1: «Деньги. Денежное обращение»


Название1: «Деньги. Денежное обращение»
страница1/6
Дата публикации12.04.2013
Размер0.9 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Экономика > Закон
  1   2   3   4   5   6
Тема 1: «Деньги. Денежное обращение»

Вопросы:

1) Сущность и функции денег, виды денег. Основные этапы эволюции денег.

2) Денежное обращение: наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены.

Вопрос 1

Деньги – это продукт цивилизации, специфический товар, с натуральной формой которого срастается функция всеобщего эквивалента.

Сущность денег проявляется в том, что деньги – историческая категория, разрешающая противоречия товарного производства между потребительской стоимостью и стоимостью.

Эквивалентность – соизмерение разных по виду, качеству, форме и назначению товаров.

Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости: (Основные этапы эволюции денег):

1) Простая (случайная) форма стоимости – это ранняя форма. Обмен носит случайный характер. ТАБ

2) ^ Полная (развернутая) форма стоимости. В процесс обмена включается множество предметов общественного труда, т. е. множество товаров-эквивалентов. ТАБ

ТВ

ТГ

ТД

3) ^ Всеобщая форма стоимости. Выделение из множества товаров отдельных товаров, играющих роль главных предметов обмена на местных рынках. ТХА

ТБ

ТВ

ТГ

4) ^ Денежная форма стоимости. Выделение одного товара на роль всеобщего эквивалента.

Изначально роль денег закрепилась за благородными металлами: золото, серебро, медь. Это было связано с тем, что данные металлы в наибольшей степени соответствовали тем требованиям, которые рынок предъявлял к товару-деньгам: 1) Однородность; 2)Портативность; 3)Делимость без потери стоимости; 4)Долгий срок хранения; 5) Трудность получения в необходимом количестве.

Деньги – не только историческая категория, но и экономическая. Деньги обслуживают все фазы воспроизводственного цикла: Производство – Распределение – Обмен – Потребление.

Сущность денег как экономической категории (Функции денег):

1) Мера стоимости. Соизмеряет стоимость различных товаров за счет цены.

2) ^ Средство обращения.

3) Средство платежа. Возникновение долгового обязательства.

4) Средство накопления.

5) Мировые деньги.

Виды денег:

1) Действительные. То есть металлические, полноценные – золото, серебро, медь.

2) Знаки стоимости. Бумажные и кредитные деньги.

^ Закон металлических денег:

При перемещении металлических денег из сферы обращения в сокровища и обратно, количество находящихся в обращении денег стихийно приспосабливается к потребностям товарного и платежного оборота и равняется количеству денег, необходимому для обращения.

^ Закон бумажных денег:

Выпуск денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото.

Особенности бумажных денег:

1) Лишены самостоятельной стоимости;

2) Снабжены государственным принудительным курсом;

3) Не имеют механизмов изъятия из оборота. Следовательно, переполняют денежные каналы и обесцениваются.

Сущность бумажных денег заключается в том, что они являются денежными знаками, выпускаемыми государством для покрытия своего бюджетного дефицита.

Эмиссию осуществляет казначейство. Этот выпуск используется для покрытия государственных расходов за счет эмиссионного дохода.

Эмиссионный доход – это разница между стоимостью эмитированных денег и стоимостью их выпуска.

Появление кредитных денег связано с расширением сферы коммерческого и банковского кредита.

Этапы кредитных денег:

1) Вексель – документ, составленный по установленной форме и содержащий безусловное абстрактное денежное обязательство об уплате обозначенной в нем суммы в указанный срок и в указанном месте.

2) Банкнота – похожа на вексель, но эмитентом здесь выступает банк.




Вексель

Банкнота

Срочность



Срочное долговое обязательство

Бессрочное долговое обязательство



Обеспеченность

Выпускается в обращение отдельными физическими или юридическими лицами, имеют индивидуальную гарантию

Выпускается в обращение ЦБ РФ и имеет государственную гарантию

3) Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя (владелец счета) кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной в нем суммы.

4) ^ Электронные деньги – возникают с появлением автоматизации банковских операций.

5) Кредитные и дебитовые карточки.

6) Пластиковые деньги – со встроенным микропроцессором (с «чиком»).

7) ^ Цифровые деньги – расчеты с помощью сети Интернет.

Вопрос 2

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной формах.

^ Денежный оборот – проявление сущности денег в их движении, это совокупность всех денежных платежей.

Составной частью денежного оборота является платёжный оборот. Платёжный оборот возникает, когда деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств.

Денежное обращение делится на наличное (10%) и безналичное (90%).

Наличное ДО – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения.

Безналичное ДО – это изменение остатков средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счёта в любом виде (любые формы безналичного расчёта).

Положение №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 5.01.1998 г. с изменениями и дополнениями.

Положение от 3.10.2002 г. №2 – П «О безналичных расчётах в РФ» (в редак. указ. о ЦБ).

Положение от 01.04.2003 г. №222 – П «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в РФ».

Наличный ДО включает движение всей наличной денежной массы за определённый период времени между государством, юридическими и физическими лицами.

Безналичный оборот охватывает расчёты между юридическими лицами различных форм собственности, юридическими лицами и кредитными учреждениями (выдача кредита), физическими и юридическими лицами (посредник банк), юридическими, физическими лицами и государством.

^ Гражданский кодекс РФ (часть 2, статьи 861 – 885) – формы безналичных расчётов:

- расчёты чеками;

- расчёты платёжными поручениями;

- расчёты платёжными требованиями – поручениями;

- расчёты аккредитивами;

- расчёты по инкассо.

^ Основные методы регулирования денежного оборота.

Процентные ставки по операциям банка России – минимальная ставка, по которой осуществляет банк России с коммерческими банками.

ставка рефинансирования (учётная), ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки и т.д.

2. Нормативы обязательных резервов – беспроцентные обязательные вклады (Н) кредитных организаций в банке России.



3. Операции на открытом рынке.

- купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, облигаций;

- краткосрочные операции с этими ценными бумагами.

4. Рефинансирование банков означает кредитование банком России коммерческих банков, в том числе включает учёт и переучёт векселей.

Банк России коммерческим банкам выдаёт 3 вида кредитов:

- ломбардные выдаются под залог ценных бумаг госуд., включённым в ломбардный список банка России;

- внутридневные предоставляются в течение операционного дня при наличии неисполненных платёжных поручений;

- кредиты овернайд – однодневные расчётные кредиты. Они предоставляются для завершения расчётов в конце операционного дня путём зачисления кредита на корреспондентский счёт банка в расчётном подразделении Банка России.

5. Депозитные операции – это операции по привлечению в депозиты средств банка.

6. Валютные операции – это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение валюты.

7. Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливает максимальные и минимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргентирование).

8. Прямые количественные ограничения – это установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Лицензии Банка России:

- генеральные – дают право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках и открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения в их количествах;

- расширенные дают право иметь корреспондентские отношения с 6-ю иностранными банками и с бывшими заграничными банками СССР;

- внутренние дают право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

9. Эмиссия облигаций – это право осуществления от своего имени эмиссии облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций.

1а. Предписываемая законом маржа – установление минимального процента первоначального взноса за ценные бумаги за счёт собственных средств инвесторов. (Инструкция №63 от 6.06.1992г.)

2а. Потребительский кредит

Чем выше процент по кредиту, тем ниже денежная масса.

3а. Увещевание – это рекомендации банка России юридическим, физическим лицам и банкам.

Политика дешёвых денег – банк России хочет увеличить денежную массу в обращении.

Политика дорогих денег – наоборот.

^ Форма эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены.

Эмиссия – это такой выпуск денег в обращении, который приводит к общему увеличению денежной массы.

Эмиссия делится на наличную и безналичную.

Наличную эмиссию осуществляет ЦБ РФ и его региональные расчётно-кассовые центры, которые содержат в себе резервные фонды и оборотные кассы.

Безналичную эмиссию (депозитную, чековую, кредитную) производят коммерческие банки, но регулирует ЦБ РФ.

Дя наличной эмиссии можно нарисовать следующую схему:(был рис)

Для безналичной эмиссии можно нарисовать следующую схему:(былрис)

Изменяя норматив резервирования, Банк России имеет возможность поддерживать на определённом уровне обьём денежной массы, находящийся в обращении в стране. Чем больше норматив, тем меньше может создать банковская система.

Инфляция – обесценивание денег в результате роста цен, падение их покупательской способности.

M * V = P * Q,

M * V – денежная масса;

P * Q – товарная масса.

↑M = ↑(P * Q / V)

↑P = ↑(M * V / Q)

К инфляционному росту цен ведёт избыток денежной массы. Вслед за этим с некоторым разрывом во времени повышаются цены, т.е. увеличение денежной массы приводит к увеличению цен.

Если увеличиваются цены, то для обеспечения товарооборота требуется больше денег, растут цены – увеличивается денежная масса.

Виды современной инфляции.

По степени проявления выделяют три вида инфляции:

  1. галопирующая – скачкообразный рост цен примерно до 50% в год;

  2. гиперинфляция – до 50% в месяц;

  3. ползучая – в длительном постепенном росте цен 2-3% в месяц

По способу возникновения:

  1. административная порождается административно управляемыми ценами;

  2. инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства вследствие чего растут издержки производства и обращения;

  3. инфляция спроса проявляется в превышении спроса над предложением;

  4. инфляция предложения проявляется в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;

  5. импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факторов;

  6. индуицированная инфляция обусловлена какими-либо другими экономическими факторами;

  7. кредитная инфляция вызывается чрезмерной кредитной экспансией;

  8. непредвиденная инфляция – уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определённый период;

  9. открытая инфляция – инфляция за счёт роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

  10. подавленная (скрытая) инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удерживать цены на прежнем уровне;

  11. ожидаемая инфляция – предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.


Тема 2: «Финансы и финансовая система»

Вопросы:

  1. Сущность. Функции финансов.

  2. Финансовая система, её функции и звенья.

  3. Государственные и муниципальные финансы, их роль и особенности.

  4. Управление финансами. Финансовый контроль, формы и методы проведения.

  5. Финансовая политика и финансовый механизм.

  6. Финансовые потоки на макроуровне.

Вопрос 1

Финансы – это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег. Это денежные отношения, связанные с формированием фонда денежных средств. Государство – централизованные фонды денежных средств. Хозяйство – децентрализованные фонды денежных средств.

Первый признак финансовых отношений – денежный характер. При этом существует некая обособленность движения денежных средств от движения товара.

Второй признак – перемещение средств от одних экономических субъектов к другим. Финансовые отношения носят распределительный характер.

Распределение – это процесс формирования и использования денежных доходов.

^ Финансовые отношения, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением экономических отношений между отдельными субъектами и называются финансами.

Функции финансов:

1 распределительная;

2. контрольная.




Первичное распределение в сфере материального производства, а вторичное – в непроизводственную сферу.

Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях расширения воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

Контрольная функция позволяет получить информацию о возможных неблагоприятных событиях через различные финансовые показатели. Это индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств – децентрализовано, централизованно; бюджет, а именно уровень бюджетных доходов, налоговые доходы, нецелевые доходы, безвозмездные поступления, показатели величины госдолга, уровень бюджетного дефицита.

Вопрос 2

Финансово-кредитная система (ФКС) – это совокупность централизованных, децентрализованных фондов, а также кредитных ресурсов. ФКС включает 2 подсистемы: 1) Финансовая система (ФС); 2) Кредитная система (КС).

Финансовая система включает в себя государственные и муниципальные финансы (централизованные финансы) и финансовые хозяйствующие субъекты и население (децентрализованные финансы). В свою очередь ГМФ включают бюджетную систему (государственный бюджет и внебюджетные фонды) и государственный кредит. Финансовые хозяйствующие субъекты и население включают: юридические лица (коммерческие и некоммерческие) и индивидуальные предприниматели - физические лица.

Кредитная система включает: банк (ЦБ и кредитные организации) и парабанк (специальные кредитные финансовые институты – СКФИ и почтовая сберегательная система – п/сб система).



Основные принципы формирования ФКС:

1) Наличие собственной финансовой базы;

2) Единство и взаимодействие всех элементов финансово-кредитной системы;

3) Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

Государственный бюджет – это ведущее звено любой финансовой системы и централизованный фонд денежных средств.

^ По экономической сущности госбюджет – это совокупность объективно существующих денежных отношений.

По организационной форме госбюджет – это финансовый документ, утверждаемый в форме закона.

Функции госбюджета:

1) Перераспределительная;

2) Регулирующая;

3) Стимулирующая;

4) Контрольная.

^ По уровню управления государственный бюджет представляется как совокупность Федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

Внебюджетные фонды. Имеют постоянный источник, не зависят от средств госбюджета, используются по целевому назначению.

Государственный кредит – это денежные отношения по поводу получения займов, предоставления кредитов и гарантий между субъектами кредитных отношений.

Кредит – это денежная форма авансирования воспроизводства на основе эмиссии новых и перераспределения старых денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности и других признаков кредита.

Функции кредита:

1) Денежное авансирование воспроизводственного процесса;

2) Аккумуляция денежных средств;

3) Замещение реальных денег кредитными операциями;

4) Создание кредитных орудий обращения.

Банковская система – 2-х уровневая.

Главный эмитент – Центральный эмиссионный банк, выпускающий в обращение новые деньги.

Рабочие банки – подчиненные эмитенты, которые используют в качестве кредита эмиссионные ресурсы ЦБ для обслуживания хозяйственных структур рыночной экономики и населения. (Эмиссионные ресурсы – деньги ЦБ).

Финансы предприятий – система денежных распределительных отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием и использованием денежных доходов, накоплений и фондов денежных средств.

Вопрос 3

Государственные муниципальные финансы (ГМФ) – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, расширение экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

На организацию ГМФ влияет ряд факторов:

1) Форма государственного устройства;

2) Особенности административно-территориального устройства страны:

- Функционирование одних субъектов Федерации в составе других субъектов;

- Формирование муниципальных образований различного территориального уровня;

3) Особый статус отдельных территориальных образований.

Финансовые ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления – это доходы, поступления, денежные накопления, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для решения данными органами вопросов, отнесенных к их квалификации.

Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, неиспользованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или внебюджетных фондов, и предназначенных для финансирования расходов в последующие годы.

Проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операции по принятым денежным обязательствам прошедшего года.

Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами власти на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, могут направляться на финансирование дефицита бюджета и внебюджетных фондов и могут размещаться в долговые обязательства.

Вопрос 4

Управление финансами – это процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных приёмов и методов для реализации функций, целей и задач деятельности субъектов власти и хозяйствования.

Управление финансами делится на объекты (виды финансовых отношений) и субъекты (органы управления финансами или, по – другому, финансовый аппарат, т.е. совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление).

Объекты, в свою очередь, подразделяются на ГМФ и хозяйствующий субъект, а органы управления – на стратегические и оперативные.

Функциональные элементы процесса управления финансами:

    1. финансовое планирование и прогнозирование;

    2. оперативное управление;

    3. финансовый контроль.

Объектом планирования выступает финансовая деятельность органов Госвласти и управления и хозяйствующих субъектов и формирование и использование финансовых ресурсов.

^ Финансовое планирование – совокупность мероприятий по планомерному формированию денежных доходов, накоплений, поступлений и их использованию в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планов и других документов, определяющих финансовую политику.

^ Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами (по объёму, по объектам, во времени, по направлениям использования) воспроизводственных процессов.

^ Результат финансового планирования – составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов и проектов.

Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимосвязанных финансовых показателей, которые отражают планируемый объём поступления и использования финансовых ресурсов на предстоящий период.

^ Задачи финансового планирования:

    1. определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма;

    2. определение направлений использования и объёма финансовых ресурсов, установление приоритетов расходования средств;

    3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов их эффективного и экономного использования;

    4. создание условий для укрепления финансовой устойчивости;

    5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.

^ Финансовое прогнозирование – это исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов власти и хозяйствования в будущем научно обоснованное предположение об объёмах финансовых ресурсов и направлениях их использования.

^ Задачи финансового прогнозирования:

    1. увязка и на макро-, и на микроуровне материальных и стоимостных пропорций на перспективу;

    2. определение источника формирования объёма финансовых ресурсов на прогнозируемый период;

    3. обоснование направлений использования финансовых ресурсов на плановый период на основе анализа динамики финансовых показателей с учётом действия на них внутренних и внешних факторов;

    4. определение и оценка финансовых последствий принимаемых решений.

^ Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объёма финансовых ресурсов и определения вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов.

Финансовое прогнозирование осуществляется двумя способами:

  1. прогнозирование ведётся от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей;

  2. определение будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему.

Для расчёта финансовых показателей используют следующие методы:

  1. математическое моделирование:

- учитывает множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза;

- выбор из нескольких вариантов проекта наиболее соответствующего принятой концепции производственного и социально-экономического развития и финансовой политики;

2) эконометрическое прогнозирование:

- расчёт показателей осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одном или нескольких экономических переменных – прогнозных факторов;

- рассмотрение одновременного изменения нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза;

3) метод экспертных оценок – это обобщение и математическая обработка оценок специалистов – экспертов по данному вопросу;

4) трендовый метод – зависимость некоторых групп расходов и доходов только от фактора времени; выделяется тренд постоянных темпов роста исходит из постоянных изменений и линейный временный тренд исходит из постоянных абсолютных изменений;

5) стохастический метод – это вероятностный характер прогноза и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями;

6) разработка сценариев.

^ Результат прогнозирования – финансовый прогноз – это система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния финансовой системы, сфер и субъектов финансовых отношений.

^ Финансовые прогнозы в сфере ГМФ:

  1. перспективный финансовый план;

  2. баланс финансовых ресурсов.

Перспективный финансовый план – это документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов по привлечению государственных и муниципальных займов и финансирование основных расходов бюджета.

^ Баланс финансовых ресурсов – это свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на соответствующей территории, охватывает находящиеся в распоряжении органов власти и организаций основные источники средств, направляемые на развитие производства и осуществления социальных программ (средства населения сюда не входят).

^ Назначение баланса ресурсов – обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий предусмотренных прогнозов социально-экономического развития и формирование финансовых резервов.

^ Оперативное управление – процесс разработки комплексных мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответственно перераспределения финансовых ресурсов.

В ходе оперативного управления финансами обеспечивается:

1) стабильное развитие экономики;

2) маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения бюджетных показателей;

3) стабильное функционирование хозяйствующих субъектов и так далее.

^ Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность государственных институтов, действующих на основании системы законодательно-нормативных актов, гарантирующих выполнение субъектами финансово-хозяйственной деятельности, установленных форм и методов ведения операций и их оформления.

^ Цель финансового контроля – реализация научно обоснованной государственной политики и функционирование эффективного механизма финансового контроля.

Объект финансового контроля – товарно-денежные отношения, возникающие при планировании, распределении и использовании финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль проверяет соблюдение требований экономических законов, оптимальность пропорций распределения и перераспределения ВВП и части НД, составление и исполнение бюджета, налоговые отношения и так далее.

^ Финансовый контроль классифицируется:

    1. по видам:

- государственный (муниципальный финансовый контроль);

- негосударственный (внутрихозяйственный, аудиторский).

2. по времени проведения (по бюджетному кодексу РФ – формы проведения):

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

^ 3. по субъектам:

- президентский;

- контроль представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления;

- контроль финансово-кредитных органов;

- ведомственный;

- внутрихозяйственный;

- аудиторский (независимый).

^ 4. по способу проведения:

- обязательный (внешний);

- инициативный (внутренний).

5. методы (приёмы, средства осуществления) финансового контроля:

- наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля);

- проверка (исследование отдельных вопросов финансовой деятельности на основе балансовых, отчётных и расходных документов; осмотр объектов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);

- обследование (приёмы анкетирования и опроса);

- анализ (использует данные текущей или годовой отчётности, различные аналитические приёмы);

- ревизия (детальное исследование финансовой и хозяйственной деятельности субъекта с целью выявления нарушения; характер ревизии обязательный и регулярный, проводится на месте).

^ Классификация ревизии

  1. по содержанию:

– документальные;

– фактические.

  1. по способу назначения:

- плановые (не реже двух раз в год);

- внеплановые (по случаю).

3. по степени охвата данных:

- сплошные (вся деятельность за весь период времени);

- выборочные.

^ 4. по объёму реализуемой деятельности:

- комплексные;

- тематические.

Вопрос 5

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

^ Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов с целью обеспечения государством его функций, создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Включает в себя:

1. Главные направления развития народного хозяйства;

2. Определение общего объема финансовых ресурсов, их источники, направления использования;

3. Механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

Основные принципы финансовой политики:

1. Обеспечение рациональной структуры системы финансов;

2. Обеспечение рационального построения финансового механизма;

3. Сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

4. Создание финансовых резервов, представляющих собой превышение доходов над расходами бюджета;

5. Сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;

6. Сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики.




Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

^ Финансовый механизм и его структура

Финансовый механизм - система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру фин. механизма входят взаимосвязанные элементы:

^ Финансовые методы - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Действуют в двух направлениях:

1) По линии управления движением финансовых ресурсов

2) По линии рыночных (коммерческих) отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

^ Финансовый рычаг - прием (способ) действия финансового метода.

Правовое обеспечение

Нормативное обеспечение

Информационное обеспечение

Финансовый механизм подразделяется на фин.мех. предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов. Каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.(был рисунок)


Вопрос 6

^ Финансовые потоки государства (государственные финансовые потоки) - это оцененное в денежном выражении движение любых элементов государственного имущества или объектов государственных имущественных прав и, соответственно, любых источников их формирования (финансирования). Финансовые потоки как агрегированный объект управления могут быть рассмотрены в двух основных аспектах:

1. С точки зрения субъектов хозяйственных отношений с участием государства;

2. С точки зрения видов хозяйственных отношений с участием государства.

Первый аспект отражает возникновение и распределение финансовых потоков между различными субъектами - институциональными единицами и институциональными звеньями управленческой и хозяйственной структуры государства.

Второй аспект позволяет определить и обосновать пропорции распределения финансовых потоков между различными сегментами осуществления задач и функций государственной власти, различными областями государственного регулирования, отраслями экономики.

Институциональные секторы:

1. Домашние хозяйства;

2. Государственные учреждения и унитарные предприятия;

3. Хозяйствующие товарищества и общества, производственные кооперативы и некоммерческие организации («-» бюджетные учреждения). (был рис)


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1: «Деньги. Денежное обращение» iconКонспект лекций Финансы, денежное обращение и кредит (Балабанов А....
Деньги – это особый всеобщий эквивалент, который выступает в качестве посредника между товарами, работами и услугами
1: «Деньги. Денежное обращение» iconКонспект лекций Таганрог: Изд-во трту, 2005 Тема Денежное обращение и денежная система
Деньги являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров и имеют товарное происхождение
1: «Деньги. Денежное обращение» iconКонспект лекций по курсу «финансы и кредит». Тема Денежное обращение...
Деньги являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров и имеют товарное происхождение
1: «Деньги. Денежное обращение» iconДоклад по дисциплине «Финансы денежное обращение и кредит»
Деньги – важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм...
1: «Деньги. Денежное обращение» icon2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег....
Деньги это продукт цивилизации, специфический товар, с натуральной формой которого срастается функция всеобщего эквивалента
1: «Деньги. Денежное обращение» iconК практическим занятиям по дисциплине «Финансы, денежное обращение...
Методическая разработка предназначена для оказания помощи студентам специальности 270115 «Экспертиза и управление недвижимостью»...
1: «Деньги. Денежное обращение» iconТема деньги. Денежное хозяйство вопросы: Сущность денег и их функции
Что же такое деньги? Четкого, признаваемого всеми экономистами определения сущности денег в общем-то нет
1: «Деньги. Денежное обращение» iconДоклад по дисциплине «Финансы денежное обращение и кредит»
Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. 
1: «Деньги. Денежное обращение» iconТаганрогский государственный радиотехнический университет
Литовских А. М., Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2003. 135с
1: «Деньги. Денежное обращение» iconХарактерные особенности экономического развития
России к золотому монометаллизму, в обращение были введены золотой рубль и бумажные деньги были введены в обращение. С начала войны...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница