Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления


НазваниеЛекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления
страница1/40
Дата публикации05.03.2013
Размер3.57 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40




Иванцов Петр Иванович, д.э.н.,

профессор
Лекция 1
Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления.
Вопросы:

1. Сущность и целесообразность перехода к инновационному пути развития экономики в Республике Беларусь
2. Инноватика: предмет и её сущность
3. Условия формирования инновационной деятельности в Республике Беларусь
4. Кластеры: понятие, влияние на конкурентоспособность национальной экономики


ЛИТЕРАТУРА


  1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-1015 годы.

  2. Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности. Учебное пособие. Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005 – 281 с.

  3. Актуальные проблемы развития промышленных предприятий. Сб.научн.трудов, посв. 60-летию кафедры. Под ред.Л.Н.Нехорошевой. Мн., БГЭУ, 2006 – 561 с.

  4. Иванцов П.И. Инновационная экономика. Минск, 2012. «Дикта», 154с.

  5. Иванцов П.И. Инновационная деятельность в агробизнесе. Мн.: Акад. упр. При Президенте Республики Беларусь, 2006. – 253 с.

  6. Иванцов П.И. Организационно-экономические основы продовольственной безопасности Республики Беларусь, Минск.: «Беларуская навука», 2009, 216с.

  7. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. / Под ред. П.Н. Завлина. М., 1998. – 568 с.

  8. Нехорошева Л.Н., Богдан Н.И. Инновационные системы в современной экономике. Мн., БГЭУ, 2004 – 263 с..


Дополнительная литература

^ 1.Элияху Голдрат, Джефф Кокс / ЦЕЛЬ: процесс непрерывного совершенствования.- Мн., ОАО«Попурри», 2007.- 496с.

2. Зиг Зиглар / До встречи на вершине.-.Мн. : ОАО«Попурри», 2002.- 544с.


^ 1. Сущность и целесообразность перехода к инновационному пути развития экономики

Цель курса состоит в повышении профессиональной компетентности студентов, приобретении знаний теории, методологии и практики, разработки инновационных проектов организации и предприятий, умении находить способы коммерциализации инновационного потенциала предприятия в построении инновационной экономики.
Информационный материал:
^ 1.ПОРУЧЕНИЕ Правительства Республики Беларусь по выполнению показателей в 2013 году (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1150/17):

2.1 темпы роста ВВП в 2013 году должны составить 8,5 %, а инфляция – 12% (2012-22%);

^ 2.2. важнейший приоритет – модернизация (план модернизации для каждого предприятия с льготированием процентов по кредитам и составление списка инновационных проектов);

^ 2.3 ответственность кадров за невыполнение прогнозных показателей);
2.4 ЗП к концу 2013года не менее 700 долл. США, к 2015 году – 1000 долл. США;
2.5 «….к 2015 году на одного человека производить ВВП не менее 60 тыс. долл. США» Главное Результат. Результат – это деньги. «МОИ ПОРУЧЕНИЯ НУЖНО ВЫПОЛ

^ 2.6 01.10.2012 ПОРУЧЕНИЕ Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: «Сократить управленческий аппарат на 25-30%».

2.7 01.10.2012 ПОРУЧЕНИЕ Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: «Рабочее совещание в МСХ и П по проблеме повышения эффективности отрасли (Академик В.Гусаков отметил: 40% с/х организаций не производят прибыли ???).

3. ВЫПОЛНЕНИЕ.

^ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ:

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ИННОВАЦИОННЫЕ).
4. Производительный труд только в эффективных инновационных организационно-правовых структурах


2. Целевые установки или принципы создания

^ 3.1. Принцип первый. Не копировать полностью модели реформирования государств ближнего и дальнего зарубежья.

Опыт РФ. Делай все что незапрещенно законом – в РБ, как вы понимаете, вообще не возможен.

Опыт Китая. Мы не китайцы.

В то же время опыт интересен во всех направлениях. К примеру, построить самое высокое здание в мире за 6 месяцев.

^ 3.2. Принцип второй. На бога надейся, а сам не плошай.

РФ и так значительно нам помогала углеводородами.

Другие инвестиции – это инвесткультура. А у нас она известная. Надежда была только на собственные силы.

Учитывая это, была разработана собственная модель МОДЕРНИЗАЦИИ производственных отношений в соответствии с уровнем развития производительных сил.

^ Ежегодные госинвестиции –от 2до 4 млрд. долл.


  1. Задача. Построение культуры инновационно-инвестиционной деятельности.

Это экономика таких высокоразвитых государств как Сингапур, Швейцария, Япония и других.

Данные государства не имея сырьевой базы сформировали инновационную высокоэффективную привлекательную экономику.

1 октября 2012 года при вручении Государственных наград Президент Республика Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что важнейшим приоритетом в нынешней пятилетке являются инновации.

^ Основные слагаемые инновационно-инвестиционной культуры.

При этом задания откорректировны с учетом роста, в основном, за счет интенсивных факторов «Рост объемов производства допустим только при опережающем снижении материало- и энергоемкости продукции и роста экспорта» .

Снизить энергоемкость и материалоемкость продукции (европейское принуждение к инновациям посредством введения стандартов. Так, в Европе, требования к производству строительных материалов следующее: энергоемкость на 1 м.кв. – 30 кв.ч. В республике - от 450 до 600 кв. часов).
Для реализации задач, обеспечивающих среднеевропейский уровень жизни, необходима инновационно-инвестиционная модернизация экономики, которая обеспечит к 2015 году рост экспорта товаров и услуг в 2,2 раза (материалы ПДС – 15-16. 12.2011).
В рамках Директивы № 4 разработаны стимулы для развития инновационно-инвестиционной деятельности, направленные на создание новых высокоэффективных рабочих мест и высокотехнологичных наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью.
Качество жизни приблизится к европейскому уровню социальных стандартов. Будет разработан комплекс эффективных мер для вхождения страны в число первых 50 стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала (сегодня Республика Беларусь по индексу РЧП находится на 61-м месте.)
Будет введен механизм стимулирования роста оплаты труда по отношению к росту производительности труда. (Крупский район и другие регионы: оплата труда в 2012 году на 23% опережает производительность труда).

С 01.06.2011 г. отменено обязательное применение Единой тарифной сетки Республики Беларусь (ЕТС) Указом президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда».

Ликвидация административных барьеров и вхождение в 30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса и привлечения иностранных инвестиций.

Создание национальной инновационной системы на базе модернизированной экономики в высокотехнологичных отраслях с высокой добавленной стоимостью. При этом на реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 гг. планируется направить 57,4 трлн. рублей.

Постановлением СМ РБ от 04.02.2012 № 117 объем финансирования Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 гг. увеличен с 57, 4 трлн. рублей до 77, 5 трлн. рублей
ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ – формирование в Республике Беларусь ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ, включающей:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ в образовательном процессе (подготовка креативных специалистов). К примеру, по варианту технопарка «Сколково» - высшая школа – лаборатория – производство. (БГУ ф-т «Мат.мех»). Принципиально изменить мышление: основа - профессионализм, а не получить диплом. Инновационная экономика – раздел Программы КП Китая.

ПОИСК нового (Президент о развитии строительной отрасли. Необходимо построить 4 млн. кВ. м жилья за счет изыскания финансовых источников);

^ ВНЕДРЕНИЕ НОВШЕСТВ (кластеры в промышленности, а мы это видим в присоединении убыт. Завода в г. Дзержинске к ОАО «Амкодор» и т.д. Это мы уже проходили по аграрной отрасли);

РАБОТАТЬ БОЛЬШЕ И ПРДУКТИВНЕЕ. Вопрос не риторический.

С.М. Соловьев. Программа ПЕТРА ВЕЛИКОГО «УЧИТЬСЯ! РАБОТАТЬ!»

Эти же слова мы встречаем и в работах В.И.Ленина.

Гл. редактор журнала Бел. Думка, анализируя проблемы перемен с внедрением проекта создания кластера ОАО «Лида – Агро», приводит слова Председателя Лидского РИК И.И.Гайдукевича «Наиболее …….»

ЭПОХА РЕНТЫ «Диплома»-уходит,

^ НАСТУПАЕТ ЭПОХА РЕНТЫ-ПРОФЕССИОНАЛОВ

Справочно:

(Работать не на склад. Работать так как ООО «Евроторг» («работа с ценой» и «командой профессионалов на данный бизнес. В команду управленцев привлечены литовские специалисты»). Профессионалы из Европы и США работают в Вузах Новосибирска и «Сколково». Директор ЧУП «Молодова-Агро», как отметил корреспондент районной газеты Иваново ни чем не отличается от других работников организации, «застали мы его на производстве в рабочей спецодежде». Поэтому и наукоемкость его продукции – 96% производят на предприятии молока класса «экстра». В руководстве «Сколково» - американские профессионалы. Зав. Лабораторией лазерных технологий Новосибирского университета – француз, Томского технологического – немец (лазерная диагностика).
Создание национальной инновационной системы на базе модернизированной экономики в высокотехнологичных отраслях с высокой добавленной стоимостью. При этом на реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 гг. планируется направить 77,5 трлн. рублей.

Выполнение поставленных сложных задач возможно:

или ужесточением администативных методов управления?!;

или применения инновационных.
Инновация – ключ к решению всех задач.

Что (какие причины?) сдерживает, по вашему мнению инновационную деятельность на предприятии?

Перечислить.

1.

2.

3.

4.


Для чего попробуем ответить на некоторые вопросы современности.

Проблемы :

2.1.Имеем высокий уровень образования. Инноваторы отсутствуют (69% – руководителей компаний РФ указали на данный фактор);

2.2. восприимчивость к инновациям;

2.3.инновационное предпринимательство;

2.4. инновационные риски;

2.5 .инновационная инфраструктура;

2.6. инновационные приоритеты.

Основная задача Госпрограмм инновационного развития и социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы «радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств»

(Определения приоритетов предопределяет: структуру экономики, инфраструктуру, финансирование, кадровую политику и т.д.) М.Мясникович.

«Экономический бюллетень» НИЭИ Минэкономики: «О концептуальных направлениях обеспечения инновационного экономического роста Республики Беларусь в среднесрочном периоде».
Автор отмечает: «требуется серьезное реформирование структуры органов управления, пересмотр функций и совершенствование хозяйственного механизма. Здесь недостаточно механического перераспределения функций между различными министерствами. Речь должна идти о новой методологии госуправления: от отраслевого принципа необходимо переходить к технологическому, кластерному».

По мнению автора: «холдинги, научно-производственные объединения и финансово-промышленные группы, в том числе с участием иностранного капитала, должны стать основными формами управления крупными экономическими (межотраслевыми в традиционным понимании) комплексами».

«При таком подходе необходимо лишь минимальное количество функциональных министерств, которые будут определять рамки государственной политики в конкретной сфере, а основными объектами управления станут крупные технологические интегрированные объединения».

^ 3. Относительно последнего.

Деятельности созданного в Республике Беларусь Технологического парка высоких технологий показывает, что предпочтение отдается созданию интернет-проектов и производством программного обеспечения.

Данная же стратегия просматривается, как это видно из выступления руководителя «Сколкова» Виктора Виксельберга. Он поставил задача создавать по одному «Гуглу» в год.
Риски данного направления преломления капитала видны из практики эффективности размещения капитала предпринимателем – бизнесменом – М. Прохоровым.
Как вам известно, он в Санкт-Петербурге строит новый автомобильный завод с производством Ё-мобилей, где применена принципиально новая технология.

^ Её сущность в том, что двигатель на газу или бензине вырабатывает электроэнергию, которая по проводам передается на два электродвигателя.

Автомобиль пластмассовый (полистерол), отсутствует трансмиссия, включает-400 деталей (Обычный – 1500).

Стоимость 300 000-450 000 тыс. рублей России.

Энергия накапливается в конденсаторе, что дает экономию энергии при стоянках на светофоре.


  1. ^ Инноватика: предмет и её сущность



Под «понятием» инновация понимается превращение потенциального результата научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах, технологиях, услугах (высокая добавленная стоимость) продукт.
^ Существует большое количество классификаций сущности инноватики.
Инноватика – это наука, которая изучает инновации.
Инноватика занимается изменением мира, управлением эволюцией.
Определений инноватики много, однако все они сводятся к одному - это «нововведение или преобразование в экономической, технической и социальных отраслях, основанные на прогрессивных идеях, изобретениях, открытиях» При этом отличительной особенностью инновационной деятельности является воплощение этих новых идей на практике.


Инноватика – область знаний, теории и практики научно-технологического инновационного процесса формирования конкурентоспособного продукта с высокой добавленной стоимостью.
Условиями и предпосылками появления и развития инноватики – науки об инновациях явилось ускоренное развития НТП и экономическая востребованность его результатов с высокой добавленной стоимостью за счет внедрения в практику.

Гносеологическими корнями инноватики выступают такие области науки, как философия, экономика, инженерное проектирование, предпринимательство, финансы, социология, психология, организация производства, информатика, маркетинг, логистика, менеджмент, педагогика и др.

Инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею.

^ В отличие от других научных областей, инноватика исследует процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования.

Инновационный процесс-это процесс инновационной деятельности от ИДЕИ до коммерческой реализации товара (услуг).

Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный объект исследования.

Объект инноватики – инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах.

При этом под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением.

Признаками инноватики являются:

новизна (радикальная – возникновение новых свойств, относительная –улучшение параметров объекта);

востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.);
реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.);

наличие устойчивого полезного эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

Предмет инноватики – принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания исследования организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры), и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).
Инновационная деятельность базирующаяся на предпринимательстве (бизнесе) предполагает наличие особой внутренней и внешней среды.

^ 3. Условия формирования инновационной деятельности
Практике формирования инновационной деятельности предопределяет следующие условия:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Похожие:

Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconУправление можно рассматривать с разных точек зрения
Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект...
Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconСоциология управления содержание предисловие 9
Объект, предмет и методы социологии управления 18 глава публичное администрирование
Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconЛекция №1 Предмет, метод и содержание дисциплины
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами,...
Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconIi республиканский молодежный образовательный форум «Инноватика:...

Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconЛекция Тема: Предмет и задачи дисциплины «Экономика труда». Основные понятия о труде
Охватывает все совокупное предложение (все эан) и совокупный спрос (общие потребности экономики в рабочей силы)
Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconЛекция Тема: Предмет и задачи дисциплины «Экономика труда». Основные понятия о труде
Каждый человек воспроизводит себя и свою семью за счет своего труда или труда других людей
Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconКто из ученых ввел в научный оборот термин «Демография»?
Тема Демография как наука, её объект и предмет исследования. Задачи и методы демографии
Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconКурс лекций Часть Москва 2012 оглавление лекция Предмет филологии...
Лекция Предмет филологии как научной теории и педагогической дисциплины
Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления icon1. Предмет, содержание и задачи дисциплины
I. Теоретико-методологические основы технической оснащенности предприятий торговли
Лекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления iconПоложение о проведении образовательного проекта для инновационных...
Повышение уровня образованности молодёжи Удмуртской Республики в сфере инновационного менеджмента
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница