Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса»


Скачать 257.93 Kb.
НазваниеПрограмма «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса»
Дата публикации08.03.2013
Размер257.93 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Экономика > Программа
В рамках реализации проекта «Программа совершенствования и развития инновационной инфраструктуры ГОУ ВПО УГНТУ» (шифр программы 2010-219-001.052)
Институт экономики

Уфимского государственного нефтяного технического университета

Кафедра экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности



проводят курсы повышения квалификации кадров

в сфере инновационного менеджмента, малого инновационного предпринимательства

по программам:



  • «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса»;

  • «Разработка инвестиционной стратегии и бизнес-планирование инноваций в малом и среднем предпринимательстве»;

  • «Управление рисками в инновационных проектах малого и среднего предпринимательства»;

  • «Финансовый менеджмент инноваций предприятий малого и среднего бизнеса»;

  • «Управление персоналом и интеллектуальной собственностью в инновационном малом и среднем бизнесе».

^ АННОТАЦИИ ПРОГРАММ
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса»
Ведущие преподаватели:

^ Фаттахов Айрат Мухаметович, к.э.н., доцент, директор Института экономики УГНТУ;

Щуренко Наталья Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности
Структура образовательной программы содержит два модуля: «Стратегический менеджмент инноваций» и «Маркетинг инноваций». В рамках каждого модуля представлен полный перечень УМК: рабочая программа, методические указания по изучению дисциплины, учебное пособие по теоретическим основам (краткий курс лекций), глоссарий, методические указания для практических и семинарских занятий, методические указания для самостоятельной работы слушателей, контрольные вопросы, тестовые задания для самоконтроля.
^ Задачи программы:

- познакомиться с различными подходами к стратегическому управлению инновационной деятельностью, тенденциями его современного развития;

- уяснить спектр основных разделов стратегического управления инновациями и круг задач, которые они решают;

- ознакомиться с теорией передовой технологии управления инновационной деятельностью и практическими рекомендациями, вытекающими из теоретических положений;

- выработать навыки практического решения важнейших проблем инновационного развития предприятия;

  • оценить маркетинговые выгоды, которые получает инновационное предприятие;

  • определить факторы, обеспечивающие успех инновационным компаниям и факторы, обеспечивающие успешное принятие рынком инновационного товара.


Содержание программы
Модуль 1. Стратегический менеджмент инноваций
Тема 1. Стратегический менеджмент инноваций: введение и основные понятия.

Этапы развития стратегического менеджмента. Основные функции менеджмента инноваций. Основные аспекты стратегического менеджмента инноваций.

^ Тема 2. Инновации и инновационный процесс.

Уровни изменения. Этапы инновационного процесса.

Тема 3. Государственная инновационная политика.

Состояние современного российского инновационного потенциала. Государственные органы, направляющие инновационную политику.

Тема 4. Факторы внешней и внутренней среды предприятия.

Признаки предприятия. Цели предприятия. Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия.

Тема 5. Сущность стратегического планирования и управления.

Алгоритм стратегического управления предприятием. Этапы развития методологии стратегического управления. Содержание стратегического планирования. Понятие стратегической устойчивости предприятия

Тема 6. Инновационная стратегия.

Определение стратегии предприятия. Типы инновационных стратегий. Направления стратегического анализа.

Тема 7. Процесс разработки и принятия управленческих решений

Основные понятия и классификация решений. Разработка и принятие управленческого решения. Методика экономического обоснования управленческих решений по повышению качества компонентов системы менеджмента.

Тема 8. Роль персонала в процессе реализация инновационной стратегии.

Конфликтность нововведений на предприятии. Способы преодоления сопротивления нововведениям.
Модуль 2. Маркетинг инноваций
Раздел 1. Роль маркетинга в инновационном процессе

Лекция 1. Изменение взглядов на бизнес. Понятие инновационного, модифицированного и нового товара.

Лекция 2. Стимулирование товарных инноваций. Роль покупателя в успехе инновационного товара.

Раздел 2. Разработка, создание и производство инновационных товаров.

Лекция 3.Интенсивность обновления товаров. Уникальность товара. Ключевые функции разработки инновационного товара.

Лекция 4. Этапы разработки инновационного товара в маркетинговой деятельности предприятия.

Лекция 5. Процесс нововведения. Генерирование идеи. Методы оценки и селекции (предварительного отсева) идей.

Лекция 6. Концепция инновационного товара. Прогноз реализации. Реализация идеи.

Лекция 7. Тестирование, пробный маркетинг и вывод инновационного товара на рынок. Модификация товара. Снятие инновационного товара с производства.

Раздел 3. Товарная политика предприятия

Лекция 8.Решения относительно товарного ассортимента. Средства содействия реализации инновационного товара.

Лекция 9. Обслуживание и гарантии потребителей инновационных товаров. Стратегия предприятия по реализации инновационного товара.


Программа «Разработка инвестиционной стратегии и бизнес-планирование инноваций в малом и среднем предпринимательстве»
Ведущие преподаватели:

^ Низамова Гульнара Закиевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности;

Буренина Ирина Валерьевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности.
^ Структура образовательной программы содержит два модуля: «Инвестиционная стратегия» и «Бизнес-планирование». В рамках каждого модуля представлен полный перечень УМК: рабочая программа, методические указания по изучению дисциплины, учебное пособие по теоретическим основам (краткий курс лекций), глоссарий, методическое указание для практических и семинарских занятий, методические указания для самостоятельной работы слушателей, контрольные вопросы, тестовые задания для самоконтроля.
^ Задачи программы:

- освоение понятийного аппарата инвестиционного менеджмента, инвестиционного анализа и планирования;

- изучение основ формирования инвестиционной стратегии – принципов, методов, этапов;

- овладение навыками аналитических разработок в области инвестиционной проблематики;

- получение представления о формировании инвестиционного портфеля;

- овладение методами управления инвестиционными ресурсами, а также инструментарием оценки эффективности инвестиционных стратегий;

- изучение процесса разработки и реализации бизнес-планов различной экономической направленности;

- знакомство со стержневыми проблемами процесса бизнес-планирования;

  • освоение методики разработки бизнес-плана в зависимости от разных типов бизнес-проектов (экономические, технические, социальные, экологические, смешанные);
^
- изучение инструментов антикризисного планирования и управления предприятиями.


Содержание программы
Модуль 1. Инвестиционная стратегия
Лекция 1. Сущность инвестиционной стратегии, принципы и последовательность ее разработки.

1.1 Сущность инвестиционной стратегии, ее роль

Понятия «инвестиционный менеджмент», «стратегическое управление», «инвестиционный анализ», «инвестиционная стратегия». Сущность инвестиционной стратегии, ее роль в развитии предприятия, региона, управлении финансовыми ресурсами частных инвесторов.

1.2 Принципы инвестиционной стратегии

Принципы разработки инвестиционной стратегии: предприятие как открытая самоорганизующаяся система, учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия, согласованность целей, адаптивность к изменениям внешней среды, альтернативность инвестиционного выбора, учет инвестиционного риска, оптимальность решений с учетом обеспеченности ресурсами.

1.3 Этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия

Лекция 2. Информационная база инвестиционного анализа и формирование стратегических целей инвестиционной деятельности.

2.1 Модульный подход к формированию информационной базы анализа инвестиций

2.2 Система показателей анализа

2.3 Стратегические цели инвестирования: требования к целям, классификаций целей

2.4 Построение иерархии целей

2.5 Этапы целеполагания в инвестиционном менеджменте

2.6 Методы выявления стратегических альтернатив: модель жизненного цикла предприятия

Лекция 3. Стратегические направления инвестирования: методы выявления альтернатив, обоснование выбора.

3.1 Матрица Бостонской консультационной группы

3.2 Многофакторная матрица Мак-Кинси

3.3 Бенчмаркинг

3.4 Комплексный деловой анализ ПИМС (PIMS)

3.5 Классификация стратегий М. Портера и оценка их рисков

3.6 Обоснование выбора направлений инвестирования: факторы соотношения форм инвестирования.

3.7 Определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов

Лекция 4. Формирование инвестиционной стратегии предприятия.

4.1 Понятие и формы инвестиционного планирования

4.2 Инвестиционное бизнес-планирование

Лекция 5. Формирование инновационной стратегии предприятия.

Лекция 6. Инвестиционная привлекательность: региональный и отраслевой аспект.

6.1 Параметры инвестиционного обеспечения регион

6.2 Региональный аспект инвестиционной привлекательности

6.3 Региональная инвестиционная активность и методы ее расчета

6.4 Отраслевой аспект инвестиционной привлекательности: уровень перспективности развития отрасли

6.5 Среднеотраслевая доходность

6.6 Отраслевые риски

6.7 Управление инвестиционной привлекательностью акций

Лекция 7. Аналитическое обоснование инвестирования Результативность инвестиционной стратегии.

7.1 Формирование инвестиционной политики. Анализ ориентиров как метод обоснования приемлемых условий инвестирования

7.2 Цена капитала как инструмент обоснования оптимальных инвестиционных решений. Портфельный подход

7.3 Оценка результативности инвестиционной стратегии предприятия.

Лекция 8. Формирование портфеля ценных бумаг и управление им.

8.1 Этапы формирования и управления портфелем ценных бумаг.

8.2 Виды инвестирования: стратегическое, формульное, портфельное.

8.3 Портфельное инвестирование: оптимальный портфель.

8.4. Принципы и цели, стратегии.

Лекция 9. Инвестиционные фонды.

9.1 Виды фондов: открытые, закрытые

9.2 Стратегии инвестиционных фондов

9.3 Стратегии покупки акций открытого фонда

9.4 Выбор инвестиционного фонда.
Модуль 2. Бизнес-планирование
Раздел 1 Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии

Лекция 1. Основные понятия планирования. Задачи и принципы планирования. Система планирования. Методы планирования. Процесс планирования.

Лекция 2. Теоретические основы бизнеса. Понятие бизнес-планирования. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием. Организация процесса бизнес-планирования. История бизнес-планирования в России. Решение задач с помощью бизнес-планирования. Инфраструктура процесса бизнес-планирования. Стадии процесса бизнес-планирования.

^ Раздел 2 Особенности бизнес-проектов

Лекция 3. Понятие бизнес-проекта. Классификация бизнес-проектов. Цели и структура бизнес проектов. Особенности различных типов и видов бизнес-проектов.

Лекция 4. Признаки бизнес-проекта. Участники бизнес-проекта. Жизненный цикл бизнес-проекта. Схема разработки бизнес-проекта. Влияние реализации проекта на деловую активность компании. Разработка стратегии бизнес-проекта.
^
Раздел 3. Разработка бизнес-планов

Лекция 5. Бизнес-план. Внутренние и внешние функции бизнес-плана. Классификация и характеристика бизнес-планов. Процесс бизнес-планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования. Схема процесса бизнес-планирования. Построение процесса разработки бизнес-плана и задачи участников процесса. Последовательность разработки бизнес-плана.

Лекция 6. Разработка бизнес-плана. Резюме. Местонахождение проекта. Цель деятельности. Описание отрасли и подотрасли деятельности предприятия. Описание вида деятельности. Описание продукции. Анализ рынка сбыта. Сегментация рынка. Конкуренция и конкурентное преимущество. Организация внешнеэкономической деятельности. Стратегия маркетинга.

Лекция 7. План производства. Формирование таблиц. Организационный план.

Финансовый план. Финансовые показатели деятельности фирмы. Стратегия финансирования. Оценка и учет рисков. Эффективность инвестиционных бизнес-проектов.
^
Раздел 4. Реализация бизнес-плана

Лекция 8. Организация процесса реализации бизнес-плана. Содержание работ по реализации бизнес-плана. Схема реализации бизнес-плана. Стадии реализации бизнес-плана. Управление реализацией бизнес-плана по результатам. Участники реализации бизнес-планов. Последовательное решение и раннее осуществление этапов реализации проектов.

Презентация бизнес-плана. Семь ключевых областей презентации. Продвижение бизнес-плана в процессе переговоров и заключение договоров. Типы поведения партнеров на переговорах. Реклама бизнес-плана. Виды рекламы, способствующие продвижению бизнес-планов. Планирование рекламной компании. Планирование рекламного бюджета. Основные решения в сфере рекламы.

Программа «Управление рисками в инновационных проектах малого и среднего предпринимательства»
Ведущие преподаватели:

^ Сайфуллина София Фаруковна, преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности;

Низамова Гульнара Закиевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности.
^ Структура образовательной программы содержит два модуля: «Управление проектами предприятий» и «Управление рисками в инновационных проектах». В рамках каждого модуля представлен полный перечень УМК: рабочая программа, методические указания по изучению дисциплины, учебное пособие по теоретическим основам (краткий курс лекций), глоссарий, методическое указание для практических и семинарских занятий, методические указания для самостоятельной работы слушателей, контрольные вопросы, тестовые задания для самоконтроля.
^ Задачи программы:

- усвоение основных понятий управления проектами;

- получение системного представления о процессах управления проектами;

- получение навыков применения инструментов и методов управления проектами;

- знакомство с технологией разработки и управления проектами с использованием информационных систем;

- оказание помощи студентам в получении навыков и установок на активный самостоятельный поиск эффективных решений в практической деятельности;

- дать слушателям представление об основных понятиях и категориях теории управления рисками в инновационных проектах;

- сформулировать цели и задачи управления рисками в инновационных проектах;

- представить основные методологические подходы к количественной оценке рисков инновационных проектов;

- представить классификационную систему рисков в инновационных проектах;

- определить сущность и характер предпринимательских рисков (риски деловой активности), операционных рисков в инновационной деятельности; инвестиционных и финансовых рисков;

- раскрыть методы анализа и управления рисками в инновационных проектах;

- сформировать представление о системе риск - менеджмента и ее влиянии на результаты инновационной деятельности;

- показать значение венчурного капитала в инновационной деятельности как области высокого предпринимательского риска.
Содержание программы
Модуль 1. Управление проектами предприятий

Раздел 1. Основы управления проектами

Лекция 1. Основные понятия управления проектами

Понятие проекта. Цели проекта и критерии успешности. Руководитель проекта. Жизненный цикл проекта. Заинтересованные лица (участники проекта).

Лекция 2. Организация управления проектами

Офис управления проектами. Организационные структуры управления проектом. Группы процессов и области знаний управления проектами.

Раздел 2. Процессы управления проектами

Лекция 3. Инициация и старт проекта

Этапы инициации проекта. Идентификация участников проекта. Устав проекта.

Лекция 4. Планирование проекта

Разработка плана управления проектами. Управление содержанием проекта. Создание иерархической структуры работ. Планирование сроков проекта.

Лекция 5. Разработка и оптимизация расписания проекта

Определение состава и взаимосвязей операций. Оценка ресурсов и длительности операций. Разработка и контроль расписания проекта.

Лекция 6. Организация проекта. Управление персоналом и коммуникациями

Команда проекта. Структура команды проекта. Набор и развитие команды проекта. Управление командой проекта. Управление коммуникациями проекта.

Лекция 7. Контроль и завершение проекта

Управление исполнением проекта. Мониторинг и контроль над работами проекта. Общее управление изменениями. Закрытие проекта (или фазы).

Раздел 3. Информационные системы управления проектами

Лекция 8. Информационные системы в управлении проектами предприятий

Краткая характеристика профессиональных систем управления проектами. Сравнительная оценка основных программных комплексов. Технология работы в среде Microsoft Project при разработке проекта.
Модуль 2. Управление рисками в инновационных проектах

Лекция 1. Введение в теорию управления рисками инновационных проектов.

1.1 Управление рисками как наука

1.2 Основные понятия и категории теории управления рисками

1.3 Цели и задачи управления рисками

Лекция 2. Классификация и идентификация рисков инновационных проектов .

2.1 Общесистемная классификация рисков

2.2 Риски инновационного проекта и их идентификация

2.3 Классификация рисков инновационных проектов

Лекция 3. Методы анализа неопределенности и риска инновационных проектов.

3.1 Основные факторы рисков

3.2 Основные методы оценки рисков

3.3 Качественная оценка рисков: метод экспертных оценок, метод рейтинговых оценок

Лекция 4. Система количественных оценок рисков инновационных проектов.

4.1 Математическая оценка рисков

4.2 Нормальное распределение в оценке риска

4.3 Степень и цена риска

4.4 Мера риска

4.5 Общая оценка риска проекта

4.6 Обзор основных методов, применяемых при оценке риска

Лекция 5. Управление рисками инновационных проектов.

5.1 Процесс управления рисками инновационных проектов

5.2 Методы управления рисками

5.3 Методы финансирования рисков

Лекция 6. Венчурный капитал в инновационных проектах как область высокого предпринимательского риска.

6.1 Понятие венчурного капитала

6.2 Характеристика основных типов венчурных фирм

6.3 Процесс формирования венчурного капитала

6.4 Особенности венчурного финансирования

6.5 Финансовое обеспечение рискового бизнеса и источники венчурного капитала

6.6 Минимизация финансовых рисков в процессе венчурного финансирования инновационных проектов

Лекция 7. Взаимосвязи риска, типов инвестирования и способов финансирования инновационных проектов.
^

7.1 Инновационная деятельность как объект инвестирования

7.2 Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности

7.3 Критерии инвестиционной привлекательности

^

7.4 Норма прибыли при финансировании инновационных проектов


7.5 Обоснование экономической эффективности проекта с учетом факторов неопределенности и риска

7.6 Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в целом.

Программа «Финансовый менеджмент инноваций предприятий малого и среднего бизнеса»
Ведущие преподаватели:

^ Земцова Валентина Давыдовна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности;

Халикова Мамдуда Абдульхаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности.
^ Структура образовательной программы содержит два модуля: «Анализ инновационных процессов и инновационной деятельности на предприятии» и «Финансовый менеджмент инноваций». В рамках каждого модуля представлен полный перечень УМК: рабочая программа, методические указания по изучению дисциплины, учебное пособие по теоретическим основам (краткий курс лекций), глоссарий, методические указания для практических и семинарских занятий, методические указания для самостоятельной работы слушателей, контрольные вопросы, тестовые задания для самоконтроля.
^ Задачи программы:

- изучение понятийного аппарата и методических вопросов оценки эффективности инновационной деятельности предприятия;

- изучение современных методов оценки эффективности инноваций;

- освоение навыков аналитической работы состояния инновационных процессов и инновационной деятельности на предприятии;

- дать слушателям достаточный объем теоретических знаний и практических навыков, которые позволят им читать и анализировать финансовую отчетность, денежные потоки на предприятии; проводить коэффициентный анализ эффективности деятельности предприятия; оценивать стоимость капитала и сформировать оптимальную структуру капитала предприятия; управлять оборотными активами; разрабатывать финансовый бюджет предприятия; изучить финансовый рынок и основы оценки финансовых активов предприятия.
^ Содержание программы
Модуль 1. Анализ инновационных процессов и инновационной деятельности на предприятии
Раздел 1. Содержание, основные понятия и методические вопросы оценки эффективности инновационной деятельности предприятия

Лекция 1. Основные понятия инновационной деятельности предприятия и источники ее финансирования. Основные принципы и методы оценки инновационных проектов.

Раздел 2. Методы оценки эффективности инвестиций и инноваций

Лекция 2. Общеметодологические вопросы оценки эффективности инвестиций. Методы оценки эффективности инвестиций и инноваций.

Раздел 3. Анализ и оценка эффективности инноваций

Лекция 3. Система оценочных показателей эффективности инноваций.

Лекция 4. Сравнительный анализ эффективности инноваций на основе оценочных показателей.

Раздел 4. Методика расчета нормативной себестоимости продукции как инструмента инновационного анализа

Лекция 5. Методика расчета нормативной себестоимости продукции.

Раздел 5. Анализ влияния инноваций на эффективность хозяйственной деятельности

Лекция 7. Система показателей эффективности производственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия.

Лекция 8. Анализ взаимосвязей между показателями эффективности инновационной деятельности и хозяйственной деятельности предприятия. Анализ влияния инноваций на эффективность производственной деятельности предприятия.
Модуль 2. Финансовый менеджмент инноваций
Раздел 1. Финансы предприятия Сущность и основные задачи финансового менеджмента компании

Лекции 1. Сущность финансов предприятия и принципы организации финансов. Источники финансирования и основные денежные фонды предприятия. Доходы и расходы предприятия. Прибыль, виды прибыли, формирование и распределение прибыли. Рентабельность, расчет показателей рентабельности.

Понятие финансового менеджмента как науки управления финансами для организации. Сущность финансового менедж­мента как вида профессиональной деятельности, его роль в управлении предприятием. Основные принципы финансового управления. Цель финан­сового менеджмента. Основные задачи финансового менеджмента. Органи­зационная схема управления финансами. Особенности профессий финансо­вого менеджера и финансового аналитика. Функции финансового менедж­мента.

^ Раздел 2. Основы финансового анализа

Лекция 2. Основы финансового анализа. Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности, кредитоспособности, деловой активности, рентабельности и рыночной активности предприятий. Методы оценки вероятности банкротства. Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению.

^ Раздел 3. Финансовое планирование на предприятии

Лекция 3. Значимость финансового прогнозирования и планирования деятельности компании. Роль планово-экономических служб. Виды финансовых планов.Процесс и этапы бюджетирования; виды бюджетов; технология бюджетирования. Организация бюджетирования. Методы составления бюджетов.Контроль исполнения финансового плана.

^ Раздел 4. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия

Лекция 4. Понятие инвестиций, объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Источники финансирования инвестиционной деятельности. Лизинг – как метод финансирование инвестиционной деятельности. Методика расчета лизинговых платежей. Инновационная деятельность предприятия. Понятие инноваций Источники финансирования инновационных проектов. Венчурное финансирование. Анализ денежных потоков от инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. Анализ риска и неопределенности в инвестиционном и инновационном анализе.

^ Раздел 5. Логика функционирования финансового механизма

Лекция 5. Понятие финансового рычага. Основные концепции эффекта финансо­вого рычага. Понятие и способы снижения финан­сового риска. Операционный рычаг, механизм его проявления. Эффект опе­рационного рычага. Расчет силы воздействия операционного рычага. Предпринимательский риск и способы его снижения. Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка совокупно­го риска, связанного с предприятием.

^ Раздел 6. Методологические основы принятия финансовых

ре­шений. Методы оценки денежных потоков

Лекция 6. Концепция временной ценности денежных ресурсов. Учет фактора времени. Настоящая стоимость денег. Будущая стоимость денег. Методиче­ский инструментарий учета фактора времени. Методы оценки стоимости де­нег. Особенности различных схем начисления процентов.

^ Раздел 7. Анализ стоимости и структуры капитала

Лекция 7. Цели и принципы формирования капитала организации. Экономическая интерпретация термина «стоимость капитала». Основные ис­точники финансирования деятельности организации с позиции их стоимости. Стоимость основных источников капитала. Стоимость собст­венного капитала. Стоимость заемных средств. Средневзвешенная стоимость капитала. Основные проблемы, связанные с его расчетом. Предельная стои­мость капитала. Основные теории структуры капитала.

^ Раздел 8. Управление оборотным капиталом

Лекция 8. Значение оборотных средств для предприятия. Факторы, определяю­щие структуру оборотных средств. Политика предприятия в области оборот­ного капитала. Компоненты оборотного капитала. Основная задача рацио­нального управления оборотным капиталом. Экономическая интерпретация чистого оборотного капитала (собственных оборотных средств) и текущих финансовых потребностей. Алгоритм расчета чистого оборотного капитала и чистых активов предприятия. Стратегии финансирования оборотных активов: идеальная, консервативная, агрессивная и умеренная модели. Управление денежными потоками. Содержание денежного оборота. Понятие денежных потоков. Приток денежных средств. Отток денежных средств. Чистый поток денежных средств. Классификация поступлений и выплат денежных средств по видам деятельности. Мето­ды анализа денежных потоков. Прямой метод анализа движения денежных средств. Косвенные методы анализа движения денежных средств. Ликвидный денежный поток. Прогнозирование денежных потоков. Модели оптимизации денежных остатков: Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна, имитационные методы моделирования.

^ Раздел 9. Финансовый рынок, сущность и функции

Лекция 9. Основные понятия финансового рынка. Кредитный рынок – основные понятия. Рынок ценных бумаг- основные понятия. Государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги. Элементы рынка ценных бумаг, организация рынка ценных бумаг, ее участники.

Специфика финансового актива как объекта купли/продажи. Основные характеристики финансового актива, их экономическая интерпретация. Цена и стоимость финансового актива. Множественность цен и стоимостей одного и того же актива. Суть подходов к оценке финансовых активов.

Параметры оценки стоимости финансового актива. Базо­вая модель оценки финансовых активов. Оценка долговых ценных бумаг. Оценка долевых ценных бумаг. Доходность финансового актива: виды и оценка. Риск и доходность финансовых активов.

Программа «Управление персоналом и интеллектуальной собственностью в инновационном малом и среднем бизнесе»
Ведущие преподаватели:

^ Макова Марина Михайловна, к.э.н., доцент, зам. заведующего кафедрой экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности;

Ибрагимова Наталья Владимировна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности.
^ Структура образовательной программы содержит три модуля: «Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности», «Управление персоналом и мотивация в инновационном малом и среднем бизнесе» и «Управление интеллектуальной собственностью компании». В рамках каждого модуля представлен полный перечень УМК: рабочая программа, методические указания по изучению дисциплины, учебное пособие по теоретическим основам (краткий курс лекций), глоссарий, методические указания для практических и семинарских занятий, методические указания для самостоятельной работы слушателей, контрольные вопросы, тестовые задания для самоконтроля.
^ Задачи программы:

- анализ зарубежного и российского опыта (стратегий, форм, методов и практических направлений) государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;

- раскрытие причин отставания инновационной деятельности в СССР и России;

- анализ современного положения России в инновационной сфере;

- определение эффективных путей государственного регулирования и поддержки инновационных процессов в России;

- знакомство с базовыми положениями концепции и системы управления персоналом организации;

- изучение психологии управленческого воздействия;

- изучение основ управления конфликтными ситуациями в инновационном бизнесе;

- формирование индивидуального стиля управления в малом и среднем бизнесе;

- исследование современного состояние использования объектов интеллектуальной собственности в инновационных компаниях;

- изучение патентного законодательства и авторского права в Российской Федерации;

- оценка эффективности управления интеллектуальной собственностью.


^ Содержание программы
Модуль 1. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности
Тема 1. Сущность, цели и задачи государственной инновационной политики.

Понятие государственной инновационной политики. Цели и задачи государственной инновационной политики. Нормативные документы, регламентирующие государственную инновационную политику в РФ

^ Тема 2. Формы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности .

Основные способы поддержки инновационной деятельности. Методы прямого и косвенного регулирования инновационной деятельности.

^ Тема 3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности .

Модели научно-инновационного развития промышленно развитых стран. Опыт США. Опыт Японии. Опыт стран Евросоюза (Германия, Англия, Франция).

^ Тема 4. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий (МСП).

Опыт США в поддержке инновационных МСП. Опыт Японии в поддержке инновационных МСП. Опыт Индии в поддержке инновационных МСП. Опыт Китая в поддержке инновационных МСП. Опыт России в поддержке инновационных МСП.
^ Модуль 2. Управление персоналом и мотивация в инновационном малом и среднем бизнесе
Тема 1. Основы управления персоналом.

Управление персоналом: основные понятия и определения. Формирование научных представлений об управления персоналом. Философия и концепция управления персоналом. Методы управления персоналом. Особенности управления персоналом инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.

^ Тема 2. Наем и отбор персонала.

Отбор, подбор и расстановка персонала. Источники привлечения кадров. Кадровое обеспечение инновационного бизнеса. Методы оценки деловых качеств персонала.

Тема 3. Развитие и обучение персонала.

Основные понятия и концепции обучения. Методы обучения персонала. Основные показатели обучения персонала. Самообучающаяся организация.

^ Тема 4. Мотивация и стимулирование персонала в инновационном бизнесе.

Понятие мотивации и стимулирования персонала. Теории мотивации. Особенности мотивации персонала в инновационных предприятиях.

^ Тема 5. Управление конфликтами в трудовом коллективе.

Понятие конфликта и его причины. Структурные характеристики конфликта. Классификация конфликтов. Функции конфликтов. Этапы и фазы конфликта. Формулы возникновения конфликта. Стили конфликтного поведения и типы конфликтных личностей.
Модуль 3. Управление интеллектуальной собственностью компании
Раздел 1. Классификация объектов интеллектуальной собственности

Лекция 1. Введение. Значение интеллектуальной собственности в экономике. Предмет и задачи курса "Управление интеллектуальной собственностью компании» (ИС).

Понятие, виды и классификация интеллектуальной собственности. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности. Всемирная организация интеллектуальной собственности. Парижская конвенция. Законодательное обеспечение ИС в Российской федерации.

Промышленная собственность, понятие, характеристика, виды. Изобретения, объекты изобретения, защита изобретений.

Лекция 2. Полезные модели, их отличие от изобретений, особенности регистрации и защиты. Промышленные образцы, особенности регистрации и защиты.

Товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождения товаров. Виды товарных знаков, коллективные товарные знаки. Предупредительная маркировка. Право на товарный знак. Фирменное наименование.

^ Раздел 2. Патентное законодательство

Лекция 3. Патентное законодательство в Российской Федерации. Особенности российского патентного законодательства (2 часа).

Заявка на изобретение. Патентообладатель. Экспертиза заявки. Публикация заявки. Экспертиза заявки по существу. Оспоривание решения экспертизы.

Законодательство Российской Федерации по авторским и смежным правам. Авторские права, Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных. Защита и передача имущественных прав на программу и базы данных. Оберточная лицензия.

^ Раздел 3. Оценка объектов интеллектуальной собственности

Лекция 4. Объекты и цели оценивания ИС. Спрос на услуги по оценке прав на ИС. Деление оценочной деятельности.

Методы оценки прав ИС.

Затратный подход оценки. Сущность метода, особенности область применения. Рыночный подход к интеллектуальной собственности. Особенности метода, область применения.

Доходный подход к оценке интеллектуальной собственности. Область применения, особенности.

Определение цены лицензии. Методы оценки, особенности расчета роялти.

^ Раздел 4. Управление интеллектуальной собственностью компании

Лекция 5. Современное состояние управления интеллектуальной собственностью компании. Формирование и использование интеллектуальных активов в условиях конкуренции. Организационно-методическое обеспечение управления интеллектуальной собственностью.

Лекция 6. Основы управления интеллектуальной собственностью Сущность и специфика интеллектуальной собственности как объекта управления. Предпосылки создания системы управления интеллектуальной собственностью компании. Функционально-структурное представление системы управления интеллектуальной собственностью компании .

Лекция 7. Организация управления интеллектуальной собственностью компании. Организационное обеспечение системы управления интеллектуальной собственностью компании. Организация информационного обеспечения процесса управления интеллектуальной собственностью компании. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности. Оценка эффективности управления интеллектуальной собственностью компании.


Похожие:

Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconСтатья Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего...
Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия...
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconСтатья Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего...
Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия...
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconРешение информационно-исследовательских задач 18
Интернета, превращающим его в основное средство привлечения желательных партнеров и канал продаж для многих отраслей бизнеса. Становится...
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconЛектор консультант в области малого и среднего бизнеса господин ё...
Лектор консультант в области малого и среднего бизнеса господин ё кодзи (yo kouji)
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconСтратегический маркетинг
Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер с французского. Спб. Наука, 1996. Xv+589 с
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconСтратегический маркетинг
Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер с французского. Спб. Наука, 1996. Xv+589 с
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconДокладов по предмету «Маркетинг инноваций» По теме «Хайтек-маркетинг»
...
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconКонкурсная документация по проведению конкурса среди субъектов малого...
Фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановления Правительства Челябинской области от
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconКонкурсная документация по проведению конкурса среди субъектов малого...
Фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановления Правительства Челябинской области от
Программа «Стратегический менеджмент и маркетинг инноваций для субъектов малого и среднего бизнеса» iconИнфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса
Образовательная деятельность по подготовке и переподготовке кадров для рыночной экономики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница