Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию


Скачать 495.75 Kb.
НазваниеЛекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию
страница1/5
Дата публикации07.07.2013
Размер495.75 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5
Лекция 1.

Базовые экономические понятия

Вопросы:

1. Введение в экономическую теорию

2. Методы экономической теории

3. Потребности, ресурсы, выбор.

1. Любое общество ежедневно должно решать три основные проблемы: что, как, для кого.

Что: то есть какие товары и услуги должны быть произведены.

Как: то есть каким образом эти товары и услуги должны быть произведены, технология.

Для кого.

Основная экономическая проблема заключается в конфликте между неограниченными человеческими потребностями и ограниченными ресурсами.

Экономика - это дисциплина, изучающая каким образом общество с

ограниченными ресурсами решает: что, как и для кого произвести.

Два уровня поиска решения данной проблемы сформировали микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика

изучает рациональное поведение отдельного экономического субъекта (индивид, домохозяйство, отдельно взятое

прпедприятие) как элемента экономической системы. Макроэкономика изучает экономическую систему вцелом.

Воспроизводство - это процесс постоянного повторения и возобновления производства. Воспроизводство включает:

воспроизводство материальных благ, рабочей силы, природных ресурсов, среды обитания, а также отношений между людьми.

Фазы воспроизводственного процесса:

1) производство

2) распределение

3) обмен

4) потребление

2.

Различают теорию и методологию.

Теория - это системное изложение научного знания.

Методология - это учение о методах и способах познания применяемых наукой.

Методы изучения экономических явлений могут быть общими и частными.

Общие методы:

1) диалектика, посредством которой события рассматриваются в движении, во взаимосвязи и развитии, в переходе

количественных изменений в качественные и наоборот.

2) метафизика в противовес диалектики рассматривает события разрозненно, изолированно в состоянии покоя,

неподвижности и неизменяемости.

Частные методы:

1) для изучения составных частей единого целого используют анализ;

2) для соединения составных частей в единое целое используют синтез;

3) для изучения в процессе анализа части предмета, не принимая во внимание другие его составляющие,

используют метод научных абстракций;

4) осмысление экономических явлений и механизмов осуществляется при помощи моделирования, то есть

упрошенного описания реальности;

5) индукция;

6) дедукция.

 В процессе экономическая теория использует экономические категории, то есть логические понятия, отражающие в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений.

Экономические законы - это устойчивые повторяющиеся связи в хозяйственных явлениях.

Функции экономической теории:

1) познавательная - изучение сущности экономических явлений и процессов;

2) теоретико-методологическая - выявление общих принципов поведения экономических субъектов и применение этих принципов при изучении проблем другими экономическими дисциплинами;

3) практическая - использование полученных знаний в управление деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом.

3.

Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Под экономическими потребностями понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества вцелом.

Экономические потребности можно определить как экономические мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Экономические потребности подразделяются на первичные и вторичные.

Первичные потребности:

1) пища, одежда, жилье - они не могут быть заменены;

Вторичные потребности:

1) потребности досуга, культуры - могут быть заменены.

С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание и растет доля услуг и товаров длительного пользования. Э.Энгельс

Средства, удовлетворяющие потребности, называются главными. Одни из них имеются почти в неограниченных количествах. Другие в ограниченном количестве - экономически блага. Согласно теории Карла Маркса, стоимость

экономического блага определяется затратами общественно-необходимого труда, то есть труда совершаемого при средних общественно-нормативных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно теории

придельной полезности, ценность благ зависит от редкости и интенсивности.

Экономические ресурсы или факторы производства - это элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них относят: труд, землю, капитал, предпринимательские способности, информация.

Следствием неограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию в этой связи перед экономистами встает двойная задача: позитивная и нормативная.

Позитивные утверждения носят описательный характер рисуют мир как таковой.

Нормативные утверждения несут рекомендательный характер. В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации (Принцип максимизации).

1) потребитель -> максимизации полезности товара

2) фирма -> максимизация прибыли

3) профсоюзы -> к увеличению доходов своих участников

4) государство -> к максимизации благосостояния своего населения.

Лекция 2.

Механизм и условия формирования рынка

Вопросы:

1.Проблема оптимального выбора

2.Рынок

3.Экономические системы

4.Роль государства в рыночной экономике

1.

Производственные возможности - это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей (КПВ).

З - зерно, Р - ракеты. А, Б, В, Г - годы.

Кривая производственных возможностей исторична. Она отражает достигнутый уровень развития технологии и

степень использования имеющихся ресурсов. Если увеличиваются ресурсы или улучшается технология, то площадь

фигуры растет. В условиях ограниченности ресурсов проблема выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному: в традиционном обществе - выбор зависит от традиций и обычаев; в административной экономике - от воли правящей элиты; в рыночном хозяйстве - от рыночной конъюнктуры.

2.

Рынок - это экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена. Рынок - это виртуальное место встречи продавцов и покупателей, между которыми осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. О есть рынок означает взаимную передачу прав собственности.

? - как договариваются продавцы и покупатели

Функции рынка:

1) стимулирование экономии используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу,

поскольку конкуренция заставляет минимизировать издержки с целью увеличения прибыли;

? - как в различных производствах возможно экономить ресурсты с конкретными числами;

2) функция адаптации производства к меняющемуся спросу, поскольку фирмы выпускают только ту продукцию,

которая необходима потребителям, то рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу менять ассортимент и

повышать качество продукции;

3) санирующая - отсталые и морально-устаревшие производства в конкуренции проигрывают и неизбежно

разоряются.

? - как отразится на российских производителях вступление России в ВТО

4) информационная - дает возможность производителям на основе рыночных сигналов принимать хозяйственные

решения, выводящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.

 Рыночные сигналы: цена и ставка за кредит.

Условия формирования и развития рынка:

1) наличие конкурентной среды;

2) наличие резервов роста экономики; (для экстенсивной экономики)

3) обеспечение подвижности ресурсов;

4) функционирование инфраструктуры рынка - то есть сфер деятельности, которые содействуют продвижению

товарных и денежных потоков от продавца к покупателю, реализуются сбыт и обеспечивают рынок необходимой

коммерческой информацией;

Элементы инфраструктуры рынка:

1) правовой - юридическая основа рыночных отношений;

2) финансовый - инвестиционные фонды, страховые компании, банки;

3) торгово-транспортный - создает условия для хранения и передвижения товаров;

4) инфраструктурное посредничество в сделках - биржи, брокерские и нотариальные конторы, аудиторские фирмы, ярмарки, аукционы;

5) информационный - рекламные агенства, СМИ.

? - инвестиционные фонды.

3.

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических агентов, имеющих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

? - как традиции, обычаи и воззрения складываются на национальной экономике

Рыночная экономика - это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Преобладают горизонтальные связи.

Командная экономика - это система, в которой доминируют государственная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования, преобладание в экономике вертикальных связей и государственный монополизм производства.

Рыночная и командная экономики в чистом виде не более чем абстрактное понятие. Экономические системы разных стран содержат в той или иной мере элементы обеих систем. Реально-существующие экономические системы имеют смешанные формы. Под смешанной экономикой подразумевают тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. В качестве критерия роли государства в экономике берется степень развития государственной собственности и доля госрасходов ВВП.

4.

Функции государства в рыночной экономике

Для рынка характерны провалы или фиаско, то есть случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов:

1) разработка законодательства и правовых норм, обеспечивающих незыблемость права частной собственности и право потребителей на свободу предпринимательства и выбора;

2) антимонопольные мероприятия, поскольку государство должно защищать конкуренцию;

3) даже в условиях рынка недостигается эффективное распределение ресурсов по причине существования внешних эффектов, нейтрализация которых неподвластна ценовому механизму рынка;

4) производство общественных благ, поскольку частным фирмам их производить не выгодно: образование, детские дошкольные учреждения, лечебные учреждения, охрана правопорядка, вооруженные силы, ...

Лекция 3.

Основы теории спроса и предложения.

Вопросы:

1.Спрос

2.Предложение

3.Равновесная цена

4.Эластичность

1.

Спрос - это платежеспособная потребность. Между ценой и количеством реализованного товара существует определенная связь: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели (при прочих

равных условиях), тем выше на него спрос.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Кривая спроса - это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Закон спроса можно отображать в виде функции. Отрицательный наклон кривой спроса можно объяснить, исходя из эффектов дохода и замены. (Д)

Эффект дохода - при более низкой цене человек может себе позволить купить больше данного блага, не отказывав себе в приобретение каких либо других благ, тем самым при неизменном уровне номинального дохода его

реальный доход увеличивается.

Эффект замены - при более низкой цене у потребителей появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми.

Эффекты дохода и замены совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает желание покупать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.

Функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов:

1) изменение доходов потребителей (J)

2) изменение вкусов и предпочтений (Z)

3) ценовые и дефицитные ожидания (W)

4) колебание расходов на рекламу (К)

5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom)

6) изменение количества покупателей (N)

Qd=f(P, J, Z, W, K, Psub, Pcom, N)

Рост доходов увеличивает спрос потребителя на товары лучшего качества, спрос на низкокачественные товары снижается.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на него. Повышение цен на комплиментарное благо сокращает спрос на него.

2.

Предложение - зависимость величины предложения от цены прямая, чем выше цена, тем большее количество блага при прочих равных условиях готовы предложить производители.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Кривая предложения показывает какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Закон предложения можно записать в виде функции Qs=f(P)

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов:

1) цена факторов производства (Pr)

2) технология (К)

3) ценовые и дефицитные ожидания (W)

4) размеры налогов и субсидий (Т)

5) количество продавцов (N)

Qs=f(Pr, K, W, T, N)

3.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены.

E - точка равновесия

4.

  

Эластичность спроса

Эластичность - это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эластичность спроса по ценам - это отношение процентного изменения величины спроса к однопроцентному изменению его цены.

Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена и это увеличивает общий доход, то говорят об эластичном спросе по цене. Если процентное изменение величины спроса меньше, чем процентное изменение его цены, то говорят о неэластичном спросе по цене. Когда уменьшение цены приводит к падению общего дохода.

Лекция 4.

Теория потребительского поведения

Суть категории потребность состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные блага.  Под потреблением понимают процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. Когда потребность приобретает форму экономического интереса, возникает мотивация к труду.

Потребности формируют спрос, который зависит от вкусов и предпочтений. Предпочтения в выборе товаров и услуг являются "чистыми", поскольку не зависят от уровня цен и доходов индивида. Категория предпочтения констатирует тот факт, что люди ранжируют товары и услуги по принципу предпочтения, так как потребители не могут купить все, что хотят, поскольку их возможности ограничены бюджетом и временем потребления. Покупатели ведут себя рационально, то есть выбирают набор максимально удовлетворяющий их предпочтениям при ограничениях на доходы, то есть они никогда не откажутся от набора товаров, которые могут приобрести, если этот набор принесет наибольшее удовлетворение по сравнению с другими наборами. Отдельные потребители могут действовать не по заданной схеме. Но неотдельные потребители, а их совокупность имеют тенденцию поступать рационально. Анализируя поведение большей части потребителей с учетом предположения о национальности их потребления, позволяет осуществлять прогнозы.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconЛекция введение в экономическую теорию
Особенное разделение труда, межотраслевой комплекс, экономическая мезоинтеграция (фпг)
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconЛекция введение в экономическую теорию
Задание Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconОсновные экономические учения. Базовые экономические понятия. Экономические закономерности
Ксенофонт: дал старт науке экономике, придумал этот термин. Ксенофонт делит экономику на отрасли. Сельское хозво, торговля, выдвигает...
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию icon1. Введение в экономическую теорию
Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconТема введение в экономическую теорию
Предыстория и основные этапы становления экономической теории как науки: донаучный этап, меркантилизм, физиократия, классическая...
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconБазовые экономические понятия
Экономическая теория — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и...
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconПредмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconИ макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция глава 3
Введение в макроэкономику: предмет и исходные понятия. Макроэкономическое равновесие
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconСио К. К. С 34 Управленческая экономика: Пер с англ
Рекомендуется студентам экономических и технических вузов, изучающим экономическую теорию, слушателям программ мва
Лекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию iconТема 1: Основные понятия программно-аппаратной защиты информации
Лекция 1: Введение. Предмет и задачи программно-аппаратной защиты информации. Основные понятия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница