Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»


Скачать 390.96 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
страница1/4
Дата публикации08.03.2013
Размер390.96 Kb.
ТипКурсовая
userdocs.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3   4


Санкт – Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов

____________________ факультет

Кафедра _____________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

Тема: Сущность, источники и функции прибыли

Выполнила: студентка группы ЮВ – 501.

Мустафаева Айшэн Илгаровна

Научный руководитель: ______________

____________________________________


Санкт - Петербург

2010

План

Введение

3

1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования

5

1.1 Прибыль предприятия как экономическая категория

5

1.2 Источники формирования прибыли для предприятия

6

1.3 Функции прибыли

13

2. Анализ источников формирования прибыли на примере ЗАО «Транском»

15

2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Транском»

15

2.2 Порядок формирования и анализ финансовых результатов на предприятии ЗАО «Транском»

18

Заключение

25

Список использованной литературы

27

Приложение 1




Приложение 2





Введение

В России происходят экономические перемены, обусловленные ориентацией страны на достижение общих процессов мирового развития. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, а идеологические догмы – руководством к действию.

Рыночная экономика ориентирует предприятия на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции (товаров, работ, услуг), которые пользуются спросом и могут принести предприятию необходимую для развития прибыль. Прибыль получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.

Прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она играет важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности1.

Значение прибыли усиливается с переходом государства на основы рыночного хозяйства. Предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Поэтому одной их актуальных задач современного этапа является овладение современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализация целей стратегического развития предприятия.

В современных условиях на российских предприятиях сложилась не благоприятная ситуация в отношении показателей прибыли. В таких условиях вопросы управления прибылью становятся наиболее актуальными.

Целью настоящей работы является изложение теоретических основ управления формированием и распределением прибыли на предприятии.

1. Экономическая сущность прибыли предприятия, ее функции и источники формирования

^ 1.1 Прибыль предприятия как экономическая категория
В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели только в том случае, если субъект хозяйствования производит продук­цию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение вы­ручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансо­вого результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превы­шает затраты, тогда финансовый результат свидетельству­ет о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйству­ющего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это область кри­тического риска, что ставит хозяйствующий субъект в кри­тическое финансовое положение, не исключающее банкрот­ство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направле­ниях использования финансовых средств организации про­изводства, управления и сбыта продукции2.

Прибыль отражает положительный финансовый ре­зультат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества – удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Прибыль представляет собой произведенный и обяза­тельно реализованный прибавочный продукт. Она создает­ся на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации.

Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).

На величину прибыли, ее динамику воздействуют фак­торы, как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяй­ствующего субъекта.

Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам отно­сят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплата, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда.

Практически вне сферы воздействия находятся факто­ры внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, го­сударственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные.

Величина прибыли зависит от направлений деятельно­сти хозяйствующего субъекта: производственного, коммер­ческого, технического, финансового и социального.

^ 1.2 Источники формирования прибыли для предприятия
Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для:

1) определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;

2) разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;

3) разделения постоянных и переменных расходов в целях управлен-ческого и финансового анализа.

Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:

  • основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);

  • финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы);

  • чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели доходов и прибыли:

а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;

б) валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;

в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

г) прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой.

д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;

е) чрезвычайные прибыли;

ж) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

Основная цель определения бухгалтерской прибыли – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;

з) чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании3.

Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов периода, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы оценить, какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности. Так, невысокое значение показателя «Валовая прибыль от реализации продукции» свидетельствует о том, что предприятию требуется внести изменения в производственный процесс с целью повышения его эффективности. Невысокое значение показателя «Прибыль от основной деятельности» (операционная прибыль) при хорошем уровне валовой прибыли от реализации отражает проблемы предприятия в системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом.

Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации.

Самый хороший руководитель мало сможет добиться если у предприятия, которым он руководит, будет серьезный недостаток денежных средств. Российская практика дает этому множество подтверждений. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в наших современных условиях.

Проблема привлечения со стороны инвестиции, способных создать мощный импульс для финансового хозяйственного развития предприятий, волнует сегодня большинство отечественных руководителей.

Инвестиции нужны всем, однако получает их не каждый. Для финансирования основных средств краткосрочный банковский кредит является исключением, а не правилом, поскольку связанный с ним риск чрезвычайно велик. Кроме того, предприятиям приходится учитывать условия, на которых оно получает инвестиции, так как если деньги получены на невыгодных условиях, предприятие рискует понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротом.

С точки зрения получаемой по привлекаемым средствам отдачи для инвестора инвестиции могут разделяться на: субсидии, гаранты, дотации от государства, которыми обеспечиваются предприятия приоритетных направлений в экономике.

Денежные средства с фиксированной суммой процента, которые состоят из кредитов (банков, государства, предприятий, других коммерческих и некоммерческих структур), облигаций (акционерных обществ и государства), привилегированных акций (акционерных обществ открытого типа). По каждому из заемных средств выплачивается определенный процент, который устанавливается для кредита – в договоре займа, а для облигаций и привилегированных – акций – в проспекте эмиссии4.

Привлеченные средства, на которые выплачивается дивиденд (дивиденды выплачиваются пропорционально вложениям в уставной фонд).

При разработке инвестиционного проекта важно рационально выбрать формы привлечения капитала и прежде всего определить, наращивать ли собственный капитал, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемный капитал. Основными формами по привлечению средств на финансирование инвестиционного проекта для увеличения собственного капитала являются следующие инструменты финансирования: обычные акции (ценные бумаги, оформляющие права на собственный капитал компании и потому имеющие особое значение для оценки его бухгалтерской стоимости); привилегированные акции, которые дают инвестору, по сравнению с обычными акциями, определенные преимущества (гарантированные дивиденды, преимущественные права при ликвидации компании); долговые обязательства с варрантами, представляющие обязательство компании возвратить кредитору определенную сумму через фиксированный срок и с согласованной премией в виде процентного дохода. Однако в ряде случаев подобные ссуды столь рискованны, что не помогает даже повышенная доходность. Тогда к ним добавляется варрант (право на покупку акций в пределах фиксированного срока по определенной цене). Кредитору должна быть возвращена вся сумма заимствованных у него средств и, кроме того, он может еще реализовать свои варранты.

В рамках долгового финансирования существует пять основных типов кредита: торговый кредит, который предоставляется одной компанией другой при продаже товара под обещание о его будущей оплате, банковский кредит, предоставляемый банком (или другим финансовым учреждением) предприятию (физическому лицу) с целью финансирования временных потребностей предприятия, в частности, финансирования сезонных потребностей предприятия, финансирования временно возросшего количества товарно-материальных запасов, для помощи в финансировании временно возросшего объема дебиторской задолженностью, финансирования уплаты налогов, для помощи на покрытие неординарных и достаточно крупных издержек (например, переезд предприятия).

Краткосрочные ссуды могут предоставляться коммерческими банками, финансовыми компаниями, правительственными учреждениями. Деньги на короткие сроки могут быть получены и посредством использования необеспеченных кредитных билетов сроком от одного до девяти месяцев, которые продаются компаниями, имеющими стабильное положение и высокий рейтинг. Практикуется далее инвестиционный кредит, который, как правило, представляет собой долгосрочный кредит, предоставляемый в целях приобретения земли, зданий, сооружений, оборудования и других активов, являющихся по своей природе скорее “основными”, а не “текущими” активами. Он может быть необеспеченным, выдаваться под залог недвижимости, обеспечен правом ареста других активов должника в случае неуплаты долга.

Инвестиционный кредит может предоставляться лизинговыми компаниями, страховыми компаниями, коммерческими банками, сберегательными банками, трастовыми компаниями, образовательными и благотворительными учреждениями, пенсионными фондами, индивидуальными инвесторами, андеррайттерами – участниками рынка, которые занимаются перепродажей векселей, облигаций и закладных, а также правительственными учреждениями.

Наиболее существенную роль среди названных выше источников финансирования, по степени убывания их доли в инвестиционных операциях, играют расширение акционерного капитала, займы, выпуск облигаций. Следовательно, увеличение акционерного капитала является основной формой привлечения средств для развития компаний в условиях рыночной экономики5.


^ 1.3 Функции прибыли
Прибыль как результат финансовой деятельности вы­полняет определенные функции. Прибыль отражает эко­номический эффект, полученный в результате деятельнос­ти субъекта хозяйствования. Она составляет основу эконо­мического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, рас­ширенного воспроизводства, решения проблем социально­го и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий перед бюджетом, банками и другими организациями. При­быль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов.

Отсюда сле­дует, что прибыль выполняет воспроизводственную, сти­мулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы6.

В условиях рыночных отношений субъект хозяйствова­ния должен стремиться если не к получению максималь­ной величины прибыли, то к той величине прибыли, кото­рая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рын­ке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов опти­мального их использования. Управление прибылью выс­тупает в качестве одного из двух базовых направлений фи­нансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результа­тов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.

Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянного обновления продукта и удержания доли производства и сбыта. Однако следует учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны дру­гих субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства.

Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна только при соответствующих маркетинговых исследованиях рынка. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных условий продажи товаров, от объемов производства, от величины структуры издержек производства.

В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции, работ и услуг.

^ 2. Анализ источников формирования прибыли

на примере ЗАО «Транском»

2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Транском»

ЗАО «Транском», имеющее юридический адрес: г. Новороссийск, ул. Портовая, д. 15 было создано в июне 1997 года и. Учредителями общества являются ОАО «НГК Славнефть» с долей в уставном капитале 76 % и ЗАО «Морское агентство «Максима» с долей в уставном капитале 24 %. В 2002 году состав учредителей общества изменился в результате выкупа 500 акций ОАО «НГК Славнефть» у прежних владельцев – учредителей общества: ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и ОАО «Новороссийское морское пароходство». 240 акций или 24 % долей в уставном капитале общества было выкуплено в 2002 году дочерним предприятием ЗАО «Морское агентство «Максима». Уставный капитал общества не изменился и составляет 100 тыс. рублей. Основным видом деятельности общества является транспортно-экспедиционное обслуживание грузов на морском транспорте – оказание услуг по экспедированию сырой нефти и нефтепродуктов, а также декларирование грузов и агентское обслуживание судов.

Таблица 1 Основные показатели экономической и финансовой деятельности ЗАО «Транском»

Показатели

2009 г.

2008 г.

2007 г.

2006 г.

2005 г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации услуг, тыс.руб.

874130

977598

762448

255158

135471

Затраты на производство, тыс.руб.

848001

936875

657437

105799

77980

Затраты на 1 рубль услуг, коп.

97,0

95,8

86,2

41,5

57,6

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

15052

10220

69625

112822

-14477




1

2

3

4

5

6

Среднесписочная численность, чел.

540

502

401

341

385

Средний доход на 1 работника, руб.

18918

17571

15946

10938

4240

Коэффициент автономии

0,27

0,32

0,29

-0,11

-1,81

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,25

0,21

0,04

1,33

0,52

Коэффициент текущей ликвидности

0,93

0,93

1,38

5,20

3,64

Коэффициент финансовой устойчивости

0,47

0,71

0,74

0,90

0,82

Удельный вес заемных средств в стоимости имущества

0,27

0,8

0,45

0,52

0,89

Общий коэффициент оборачиваемости

5,53

7,57

5,82

2,86

0,72

Фондоотдача основных средств

10,71

11,63

11,49

8,03

4,9

Отношение дебиторской задолженности к кредиторской

0,69

0,46

0,9

1,89

0,99

Коэффициент утраты платежеспособности

0,47

0,41

0,43

2,43

2,14

Коэффициент восстановления платеже-способности

0,47

0,35

0,53

2,23

2,25
  1   2   3   4

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «экономическая теория»
Масштабы малого предпринимательства в России Средний класс в терминах самоидентификации Кризис и его масштабы Заключение Список использованной...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
Наиболее общее, традиционное определение инфляции переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота,...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Агрохимия»
Курсовая работа по дисциплине «Агрохимия»: / И. И. Серегина, В. Ф. Волобуева, В. М. Лапушкин, Т. В. Украинская. М.: Изд-во ргау –...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине на тему: «Технологии социальной работы...
Фгбоу впо Пензенский государственный университет Факультет   Кафедра социологии и социальной теории и практики работы социальной...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Питание и удобрение садовых растений»
Курсовая работа по дисциплине «Питание и удобрение садовых растений»: / И. И. Серегина, В. Ф. Волобуева, В. М. Лапушкин. М.: Изд-во...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconСамостоятельная работа по дисциплине «Экономическая теория»
Тема 10. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (ad-as) (2пз)
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция»
Курсовая работа является формой учебной работы, в процессе которой студенты овладевают методикой и техникой научного исследования,...
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «организация и управление производством»
Курсовая работа по дисциплине «организация и управление производством» состоит из следующих составляющих
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКазанский государственный университет культуры и искусств факультет...
Профориентационная работа с молодежью в контексте традиций и инноваций. 20
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconПрограмма дисциплины по дисциплине «Экономическая теория»
Постреквизиты дисциплины: Микроэкономика, макроэкономика, национальная экономика, экономическая политика, институциональная экономика,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница