Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики»


НазваниеКонспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики»
страница1/6
Дата публикации08.07.2013
Размер0.99 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6


ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНЕВЕРСИТЕТ

Конспект лекций
по курсу
«Государственное регулирование экономики»


Донецк – 1998

ББК 65.9

УДК 338.98

Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» /Сост.: В.В.Дементьев, Г.И.Рыбникова. - Донецк: ДИП, 1998. – 64 с.

Конспект написан в соответствии с программой курса.

В работе дан анализ закономерности экономической политики в рыночной экономике и ее особенностей в условиях переходной экономики Украины. Цель работы – выработать навыки у студентов всех специальностей в разработке принципов оптимальной экономической политики.

Конспект поможет студентам подготовиться к экзаменам, контрольным работам.

Рецензенты: доц. Усачева Г.М.

доц. Антонюк В.П.

ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика как на макро-уровне, так и на микро-уровне испытывает все большее влияние регулирующих мероприятий государства. Для обеспечения принятия эффективных, решений необходимо понимание закономерностей, принципов, целей и инструментов экономической политики.

В условиях становления рыночной системы экономическая роль государства имеет свою специфику. Возникают новые объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс становления и развития хозяйственного механизма, которые должны учитываться в предпринимательской деятельности.

Экономическая политика государства строится на основе закономерностей макроэкономики. Конкретные направления экономической политики воздействуют на бюджетный процесс, кредитно-денежную систему, инвестиционную деятельность, состояние социальной сферы.

Отсутствие учебной и методической литературы по курсу «экономической политики» делает необходимым данное издание.

Курс государственного регулирования экономики преподается будущим экономистам, юристам, управленцам.

Государственная экономическая политика – важнейший фактор, как микро-, так и макроэкономической среды фирмы. Она определяет условия формирования, функционирования и развития субъектов хозяйствования в современной смешанной экономике. Государство определяет «правила игры» в развитой рыночной экономике, а в переходной – обеспечивает условия формирования конкурентной среды.


Тема 1. Экономическая политика и государственное регулирование экономики.

План.

1. Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы.

2. Общая и государственная экономическая политика.

3. Субъекты экономической политики и их взаимодействие.

4. Экономические интересы и госрегулирование.
^ 1 ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ТИПЫ

Экономическая политика – важнейший фактор экономического роста и повышения эффективности производства, решающее средство поддержания политического курса страны,

Хозяйственная ситуация на Украине требует дальнейшего совершенствования управления макросистемой. Отсюда понятна необходимость выявления общих закономерностей, принципов и направлений формирования экономической политики.

Многомерность экономических процессов не ориентирует на жесткую регламентацию, а требует учета всех факторов для выработки оптимального сочетания, взаимосвязи всех определяющих сил. Важнейшими условиями эффективной экономической политики являются учет постоянно меняющейся экономической ситуации, уровня экономического мышления.

Практика показывает, что результативность экономической политики в том случае, когда, она увязана с реалиями политической, социальной, производственно-технической сфер.

Экономика любой страны требует координации действия миллионов хозяйствующих субъектов. Именно для этого необходим хозяйственный механизм – совокупность методов, инструментов и форм управления экономикой.

В каждой стране хозяйственный механизм имеет свою специфику, которая определяется:

1) господствующей формой собственности;

2) доминирующей теоретической концепцией, лежащей в основе государственного воздействия на экономику.

Исторически сложилось две основные модели хозяйственною механизма:

1) хозяйственный механизм рыночной экономики;

2) хозяйственный механизм плановой экономики.

Первая модель хозяйственного механизма формируется эволюционным путем на основе частной собственности и развитии товарного производства. Он имеет следующие черты:

1) полную хозяйственную самостоятельность всех экономических субъектов на базе негосударственной собственности;

2) саморегулирование на основе спроса и предложения.

Эта модель хозяйственного механизма создает эффективное распределение ресурсов на производство товаров, необходимых обществу на основе ограниченной информации (иногда достаточно знать цену и издержки производства), что обеспечивает гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям, восприимчивость к НТП. При этом обеспечивается свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей, на основе которой расширяется возможность удовлетворения разнообразных потребностей. В конечном счете, рыночный механизм обеспечивает более быструю корректировку неравновесия, перестройку производства с изменяющимся спросом. Такой хозяйственный механизм называют спросо-ограниченным.

Вторая модель хозяйственного механизма стала результатом поиска путей выхода из ситуации запоздалого развития. В связи с тем, что в нашей стране промышленный переворот произошел на 150 – 200 лет позже, чем в странах Европы, и возникла потребности (преимущественно политического характера) форсированного развития.

Утвердившаяся в результате социалистической революции плановая модель хозяйственного механизма основывалась па возможности концентрации и перераспределения ресурсов в общегосударственных интересах.

Основными чертами планового хозяйственного механизма являются:

1) отсутствие экономической самостоятельности предприятий (или ее жесткое ограничение), обусловленное господством государственной собственности, которая формировалась как кастовая. В этой ситуации реально проявлялось первенство политики над экономикой.

2) горизонтальные связи на микроуровне регламентируются из центра. Множество решений на микроуровне подменяются единственным на макроуровне. Господствующим является директивное ценообразование.

3) дефицитность экономики. Дефицит означает, что для реализации какого-либо намерения отсутствуют ресурсы.

Командно-административная экономика ориентирована на постоянное увеличение объемов производства при постоянном недостатке ресурсов, т.е. в экономике постоянно возникают узкие места.

Каков выход из этой ситуации? Необходимо так сократить производство, чтобы обеспечить его имеющимися ресурсами. При этом создаются сверхнормативные ресурсы впрок. Возникает замкнутый круг. Предприятие желает максимальное количество ресурсов при минимизации объема производства.

Кроме того, дефицит ведет к вынужденной замене, что неизбежно порождает ухудшение качества и, как результат, дефицит по всей технологической цепочке.

Еще одной формой является изменение структуры производства, что не соответствует спросу.

Характерными чертами командной экономики являются также:

1) инвестиционный голод;

2) дефицит рабочей силы и, как результат, внутризаводская безработица. Дефицит неустраним до тех пор, пока определяющей формой отношений между предприятием и государством будет вертикальная зависимость (патернализм). Т.е. ликвидировать дефицит можно только при создании частной собственности, системы жестких бюджетных ограничений и при формировании спросо-ограничителъной экономики.

Реальный механизм функционирования плановой экономики связан с системой напряженных планов. При этом действует система мягкого бюджетного ограничения, когда любые затраты предприятию компенсируются, что еще в большей степени омертвляет ресурсы. Возникает «рынок продавца», когда производитель сбывает ненужную покупателю продукцию, при этом не заботится о качестве.

Особую роль в дефицитности ресурсов играет инвестиционный процесс: мягкое бюджетное ограничение приводит к тому, что сумма заявок превосходит лимиты и постоянно расширяется дефицит основных ресурсов.

Плановый хозяйственный механизм, возникнув как система рационального использования факторов производства, оказался менее эффективен, чем «старый» рыночный. Свидетельство – расчеты Дж. Сакса:

Таблица 1.1 Парное сопоставление: рынок и план ВНП на душу населения (дол. США)1.

Страна

1970

1980

1991

Зап. Германия

2860

13340

23650

Вост. Германия

2190

4421

6500

Финляндия

2380

10130

23980

Эстония

-

-

3880

Южн. Корея

260

1620

6330

Сев. Корея

270

739

2555

Австрия

1960

9990

20140

Чехословакия

1604

2666

2470


Из таблицы следует, что после 70-х годов усугубился кризис плановой модели, экономическая эффективность стала главным фактором в ориентации политиков. Результатом этого стала коренная смена экономической модели в странах СНГ. Поэтому современную экономику Украины можно охарактеризовать как переходную:

1) от плановой к рыночной модели;

2) от ресурсоограничещюй к спросоограниченной.

Для реального перехода к рыночной системе необходимо:

1) формирование косвенного характера связи производства и потребления;

2) динамика факторов производства должна зависеть от изменения структуры спроса;

3) формирование конкурентной среды, в рамках которой возможно спросоограничение.

^ 2 ОБЩАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Усиление взаимосвязи хозяйственных субъектов неизбежно требует оптимизации сочетания социально-экономических реальностей. Общей за­дачей в условиях рынка, в этом смысле, является обеспечение общего рав­новесия не только с чисто экономических позиций, но и с учетом социаль­ных аспектов.
1см. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: - 1995. -С.19. 6

Экономическая политика на первых этапах своего развития решила проблемы социального характера. Такие как социальное страхование, пенсионное обеспечение (в Германии в 80-е годы XIX столетия). Характерная черта первых разработок экономической политики – стратегия точечного воздействия. В государственной экономической политике господствовали отдельные автономные направления: таможенное, промышленное, аграрное и т.д. Только XX век привнес в экономическую политику комплексное развитие. Мировые войны увеличили масштаб экономического регулирования. Общеэкономический же характер она стала носить после Мирового экономического кризиса 30-х годов.

В литературе существует много определений экономической политики. С точки зрения решаемых задач, на наш взгляд, более приемлемо определение экономической политики немецкого экономиста Х. Гирша как совокупность мер, направленных на упорядочение экономических процессов.

Экономическая политика не направлена на решение конкретной проблемы, а стремится обобщить и упорядочить экономическую практику, превратить ее в теоретически обоснованную систему действий.

Каждый хозяйствующий субъект планирует свою стратегию: корейский концерн приобретает акции украинского зарода, безработный берет кредит для открытия своего дела, научный работник, два года не получавший зарплату, совершает покупки в Польше с целью перепродажи.

Экономическая политика имеет две стороны: практическую и научную.

Практический аспект – это совокупность конкретных мер по реализации регулирования, которые основываются на научных разработках. Этот аспект называют позитивной экономической политикой.

Теоретический аспект – это систематическое исследование мотивов действий мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. В основе этого подхода лежит научная разработка моделей и прогнозов.

Важной функцией теоретического научного аспекта является формирование экономического мышления как отражения экономического развития. Такое отражение носит относительно самостоятельный, опосредованный характер. Научно-экономическое мышление способно предвосхитить результаты определенных действий, обеспечить эффективное регулирование экономики, адаптацию к новым условиям.

При отсутствии научных основ экономического мышления возникает так называемый синкретизм мышления: оно становится расплывчатым, неопределенным. В этом случае вместо объективной классификации явлений хозяйственной жизни по категориям качества, количества, причин могут возникнуть представления на основе чувственных случайных восприятий. Это может привести к шаблонности мышления, когда решения принимаются по привычке, в соответствии с предвзятыми ожиданиями. Такая ситуация приводит к снижению эффективности экономической политики как на уровне макроэкономики так и стратегии фирмы.

Важнейшей задачей экономической теории сейчас является формирование понимания, что регулирующие мероприятия должны носить характер ограничителей, в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами находить наиболее рациональные решения.

В экономической политике выделяют методы, воздействующие на общеэкономические процессы, и те, что направлены на регулирование конкретных сфер хозяйства. На основе институционального подхода выделяют аграрное, промышленное, социальное, внешнеэкономическое направления экономической политики; на основе функционального подхода – структурный, конъюнктурный, ценовой, валютный, предметный и финансовый. Эти подходы будут рассмотрены далее.

Теоретический подход формирует нормативную теорию экономический политики.

^ 3 СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В основе анализа субъектов экономической политики лежит институциональный подход, что предполагает анализ экономических институтов, которые имеют отношения к регулированию экономики. Неправомерно однозначно отождествлять институты такого регулирования только с государством. Кроме последнего, к субъектам экономической политики следует отнести негосударственные союзы, объединения. Характер действий данных субъектов весьма различен. Государство наделено политической властью. Союзы, объединения могут опираться лишь на свой потенциал.

Дадим характеристику этим субъектам:

А. Государство как субъект экономической политики.

Задачей государства является согласование интересов различных групп общества в достижении единых экономических целей.

Отличительной чертой государства являет его исключительное право использовать принуждение. Принуждать – значит склонять людей к деятельности, ограничивая свободу их выбора.

Сложность структуры общества предопределяет многогранность регулирующей системы. Органы государственного регулирования структурированы.

На высшем уровне происходит размежевание функций между законодательной, исполнительной и судебной властями.

В политических структурах взаимодействие ветвей власти различается:

1) Унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми нормами. Все управленческие образования подчинены правительству и являются административными подразделениями.

2) Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из нескольких образований. Такой тип устройства характерен для наличия разобщенных территорий. Он обеспечивает преимущества государственного единства и самостоятельности членов федеративного объединения. В условиях федерального устройства государственной власти экономическая политика субъективируется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

3) При парламентской форме правления исполнительная власть обладает значительными позициями. Примером может служить Великобритания. При этом каждая партийная фракция выступает как единая команда, т.к. избиратели голосуют за партийный список. Здесь партии контролируют законодательную и исполнительную власть.

4) Для президентского режима характерен феномен раздельного голосования, когда избиратель может поддерживать избирателя конкурирующей партии. Это характерно для США.

Следует иметь в виду, что основным органом кредитно-денежной политики является центральный (национальный) банк.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют еще близкие государству общественно-правовые институты, которым передаются некоторые функции по управлению экономикой. К таким институтам в ФРГ относят региональные управления по страхованию, систему местных больничных касс. Подобные институциональные организации занимают промежуточное положение между государством и частным сектором. Они исполняют роль буфера между государственным и частным сектором.

В украинской экономике таких институтов нет, но они возникнут по мере развития рыночных отношений. Фактором их активности в нашей экономической политике является высокая степень монополизации производства и обмена.

Особое место занимают так называемые надгосударственные институты, которые возникают в результате международных соглашений.

Б. Негосударственные субъекты экономической политики.

К ним, как уже отмечено, относятся объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это, прежде всего, профсоюзы и союзы предпринимателей, в меньшей мере религиозные, культурные организации, политические партии.

Наиболее могущественными субъектами из них являются союзы предпринимателей, которые могут оказывать давление на властные структуры, определяющие экономическую политику. Поскольку государство целью своей деятельности имеет благо всего общества, а частный сектор преследует свой интерес, нередко возникает их открытое противостояние, в котором государство не всегда находится в лучшем положении. Союзы могут обладать преимуществами в области рекламы, возможностей воздействия на общественное мнение.

Союзы предпринимателей и профсоюзы могут оказывать существенное влияние на выборы в органы государственной власти ради воздействия на экономическую политику.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, участвующих в проведении экономической политики, косвенное влияние могут оказывать политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы. Остановимся на роли последних. Экспертные советы действуют временно или постоянно при различных субъектах: органах государственного управления, союзах предпринимателей, профсоюзах. В основу формирования таких советов положено не голосование, а отбор авторитетных специалистов. Обычно эти советы представляют свои заключения к определенному сроку. Документы, представляемые советами, содержат общую характеристику ситуации, определяют приоритетные цели и инструменты их осуществления.

Для обеспечения координационной деятельности экспертных советов необходимо, чтобы они не могли вмешиваться в конкретные направления экономической политики; были материально независимы от оценки результатов их деятельности заказчиками; заключения обязаны быть открытыми для общественности.

Рассматривая политические партии как субъекты регулирования экономики, следует иметь в виду, что существует три структурных уровня партии: блок избирателей, которые голосуют за нее на выборах; официальная партийная организация; партия в системе правления.

Эти уровни взаимосвязаны, что проявляется во время выборов. Так, сомнения в способности партии решить стоящие перед обществом проблемы порождает феномен негативного голосования, т.е. голосование не за того, кому нужно оказать поддержку, а против того, кто отвергается.

Самостоятельно продумайте особенности действия других институциональных субъектов.

Подводя итоги, рассмотрим особенности субъектов украинской экономической политики. Они связаны с одноплановой ориентацией на роль государства. В осуществлении регулирующих программ господствует подход, при котором нет персональной ответственности государственных структур, отдельных руководителей.

Кроме того, украинская общественно-экономическая система пока не обладает должным структурным многообразием.

Слой предпринимателей еще недостаточно велик для превращения в ведущую силу экономической политики. Союзы предпринимателей еще только отрабатывают методы взаимодействия с властью. Появились независимые профсоюзы, однако, и их роль скромна.

Наиболее активно действуют такие институты, как Национальный банк Украины, Министерство финансов.

Свою специализацию имеют и политические партии как субъекты экономической политики. Для партий характерны малочисленность, слабость организационной структуры, неопределенность социальной базы, отсутствие позитивных программ. Многие из них являются только пропартиями.

У нас партийная система носит промежуточный характер. Происходит не просто переход от монопартийной системы к многопартийной, но и переход к реальной партийной структуризации общества в противовес гибриду партия – государство.

Наше общество находится в аморфном состоянии, отсутствует реальная структуризация интересов как предвестник политических партий.

Так, основа умеренного политического курса – наличие так называемого среднего класса, который еще не сформировался на Украине.

Поэтому не удивительно, что субъекты хозяйствования имеют свои эгоистические устремления и в отношении государства: налогов платить как можно меньше, а выплат от государства получать как можно больше.

Носители хозяйственных интересов могут самостоятельно воздействовать на государственные регулирующие органы. При этом следует иметь в виду, что сила воздействия носителя хозяйственных интересов определяется экономической властью субъектов экономики.

Для понимания механизма экономической политики важно учитывать экономические интересы.

^ 4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов – физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные интересы.

Например, наемные работники, хозяева предприятий, земельные собственники, акционеры и т.д.

У каждой из групп есть свои интересы, обусловленные спецификой ее положения, принадлежностью к тому или иному региону. Представители этих групп могут индивидуально выражать свои интересы на митингах, в средствах массовой информации, при обращении в государственные учреждения. Кроме того, может осуществляться давление или лоббирование отдельных интересов в тех или иных органах власти.

Воздействие хозяйственных субъектов не означает автоматического регулирования государственного аппарата, но связь неизбежно устанавливается. Это есть I линия воздействия носителей хозяйственных интересов на государственное регулирование.

Влияние такого воздействия незначительно и носит информационный характер.

Носители хозяйственных интересов объединены в многочисленные союзы. Численность их различна, различно и их влияние на экономическую политику. Эти объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Союзы выполняют более сложные задачи, чем просто отражение интересов своих членов. Они их унифицируют и превращают в программу действий.

Для осуществления своей экономической политики у крупных выразителей экономических интересов есть материальные условия: наличие значительных финансовых ресурсов, собственных печатных изданий, центров подготовки кадров. Существенным фактором может быть наличие особых организаций, занимающихся связями с общественностью.

Степень способности добиваться поставленных целей определяется возможностью осуществить ту или иную стратегию. Среди которых выделим:

1) личную цель – личное участие в органах госвласти;

2) лоббизм – воздействие на представителей органов власти;

3) личное представительство, обеспеченное финансовой поддержкой союза и специальной профессиональной подготовкой.

Как союзы предпринимателей, так и профсоюзы построены по матричной системе: имеют отраслевые и территориальные сети. Все местные и отраслевые союзы подчинены общенациональным центрам, которые в свою очередь входят в международные объединения.

На экономическую политику существенное влияние оказывают рекомендации, советы, консультации выразителей хозяйственных интересов. Такого рода активность отражает II уровень связей в экономической политике.

Рассмотрим, как союз предпринимателей может воздействовать на направления экономической политики:

1) Они финансируют значительную часть расходов во время выборной компании.

2) Участвуют в разработке законодательства. Так, Федеральный союз германских промышленников, направляет парламенту и правительству около 200 законопроектов ежегодно.

3) Содержание армии лоббистов. В США число официально зарегистрированных лоббистов в 8 раз превышает число американских конгрессменов.

4) Создание союзами предпринимателей различных консультационных комиссий и комитетов при министерствах.

5) Соединению силы частного сектора и государства служит практика публичных слушаний, когда на заседание парламента приглашаются представители союза предпринимателей и профсоюзов.

Проводят в жизнь программу экономической политики исполнители хозяйственных интересов.

Это III уровень трансформации частных экономических интересов в государственную экономическую политику.

Наряду с прямым воздействием субъектов на экономическую политику следует учитывать и наличие обратных связей.

Обратная связь в экономической политике между ее субъектами проявляется в признании успеха экономической политики, как показателя измеряемого характера (темпы роста, уровень занятости, повышение жизненного уровня), так и снижения социальной напряженности в обществе. Важна поддержка носителями хозяйственных интересов правительственных решений, иначе следующие выборы могут быть проиграны.

Для правительственных органов важно получение оперативной информации, достоверного прогноза поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры. Для этого существует обратный механизм в виде анкетных опросов.

Опросы проводятся специализированными центрами и позволяют делать довольно точные прогнозы. Так, на основе результатов опроса, проведенного донецким информационно аналитическим центром в конце 1996 года явствует, что население Донецкой области критически воспринимает рыночные преобразования в нашем регионе, дана низкая оценка эффективности приводимой экономической политики (см. Рис. 1.1).



Рис. 1.1 Как проходят рыночные реформы в Донбассе в сравнении с другими регионами Украины.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconГосударственное регулирование экономики
...
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Государственное регулирование экономики» для студентов специальности «Государственное и муниципальное...
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconКонспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление»
Конспект лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений специальности «Государственное и муниципальное управление»...
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconКонспект лекций «Ильин А. А. Акушерство и гинекология. Конспект лекций»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче зачетов и экзаменов. Книга включает в себя полный...
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconС. А. Давыдов Социология: конспект лекций Давыдов С. А
Данное пособие предназначено для студентов средних и высших учебных заведений и представляет собой конспект лекций по курсу «Социология»....
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconКонспект лекций по курсу «Экономика строительства» для студентов...
Конспект лекций предназначен для оказания помощи студентам при самостоятельной работе в процессе изучения курса «Экономика строительства»...
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconХарактеристика развития экономики рк и её государственное регулирование Основные вопросы
Понятие национальной экономики (сферы, секторы, отрасли, виды экономической деятельности)
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconКонспект лекций по курсу «технология производства в отраслях городского хозяйства»
Карлова Е. А. Технология производства в отраслях городского хозяйства: Конспект лекций. Харьков: хнагх, 2006. 84 с
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» iconСД. 04 Государственное регулирование национальной экономики
Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница