Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению


Скачать 301.75 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению
страница1/3
Дата публикации09.03.2013
Размер301.75 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3


Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

С.И. Цветкова

МАКРОЭКОНОМИКА


Методические указания

по выполнению курсовой работы


Для студентов, обучающихся по направлению

080100.62 «Экономика»,

Квалификация (степень) бакалавр

Москва 2012

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования
^ «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Заочный учетно-статистический факультет

Кафедра «Теория и история экономики»
^ С.И. Цветкова

МАКРОЭКОНОМИКА


Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов, обучающихся по направлению

080100.62 «Экономика»

Квалификация (степень) бакалавр

Москва 2012

УДК

ББК


Методические указания по выполнению курсовой работы

обсуждены на заседании кафедры «Теория и история экономики»

Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор Я.С. Ядгаров
Методические указания по выполнению курсовой работы

утверждены на заседании Учебно-методического совета ЗФЭИ


Зам. директора ЗФЭИ по учебно-методической работе,

председатель УМС В.П. Белгородцев

^ Цветкова С.И. Макроэкономика Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика», квалификация (степень) бакалавр – М.: Финансовый университет, 2012.


УДК

ББК

© Цветкова С.И.

Ó Финансовый университет, 2012
Содержание.
Предисловие. Содержание дисциплины и основные советы бакалаврам в приобретении компетенций....................................................................................5

1. Методические указания и рекомендации по выполнению курсовой работы. ....................................................................................................................7

1.1. Выбор темы...............................................................................................8

1.2. Знакомство со структурой курсовой работы.........................................8

1.3. Работа с основными и дополнительными литературными и иными источниками.....................................................................................................9

1.4 Письменное изложение содержания и оформление курсовой работы.............................................................................................................10

1.5. Работа с «Рецензией – консультацией» - подготовка к защите курсовой работы. ..........................................................................................13

^ 2. Темы и планы курсовых работ.....................................................................15

Предисловие. Содержание дисциплины и основные советы бакалаврам в приобретении компетенций.

Настоящее издание адресовано студентам-бакалаврам, выбравшим направление обучения «Экономика».

На втором курсе Вам предстоит освоить дисциплину «Макроэкономика», т.е. органическую составляющую часть экономической теории.

Содержание дисциплины отражено в Рабочей учебной программе и состоит из ряда тем, наполнение которых выражают соответствующие современным стандартам дидактические единицы.

Наиболее важные из них:


  • Предмет, методы и модели макроэкономики;

  • Методология исчисления основных макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, ВНД);

  • Основные виды и модели макроэкономического равновесия;

  • Потребление, сбережение и располагаемый доход;

  • Сущность инвестиций и факторы, влияющие на инвестиции;

  • Инфляция и ее взаимосвязь с безработицей;

  • Экономическое развитие и экономический рост;

  • Макроэкономическая политика в открытой экономике (фискальные кредитно-денежные мероприятия национального государства);

  • Особенности и проблемы макроэкономической динамики и макроэкономической политики в современной России.

Этот, далеко не полный, перечень вопросов выдвигает дисциплину «макроэкономика» в ряд общепрофессиональной.

Важность этой дисциплины и ее актуальность определена государственными стандартами и, следовательно, требует особенно пристального внимания студента и усердия и при изучении материала, и при выполнении курсовой работы.

Самыми главными целями самостоятельной работы бакалавра должны стать:

- уяснение сущности макроэкономических категорий, их взаимосвязей и взаимозависимостей;

- изучение законов рынка и принципов функционирования рыночной экономики, в том числе – открытой рыночной экономики;

- умение анализировать экономическую информацию, представленную в виде моделей, статистических или фактографических сведений;

- формирование творческого подхода к изучаемым экономическим явлениям и процессам, находящимся в постоянной динамике;

- умение принимать обоснованные практические решения с использованием базовых знаний макроэкономики.

Самостоятельная работа реализуется в многообразных формах – выступление с научным сообщением, реферирование научных статей, подбор литературных и иных источников – важна ее внутренняя суть. Она заключается в желании и воле освоения необходимого материала таким образом, чтобы в дальнейшем можно было на этой основе приобрести новые знания, обновить и углубить уже имеющиеся.

Немаловажным будет для Вас и опыт овладевания навыками научно-исследовательского подхода к изучению предмета. Здесь роль самоорганизации и самомобилизации неоценима. Обязательно используйте самые оптимальные приемы в расширении вашего экономического кругозора (быстрое чтение, тезисное конспектирование, беглый просмотр литературы для ее подробного изучения и проч.). Подобный подход интересен, увлекателен и плодотворен, а применяющий его человек «обречен на успех».

Именно из сторонников научно-исследовательского подхода формируются конкурентоспособные профессионалы, знания и суждения которых высоко ценятся и нужны всем и всегда.

В данном методическом издании собраны «под одной обложкой» все сведения, которые помогут вам успешно справиться в большими учебными нагрузками. Этому должна способствовать понятная и доходчивая структура пособия, позволяющая пошагово (одно действие за другим) и с экономией времени решать задачи, поставленные перед вами на втором курсе при изучении дисциплины «макроэкономика».

Кафедра выражает надежду, что эти методические указания будут восприняты как руководство и действию, а наши советы помогут преодолеть многие трудности восприятия курса.

Не забывайте, что стремление к знаниям, преодоление препятствий и познание нового не только образовывают человека, но и формируют его личность.



  1. ^ Методические указания и рекомендации по выполнению

курсовой работы
Данная часть пособия содержит сведения о том, что следует делать студенту-бакалавру для выполнения курсовой работы. Это – указания, разработанные, согласно требованиям учебного плана.

В них определен ход действий:

  • выбор темы и подбор литературы;

  • изложение содержания работы и ее редактирование;

  • правильное оформление работы;

  • разбор экономической ситуации и пояснения по ней.

Предлагаемые вам советы помогут справиться с курсовым заданием:


  1. самостоятельно;

  2. в наименьшими затратами времени;

  3. с наибольшей пользой в приобретении компетенций.

Вам следует постараться максимально правильно выполнять требования, вооружившись нашими советами.


    1. ^ Выбор темы.


Тему курсовой работы вы выбираете по первой букве своей фамилии, при этом имеете право выбирать из нескольких тем.

Соответствующая таблица расположена в разделе 2 данных методических указаний. Вы поступите совершенно верно, если сначала прочитаете советы по выполнению работы, а затем приступите к выбору темы.

    1. ^ Знакомство со структурой курсовой работы.


Курсовая работа выполняется по плану, состоящему из введения, 2-3 важнейших по данной теме вопросов и заключения. В состав курсовой работы включены так же список литературы и разбор экономической ситуации.

Предлагаемая структура не может самовольно изменяться или дополняться студентом без особых, веских на то причин (см. раздел 2).

Все изменения обязательно должны быть согласованы с ведущим преподавателем.

По вопросам плана курсовой работы вам надлежит подготовить и дать полные и развернутые ответы, логически связав их в единой целое. Эти развернутые ответы предваряются введением и завершаются заключением.


    1. ^ Работа с основными и дополнительными литературными и иными источниками.


Основная литература (учебники, учебные пособия) и дополнительная (монографии, периодические и специальные издания) размещается в списках литературы по темам и постоянно редактируется преподавателями. Эти списки размещаются на сайте института http://www.vzfei.ru/ на странице кафедры «Теория и история экономики» в разделе «В помощь студенту».

Обратите внимание, каким образом нужно оформлять список литературы к курсовой работе. В тех случаях, когда вы дополняете список, обязательно давайте точные и полные выходные данные, либо интернет-адреса.

Разумеется, невозможно обойтись без сведений из сети Интернет – официальных сайтов – это увеличит ценность курсовой работы. В таких случаях следует указать используемый материал и Интернет-адрес (URL: http: //www.rbc.ru).

Работая с уже очерченным кругом источников, соблюдайте очередность- сначала изучите основные учебники и пособия;

затем дополняйте свои знания, углубляйте и расширяйте их, вникая в статьи периодических изданий, прорабатывайте данных на официальных сайтах, иных специальных изданиях.

Ваша курсовая работа освещает вопросы и проблемы макроэкономики, поэтому использование специальной и учебной литературы по конкретным экономическим дисциплинам (Финансовый менеджмент, Банковское дело, Деньги и кредит) будет некорректным.

Это – дело учебы на старших курсах, а в настоящий период сосредоточьтесь на постижении «азов» макроэкономических процессов и экономической лексики.

Последняя поможет не только правильно выбрать литературу и выполнить работу, но и достойно защитить ее.

В качестве основной литературы, как правило, предложены 1-2 учебника, дополнительная расширяет Список до 5-9 источников, Интернет-ресурсы могут увеличить его до 10-12. Такой список будет правильным и добротным.

Ни в коем случае не забывайте об использовании КОПР (раздел «Макроэкономика»), что позволит глубже понять и усвоить материал.

Достижением последнего времени стал интернет – репозитарий – упорядоченное сетевое хранилище электронных учебных ресурсов: КОПР, обзорных лекций, ЭУМЛ. Адрес интернет – репозитария http: //repository.vzfei.ru.

Итогом этой самостоятельной работы – подготовительной для выполнения курсовой должны стать выписки из статей (или их ксерокопии), выборка из монографий, сведения статистики, рисунки, графики, формулы или набор заполненных данными файлов – по каждому из вопросов плана и по всему содержанию работы – в персональном компьютере (ноутбуке, нетбуке).

Чем более самостоятельным будет этот этап, тем лучшим по качеству станет ваше курсовое задание.
^ 1.4. Письменное изложение содержания

и оформление курсовой работы.
Прежде чем давать рекомендации относительно собственно изложения вами отобранного материала и ответов на вопросы плана темы считаю необходимым сообщить вам весьма важную информацию.

При проверке письменных работ студентов, особенно курсовых работ, может быть использована система «ANTIPLAGIAT» - антиплагиат, которая позволит проверять степень самостоятельности. Для этого будет достаточно проверить электронную версию курсовой (предположим, на лазерном диске, любом съемном устройстве) и отказать в проверке, предложив сделать новую работу. Ситуация вполне реальная, поэтому – настройтесь на самостоятельную работу в приобретении знаний, выполнении курсовой и т.д.

Практика показывает, что при соблюдении всех рекомендаций выполнить и представить добротную курсовую работу возможно за 10-14 дней. Рассчитайте бюджет своего времени.

Открывает курсовую план с указанием номеров страниц по каждому вопросу.

Далее следует введение, которое вводит «в курс дела» преподавателя-рецензента: укажите место данной темы в курсе макроэкономики, отметьте актуальность и значимость. Запомните, что целью работы было, есть и будет углубленное изучение вопросов плана или проблем, но никак, не анализ и не исследование. Это – дело будущего. В настоящий период вы приобретаете базовые знания для того, чтобы не старших курсах уметь и анализировать, и исследовать.

За введением идут ответы на каждый из 2-3 вопросов плана темы. Ваша курсовая работа должна стать единым целым, поэтому отбирая то, что обязательно войдет в окончательный вариант, необходимо редактировать первый, черновой вариант. В этой связи:

  • снимите повторы и устаревшие сведения;

  • исключите тот материал, который вызывает сомнения в респектабельности;

  • перепроверьте неоднозначные и дискуссионные точки зрения – насколько сильны аргументы каждой стороны;

  • уточните данные статистики, иные иллюстрации, а также ссылки на источники и сноски в тексте работы;

  • обратите внимание на достоверность приведенных графиков, формул, диаграмм и проч.

Как правило, один из вопросов плана касается особенностей, характерных черт или проблем современной российской экономики. В этой связи при отборе данных ориентируйтесь на период последних 3-5 лет.

Заключение – итог текстовой части курсовой работы; разместите в нем выводы по изложенным макропроцессам, сведения о путях или направлениях решения рассмотренных проблем, либо собственное их видение, но с обязательной аргументацией.

Список литературы – следующее звено работы (подробно см. раздел 1.3 данного пособия).

Завершающая часть курсовой работы – разбор экономической ситуации.

Перед вами будет поставлена задача разобраться в условной макроэкономической ситуации и пояснить, к какому выводу вы пришли. Аргументировать вывод экономист может, только обращаясь и фактам, ими будут формулы, либо графики, исходя их которых вы будете защищать свою позицию.

Мы сознательно обозначали эту часть работы как экономическую ситуацию, а не задачу, не практикум, чтобы поставить во главу угла разбор явления, а не арифметическое решение. Обращаем внимание на то, что и подсчеты, и рисунки будут лишь средством, а целью остается поиск наиболее уместных и грамотных выводов.

Оформление работы также требует и внимания, и усилий. Оно не сложно, но обязательно.

Объем работы – от 20 до 25 страниц.

Шрифт – Times New Roman, 14 через 1,5 интервала.

Размер полей: левое 3,0 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2,0 см.

Нумерация страниц – в центре верхнего поля.

Страницы работы скрепите и вложит в один файл. ^ Каждый лист вкладывать в отдельный файл НЕЛЬЗЯ, это крайне затрудняет проверку работы.

Образцы оформления титульного листа, списка литературы помещены на сайте кафедры, где нужно с ними ознакомиться и неукоснительно использовать в работе.

Оформление работы предполагает:


  • обязательное вычитывание текста после набора;

  • исправление всех видов ошибок, погрешностей, неточностей;


Недопустимо «сбрасывать» неотработанный, либо чужой материал. Это – недобросовестно, нерезультативно и недальновидно. Самостоятельно проработанная информация создает добротную базу знаний.

Полностью выполненную работу следует собственноручно подписать, поставить дату после завершающей части и сдать на факультет для регистрации и передачи ведущему преподавателю.

^ Сроки сдачи курсовой работы установлены учебным планом и обязательны.


    1. Работа с «рецензией-консультацией» - подготовка к защите курсовой работы.


«Рецензия-консультация» - это отзыв преподавателя на проверенную курсовую работу, который студент получает вместе с работой.

В рецензии сообщается допущена или не допущена работа к защите.

В случае отрицательного результата работы переделывается заново, либо с учетом замечаний преподавателя, либо по иной теме (одной из предлагаемых трех).

Если результат положительный, студенту надлежит готовиться к защите курсовой работы; при этом, рецензия ведущего преподавателя – это программа подготовки.

В рецензии студент найдет:

  • оценку всего, что сделано верно;

  • акцент на ошибках, неточностях, недочетах (по стилю изложения, содержанию, структуре и оформлению);

  • вопросы, на которые следует готовить ответы;

  • возможны дополнительные задания, в случае, если неполно или неверно произведен разбор экономической ситуации, либо какой-то вопрос плана изложен поверхностно и проч.


В тексте рецензируемой работы преподаватель также оставляет свои комментарии – вопросы, пометки, замечания, которые студент не должен оставить без внимания и проработки.

Тщательно продуманная подготовка к защите станет залогом успеха этой формы учебной работы.

^ Защита курсовой работы – это устная форма проверки знаний, поэтому зачитывать ответ – не самый лучший вариант поведения студента. Следует подготовиться заранее, вооружившись всеми рекомендованными материалами: учебниками, конспектами лекций, КОПР. Не ленитесь, обратитесь к репозитарию, к ведущему преподавателю лично или через форум, задайте интересующий вас Вопрос или вопрос, вызывающий наибольшую трудность (раздел Консультации на сайте института http://www.vzfei.ru/).

Ответы на защите курсовой работы должны быть четкими, а не расплывчатыми, грамотными, а не приблизительными, с соблюдением правил современной экономической лексики.

Предостерегаем Вас от типичных ошибок. Фразы «можно – своими словами?», «мне так кажется», «я сейчас быстренько сформулирую категорию» - не годятся для современной высшей школы. Это – слабое звено, исключите его из своей студенческой практики. Не следует приходить защищать курсовую работу заведомо неподготовленным, «наудачу»; не стоит, тем более, превращать ее в консультацию у преподавателя – всему свое время.

Современная высшая школа нацеливает студента, прежде всего, на самостоятельную деятельность, в том числе и в принятии решения о готовности «ответить за проделанную работу».

Оценка по пятибалльной системе формируется на защите как комплексная – из оценок содержания, оформления работы и устного ответа.

Украсьте свою зачетную книжку заслуженными «хорошо» и «отлично».

Ниже приведена ^ таблица выбора темы курсовой работы.

Первая буква фамилии

Номер темы

Первая буква фамилии

Номер темы

А

3,14,18

О

1,12,20

Б

2,7,15

П

2,14,21

В

2,5,11

Р

2,8,19

Г

6,14,17

С

3,15,21

Д

3,15,16

Т

8,11,18

Е, Ё

2,18,21

У

10,13,19

Ж

7,10,19

Ф

1,6,15

З

8,11,20

Х

5,8,14

И

3,15,17

Ц, Ч

3,12,20

К

4,13,18

Ш

5,10,17

Л

5,10,19

Щ

7,15,18

М

1,9,17

Э, Ю

1,8,15

Н

4,13,16

Я

8,15,19


Замена темы курсовой работы (из предлагаемых трех вариантов на какой-либо четвертый) возможна при таких обстоятельствах:

  • имеются собственные разработки проблемы (публикации);

  • имеются выступления, сообщения, на заседаниях научных кружков, обществ и проч.;

  • имеются в распоряжении редкие, специальные документы по проблеме, связанные с родом деятельности.

При таких неординарных ситуациях студент письменно сообщает об этом в заявлении ведущему преподавателю, получает его разрешение (подпись) и прикладывает это заявление к уже полностью готовой курсовой работе перед сдачей ее для рецензирования.


  1. ^ Темы и планы курсовых работ.


  1   2   3

Похожие:

Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания знакомят студентов с организационной стороной...
Методические указания по выполнению курсовой работы предназначены для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 270802 «Строительство...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания знакомят студентов с организационной стороной...
Методические указания по выполнению курсовой работы предназначены для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 270802 «Строительство...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Финансы организаций. Методические указания по выполнению курсовой работы. Для студентов, обучающихся по специальности по специальности...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов
Экономика природопользования: Метод указ по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 080502 / фгбоу...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconИнформационные ресурсы и технологии в экономике для студентов бакалавриата,...
Информационные ресурсы и системы в управлении. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «деньги. Кредит. Банки»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» для студентов 080100. 62 направления «Экономика»...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания по выполнению курсовой и контрольной работы...
По выполнению курсовой и контрольной работы по «административному праву» для студентов, обучающихся по специальности 030900. 62 «юриспруденция»,...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Зав кафедрой доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент В. К. Батурин
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Зав кафедрой доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент В. К. Батурин
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания по выполнению учебно-исследовательских работ...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности (направлению) «Государственное и муниципальное управление»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница