Виды инноваций : технико-технологические инновации


Скачать 461.57 Kb.
НазваниеВиды инноваций : технико-технологические инновации
страница1/3
Дата публикации08.03.2013
Размер461.57 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
1. Понятие инноваций и их виды.

Инновация — это коммерчески воплощенная идея, способная создать новые потребности или удовлетворить имеющиеся новым, более эффективным способом; принести эффект производителю и потребителю при оптимальном сочетании затрат и результатов внедрения.

Виды инноваций : технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства; организационные нововведения - это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц; управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач; экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности; социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда; юридические инновации - это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий; экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду. 
2. Последовательность осуществления инновационного проекта в организации.

Основные принципы формирования механизма инвестирования инновационной деятельности:

- формирование заинтересованного участия компаний в инновационной деятельности, выделение собственных средств на инвестирование инновационного процесса; - финансовая ответственность гос за эффективность реализации инновационных проектов; - координация временной и пространственной оптимизации размещения инвестиций в инновационные проекты; - оптимизация соотношения собственных и заемных средств в структуре механизма финансирования инновационного проекта; - учет всех внешних и внутренних факторов, влияющих на инновационный процесс; - создание целенаправленной системы управления реализации инновационного проекта;- создание условий, при которых достигается устойчивость и непрерывность заданного режима работ; - система управления инвестициями должна быть нацелена на решение не только текущих, но и долгосрочных задач; - создание и поддержка функционирования подразделений, занимающихся проблемами управления интеллектуальной собственностью на предприятии.
3. Роль лизинга в развитии инновационной деятельности. Виды лизинга.

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. По экономическому содержанию лизинг представляет собой прямые инвестиции, при которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю (инвестору) инвестиционные издержки и выплатить вознаграждение. Следовательно, существенной особенностью лизинга как экономической категории является разделение функций собственности – отделение использования имущества от владения.

Виды: Под финансовым лизингом понимается форма финансирования приобретения оборудования при посредничестве лизинговой компании, которая покупает его себе в собственность за свои и привлеченные средства, а затем сдает в полезное использование (в аренду) предприятию-лизингополучателю на определенный срок. При оперативном лизинге срок аренды оборудования лизинга намного меньше срока службы оборудования, сдаваемого в лизинг. При возвратный лизинге в качестве поставщика лизингового имущества и лизингополучателя выступает одно и тоже лицо.

Работа скачана с сайта http://vzfeilive.ru


4. Циклический характер мировой экономической динамики.

^ Первый технологический уклад (1785-1835 г.г.) отличался ис­пользованием энергии воды, новыми технологиями в текстильной промышленности,. Второй технологический уклад (183 0-1890г.г.) связан с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя. Третий технологический уклад (1880-1940 г.г.) в своей основе имеет использование в промышленном производстве электрической энергии, и, как результат - развитие тяжёлого машиностроения и электротехнической промышленности. Четвёртый технологический уклад (1930-1990 г.г.) основан на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродук­тов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Производство приобрело вид массового механизированного и автоматизированного. Пятый технологический уклад (1980-2035 г.г.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от комплексной механизации и автоматизации к применению в производстве искусственного интеллекта.
5. Технопарки в РФ и особенности их создания и функционирования.

Технопарк – компактно расположенный комплекс, основной функцией которого является ускоренное внедрение новшества в материальную сферу

Целями Технопарков являются обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики. Отличительной особенностью технопарков в сфере высоких технологий, является то, что объекты их инфраструктуры создаются в том числе за счет средств бюджета Российской Федерации (на специальных условиях).

Создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики. Технопарки в сфере высоких технологий должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.
6. Инновационный цикл и его этапы

Период времени от зарождения идеи новшества, создания этого новшества и до его распространения носит название инновационный цикл.

^ Этапы: 1 этап: исследовательская работа и разработка новшества. Этот этап включает в себя 2 подэтапа: фундаментальные исследования (разработка теоретической основы будущего новшества.). Исследования прикладного характера (для конкретных целей, для конкретных отраслей промышленности. 2 этап: изготовление или оформление новшества. Изготовление – если новшество является средством труда, либо предметом труда, которое должно быть использовано. Оформление – если это теоретическая разработка для конкретного процесса. 3 этап: Обращение и реализация новшества. Если новшество разработано не для самого предприятия, и не засекречено то оно должно быть реализовано, то есть выпущено на рынок. 4 этап: Эксплуатация новшества. Эксплуатация может быть по длительности различна. Новшество может не дать ожидаемого результата и тогда оно может оказаться недолгосрочным в эксплуатации, а иногда может применяться многие годы, если дает положительный эффект.
8. Требования, предъявляемые к менеджеру по инновациям.

Научные кадры (персонал): профессионально подготовленные специалисты, непосредственно действующие в производстве научных знаний и подготовке научных результатов для практического использования;

Особенности управления персоналом в инновационной организации:

- Ориентация на высококвалифицированные трудовые ресурсы;

- Особые требования к психологическим характеристикам работников;

- Высокая текучесть кадров, в том числе и среди научных работников и специалистов;

- Отсутствие чётких методик для определения соответствия соискателей работы предлагаемой должности;

- Неопределённость параметров организации труда;

- Возможность реализации потребностей высшего уровня

Требования к инновационному менеджеру: Инициативность; Лидерство; Отношение к сотрудникам; Ответственность; Организаторские способности; Решительность; Упорство в достижении цели.
7. Достоинства и недостатки крупных фирм в организации инновационной деятельности.

Достоинства: 1. Действие эффекта масштаба в процессе хозяйственной деятельности крупных производств. Новый товар сразу можно производить в больших количествах, а, следовательно, охватить большую долю рынка. 2. Издержки на освоение инноваций могут многократно превысить стоимость инновационного проекта, вследствие чего лишь фирмы, обладающие финансовой мощью, могут довести разработку крупных инноваций до конца. 3. Только крупные фирмы могут себе позволить многоцелевые исследования. 4. Преимущество крупных фирм в ведении НИОКР заключается также в том, что они в состоянии объединить различные подходы и попытки решения основной задачи. 5. Ведущая роль крупной фирмы в освоении новой продукции и технологии заключается и в том, что в современных условиях именно такая фирма получает преимущества на решающей, самой капиталоемкой, стадии — в освоении инноваций и подготовке массового производства, когда зачастую необходимо вводить новые производственные мощности. Достижение постоянного успеха после появления инноваций на рынке и возмещение всех затрат на их освоение требуют длительного периода времени.

Недостатки: 1. Крупные предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и их коммерческое воплощение в рыночном продукте.

2. Крупные фирмы получают более высокие и стабильные прибыли. В то же время они несут большие, чем другие фирмы, финансовые затраты на научно-технические исследования, рекламу, маркетинг, направляют средства на капиталовложения. 3. Статистические данные свидетельствуют о том, что эффективность средней и малой фирмы, занимающейся НИОКР, чаще бывает намного выше, чем крупной организации при освоении нововведения, которое не требует значительных средств и больших коллективов: небольшая группа специалистов может его провести без использования сложного и дорогостоящего исследовательского оборудования.

9. Роль малых фирм в организации инновационного процесса.

Малые инновационные предприятия играют существенную роль в сфере инноваций, в воплощении достижений НТП малыми фирмами созданы такие новшества, как персональный компьютер, микропроцессор, многие средства программного обеспечения. Эффективность малых предприятий обеспечивается за счет их мобильности и гибкости, готовности идти на риск, лучшей координацией действий, оперативного принятия решений, более низких издержек производства.

5 основополагающих принципов новаторской деятельности: 1. целенаправленные систематизированные нововведения начинаются прежде всего с анализа источников инновационных возможностей. 2. нововведения требуют концептуальности и восприимчивости. 3.нововведения должны быть простыми, направленными и подчиняться выполнению только одной задачи. 4. эффективные нововведения начинаются с малого. Они призваны решать одну конкретную задачу и могут быть предельно простыми. 5. хотя нововведения задумываются в основном для выхода на лидирующие позиции, целью их применения не обязательно должно быть создание «Большого бизнеса».
10. Виды инновационных стратегий в организации

Инновационная стратегия — комплексный план достижения инновационных целей. Стратегия технологического лидера характеризуется постоянной разработкой технологических (продукт- и процесс-) инноваций. Основным мотивом является признание продукта или технологии как образца с продолжением лидерства путём модификаций и других инноваций, направленных на более полный охват рынка и снижение издержек. Стратегия следования за лидером (оборонительная) предполагает инновационное развитие реакционного характера - реакция на изменение во внешней среде, в частности, инновации конкурентов. Она базируется на максимально быстрой абсорбции инноваций и расширении рыночной базы. Выгода стратегии в том, что предприятие может концентрироваться на продуктах (работах, услугах), уже получивших признание рынка. Стратегия диверсификации предполагает развитие комплексных инноваций в различных сферах — усовершенствование старой продукции, расширение модификационного ряда, технологии, маркетинге, финансах, сбыте, организационных структурах, переработки информации, социальной, экологической областях, использование новых принципов и методов формирования ценовой политики, изменение имиджа предприятия, создание новых целевых сегментов. Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Она предусматривает только опытно-конструкторские работы для освоения приобретаемых лицензий и ноу-хау.


11. Понятие национальной инновационной системы.

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта.

Для развития эффективной национальной инновационной системы требуется принятие следующих первоочередных мер:- создание условий, стимулирующих внедрение и использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств; - развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, в том числе венчурных инновационных фондов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;- развитие рынка услуг в области инновационной деятельности; - совершенствование системы образования в инновационной сфере, в том числе создание единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей; - совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности; - развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности; - стимулирование экспорта и внутреннего спроса на инновационную продукцию российских предприятий.
12. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.

Инновационный менеджмент-совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него свойственно: - постановка целей и выбор стратегии; - четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Инновационный менеджмент—направление стратегического менеджмента, ориентированное на активизацию инновац деятельности организации.

Возникновение инновационного менеджмента связано с увеличением роли инноваций среди факторов экономического развития.

Эволюция развития менеджмента: научное управление 1885-1920; административный подход 1920-1950; подход с точки зрения человеческих отношений 1930-1950; поведенческий подход 1950 - настоящее время; количественный подход 1950 - настоящее время; процессный подход 1920 - настоящее время; системный подход 1950 - настоящее время; ситуационный (проектный) подход 1960-настоящее время (М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури).

Этапы развития инновационного менеджмента: факторный подход; функциональная концепция; системный подход; ситуационный подход (А.К.Казанцев д.э.н., проф.).
17. Планирование инновационной деятельности.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций. Вопросам управления инновационной деятельностью посвящено отдельное направления менеджмента — инновационный менеджмент. Планирование инновационной деятельности организации; формулирование миссии определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них выбор инновационной стратегии развития, оптимальной для каждого направления Функции планирования: 1Целевая ориентация всех участников. 2Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.3Координация деятельности всех участников инноваций. 4Подготовка управленческих решений. 5Создание объективной базы для эффективного контроля. 6Информационное обеспечение участников инновационного процесса. 7Мотивация участников Принципы планирования инноваций: научная обоснованность; доминирование стратегических аспектов ; комплексность ; гибкость и эластичность; непрерывность планирования
13. Создание благоприятных условий нововведений.

Активизация инновационной деятельности в условиях рынка требует участия государства на некоторых этапах. В первую очередь государство вырабатывает инновац. политику на среднесрочную и длительную перспективу. Для достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть решены следующие основные задачи:1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности; 3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники:5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий; 6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере.

^ Важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:1)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;3) формирование национальной инновационной системы;4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;6) интеграция науки и образования;7) развитие международного научно-технического сотрудничества.

Для решения задач реформирования науки и стимулирования инноваций требуется реализация следующих мер:- реформирование государственного сектора науки и системы финансирования фундаментальных исследований мирового уровня, в том числе модернизация структуры и механизмов финансирования Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус;- повышение бюджетной обеспеченности научных сотрудников государственного сектора науки, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники.
14. Основные черты инновационной экономики.

Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами: Высокий индекс экономической свободы; Высокий уровень развития образования и науки; Высокое и конкурентоспособное качество жизни; Высокое качество человеческого капитала в его широком определении; Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции; Замещение капиталов; Конкуренция и высокий спрос на инновации и т.д.

Замещение капиталов происходит на каждом этапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную науку через научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру. Это привлекает разного рода научные коллективы, которые конкурируют между собой за получение финансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа — получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаются успехом, но это позволяет создать условия для замещения капитала. Патенты и изобретения приобретаются частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы в надежде на получение сверхприбыли. Таким образом инновационная экономика получает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счёт частных инвесторов.

Как только разработки достигают следующего уровня, инновационные компании вырастают до состояния когда становятся интересными для более крупных корпораций, инновационных и венчурных фондов и прочих организаций.

Инновационная экономика строится через образование новых рынков. На новых рынках идей, разработок, интеллектуальной собственности, инновационных продуктов разбираются старые структуры экономики и переводятся в новое качество. В качестве отдельного рынка создаётся рынок всевозможных разработок новых организационных форм для компаний и структур инновационной экономики. Используются такие организационные формы, как технопарки при университетах, корпоративные учебные центры, кластеры малого бизнеса, бизнес-инкубаторы для инновационных компаний, центры трансфера технологий при исследовательских институтах, специальные торговые площадки для инновационной сферы.

15. Механизм поддержки НИОКР через внебюджетные фонды.

Затраты на НИОКР финансируются также за счет средств внебюджетных фондов: отраслевых и межотраслевых, формируемых за счет добровольных отчислений: предприятий и организаций в размере до 1,5 проц. себестоимости реализуемой продукции. Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок:

- ^ Министерство образования и науки Российской Федерации - российский фонд технологического развития;

- федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

- коммерческие организации - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.

^ Задачи, решаемые инновационными внебюджетными фондами:

- обеспечение дополнительными, помимо бюджетных, средствами приоритетных направлений инновационно-инвестиционной деятельности;

- расширение инжиниринговых, информационно-консалтинговых услуг в отношении НТП, управления и финансирования, бизнес-планирования инноваций и инвестиций среди предпринимателей, особенно среди ученых и инженеров.
16. Технополисы – понятие, особенности, цели создания.
  1   2   3

Похожие:

Виды инноваций : технико-технологические инновации iconПланирование и организация создания нового товара Виды спроса на...
К факторам, которые в наибольшей степени стимулируют фирмы к привлечению инноваций, принадлежат
Виды инноваций : технико-технологические инновации iconТемы контрольных работ по предмету «Маркетинг инноваций»
Жизненный цикл в теории инноваций (жизненный цикл продукта, товара и инновации)
Виды инноваций : технико-технологические инновации icon3. Инновации и инновационная деятельность Задание Дайте определение понятиям
В зависимости от последствий использования инноваций, различают по уровню новизны
Виды инноваций : технико-технологические инновации iconВопросы к экзамену по предмету «Маркетинг инноваций»
Рынок инноваций как система. Функции рынка инноваций. Понятие хайтек-продуктов и их особенности
Виды инноваций : технико-технологические инновации iconПо каждому направлению будут рассмотрены следующие вопросы: Структура...
Дисциплина «Технологические основы машиностроения» рассматривает организационные принципы, особенности формирования комплекса технико-экономических...
Виды инноваций : технико-технологические инновации iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Технологические процессы в сервисе»
Технологические прцессы на стоа. Назначение, варианты последовательности выполнения работ в зависимости от заказанной услуги
Виды инноваций : технико-технологические инновации iconЗадание на контрольную работу по дисциплине «Теория инноваций»
Задание. Приведите примеры инноваций различных видов, о которых Вы узнали в последнее время
Виды инноваций : технико-технологические инновации iconПо дисциплине Технология мехатронного производства
Автоматизированные и автоматические технологические процессы в машиностроении. Система качественных и количественных характеристик...
Виды инноваций : технико-технологические инновации icon1. Основные цели, задачи и виды деятельности предприятия. 4
Организационно-технологические аспекты деятельности предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса 18
Виды инноваций : технико-технологические инновации iconОргкомитет
В рамках Всероссийского фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России – Ассамблея Искусств» проводится...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница