ходе изучения некоторых явлений природы установлены строгие и однозначные законы, под которые эти явления подпадают, то мы можем быть уверены в том, что данные законы (обычно их называют динамическими) действуют с непреложной силой. Таков, например, закон всемирного тяготения. Этот закон невозможно нарушить или проигнорировать; он действует совершенно независимо от того, нравится он кому-либо или нет.

Люди, однако, обладают сознанием; они способны обдумывать и оценивать происходящее в их жизни и в жизни общества в целом. Поэтому в одной и той же ситуации разные люди ведут себя неодинаково. Изменив оценку или получив дополнительную информацию, человек может по-новому выстраивать свои отношения и деятельность. Жизнь людей как граждан определенного государства подчиняется действующим в нем законам. К сожалению, не все люди являются в равной мере законопослушными и безоговорочно следуют требованиям закона. Человек сам решает, выполнять ли ему установленные в обществе законы и нормы либо действовать вопреки им, рискуя при этом понести наказание. Отсюда ясно, что законы, сознательно введенные для регулирования совместной жизни людей, отличаются по характеру своего действия от законов природы.

Независимость законов природы от человеческого сознания и воли означает их объективность. Но мы не можем относиться к самим себе и к другим людям только как к неодушевленным объектам. Мы не вправе ставить над людьми произвольные опыты, как это мы делаем, изучая физические или химические свойства предметов. Даже в отношении животных существуют нравственные ограничения, не позволяющие издеваться над ними. Тем более сильны эти ограничения в отношении человека, изучения его свойств, поведения, связей с другими людьми и т.д. Изучая жизнь человека и общества, мы можем выявлять закономерности, тенденции общественного развития. Но мы не должны осуществлять здесь безоглядное экспериментирование, ибо это противоречит нормам человечности, гуманности.

Законы общественной жизни являются законами человеческой деятельности. Естествознание выявляет в природе не только динамические, но и статистические законы, которым подчиняются случайные события, явления. Многие законы общественной жизни тоже имеют статистический характер, т.е. выражают общее правило, которому подчиняется большое количество однотипных явлений (рождаемость, смертность, браки, разводы, перемена места жительства и т.д.). Общественную жизнь характеризуют главным образом тенденции, выражающие направленность происходящих в ней изменений.

^ Основные сферы жизни общества. Отдельный человек – это мыслящее и ощущающее существо. Он может радоваться и печалиться; иногда он испытывает голод или боль; в других случаях он имеет приятные ощущения. Он строит планы и корректирует их, выстраивая свою жизнь. Общество не испытывает никаких ощущений; нет у него и какого-то особого органа мысли, сознания. Общество, в отличие от отдельного человека, существует как коллективная реальность. Оно является сложно организованной системой, все элементы и процессы которой связаны между собой. Отдельные люди рождаются, взрослеют и рано или поздно уходят из жизни. Общество, в котором они живут, воспроизводится благодаря тому, что на место одних людей, выполняющих определенные функции, встают другие, пришедшие им на смену. Конечно, общество само по себе, помимо входящих в него людей, не существует. Его составляет множество людей, выполняющих разные функции и взаимодействующих друг с другом, вступающих в определенные отношения. Важно, однако, что общество – это не простая сумма составляющих его людей, а именно целостная система. Целое, как говорят, «больше» суммы частей, ибо оно имеет новые свойства, которых нет у отдельных частей. Общество – та надприродная среда, которая характеризуется организацией совместной жизни людей и оказывает влияние на каждого из них.

Общественная жизнь определенным образом упорядочена. Упорядоченность явлений позволяет нам предвидеть их ход. Отдельные люди, вступая в самостоятельную жизнь, сразу же сталкиваются с этой организованностью, упорядоченностью и включаются в нее, учитывают требования общества. Нужные для жизни в обществе знания и опыт они частью получают от других людей, частью приобретают самостоятельно. Вместе с тем, живя в обществе, люди как-то влияют на него, изменяют его. Каждое новое поколение людей встречает несколько иную организацию общественной жизни, нежели предыдущее, и от него во многом зависит то, какой будет жизнь последующих поколений.

Для того чтобы конструктивно участвовать в общественной жизни, каждый из нас должен разобраться в ее организации. Нужно прежде всего уяснить, какие подсистемы входят в состав общества и как они связаны между собой.

Подсистемы общественной жизни обычно называют ее основными сферами. В каждой из таких сфер люди заняты определенными видами деятельности, значимой для общества в целом. Люди играют здесь неодинаковую роль и включаются в соответствующие их реальному положению общественные отношения. Выполняемая деятельность и занимаемое положение в обществе находят выражение в сознании людей – в их знаниях, ценностных установках, стереотипах и т.д. Итак, сферы жизни общества различаются тем, какую деятельность выполняют в них люди, в какие общественные отношения они здесь вступают, какими знаниями и ценностными установками при этом руководствуются.

Обычно выделяют четыре основные сферы общественной жизни. Это – социальная жизнь, духовная жизнь, политико-правовая жизнь и экономика. Все эти сферы общественной жизни в дальнейшем мы рассмотрим более детально. Пока же отметим, что данные сферы не имеют жестких границ; наоборот, они реально проникают друг в друга.

Так, каждый человек, чем бы он ни занимался, принадлежит к тем или другим социальным общностям и включен в социальные отношения – классовые, национальные и т.д. Вместе с тем некоторые люди специально занимаются социальной работой. Это работники социального обеспечения, профсоюзные активисты и др.

Каждый человек также включен в экономическую жизнь общества. Даже если он не занят в сфере материального производства, он все же является собственником каких-либо материальных благ, имеет определенный доход, участвует в потреблении продуктов и т.д.

В обществе есть люди, профессионально занимающиеся политической деятельностью или работающие в органах правосудия. Но и все другие люди тоже так или иначе вовлечены в политическую жизнь общества и включены в существующие в этом обществе правовые отношения.

Духовная жизнь общества представлена, с одной стороны, деятельностью профессионалов – педагогов, ученых, работников искусства, священнослужителей и др. С другой стороны, она охватывает все процессы функционирования и развития сознания людей, накапливающийся у них духовный опыт.

Один и тот же человек обычно одновременно участвует в функционировании всех четырех основных сфер жизни общества, хотя роль его в каждой из них может быть неодинаковой. Например, видный ученый является авторитетной фигурой прежде всего в своей отрасли науки, наука же относится к духовной сфере жизни общества. Вместе с тем его научные разработки могут получить практическое применение, и тогда он вправе рассчитывать на соответствующее материальное вознаграждение. В этом проявляется его вовлеченность в экономику. Данный ученый может также участвовать в обсуждении политических проблем жизни страны. Будучи избран депутатом парламента, он будет активно влиять на законотворческую деятельность. И все же главной для него останется роль ученого, творца нового знания, а оно является неоспоримой духовной ценностью.

Четкие границы между основными сферами общества можно провести лишь теоретически, путем рассуждений, использующих специальные научные понятия, тогда как в повседневной жизни эти границы размыты, своеобразие данных сфер и их взаимозависимость неочевидны. Для правильного понимания того, как построено современное общество и какие в нем протекают процессы, важно знать соответствующие понятия и связи между ними, уметь применять эти понятия для анализа реальных явлений и процессов жизни общества.

При этом следует учитывать, что каждая из основных сфер жизни общества изучается определенными науками, в которых накоплены огромные и разнообразные знания. Экономической сфере жизни соответствует экономическая наука, а в ней существует множество отдельных отраслей. Социальную сферу жизни изучает социология, политико-правовую – соответственно политология и правоведение. Духовную жизнь общества изучают искусствоведы, религиоведы, специалисты в областях этики, науковедения, педагогики, психологии и т.д. Особую роль в целостном познании жизненного мира человека, формировании у людей последовательного и продуманного, обоснованного мировоззрения играет философия. С некоторыми из этих наук вы отчасти уже знакомы, другие же будут в доступной форме представлены здесь.

Раздел курса обществоведения, изучаемый в 10 классе состоит из четырех тем, посвященных соответственно социальной, духовной, политико-правовой и экономической сферам общественной жизни. Рассмотрение этих вопросов поможет вам усвоить систему понятий, с помощью которых научно раскрывается системная организация современной общественной жизни. Эти знания будут весьма полезны вам при самостоятельном и ответственном определении собственной жизненной позиции.

Вопросы и задания

1. В чем состоит сходство и различие законов природы и законов общественной жизни?

2. По каким признакам различают основные сферы общественной жизни?

3. Чем, на ваш взгляд, вызвана взаимосвязь основных сфер жизни общества?

4. Какая из четырех сфер общественной жизни, по вашему мнению, является самой важной? Или, может быть, каждая важна по-своему? Постарайтесь обосновать свой ответ.
Тема 1. Социальная жизнь общества

§ 1. Социальная организация общества.

^ Понятие социальной структуры. Социальная структура общества – это устойчивая совокупность связей, в которые вступают общности людей в процессе их жизнедеятельности, определенный порядок взаимодействия этих общностей. Элементами социальной структуры являются общности людей.

Каждый человек входит в разные общности и занимает в них определенное положение. Например, он член семьи, белорус, житель небольшого города, школьник. Его отец – квалифицированный рабочий; мать – врач. У родителей неодинаковое образование, разная заработная плата; у них определенные общественные обязанности и т.д.

В социальной структуре общества выделяются этнические общности (родоплеменные объединения, народности, нации), социально-демографические общности (поло-возрастные группы, трудоспособное и нетрудоспособное население), религиозные общности и др. Однако наиболее важное значение для правильного понимания социальной структуры современного общества играют такие общности, как социальная группа, класс и социальный слой (страта).

^ Социальная дифференциация. Слово «дифференциация» происходит от латинского «differentia», означающего различие. Люди различаются между собой по многим признакам. Это, например, пол, возраст, цвет кожи, темперамент, способности, уровень интеллекта, семейное положение, социальное происхождение, размеры доходов и пр. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественной дифференциацией. Социальными же различия между людьми становятся тогда, когда они влияют на положение человека в обществе.

^ Социальная дифференциация – это разделение людей в обществе на группы, занимающие разное социальное положение. Экономические стороны социальной дифференциации выражаются в различии доходов, уровня жизни, т.е. в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Политические стороны социальной дифференциации связаны с делением общества на людей, имеющих политическую власть, или правящих слоев, и людей, реальное влияние которых на политику, участие в управлении обществом незначительно. Социальная дифференциация также проявляется в различиях между людьми по роду занятий, квалификации, по образу жизни, образованности и т.д. Взятые в целом, все эти различия характеризуют социальную дифференциацию общества, т.е. его разделение на группы, между которыми существуют различия с точки зрения их прав и обязанностей, привилегий, престижа и влияния на жизнь общества.

Какие же причины порождают неодинаковое положение людей в обществе? Марксистская теория связывает социальное неравенство с существованием частной собственности и эксплуатацией человека человеком. Марксисты считают, что достижение социального равенства возможно путем установления общественной собственности на средства производства и планового ведения хозяйства, справедливого распределения производимых общественных благ.

Согласно другим теориям, социальное неравенство охватывает все существенные различия между людьми, которые сказываются на их жизнедеятельности. Например, люди различаются по происхождению, по уровню способностей, энергичности и т.д. Поскольку эти различия неустранимы, то и социальное неравенство, исходя их этой точки зрения, рассматривается как неизбежное социальное явление, а идеи достижения полного социального равенства считаются несбыточными, утопичными.

Существует также точка зрения, что неравенство между людьми порождено разделением труда и неодинаковой значимостью для общества тех или иных видов деятельности. На вершину социальной лестницы, если следовать этой точке зрения, поднимаются те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, поддерживают и обеспечивают ее благосостояние, создают необходимые условия для успешного функционирования общества в целом.

^ Социальные группы. В научной литературе высказываются различные толкования понятия социальной группы. Часто социальной группой называют общность людей, объединяемых каким-то одним признаком (например, возрастная группа учащихся старших классов). Однако такое определение является нестрогим, потому что оно не учитывает очень важный признак: люди, входящие в социальную группу, взаимодействуют между собой и ожидают друг от друга определенного поведения. Эти ожидания основаны на том, что члены группы имеют общие интересы и цели; они неплохо понимают друг друга и знают правила, которые нужно выполнять в данной группе.

Итак, социальные группы – это общности людей с устойчивыми взаимосвязями, наличием схожих интересов, определенными правилами поведения и взаимоотношений.

В малых группах все входящие в них люди непосредственно общаются друг с другом. Такими группами являются семья, школьный класс или студенческая учебная группа, рабочая бригада, устойчивое объединение людей по интересам и т.д. Например, участники туристического клуба вместе тренируются, обсуждают будущие маршруты, у них есть общие воспоминания о прошлых походах, чувство солидарности, даже своей особый язык.

Эти группы обычно включены в состав более многочисленных, средних групп, которые имеют общую цель, а деятельность их определенным образом упорядочена, организована. Так, средней социальной группой является коллектив крупной школы, производственного предприятия со значительным количеством работников и т.д. Отдельные люди здесь могут только изредка встречаться друг с другом, и непросто выработать в этих условиях единое групповое мнение. Потому так важно, чтобы члены подобных групп понимали общую задачу, стоящую перед ними, ощущали себя частью единого целого. Здесь на первый план выдвигаются деловые качества личности, умение организовать и направить совместную деятельность.

К большим социальным группам относят классы и социальные слои, а также нации, религиозные, демографические общности и т.д. Из курса истории вам известно, что важную роль в жизни общества играют такие большие социальные общности, как сословия и касты. Вспомните, по каким признакам различались касты в Индии, а также сословия во Франции, России и других странах? Чем, например, отличалось общественное положение «третьего сословия» во Франции от общественного положения дворянства и духовенства?

Большие социальные группы характеризуются прежде всего тем, что они существуют в масштабах всего общества, всей страны. В пределах таких групп отдельные люди могут не только не взаимодействовать с другими, но порой даже и не осознавать принадлежность к той или иной общности, например, к определенному классу. Тем не менее данные группы реально существуют, и это особенно наглядно выявляется в ходе крупномасштабных социальных конфликтов (социальные революции, межнациональные конфликты и др.).

Классы. Рассматривая различные исторические периоды, вы изучали общественное положение рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочих. Определение классов, исходя из марксистской теории, было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Если марксистская теория толкует классы как большие группы людей, отличающиеся прежде всего по их экономическому положению, то многие современные ученые используют понятие «класс» для фиксации всех основных различий в общественном положении людей. Так, французский социолог П.Бурдье (1930–2002) выделял, наряду с экономическим капиталом, еще три вида общественного капитала – социальный, культурный и символический. Социальный капитал он рассматривал как характеристику социального влияния человека. Культурный капитал, по его мнению, выражает уровень образованности, общей культуры и т.д. Символический же капитал основывается на приобретенной репутации и выражается в общественном признании (присвоение почетных степеней и званий, награждение престижными премиями и т.д.). Все виды капитала, с точки зрения Бурдье, связаны между собой, и все они характеризуют положение человека в обществе, его влияние на ту или иную область общественных явлений или даже на жизнь общества в целом, а это позволяет относить людей к разным классам.

Исследуя современное общество, социологи часто выделяют три основных класса: высший, средний и низший, которые различаются по своему общественному положению в целом.

^ Высший класс состоит из наиболее влиятельных и богатых людей. Он составляет незначительную часть населения, но контролирует нередко до 90% капитала страны. Так, в США более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса весьма прочное общественное положение, а также возможность оказывать решающее влияние на экономику и политику.

^ Средний класс включает врачей, ученых, юристов, инженеров, чиновников среднего и высшего уровня, владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм, высококвалифицированный рабочих и др. Средний класс составляет значительную часть населения развитых стран. Именно его представители формируют и выражают общественное мнение, активно влияют на все сферы жизни общества.

^ Низший класс составляют работники физического труда невысокой квалификации, а также те, кто занят неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и пр.). Их влияние на жизнь современных развитых стран продолжает падать.

Повышение жизненного уровня в развитых странах и изменения в социальной политике, выразившиеся в создании более совершенной системы социальной защиты, привели к значительным изменениям социальной структуры общества. Эти изменения в целом ослабили классовые конфликты. Средний класс в наши дни является гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой общественной поддержки существующей власти.

^ Социальные слои. Современное общество имеет очень сложную структуру. Более детально ее можно охарактеризовать, используя понятие социального слоя. Социальный слой – это совокупность людей, выделяемая на основании близости определенных социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышления. В современной социологии понятие «слой» часто заменяется понятием «страта» (от лат. stratum – слой, настил). Это понятие и дало название теории социальной стратификации. Данную теорию разрабатывали немецкий ученый М. Вебер (1864-1920), американский социолог Т. Парсонс (1902-1979), русско-американский социолог П.Сорокин (1889-1968) и др.

П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания неравенства в обществе. По его мнению, социальное первенство связано с четырьмя группами факторов. Это – права и привилегии, обязанности и ответственность, социальное богатство и нужда, власть и влияние. Т. Парсонс выделил еще три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся: характеристики, которыми люди обладают от рождения — пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.; признаки, связанные с различными видами профессионально-трудовой деятельности; элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.

Деление общества на социальные слои можно провести по этническим, демографическим, профессиональным, территориальным, возрастным характеристикам, по религиозной принадлежности, образу и стилю жизни, стандартам поведения, интересам и пр. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично — с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее — у основания. В этом случае главными измерениями стратификации обычно являются доход, власть, образование и престиж.

Социальный статус – это место, которое занимает отдельный человек или группа людей в структуре общества. Оценка людьми того или иного статуса, закрепленная в общественном мнении, называется престижем.

В разных странах соотношение между социальными слоями неодинаково. Неодинаковы и критерии богатства и бедности. Существует огромный и все увеличивающийся разрыв между небольшой группой наиболее развитых стран и странами с низким уровнем экономического развития, составляющими обширную зону социального бедствия. В развитых странах долгое время формировалась убежденность в том, что каждый человек имеет шанс достичь успеха и подняться выше по ступеням стратификационной лестницы. Тем самым энергия людей, недовольных своим социальным положением, направлялась не на разрушение существующего общественного строя, а на поиск путей самореализации и достижения личного успеха. Однако в наши дни волна кризисных явлений захлестывает не только слаборазвитые, но и наиболее богатые и развитые страны. Социальное положение очень многих людей в них становится крайне неустойчивым.

^ Вопросы и задания.

1. Какие социальные общности вам известны? Как, на ваш взгляд, они связаны между собой?

2. Что такое социальная дифференциация общества? Какие вам известны теоретические объяснения ее причин?

3. Каковы основные признаки социальной группы?

4. Чем различаются малые и средние социальные группы?

5. Вспомните из изученного ранее, что такое формальные и неформальные группы.

6. Всегда ли человек четко осознает, к какой социальной группе, классу, этнической общности, социальному слою он принадлежит? Аргументируйте свой ответ.

7. Какие вам известны теории происхождения и сущности классов?

8. По каким признакам можно провести социальную стратификацию? Какие из них вы считаете определяющими, а какие второстепенными? Поясните свое мнение.

  1. В социологии часто выделяют следующие социальные общности:

1) высший класс – «олигархи», видные политики и т.д.;

2) технические специалисты среднего уровня;

3) коммерческий класс;

4) мелкая буржуазия;

5) квалифицированные рабочие;

6) неквалифицированные рабочие.

Какие признаки, на ваш взгляд, положены в основу этого выделения?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Учебное пособие для 10 класса iconУчебные пособия: Информатика : учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных...
Информатика : учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г. А. Заборовский,...
Учебное пособие для 10 класса iconУчебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений
Практикум. Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси
Учебное пособие для 10 класса iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Учебное пособие для 10 класса iconШнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологи­ческих и психологических факультетов университетов, готовящих себя...
Учебное пособие для 10 класса iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Перминов О. Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов М.: «Былина», 1999 240 с
Учебное пособие для 10 класса iconУчебное пособие для студентов специальностей «Биология»
М молекулярная генетика. Сборник заданий и тестов: Учебное пособие. Мн.: Бгу, 2003. – 87 с.: ил
Учебное пособие для 10 класса iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Учебное пособие для 10 класса iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...
Учебное пособие для 10 класса iconУчебное пособие Новосибирск 2004 Рецензенты: к э. н., доц. Юдин Н. П
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вуза, слушателей дополнительного профессионального образования
Учебное пособие для 10 класса iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры. Содержание курса соответствует Государственному...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница