Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом


Скачать 491.82 Kb.
НазваниеУчебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом
страница1/4
Дата публикации02.04.2013
Размер491.82 Kb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4





МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________

Кафедра «Экономическая теория»

ЭКОНОМИКА




Учебное пособие


по экономической теории

для студентов инженерных

специальностей с учетом

транспортной специализации

Часть 1

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

2003

УДК

ББК 65.01

Экономика общий курс: Учебное пособие / Под редакцией Г.М.Зачесовой, - СПб.: Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения.2003.


Библиография: табл. – 1; рис. - 14.



Учебное пособие «Экономика» состоит из двух частей, охватывающих курс дисциплины «Экономическая теория», в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям технических факультетов ПГУПС.

В первой части пособия последовательно изложены основные вопросы экономики, принципы и механизм их функционирования в условиях рынка, должное внимание уделено транспорту.

Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей, преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного профессионального образования, а также самостоятельно изучающих экономику.
Редакционная коллегия: Г.М.Зачесова (отв.редактор),

Л.С.Глухарев,А.А.Лапинскас, А.Н.Лякин.
Авторский коллектив:

В.Ф.Гаршин – к.э.н., доцент

Л.С.Глухарев – к.э.н., доцент

Г.М.Зачесова – к.э.н.,доцент

А.И.Гончаров – ст.преподаватель

В.Н.Карасев – к.э.н.,доцент

О.Н.Кожин – ст. преподаватель

А.А.Лапинскас – доктор э.н., профессор

А.Н.Лякин – к.э.н., доцент

Н.В. Телегина – к.э.н., доцент

В.М.Федоров - к.э.н., доцент

Рецензент канд.экон.наук, доц. Л.И. Крутикова

ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном обществе экономическая теория стала неотъемлемой частью не только для студентов, обучающихся на экономических факультетах, но и обязательным элементом учебного процесса любого вуза. Учебное пособие предлагаемое вниманию читателя рассчитано на студентов, получающих инженерно-техническое образование.

Учебное пособие написано в форме лекций и состоит из двух частей, охватывающих курс «Экономика» в полном объеме в соответствии с государственным образовательным стандартом инженерных специальностей.

В первой части пособия студентам предлагаются темы, вводящие их в историю зарождения и развития экономической теории как науки. Каждая научная дисциплина имеет свой понятийный аппарат. Экономика не является исключением, поэтому в пособии должное внимание уделено экономическим категориям и законам, раскрывающим многие явления, происходящие в жизни общества. Рассматриваются основные черты товарного производства, дается характеристика товара и его основных свойств, рассматриваются вопросы денег, их сущности, финансовый рынок, организация кредитной системы, роль государства в экономике и завершается первая часть пособия рассмотрением вопросов развития рынка труда и социальной политики государства.

Данное учебное пособие представляет собой коллективную разработку кафедры «Экономическая теория» Петербургского государственного университета путей сообщения.

^

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ





  1. 1. Зарождение экономических знаний и их роль в жизни

общества
Общественная жизнь многогранна и включает в себя культуру, науку, образование, производство различных благ и услуг. Последняя сторона общественной деятельности исключительно важна. Человек всегда жил в мире ограниченных ресурсов и должен был заботиться о рациональном их использовании. Агентам хозяйствования постоянно приходится решать три основных вопроса:

  • Что и сколько производить?

  • Как производить?

  • Для кого производить?

Ответы на эти вопросы чрезвычайно сложны и входят в орбиту исследований экономической науки. Рациональное использование ограниченных ресурсов на фоне неограниченных и постоянно растущих потребностей людей объективно необходимо и смыкается в нашем сознании с самыми возвышенными мыслями, устремлениями, представлениями о красоте, реальном и мнимом богатстве.

^ Зарождение начал экономических знаний относится к глубокой древности и вызвано к жизни практическими потребностями людей. Термин « экономика » греческого происхождения (oikonomikс, букв.- искусство ведения домашнего хозяйства). В представлении древних греков экономика – это наука об искусном руководстве.

Выдающийся мыслитель Древней Греции Аристотель противопоставлял понятия « экономии » и « хремастики ». Упрощенная его версия сводится к разграничению искусства ведения хозяйства («экономии»), которое, по выражению Аристотеля, « заслуживает похвалы», и искусства накопления денег, или наживы (« хремастика »), которое, напротив, « по справедливости вызывает порицание».

И в наши дни обращение к категориям семейной экономики, принципу рациональности поведения на уровне домохозяйства в целом созидательно. Так, если сложно усваивается понятие государственного бюджета, весьма полезно обратится к понятию бюджета семейного. Но необходимо принять к сведению, что за 2500 лет, отделяющих нас от Аристотеля, принцип разумного, иными словами, рационального (от лат. ratio – разум ) хозяйствования претерпел сильные изменения ( табл.1).
Таблица 1

Античные и современные представления о рациональности поведения агентов хозяйственной деятельности


Характеристика рациональности

Античные авторы

Современные авторы

Сфера рационального хозяйствования

Ведение домашнего хозяйства

Поведение на рынке

Что подлежит рационализации (ее объект)

Качество выполнения отдельных функций

Величина личного и общественного дохода

Критерий рационализации

Выполнение каждой хозяйственной функции правильным образом

Максимизация дохода и полезности

Место критерия в системе жизненных ценностей

Подчиненное, ограниченное сферой домашнего хозяйства

Центральное, системообразующее


(См. подробнее: История экономических учений / под редакцией В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой/: Учебное пособие.- М.: ИНФА-М., 2000, с.14).
Корни различий в принципе рациональности поведения следует искать в особенностях античного общества. Как и другие докапиталистические общества, это было традиционное общество. В его основе лежали принципы общины. Домашние (семейные) хозяйства были натуральными. Обмен и торговля практиковались, но не стали пока непременными условиями жизни. У Ксенофонта (5-6 вв до н.э.) тема поведения на рынке появляется лишь мимолетно , в связи с упоминанием купеческой профессии. Развитие торговли, товарно-денежных отношений и рынка позднее стало мощным стимулом кристаллизации и обособления экономических знаний.


    1. ^ Основные этапы становления политической экономии как

науки

Первой зрелой экономической теорией стал меркантилизм (от mercante- торговец, купец ), трактовавший экономику как науку о богатстве государств, в приумножении которого, по мнению меркантилистов, особую роль играет внешняя торговля. Эпоха меркантилизма- это средневековье, время формирования в Европе национальных государств.

Укрепление национальной государственности сопровождалось изменением прежнего уклада жизни, и в частности перераспределением ролей между государством и церковью. По мере своего усиления государственная власть все больше подчиняла своим целям хозяйственную деятельность. Идеологическое выражение эта тенденция получила в обращении к национальному или общественному интересу, как основанию хозяйственной политики.

Главным источником пополнения казны в это время была внешняя торговля. Положительный торговый баланс (сальдо) страна обеспечивает, если экспорт (вывоз) товаров превышает импорт (ввоз). Отсюда вытекает задача: поощрять приток денег в страну и ограничивать их отток.

Развитие событий в мире сегодня возвращает к воззрениям меркантилистов. Их научное наследие значительно и находит отражение в современной протекционистской экономической политике государства, направленной на стимулирование отечественных товаропроизводителей, экспорта и ограничение импорта. Высокая экспортная квота (доля) во многом обеспечивает стабильный экономический рост таких стран, как Япония, США, Германия, Швеция и др. И наша страна для обеспечения экономической стабилизации стремится к положительному внешнеторговому сальдо. Пока Россия достигает его за счет сырьевой направленности экспорта, а не экспорта готовой продукции. Такое положение свидетельствует о недостаточной эффективности внешнеэкономической деятельности.

Эпоха меркантилизма оставила нам название науки, изучающей поведение людей как субъектов хозяйствования в мире ограниченных ресурсов – политическая экономия. Термин происходит от греческих слов politea – государственный, общественный и oikonomia – управление домашним хозяйством (от oikos – дом, домашнее хозяйство и nomos – закон). Термин «политическая экономия» был введен французским меркантилистом А. Монкретьеном в 1615 г. в его труде «Трактат политической экономии» и сохранился до новейшего времени. Лишь в последние годы предмет стали чаще называть экономической теорией.

Экономисты-исследователи, сменившие меркантилистов, постепенно перенесли анализ хозяйственных процессов из сферы обращения в сферу производства, тем самым положив начало политической экономии как науки. Глава школы физиократов Ф. Кенэ (1694-1774) связывал богатство нации с производительным использованием земли. Ему принадлежит честь первого представления процесса капиталистического воспроизводства в экономической таблице-схеме («таблица Ф.Кенэ»).

Особое место в истории экономической мысли принадлежит выдающемуся английскому экономисту А.Смиту (1723-1790). Он стал основоположником классической школы политической экономии. Классическая школа сложилась как единство двух начал: теории обмена (рынка) и теории производства (богатства). Теория обмена развивала идеи и возможности рыночного саморегулирования в противовес практике государственного протекционизма, расчищая, тем самым, дорогу идеологии либерализма. Теория производства отвергала меркантилизм за его переоценку роли торговли. А.Смит и его многочисленные последователи связывали богатство нации с производством, системой отношений в сфере создания материальных благ.

Источник богатства по мнению другого крупного экономиста классической школы У.Петти (1623-1687), следует искать не в обмене, а в самом производстве. У.Петти принадлежит знаменитая фраза: « Труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать».

Центральным понятием классической политической экономии постепенно становится категория меновой стоимости. Продукт, чтобы стать богатством, должен быть пригодным к обмену, т.е. обладать меновой стоимостью (ценностью). Меновая стоимость как главный объект анализа противопоставлялась потребительной стоимости как выражению полезности блага.

Отправной точкой анализа у ряда крупных экономистов служит взгляд на труд как источник богатства; в этом широком смысле правомерно говорить о трудовой теории стоимости классической школы. Особенно большой вклад в конструирование теории внес основоположник научного коммунизма К.Маркс (1818-1883).

Представители теории трудовой стоимости встретили в конце Х1Хв. достойных оппонентов в лице экономистов австрийской и английской школ предельной полезности (маржиналистов). Крупнейшие представители школы: К.Менгер (1840-1921), О Бем-Баверк (1851-1914), Ф. Визер (1851-1926). В противовес представителям теории трудовой стоимости экономисты австрийской школы предельной полезности стояли на позициях последовательного и бескомпромиссного субъективизма. Меновое соотношение благ, лежащее в основе рыночных цен, выводилось представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности. Общественно необходимые затраты труда на производство, лежащие в основе формирования стоимости и цены товара в представлении марксистов, замещаются у экономистов австрийской школы понятием субъективной ценности блага с точки зрения покупателей. Эта субъективная ценность разная не только по группам покупателей. Один и тот же покупатель по разному оценивает каждый очередной экземпляр блага. Полезность последнего (предельного) экземпляра блага ниже, чем предшествующего.

Различные теории ценности (стоимости) благ неправильно противопоставлять друг другу. Если представители теории трудовой стоимости много сделали для понимания ценности благ по условиям производства, то их оппоненты – для понимания ценности благ по условиям спроса (потребления). Целостное представление об источниках богатства, условиях достижения максимальной ценности благ не были бы достигнуты без длительной научной полемики, явившейся мощным стимулом к развитию экономической теории.

Крупный вклад в развитие экономической теории внес английский экономист А.Маршалл (1842-1924), продемонстрировавший редкую способность к синтезу научных положений предшествовавших ему исследователей и выдвинувший целый ряд новых, важных для хозяйственной практики положений. Не отвергая (подобно маржиналистам) марксистскую категорию стоимости, А.Маршалл показал исключительную роль рынка в постижении ее тайн. Он внес крупный вклад в развитие теории потребительского поведения. В сделках купли-продажи излишек над израсходованными средствами получает не только продавец (это было ясно и раньше), но и покупатель. Цена, которую субъективно готов заплатить за товар покупатель, и рыночная цена – суть два разных понятия. Разница между ними и образует так называемый потребительский избыток (излишек).

Благодаря научным изысканиям А.Маршалла стало ясно, что прибавочный продукт создается не только в производстве, но и при обмене. Торговля - не только сфера, в которой взаимодействует покупатель и продавец; это сфера, доставляющая прибавочный продукт обоим участникам сделки купли-продажи.

А.Маршалл поставил на научную основу исследования, посвященные учету фактора времени в экономике. Он много и продуктивно занимался исследованиями эластичности спроса по ценам, тем самым стимулируя использование математических средств в экономике.

^ Математическая школа в экономике – занимает все более прочные позиции в теории прикладных научных исследованиях. Начало математизации экономики положил французский математик, философ и экономист А.О. Курно (1801-1877). Взгляды А.Курно получили распространение в последней трети Х1Х в.

Основателем математической школы политической экономии признается швейцарский экономист Л.Вальрас (1834-1910), много и продуктивно занимавшийся разработкой моделей макроэкономического равновесия. Экономическую систему Л.Вальрас представлял как систему уравнений спроса и предложения. Рациональные индивиды – продавцы и покупатели, оптимизируют свои целевые функции с помощью сил рыночного саморегулирования. Теоретически равенство спроса и предложения достижимо, по Л.Вальрасу, одновременно на рынках благ, труда и денег без вмешательства государства. Он показал, что если оставить в стороне проблему справедливости, и, следовательно, вопрос о первоначальном распределении ресурсов, можно утверждать, что экономика свободной конкуренции приходит в состояние равновесия, которое характеризуется максимумом индивидуальных функций полезности при заданных бюджетных ограничениях.

Массовое использование математического аппарата в экономике характерно для XX столетия, в том числе и для России. Ученым этого времени принадлежит пионерная роль в разработке моделей межотраслевого баланса, цен оптимального плана, решении целого класса экстремальных задач. Советский математик и экономист, академик Л. В. Канторович (1912-1986) в 1975 году был удостоен Нобелевской премии за работы по теории оптимизации.

В современной экономической теории можно выделить три основных направления: неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое. Выдающийся английский экономист Дж. М. Кейнс (1883-1946) вернул исследователей к вечно живой теме – соотношению рыночного и государственного регулирования экономики. Он положил начало наиболее авторитетному в XX веке течению экономической мысли – кейнсианству и неокейнсианству. Дж Кейнс показал, что механизм рыночной самонастройки не безупречен и вызывает периодические сбои, проявляющиеся через состояния безработицы и инфляции. Государство (правительство) должно помогать рынку. В этих целях ему надлежит воздействовать на совокупный спрос, сдерживая его при сильной конъюнктуре и стимулируя при слабой. Дж.Кейнс имеет многочисленных оппонентов, прежде всего в мире неоклассиков – монетаристов. Последние, возглавляемые американским экономистом М.Фридменом, ратуют за ограничение государственного вмешательства в экономику. Объектом государственного регулирования экономики, по их мнению, должна быть денежная масса в обращении.

Институционально – социологическое направление возникло в конце ХIХ в. и сформировалось к 20-30 годам ХХ века. Его развитие проходило под влиянием работ представителей исторической школы (В.Рошера, Г.Шмоллера, В.Зомбарта), а также развития социологии. Наиболее видные представители данного направления – Т.Веблен, Дж.Котлонс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт. Институционалисты рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием экономических и неэкономических факторов. Объектом их специального исследования являются «институты». В качестве таковых выступают корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, нормы поведения). Большое внимание институционалисты уделяют регулированию социальных конфликтов на основе законодательных процессов, создания смешанных частно-государственных предприятий, индикативного (рекомендательного) планирования.

Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс автоматически ведет к преодолению социальных противоречий современного общества, к его бесконфликтной эволюции. Отсюда возникли различные теории «индустриального», «постиндустриального», «информационного общества».

Экономические идеи с закономерностью принадлежат своему времени, определенному историческому этапу в развитии производительных сил, производственных и распределительных отношений. Принцип историзма вообще имеет огромное значение в экономике, а его забвение приводит к самым тяжким последствиям. Альтернативные экономические идеи, образно говоря, не недруги, а соратники, обогащающие общественную мысль и двигающие цивилизацию вперед. Только они, взятые в комплексе и историческом контексте, и позволяют составить целостное представление о накопленном багаже знаний и тенденциях социально-экономического развития.
^ 1.3. Современные представления о предмете, логике

структуре экономической науки
Предметом экономической науки является отношение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в мире ограниченных ресурсов и управления им (поведение людей). Фундаментом разветвленной системы социально-экономических наук является экономическая теориия, обеспечивающая всю систему наук единой методологией исследования и принципами познания действительности.

К экономической теории примыкают функциональные экономики (экономика труда, финансы, денежное обращение и кредит, экономика природопользования и др.) и отраслевые экономики (экономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства и др.).

Собственно экономическая теория условно может быть разделена на такие части:

1. Общая экономическая теория, экономические категории и законы;

2. Микроэкономика;

3. Макроэкономика.

Последние два раздела в совокупности стали именовать «экономикс».

В основу классификации разделов положен принцип масштабов изучения хозяйствующих процессов и уровень систематизации знаний о предмете. В курсе микроэкономики изучаются особенности жизнедеятельности первичных агентов хозяйствования – предприятий (фирм) и поставщиков первичных факторов производства (домохозяйств). В курсе макроэкономики изучается функционирование национального хозяйства в целом и особенности воспроизводственных процессов на этом уровне.

Главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не только и не столько в масштабах исследуемых объектов, сколько в особенностях изучаемых процессов с качественной стороны. Например, проблемы занятости и борьбы с инфляцией по сути своей макроэкономические; аналогов на микроуровне они не имеют.

Заметим, что микро- и макроэкономика теснейшим образом взаимосвязаны. Невозможно принимать решения на микроуровне, игнорируя макроэкономическую обстановку.

Экономическая наука выполняет ряд функций. Как и другие научные дисциплины, экономика выполняет познавательную функцию, без чего нет управляемого движения цивилизации вперед. Во-вторых, она выполняет методологическую функцию, разрабатывает методы, средства, научный инструментарий анализа. В-третьих, это практическая функция – непосредственное обеспечение экономической политики, управления производством на различных уровнях экономики.

Экономическая наука, далее, выполняет прогностическую функцию, обеспечивая разработку перспектив социально-экономического развития регионов, страны, мирового хозяйства. Она выполняет и критическую функцию, устанавливая как достоинства, так и недостатки различных способов хозяйствования.

Наконец, экономической науке принадлежит исключительно большая роль в выработке идеологических представлений, отвечающих интересам прогрессивного развития общества. Экономика формирует не только специалиста, но и гражданина, готового понимать меру личной ответственности за положение дел в стране и откликающегося личным участием в преодолении всякого рода недостатков. В этой связи можно утверждать, что экономическая наука выполняет патриотическую и воспитательную функции. Именно они ныне выходят в силу необходимости на первый план в нашей стране.
^ 1.4. Экономические категории и законы
Каждая научная дисциплина имеет свой специфический понятийный аппарат. Экономика не составляет исключения. В процессе изучения экономических отношений формируются логические понятия, которые называются экономическими категориями (от греч. категория – суждение, определение). Экономические категории отражают наиболее существенные стороны экономических явлений. Экономические категории не произвольны, а отражают те отношения, абстракциями которых они являются.

Различают общие, особенные и специфические экономические категории. К общим относятся прежде всего понятия «производство» и его факторы. Для экономиста производство – это созидание благ в результате взаимодействия человека с природой. В процессе производства даровые блага природы преобразуются в продукты, необходимые для жизни людей. Данный процесс возможен благодаря взаимодействию двух важнейших факторов производства: рабочей силы человека и средств производства.

Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека к труду. Рабочая сила выступает как личный, или субъективный фактор производства, значение которого неуклонно возрастает.

К понятию рабочая сила примыкает другой чрезвычайно важный фактор, также личного (субъективного) свойства – предпринимательская способность. Под ней подразумевается способность возглавить бизнес, объединить людей общей идеей, руководить ими.

Средства производства – это средства и предметы труда в их единстве. Они образуют вещественный, или объективный фактор производства. Средства труда – это те орудия, которыми человек воздействует на предмет труда, а также всеобщие условия производства: здания, сооружения, транспортные магистрали и др. Условно средства труда имеют основания именоваться активной частью средств производства, а здания, сооружения – пассивной частью.

Предмет труда – это часть продуктов природы (сырье) или продуктов, предшествующих стадии производства (полуфабрикатов), на которую направлен труд человека.

В результате процесса производства предметы труда превращаются в готовую продукцию методом механического воздействия на них, либо методами химического и физико-химического воздействия. Сами особенности технологии оказываются за пределами экономического анализа.

Личные и вещественные факторы производства, взятые в их единстве, образуют производительные силы общества. Важнейшим элементом производительных сил является транспорт.

Уровень развития производительных сил – главный критерий и наиболее обобщающий показатель общественного прогресса. Россия по уровню развития производительных сил пока уступает передовым странам мира, с чем связано и отстававание в производительности (результативности) труда и в уровне жизни граждан.

Производительные силы – это только одна сторона материального производства. Второй важной стороной выступают отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства. Их называют производственными отношениями. Последним сопутствуют определенные распределительные отношения.

Ядро социально-экономических отношений – отношения собственности. Собственность представляет собой систему экономических и юридических отношений, характеризующих формы владения, пользования и распоряжения имуществом и землей как фактором производства. Отношения собственности находятся в постоянном развитии и в целом соответствуют особенностям определенного этапа в развитии производительных сил. Так, для нашего времени типично широкое развитие акционерной формы собственности, способной интегрировать большие капиталы на долевых принципах.

Если категория «собственность» является категорией всеобщей, характерным понятием для любого этапа развития производительных сил, то богатство форм собственности исторически появилось сравнительно недавно; отделение прав собственности на землю от прав владения землей, закрепленное в экономическом и правовом понятии «аренда», появилось на этапе разложения рабовладельческой системы хозяйства. Поэтому аренду следует относить к особенным экономическим и правовым понятиям.

Акционирование и акционерная форма собственности по историческим меркам появились недавно, приблизительно 400 лет назад. Имеются основания акционерную форму собственности считать специфическим понятием, типичным лишь для этапа развития капиталоемкого производства.

Система производственных отношений образует экономический строй общества, его базис. Базис порождает соответствующую ему надстройку: политические, идеологические, правовые и другие общественные отношения и институты. Производительные силы и производственные отношения в их единстве и взаимодействии составляют способ производства. Последний, соединенный с идеологической и политической надстройкой, образует общественно-экономическую формацию. Это суждение принадлежит К.Марксу и разделяется ныне не всеми экономистами. Представляется, что оперирование марксистским понятием «общественно-экономическая формация» и вытекающей отсюда периодизацией общественно-экономических систем содержательно и ныне. На наш взгляд, общественно экономическая формация определена, если дополнительно дана господствующая система распределительных отношений. Напротив, роль отношений собственности преувеличена в марксистской трактовке. Частная собственность на средства производства, как показало время, способна бесконфликтно сосуществовать с другими формами собственности и даже интегрироваться с ними. Такой интегрированной формой собственности ныне предстает акционерная собственность.

Экономическая наука широко использует понятие «эффективность производства» в качестве характеристики его результативности. Производство – не самоцель, а средство удовлетворения человеческих потребностей. Результатом функционирования производства является продукт или благо. Непременное требование к каждому благу – это способность его удовлетворять нашу потребность, быть потенциальной потребительной стоимостью, реализуемой в процессе пользования, или потребления. Если продукт (услуга) произведен для продажи, он становится товаром. Современное производство, основанное на глубоком разделении труда, имеет товарную природу.

Все произведенные потребительные стоимости делятся на предметы потребления, если они удовлетворяют личные потребности, и на средства производства, если они служат целям производительного потребления. Целевой функцией общественного производства является максимум предметов потребления. Именно последние выступают в качестве конечной продукции в полном смысле слова. На практике к конечной продукции относятся и законченные изготовлением средства производства.

Производительное и личное потребление возможны лишь при непрерывном движении общественного продукта из стадии производства в стадию распределения и обмена с завершением процесса в потреблении. Процесс производства, взятый в непрерывном движении, есть процесс воспроизводства.

Особенными категориями называют явления и процессы, существующие более чем в одном способе производства, но не действующие на протяжении всей истории человечества. К особенным категориям относят такое понятие как форма производства по характеру соединения факторов производства и по формам присвоения результатов производства.

По характеру соединения факторов формы производства бывают натуральными и товарными.

Натуральная форма производства- это производство продукта для себя, строй изолированных производителей, ведущих работы на собственные нужды, производство и потребление здесь не разделены. Натуральная форма производства характерна для первобытнообщинного строя (охота, рыболовство, сбор грибов, ягод) для удовлетворения потребности в еде, одежде, жилище.

Из форм присвоения результатов производства вытекают отношения собственности. Частная форма собственности характерна для товарной организации производства. Частная собственность с момента своего зарождения прошла ряд ступеней: начиная с родовой и семейной к частной собственности производителя, работающего на местный рынок, затем к буржуазной частной собственности и к современной частной собственности (акционирование).

К числу особенных категорий относится и понятие рыночного хозяйства или товарной организации производства. Товарное производство представляет собой строй обособленных производителей, связанных между собой рынком. Специфические категории отражают особенности хозяйственных явлений в рамках определенной экономической системы (к ним относим хозрасчет, конкуренция и т.д.)

Экономические процессы управляются внутренними, присущими им законами. Экономические законы выражают наиболее устойчивые, повторяющиеся зависимости в явлениях и процессах экономической жизни. Как и законы природы, экономические законы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли и сознания людей. Вместе с тем человек, будучи активным фактором производства, оказывает большое влияние на эффективность и направленность действия объективных экономических законов. Но их игнорирование, волюнтаризм, «подстегивание» хозяйственных процессов оборачиваются большими общественными потерями.

Экономические законы существенно отличаются от законов природы:

  • экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например закон всемирного тяготения.

  • законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи;

  • открытие и применение экономических законов требует определенных усилий, так как их использование встречает сильное противодействие отживающих сил общества.

Экономические процессы, происходящие в обществе, сложны и многообразны. Соответственно и законы, выражающие внутренние связи и зависимости этих процессов, также весьма разнообразны и разнотипны. Подобно категориям, выделяют общие, особенные и специфические законы.

Общеэкономические законы свойственны всем без исключения типам хозяйства. Благодаря им экономическая история общества, история человечества связывается в единое целое, что предопределяет возможность создания системы законов и категорий политической экономии.

Общеэкономические законы имеют следующие особенности:

  • характеризуют всеобщие экономические отношения;

  • выступают как законы общественного прогресса;

  • с развитием общества они не только не сходят с исторической арены, не только сохраняются, но и играют все возрастающую роль в силу растущей целостности мира.

Среди общеэкономических законов важное значение имеет закон повышающейся производительности труда. Прогресс в развитии производительных сил проявляется прежде всего в росте производительности труда людей по созданию материальных благ. Этим законом выражаются связи между массой используемых средств производства и рабочей силой, которая приводит их в движение. Содержание закона повышающейся производительности труда сводится к тому, что все возрастающая масса средств производства приводится в движение с уменьшающейся затратой рабочей силы, общественные издержки производства на единицу продукции падают, а труд становится производительнее.

Закону повышающейся производительности труда близок закон экономии времени. Нередко их отождествляют, но для этого нет достаточных оснований. Закон экономии времени — всеобщий экономический закон, согласно которому время, затраченное обществом на создание единицы жизненных благ, по мере развития производительных сил сокращается. Проявляется этот закон в форме экономии рабочего времени, затрачиваемого каждым работником в данный период (т. е. его живого труда), и рабочего времени, воплощенного в используемых средствах производства (т. е. прошлого, или овеществленного, труда). Кроме того, его действие распространяется и на часть внерабочего времени, связанную с выполнением семейно-бытовых обязанностей, передвижением на транспорте и т. п., и сокращение которой ведет к увеличению свободного времени как условия всестороннего, свободного развития личности. Итак, действие закона экономии времени непосредственно связано с использованием совокупного фонда времени, состоящего из рабочего и внерабочего, в частности свободного, времени.

Закон перемены труда выражает причинно-следственную связь между развитием технического базиса производства и трудовых функций работника. Развитие и совершенствование техники требует обновления знаний, трудовых навыков работника, соответствия их новой системе машин. Этот процесс идет в обществе весьма противоречиво и сопровождается ростом структурной, технологической безработицы при наличии свободных рабочих мест и т. п.

Закон возвышения потребностей выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей людей. С развитием производительных сил общества возникают новые потребности, видоизменяются старые, а некоторые из них отмирают. Круг потребностей расширяется, в их структуре повышается удельный вес интеллектуальных и социальных потребностей, а физические все более «облагораживаются». Процесс возвышения потребностей особенно отчетливо прослеживается при рассмотрении длительных периодов времени.

К особенным законам относятся законы рыночного хозяйства (закон спроса, закон предложения и др.).

Экономические законы чрезвычайно сложны, а их проявление имеет ряд особенностей. Прежде всего они реализуются как законы больших чисел, через массу случайностей и отклонений. Так, рыночный закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос растет при снижении уровня цен и наоборот.

В каждом частном случае соответствующую закономерность мы не наблюдаем. Закон пробивает себе дорогу как генеральная тенденция.

Экономист-исследователь в силу сказанного должен следовать диалектическому методу, владеть современными способами научного познания – синтезом и анализом, индукцией и дедукцией, методом научной абстракции, системным подходом. Экономист должен развить в себе способность к разработке гипотез, моделей в логических и математических формах.

Моделирование экономических процессов – важная задача, ибо без этого снижается достоверность научных результатов и их практическая значимость. Но математическое моделирование в экономике наталкивается на большие трудности. Зависимости в экономике носят не функциональный, а вероятностный ( корреляционный) характер. Как правило, эти зависимости многофакторные. Возвращаясь к закону спроса, заметим, что спрос на товары (услуги) зависит не только от цен, но и от доходов покупателей, соответствия или несоответствия качества товара требованиям моды, наличия товаров – заменителей (субститутов) и др.

Зависимости в экономике обратимы, что затрудняет анализ причинно-следственных связей. При некоторых обстоятельствах спрос определяется ценой, при некоторых – наоборот.

Истина всегда существует в форме системы, ибо все элементы предмета взаимодействуют между собой. Об этом должен помнить экономист-аналитик. В динамике системы и ее отдельных элементов важно выявить единство исторического и логического , закономерного и случайного.

Вновь подчеркнем: в экономике огромное значение имеет принцип историзма. Многие неудачи российских реформаторов связаны с игнорированием отечественного опыта и специфики развития страны. Механическое заимствование модных западных экономических теорий и эклектика не обеспечивают прочного успеха.

  1   2   3   4

Похожие:

Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconУчебное пособие Для студентов инженерных специальностей Днепропетровск...
«Охрана труда в дипломных проектах и работах». Учебное пособие. / Сост.: Л. В. Бабенко, Днепропетровск: нметАУ, 2003 197 с
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconУчебное пособие 2005 Учебное пособие рассмотрено и утверждено на...
Учебное пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры экономической теории
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconУчебное пособие для студентов специальностей «Биология»
М молекулярная генетика. Сборник заданий и тестов: Учебное пособие. Мн.: Бгу, 2003. – 87 с.: ил
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconУчебное пособие по английскому языку для студентов 1 курса неязыковых...
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса экономических специальностей. Пособие включает тексты по страноведению и основным...
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 080111...
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 061500...
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Основы экономической теории». 2012-2013...
Производство и его факторы. Необходимость экономического выбора обществом оптимального использования ограниченных ресурсов
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconПрактикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2011
Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для...
Учебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом iconПрактикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2010
Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница